Повышение уровня и качества жизни населения города (на примере г. Набережные Челны)
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретико-методологические основы уровня и качества жизни
населения 8
1.1 Уровень и качество жизни населения: сущность и показатели 8
1.2 Оценка качества жизни населения России 15
1.3 Государственное регулирование уровня и качества жизни
населения 23
2 Анализ уровня и качества жизни населения муниципального образования
города Набережные Челны 40
2.1 Общая характеристика деятельности Управления экономического
развития и поддержки предпринимательства муниципального образования города Набережные Челны 40
2.2 Оценка основных индикаторов уровня и качества жизни населения города
Набережные Челны 47
2.3 Муниципальная политика в области регулирования уровня и качества
жизни населения города Набережные Челны 56
3 Разработка мероприятий по повышению уровня и качества жизни муниципального образования города Набережные Челны 71
3.1 Проблемы уровня и качества жизни населения города Набережные Челны 71
3.2 Предложения по повышению качества жизни населения города
Набережные Челны 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 93
ПРИЛОЖЕНИЯ
1 Теоретико-методологические основы уровня и качества жизни
населения 8
1.1 Уровень и качество жизни населения: сущность и показатели 8
1.2 Оценка качества жизни населения России 15
1.3 Государственное регулирование уровня и качества жизни
населения 23
2 Анализ уровня и качества жизни населения муниципального образования
города Набережные Челны 40
2.1 Общая характеристика деятельности Управления экономического
развития и поддержки предпринимательства муниципального образования города Набережные Челны 40
2.2 Оценка основных индикаторов уровня и качества жизни населения города
Набережные Челны 47
2.3 Муниципальная политика в области регулирования уровня и качества
жизни населения города Набережные Челны 56
3 Разработка мероприятий по повышению уровня и качества жизни муниципального образования города Набережные Челны 71
3.1 Проблемы уровня и качества жизни населения города Набережные Челны 71
3.2 Предложения по повышению качества жизни населения города
Набережные Челны 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 93
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования вызвана необходимостью измерения и организации мониторинга качества жизни населения в новых социально-экономических условиях, сложившихся в связи с развитием трансформационных процессов, затронувших все сферы жизнедеятельности российского общества, и вызвавших глубокие изменения политических, социально-экономических, социально-демографических и духовных условий жизни различных социальных групп и слоев населения страны.
Социальное и региональное развитие современной России характеризуется снижением качества человеческого потенциала населения. В социологическом смысле человеческий потенциал - совокупность основополагающих прав, способностей и возможностей индивида или территориальных общностей, уровень развития и реализации которых повышает продуктивность жизнедеятельности социума. Качество, стиль и образ жизни являются индивидуализированными способами накопления, развития и проявления человеческого потенциала. Качество жизни граждан - первоочередная задача любого государства, основной вопрос соотношения власти и общества, важнейшая социальная категория. Большинство россиян надеется, что Россия XXI века будет представлять собой сильное социальное государство, со справедливым обществом, здоровым народом, обеспеченными семьями, свободными гражданами. Назрела настоятельная необходимость формирования новой идеологии, воплощенной в государственной политике. Приоритетом в обществе и государстве должны стать человек и его семья. Единый интегральный показатель успеха такого нового курса - повышение уровня и качества жизни населения.
Необходим мониторинг социально-трудовой сферы, представляющий собой государственную систему непрерывного наблюдения за фактическим положением дел в социально-трудовой сфере для своевременного выявления и системного анализа, происходящих в ней изменений, предупреждение негативных тенденций, ведущих к формированию и развитию различных очагов социальной напряженности, а также краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в этой сфере. Одним из основных направлений мониторинга социально-трудовой сферы является мониторинг доходов и уровня жизни населения. Он призван стать важным инструментом разработки государственной социальной политики.
Наше благосостояние напрямую зависит от правильной социальной политики государства, которая, в свою очередь, предполагает наличие достаточной информации и позволяет целостно показывать проблемы в современном российском обществе. Очевидно, что без преодоления общесистемного экономического кризиса Россия не сможет реализовать социальную политику в достаточном для населения страны объеме. В то же время общество, часть граждан которого существует на грани бедности, рискует приобрести такие вечные спутники нищеты, как отсутствие патриотизма, мотивации к труду, желание создавать семьи и растить детей.
Изучение динамики и качества уровня жизни населения, его прогнозирование чрезвычайно важно для устойчивого, сбалансированного и поступательного развития общества в целом.
