ОБРАЗ СОФЬИ НИКОЛАЕВНЫ ЗУБИНОМ В ТРИЛОГИН С.Т. АКСАКОВА «СЕМЕЙНАЯ ХРОНИКА», «ДЕТСКИЕ ГОДЫ БАГРОВА-ВНУКА», «ВОСПОМИНАНИЯ»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Образ Софьи Николаевны Зубиной в первой части трилогии Аксакова «Семейная Хроника» 7
§ 1 Обзор литературы по произведению «Семейная Хроника» 7
§ 2. Начало пути: от детства к замужеству 11
Глава 2 Образ Софьи Николаевны Зубиной во второй части трилогии «Детские годы Багрова-внука». 26
§ 1 Обзор литературы по произведению «Детские годы Багрова-внука» 26
§ 2. Становление жены и матери 29
Глава 3 Образ Софьи Николаевны Зубиной в третьей части трилогии «Воспоминания ». 44
§ 1. Обзор литературы по произведению «Воспоминания». 44
§2. Скорби и радости материнства 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
Глава 1 Образ Софьи Николаевны Зубиной в первой части трилогии Аксакова «Семейная Хроника» 7
§ 1 Обзор литературы по произведению «Семейная Хроника» 7
§ 2. Начало пути: от детства к замужеству 11
Глава 2 Образ Софьи Николаевны Зубиной во второй части трилогии «Детские годы Багрова-внука». 26
§ 1 Обзор литературы по произведению «Детские годы Багрова-внука» 26
§ 2. Становление жены и матери 29
Глава 3 Образ Софьи Николаевны Зубиной в третьей части трилогии «Воспоминания ». 44
§ 1. Обзор литературы по произведению «Воспоминания». 44
§2. Скорби и радости материнства 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
Творчество Сергея Тимофеевича Аксакова не входит в школьную программу, исключение составляют «Детские годы Багрова-внука», остальные его произведения мало известны широкой читательской аудитории (исключение составляет сказка «Аленький цветочек»), а всего лишь знакомо узкому кругу литературоведов. Но и в XIX в., и в настоящее время оно вызывало и вызывает интерес не только читателей, но и писателей литературоведов, исследователей его жизни и творчества.
Надо отметить, что 50-е гг. XIX в. Аксаков являлся авторитетом в области литературы и театра. Его ценили И.С. Тургенев, Н.В. Гоголь, А.С. Хомяков, П.В. Анненков и другие. В советское время писатель был несправедливо забыт, по словам И.В. Токмаковой, «его заклеймили «славянофилом», он шел вразрез с западническими взглядами» . Критические статьи об Аксакове и его творчестве малочисленны, в основном это художественные издания, чаще всего это «Детские годы Багрова-внука», входящие в программу начальной школы. Некоторые статьи, описанные в библиографическом указателе, посвященные данной теме не могли быть рассмотрены нами, так как они изданы на родине Аксакова в Уфе. За последнее десятилетие интерес к творчеству русского писателя заметно возрос: увеличилось число работ по его творчеству. Большинство из них опубликованы в сборниках, издаваемых Мемориальным домом-музеем Аксакова в Уфе. Они представляют собой статьи по отдельным вопросам его биографии, проблемам поэтики, стилистики и творческой индивидуальности Аксакова.
Аксаков - это вполне зрелый писатель, переживший написанное в «Семейной Хронике» и ставший ее непосредственной частью. Семейство Аксаковых было многочисленным. У самого писателя было двенадцать детей. Иван, Григорий, Константин и Вера - талантливые и достаточно известные из них.
Аксаков - трудный для осмысления писатель. За многие годы о нем не было написано целостной монографии. Сложнее всего в его произведениях было разглядеть приметы эпохи и атмосферу времени в прозе, исследователи определили его реализм как «созерцательный».
К середине 1840 гг. он становится литературным критиком, мнение которого ценили за тонкий эстетический вкус, широту взглядов и «умное сердце». В его доме бывали издатель «Московского вестника» М.П. Погодин, М.Н. Загоскин (автор «Юрия Милославского»), среди современников, с которыми общался Аксаков, были известные писатели: Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев и др. .
