Глава I. Современное состояние проблемы развития интонационной стороны речи у детей с заиканием
1.1 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с
заиканием 6
1.2 Развитие темпо-ритмической (интонационной) стороны речи в
онтогенезе 12
1.3 Сущность логоритмических занятий с детьми с заиканием 18
Выводы по главе 1 22
Глава II. Экспериментальная работа по изучению темпо-ритмической стороны речи у детей с заиканием
2.1 Методика проведения исследования темпо-ритмической стороны речи у
детей с заиканием 23
2.2 Анализ результатов исследования темпо-ритмической стороны речи у
детей с заиканием 24
Выводы по главе II 34
Глава III. Эффективность логоритмических занятий в формировании темпоритмической стороны речи у детей с заиканием
3.1 Коррекционная работа по развитию темпо-ритмической стороны речи у
детей с заиканием с помощью логоритмики 35
3.2 Контрольный эксперимент 39
Выводы по главе III 49
Заключение 50
Список использованной литературы 52
В настоящее время одной из актуальных проблем современной логопедии является постоянный рост количества детей имеющих заикание.
Затрудняя общение, заикание часто формирует у человека черты характера, осложняющие его жизнь: робость, неуверенность в своих силах, зависимость от окружающих. Заикание на начальной стадии обычно не очень беспокоит ребенка, но, усиливаясь, оно вызывает, особенно у детей более впечатленных, болезненные переживания: боязнь говорить, желание скрыть свой недостаток. Заикающиеся дети начинают избегать разговоров, смущаются, тихо говорят. Подобное переживание отрицательно действует на психику, изменяет характер ребенка.
Такие специалисты, как Л.И. Белякова [4], Г.А. Волкова [7], Е.Е. Шевцова [32] и др., у дошкольников с заиканием отмечают нарушения темпо-ритмической организации речи. Эти нарушения проявляются в виде судорожных сокращений мышц в голосовом, дыхательном, артикуляционном отделах речевого аппарата.
На наш взгляд, преодоление нарушений темпо-ритмической (интонационной) стороны речи дошкольников с заиканием возможно при комплексном подходе с обязательным включением логопедической ритмики, которая представляет собой систему коррекционно-воспитательных упражнений, проводимых с музыкальным сопровождением и согласованных с речью детей. Но эта тема не в полном объеме изучена в дошкольной логопедии и требует дополнительного изучения.
Цель исследования: выявить эффективность формирования темпо-ритмической (интонационной) стороны речи дошкольников с заиканием с помощью логопедической ритмики.
Гипотеза исследования: предполагается, что использование
логоритмики способствует формированию темпо-ритмической (интонационной) стороны речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
Объект исследования: темпо-ритмическая (интонационная) сторона речи дошкольников с заиканием.
Предмет исследования: средства логоритмики для формирования темпо-ритмической (интонационной) стороны речи дошкольников с заиканием.
Задачи исследования:
1) Изучить современное состояние проблемы развития интонационной стороны речи у детей с заиканием
2) Провести экспериментальную работу по изучению темпо-ритмической стороны речи у детей с заиканием
3) Проверить эффективность логоритмических занятий в формировании темпо-ритмической стороны речи у детей с заиканием
Методологическая основа исследования: теория М.Е. Хватцева [30] о возникновении заикания у дошкольников, концепция В.А. Артемова [2] темпо-ритмической стороне речи заикающихся дошкольников, концепция Е.Е. Шевцовой [32] о развитии интонационной стороны речи заикающихся, взгляды Беляковой Л.И. [4] на направления логопедической работы по преодолению заикания, положения В.И. Селиверстова [28] о дидактических основах логопедических занятий с заикающимися дошкольниками, концепция И.И. Руденко [26] о логопедических занятиях с заикающимися дошкольниками, теория А.В. Ястребовой [33] о коррекции заикания, положение Г.А. Волковой [7] о логопедической ритмике в коррекции заикания, концепция Н.А. Рычковой [27] о воздействии ритмических упражнений на преодоление заикания, взгляды Н.В. Микляевой [20] на развитие темпо-ритмических упражнений в процессе логопедической ритмики
Методы исследования:
• теоретический анализ психологической, педагогической, психолингвистической литературы; изучение медико-психолого-педагогической документации детей: личные дела, протоколы психолого- медико-педагогической комиссии, речевые карты;
♦ эмпирические методы: беседы с логопедами, воспитателями; наблюдение за детьми на занятиях, в процессе обследования; экспериментальные методы: разработка и проведение констатирующего эксперимента, направленного на изучение особенностей темпо-ритмической (интонационной) стороны речи у детей с заиканием
• количественный и качественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в работе логопеда, музыкального работника, воспитателей дошкольных учреждений, а также будут полезны для родителей заикающихся дошкольников.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 33 отечественных источников, и приложения. Работа проиллюстрирована 15 таблицами и 14 рисунками.
