Введение 3
Глава I. Теоретические подходы к проблеме метапредметных умений учащихся на основе работы с иноязычным художественным текстом 8
1.1 Понятие метапредметных умений в контексте требований ФГОС 8
1.2 Общие направления в достижении метапредметных образовательных
результатов 15
1.3. Метапредметный подход в обучении иностранному языку 22
Выводы по главе I 28
Глава II. Практические аспекты формирования метапредметных умений учащихся на основе работы с иноязычным художественным текстом 29
2.1. Формирование метапредметных умений на уроке английского языка как
реализация требований нового ФГОС 29
2.2. Художественный текст как способ создания речевой ситуации, основы
формирования метапредметных умений 33
2.3. Учебная дискуссия на основе художественного текста как эффективный
метод формирования метапредметных умений учащихся 53
Выводы по главе II 62
Заключение 63
Список используемой литературы 66
Приложения 71
Актуальность. Современный уровень развития общественных отношений предполагает формулирование таких требований к образованию, которые отвечают динамике и многообразию современного мира. Все более ценятся такие качества, как энергичность, предприимчивость, инициативность. Наиболее соответствующим данным процессам и наиболее востребованным становится метапредметный подход к образованию. Именно этот подход в современном образовании становится одним из непременных требований, предъявляемых сегодня к процессу обучения и закрепленных в современных образовательных стандартах. Данный подход акцентирует внимание на развитии универсальных образовательных навыков, личностных качеств, формирование инициативной, творческой и успешной личности более чем на задаче наполнить ученика необходимым набором информации.
В условиях глобализации, усиления взаимозависимости стран и народов мира, тотальной информатизации, ведущей к стиранию границ и ускорению межграничных транзакций, роль иностранного языка как учебной дисциплины многократно повышается. При этом сама сущность языка как средства общения представляет собой благодатную возможность для формирования метапредметных навыков и умений. Особенность иностранного языка как дисциплины в том, что темы и речевые ситуации заимствуется из других областей знаний, на уроках учащиеся могут обсуждать экологические, этические, нравственные, экономические, общественные проблемы, формулировать свое мнение, предлагать пути решения имеющихся проблем. При этом учащиеся взаимодействуют между собой, обучаясь эффективной коммуникации. По этой причине вопросы реализации метапредметного подхода на уроках иностранного языка особенно актуальны в современных условиях.
Учитывая то, что работа с иноязычным текстом является одним из основных видов «классической» работы на уроке, занимающей наибольшую часть учебного времени, проблемы внедрения метапредметного подхода именно в этот вид деятельности представляют особый интерес и практическую значимость. Отметим, что разработок соответствующих методик и рекомендаций в этой области недостаточно, при том важность и актуальность этого направления научной работы очевидна и требует глубокого изучения.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании возможностей формирования метапредметных умений учащихся на основе работы с иноязычным художественным текстом.
Задачи исследования конкретизируют цель и отражают последовательность ее выполнения. Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие метапредметных умений в контексте требований федеральных образовательных стандартов;
- дать общую характеристику метапредметного подхода в обучении иностранному языку;
- рассмотреть процесс формирования метапредметных умений на уроке английского языка как способа реализации требований нового федерального образовательного стандарта;
- исследовать возможности художественного текста как способа создания речевой ситуации, основы формирования метапредметных умений;
- исследовать возможности учебной дискуссии на основе художественного текста как эффективного метода формирования метапредметных умений учащихся.
Научная исследованность. Вопросы формирования метапредметных результатов у учащихся достаточно часто становятся предметом исследования в педагогике, особенно в свете их включения в обязательные образовательные стандарты образования. Психолого-педагогическое осмысление этой проблемы проводилось, например, в работах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Ю.В. Громыко и др. Методическое осмысление прослеживается в работах Г.С. Бережной, М.Д. Даммера, М.В. Кларина, А.А. Кочетовой, Е.А. Пивчука, С.А. Писаревой, И.Н. Ратиковой и других авторов, в которых представлены методические приёмы формирования отдельных метапредметных умений. Проблемы разработки метапредметного подхода в практике преподавания иностранных языков исследованы в работах А.А. Алхазишвили, О.И. Барменковой, Н.П. Гордиенко, Е.П. Кузнецовой, Т.В. Дробышевой, Е.Д. Матрона, И.Г. Морозовой, Е.И. Пассова, М.В. Пласкиной, Г.В. Роговой, З.И. Салиевой, С.К. Фоломкиной и др.