Творчество Аксакова и его осмысление критиками занимает центральное место в литературном процессе середины XIX века. Имя писателя стоит в одном ряду со знаменитыми современниками, начинающими свой творческий путь - И.А. Гончаровым, И.С. Тургеневым, Л.Н. Толстым. В наши дни его наследие заново открывается читателями и исследователями. Изучение литературного наследия писателя и его вклада в развитие русской литературы представляет несомненный интерес и важную актуальную задачу. Рассмотрение образа матери в произведениях писателя является не менее значимым, так как и в критических статьях XIX века, и в современных работах данная тема изучена недостаточно.
Специфика нашего исследования подразумевает опору на сравнительно-сопоставительный и историко-типологический методы, которые позволяют выявить историческую общность в развитии литературной и общественной мысли. Описательный метод стал актуален при сборе и анализе советских и современных критических материалов, обнаружении отдельных несправедливо забытых авторов. Биографический метод позволяет выявить особенности восприятия и понимания личности Аксакова, как выдающегося писателя, наряду со многими другими писателями, повлиявшего на характер литературного процесса 1840-х-1850-х годов; как прекрасного семьянина, воспитавшего сыновей и дочерей; внесших весомый вклад в общественную жизнь России XIX века. С этим связан культурно-исторический метод, позволивший определить значение его творчества для предреформенной эпохи и оценить влияние общественно-политических факторов на формирование и развитие художественного стиля автора. Аксиологический подход к творчеству помогает рассмотреть художественный мир писателя как отражение его жизненных ценностей и идеалов.
Наследие Аксакова привлекало внимание исследователей дореволюционного времени, советского периода, и в последние десятилетия продолжает интересовать современных литературоведов. Мы прежде всего опирались на труды С.И. Машинского, М.П. Лобанова, Ю.В. Манна, Э.В. Войтоловской, В.А. Кошелева и Е.И. Анненковой.
Произведения Аксакова не получили всестороннего изучения современной ему критикой в исследованиях и очерках о жизни и творчестве писателя, нередко рассмотрение носило обзорный характер и требует детального изучения и анализа. Обзор литературы по каждому произведению будет представлен в каждой главе отдельно.
Практическая значимость нашей работы обусловлена тем, что её материалы могут быть использованы в учебном процессе общеобразовательной школы, в лекционных курсах по истории русской классической литературы середины XIX века, при подготовке специальных семинаров и спецкурсов по проблемам, созвучным теме дипломной работы. Выводы, сделанные в ходе исследования, дают новые основания для более полного включения наследия Аксакова в школьную и вузовскую программу изучения литературы. Результаты исследования могут быть полезны как материалы для подготовки экскурсионных программ в музеях, связанных с именем Аксакова.
Сергей Тимофеевич Аксаков - один из тех русских писателей, имя которого выделяется на фоне яркой плеяды выдающихся классиков XIX века. Литературная слава пришла к нему в зрелые годы, после выхода книг о природе, а затем автобиографических произведений: «Семейная хроника», «Воспоминания», «Детские годы Багрова-внука». Как правило, исследователей в автобиографических произведениях Аксакова, особенно в «Семейной хронике», интересует реальный контекст, произведения рассматриваются в сопоставлении с жизнью Аксаковых.
Образ Софьи Николаевны Зубиной в трилогии является одним из самых ярких. Он, несомненно, не раз привлекал внимание учёных, которые отмечали, что прототипом является мать писателя - Мария Николаевна Зубова, однако, никто из них специально не рассматривал его, тем более не рассматривали формирование Софьи Николаевны как жены и матери. В связи со всем вышесказанным, актуальность и новизна нашего исследования не вызывает сомнений. Кроме того, творчество писателя представляет особый интерес для нашего региона, так как имя С.Т. Аксаков связано с Казанью (здесь прошли его годы учёбы).
