Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ И ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Работа №48843

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2018
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
722
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Создание единого образовательного пространства как условие совершенствования коммуникативной компетенции 8
1.1. Требования ФГОС к внеурочной деятельности по английскому языку 8
1.2. Формы и направления внеурочной деятельности по английскому языку 24
Выводы по Главе 1 34
Глава II. Виды внеурочной деятельности, направленные на
совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции 37
2.1. Повышение мотивации и интереса учащихся к изучению
английского языка через индивидуализацию обучения и поиск оптимальных форм и средств внеурочной деятельности 37
2.2. Разработка и апробация внеурочного занятия, направленного на
совершенствование коммуникативной компетенции 47
2.3. Выводы и предложения по результатам проведенной работы 57
Выводы по Главе II 66
Заключение 69
Список использованной литературы 73
Приложение

В современном стремительно изменяющемся мире репродуктивная передача подрастающему поколению суммы знаний уже не является залогом его успешной интеграции в социум. Обществу сегодня нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора. Поэтому главными факторами для построения личностного вектора развития становятся умение ориентироваться в море информации и способность принимать правильные решения на основании данных из различных источников.
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы связана приоритетными целями современного российского образования, а именно с полноценным формированием и развитием способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат - научить учиться. Более того, основная цель изучения иностранных языков в школе - формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции: способности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Следовательно перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни и готовой вести межкультурное общение. Это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее - ФГОС) общего образования основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность по иностранному языку имеет большое образовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа призвана не только углублять знания английского языка, но также способствовать расширению культурологического кругозора обучающихся, их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышения мотивации к изучению языка и культуры другой страны. Немаловажное значение имеет тот факт, что внеурочное образование способствует разумной организации досуга обучающихся, направлению их интеллектуальной и эмоциональной энергии в нужное русло, приносящее пользу себе и обществу. Обучающиеся являются субъектами внеурочной работы. Их желания и интересы являются определяющими при выборе форм и содержания внеурочной работы. Отличительной чертой внеурочной деятельности на иностранном языке является то, что она своим содержанием обращена к использованию английского языка как средства общения.
Цель исследования выпускной квалификационной работы - разработка принципов построения внеурочного занятия, преследующего цель совершенствования иноязычной коммуникативной компетенции.
Для достижения поставленной цели в данной работе решаются следующие задачи:
1. Изучить требования ФГОС к внеурочной деятельности по английскому языку;
2. Изучить формы и направления внеурочной деятельности по английскому языку, способствующие совершенствованию коммуникативной компетенции;
3. Проанализировать роль индивидуализации обучения в повышении мотивации и интереса учащихся к изучению английского языка во внеурочной деятельности;
совершенствование коммуникативной компетенции;
5. Проверить практическим путем эффективность принципов построения внеурочного занятия, направленного на совершенствование коммуникативной компетенции, на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №9» г. Алатыря Чувашской Республики.
Объект исследования выпускной квалификационной работы - совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции на основе индивидуализации обучения в рамках внеурочной деятельности
Предмет исследования выпускной квалификационной работы - внеурочная деятельность по иностранному языку.
Практическая значимость данного исследования заключается в разработке внеурочного занятия, направленного на совершенствование коммуникативной компетенции.
Теоретическая значимость исследования заключается в подробном анализе роли внеурочной деятельности по английскому языку как средства повышения мотивации и интереса учащихся к совершенствованию иноязычной коммуникативной компетенции.
В процессе исследования нами были использованы следующие методы: анализ и синтез психолого-педагогической, дидактической и учебно-методической литературы, учебно-программной документации по данной проблеме.
Степень научной разработанности темы заключается в том, что новый Федеральный государственный образовательный стандарт открывает дополнительные возможности для формирования иноязычной
коммуникативной компетенций в рамках внеурочной деятельности, что позволяет учителю английского языка использовать нереализованные ресурсы факультативных занятий для заинтересованных учащихся. Именно внеурочная деятельность способна обеспечить максимальную дифференциацию и индивидуализацию учебного материала и способов его усвоения, что является решающим фактором в повышении мотивации к изучения языка и раскрытию творческих способностей учащихся.