В то же время, мы полагаем, что только количественных оценок уровня и условий жизни для характеристики экономического и социального развития страны оказывается недостаточно. В этой связи среди современных авторов наблюдается недостаток конкретных работ, в которых рассматривается проблема оценки уровня и условий качества жизни, где можно было бы комплексно отразить данную проблему.
Степень разработанности проблемы. Актуальность темы исследования подтверждается и состоянием научной разработанности темы. Конечно, большой интерес представляют труды философов, экономистов, социологов и политологов. В них содержатся глубокие наработки в области экономики, проведения социологических исследований и мониторингов таких авторов как: С.А. Айвазян, А.Н. Бачурина, В.С. Баженовой, Л.А. Беляевой, С.Н. Бобылев, В.Н. Бобкова, А.Л. Васильева, А.М. Михайлов, А.Н. Николаева, В.А. Сухих, В.А. Литвинов, Л.М. Овчаровой, К.Н. Юсупов и т.д.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение уровня и качества жизни населения муниципального образования г. Набережные Челны и разработка рекомендаций по их повышению и развитию.
В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретико-методологические основы уровня и качества жизни населения в России;
- рассмотреть проблемы и перспективы формирования среднего класса в России;
- проанализировать уровень и качество жизни населения
муниципального образования г. Набережные Челны;
- проанализировать основные индикаторы уровня и качества
жизни населения города Набережные Челны;
- разработать мероприятия по повышению уровня и качества жизни населения муниципального образования г. Набережные Челны.
Предметом исследования является уровень и качество жизни населения города.
Объектом исследования является муниципальное образование города Набережные Челны.
Теоретической основой данной работы служат: труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов и социологов, материалы научно-практических конференций и семинаров, посвященных проблемам качества жизни населения; данные докладов и отчетов международных и российских организаций; опубликованные данные правительственных программ социально-экономического развития; российские и международные
статистические базы данных, обобщающие социально-экономическую информацию; энциклопедии, интернет-издания; нормативно-правовые документы Российской Федерации, регулирующие исследуемые социально - экономические процессы.
Информационной базой исследования являются отечественные и зарубежные периодические издания, законодательная база России, международные нормативные акты, данные российских официальных органов - Росстат, международных экономических и финансовых организаций.
Методологическая основа исследования. В процессе проведения исследования были использованы методы логического и системного анализа, метод группировки, экономико-статистические методы, в том числе методы корреляционного, регрессионного и дисперсионного анализа, графический и табличный методы и другие методы.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, рассматривается степень изученности данной темы, цель работы, задачи, определяется предмет, объект и методология исследования.
В первой главе рассматриваются теоретико-методологические основы уровня и качества жизни населения.
Во второй главе проводится анализ основных индикаторов уровня и качества жизни населения города Набережные Челны и рассматривается муниципальная политика в области регулирования уровня и качества жизни населения города.
В третьей главе разрабатывается комплекс мероприятий по повышению уровня и качества жизни населения муниципального образования города Набережные Челны.
В заключении сформулированы основные выводы и результаты исследований, в соответствии с поставленными во введении целями.
Социальное и региональное развитие современной России характеризуется снижением качества человеческого потенциала населения. В социологическом смысле человеческий потенциал - совокупность основополагающих прав, способностей и возможностей индивида или территориальных общностей, уровень развития и реализации которых повышает продуктивность жизнедеятельности социума. Качество, стиль и образ жизни являются индивидуализированными способами накопления, развития и проявления человеческого потенциала. Качество жизни граждан - первоочередная задача любого государства, основной вопрос соотношения власти и общества, важнейшая социальная категория. Большинство россиян надеется, что Россия XXI века будет представлять собой сильное социальное государство, со справедливым обществом, здоровым народом, обеспеченными семьями, свободными гражданами. Назрела настоятельная необходимость формирования новой идеологии, воплощенной в государственной политике. Приоритетом в обществе и государстве должны стать человек и его семья. Единый интегральный показатель успеха такого нового курса - повышение уровня и качества жизни населения.
Необходим мониторинг социально-трудовой сферы, представляющий собой государственную систему непрерывного наблюдения за фактическим положением дел в социально-трудовой сфере для своевременного выявления и системного анализа, происходящих в ней изменений, предупреждение негативных тенденций, ведущих к формированию и развитию различных очагов социальной напряженности, а также краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в этой сфере. Одним из основных направлений мониторинга социально-трудовой сферы является мониторинг доходов и уровня жизни населения. Он призван стать важным инструментом разработки государственной социальной политики.