Цель работы - рассмотреть образ Софьи Николаевны Зубиной в трилогии. Задачи:
- изучить и систематизировать литературу об С. Т. Аксакове и его трилогии;
- овладеть теоретическим материалом по исследуемой проблематике;
- проанализировать образ Софьи Николаевны Зубиной в «Семейной Хронике», «Детских годах Багрова-внука», «Воспоминаниях» как матери и жены.
Работа состоит из трех глав, введения, заключения и списка литературы.
Надо отметить, что 50-е гг. XIX в. Аксаков являлся авторитетом в области литературы и театра. Его ценили И.С. Тургенев, Н.В. Гоголь, А.С. Хомяков, П.В. Анненков и другие. В советское время писатель был несправедливо забыт, по словам И.В. Токмаковой, «его заклеймили «славянофилом», он шел вразрез с западническими взглядами» . Критические статьи об Аксакове и его творчестве малочисленны, в основном это художественные издания, чаще всего это «Детские годы Багрова-внука», входящие в программу начальной школы. Некоторые статьи, описанные в библиографическом указателе, посвященные данной теме не могли быть рассмотрены нами, так как они изданы на родине Аксакова в Уфе. За последнее десятилетие интерес к творчеству русского писателя заметно возрос: увеличилось число работ по его творчеству. Большинство из них опубликованы в сборниках, издаваемых Мемориальным домом-музеем Аксакова в Уфе. Они представляют собой статьи по отдельным вопросам его биографии, проблемам поэтики, стилистики и творческой индивидуальности Аксакова.
Аксаков - это вполне зрелый писатель, переживший написанное в «Семейной Хронике» и ставший ее непосредственной частью. Семейство Аксаковых было многочисленным. У самого писателя было двенадцать детей. Иван, Григорий, Константин и Вера - талантливые и достаточно известные из них.
Аксаков - трудный для осмысления писатель. За многие годы о нем не было написано целостной монографии. Сложнее всего в его произведениях было разглядеть приметы эпохи и атмосферу времени в прозе, исследователи определили его реализм как «созерцательный».
К середине 1840 гг. он становится литературным критиком, мнение которого ценили за тонкий эстетический вкус, широту взглядов и «умное сердце». В его доме бывали издатель «Московского вестника» М.П. Погодин, М.Н. Загоскин (автор «Юрия Милославского»), среди современников, с которыми общался Аксаков, были известные писатели: Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев и др. .
Творчество Аксакова и его осмысление критиками занимает центральное место в литературном процессе середины XIX века. Имя писателя стоит в одном ряду со знаменитыми современниками, начинающими свой творческий путь - И.А. Гончаровым, И.С. Тургеневым, Л.Н. Толстым. В наши дни его наследие заново открывается читателями и исследователями. Изучение литературного наследия писателя и его вклада в развитие русской литературы представляет несомненный интерес и важную актуальную задачу. Рассмотрение образа матери в произведениях писателя является не менее значимым, так как и в критических статьях XIX века, и в современных работах данная тема изучена недостаточно.
Специфика нашего исследования подразумевает опору на сравнительно-сопоставительный и историко-типологический методы, которые позволяют выявить историческую общность в развитии литературной и общественной мысли. Описательный метод стал актуален при сборе и анализе советских и современных критических материалов, обнаружении отдельных несправедливо забытых авторов. Биографический метод позволяет выявить особенности восприятия и понимания личности Аксакова, как выдающегося писателя, наряду со многими другими писателями, повлиявшего на характер литературного процесса 1840-х-1850-х годов; как прекрасного семьянина, воспитавшего сыновей и дочерей; внесших весомый вклад в общественную жизнь России XIX века. С этим связан культурно-исторический метод, позволивший определить значение его творчества для предреформенной эпохи и оценить влияние общественно-политических факторов на формирование и развитие художественного стиля автора. Аксиологический подход к творчеству помогает рассмотреть художественный мир писателя как отражение его жизненных ценностей и идеалов.