Подавляющее большинство исследований по данной теме рассматривают основные аспекты совершенствования коммуникативной компетенции лишь на уроке английского языка, не рассматривая этот аспект в рамках внеурочной деятельности, поэтому доказательству данной проблемы и посвящена наша работа.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение. Первая глава рассматривает требования ФГОС к внеурочной деятельности, а также изучает её формы и направления. Вторая глава рассматривает пути повышение мотивации учащихся к изучению английского языка через индивидуализацию обучения и поиск оптимальных форм внеурочной деятельности, а также разработку принципов и анализ внеурочного занятия, направленного на совершенствование коммуникативной компетенции. Приложение представляет собой сценарий внеурочного занятия. В заключении подведены итоги проведенного исследования.
Методологической базой послужили идеи изложенные в работах отечественных ученых-лингвистов и методистов И.Л. Бим, Е.И. Пассова, Р.П. Мильруд, Е.Н. Солововой, Л.З. Якушиной, Г.В. Роговой и других ученых, которые внесли огромный вклад в развитие форм и методов внеурочной деятельности и нетрадиционных методик преподавания английского языка, сделали ряд полезных, продуктивных, эффективных исследований, помогающих изучать иностранные языки в школе.
Апробация работы. Основные положения исследования были представлены на обсуждение в секции «Актуальные вопросы межкультурной коммуникации и методики обучения иностранным языкам» итоговой научно-образовательной конференции студентов института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого 2018 г. Тезисы по материалам статьи «Повышение мотивации и интереса учащихся к иностранному языку через индивидуализацию обучения и поиск оптимальных форм и средств внеурочной деятельности» сданы для печати в сборник конференции.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данной выпускной квалификационной работы была разработка принципов построения внеурочного занятия, преследующего цель совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции.
Для достижения поставленной цели нами были решены следующие задачи:
1. Изучили требования ФГОС к внеурочной деятельности по английскому языку;
2. Изучили формы и направления внеурочной деятельности,
способствующие совершенствованию коммуникативной компетенции;
3. Проанализировали роль индивидуализации обучения в
повышении мотивации и интереса учащихся к изучению английского языка во внеурочной деятельности;
4. Разработали внеурочное занятие, направленное на
совершенствование коммуникативной компетенции;
5. Проверили практическим путем эффективность принципов построения внеурочного занятия, направленного на совершенствование коммуникативной компетенции, на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №9» г. Алатыря Чувашской Республики.
Итак, в ходе работы было установлено, что внеурочная деятельность является обязательной составляющей частью Федерального Государственного Образовательного Стандарта нового поколения, которая реализует его требования в полной мере.
Первоочередная цель обучения английскому языку для современной системы образования - формирование и совершенствование коммуникативной компетенции ученика. Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, а также создание естественной языковой среды для формирования коммуникативных навыков.
Поэтому главной задачей обучения в соответствии с требованиями ФГОС является создание единой образовательной среды, где урочная и внеурочная деятельность, дополняя друг друга обеспечивают оптимальные условия для реализации личностного потенциала учащихся.
Разнообразие форм и направлений внеурочной деятельности позволяет учителю максимально приблизить занятия по форме и содержанию к интересам и потребностям каждого учащегося. Ученик может самостоятельно выбирать тот вид деятельности, который будет ему интересен. Благодаря этому достигается максимальная индивидуализация изучаемого материала, а это в свою очередь является определяющим фактором в повышении мотивации и интереса школьника, раскрытию его индивидуальных способностей.
Кроме этого, отсутствие жесткой системе оценивания, добровольный характера участия, менее формальная атмосфера занятий также играют решающую роль в поддержании заинтересованности учащихся в изучении языка.
Практическую ценность выпускной квалификационной работы составляет разработка и апробация внеурочного занятия, направленного на совершенствование коммуникативной компетенции учащихся.
При разработке театрального представления «Cinderella», проведенного с учениками 3 класса средней общеобразовательной школы №9 г.Алатыря, учитывались все принципы организации внеурочного занятия: учет языковой подготовленности учащихся, их возрастных и индивидуальных особенностей, принцип сочетаний групповой и индивидуальной формы внеурочного занятия, принцип коммуникативной активности и т.д. Особое внимание было обращено на выбор языкового материала (сценария), он был адаптирован по уровень языковой подготовленности учеников и был отобран по определенным критериям: аутентичность, ценность языкового материала, соответствие возрасту и интересу учащихся.
Мы может утверждать, что театрализация, как разновидность внеурочной деятельности, способствует снятию языкового барьера у школьников, пополнению их лексического запаса, пониманию английской речи на слух, развитию навыков коммуникации, стимулирует учеников с разным языковым уровнем к использованию иностранного языка как средства общения, тем самым создавая условия для улучшения коммуникативной компетенции ученика.
