Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБРАЗ СОФЬИ НИКОЛАЕВНЫ ЗУБИНОМ В ТРИЛОГИН С.Т. АКСАКОВА «СЕМЕЙНАЯ ХРОНИКА», «ДЕТСКИЕ ГОДЫ БАГРОВА-ВНУКА», «ВОСПОМИНАНИЯ»

Работа №48752

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы69
Год сдачи2018
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
218
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Образ Софьи Николаевны Зубиной в первой части трилогии Аксакова «Семейная Хроника» 7
§ 1 Обзор литературы по произведению «Семейная Хроника» 7
§ 2. Начало пути: от детства к замужеству 11
Глава 2 Образ Софьи Николаевны Зубиной во второй части трилогии «Детские годы Багрова-внука». 26
§ 1 Обзор литературы по произведению «Детские годы Багрова-внука» 26
§ 2. Становление жены и матери 29
Глава 3 Образ Софьи Николаевны Зубиной в третьей части трилогии «Воспоминания ». 44
§ 1. Обзор литературы по произведению «Воспоминания». 44
§2. Скорби и радости материнства 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65


Творчество Сергея Тимофеевича Аксакова не входит в школьную программу, исключение составляют «Детские годы Багрова-внука», остальные его произведения мало известны широкой читательской аудитории (исключение составляет сказка «Аленький цветочек»), а всего лишь знакомо узкому кругу литературоведов. Но и в XIX в., и в настоящее время оно вызывало и вызывает интерес не только читателей, но и писателей литературоведов, исследователей его жизни и творчества.
Надо отметить, что 50-е гг. XIX в. Аксаков являлся авторитетом в области литературы и театра. Его ценили И.С. Тургенев, Н.В. Гоголь, А.С. Хомяков, П.В. Анненков и другие. В советское время писатель был несправедливо забыт, по словам И.В. Токмаковой, «его заклеймили «славянофилом», он шел вразрез с западническими взглядами» . Критические статьи об Аксакове и его творчестве малочисленны, в основном это художественные издания, чаще всего это «Детские годы Багрова-внука», входящие в программу начальной школы. Некоторые статьи, описанные в библиографическом указателе, посвященные данной теме не могли быть рассмотрены нами, так как они изданы на родине Аксакова в Уфе. За последнее десятилетие интерес к творчеству русского писателя заметно возрос: увеличилось число работ по его творчеству. Большинство из них опубликованы в сборниках, издаваемых Мемориальным домом-музеем Аксакова в Уфе. Они представляют собой статьи по отдельным вопросам его биографии, проблемам поэтики, стилистики и творческой индивидуальности Аксакова.
Аксаков - это вполне зрелый писатель, переживший написанное в «Семейной Хронике» и ставший ее непосредственной частью. Семейство Аксаковых было многочисленным. У самого писателя было двенадцать детей. Иван, Григорий, Константин и Вера - талантливые и достаточно известные из них.
Аксаков - трудный для осмысления писатель. За многие годы о нем не было написано целостной монографии. Сложнее всего в его произведениях было разглядеть приметы эпохи и атмосферу времени в прозе, исследователи определили его реализм как «созерцательный».
К середине 1840 гг. он становится литературным критиком, мнение которого ценили за тонкий эстетический вкус, широту взглядов и «умное сердце». В его доме бывали издатель «Московского вестника» М.П. Погодин, М.Н. Загоскин (автор «Юрия Милославского»), среди современников, с которыми общался Аксаков, были известные писатели: Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев и др. .
Творчество Аксакова и его осмысление критиками занимает центральное место в литературном процессе середины XIX века. Имя писателя стоит в одном ряду со знаменитыми современниками, начинающими свой творческий путь - И.А. Гончаровым, И.С. Тургеневым, Л.Н. Толстым. В наши дни его наследие заново открывается читателями и исследователями. Изучение литературного наследия писателя и его вклада в развитие русской литературы представляет несомненный интерес и важную актуальную задачу. Рассмотрение образа матери в произведениях писателя является не менее значимым, так как и в критических статьях XIX века, и в современных работах данная тема изучена недостаточно.