Объектом исследования является процесс формирования метапредметных умений учащихся на уроках иностранного языка.
Предметом исследования выступает технология формирования метапредметных умений учащихся в дискуссии на основе иноязычного художественного текста.
Теоретическая значимость данного исследования определяется тем, что в работе обоснована эффективность внедрения в учебный процесс метода учебной дискуссии на основе иноязычного художественного текста, рассмотрены критерии отбора художественного произведения для формирования метапредметных умений.
Практическая значимость работы раскрывается в ее направленности на решение проблемы формирования метапредметных умений учащихся на уроках иностранного языка. Выявленные особенности процесса формирования метапредметных умений на уроке английского языка как способа реализации требований нового федерального образовательного стандарта могут быть использованы при разработке современных методик преподавания иностранного языка, соответствующих требованиям образовательных стандартов. Практические рекомендации и разработанные конспекты уроков могут быть использованы в практической педагогической деятельности на уроках английского языка в школе.
Методологическая база исследования. При написании работы использованы общие и специальные методы научного познания. Среди общих методов основными в работе стали методы теоретического исследования (восхождение от общего к частному, системный метод) и эмпирические методы (сравнение, наблюдение, эксперимент и измерение). Методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнительный анализ) использованы в практической части исследования и в заключении.
Среди специальных методов применены лингвистические и литературоведческие методы научного исследования, а также применены приемы анализа и синтеза, аналогии, дедукция, сравнения и обобщения.
Основным лингвистическим методом, использованным в работе, является описательный метод - ведущий прием анализа языковых фактов, который используется при объединении определенных единиц языка в более общие категории с целью их дальнейшей классификации. Также использован сопоставительный метод - метод, используемый для описания одних языковых единиц через его системное сравнение с другими элементами языка с целью прояснения их специфичности. При исследовании проблемы применен также сравнительно-исторический метод, сущность которого заключается в сравнении состояния одного и того же языкового факта или их совокупности в различные периоды времени, в выявлении тех изменений, которые произошли за этот временной промежуток. В данном случае в исследовательской работе показано изменение отношения к такому традиционному типу работы на уроке иностранного языка, как работа с иноязычным текстом, и показано изменение задач и целей данной работы с применением современного метапредметного подхода к образованию.
Структура работы включает введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список использованных материалов и приложения. Первая глава работы посвящена теоретическим подходам к проблеме формирования метапредметных умений учащихся на основе работы с иноязычным художественным текстом. В порядке восхождения от общего к частному, исследовано общее понятие метапредметных умений в контексте требований ФГОС, выделены общие направления в достижении метапредметных образовательных результатов. В третьем параграфе конкретизирован метапредметный подход в обучении иностранному языку. Во второй главе исследованы практические аспекты формирования метапредметных умений учащихся на основе работы с иноязычным художественным текстом. С теоретической и практической точки зрения показан процесс формирования метапредметных умений на уроке английского языка как реализация требований нового ФГОС. Во втором параграфе исследованы возможности художественного текста как способа создания речевой ситуации, основы формирования метапредметных умений. В заключительном параграфе работы подробно рассмотрен инструмент учебной дискуссии на основе художественного текста в качестве метода формирования метапредметных умений учащихся и сформулированы рекомендации по применению рассмотреных в работе методов при формировании метапредметных результатов. В заключении представлены выводы по данному исследованию. В список используемой литературы включены основные источники, которые были использованы в ходе данной работы. В приложении отображен конспект урока-дискуссии, который формирует основные метапредметные умения.
Апробация результатов исследования была проведена в ходе прохождения педагогической практики в 9 классе и в виде представления результатов исследования на «Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ-2018» (см. Приложение 2).