Английский театр, на наш взгляд, является эффективным методом повышения мотивации к изучения иностранного языка. Данный вид внеурочной деятельности позволяет «примерить» на себя фактическую роль носителя языка, прожить в этой роли определенные моменты и ситуации, получить положительный опыт использования иностранного языка на практике.
Таким образом, внеурочные занятия в формате английского театра органически входят в учебно-воспитательный процесс. Во время занятий учащиеся осваивают дополнительный блок лексических единиц, работают над произносительной и интонационной стороной речи. Подготовка и проведение театральной постановки способствуют расширению кругозора обучающихся, повышению их интереса к изучению языка, развитию разговорных навыков, а также раскрытию творческих способностей
Подводя итог выпускной квалификационной работы, мы можем утверждать, что с точки зрения методики преподавания, внеурочная деятельность не является добавочным компонентом к уроку, она является обязательной частью учебной деятельности, которая ответственна за повышение и поддержание мотивации личности ребенка к изучению языка.
Языковая политика России требует готовить личность с высоким уровнем овладения иностранным языком. Английский язык уже не просто средство общения, это способ познания мира. Знание языка позволяет сформировать социальные и коммуникативные компетентности обучающихся, подготовить их к дальнейшей жизни с успешной адаптацией в новом мире. Поэтому важно, формировать мотивацию к его изучения с самого раннего возраста, используя возможности организации внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС.



1. Артемов, В.А. Психология обучения иностранным языкам: учеб. пособие / В.А. Артемов. - М.: Просвещение, 1969. - 279 с.
2. Байтукалов, Т.А. Быстрое изучение иностранного языка от английского до японского / Т.А. Байтукалов. - М.: РИПОЛ классик, 2009. - 160 с.
3. Бим, И.Л. Теория и практика обучения иностранному языку в
средней школе. Проблемы и перспективы / И.Л. Бим. - М.: Просвещение, 1988. - 324 с.
4. Бим, И.Л. Система обучения иностранным языкам в средней школе / И.Л. Бим. - М.: Просвещение, 1986. - 302 с.
5. Букичева, О. А. Коммуникативно-ориентированный подход при обучении диалогической речи на начальном этапе// Иностранные языки в школе. - 2006. - № 5. - С. 50 - 53.
6. Вайсбург, М.Л. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иноязычному общению // Иностранные языки в школе. - 2013. - №5. - С.5 - 7.
7. Волков, Б.С. Психология младших школьников: учеб. пособие / Б.С. Волков. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 208 с.
8. Выготский JI.C. История развития высших психических функций / Л.С. Выготский. - М.: Смысл, 2005. - 302 с.
9. Гальскова , Н.Д. Теория обучения иностранным языкам.
Лингводидактика и методика. Учебное пособие для ВУЗов. - М.: Академия, 2007. - 336 с.
10. Гальперин, П.Я. Заметки о психологических основах обучения речи на иностранном языке / П.Я. Гальперин. - Воронеж: Воронежский университет, 1980. - 26 с.
11. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учебн. пособие для пед. вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Пед. общество России, 2010. - 375с.
12. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.:
Просвещение, 2010. - 233 с.
13. Ершов, П.М. Актёрского искусства / П.М. Ершов - М.: ВТО, 1969. - 136 с.
14. Ершова, А.П. Влияние актёрского творчества на всестороннее развитие личности школьника / А.П. Ершова // Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами театрального искусства. / - М.: АПН СССР. - 1984. - С. 46 - 52.
15. Ершова, А.П. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы как средство развития зрительной и читательской культуры школьников: метод. рекомендации в помощь лекторам и методистам ИУУ / А.П. Ершова. - М.: Просвещение, 1982. - 137 с.
16. Ершова, А.П. Уроки театра на уроках в школе / А.П. Ершова, Т. В Леваньшина, Л.А. Никольский. - М. Просвещение, 1992. - 143 с.
17. Зимняя, И.А., Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. - 432 с.
18. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранного языка в школе / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 2008. - 222 с.
19. Казанцев, А.Ю., Казанцева Г.С. Эффективность обучения говорению на английском языке в начальной школе. Журнал вестник Томского государственного пед. Университета: 2014. - С. 105 - 106.
20. Китайгородская, Г. А. Метод активизации - методическая система интенсивного направления в обучении иностранным языкам. - В кн.: Активизация учебной деятельности. Вып. 2, / Г. А. Китайгородская. - М.: Высш. шк., 1982. - 182 с.