Наше благосостояние напрямую зависит от правильной социальной политики государства, которая, в свою очередь, предполагает наличие достаточной информации и позволяет целостно показывать проблемы в современном российском обществе. Очевидно, что без преодоления общесистемного экономического кризиса Россия не сможет реализовать социальную политику в достаточном для населения страны объеме. В то же время общество, часть граждан которого существует на грани бедности, рискует приобрести такие вечные спутники нищеты, как отсутствие патриотизма, мотивации к труду, желание создавать семьи и растить детей.
Изучение динамики и качества уровня жизни населения, его прогнозирование чрезвычайно важно для устойчивого, сбалансированного и поступательного развития общества в целом.
В то же время, мы полагаем, что только количественных оценок уровня и условий жизни для характеристики экономического и социального развития страны оказывается недостаточно. В этой связи среди современных авторов наблюдается недостаток конкретных работ, в которых рассматривается проблема оценки уровня и условий качества жизни, где можно было бы комплексно отразить данную проблему.
Степень разработанности проблемы. Актуальность темы исследования подтверждается и состоянием научной разработанности темы. Конечно, большой интерес представляют труды философов, экономистов, социологов и политологов. В них содержатся глубокие наработки в области экономики, проведения социологических исследований и мониторингов таких авторов как: С.А. Айвазян, А.Н. Бачурина, В.С. Баженовой, Л.А. Беляевой, С.Н. Бобылев, В.Н. Бобкова, А.Л. Васильева, А.М. Михайлов, А.Н. Николаева, В.А. Сухих, В.А. Литвинов, Л.М. Овчаровой, К.Н. Юсупов и т.д.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение уровня и качества жизни населения муниципального образования г. Набережные Челны и разработка рекомендаций по их повышению и развитию.
В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретико-методологические основы уровня и качества жизни населения в России;
- рассмотреть проблемы и перспективы формирования среднего класса в России;
- проанализировать уровень и качество жизни населения
муниципального образования г. Набережные Челны;
- проанализировать основные индикаторы уровня и качества
жизни населения города Набережные Челны;
- разработать мероприятия по повышению уровня и качества жизни населения муниципального образования г. Набережные Челны.
Предметом исследования является уровень и качество жизни населения города.
Объектом исследования является муниципальное образование города Набережные Челны.
Теоретической основой данной работы служат: труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов и социологов, материалы научно-практических конференций и семинаров, посвященных проблемам качества жизни населения; данные докладов и отчетов международных и российских организаций; опубликованные данные правительственных программ социально-экономического развития; российские и международные
статистические базы данных, обобщающие социально-экономическую информацию; энциклопедии, интернет-издания; нормативно-правовые документы Российской Федерации, регулирующие исследуемые социально - экономические процессы.
Информационной базой исследования являются отечественные и зарубежные периодические издания, законодательная база России, международные нормативные акты, данные российских официальных органов - Росстат, международных экономических и финансовых организаций.
Методологическая основа исследования. В процессе проведения исследования были использованы методы логического и системного анализа, метод группировки, экономико-статистические методы, в том числе методы корреляционного, регрессионного и дисперсионного анализа, графический и табличный методы и другие методы.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, рассматривается степень изученности данной темы, цель работы, задачи, определяется предмет, объект и методология исследования.
В первой главе рассматриваются теоретико-методологические основы уровня и качества жизни населения.
Во второй главе проводится анализ основных индикаторов уровня и качества жизни населения города Набережные Челны и рассматривается муниципальная политика в области регулирования уровня и качества жизни населения города.
В третьей главе разрабатывается комплекс мероприятий по повышению уровня и качества жизни населения муниципального образования города Набережные Челны.
В заключении сформулированы основные выводы и результаты исследований, в соответствии с поставленными во введении целями.
Повышение уровня и качества жизни населения является стратегическим направлением развития России в XXI веке. Государство обязано создавать благоприятные условия для долгой безопасной, здоровой и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе.
В настоящее время на качество жизни населения российских городов значительное влияние оказывает процесс урбанизации с преобладанием крупногородских форм поселений. Большие и сверхбольшие города, характеризующиеся миграционным и естественным приростом населения, являются центрами развитой экономической и социальной инфраструктуры, источниками занятости и досуга. В крупных городах выше качество жизни населения - выше реальные доходы населения, доступность получения качественного образования и высокотехнологического здравоохранения, там также по большей части сконцентрированы возможности получить высокооплачиваемую и интересную работу. С другой стороны, в этих городах обостряются социально-экономические проблемы практически во всех сферах жизнедеятельности населения, что приводит к снижению качества жизни и возникновению очагов социальной напряженности. Сущность понятия уровня жизни формируется согласно основным критериям жизнеобеспечения граждан государства. Данные критерии не являются свойственными только для отдельно взятой территории, они формируются на основе международных санкций о правах человека, но при этом адаптируются под требования и возможности определенного государства и его экономической политики.
