ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 8
1.СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ…….. 12
1.1. Обзор конструкций опытных деталей для экспериментального исследования дизеля……………………………………………..... 13
1. 2. Особенности организации рабочего процесса в современных быстроходных транспортных дизелях……........………………… 24
1. 3. Выводы по главе. Постановка задач исследования……...……… 28
2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ УСТАНОВКА И ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ АППАРАТУРА. МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЙ. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ…………...……………………………………………… 31
2.1. Объект исследования. Опытные детали и их харак¬теристики. Пределы варьирования…….……………………………………… 31
2.2. Экспериментальная установка и измерительная аппаратура....... 43
2.3. Методики проведения экспериментальных исследований…....... 46
2.4. Результаты экспериментальных исследований………………….. 53
2.5. Выводы по главе…………………………………………………… 74
3.МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ И АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОЦЕССА
СМЕСЕОБРАЗОВАНИЯ НА ПОКАЗАТЕЛИ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА
ДИЗЕЛЯ……………………………………………………………………… 75
3.1. Выбор и обоснование показателей смесеобразования………….. 77
3.2. Выбор и обоснование модели развития факела распыленного топлива…………………………………………………………….. 81
3. 3. Выбор и обоснование модели движения воздушного
заряда в КС………………………………………………………... 82
3. 4. Методики развития факела распыленного топлива в
3
условиях объемно-пленочного смесеобразования…………….. 84
3. 5. Испарение топлива в цилиндре дизеля………………………… 104
3. 6. Распределение топлива и его паров по объему КС……………. 106
3. 7. Выводы по главе…………………………………………………. 107
4.АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РАСЧЕТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА ДИЗЕЛЯ 1Ч 10,5/12…….. 108
4,1. Математическая обработка и анализ результатов экспериментального исследования…………….………………... 108
4.2. Результаты обработки индикаторных диаграмм и анализ
кривых тепловыделения…………………………….……………. 115
4.3. Анализ процесса смесеобразования в исследуемом дизеле
и связь его с показателями рабочего процесса..………………... 122
4.4. Выводы по главе…………………………………………………... 141
5. ПРОВЕРКА РЕКОМЕНДАЦИЙ НА ДИЗЕЛЕ 6Ч 10,5/12……………. 143
5.1. Результаты экспериментальных исследований…………………. 143
5. 2. Вывозы по главе…………………………………………………... 157
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ………………………………... 158
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Проблема экономии топливных ресурсов, в частности, нефтепродуктов приобрела в настоящее время огромное значение практически для всех индустриально развитых государств. В Украине она находит отражение в разрабатываемых национальных программах. "Автомобилестроение Украины " и "Автомобильный транспорт Украины". Одним из главных источников потребления нефтепродуктов является автомобильный транспорт. Поэтому повышение экономичности, устанавливаемых на автомобилях ДВС является актуальной народно-хозяйственной проблемой. Важным направлением в решении этой проблемы, в первую очередь на грузовом автомобильном транспорте, является дальнейшая его дезелизация, которая должна обеспечить в эксплуатации не только снижение на 25-30% расход жидкого моторного топлива и более рационально использовать на транспорте все виды моторных топлив, но и уменьшить загрязнение окружающей среды токсичными выбросами ДВЗ /31, 47/. Реализация этого направления предусматривает как модернизацию выпускаемых, так и разработку новых типов автомобильных дизелей, в том числе не имеющих аналогов в отечественном автомобилестроении. Ограничения, накладываемые на дизели для автомобилей, прежде всего по массогабаритным показателям, требуют создания быстроходных высокофорсированных дизелей с относительно малым рабочим объемом цилиндров ряд ведущих автомобильных заводов, ПО, ассоциаций в СНГ (ГАЗ, ЗИЛ, КАЗ, КАМАЗ, МТЗ, "Серп и молот" и ДР.) создали и приступили или приступают к налаживанию производству таких дизелей. Широкая дизелизация автомобильного транспорта намечена и в приведенных вы¬ше национальных программах Украины.
