ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ, ЭМПАТИЙНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ И ФЕНОМЕНОЛОГИИ ТРУДОГОЛИЗМА ПЕДАГОГА 9
1.1. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии 9
1.2. Значение эмпатийных тенденций в работе педагога 14
1.3. Теоретические представления и факторы развития
эмоционального выгорания 18
1.4. Понятие, причины и признаки трудоголизма 26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ЭМПАТИЙНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГОВ - ТРУДОГОЛИКОВ 35
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2. Анализ и интерпретация полученных (результатов исследования
38
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 63
Профессиональная деятельность всегда являлась одной их самых значимых сфер жизни человека, позволяя не только обеспечить собственное существование, но и раскрыть свой потенциал и большинство своих способностей. Развитие личности в профессиональном плане зачастую подразумевает под собой уже некую накопленную ранее базу из опыта, знаний, умений и навыков. Именно социальная деятельность человека есть стержневая характеристика личности. Трудовая деятельность, формирует личность и накладывает свой отпечаток на многие ее особенности. Развитие личности в процессе трудовой деятельности, влияние профессиональной роли на психологию личности, формирование ее мировоззрения, ценностных установок, профессионального типа характера - это достаточно актуальная проблема для современной психологии и практики работы с людьми. Одна из важнейших задач общества - это формирование гармонично развитой личности, не однобокого профессионала. Профессия педагога не является исключением в этом плане. Однако она имеет ряд специфичных свойств и характеристик личности, необходимых для успешной и продуктивной реализации деятельности.
Последнее десятилетие демонстрирует ориентацию педагогов на результат, которая вступает в резонанс с ориентацией на развитие личности учащегося. Такие изменения отмечают в своих работах такие авторы, как А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко, В.И. Слободчиков, В.Э. Чудновский, Т.И. Шульга и другие. Наиболее серьезные затруднения отмечаются на уровне изменения профессионального отношения педагогов к учащимся, которое не всегда соотносится с гуманистическими установками, и достаточно сложно поддается изменению (И.А. Бучилова,
Е.И. Медведская и др.). Отношение педагогов к учащимся выявляется лишь на стадии послевузовского развития, когда смысловые установки, лежащие в его основе, приобретают устойчивый характер и сложно поддаются изменению, в то время как начальный тип отношения к личности ученика закладывается на вузовской стадии профессионализации, наиболее благоприятной для формирования системы отношений студентов. Одним из личностно-профессиональных значимых свойств педагога, необходимого для успешного осуществления педагогического взаимодействия, является эмпатия. Выявление наличия и закономерностей развития эмпатийных свойств у студентов выступает как условие формирования профессиональной пригодности. Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, С.Г. Шевченко, Л.Н. Блинова, И.И Мамайчук в своих исследованиях отмечают профессионально важные личностные особенности будущего педагога, такие как эмпатия, модель общения, индивидуальный стиль педагогической деятельности, индивидуальные свойства личности и их влияние на результативность учебновоспитательного процесса. Тем не менее, необходимо отметить недостаток эмпирических исследований, посвященных влиянию индивидуальнопсихологических особенностей на эмпатийные тенденции будущих педагогов [22, с. 57-59]. Одной из таких особенностей является отношение к своей деятельности, в частности полное поглощение ею - трудоголизм.
В настоящее время требования к преподавательскому составу общеобразовательных школ все больше возрастают. Зачастую эти требования накладывают значимый отпечаток на психологическом и физическом состоянии педагогов. Зачастую неоплачиваемое увеличение рабочего дня, частые переработки, как следствие увеличения объема работы, необходимость регулярно повышать и совершенствовать собственные знания в связи с новой организацией образовательной системы и появлением все новых технологий, изменение менталитета и отношения у учащихся - все это откладывает свой след на педагогах. Однако, даже в этих условиях, зачастую можно встретить преподавателей, которые отдают себя работе без остатка, как в прямом, так и в переносном смысле этого выражения. Для многих учителей работа становится единственным смыслом жизни, перекрывая все остальные стороны, представляя из себя единственную ценность.