Рассмотрев вопросы формирования метапредметных умений учащихся на основе работы с иноязычным художественным текстом нами были получены следующие результаты и выводы:
Развитие общественных отношений изменяет требования к образованию. Установление ФГОС новых образовательных результатов с включением метапредметных компетентностей требует реализации нового методологического подхода к учебно-воспитательному процессу, ориентируя практику обучения не только на осознание и осмысление учебной информации, но и на формирование универсальных учебных действий, среди которых умение планировать и осуществлять свою деятельность, умение работать в коллективе, умение осуществлять познавательные действия, коммуникативные навыки, а также навыки владения современными информационными технологиями. Метапредметный подход к образовательному процессу привносит вместо привычной практики разделения знаний по отдельным школьным предметам современные принципы, направленные на получение учащимися целостной картины мира. Это дает возможность объединить личное, познавательное и общекультурное развитие и саморазвитие учеников, преемственность начальной, средней и старшей ступени обучения.
Спецификой иностранного языка как учебного предмета является то, что он в определенном смысле «беспредметен»: язык представляет собой только средство общения, в то время как тематика и ситуация для речевого взаимодействия заимствуется извне. По этой причине иностранный язык, как никакой другой учебный предмет, открыт для привлечения материалов из самых различных областей знаний. Иными словами, дисциплина «Иностранный язык» изначально представляется метапредметной. На занятиях иностранным языком учащиеся осваивают лексику, относящуюся практически ко всем сферам жизни человека, изучают явления окружающего мира на изучаемом языке.
Достижение метапредметных результатов учебной деятельности возможно в рамках введения в учебный план межпредметных и надпредметных дисциплин, специально ориентированных на решение метапредметных задач. В рамках таких дисциплин целенаправленно формируются метапредметные результаты обучения. Еще одним направлением в достижении метапредметных образовательных результатов является включение метапредметных задач в традиционные учебные предметы. Это направление наиболее часто используется на практике и демонстрирует свою эффективность. При реализации данного направления часто применяются такие приемы, как включение в предметную тему урока метапредметной темы, использование современных образовательных технологий на основе системно-деятельностного подхода и др. Современные образовательные технологии являются процессуальной основой проведения метазанятий и реализации метапредметов.
Содержание учебного предмета «Иностранный язык» позволяет создавать условия для достижения широкого спектра метапредметных образовательных результатов и формирования коммуникативных учебных умений. Основная задача преподавателя при подготовке к уроку состоит в том, чтобы проанализировать, выделить и подобрать содержание таким образом, чтобы урок был ориентирован на целенаправленное достижение личностных и метапредметных результатов, выбранных в качестве приоритетных при изучении конкретной темы.
Закрепление требований по формированию метапредметного результата формирует соответствующие требования к построению урока. Каждое занятие, помимо грамматических, учебных и иных задач должно иметь определенные метапредметные задачи, такие, например, как «учить планировать и оценивать свой результат», «учить структурировать знания», «формировать умение участвовать в коллективном обсуждении» и другие. Это обуславливает необходимость преподавателя предусмотреть соответствующие виды деятельности на уроке, сделать акцент на определенном аспекте проблемы, сознательно управлять достижением метапредметного результата и т.д.
Эффективным методом достижения метапредметных целей урока является работа с художественным текстом. Он является основой формирования речевой ситуации, которая дает возможность наиболее активно задействовать межпредметные связи и развивать универсальные учебные навыки. Работа над аутентичным текстом художественной литературы дает богатые возможности для речевой практики: развивает навыки свободной речи, показывает функционирование в речи языковых явлений, реализует связь видов речевой деятельности, стимулирует перенос материала текста в речь. В чтении учащиеся овладевают предлагаемыми моделями, отбирают наиболее эффективные приемы работы.
