ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИЙНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ И СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ - ТРУДОГОЛИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ, ЭМПАТИЙНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ И ФЕНОМЕНОЛОГИИ ТРУДОГОЛИЗМА ПЕДАГОГА 9
1.1. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии 9
1.2. Значение эмпатийных тенденций в работе педагога 14
1.3. Теоретические представления и факторы развития
эмоционального выгорания 18
1.4. Понятие, причины и признаки трудоголизма 26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ЭМПАТИЙНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГОВ - ТРУДОГОЛИКОВ 35
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2. Анализ и интерпретация полученных (результатов исследования
38
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 63
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ, ЭМПАТИЙНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ И ФЕНОМЕНОЛОГИИ ТРУДОГОЛИЗМА ПЕДАГОГА 9
1.1. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии 9
1.2. Значение эмпатийных тенденций в работе педагога 14
1.3. Теоретические представления и факторы развития
эмоционального выгорания 18
1.4. Понятие, причины и признаки трудоголизма 26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ЭМПАТИЙНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГОВ - ТРУДОГОЛИКОВ 35
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2. Анализ и интерпретация полученных (результатов исследования
38
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 63
Профессиональная деятельность всегда являлась одной их самых значимых сфер жизни человека, позволяя не только обеспечить собственное существование, но и раскрыть свой потенциал и большинство своих способностей. Развитие личности в профессиональном плане зачастую подразумевает под собой уже некую накопленную ранее базу из опыта, знаний, умений и навыков. Именно социальная деятельность человека есть стержневая характеристика личности. Трудовая деятельность, формирует личность и накладывает свой отпечаток на многие ее особенности. Развитие личности в процессе трудовой деятельности, влияние профессиональной роли на психологию личности, формирование ее мировоззрения, ценностных установок, профессионального типа характера - это достаточно актуальная проблема для современной психологии и практики работы с людьми. Одна из важнейших задач общества - это формирование гармонично развитой личности, не однобокого профессионала. Профессия педагога не является исключением в этом плане. Однако она имеет ряд специфичных свойств и характеристик личности, необходимых для успешной и продуктивной реализации деятельности.
Последнее десятилетие демонстрирует ориентацию педагогов на результат, которая вступает в резонанс с ориентацией на развитие личности учащегося. Такие изменения отмечают в своих работах такие авторы, как А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко, В.И. Слободчиков, В.Э. Чудновский, Т.И. Шульга и другие. Наиболее серьезные затруднения отмечаются на уровне изменения профессионального отношения педагогов к учащимся, которое не всегда соотносится с гуманистическими установками, и достаточно сложно поддается изменению (И.А. Бучилова,
Е.И. Медведская и др.). Отношение педагогов к учащимся выявляется лишь на стадии послевузовского развития, когда смысловые установки, лежащие в его основе, приобретают устойчивый характер и сложно поддаются изменению, в то время как начальный тип отношения к личности ученика закладывается на вузовской стадии профессионализации, наиболее благоприятной для формирования системы отношений студентов. Одним из личностно-профессиональных значимых свойств педагога, необходимого для успешного осуществления педагогического взаимодействия, является эмпатия. Выявление наличия и закономерностей развития эмпатийных свойств у студентов выступает как условие формирования профессиональной пригодности. Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, С.Г. Шевченко, Л.Н. Блинова, И.И Мамайчук в своих исследованиях отмечают профессионально важные личностные особенности будущего педагога, такие как эмпатия, модель общения, индивидуальный стиль педагогической деятельности, индивидуальные свойства личности и их влияние на результативность учебновоспитательного процесса. Тем не менее, необходимо отметить недостаток эмпирических исследований, посвященных влиянию индивидуальнопсихологических особенностей на эмпатийные тенденции будущих педагогов [22, с. 57-59]. Одной из таких особенностей является отношение к своей деятельности, в частности полное поглощение ею - трудоголизм.