Актуальность проблемы обусловила определение темы нашей работы: «Особенности эмпатийных тенденций и синдром эмоционального выгорания педагогов - трудоголиков».
Цель исследования: выявить особенности эмпатийных тенденций и проявление синдрома эмоционального выгорания у педагогов - трудоголиков.
Объект исследования: педагоги общеобразовательных школ с признаками трудоголизма.
Предмет исследования: эмпатийные тенденции и синдром
эмоционального выгорания.
Гипотеза исследования выражается в следующих предположениях:
- у педагогов - трудоголиков синдром эмоционального выгорания встречается чаще, чем у преподавателей без тенденции к трудоголизму;
- на формирование синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние личностные качества педагогов.
Для достижения поставленной нами цели были поставлены и реализованы следующие задачи исследования:
- Изучить литературу для анализа понятий «эмпатийные тенденции», «синдром эмоционального выгорания» и «трудоголизм»;
- Рассмотреть значение эмпатийных тенденций для работы педагога;
- Рассмотреть причины и признаки развития трудоголизма;
- Сформировать репрезентативную выборку;
- Подобрать комплекс методик для диагностики трудоголизма у педагогов, выявления сформированности синдрома эмоционального выгорания и исследования личностных факторов, инициирующих синдром эмоционального выгорания у педагогов;
- Обработать и произвести анализ данных, полученных в ходе эмпирического исследования;
- Подвести итоги проведенного эмпирического исследования. Подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования.
Методы и методики исследования:
1. Теоретические: анализ научной литературы.
2. Эмпирические: тестовые опросники (методика В.В. Бойко “Исследование эмоционального выгорания”, многофакторный личностный опросник FPI - авторы И. Фаренберг, Х. Зарг, Р. Гампел (модифицированная форма “B”), опросник Б. Киллинджера на выявление трудоголизма).
3. Методы обработки данных: качественный и количественный анализ результатов исследования.
Исследование проводилось на базе учебных заведений города Елабуга и города Набережные Челны, в нем приняли участие 65 педагогов различного возраста, различной квалификационной категории и с разным стажем работы.
Этапы исследования:
1 этап: Подготовительный (анализ литературных источников по проблеме, формулировка основной идеи исследования, определение гипотезы, задач, методов, подбор диагностических методик) - сентябрь - октябрь 2017г.
1 этап: Основной (теоретическое и эмпирическое исследование, математическая и статистическая обработка полученных результатов) - ноябрь 2017г. - март 2018г.
2 этап: Заключительный (анализ результатов исследования и формулирование выводов по итогам проведенного исследования).
3 этап: Апробация результатов исследования.
Теоретическая и практическая значимость данной работы состоит в том, чтобы исследовать факторы, оказывающие наибольшее влияние на развитие синдрома эмоционального выгорания у педагогов с выраженной тенденции к трудоголизму, что позволит более детально изучить данный вопрос и в дальнейшем использовать полученные данные для привлечения внимания к проблеме эмоционального выгорания и трудоголизма педагогов. Эти данные также могут быть использованы в целях прогнозирования, профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания преподавательского состава.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе VIII Международной научно-практической конференции «Современные инновации: актуальные проблемы III тысячелетия» (15-16 мая 2018 г.). По проблеме исследования опубликована статья на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИЙНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ И СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ - ТРУДОГОЛИКОВ».
Вопросами, касающимися эмоционального выгорания педагогов, занимались многие ученые. Выделялись основные факторы, влияющие на эмоциональное сгорание, фазы его развития, взаимосвязь с индивидуальными особенностями.
Трудовая деятельность, формирует личность и накладывает свой отпечаток на многие ее особенности. Развитие личности в процессе трудовой деятельности, влияние профессиональной роли на психологию личности, формирование ее мировоззрения, ценностных установок, профессионального типа характера - это достаточно актуальная проблема для современной психологии и практики работы с людьми. Одна из важнейших задач общества - это формирование гармонично развитой личности, не однобокого профессионала.
Тем не менее, необходимо отметить недостаток эмпирических исследований, посвященных влиянию индивидуально -психологических особенностей на эмпатийные тенденции будущих педагогов. Одной из таких особенностей является отношение к своей деятельности, в частности полное поглощение ею - трудоголизм.