Одним из эффективных методов формирования метапредметных умений учащихся является учебная дискуссия. Учебная дискуссия служит вовлечению всего классного коллектива в активную речемыслительную деятельность. Функциональная ценность дискуссии как методического приёма состоит в том, что её использовать при совершенствовании различных языковых навыков и речевых умений. На старшем этапе обучения дискуссия приобретает особую значимость, так как даёт практическую возможность учащимся творчески реализовать ранее приобретённые речевые умения, развивает их самостоятельность, способствует формированию аналитического мышления. Учебная дискуссия в настоящее время активно применяется педагогами при обучении иностранному языку на всех уровнях обучения. Эта форма работы рассматривается сегодня как одна из наиболее эффективных, так как она способствует формированию всех метапредметных результатов, всех универсальных учебных действий, включенных в федеральные образовательные стандарты.
1. Алхазишвили А. А. Основы овладения устной иностранной речью / А.А. Алхазишвили - М.: Высшая школа, 1998.
2. Барменкова. Роль метода проектов в формировании личностных и метапредметных результатов средствами иностранного языка / О.И. Барменкова // Эксперимент и инновации в школе . - 2011. - № 6. - С. 12-16.
3. Бережная Г.С. Реализация метапредметного подхода в основной школе / Г.С. Бережная // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология. - 2016. - № 4. - С. 62-67
4. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. / Л.С. Выготский - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
5. Гордиенко Н. П., Кузнецова Е. П. Использование дискуссии как метода формирования коммуникативных навыков на старшей ступени обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе [электронный ресурс] / Н.П, Гордиенко, Е.П. Кузнецова // Молодой ученый. - 2015. - №8. - С. 1112-1114. Режим доступа: [https://moluch.ru/archive/88/17239; дата обращения: 01.02.2018].
6. Даммер М. Д. Метапредметное содержание учебного предмета / М.Д. Даммер // Вестник ЮУрГУ. Сер.: Образование. Педагогические науки- 2014. - Т. 6. - № 1. - С. 46 - 52.
7. Дробышева Т.В. Перевод художественного текста с точки зрения теории межкультурной коммуникации / Т.В. Дробышева. - Вестник Воронежского государственного университета. - 2007. - №2. - ч.1. - С.21-26.
8. Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения : учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / О. М. Казарцева. - М. : Флинта : Наука, 1998. - 496 с.
9. Кларин, М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии / М. В. Кларин. - Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. - 176 с.
10. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
11. Кочетова А. А., Писарева С. А. Надпредметные программы как способ достижения метапредметных результатов в обучении по новым образовательным стандартам / А.А. Кочетова, С.А. Писарева // Особенности современного филологического образования: ФГОС основной школы: Из опыта экспериментальной работы ГБОУ гимназии № 74 Выборгского района Санкт- Петербурга : учеб.-метод. пособие / под ред. А. А. Кочетовой, А. Г. Лакко. СПб., 2015. - С. 32-53.
12. Леонов С.А. Речевая деятельность на уроках литературы / С.А. Леонов. - Флинта, Наука, М.:1999.
13. Матрон Е.Д. Художественное произведение на уроках иностранного языка: Уч. Пособие / Е.Д. Матрон - М.:Флинта:Наука, 2002.
14. Метапредметный подход в обучении школьников : метод. рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / авт.-сост. С. В. Галян. Сургут, 2014.
15. Методика обучения иностранным языкам в средней школе, Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А., 1982.
16. Морозова И. Г. Использование дискуссии на занятиях иностранного языка в рамках проблемного обучения при подготовке современных специалистов / И.Г. Морозова // Иностранные языки. Теория и практика, 2010. - № 1. - C. 25-35.
17. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов - М, 1991. - 223 с.
18. Пивчук Е. А. Надпредметное обучение в контексте
профессиональных задач учителя [электронный ресурс] // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. -№77. Режим доступа: [http:// cyberleninka.ru/article/n/nadpredmetnoe-obuchenie-v-kontekste-professionalnyh- zadach-uchitelya; дата обращения: 26.01.2018].
19. Пласкина М. В. Анализ современных теорий обучения чтению на иностранном языке [электронный ресурс] / М.В. Пласкина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). -Пермь: Меркурий, 2014. - С. 133-136. Режим доступа: [https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5185/; дата обращения: 01.02.2018].
