Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ (ИНТОНАЦИОННОЙ) СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ СРЕДСТВАМИ ЛОГОРИТМИКИ

Работа №48892

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы55
Год сдачи2018
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
684
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава I. Современное состояние проблемы развития интонационной стороны речи у детей с заиканием
1.1 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с
заиканием 6
1.2 Развитие темпо-ритмической (интонационной) стороны речи в
онтогенезе 12
1.3 Сущность логоритмических занятий с детьми с заиканием 18
Выводы по главе 1 22
Глава II. Экспериментальная работа по изучению темпо-ритмической стороны речи у детей с заиканием
2.1 Методика проведения исследования темпо-ритмической стороны речи у
детей с заиканием 23
2.2 Анализ результатов исследования темпо-ритмической стороны речи у
детей с заиканием 24
Выводы по главе II 34
Глава III. Эффективность логоритмических занятий в формировании темпоритмической стороны речи у детей с заиканием
3.1 Коррекционная работа по развитию темпо-ритмической стороны речи у
детей с заиканием с помощью логоритмики 35
3.2 Контрольный эксперимент 39
Выводы по главе III 49
Заключение 50
Список использованной литературы 52

В настоящее время одной из актуальных проблем современной логопедии является постоянный рост количества детей имеющих заикание.
Затрудняя общение, заикание часто формирует у человека черты характера, осложняющие его жизнь: робость, неуверенность в своих силах, зависимость от окружающих. Заикание на начальной стадии обычно не очень беспокоит ребенка, но, усиливаясь, оно вызывает, особенно у детей более впечатленных, болезненные переживания: боязнь говорить, желание скрыть свой недостаток. Заикающиеся дети начинают избегать разговоров, смущаются, тихо говорят. Подобное переживание отрицательно действует на психику, изменяет характер ребенка.
Такие специалисты, как Л.И. Белякова [4], Г.А. Волкова [7], Е.Е. Шевцова [32] и др., у дошкольников с заиканием отмечают нарушения темпо-ритмической организации речи. Эти нарушения проявляются в виде судорожных сокращений мышц в голосовом, дыхательном, артикуляционном отделах речевого аппарата.
На наш взгляд, преодоление нарушений темпо-ритмической (интонационной) стороны речи дошкольников с заиканием возможно при комплексном подходе с обязательным включением логопедической ритмики, которая представляет собой систему коррекционно-воспитательных упражнений, проводимых с музыкальным сопровождением и согласованных с речью детей. Но эта тема не в полном объеме изучена в дошкольной логопедии и требует дополнительного изучения.
Цель исследования: выявить эффективность формирования темпо-ритмической (интонационной) стороны речи дошкольников с заиканием с помощью логопедической ритмики.
Гипотеза исследования: предполагается, что использование
логоритмики способствует формированию темпо-ритмической (интонационной) стороны речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
Объект исследования: темпо-ритмическая (интонационная) сторона речи дошкольников с заиканием.
Предмет исследования: средства логоритмики для формирования темпо-ритмической (интонационной) стороны речи дошкольников с заиканием.