Специфика нашего исследования подразумевает опору на сравнительно-сопоставительный и историко-типологический методы, которые позволяют выявить историческую общность в развитии литературной и общественной мысли. Описательный метод стал актуален при сборе и анализе советских и современных критических материалов, обнаружении отдельных несправедливо забытых авторов. Биографический метод позволяет выявить особенности восприятия и понимания личности Аксакова, как выдающегося писателя, наряду со многими другими писателями, повлиявшего на характер литературного процесса 1840-х-1850-х годов; как прекрасного семьянина, воспитавшего сыновей и дочерей; внесших весомый вклад в общественную жизнь России XIX века. С этим связан культурно-исторический метод, позволивший определить значение его творчества для предреформенной эпохи и оценить влияние общественно-политических факторов на формирование и развитие художественного стиля автора. Аксиологический подход к творчеству помогает рассмотреть художественный мир писателя как отражение его жизненных ценностей и идеалов.
Наследие Аксакова привлекало внимание исследователей дореволюционного времени, советского периода, и в последние десятилетия продолжает интересовать современных литературоведов. Мы прежде всего опирались на труды С.И. Машинского, М.П. Лобанова, Ю.В. Манна, Э.В. Войтоловской, В.А. Кошелева и Е.И. Анненковой.
Произведения Аксакова не получили всестороннего изучения современной ему критикой в исследованиях и очерках о жизни и творчестве писателя, нередко рассмотрение носило обзорный характер и требует детального изучения и анализа. Обзор литературы по каждому произведению будет представлен в каждой главе отдельно.
Практическая значимость нашей работы обусловлена тем, что её материалы могут быть использованы в учебном процессе общеобразовательной школы, в лекционных курсах по истории русской классической литературы середины XIX века, при подготовке специальных семинаров и спецкурсов по проблемам, созвучным теме дипломной работы. Выводы, сделанные в ходе исследования, дают новые основания для более полного включения наследия Аксакова в школьную и вузовскую программу изучения литературы. Результаты исследования могут быть полезны как материалы для подготовки экскурсионных программ в музеях, связанных с именем Аксакова.
Сергей Тимофеевич Аксаков - один из тех русских писателей, имя которого выделяется на фоне яркой плеяды выдающихся классиков XIX века. Литературная слава пришла к нему в зрелые годы, после выхода книг о природе, а затем автобиографических произведений: «Семейная хроника», «Воспоминания», «Детские годы Багрова-внука». Как правило, исследователей в автобиографических произведениях Аксакова, особенно в «Семейной хронике», интересует реальный контекст, произведения рассматриваются в сопоставлении с жизнью Аксаковых.
Образ Софьи Николаевны Зубиной в трилогии является одним из самых ярких. Он, несомненно, не раз привлекал внимание учёных, которые отмечали, что прототипом является мать писателя - Мария Николаевна Зубова, однако, никто из них специально не рассматривал его, тем более не рассматривали формирование Софьи Николаевны как жены и матери. В связи со всем вышесказанным, актуальность и новизна нашего исследования не вызывает сомнений. Кроме того, творчество писателя представляет особый интерес для нашего региона, так как имя С.Т. Аксаков связано с Казанью (здесь прошли его годы учёбы).
Цель работы - рассмотреть образ Софьи Николаевны Зубиной в трилогии. Задачи:
- изучить и систематизировать литературу об С. Т. Аксакове и его трилогии;
- овладеть теоретическим материалом по исследуемой проблематике;
- проанализировать образ Софьи Николаевны Зубиной в «Семейной Хронике», «Детских годах Багрова-внука», «Воспоминаниях» как матери и жены.
Работа состоит из трех глав, введения, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проделанной работы, мы пришли к выводу: Аксаков на страницах своей трилогии представил образ Софьи Николаевны Зубиной в эволюции и, в первую очередь, писатель обращает наше внимание на её формировании как жены и матери.
При анализе произведений можно выделить несколько этапов в её развитии: счастливое детство при жизни матери, сиротство после ее смерти (при живом отце), управление домом отца из-за его болезни, сватовство, первые дни замужества, материнство, смерть дочери, рождение и последующая болезнь сына и его исцеление, учеба Сережи в Казани.
Автор отмечает в «Семейной хронике», что из-за трудного детства героиня приобрела как положительные качества (стойкость, терпение, умение принять важные решения и др.), так и отрицательные (властолюбие, надежда только на себя, любовь к городской жизни, роскоши и т.д.). В дальнейшем она преодолевает свои отрицательные качества через работу над собой: справляется с ними с помощью Божией и окружающих ее людей (свекра, мужа и других). В результате Софья становится более спокойной, надеется не на себя, а на Бога (крепнет вера героини и делается основой ее жизни и жизни всей семьи), терпеливой и милосердной к ближним - обретает способность прощать, быть внимательной, учится доверять людям, потому что осознает свои недостойные поступки и, порой, не знает, как преодолеть себя.