Горьковским автомобильным заводом для грузовых автомобилей средней грузоподъемности сельскохозяйственного назначения взамен двигателей автомобилей ГАЗ-53 разработан четырехтактный шестицилиндровый рядный дизель 6Ч 10,5/12 (ГАЗ - 542) воздушного охлаждения без наддува мощностью 92 кВт. Выпуск в качестве базовой
модели автомобильного дизеля без наддува предполагал, и это было отражено в планах завода, а в настоящее время реализуется, разработка его форсированных наддувом модификаций. Учитывалось так же, что безнаддувный вариант способен обеспечить большой запас крутящего момента, меньший шум и, в принципе, меньший расход топлива при малых и средних нагрузках по сравнению с дизелем такой же мощности с наддувом /74,121,122 /.
Дизель 64 10,5/12 имеет высокие технико-экономические показатели, находящиеся на уровне лучших мировых образцов автомобильных дизелей, а по ряду показателей (надежности, приспособленности к условиям эксплуатации в сельской местности в СНГ и др.) и превосходящие их / 83 /. РП в этом дизеле организован в КС типа "Пишингер", выполненной в поршне в форме цилиндра со сферическим днищем, с пристеночным способом смесеобразования. Анализ доказывает, что резервы этой КС по дальнейшему повышению эффективности годности РП практически исчерпаны (индикаторный к.п.д. находится на уровне 50 %) уже для безнаддувного базового варианта / 83 /. Что же касается создания форсированных модификаций, то данный тип рабочего процесса существенно ограничивает возможности по степени наддува из-за чрезмерно высоких температур основных де¬талей камеры сгорания, в первую очередь, поршня / 83,121/.
Об этом, в частности, свидетельствуют результаты исследования форсированного наддувом варианта дизеля, который разрабатывался ГАЗ совместно с ХАДИ с рабочим процессом в цилиндрической камере сгорания / 121,122 /.
10
Учитывая отмеченное, представлялось целесообразным при решении задач дальнейшего улучшения показателей работы базового дизеля 6Ч 10.5/12 рассмотреть возможность осуществления РП в условиях организации его в цилиндрической КС, т.е. однотипной с принятой для наддувного варианта. Такой подход позволяет унифицировать не только способы осуществления РП в дизелях семейства ГАЗ, что само по себе экономически целесообразно, ни и ряд систем и механизмов дизеля (впускную систему, систему питания топливом и др.), что в сумме даст значительный экономический эффект в условиях массового производства.
К настоящему времени в СНГ и ряде других стран накоплен значительный опыт в создании и доводке высокоэффективных РП в быстроходных автотракторных дизелях, близких к исследуемому размерностей, как без наддува, так и с наддувом (( КАМАЗ-740, ЯМЗ-238, СМД-60, СМД-31, ЗИЛ-645)-СНГ, (FL 413 R, ОМ 4031)- Гер¬мания, (Ш-700. Т-928)-Чехословакия и др.). Вместе с тем прямой перенос этого опыта на вновь создаваемый или модернизируемый дизель практически невозможен без дополнительных углубленных исследований, так как РП в таких дизелях тесно связан с их конструктивными особенностями, назначением, приоритетными режимами эксплуатации и др. Поэтому для решения конкретных задач, поставленных в данном исследовании, требуется при максимальном использовании накопленного мировым автомобильным двигателестроением опыта, проведение углубленных комплексных исследований на дизеле 6Ч 10.5/12. Подчеркнем, что накопленный при этом опыт в дальнейшем может быть использован при разработке или модернизации дизелей, не только воздушного охлаждения, близкой размерности в Украине.
Работа выполнялась в соответствии с постановлением ГКНТ
11
СССР № 178 от 03.05.1979 и № 375 от 08.09.1980 года в рамках - комплексной научно-технической программы МИНВУЗа УССР " Создание новых типов и совершенствование существующие двигателей внутреннего сгорания " (Приказ по МИНВУЗу УССР № 332 от 06.06.80).
Разработана и апробирована для автомобильного дизеля 64
10,5/12 открытая цилиндрическая КС в поршне , унифицированная с
КС для модификации дизеля с наддувом, которая обеспечивает более высокие технико-экономические и экологические (дымность ОГ)
показатели работы по сравнению с базовым вариантом КС типа -
"Пишингер". На режиме номинальной мощности fe =92 кВт при
П =2800 мин обеспечиваются удельный эффективный расход топлива
De =239 г/(кВтч) и дымность ОГ К= 38 %,что соответственно на 3-4 г/(кВтч) и на 7 % ниже, чем у базового варианта дизеля.