В настоящее время требования к преподавательскому составу общеобразовательных школ все больше возрастают. Зачастую эти требования накладывают значимый отпечаток на психологическом и физическом состоянии педагогов. Зачастую неоплачиваемое увеличение рабочего дня, частые переработки, как следствие увеличения объема работы, необходимость регулярно повышать и совершенствовать собственные знания в связи с новой организацией образовательной системы и появлением все новых технологий, изменение менталитета и отношения у учащихся - все это откладывает свой след на педагогах. Однако, даже в этих условиях, зачастую можно встретить преподавателей, которые отдают себя работе без остатка, как в прямом, так и в переносном смысле этого выражения. Для многих учителей работа становится единственным смыслом жизни, перекрывая все остальные стороны, представляя из себя единственную ценность.
Актуальность проблемы обусловила определение темы нашей работы: «Особенности эмпатийных тенденций и синдром эмоционального выгорания педагогов - трудоголиков».
Цель исследования: выявить особенности эмпатийных тенденций и проявление синдрома эмоционального выгорания у педагогов - трудоголиков.
Объект исследования: педагоги общеобразовательных школ с признаками трудоголизма.
Предмет исследования: эмпатийные тенденции и синдром
эмоционального выгорания.
Гипотеза исследования выражается в следующих предположениях:
- у педагогов - трудоголиков синдром эмоционального выгорания встречается чаще, чем у преподавателей без тенденции к трудоголизму;
- на формирование синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние личностные качества педагогов.
Для достижения поставленной нами цели были поставлены и реализованы следующие задачи исследования:
- Изучить литературу для анализа понятий «эмпатийные тенденции», «синдром эмоционального выгорания» и «трудоголизм»;
- Рассмотреть значение эмпатийных тенденций для работы педагога;
- Рассмотреть причины и признаки развития трудоголизма;
- Сформировать репрезентативную выборку;
- Подобрать комплекс методик для диагностики трудоголизма у педагогов, выявления сформированности синдрома эмоционального выгорания и исследования личностных факторов, инициирующих синдром эмоционального выгорания у педагогов;
- Обработать и произвести анализ данных, полученных в ходе эмпирического исследования;
- Подвести итоги проведенного эмпирического исследования. Подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования.
Методы и методики исследования:
1. Теоретические: анализ научной литературы.
2. Эмпирические: тестовые опросники (методика В.В. Бойко “Исследование эмоционального выгорания”, многофакторный личностный опросник FPI - авторы И. Фаренберг, Х. Зарг, Р. Гампел (модифицированная форма “B”), опросник Б. Киллинджера на выявление трудоголизма).
3. Методы обработки данных: качественный и количественный анализ результатов исследования.
Исследование проводилось на базе учебных заведений города Елабуга и города Набережные Челны, в нем приняли участие 65 педагогов различного возраста, различной квалификационной категории и с разным стажем работы.
Этапы исследования:
1 этап: Подготовительный (анализ литературных источников по проблеме, формулировка основной идеи исследования, определение гипотезы, задач, методов, подбор диагностических методик) - сентябрь - октябрь 2017г.
1 этап: Основной (теоретическое и эмпирическое исследование, математическая и статистическая обработка полученных результатов) - ноябрь 2017г. - март 2018г.
2 этап: Заключительный (анализ результатов исследования и формулирование выводов по итогам проведенного исследования).
3 этап: Апробация результатов исследования.
Теоретическая и практическая значимость данной работы состоит в том, чтобы исследовать факторы, оказывающие наибольшее влияние на развитие синдрома эмоционального выгорания у педагогов с выраженной тенденции к трудоголизму, что позволит более детально изучить данный вопрос и в дальнейшем использовать полученные данные для привлечения внимания к проблеме эмоционального выгорания и трудоголизма педагогов. Эти данные также могут быть использованы в целях прогнозирования, профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания преподавательского состава.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе VIII Международной научно-практической конференции «Современные инновации: актуальные проблемы III тысячелетия» (15-16 мая 2018 г.). По проблеме исследования опубликована статья на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИЙНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ И СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ - ТРУДОГОЛИКОВ».