Во второй части трилогии «Детские годы Багрова-внука» в семье молодых Багровых уже выстраивается правильная семейная иерархия, где главенствующая роль принадлежит мужу, который несет основную ответственность. Кроме того, он ведет хозяйство, следит за делами имения, вместе с женой воспитывает детей. Несмотря на различия между супругами и трудности бытового характера, связанные с жизнью в деревне, между мужем и женой установилось взаимопонимание. Благодаря усилиям Софьи в их семье начинает преобладать мирная и доброжелательная атмосфера, благотворно влияющая на развитие детей, которые воспитываются в любви и заботе.
Софья научилась принимать любовь и помощь от близких, прежде всего от мужа, что отмечает автор. Она оценила глубину души своего супруга, его деликатность и ум, а также его способность быть главой семьи и добрым мужем.
Аксаков передаёт и своё отношение относительно материнства, он буквально воспевает его в героини (вспоминая всё лучшее в своей матери). Она выхаживала своего болезненного сына, делая все возможное для его спасения. Ее готовность к самопожертвованию ради своего ребенка производит сильнейшее впечатление на читателей.
Автор объективен в своих оценках, он показывает ошибки Софьи Николаевны, но при этом изображает и напряжённую работу героини над собой, умение прислушаться к мнению других людей.
Трилогия затрагивает темы глубоких переживаний, происходящих в человеческой душе, а в «Детских годах Багрова-внука» и «Воспоминаниях» показан внутренний мир ребенка, от имени которого ведется повествование. Это одна из первых русских книг подобного рода. Интересно, что в «Детских годах Багрова-внука» рассказывается о принципах воспитания детей в XVIII веке: об их беспрекословном подчинении приказам взрослых; методах воспитания и обучения в школах того времени. Аксакову удалось написать книгу о воспитании, но «без нравоучений», так как это и было задумано. Автор раскрывает психологизм семьи того времени, ее ценностную ориентацию, помогая нам представить атмосферу жизни города, деревни того времени на примере конкретной семьи.
Христианство занимает важное место в жизни аксаковских героев во всех трех книгах, поэтому автор намеренно выделяет, приоритетное место их веры, на страницах своих произведений.
В трилогии, в частности в «Воспоминаниях», присутствует множество описаний Казани: это река Булак, университет (главное здание), «Русская Швейцария» (парк Горького), Грузинская улица (ныне улица К. Маркса) и др. В «Детских годах Багрова-внука» Казань позиционируется как важный торговый центр, где, к примеру, выпекается белый хлеб, которого не найти в Уфе; можно купить вино, используемое для лечения - «Рейнвейн» и др. Указанные сведения характеризуют предметно-вещный мир города XIX века, дают возможность соприкоснуться с исторически важными, для писателя, местами и проследить эволюцию их развития.
Все три произведения написаны в жанре художественной автобиографии - воспоминаний о собственном жизненном пути, о своем детстве, отрочестве и юности, описанные Аксаковым. В дальнейшем именно эти произведения подтолкнули многих русских писателей раскрыть свои наблюдения над самыми различными явлениями русской действительности, заставили переосмыслить собственную жизнь, как часть общенародной жизни. Воплотив ее в своих произведениях, это: «Былое и думы» А.И. Герцена, «История моего современника» В.Г. Короленко, «Трилогии» Л.Н Толстого, М. Горького и т.д.
Работа прошла апробацию на двух итоговых конференциях, результатом одной из них стала публикация тезисов доклада (IV место).



1. Аксаков С. Т. Собр. соч. в 3 т. Т.1. Стихотворения / коммент. Л. Сухановской и В. Фатеева. - М.: Худож.лит.,1986. - 575с.
2. Аксаков С. Т. Собрание сочинений. В 3 т. Т.2. Воспоминания. Литературные и Театральные воспоминания/ коммент. Е.И. Анненковой. - М.: Худож. лит., 1986. - 558с.
Н.Научно-теоретическая литература
3. Краткая литературная энциклопедия. Т.1 Гл. ред. А.А. Сурков. - М.: Совет. энциклопедия, 1962. - 1088с.
4. Крупчанов Л.М. Теория литературы. / Л.М. Крупчанов. - М.:Флинта, 2012. - 360 с.