2. Для обеспечения этих показателей работы по результатам
проведенной многофакторной оптимизации для дизеля 64 10,5/12
заводу рекомендованы следующие величины варьировавшихся пара¬
метров: Лкс =0,54 мм.,.0. =0,б, иг^ =0,205 мм ,h-.=ll мм.
3. По результатам экспериментально-расчетного исследования
с применением методов МПЗ и последующей оптимизацией многопараметровых зависимостей, связывающих удельный индикаторный расход топлива с варьируемыми параметрами, установлено, что высота условного контакта оси топливного факела с образующей КС (0,45-0,
48) ткс оптимально для всех диаметров варьируемых КС. Четырех-
дырчатый распылитель с jujp=0,2Q5 мм1 оптимален для всех варьируемых диаметров КС. Использование ТКВД с давлением впрыскивания
40-50 МПа обеспечивает лучшие индикаторные показатели с КС
сдКс=54 мм. Дальнейшее уменьшение диаметра КС приводит к повышению теплонапряженности поршня. С увеличением диаметра КС, при неизменном количестве распыляющих отверстий, требуются повышенное значение вихревого отношения впускных каналов.
Применение методов МПЭ и с последующей оптимизацией позволило установить закономерности между варьируемыми конструктивны¬ми параметрами сЦ Q- , fafp, Ьр и функцией отклика bi, и оценить влияние каждого параметра на эту функцию.
4. На основании общих теоретических положений и проведенных ранее экспериментов уточнена и дополнена математическая модель, позволяющая оценить макрораспределение топлива в объеме
цилиндрической КС и связать показатели, принятые для оценки
смесеобразования, с конструктивными параметрами дизеля с одной
стороны и индикаторными показателями РП с другой. В частности
впервые в модель введены:
- аналитическое описание поверхности и площади факела при
взаимодействии с воздушным зарядом;
- зависимости, описывающие взаимодействие топливного факела с поверхностью КС и величину пятна контакта факела на стенке
КС;
- разработаны критерии для оценки испарения топлива со
стенки при различных формах его контакта с ней.
5. Расчеты с использованием модели, позволили объяснить
полученные при экспериментальном исследовании результаты, а также
наметить пути дальнейшего совершенствования РЕ
6. Оценка макрораспределения топлива в объеме КС и уровня
технике экономических показателей работы дизеля по расчетно-цифровой модели показали, что путем дальнейшего совершенствования РП возможно существенное их повышение, намечены направления
такой оптимизации.
7. Практические рекомендации приняты к внедрению в ПО ГАЗ.
Экономический эффект от внедрения предлагаемых разработок на
1985 год составил 490 тыс. рублей в год на долю автора приходит¬
ся 33,4 тыс. рублей в год. Экономический эффект от внедрения мате
160
матической модели процесса смесеобразования и составленной программы на ЭВМ составил на 1991 год 71,28 тыс. руб. в год.
Абдугаримов И. М. , Гольцикер А. Д. , Клименко А. С. и др.
Исследование баллистики и структуры испаряющейся импульсной
струи// Физика аэродисперсных систем. -1973. -вып. 8. -С. 123-127.
2. Адлер Ю. П. , Маркова Е. П. , Грановский Б. В. Планированние
экпреримента при поиске оптимальных условий, 2-е издание. -Е:
Наука, 1976.-279 с.
3. Астахов И. В. , Трусов В. PL , Хачиян А. С. и др. Подача и
распыливание топлива в дизелях. -М.: Машиностроение, 1971. -359 с.
4. Баев В. К. , Бажайкин А. Н. ., Болдырев И. В. и др. Начальная
стадия развития топливного факела, выброшенного из форсунки под
большим давлением// Физика горения и взрыва. -М. -1979. -N 15.-С, 26
-32.