Наследие Аксакова привлекало внимание исследователей дореволюционного времени, советского периода, и в последние десятилетия продолжает интересовать современных литературоведов. Мы прежде всего опирались на труды С.И. Машинского, М.П. Лобанова, Ю.В. Манна, Э.В. Войтоловской, В.А. Кошелева и Е.И. Анненковой.
Произведения Аксакова не получили всестороннего изучения современной ему критикой в исследованиях и очерках о жизни и творчестве писателя, нередко рассмотрение носило обзорный характер и требует детального изучения и анализа. Обзор литературы по каждому произведению будет представлен в каждой главе отдельно.
Практическая значимость нашей работы обусловлена тем, что её материалы могут быть использованы в учебном процессе общеобразовательной школы, в лекционных курсах по истории русской классической литературы середины XIX века, при подготовке специальных семинаров и спецкурсов по проблемам, созвучным теме дипломной работы. Выводы, сделанные в ходе исследования, дают новые основания для более полного включения наследия Аксакова в школьную и вузовскую программу изучения литературы. Результаты исследования могут быть полезны как материалы для подготовки экскурсионных программ в музеях, связанных с именем Аксакова.
Сергей Тимофеевич Аксаков - один из тех русских писателей, имя которого выделяется на фоне яркой плеяды выдающихся классиков XIX века. Литературная слава пришла к нему в зрелые годы, после выхода книг о природе, а затем автобиографических произведений: «Семейная хроника», «Воспоминания», «Детские годы Багрова-внука». Как правило, исследователей в автобиографических произведениях Аксакова, особенно в «Семейной хронике», интересует реальный контекст, произведения рассматриваются в сопоставлении с жизнью Аксаковых.
Образ Софьи Николаевны Зубиной в трилогии является одним из самых ярких. Он, несомненно, не раз привлекал внимание учёных, которые отмечали, что прототипом является мать писателя - Мария Николаевна Зубова, однако, никто из них специально не рассматривал его, тем более не рассматривали формирование Софьи Николаевны как жены и матери. В связи со всем вышесказанным, актуальность и новизна нашего исследования не вызывает сомнений. Кроме того, творчество писателя представляет особый интерес для нашего региона, так как имя С.Т. Аксаков связано с Казанью (здесь прошли его годы учёбы).
Цель работы - рассмотреть образ Софьи Николаевны Зубиной в трилогии. Задачи:
- изучить и систематизировать литературу об С. Т. Аксакове и его трилогии;
- овладеть теоретическим материалом по исследуемой проблематике;
- проанализировать образ Софьи Николаевны Зубиной в «Семейной Хронике», «Детских годах Багрова-внука», «Воспоминаниях» как матери и жены.
Работа состоит из трех глав, введения, заключения и списка литературы.
В результате проделанной работы, мы пришли к выводу: Аксаков на страницах своей трилогии представил образ Софьи Николаевны Зубиной в эволюции и, в первую очередь, писатель обращает наше внимание на её формировании как жены и матери.
При анализе произведений можно выделить несколько этапов в её развитии: счастливое детство при жизни матери, сиротство после ее смерти (при живом отце), управление домом отца из-за его болезни, сватовство, первые дни замужества, материнство, смерть дочери, рождение и последующая болезнь сына и его исцеление, учеба Сережи в Казани.
Автор отмечает в «Семейной хронике», что из-за трудного детства героиня приобрела как положительные качества (стойкость, терпение, умение принять важные решения и др.), так и отрицательные (властолюбие, надежда только на себя, любовь к городской жизни, роскоши и т.д.). В дальнейшем она преодолевает свои отрицательные качества через работу над собой: справляется с ними с помощью Божией и окружающих ее людей (свекра, мужа и других). В результате Софья становится более спокойной, надеется не на себя, а на Бога (крепнет вера героини и делается основой ее жизни и жизни всей семьи), терпеливой и милосердной к ближним - обретает способность прощать, быть внимательной, учится доверять людям, потому что осознает свои недостойные поступки и, порой, не знает, как преодолеть себя.