5. Николаев А.И. Основы литературоведения. / Николаев А.И. - Иваново: Листос, 2011. - 255с.
Ш.Научно-критическая литература
6. Аксаков С.Т. История моего знакомства с Гоголем. / С.Т. Аксаков. - М.: Изд-во АН СССР, 1960. - 123 с.
7. Аксаков С.Т. Разные сочинения. / С.Т. Аксаков - М.:Типография Степановой при Императорских Московских Театрах, 1858. - 408с.
8. Аксаков И.С. Письма к родным,1844-1849/ И.С. Аксаков; отв. ред. Т.Ф. Пирожкова. - М.: Наука,1988. - 704 с.
9. Аксаков. С.Т. Избранное/сост. и примеч. А.Л. Осповата. /
С.Т. Аксаков - М.: Моск. рабочий, 1987. - 544 с.
10. Аксаков С.Т. Детские годы Багрова внука / вступ. статья
А. Горнфельда. / С.Т. Аксаков - М.: Детиздат,1941. - 318с.
11. Аксакова В.С. Дневники. Письма. / В.С. Аксакова. - СПб.: Пушкинский дом, 2013. - 592 с.
12. Анненкова Е. И. Аксаковы. / Е.И. Анненкова. - Л.: Наука, 1983. - 368 с.
13. Анненкова Е.И. Гоголь и Аксаковы (лекция). / Е.И. Анненкова - Л.:Ленинградская ордена Трудового Красного Знамени типография ЛГНИ им. Герцена, 1983. - 48с.
14. Войтоловская Э.Л. С.Т. Аксаков в кругу писателей-классиков. / Э.Л. Войтоловская: документ. очерки. Л.: Дет. Лит., 1982. - 220 с.
15. Гудков Г.Ф., Гудкова З.И. С. Т. Аксаков. Семья и окружение: краеведческие очерки. / Г.Ф. Гудков, З.И. Гудкова. - Уфа: Башк.кн.изд-во, 1991. - 373 с.
16. Избранные отрывки из сочинений С.Т. Аксакова с биографией, историко-литературным очерком. Издание Комиссии по организации чествования памяти С.Т. Аксакова. - Уфа :Электрическая Губернская Типорафия.1909. - 207с.
17. Левушкина О.Н. «Аленький цветочек» и «тридевятое царство, тридесятое государство» в сказке С.Т. Аксакова / О.Н. Левушкина // Литература в школе. - 2009. - №8. - С. 22-25.
18. Лобанов М.П. С.Т. Аксаков. / М.П. Лобанов - М.: Мол. гвардия, 1987. - 368 с.
19. Манн Ю.В. Семья Аксаковых: ист. лит. очерк. / Ю.В. Манн. - М.: Дет. лит., 1992. - 384 с.
20. Машинский С. И. С.Т. Аксаков. Жизнь и творчество. / С.И. Машинский. - 2-е изд. и доп. - М.: Худож. лит-ра, 1973. - 576 с.
21. Николаева Н.Г. «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова- внука» С.Т. Аксакова: форма письма и традиции жанра. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. / Н.Г. Николаева - Барнаул: Издательство ин-та катализа им. Г. К. Борескова. СО РАН, 2004. - 17 с.
22. Носков Н. С.Т. Аксаков. Его жизнь и произведения. / Н. Носков - Спб.: Типография В. Кишбаума, 1909. - 29 с.
23. Острогорский В.П. С.Т. Аксаков 1791-1891 / Острогорский В.П.
критико-биографический очерк. - Спб.: Изд. книгопродавца
Мартынова Н.Г., 1901. - 131 с.
24. Покровский В. Аксаков С.Т. Его жизнь и сочинения. Сборник историко-литературных статей. - М.: Типография Г. Лисснера и Д. Собко, 1905 - 158 с.
25. Платонов А. Размышления читателя. / Платонов А. - М.: 1980.С. 150-155.
26. Речь памяти С.Т. Аксакова, произнесенная в первой Императорской гимназии 30 апреля 1909 г. - Казань: Типография Казанского университета, 1909. - 27с.
27. Савина Л.Н. Проблематика и поэтика автобиографических повестей о детстве 2й пол.19 века: Л.Н. Толстой «Детство», С. Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука», Н. Г. Гарин-Михайловский «Детство». Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. - Волгоград: Изд-во «Перемена», 2002. - 40 с.