5. Баев В. К. , Бажайкин А. Н. ,Бузуков А. А. , Тимошенко Б. PL
Качественные особенности развития Факела при впрыске топлива в
среду с противодавлением до 10 атм. // Журнал прикл. мех. и
техн. физики. -М. , 1981. -N2. -С. 66-70.
6. Бектемиров А. С. , Ваулин А. И. , Собенников Е. М. Определение скорости вихря в КО бензинового двигателя//Сб. науч. тр. МА-
ДИ. -М. -1983. -С. 84-90.
7. Белов П. М. , Моисеенко А. В. Проблемы топливных ресурсов и
перспективы использования двойного тошшвопитания дизелей.
//Труды ЦНМТА. -М. -1984. -N 83,84.-0.71-30.
8. Бошко Д. Ф. , Можаева Ж. П. , Аралов А, д. Исследование физи¬
ки течения в области взаимодействия осесимметричной турбуклентной струи с плоской преградой // Изв. вузов. Машиностроение. -1976. -N7. -0.55-59.
9. Большаков Г. Ф. , Гулин Е. И. , Горичнев ЕЕ Физикохимические основы применения моторных, реактивных и ракетных топлив/ Под. ред. Папок К. К. , Давыдкова IL И. - М-Л.: Химия. - 196-5. -270 с.
10. БродскийВ. 3. , Бродский JL М. , Голинова Т. И. и др. Таблицы
планов эксперимента для факторных и полиномиальных моделей. -М.:
Металлургия, 1982. - 752 с.
11. Быков В. И. Разработка рационального способа смесеобразования для форсированного двигателя СМД-ЧН12/14: Реферат дис. канд.
тех. наук: -Харьков. -1988. -19 с.
12. Быков В. И. , Парсаданов И. В. , Строков Д. П. Экспериментальный метод оценки взаимодействия топлива со стенками КС и ДВС
// Сб. ДВС. -Харьков-1987. -N 46.-С. 48-52.
13. Виноградский В. В. , Гингбург А. Е , Лебедев В. А. Пути со¬
вершенствования процесса, топливоподачи в распределительных насосах типа Я7Т//' Труды ЦНИТА. -198-5. - N 85,86. -С 12-17.
14. Вихерт М. М. , Мазинг М. В. Топливная аппаратура автомо¬
бильных дизелей - М: Машиностроение. -1978. -176 с.
15. Володин В. Е , Давыдков Б. И. Методика и результаты исследования впускных каналов автотракторных дизелей// Тракторы и
сельхозмашины. -1976. ~М9. -С, 16-17.
16. Воронков А. И. , Жадан П В. , Седоволосый О. Н. и др. Повышение якономичности быстооходного дизеля 64 10.5/ 12 путем улучшения организации рабочего процесса. //Тезисы докладов РКТК УВН-
ТО Машиностроителей.- Харьков.- 1991.-0.23-24.
17. Воронков А. И. , Пархоменко Н. Д. , Сахаревич С. В. Соверщрнпфр.орярыр рабочего процессе дизеля ГАЗ-542. // Тезисы докладов ВЕГК / МВТУ - М. - 1987. -С. 90-91.
18. Воронков А. И. , Сахаревич С. В. , Тимченко И. И. Оценка
возможности форсирования дизеля ГАЗ-542. //Тезисы докладов ВНТК/
МВТУ - М. - 1987. -С. 37.
163
19. Воронков А. И. , Тимченко И. И. Расчетная модель определения показателей процессов смесеобразования в быстроходных дизелях. / /Тезисы докладов ВНГК/ НАТИ - М. -1985. - С. 11-12.
20. Воронков А. И. , Тимченко И. И. и др. Организация рабочего процесса в быстроходном автомобильном дизеле без наддува с
цилиндрической КС. / / ХАДИ. - Харьков. - 1989. - N 9. - 103 с.
Деп. в ЦНИИТЭИавтопром 24.02.89, N1834 - ап. 89.
21. Воронков А, И. , Тимченко И. PL , Пархоменко Е Д. Исследование рабочего процесса автомобильного дизеля ГАЗ-542 с цилиндрической КС в поршне. //ХАДИ - Харьков, 1989, N9 - 97 с. Деп. в
ЦНИИТЭИавтопром 24. 02. 89. , N1835 - ап. 89.