Представленная исследовательская работа посвящена проблематике понимания особенностей эмпатийных тенденций и проявлению синдрома эмоционального выгорания у педагогов - трудоголиков. В ней мы изучали и исследовали феномен синдрома эмоционального выгорания, а так же факторы, влияющие на формирование и развитие данного явления. Мы рассмотрели причины возникновения трудоголизма, как социально приемлемого аддиктивного поведения у педагогов, а также постарались обосновать причины формирования синдрома, рассмотрели динамику его развития в зависимости от стажа практической деятельности. В работе были выявлены личностные качества педагогов - трудоголиков, влияющие на формирование и развитие данного явления.
Цель данной работы заключалась в выявлении особенностей эмпатийных тенденций и проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов - трудоголиков.
Для выполненияпоставленной цели нами былапроведена следующая работа:
- Изучена литература по данной проблематике;
- Рассмотрены причины и признаки развития трудоголизма;
- Проведено психологическое исследование;
- Выявлены факторы, оказывающие влияние на развитие синдрома эмоционального выгорания;
- Выявлены особенности формирования синдрома эмоционального выгорания педагогов - трудоголиков в процессе профессионализации.
Результаты, полученные в ходе исследования, подтверждают гипотезу о том, что у педагогов - трудоголиков синдром эмоционального выгорания встречается чаще, чем у преподавателей без тенденции к трудоголизму и на формирование синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние личностные качества педагогов.
В частности, анализируя влияние внутренних факторов, мы пришли к заключению, что педагогам, со сформировавшимся синдромом эмоционального выгорания, наиболее присущи такие личностные характеристики как:
- невротичность - разница в высоких показателях по сравнению с группой учителей с не сформировавшимся синдромом составляет 11,9%;
депрессивность - разница в высоких показателях между группами составляет 47,4%;
- застенчивость - разница в высоких показателях составляет 43,6%;
- эмоциональная лабильность - разница в высоких показателях составляет 38%.
Анализируя результаты проведенного нами исследования и работы зарубежных и отечественных специалистов, мы пришли к выводу, что работа по профилактике трудоголизма, как аддиктивного поведения, и профилактика появления синдрома эмоционального выгорания у педагогов необходимо вести в комплексе, рассматривая как две составляющие одного процесса. Трудоголизм, как и любая аддикция в целом, является итогом нездоровых и поврежденных взаимоотношений, поэтому освобождение от зависимости напрямую зависит от гармонизации отношений с самим собой, с окружением и социумом в целом.
1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. - Казань: КГУ,1987. - 240 с.
2. Абрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика // Психологический журнал. 2005. №6. - C. 23 - 28.
3. Акиндинова И.А. Методы психологической помощи работе с последствиями синдрома эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий: Психологический журнал./Акиндинова И.А. - 2001. Том 17, № 4. - С. 56 - 72
4. Аминов Н.А. Дифференциальный подход к исследованию структурной организации главных компонентов педагогических способностей //Вопросы психологии. - 2005, №5. - С. 5 - 17.
5. Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей// Вопросы психологии. - 2008г, № 5. - С. 23 - 28.
6. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 396с.
7. Андреева Г.М. и др. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект-Пресс, 2001. - 350с.
8. Андреева Г.М., Яноушек Я. Взаимосвязь общения и деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. - М.: МГУ, 1987. - 264с.
9. Антилогова Л.Н. Этико-психологические аспекты труда учителя. - Омск, 1992. - 215с.
10. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности - СПб.: Речь, 2014. - 272с.
11. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 287с.
12. Бодалев А. А. Личность и общение: Избр. тр. - М.: Педагогика, 2003. - 128с.
13. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других - М.: ИИД Филинъ, 2010. - 472 с.
14. Брудный А. А. Понимание и общение. - М.: Знание, 2009. -
315с.
15. Воронин Г.А. Конфликты в школе//Социологические исследования. - 2004, №3. - С. 25 - 33.
16. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика,
2011. - 596 с.