Органы федеральной, региональной и местной власти должны ясно представлять себе проблемы социально-экономического развития российских городов, а также своевременно принимать меры для повышения качества жизни людей. Решение этой задачи требует наличия сопоставимой информации о социально-экономической жизни российского общества, достоверной оценки экономического и социального положения населения российских городов. Эту достоверную оценку можно практически можно осуществить с применением предлагаемой авторами системы легко определяемых объективных и субъективных индикативных показателей качества жизни людей с применением рекомендованных методических подходов. Наше благосостояние напрямую зависит от правильной социальной политики государства, которая, в свою очередь, зависит от того, достаточно ли информации и насколько она полно показывает проблемы в современном российском обществе. Без преодоления общесистемного экономического кризиса Россия не сможет реализовать социальную политику в достаточном для населения страны объеме. В настоящее время российское общество связывает свои ожидания в сфере повышения качества жизни населения с социальной направленностью экономической политики, проводимой государством, справедливо полагая, что именно от решения задач в этой сфере зависит социально-экономическая стабильность и благополучие населения в нашей стране.
В первой главе рассматривались теоретико-методологические основы уровня и качества жизни населения, проведено изучение основных показателей и положения России в мировых рейтингах уровня и качества жизни. Во второй главе уже проводится анализ индикаторов уровня и качества жизни населения города Набережные Челны и рассматривается муниципальная политика в области регулирования уровня и качества жизни населения города. В третьей главе предложен комплекс мероприятий по повышению уровня и качества жизни населения муниципального образования города Набережные Челны. Проведя анализ множества муниципальных программ по поддержке населения города можно сделать вывод, что недостатков в количестве программ по поддержке населения нет, но есть проблемы по их реализации. Город располагает возможностями для повышения уровня и качества жизни населения.
В настоящее время на качество жизни населения российских городов значительное влияние оказывает процесс урбанизации с преобладанием крупногородских форм поселений. Большие и сверхбольшие города, характеризующиеся миграционным и естественным приростом населения, являются центрами развитой экономической и социальной инфраструктуры, источниками занятости и досуга. В крупных городах выше качество жизни населения - выше реальные доходы населения, доступность получения качественного образования и высокотехнологического здравоохранения, там также по большей части сконцентрированы возможности получить высокооплачиваемую и интересную работу. С другой стороны, в этих городах обостряются социально-экономические проблемы практически во всех сферах жизнедеятельности населения, что приводит к снижению качества жизни и возникновению очагов социальной напряженности. Сущность понятия уровня жизни формируется согласно основным критериям жизнеобеспечения граждан государства. Данные критерии не являются свойственными только для отдельно взятой территории, они формируются на основе международных санкций о правах человека, но при этом адаптируются под требования и возможности определенного государства и его экономической политики.
Органы федеральной, региональной и местной власти должны ясно представлять себе проблемы социально-экономического развития российских городов, а также своевременно принимать меры для повышения качества жизни людей. Решение этой задачи требует наличия сопоставимой информации о социально-экономической жизни российского общества, достоверной оценки экономического и социального положения населения российских городов. Эту достоверную оценку можно практически можно осуществить с применением предлагаемой авторами системы легко определяемых объективных и субъективных индикативных показателей качества жизни людей с применением рекомендованных методических подходов. Наше благосостояние напрямую зависит от правильной социальной политики государства, которая, в свою очередь, зависит от того, достаточно ли информации и насколько она полно показывает проблемы в современном российском обществе. Без преодоления общесистемного экономического кризиса Россия не сможет реализовать социальную политику в достаточном для населения страны объеме. В настоящее время российское общество связывает свои ожидания в сфере повышения качества жизни населения с социальной направленностью экономической политики, проводимой государством, справедливо полагая, что именно от решения задач в этой сфере зависит социально-экономическая стабильность и благополучие населения в нашей стране.
В первой главе рассматривались теоретико-методологические основы уровня и качества жизни населения, проведено изучение основных показателей и положения России в мировых рейтингах уровня и качества жизни. Во второй главе уже проводится анализ индикаторов уровня и качества жизни населения города Набережные Челны и рассматривается муниципальная политика в области регулирования уровня и качества жизни населения города. В третьей главе предложен комплекс мероприятий по повышению уровня и качества жизни населения муниципального образования города Набережные Челны. Проведя анализ множества муниципальных программ по поддержке населения города можно сделать вывод, что недостатков в количестве программ по поддержке населения нет, но есть проблемы по их реализации. Город располагает возможностями для повышения уровня и качества жизни населения.