Темпо-ритмическая (интонационная) сторона речи представляет собой единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, длительности,
интенсивности, темпа, ритма речи и тембра произнесения. Состояние просодической стороны речи влияет на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи. Нарушение интонационной стороны речи, а именно ее темпо-ритмической организации отмечается у дошкольников с заиканием. Эти нарушения проявляются в виде судорожных сокращений мышц в голосовом, дыхательном, артикуляционном отделах речевого аппарата.
Заикание - это тяжелое и длительно протекающее речевое нарушение, характеризующееся нарушением темпа, ритма и плавности речи.
Целью нашей работы было изучение формирования темпо-ритмической (интонационной) стороны речи дошкольников с заиканием средствами логопедической ритмики. На констатирующем этапе эксперимента мы выявили необходимость проведения логопедической работы с дошкольниками, так как темп-ритмическая (интонационная) сторона речи у них оказалась недостаточно развитой:
- темп речи замедлен или ускорен, имеет судорожный характер
- затруднения в воспроизведении логического ударения
- не умение воспроизводить заданную высоту голоса
- не доступность промежуточных степеней владения силой голоса
- сформированность восприятия тембра голоса
- не умение ритмизировать речевые единицы
- отсутствие интонационной выразительности речи
Для развития и коррекции темпо-ритмических нарушений дошкольников с заиканием многими авторами используется логопедическая ритмика (логоритмика), которая способствует преодолению речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со
словом и музыкой.
Логоритмика представляет собой систему коррекционно-воспитательных упражнений, проводимых с музыкальным сопровождением и согласованных с речью детей. Все это положительно влияет на эмоциональное состояние и поведение, а также имеет серьезное значение для развития личности ребенка, для тренировки как общей, так и речевой моторики.
Мы разработали систему логоритмических занятий, которые проводились еженедельно с октября 2017 по май 2018 года. Занятия проходили как с музыкой, так и без музыкального сопровождения. В течение недели проведенные упражнения и игры закреплялись с воспитателями и родителями.
По окончании формирующего эксперимента мы провели контрольный эксперимент, который доказал эффективность использования логоритмики в коррекции темпо-ритмической (интонационной) организации речи, так как:
- у детей повысился уровень развития интонационной стороны речи
- уменьшились судорожные запинки в самостоятельной речи
- дети научились изменять голос по высоте и силе,
- дети научились определять тембр голоса,
- научились определять и воспроизводить логическое ударение.
Речь дошкольников с заиканием стала более выразительной, правильно интонированной, эмоционально окрашенной, с достаточной темпо-ритмической организацией высказывания.
1. Аксенова Л.И. Специальная педагогика / Аксенова Л.И., Архипова Б.А. и др..- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 400 с.
2. Артемов В.А. Психология речевой интонации. Интонация и просодия /
В.А. Артемов.- М., 2016.-Ч. 1.-75 с.
3. Арутюнян Л.З. Как лечить заикание: Методика устойчивой
нормализации речи / Л. З. Арутюнян (Андронова). - М.: Эребус, 2013 - 160 с.
4. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. - М.: В.Секачев, 2016. - 304с.