22. Воронков А. И. } Ямпольский А. Л. Определение поверхности факела распыленного топлива в цилиндре дизеля//Сб. ДВС. -Харьков. Вища школа. -1990. - N52. -С. 24-28.
23. Вырубов Д. Н. Смесеобразование в двигателях дизеля. Ра¬
бочие процессы ДВС и их агрегатов. -М. : Машгиз. -С. 5-54.
24. Вырубов Д. Е , Элькотб М. М. О расчете скоростей воздуш¬
ного заряда в цилиндре двигателя// Известие вузов. Машинострое¬
ние. -1965. -N4. -С. 113-117.
25. Гаврилов Б. Г. Смесеобразование в дизелях// Энергомаши¬
ностроение. -1976. -N9. -С. 12-14.
26. Гальговский В. Р. О выборе числа сопловых отверстий в
распылителе и диаметра КС в дизеле с непосредственным впрыском
топлива//Изв. вузов. Машиностроение. -1970. -N3. -С. 65-69.
27. Гальговекий В. Р. Совершенствование организации и рабо¬
чего процесса автомобильных дизелей с .камерой в поршне пои исс¬
ледовании . организованного движения зарядов: Реферат дис.
канд. тех. наук: -Москва. -1972. -21 с.
28. Гальговский В. Р. , Каракулина М. Ф. , Вихерт М. М. О движе-
164
нии воздуха в цилиндре дизеля с КС типа ЯМЗ//С6. Труды НАМИ. -М. -1973. -Ml40. -С. 3-23.
29. Ганичев Б. Г. , Мус лик А. Б. Исследование отекания пленки
жидкости по вертикальной поверхности при спутном движении газового потока//Изв. вузов. Машиностроение. -1973. -N 10. -С. 89-93.
30. Гершман И. И. Смесеобразование и сгорание в дизеле при
испарении топлива с поверхности КС ( М - процесс) /./ Труды НАМИ. -
М. -1959. -N1. -62 с.
31. Говорущенко Н. Я. Техническая эксплуатация автомоби¬
лей. -Харьков.: Вища школа. Из-во при Харьк.' ун-те, 1984. -312 с.
32. Гончар Б. М. Численное моделирование рабочего процесса
дизелей/'/Энергомашиностроение. -1968. -М 7. -С. 34-35.
33. Гордеев IL А. , Липец В. Л. , Мемех Б. М. О взаимодействии
топливной струи с вращающимся воздушным потоком/'/Труды Ленинг¬
радского кораблестр. института. -1976. -N 110. -С. 3-8.
34. ГОСТ 18509-80 Дизели тракторные и комбайновые. Методы
стендовых испытаний. -М. -57 с.
35. ГОСТ 14846-81 (ст СЭБ 765-77). Двигатели автомобиль¬
ные. Методы стендовых испытаний. -М. -54 с.
36. Гофштейн А. А. , Козин С. Б. , Шпилевой В. П. Модель рабоче¬
го процеса пизеля/'/Двигателестооение. -1980. -N 9,-С. 25-28.
37. Грудский Ю. Г. , ■ Бихеут М. М. Конструирование впускных
систем быстроходных дизелей. М. Машиностроение, 1982,с. 151.
38. Гуриев А. А. , Камфер Г. К. Испаряемость топлив для порш¬
невых двигателей. -М. : Химия. 1974. -264 с.
39 Гурлянд А. Д. Расчет испарения дизельного топлива о по¬
верхности жидкой пленки//Изв. вузов. Машиностроение. - 1969. -N
1. -С. 80- 84.
40. Дахно В. Н. , Можаева Ж. П. , Савин В. К. , Аралов А. Д. влия-
165
ние турбулентности на теплообмен при взаимодействии плоской струи с преградой//Изв. вузов. Машиностроение. -1977. -N 1.-С. 104-108.
41. Демочка О. И. , Ложкин В. Е Способы и средства уменьшения
токсичности выбросов с отработавшими газами дизельных двигателей
/7 Труды ЦНИТА. -1985. -N 85,86. -С. 52-60.
