Введение...................................................................................................................3
Глава I. Историко-краеведческие публикации о Москве в СМИ в прошлом и настоящем............................................................................................................
1.1 Историко-краеведческие публикации о Москве в СМИ 19-20 веков….........................
1.2 Историко-краеведческие публикации о Москве в СМИ (печать, телевидение и радио) сегодня.............................................
Глава II. Место и значимость историко-краеведческих публикаций о Москве в воспитании молодежи..........................
2.1 Роль и воздействие историко-краеведческих публикаций в воспитании молодежи......................................................
2.2 Фальсификация истории в СМИ..................
Заключение.............................................................................................................
Список литературы
I. Объект исследования – история и краеведение как важнейшее направление воспитания подрастающего поколения
II. Предмет исследования – материалы по историко-краеведческой тематике, опубликованные в СМИ
III. Цель исследования – выявить особенности краеведческого контента в СМИ и его роль в воспитании молодёжи
IV. Задачи исследования – провести тщательное изучение материалов историко-краеведческой тематики, выявить их достоинства и недостатки, проследить историю историко-краеведческих публикаций, проанализировать проблему фальсификации исторических фактов в СМИ
V. Методы исследования – историко-сравнительный анализ материалов, опубликованных в СМИ, общенаучный метод, анализ документов, анализ статистических данных
VI. Практическая значимость – материалы исследования могут быть использованы в учебной работе, на семинарах, занятиях, способствовать патриотическому воспитанию молодёжи
VII. Гипотеза – историко-краеведческие публикации в СМИ играют значительную в воспитании молодёжи
Сегодня Россия переживает сложный и трудный период. Разрушены нравственные идеалы, ощущается духовный застой, экономические проблемы, поток политического словоблудия, безответственность – всё это захлестнуло общество и может превратить нас в людей, утративших память. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание. В российском обществе ощущается недостаток духовно-нравственного развития и гражданского воспитания.
Перед нашим обществом в полный рост встала опасность потери исторической памяти, самоидентификации. А для разностороннего гармоничного развития личности любого человека необходимо знание истории родного края, чтобы ощущать свою связь с корнями, связь прошлого, настоящего и будущего, свою причастность к истории семьи, района, города и всей страны. Именно поэтому особую роль приобретает краеведение. Оно должно прививать интерес и любовь к родному краю, способствовать развитию его уникальности, осознанию места и роли в развитии отечественной и мировой истории и культуры. У краеведения есть очень важная особенность, которую отмечает академик Д.С. Лихачев: «Краеведение учит любить не только свои родные места, но учит знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень». Именно ему, в большей мере, чем какому-либо другому виду деятельности, необходимо восстанавливать особенно у молодого поколения историческую память, воспитывать нравственность, гражданственность, обострённое чувство сопричастности и ответственности за всё происходящее.
Поскольку одним из источников обогащения знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков является историческое краеведение, то в нынешних условиях очень важна его активизация.
В настоящее время наблюдается тенденция увеличения интереса к краеведению не только в среде специалистов данной области, но и у населения в целом.
Для того чтобы возродить и укрепить культ знания, духовности, нужно опереться на выработанные эпохой новые средства воздействия на умы людей. Для нынешней информационной цивилизации такими средствами становятся СМИ. Именно СМИ сегодня оказывают наибольшее воздействие на общество. Без радио, телевидения и прессы сегодня невозможно представить нормального течения жизни. Они информируют население, развлекают его, агитируют, учат.
Средства массовой информации призваны осуществлять:
• поиск;
• получение;
• передачу;
• производство;
• распространение информации.
При этом они могут решать пропагандистские, идеологические, агитационные, воспитательные задачи. И большую роль в решении этих задач должны играть историко-краеведческие публикации в СМИ.
Понятие «краеведение» появилось в нашем языке лишь около ста лет назад. Термин «краеведение» закрепился в русском языке лишь на рубеже XIX и XX вв. для обозначения деятельности определённой тематики: познание и распространение знаний о прошлом и настоящем какого-либо «края» – от сравнительно крупного региона до отдельных города и деревни, монастыря, усадьбы, завода, даже улицы, храма, дома, школы и т. д. В краеведении преобладает интерес к наследию – историко-культурному и природному. И важно то, что изначальный смысл этого слова подразумевает не просто сведения о какой-нибудь местности, но и путь познания и распространения этих знаний. Это научно-популяризаторская деятельность, к которой причастны не только учёные-специалисты, но и более широкий круг лиц, в особенности, местные жители. Краеведение изначально имело и просветительскую направленность, допускающую вовлечение в эту деятельность широкой общественности. И потому-то краеведение явственнее, отражает особенности менталитета (и общества в целом, и отдельных его группировок – больших и малых) и вкусовые предпочтения той или иной эпохи. Относящееся к краеведению, усваиваемое с юных лет (включённое в программы школьного обучения) оказывает непосредственное воздействие на формирование не только первичных научных представлений, но и общественного сознания – воспитательное значение краеведения общепризнано. Краеведение поэтому является и школой познания, и школой воспитания – воспитания культурой. А поскольку основа культуры – память, - следовательно можно сказать, что краеведение – и воспитание историей. Оно убеждает в необходимости обращения к опыту прошлого. Тем самым краеведение становится и школой воспитания уважения к опыту старших, к истокам. Подлинное краеведение – всегда краелюбие. Воздействие его велико. И потому так важно и для настоящего и для будущего возбудить краеведческий настрой у молодёжи, привить им навыки краеведческой культуры, интерес к родному краю. Краеведческая культура – одна из основ культуры человека, его нравственности, гражданственности. Такой она остаётся и в век высокой технической цивилизации. А в нынешний информационный век большую роль в воспитании краеведческой культуры у молодёжи должны играть средства массовой информации – историко-краеведческие газеты, журналы, теле и радио передачи.
1. Ворошилов В.В. Журналистика: Учебник. СПб, 1999.
2. Типология периодической печати: Учеб. Пособие для студентов вузов / М.Е. Аникина, В.В. Баранов, О.А. Воронова и др.; Под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. - М., 2007.
3. Прохоров Е.П. «Введение в теорию журналистики», Москва;
4. Краеведы Москвы: Сборник, сост. Л.В. Иванова, С.О.Шмидт вып. 1,2,3 – М, 1991-1997г.
5. Историки и краеведы Москвы. Некрополь – библиографический справочник – М. 1996г.
6. Три века московской журналистики Б.И.Есин, И.В. Кузнецов – М. 2005г.
7. Патриотическое воспитание молодёжи. Проблемы, задачи, планы – М. 2001г.
8. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 05.04.2016) "О средствах массовой информации"
9. Постановление Правительства РФ от 05.10.2010 N 795 (ред. от 07.10.2013) "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы"
10. Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2009 года № 549 «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России»
11. Грушин Б.А. «Мнение о мире и мир мнений», Москва;
12. Доронин А.И. «Информационно-аналитическая работа: обработка материалов средств массовой информации», Санкт-Петербург;
13. Андреева Г.М. «Психология социального познания: учебное пособие для студентов высших учебных заведений», Москва;
14. Форумы, посвящённые телепроектам, фильмам, радиопередачам, указанным в работе