Последнее десятилетие демонстрирует ориентацию педагогов на результат, которая вступает в резонанс с ориентацией на развитие личности учащегося. Такие изменения отмечают в своих работах такие авторы, как А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко, В.И. Слободчиков, В.Э. Чудновский, Т.И. Шульга и другие. Наиболее серьезные затруднения отмечаются на уровне изменения профессионального отношения педагогов к учащимся, которое не всегда соотносится с гуманистическими установками, и достаточно сложно поддается изменению (И.А. Бучилова,
Е.И. Медведская и др.). Отношение педагогов к учащимся выявляется лишь на стадии послевузовского развития, когда смысловые установки, лежащие в его основе, приобретают устойчивый характер и сложно поддаются изменению, в то время как начальный тип отношения к личности ученика закладывается на вузовской стадии профессионализации, наиболее благоприятной для формирования системы отношений студентов. Одним из личностно-профессиональных значимых свойств педагога, необходимого для успешного осуществления педагогического взаимодействия, является эмпатия. Выявление наличия и закономерностей развития эмпатийных свойств у студентов выступает как условие формирования профессиональной пригодности. Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, С.Г. Шевченко, Л.Н. Блинова, И.И Мамайчук в своих исследованиях отмечают профессионально важные личностные особенности будущего педагога, такие как эмпатия, модель общения, индивидуальный стиль педагогической деятельности, индивидуальные свойства личности и их влияние на результативность учебновоспитательного процесса. Тем не менее, необходимо отметить недостаток эмпирических исследований, посвященных влиянию индивидуальнопсихологических особенностей на эмпатийные тенденции будущих педагогов [22, с. 57-59]. Одной из таких особенностей является отношение к своей деятельности, в частности полное поглощение ею - трудоголизм.
В настоящее время требования к преподавательскому составу общеобразовательных школ все больше возрастают. Зачастую эти требования накладывают значимый отпечаток на психологическом и физическом состоянии педагогов. Зачастую неоплачиваемое увеличение рабочего дня, частые переработки, как следствие увеличения объема работы, необходимость регулярно повышать и совершенствовать собственные знания в связи с новой организацией образовательной системы и появлением все новых технологий, изменение менталитета и отношения у учащихся - все это откладывает свой след на педагогах. Однако, даже в этих условиях, зачастую можно встретить преподавателей, которые отдают себя работе без остатка, как в прямом, так и в переносном смысле этого выражения. Для многих учителей работа становится единственным смыслом жизни, перекрывая все остальные стороны, представляя из себя единственную ценность.
Актуальность проблемы обусловила определение темы нашей работы: «Особенности эмпатийных тенденций и синдром эмоционального выгорания педагогов - трудоголиков».
Цель исследования: выявить особенности эмпатийных тенденций и проявление синдрома эмоционального выгорания у педагогов - трудоголиков.
Объект исследования: педагоги общеобразовательных школ с признаками трудоголизма.
Предмет исследования: эмпатийные тенденции и синдром
эмоционального выгорания.
Гипотеза исследования выражается в следующих предположениях:
- у педагогов - трудоголиков синдром эмоционального выгорания встречается чаще, чем у преподавателей без тенденции к трудоголизму;
- на формирование синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние личностные качества педагогов.
Для достижения поставленной нами цели были поставлены и реализованы следующие задачи исследования:
- Изучить литературу для анализа понятий «эмпатийные тенденции», «синдром эмоционального выгорания» и «трудоголизм»;
- Рассмотреть значение эмпатийных тенденций для работы педагога;
- Рассмотреть причины и признаки развития трудоголизма;
- Сформировать репрезентативную выборку;
- Подобрать комплекс методик для диагностики трудоголизма у педагогов, выявления сформированности синдрома эмоционального выгорания и исследования личностных факторов, инициирующих синдром эмоционального выгорания у педагогов;
- Обработать и произвести анализ данных, полученных в ходе эмпирического исследования;
- Подвести итоги проведенного эмпирического исследования. Подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования.
Методы и методики исследования:
1. Теоретические: анализ научной литературы.
2. Эмпирические: тестовые опросники (методика В.В. Бойко “Исследование эмоционального выгорания”, многофакторный личностный опросник FPI - авторы И. Фаренберг, Х. Зарг, Р. Гампел (модифицированная форма “B”), опросник Б. Киллинджера на выявление трудоголизма).