42. Дизели. Справочник. /Под ред. Ваишейдти В. А. , Иванченко Е Е
Коллерова Л. К. -Л,: Машиностроение, 1977. -480 с.
43. Драгунов Г. Д. , Садовский Г. С. Распределение топлива и
воздуха в КС дизеля// Известия вузов. Машиностроение. -1979. -Ml.
-и. оо-9с.
44. Дробышевский И. В. Исследование рабочего процесса быст¬
роходного тракторного дизеля Д-240 с КС в поршне типа ЦНИДИ. Реф.
канд. тех. наук. -Минск. -1975. -20 с.
45. Дубовкин Н.Ф. Справочник по углеводородныч топливам.
их продуктам сгорания. -М-Л.: Госэнергоиздат, 1962. 288 с
46. Дульфан В. Д. Исследование влияния условий смесеобразо¬
вания на индикаторные показатели работы однокамерного тракторно¬
го дизеля. Реф. канд. тех. наук. -Харьков. -1974. -22 с.
47. Дьяченко В. Г. Основы теории рабочего процесса в двига¬
телях внутреннего сгорания. -Киев. : УМЕ ВО, 1988.-95 с.
48. Егооов В. В. Исследование особенностей испарения топлива
и рабочего цикла при форсировании тракторного дизеля с КС ЦНИДИ.
Дис. канд. тех. наук. -Челябинск. - 1979. -210 с.
49. Иванченко Е Е , Семенов Б. Е , Соколов В. С. Рабочий про¬
цесс дизелей с камерой в поршне. -Л. Машиностроение, 1972. -232 с.
50. Иноземцев Е В. , Кошкин В. К. Процессы горения в двигате¬
лях -М,Машгиз,1949.344 с.
51. Исследование и доводка впускных каналов дизеля СМД 60/80
166
//Технический отчет НАМИ. -М. -1973. -N 14/768. 312 с.
52. Калужин С. А. , Романов С. А. , Свиридов Ю. Б. Эксперимен¬
тальное исследование скоростей движения жидкой и газообразной
фаз в дизельном топливном факторе//Двигателестроение. -1980. -N7. -С. 5-
53. Камфер Г. М. Комплексный показатель смесеобразования для
дизелей с камерой в поршне//Двигателеетроение. -1986. -N 4.-С. 3-6.
54. Камфер Г. М. Процессы теплообмена и испарения при смесе¬
образовании в дизеле.-М.: Высшая школа, 1974. -144 с.
55. Камфер Г. М. , Семенов В. Е Анализ взаимосвязи диаметра
КС и интенсивности движения воздушного заряда в дизеле/'/Двигате-
лестроение. -1983. - N 10. -С. 3-5.
56. Камфер Г. М. , Семенов В. Н. Ориентация топливных струй в
дизелях с преимущественно обьемным смесеобразованием при различ¬
ной геометрии КП//Двигателестооение. -1985. -N 12 -С. 49—51.
57. Камфер Г. М. , Семенов В. Н. Приближенная связь между оце¬
ночными параметрами совершенстве), впускных каналов по методикам
ЯШ, НАМИ, НАТИ//С6. науч. тр. МАДЙ.-М.-1982.-С. 16-21.
58. Камфер Г. М. , Семенов В. Н. . Степаненко А. С. Интенсив¬
ность вращения воздушного заряда ПРИ различных конструкциях
впускного канала и КС//Двигателестроение. -1986. -N9. -С. 6-8.
59. Капица П. Л. Волновое течение тонких слоев вязкой жид-
коети//Ж1Ф. -1948. -N 18. -С. 11-16.
60. Кибальчич А. П. . Матвиенко В. Ю. , life пелен ко И. Г. Возмож¬
ности имитационного моделирования в исследованиях сложных систем
на примере процесса торможения тракторного поезда.-Харь¬
ков.-1976.-С. 16. Деп. в ЦКИНТИ Тракторсельхозмаш. 5. 07.1979,N
106.
61. Коваль И. A. , Быков В. И. Совершенствование рабочих ПРО-
167
цессов дизеля типа СМД для высокопроизводительных тракторов и комбайнов// Двигателеетроение. - 1986. -N 1.-C. 3-7.