17. Вяткин Б.А., Хрусталев Т.М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя// Вопросы психологии. - 2009, № 4. - С. 56 - 61.
18. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб.: Речь, 2007. - 314 с.
19. Гринберг Д. Управление стрессом. 7-е изд. /Гринберг Д.— СПб.: Питер. - 2002. - 315с.
20. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов - М.: Аспект Пресс, 2000. - 412 с.
21. Демина А.Д., Кайгородова Н.З., Супрун А.П. Психологическая адаптация к умственному труду в условиях нервно-эмоционального напряжения. - Барнаул, 2003. - 165с.
22. Дубов И.Г. Эффекты индивидуально - специфичного влияния личности педагога на учащихся //Вопросы психологии. - 2010, № 5. - С. 56-65.
23. Дружилов С.А. Человек и труд. Основы психологии профессиональной деятельности/ Дружилов С.А. - Новокузнецк: ИПК, 1998. - 370c.
24. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. - М.: Просвещение, 2008. - 422 с.
25. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - Спб.: Питер, 2002 г. - 221 с.
26. Ичаловская Е.А. Развитие эмпатических особенностей педагогов, работающих с творчески одаренными учениками: Автореф. дис. ... канд. психол. наук - Ростов - на - Дону, 1999. - 214 с.
27. Козлов В.Н. Физиология и психология труда. Научные основы оценки тяжести и напряженности труда. - Саратов, 2004. - 214с.
28. Колесников Л.Ф. Резервы эффективности педагогического труда: диссертация ...доктора педагогических наук: - Новосибирск : Наука, 1985. - 263 с.
29. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса//Вестник психосоциальной и коррекционнореабилитационной работы. - 2004, №11. - 41с.
30. Львова Ю.Л. Социально-педагогические проблемы развития профессиональной и общественной активности учителей. - М.: Просвещение, 2006. - 426 с.
31. Макаревич Р.А. Влияние психологической напряженности на процесс общения учителя с учащимися//Психология учителя. - М, 2001. - 54с.
32. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М, 2004. -
340с.
33. Мей Р. Искусство психологического консультирования. - М, 2001. - 214с.
34. Мильруд Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителяВопросы психологии. - 2000, №6. - С. 28 - 36.
35. Наенко Н.И. Психическая напряженность. - М, 2006. - 231с.
36. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М.: Просвещение, 2013. - 522 с.
37. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей: Вопросы психологии. - 1997. № 1. - С. 45-54.
38. Резапкина Г.В., Резапкина З.В. Психологический портрет учителя: Психология в школе. - 1999, №2. - С. 24-30.
39. Роджерс К. Эмпатия //Психология эмоций. Тексты. - М.: МГУ, 1984. - С. 235- 237.
40. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. - 2002, № 3. - С. 85 - 95.
41. Селье Г. Некоторые аспекты учения о стрессе: Общая психология: сборник текстов./Айсмонтас Б.Б. - М.: Наука, 2003. - C. 150153.
42. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. - 2002, №7. - C. 141 - 150/
43. Столяренко Л.Д. Самыгин С.И. Психология и педагогика. - М.: Арт-Пресс, 2003. - 688 с.
44. Трунов Д.В. Синдром сгорания: позитивный подход к
проблеме: Журнал практического психолога. - М.: Издательство МГУ, 1998. - № 8.- С.84-89.
45. Форманюк Т.В. Синдром "эмоционального сгорания" как показатель профессиональной дезадаптации учителя //Вопросы психологии. - 2004, № 6. - С. 57 - 64.
46. Филина С. О «синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы: Школьный психолог. - 2003, № 36. - C. 82 - 86.
47. Чудновский Б.Э. Личностная модель труда учителя //Вопросы психологии. - 2009, № 2. - С. 108 - 110.
48. Юдчиц Ю.А. К проблеме профессиональной деформации// Журнал практического психолога. - 1998, № 7. - C. 56 - 62.
49. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личного и творческого развития //Вопросы психологии. - 2007, № 4. - С. 20 - 27.
50. Янковская Н.А. Эмоциональное сгорание учителя // Народное образование. - 2009, №2. - С.127-137.