5. Блохина Л.П. Просодические характеристики речи. Лаборатория экспериментальной фонетики и психологии речи / Л.П. Блохина, Р.К. Потапова.-М., 2012.-72 с.
6. Власова Т.М. Фонетическая ритмика в школе и детском саду / Т.М. Власова.-М.: Учебная литература, 2007.-376с.
7. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика / Г.А. Волкова. - М. Изд-во Владос. - 2002.-272.с.
8. Волкова Г.А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи. - СПб.: Книгоиздательство «Сайма», 2013
9. Волкова Л.С. Логопедия / Волкова Л.С., Шаховская С.Н..- М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2010.- 680 с.
10. Галеева М.М. Виды упражнений по интонации / М.М. Галеева. // Ун-т дружбы народов им. Патриса Лумумбы, Кафедра русск. яз.- М., 2012.-С. 6974.
11. Гладковская Л.М. Подгрупповые комплексные занятия для старших дошкольников, страдающих заиканием / Л.М. Гладковская, Логопед.-2008.- №8.-с.60-67.
12. Гончарова Н.Н. Коррекция заикания / Н.Н. Гончарова. Л.А. Виноградова // Дошкольное воспитание.- 2005.-№ 3.-с.59.
13. Гуровец Г.В., Давидович Л.Р., Маевская С.И. Медико-педагогическая характеристика сложных форм речевой патологии. // Изучение и коррекция речевых расстройств. - Л., 2015. - С.73-79.
14. Заикание / под редакцией М.А. Власовой, К.П.Беккера, - М.: Просвещение, 2011 - 284с.
15. Иванова С.В. Речевой слух и культура речи / С.В. Иванова.-М.: Просвещение, 2012.-96 с.
16. Казбанова Е.С. Развитие темпо-ритмической организации детской речи как способ профилактики заикания / Е.С. Казбанова // Логопед.-2005.-№6.- с.28-32.
17. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция / В.П. Кащенко. - М.: Айдос, 2014. - 146с.
18. Логопедия. / Под ред. К.П. Беккер, М. Совак. - М.: Просвещение, 2013 -
С.267
19. Меньшикова С.В. Методика дыхательной гимнастики для нормализации дыхания и фонации у детей с нарушениями речи и голоса /
С.В. Меньшикова. - Казань: ТГГПУ, 2006. - 89с.
20. Микляева Н.В. и др. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов. - М., 2004.
21. Набиева Т.Н. Заикание: обзор зарубежной и отечественной литературы // Т.Н. Набиева, Дефектология.- 2008.-№4.-с.30.
22. Осипова А.А. Общая психокоррекция / А.А.Осипова. - М.: Сфера, 2005, - 284с.
23. Поварова И.А. Заикание: диагностика и коррекция темпоритмических нарушений устной речи. Монография / И.А. Поварова. - СПб.: Речь, 2005. - 275с.
24. Расстройства речи у детей и подростков / под редакцией С.С.Ляпидевского, - М.: Просвещение, 1969, - 180с.
25. Родионова Ю.Н. Игры на развитие просодической стороны речи / Ю.Н. Родионова // «Ребёнок в детском саду», 2006 №4-6, С.14-18
26. Руденко И.И. Логопедическая ритмика для дошкольников с речевой патологией /И.И. Руденко //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития-2015. -№ 1.—с.14—17.
27. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика / Н.А. Рычкова. - М.: «ГНОМ и Д», 2000. - 112с.
28. Селивёрстов В.И. Заикание у детей, психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий / В.И. Селивёрстов. - М.: Айдос, 2014. - 345с.
29. Смирнова Л. Н. Логопедия при заикании. Занятия с детьми 5—7 лет в детском саду.— М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 64 с
30. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками / М.Е. Хватцев. - М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 2016. - 384с.
31. Чевелева Н.А. Исправление речи у заикающихся школьников. - М.: Просвещение, 2012. - 96с.
32. Шевцова Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина. — М.: ACT: Астрель, 2009. — 222с.
33. Ястребова А.В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы / А.В. Ястребова. - М.: Просвещение, 2011. - 125с.