21. Киян, О.Н. Аутентичность как методическая категория / О.Н. Киян - М.: Рольф, 2008. - 113 с.
22. Колкер, Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку. / Колкер Я.М. - М.: Академия, 2012. - 112 с.
23. Магеровская, Н.Г. Внеклассная работа по иностранному языку в 5-6 классах средней школы / Н.Г. Магеровская. - М.: Учпедгиз, 1954. - 6 с.
24. Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская. - Минск: Высшая школа, 2004. - 445 с.
25. Малышева, О.К. Элементы театрализации на уроках
литературного чтения в начальной школе / О.К. Малышева, Е.А. Жесткова // Молодой ученый. - 2015. - №18. - С. 71-74.
26. Маслыко, Е.А. Бабинская П. К. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие / Е.А. Маслыко. - М.: Высшая школа, 2009. - 334 с.
27. Мильтруд, Р.П. Организация ролевой игы на уроке /
Р.П. Мильтруд // Иностранные языки в школе. - 1997. - №3. - С. 58-67.
28. Мильруд, Р.П. Методика преподавания английского языка. English Teaching МеШойо1оду: Учебное пособие для ВУЗов. - М.: Дрофа, 2007. - 432 с.
29. Мильруд, Р.П. Методика обучения видам речевой деятельности на иностранном языке. Методические рекомендации. / Р.П. Мильруд - М.: Тамбов, 2008. - 54 с.
30. Миролюбов, А.А. Майкл Уэст и его методика обучения чтению / А.А. Миролюбов // Иностранные языки в школе. - 2009. - № 2. - С. 46 - 47.
31. Орехова, И.А. Формирование лингвокультурологической
компетенции в процессе обучения иностранным языкам / И.А. Орехова // Иностранные языки в школе. - 2004. - №5. - С.28 - 30.
32. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е. И. Пассов . - М.: Русский язык, 1989. - 276 с.
33. Пассов, Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е.И. Пассов. - М.: Русский язык, 2008. - 216 с.
34. Перкас, С.В. Ролевые игры на уроках английского языка / С.В. Перкас // Иностранные языки в школе. - 2000. - №2. - С. 3- 10.
35. Рогова, Г.В. О некоторых путях мотивации изучения иностранных языков у школьников в начальных классах / Г.В. Рогова, З.Н. Никитенко // Иностранные языки в школе. - 1988. - №6. - С. 32 - 34.
36. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова. - М.: Просвещение, 2010. - 287 с.
37. Рогова, Г.В. Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: пособие для студентов педагогических вузов / Г.В. Рогова. - М.: Просвещение, 2010. - 232с.
38. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам.
Базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2006. - 241 с.
39. Филатова, Т.Н. Создание коммуникативных задач на уроке английского языка / Т. Н. Филатова // АЯШ. - 2011. - №1. - С.2 - 4.
40. Хужаниязова Г. Ю. Говорение как цель обучения английскому языку// Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). -Уфа: Лето, 2013. - С. 15 - 18.
41. Чумакова, Т.И. Особенности изучения художественного произведения на уроках литературного чтения / Т.И. Чумакова // Начальная школа. - 2005. - №6. - С.41 - 43.
42. Шапиро, С.А. Мотивация / С.А. Шапиро. - М.: ГроссМедиа, 2008. - 224 с.
43. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1971. - 351 с.
44. Якушина, Л.З.Связь урока и внеурочной работы по иностранному языку/ Л.З. Якушина. - М.:.Высшая школа, 1990. - 132с.
45. Якушина, Л.З. Связь урока и внеурочной работы по
иностранному языку// Иностранные языки в школе. - 1995. - №5. - С.10-17
46. Krashen, S.D. The Natural Approach / S.D Krashen, Terrell. - Pergamon, 1983. - 43 p.
47. Krashen, Stephen D. Explorations in language acquisition and use : the Taipei lectures / Stephen Krashen. - Portsmouth, NH, 2008. - 51 p.
48. Английский язык онлайн [Электронный ресурс]. - URL: http://enghshоn-line.ru/leksika-spravоchnik2.html (дата обращения: 06.06.18)
49. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. - URL: http://elibrary.ru/defaultx.asp(дата обращения: 10.05.18).
50. Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]. - URL: http://минобрнауки.рф (дата обращения: 11.06.18).
51. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования приказ МОН РФ №373 [Электронный ресурс]. - Введ. 06.10.2009 // Министерство образования и науки Российской федерации. - Режим доступа: http:// минобрнауки. рф/документы/543 (дата обращения: 03.06.18).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