20. Постановление Правительства РФ от 03.06.2013 № 466 (ред. от 09.06.2017) "Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 23. - Ст. 2923.
21. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от
31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644) [электронный ресурс]. Режим доступа:
[http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/; дата обращения: 25.03.2018].
22. Пряхин М. Н. Практикум по курсу «Журналистское мастерство». Тема: «Телевизионная дискуссия» / М.Н. Пряхин - Москва: УДН, 1989. - 34 c.
23. Пурышева Н. С., Ромашкина Н. В., Крысанова О. А. О метапредметности, методологии и других универсалиях / Н.С. Пурышева, Н.В. Ромашкина, О.А. Крысанова // Вестник Нижегород. ун-та им. Н. И. Лобачевского. - 2012. - № 1 (1). - С. 11-17.
24. Ратикова И. Н. Метапредметный подход в образовательной практике [электронный ресурс] // Концепт. 2013. Спецвыпуск № 6. Режим доступа: [http://ekoncept.ru/2013/13557.htm; дата обращения: 24.12.2017].
25. Рафикова Н.В. Психолингвистическое исследование процессов понимания текста / Н.В. Рафикова. - Тверь, 1999.
26. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. Пособие для учителя / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина - М.: Просвещение, 1988. - 224 с.
27. Рязанова Е.И. Мониторинг качества иноязычного образования в школе / Е.И. Рязанова // Актуальные задачи педагогики: Материалы VI междунар. науч. конференции (г. Чита, январь 2015 г.). Чита, 2015. - С. 93-96.
28. Салиева З. И. Дискуссия как один из методов формирования навыка
говорения на уроках английского языка [электронный ресурс] / З.И. Салиева // Педагогика высшей школы. - 2016. - №3. - С. 63-65. Режим доступа:
[https://moluch.ru/th/3/archive/43/1358/; дата обращения: 30.04.2018].
29. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций / Е.Н. Соловова - М.: Просвещение, 2002. - 239 с.
30. Соловова, Е. Н. Методика отбора и работы с текстом для чтения на старшем этапе обучения / Е.Н. Соловова // Иностранные языки в школе. - 2007. - № 2. - С. 2-10.
31. Стандарты второго поколения. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя. / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
32. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об образовании в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7598.
33. Фоломкина С. К. Текст в обучении иностранным языкам / С. К. Фломкина // Иностранные языки в школе. - 1985. - № 3. - С. 18-22.
34. Юдин, Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность Текст. / Э. Г.Юдин. М.: Эдиториал УРСС, 1997. - 445 с.
35. Яковлев, Е. В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения Текст. / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева. М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 239 с.
36. Ярулов, А.А. Познавательная компетентность школьников Текст. / А. А. Ярулов // Школьные технологии. 2004. - № 2. - С. 43-84.
37. Bloom, B. S. All our children learning: A primer for parents, teaches, and other educators Text. / B. S. Bloom. N.Y. ect., 1981 - 321 p.
38. Bloom, B. S. Taxonomy of education objectives Text. / B. S. Bloom. - Vol. 1-2. N.Y., 1967.
39. Carrol, J. B. A model of school learning Text. / J. B. Carrol // Teachers College Record. Vol 64. pp. 723-733.
40. Clark L. H., Starr I. S. Secondary and middle school teaching methods. -
6 ed. - N.Y.: Macmillan; Toronto: Collier Macmillan, 1991. - 522 p. Lawtie F. (2004): Teaching speaking skills 2-overcoming classroom problems.
www.britishcouncil.com Ur Penny (2002): “Coursebook for language teaching”. Cambridge University Press.
41. Competence: Inquiries into its Meaning and Acquisition in education Settings Text. / ed. By Edmund C. Short. Lanham etc., University Press of America, 1984. -№ VI. pp. 112-129.
42. Pohl, M. Learning to Think, Thinking to Learn: Models and Strategies to Develop a Classroom Culture of Thinking. Text. / M. Pohl // Cheltenham, Vic.: Hawker Brownlow, 2000. 214 p.