Во второй части трилогии «Детские годы Багрова-внука» в семье молодых Багровых уже выстраивается правильная семейная иерархия, где главенствующая роль принадлежит мужу, который несет основную ответственность. Кроме того, он ведет хозяйство, следит за делами имения, вместе с женой воспитывает детей. Несмотря на различия между супругами и трудности бытового характера, связанные с жизнью в деревне, между мужем и женой установилось взаимопонимание. Благодаря усилиям Софьи в их семье начинает преобладать мирная и доброжелательная атмосфера, благотворно влияющая на развитие детей, которые воспитываются в любви и заботе.
Софья научилась принимать любовь и помощь от близких, прежде всего от мужа, что отмечает автор. Она оценила глубину души своего супруга, его деликатность и ум, а также его способность быть главой семьи и добрым мужем.
Аксаков передаёт и своё отношение относительно материнства, он буквально воспевает его в героини (вспоминая всё лучшее в своей матери). Она выхаживала своего болезненного сына, делая все возможное для его спасения. Ее готовность к самопожертвованию ради своего ребенка производит сильнейшее впечатление на читателей.
Автор объективен в своих оценках, он показывает ошибки Софьи Николаевны, но при этом изображает и напряжённую работу героини над собой, умение прислушаться к мнению других людей.
Трилогия затрагивает темы глубоких переживаний, происходящих в человеческой душе, а в «Детских годах Багрова-внука» и «Воспоминаниях» показан внутренний мир ребенка, от имени которого ведется повествование. Это одна из первых русских книг подобного рода. Интересно, что в «Детских годах Багрова-внука» рассказывается о принципах воспитания детей в XVIII веке: об их беспрекословном подчинении приказам взрослых; методах воспитания и обучения в школах того времени. Аксакову удалось написать книгу о воспитании, но «без нравоучений», так как это и было задумано. Автор раскрывает психологизм семьи того времени, ее ценностную ориентацию, помогая нам представить атмосферу жизни города, деревни того времени на примере конкретной семьи.
Христианство занимает важное место в жизни аксаковских героев во всех трех книгах, поэтому автор намеренно выделяет, приоритетное место их веры, на страницах своих произведений.
В трилогии, в частности в «Воспоминаниях», присутствует множество описаний Казани: это река Булак, университет (главное здание), «Русская Швейцария» (парк Горького), Грузинская улица (ныне улица К. Маркса) и др. В «Детских годах Багрова-внука» Казань позиционируется как важный торговый центр, где, к примеру, выпекается белый хлеб, которого не найти в Уфе; можно купить вино, используемое для лечения - «Рейнвейн» и др. Указанные сведения характеризуют предметно-вещный мир города XIX века, дают возможность соприкоснуться с исторически важными, для писателя, местами и проследить эволюцию их развития.
Все три произведения написаны в жанре художественной автобиографии - воспоминаний о собственном жизненном пути, о своем детстве, отрочестве и юности, описанные Аксаковым. В дальнейшем именно эти произведения подтолкнули многих русских писателей раскрыть свои наблюдения над самыми различными явлениями русской действительности, заставили переосмыслить собственную жизнь, как часть общенародной жизни. Воплотив ее в своих произведениях, это: «Былое и думы» А.И. Герцена, «История моего современника» В.Г. Короленко, «Трилогии» Л.Н Толстого, М. Горького и т.д.
Работа прошла апробацию на двух итоговых конференциях, результатом одной из них стала публикация тезисов доклада (IV место).
При анализе произведений можно выделить несколько этапов в её развитии: счастливое детство при жизни матери, сиротство после ее смерти (при живом отце), управление домом отца из-за его болезни, сватовство, первые дни замужества, материнство, смерть дочери, рождение и последующая болезнь сына и его исцеление, учеба Сережи в Казани.