Задачи исследования:
1) Изучить современное состояние проблемы развития интонационной стороны речи у детей с заиканием
2) Провести экспериментальную работу по изучению темпо-ритмической стороны речи у детей с заиканием
3) Проверить эффективность логоритмических занятий в формировании темпо-ритмической стороны речи у детей с заиканием
Методологическая основа исследования: теория М.Е. Хватцева [30] о возникновении заикания у дошкольников, концепция В.А. Артемова [2] темпо-ритмической стороне речи заикающихся дошкольников, концепция Е.Е. Шевцовой [32] о развитии интонационной стороны речи заикающихся, взгляды Беляковой Л.И. [4] на направления логопедической работы по преодолению заикания, положения В.И. Селиверстова [28] о дидактических основах логопедических занятий с заикающимися дошкольниками, концепция И.И. Руденко [26] о логопедических занятиях с заикающимися дошкольниками, теория А.В. Ястребовой [33] о коррекции заикания, положение Г.А. Волковой [7] о логопедической ритмике в коррекции заикания, концепция Н.А. Рычковой [27] о воздействии ритмических упражнений на преодоление заикания, взгляды Н.В. Микляевой [20] на развитие темпо-ритмических упражнений в процессе логопедической ритмики
Методы исследования:
• теоретический анализ психологической, педагогической, психолингвистической литературы; изучение медико-психолого-педагогической документации детей: личные дела, протоколы психолого- медико-педагогической комиссии, речевые карты;
♦ эмпирические методы: беседы с логопедами, воспитателями; наблюдение за детьми на занятиях, в процессе обследования; экспериментальные методы: разработка и проведение констатирующего эксперимента, направленного на изучение особенностей темпо-ритмической (интонационной) стороны речи у детей с заиканием
• количественный и качественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в работе логопеда, музыкального работника, воспитателей дошкольных учреждений, а также будут полезны для родителей заикающихся дошкольников.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 33 отечественных источников, и приложения. Работа проиллюстрирована 15 таблицами и 14 рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Темпо-ритмическая (интонационная) сторона речи представляет собой единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, длительности,
интенсивности, темпа, ритма речи и тембра произнесения. Состояние просодической стороны речи влияет на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи. Нарушение интонационной стороны речи, а именно ее темпо-ритмической организации отмечается у дошкольников с заиканием. Эти нарушения проявляются в виде судорожных сокращений мышц в голосовом, дыхательном, артикуляционном отделах речевого аппарата.
Заикание - это тяжелое и длительно протекающее речевое нарушение, характеризующееся нарушением темпа, ритма и плавности речи.
Целью нашей работы было изучение формирования темпо-ритмической (интонационной) стороны речи дошкольников с заиканием средствами логопедической ритмики. На констатирующем этапе эксперимента мы выявили необходимость проведения логопедической работы с дошкольниками, так как темп-ритмическая (интонационная) сторона речи у них оказалась недостаточно развитой:
- темп речи замедлен или ускорен, имеет судорожный характер
- затруднения в воспроизведении логического ударения
- не умение воспроизводить заданную высоту голоса
- не доступность промежуточных степеней владения силой голоса
- сформированность восприятия тембра голоса
- не умение ритмизировать речевые единицы
- отсутствие интонационной выразительности речи
Для развития и коррекции темпо-ритмических нарушений дошкольников с заиканием многими авторами используется логопедическая ритмика (логоритмика), которая способствует преодолению речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со
словом и музыкой.
Логоритмика представляет собой систему коррекционно-воспитательных упражнений, проводимых с музыкальным сопровождением и согласованных с речью детей. Все это положительно влияет на эмоциональное состояние и поведение, а также имеет серьезное значение для развития личности ребенка, для тренировки как общей, так и речевой моторики.
Мы разработали систему логоритмических занятий, которые проводились еженедельно с октября 2017 по май 2018 года. Занятия проходили как с музыкой, так и без музыкального сопровождения. В течение недели проведенные упражнения и игры закреплялись с воспитателями и родителями.
По окончании формирующего эксперимента мы провели контрольный эксперимент, который доказал эффективность использования логоритмики в коррекции темпо-ритмической (интонационной) организации речи, так как:
- у детей повысился уровень развития интонационной стороны речи
- уменьшились судорожные запинки в самостоятельной речи
- дети научились изменять голос по высоте и силе,
- дети научились определять тембр голоса,
- научились определять и воспроизводить логическое ударение.
Речь дошкольников с заиканием стала более выразительной, правильно интонированной, эмоционально окрашенной, с достаточной темпо-ритмической организацией высказывания.


1. Аксенова Л.И. Специальная педагогика / Аксенова Л.И., Архипова Б.А. и др..- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 400 с.
2. Артемов В.А. Психология речевой интонации. Интонация и просодия /
В.А. Артемов.- М., 2016.-Ч. 1.-75 с.
3. Арутюнян Л.З. Как лечить заикание: Методика устойчивой
нормализации речи / Л. З. Арутюнян (Андронова). - М.: Эребус, 2013 - 160 с.
4. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. - М.: В.Секачев, 2016. - 304с.