3. Методы обработки данных: качественный и количественный анализ результатов исследования.
Исследование проводилось на базе учебных заведений города Елабуга и города Набережные Челны, в нем приняли участие 65 педагогов различного возраста, различной квалификационной категории и с разным стажем работы.
Этапы исследования:
1 этап: Подготовительный (анализ литературных источников по проблеме, формулировка основной идеи исследования, определение гипотезы, задач, методов, подбор диагностических методик) - сентябрь - октябрь 2017г.
1 этап: Основной (теоретическое и эмпирическое исследование, математическая и статистическая обработка полученных результатов) - ноябрь 2017г. - март 2018г.
2 этап: Заключительный (анализ результатов исследования и формулирование выводов по итогам проведенного исследования).
3 этап: Апробация результатов исследования.
Теоретическая и практическая значимость данной работы состоит в том, чтобы исследовать факторы, оказывающие наибольшее влияние на развитие синдрома эмоционального выгорания у педагогов с выраженной тенденции к трудоголизму, что позволит более детально изучить данный вопрос и в дальнейшем использовать полученные данные для привлечения внимания к проблеме эмоционального выгорания и трудоголизма педагогов. Эти данные также могут быть использованы в целях прогнозирования, профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания преподавательского состава.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе VIII Международной научно-практической конференции «Современные инновации: актуальные проблемы III тысячелетия» (15-16 мая 2018 г.). По проблеме исследования опубликована статья на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИЙНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ И СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ - ТРУДОГОЛИКОВ».
Вопросами, касающимися эмоционального выгорания педагогов, занимались многие ученые. Выделялись основные факторы, влияющие на эмоциональное сгорание, фазы его развития, взаимосвязь с индивидуальными особенностями.
Трудовая деятельность, формирует личность и накладывает свой отпечаток на многие ее особенности. Развитие личности в процессе трудовой деятельности, влияние профессиональной роли на психологию личности, формирование ее мировоззрения, ценностных установок, профессионального типа характера - это достаточно актуальная проблема для современной психологии и практики работы с людьми. Одна из важнейших задач общества - это формирование гармонично развитой личности, не однобокого профессионала.
Тем не менее, необходимо отметить недостаток эмпирических исследований, посвященных влиянию индивидуально -психологических особенностей на эмпатийные тенденции будущих педагогов. Одной из таких особенностей является отношение к своей деятельности, в частности полное поглощение ею - трудоголизм.
Представленная исследовательская работа посвящена проблематике понимания особенностей эмпатийных тенденций и проявлению синдрома эмоционального выгорания у педагогов - трудоголиков. В ней мы изучали и исследовали феномен синдрома эмоционального выгорания, а так же факторы, влияющие на формирование и развитие данного явления. Мы рассмотрели причины возникновения трудоголизма, как социально приемлемого аддиктивного поведения у педагогов, а также постарались обосновать причины формирования синдрома, рассмотрели динамику его развития в зависимости от стажа практической деятельности. В работе были выявлены личностные качества педагогов - трудоголиков, влияющие на формирование и развитие данного явления.
Цель данной работы заключалась в выявлении особенностей эмпатийных тенденций и проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов - трудоголиков.
Для выполненияпоставленной цели нами былапроведена следующая работа:
- Изучена литература по данной проблематике;
- Рассмотрены причины и признаки развития трудоголизма;
- Проведено психологическое исследование;
- Выявлены факторы, оказывающие влияние на развитие синдрома эмоционального выгорания;
- Выявлены особенности формирования синдрома эмоционального выгорания педагогов - трудоголиков в процессе профессионализации.
Результаты, полученные в ходе исследования, подтверждают гипотезу о том, что у педагогов - трудоголиков синдром эмоционального выгорания встречается чаще, чем у преподавателей без тенденции к трудоголизму и на формирование синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние личностные качества педагогов.