Автор отмечает в «Семейной хронике», что из-за трудного детства героиня приобрела как положительные качества (стойкость, терпение, умение принять важные решения и др.), так и отрицательные (властолюбие, надежда только на себя, любовь к городской жизни, роскоши и т.д.). В дальнейшем она преодолевает свои отрицательные качества через работу над собой: справляется с ними с помощью Божией и окружающих ее людей (свекра, мужа и других). В результате Софья становится более спокойной, надеется не на себя, а на Бога (крепнет вера героини и делается основой ее жизни и жизни всей семьи), терпеливой и милосердной к ближним - обретает способность прощать, быть внимательной, учится доверять людям, потому что осознает свои недостойные поступки и, порой, не знает, как преодолеть себя.
Во второй части трилогии «Детские годы Багрова-внука» в семье молодых Багровых уже выстраивается правильная семейная иерархия, где главенствующая роль принадлежит мужу, который несет основную ответственность. Кроме того, он ведет хозяйство, следит за делами имения, вместе с женой воспитывает детей. Несмотря на различия между супругами и трудности бытового характера, связанные с жизнью в деревне, между мужем и женой установилось взаимопонимание. Благодаря усилиям Софьи в их семье начинает преобладать мирная и доброжелательная атмосфера, благотворно влияющая на развитие детей, которые воспитываются в любви и заботе.
Софья научилась принимать любовь и помощь от близких, прежде всего от мужа, что отмечает автор. Она оценила глубину души своего супруга, его деликатность и ум, а также его способность быть главой семьи и добрым мужем.
Аксаков передаёт и своё отношение относительно материнства, он буквально воспевает его в героини (вспоминая всё лучшее в своей матери). Она выхаживала своего болезненного сына, делая все возможное для его спасения. Ее готовность к самопожертвованию ради своего ребенка производит сильнейшее впечатление на читателей.
Автор объективен в своих оценках, он показывает ошибки Софьи Николаевны, но при этом изображает и напряжённую работу героини над собой, умение прислушаться к мнению других людей.
Трилогия затрагивает темы глубоких переживаний, происходящих в человеческой душе, а в «Детских годах Багрова-внука» и «Воспоминаниях» показан внутренний мир ребенка, от имени которого ведется повествование. Это одна из первых русских книг подобного рода. Интересно, что в «Детских годах Багрова-внука» рассказывается о принципах воспитания детей в XVIII веке: об их беспрекословном подчинении приказам взрослых; методах воспитания и обучения в школах того времени. Аксакову удалось написать книгу о воспитании, но «без нравоучений», так как это и было задумано. Автор раскрывает психологизм семьи того времени, ее ценностную ориентацию, помогая нам представить атмосферу жизни города, деревни того времени на примере конкретной семьи.
Христианство занимает важное место в жизни аксаковских героев во всех трех книгах, поэтому автор намеренно выделяет, приоритетное место их веры, на страницах своих произведений.
В трилогии, в частности в «Воспоминаниях», присутствует множество описаний Казани: это река Булак, университет (главное здание), «Русская Швейцария» (парк Горького), Грузинская улица (ныне улица К. Маркса) и др. В «Детских годах Багрова-внука» Казань позиционируется как важный торговый центр, где, к примеру, выпекается белый хлеб, которого не найти в Уфе; можно купить вино, используемое для лечения - «Рейнвейн» и др. Указанные сведения характеризуют предметно-вещный мир города XIX века, дают возможность соприкоснуться с исторически важными, для писателя, местами и проследить эволюцию их развития.
Все три произведения написаны в жанре художественной автобиографии - воспоминаний о собственном жизненном пути, о своем детстве, отрочестве и юности, описанные Аксаковым. В дальнейшем именно эти произведения подтолкнули многих русских писателей раскрыть свои наблюдения над самыми различными явлениями русской действительности, заставили переосмыслить собственную жизнь, как часть общенародной жизни. Воплотив ее в своих произведениях, это: «Былое и думы» А.И. Герцена, «История моего современника» В.Г. Короленко, «Трилогии» Л.Н Толстого, М. Горького и т.д.
Работа прошла апробацию на двух итоговых конференциях, результатом одной из них стала публикация тезисов доклада (IV место).