28. Савинков С.К 210-летию со дня рождения С. Т. Аксакова. / С. Савинков // Школьная библиотека. - 2001. - №5. - С. 15-18.
29. Токмакова И.В мире прекрасного. / И. Токмакова // Дошкольное воспитание, «Забытый, но не забываемый», 1999. - №7. - С. 92-96.
30. Тяпугина Н. С. Т. Аксаков: страницы жизни и судьбы. / Н. Тяпугина // Культура. - 2013. - №12. - С. 98-102.
31. Цветов В. И. «Вы были люди...». / В.И. Цветов // Первое
сентября. - 2003. - №32. - С. 8-9.
32. Чванов М.А. «Если не будете как дети» / М.А. Чванов - М.: Современник,1990. - 431 с.
33. Шеваров Д.К. 150-летию выхода в свет книги С.Т. Аксакова «Семейная хроника». / Д.К.Шеваров // Первое сентября. - 2006. - №8. - С. 21-22.
34. Яновский-Максимов. Н. Последние годы Багрова-внука.
С.Т. Аксаков в Абрамцеве. / Н. Яновский-Максимов - М.: Из-во Дет лит,1966. - 215 с.
ХУ.Научно-справочная литература.
35. Библиографический словарь // Справочник для учителя / ред. коллегия: Д.С. Лихачев, С.И. Машинский, С.М. Петров, А.И. Ревикин. - М.: «Просвещение», 1971 - 728 с.
36. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета (Синодальный текст). - М.: Российское Библейское общество, 1993 - 1215 с.
37. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины: учеб. Пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А. Я. Эсалнек [и др.]; под ред. Л.В. Чернец. - М.: Высш. шк., 2004. - 680 с.
38. Литература о С. Т. Аксакове, его семье и его родне: библиографический указатель, 1980 - 2004/ - Уфа: Вагант, 2004. - 96 с.
39. Литературное семейство Аксаковых: аннотированный
библиографический указатель / сост. Э.Ю. Базилевская, А.И. Мартиновская.
- Самара: Самарская областная универсальная научная библиотека, 1993. - 480 с.
40. Русская литература от «Слова о полку Игореве» до наших дней.
- Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1995. - 350 с.
41. Русские писатели XI - начала XX века: библиографический словарь. / сост. В.А. Котельников, Ю.М. Прозоров - М.: Просвещение,1995. - 575 с.
42. Хализев В.Е. Теория литературы: учебник / В.Е. Хализев. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2002. - 437 с.
У.Интернет источники
43. Аксаков С.Т. Биография // [Электронный ресурс] URL:www.aksakov.net.ru(Дата обращения 08.06.18)
44. Аксаков Сергей Тимофеевич. Полные и краткие биографии
русских писателей и поэтов // [Электронный ресурс]
URL:http://slovo.ws/bio/rus/Aksakov Sergei Timofeevich/(Дата обращения 08.06.18)
45. Аксаков С. Т.: биобиблиографическая справка // [Электронный ресурс] URL:http://az.lib.ru7a/aksakow s t/(Дата обращения 08.06.18)
46. Аксаковы. Семейные хроники. 3 выпуска: Преданья старины
глубокой. Двадцатый век. Новые времена. Государственный интернет-канал «Россия», 2001- 2016 // [Электронный ресурс]: URL:
http://tvkultura.ru/video/show/brand id/32671/episode id/998670/ (Дата
обращения 08.06.18)
47. Кожинов.В. «Семейная хроника» С.Т. Аксакова. // [Электронный ресурс]URL: www.bel sk.ruspole. info/node/1611(Дата обращения 02.06.18)
48. Ласькова А. Е. Автобиографическая трилогия С.Т. Аксакова в литературной критике середины XIX века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. // [Электронный ресурс] URL:http: //cheloveknauka.com(Дата обращения 11.03.18)
49. Материалы итоговой научной конференции 2016 года КФУ // [Электронный ресурс] URL:https://kpfu.ru/science/nauchno-issledovatelskaya-rabota-studentov-nirs/rezultaty(Дата обращения 05.05.18)
50. Цитаты и афоризмы. Краткая биография Сергея Аксакова // [Электронный ресурс] URL:http: //citaty.su/kratkaya-bio grafiya-sergeya-aksakova(Дата обращения 18.01.16.)
51. Чуркин А.А. Мемуарно-автобиографическая проза С.Т. Аксакова. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. // [Электронный ресурс] URL:www.dissercat.com(Дата обращения 11.03.18.)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