В частности, анализируя влияние внутренних факторов, мы пришли к заключению, что педагогам, со сформировавшимся синдромом эмоционального выгорания, наиболее присущи такие личностные характеристики как:
- невротичность - разница в высоких показателях по сравнению с группой учителей с не сформировавшимся синдромом составляет 11,9%;
депрессивность - разница в высоких показателях между группами составляет 47,4%;
- застенчивость - разница в высоких показателях составляет 43,6%;
- эмоциональная лабильность - разница в высоких показателях составляет 38%.
Анализируя результаты проведенного нами исследования и работы зарубежных и отечественных специалистов, мы пришли к выводу, что работа по профилактике трудоголизма, как аддиктивного поведения, и профилактика появления синдрома эмоционального выгорания у педагогов необходимо вести в комплексе, рассматривая как две составляющие одного процесса. Трудоголизм, как и любая аддикция в целом, является итогом нездоровых и поврежденных взаимоотношений, поэтому освобождение от зависимости напрямую зависит от гармонизации отношений с самим собой, с окружением и социумом в целом.
Трудовая деятельность, формирует личность и накладывает свой отпечаток на многие ее особенности. Развитие личности в процессе трудовой деятельности, влияние профессиональной роли на психологию личности, формирование ее мировоззрения, ценностных установок, профессионального типа характера - это достаточно актуальная проблема для современной психологии и практики работы с людьми. Одна из важнейших задач общества - это формирование гармонично развитой личности, не однобокого профессионала.
Тем не менее, необходимо отметить недостаток эмпирических исследований, посвященных влиянию индивидуально -психологических особенностей на эмпатийные тенденции будущих педагогов. Одной из таких особенностей является отношение к своей деятельности, в частности полное поглощение ею - трудоголизм.
Представленная исследовательская работа посвящена проблематике понимания особенностей эмпатийных тенденций и проявлению синдрома эмоционального выгорания у педагогов - трудоголиков. В ней мы изучали и исследовали феномен синдрома эмоционального выгорания, а так же факторы, влияющие на формирование и развитие данного явления. Мы рассмотрели причины возникновения трудоголизма, как социально приемлемого аддиктивного поведения у педагогов, а также постарались обосновать причины формирования синдрома, рассмотрели динамику его развития в зависимости от стажа практической деятельности. В работе были выявлены личностные качества педагогов - трудоголиков, влияющие на формирование и развитие данного явления.
Цель данной работы заключалась в выявлении особенностей эмпатийных тенденций и проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов - трудоголиков.
Для выполненияпоставленной цели нами былапроведена следующая работа:
- Изучена литература по данной проблематике;
- Рассмотрены причины и признаки развития трудоголизма;
- Проведено психологическое исследование;
- Выявлены факторы, оказывающие влияние на развитие синдрома эмоционального выгорания;
- Выявлены особенности формирования синдрома эмоционального выгорания педагогов - трудоголиков в процессе профессионализации.
Результаты, полученные в ходе исследования, подтверждают гипотезу о том, что у педагогов - трудоголиков синдром эмоционального выгорания встречается чаще, чем у преподавателей без тенденции к трудоголизму и на формирование синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние личностные качества педагогов.
В частности, анализируя влияние внутренних факторов, мы пришли к заключению, что педагогам, со сформировавшимся синдромом эмоционального выгорания, наиболее присущи такие личностные характеристики как:
- невротичность - разница в высоких показателях по сравнению с группой учителей с не сформировавшимся синдромом составляет 11,9%;
депрессивность - разница в высоких показателях между группами составляет 47,4%;
- застенчивость - разница в высоких показателях составляет 43,6%;
- эмоциональная лабильность - разница в высоких показателях составляет 38%.
Анализируя результаты проведенного нами исследования и работы зарубежных и отечественных специалистов, мы пришли к выводу, что работа по профилактике трудоголизма, как аддиктивного поведения, и профилактика появления синдрома эмоционального выгорания у педагогов необходимо вести в комплексе, рассматривая как две составляющие одного процесса. Трудоголизм, как и любая аддикция в целом, является итогом нездоровых и поврежденных взаимоотношений, поэтому освобождение от зависимости напрямую зависит от гармонизации отношений с самим собой, с окружением и социумом в целом.