62. Копылов М. Л. , Разлейцев К Ф. , Васильченко И. Д. , Корягин
И. Н. Влияние характеристик впрыскивания топлива на показатели
смесеобразования в дизеле с повышенной температурой стенок
КС//С6. ДВС. -Харьков. -1987. -N45. -С. 7-15.
63. Краткий автомобильный справочник//ГосНИИ Автомоб. транс.
8- е пераб. и доп. -М. -Транспорт. -1979. -464 с.
64. Кругов В. И. , Горбанецкий В. Е. , Кислов В. Г. Топливная
аппаратура автотракторных дизелей. -М. : Машиностроение, 1985.
205 с.
65. Луканин В. Е , Хачиян А. С. , Багдосаюов И. Г. Мухарский А.
А. , Кошкин В. К. Особенности рабочего процесса дизелей с обьемно-
пристеночным омесеобразованием/./Двигателестроение, -1985.-М 12.
С. 3-8.
66. Лыков А. В. Тепло и массопервнос в процессах испаг>енЕ4я.
-М. : Из-во АН СССР. -1958. -452 с.
67. Лышевский А. С. Распыливание топлива в судовых дизелях.
-JL: Судостроение, 1971. - 248 с.
68. Лышевский А. С. Системы питания дизелей. -М. : Машиност¬
роение .1981. -216 с.
69. Майер Я. М. , Копылов М. Л. К вопросу о методике исследо¬
вания движения воздуха в КС однокамерного дизеля.// Сб. ДВС.
-Харьков. - 1969. - N 10. -С. 24-28.
70. Мазинг М. В. Развитие и совершенствование конструкций
топливной аппаратуры современных автомобильных дизелей. Обзорная
информация. - М. : НИИНавтопром, 1981. -32 с.
71. Маслянный Г. Д. , Перепелин А. В. Выбор соотношения между
ходом и диаметром плунжера в насосах высокого давления дизелей
168
ЯМЗ//Труды ЦНИТА. -1984. -N 83}84. -С. 38-45.
72. Мац 3. 3 . Инженерные методы расчетов рабочего процесса и
совершенствование систем воздухосна.бжения мощных двигателей
транспортного назначения. Дис. док. тех. наук. -Харьков. -1988. -400 с.
73. Мац 3. 3. Методика обработки индикаторных диаграмм //Тр.
ЦШДИ. -1957. -N 32. -С. 95-131.
74. Мацкерле Ю. Современный экономичный автомобиль/ Пер. с.
чешек. В. Б. Иванова/ Под. ред. А. Р. Бенедиктова. -М. • Машинострое¬
ние, 1987. -320 с.
75. Мэлькумов Т. М. Теория быстроходного двигателя с само¬
воспламенением. - М. : Оборонгиз, 1953. -408 с.
76. Минкин 3. М. Оценка аэродинамических свойств камеры сго¬
рания в поршне и крышке цилиндра. -Л.: Машиностроение., 1965. -243 с.
77. Митков Д. Л. , Кардашевский С. В. Статистические методы в
сельхозмашиностроении. -М. : Машиностроение, 1978. -360 с.
78. Митрогюдьский А. К. Техника статистических вычислений. -М.
Наука, 1971. -576 с.
79. Молчанов и др. Влияние интенсивности вихревого движения
заряда в цилиндре на показатели токсичности и экономичности ди¬
зелей размерности 110/125 с открытой камерой сгорания// Реф. сб.
ЦНИИТЭПтракторосельхозмаш .-М. -1977. - N 2.-С. 29-87.
80. Мухамеджанов С. Г. Экспериментальное исследование взаи¬
модействия топливного факела со стенкой применительно к объемно
-пленочному смесеобразованию//Труды ЦНИДМ. -1968. -N 58.-С. 80-87'.
81. Павличенко A.M. . Жуков В. И Связь оптимального закона
сгорания с законом впрыска топлива для судового дизеля 6ЧН 25/34
//Тр. Николаевского караблестроит. ин-та.-1972. - N 64. -С. 50-55.
82. Павлов Е. П. Исследование особенности процесса смесеоб¬
разования в малоразмерном высокооборотном дизеле с камерой ЦШДИ