5. Блохина Л.П. Просодические характеристики речи. Лаборатория экспериментальной фонетики и психологии речи / Л.П. Блохина, Р.К. Потапова.-М., 2012.-72 с.
6. Власова Т.М. Фонетическая ритмика в школе и детском саду / Т.М. Власова.-М.: Учебная литература, 2007.-376с.
7. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика / Г.А. Волкова. - М. Изд-во Владос. - 2002.-272.с.
8. Волкова Г.А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи. - СПб.: Книгоиздательство «Сайма», 2013
9. Волкова Л.С. Логопедия / Волкова Л.С., Шаховская С.Н..- М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2010.- 680 с.
10. Галеева М.М. Виды упражнений по интонации / М.М. Галеева. // Ун-т дружбы народов им. Патриса Лумумбы, Кафедра русск. яз.- М., 2012.-С. 6974.
11. Гладковская Л.М. Подгрупповые комплексные занятия для старших дошкольников, страдающих заиканием / Л.М. Гладковская, Логопед.-2008.- №8.-с.60-67.
12. Гончарова Н.Н. Коррекция заикания / Н.Н. Гончарова. Л.А. Виноградова // Дошкольное воспитание.- 2005.-№ 3.-с.59.
13. Гуровец Г.В., Давидович Л.Р., Маевская С.И. Медико-педагогическая характеристика сложных форм речевой патологии. // Изучение и коррекция речевых расстройств. - Л., 2015. - С.73-79.
14. Заикание / под редакцией М.А. Власовой, К.П.Беккера, - М.: Просвещение, 2011 - 284с.
15. Иванова С.В. Речевой слух и культура речи / С.В. Иванова.-М.: Просвещение, 2012.-96 с.
16. Казбанова Е.С. Развитие темпо-ритмической организации детской речи как способ профилактики заикания / Е.С. Казбанова // Логопед.-2005.-№6.- с.28-32.
17. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция / В.П. Кащенко. - М.: Айдос, 2014. - 146с.
18. Логопедия. / Под ред. К.П. Беккер, М. Совак. - М.: Просвещение, 2013 -
С.267
19. Меньшикова С.В. Методика дыхательной гимнастики для нормализации дыхания и фонации у детей с нарушениями речи и голоса /
С.В. Меньшикова. - Казань: ТГГПУ, 2006. - 89с.
20. Микляева Н.В. и др. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов. - М., 2004.
21. Набиева Т.Н. Заикание: обзор зарубежной и отечественной литературы // Т.Н. Набиева, Дефектология.- 2008.-№4.-с.30.
22. Осипова А.А. Общая психокоррекция / А.А.Осипова. - М.: Сфера, 2005, - 284с.
23. Поварова И.А. Заикание: диагностика и коррекция темпоритмических нарушений устной речи. Монография / И.А. Поварова. - СПб.: Речь, 2005. - 275с.
24. Расстройства речи у детей и подростков / под редакцией С.С.Ляпидевского, - М.: Просвещение, 1969, - 180с.
25. Родионова Ю.Н. Игры на развитие просодической стороны речи / Ю.Н. Родионова // «Ребёнок в детском саду», 2006 №4-6, С.14-18
26. Руденко И.И. Логопедическая ритмика для дошкольников с речевой патологией /И.И. Руденко //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития-2015. -№ 1.—с.14—17.
27. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика / Н.А. Рычкова. - М.: «ГНОМ и Д», 2000. - 112с.
28. Селивёрстов В.И. Заикание у детей, психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий / В.И. Селивёрстов. - М.: Айдос, 2014. - 345с.
29. Смирнова Л. Н. Логопедия при заикании. Занятия с детьми 5—7 лет в детском саду.— М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 64 с
30. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками / М.Е. Хватцев. - М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 2016. - 384с.
31. Чевелева Н.А. Исправление речи у заикающихся школьников. - М.: Просвещение, 2012. - 96с.
32. Шевцова Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина. — М.: ACT: Астрель, 2009. — 222с.
33. Ястребова А.В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы / А.В. Ястребова. - М.: Просвещение, 2011. - 125с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