Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности построения уроков физической культуры для учащихся с нарушением осанки (сколиоз 1-й степени, лордоз)

Работа №48740

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2018
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
445
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ОДА 7
1.1. Специфика построения урока физической культуры для детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата 7
1.2. Методы и способы планирования уроков по физической культуре с
детьми с заболеваниями ОДА 19
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 32
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОСТРОЕНИЯ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОДА 33
2.1. Организация и проведение исследования 33
2.2. Результаты и анализ исследования 41
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность темы. Учитывая современные запросы общества в области развития и совершенствования человека, физическое воспитание является фундаментальной основой для полноценности процесса. В тех случаях, когда современный человек не в состоянии следить за собственным здоровьем, когда он не может полноценно выполнять возложенные на него обязанности в силу физической неполноценности, возникают определенные сложности. Отметим, что важно говорить о необходимости физического развития с самого раннего возраста, потому что именно тогда закладываются основы для полноценного функционирования.
Однако важным представляется работа с уже сложившимися отклонениями в физическом развитии на том этапе, когда их еще возможно скорректировать. Если ребенок с самого детства следит за собой, это говорит о достаточном внимании родителей и педагогов. Однако современные реалии таковы, что уже к среднему школьному возрасту во многом благодаря высокой школьной нагрузке, дети страдают от тех или иных заболеваний опорно-двигательного аппарата. Тем не менее, набирающая обороты инклюзивная система предполагает возможность для любых детей участвовать в социализации, выстраивать коммуникативные отношения в рамках обучения в средней школе.
В достаточной степени многие современные детские заболевания обусловлены отсутствием активности, возможностью бесконтрольного использования тех или иных гаджетов. В то же время рамки школьной программы настаивают на постоянном неподвижном и малоподвижном состоянии в значительной части дня. Если в детском саду занятия ограничены по времени, а в остальной промежуток дети активно играют, в том числе и на улице, то уже в среднем звене школы учеба на уроках и выполнение домашнего задания забирают у ребенка значительную часть дня. А это в первую очередь необходимость сидеть в определенном положении за столом с учебниками. Таким образом, представляется необходимым изучение возможностей коррекции с учетом сложившихся обстоятельств.
Именно этим обусловлена актуальность выбранной темы исследования.
Степень разработанности данной проблемы высока, исследованиям на тему работы с детьми с заболеванием позвоночника, мотивации, анализа существующих методов по физической культуре имеются множественные работы известных авторов.
Такие исследователи, как Матвеев Л.П., Сидоренко Д.В., Холодов Ж.К., Шуткин С.ГН., Чермит К.Д, обращают в первую очередь внимание на разработку занятия по физической культуре, рассматривают его структуру, связь отдельных элементов и возможность их совершенствования. Особое внимание в их монографиях уделяется теоретическому обоснованию формата проведения занятия по физической культуре, а также возможности для творческой регуляции данных процессов.
Проблемой двигательных нарушений у детей вплотную занимаются Гуровец Г.В., Гончарова М.Н., Гринина А.В., Мирзоева И.И., Дремова Г.В., Макович З.Х.. Они обращают внимание исследователей на современные проблемы реабилитации, возможностей воздействия на уровень эффективной коррекции нарушений у детей.
Есть целый ряд авторов, которые обратили свое внимание на уровень мотивации и ее поддержание в рамках занятия по физической культуре: Это и Вовк С.Т., Осипов А.Н., Коннова Е., Кривичкая Е. В.. В их монографиях подробно рассматривается механизм формирования мотивации к занятиям физической культурой, а также методами и способами повышения такой мотивации.
Разумеется, процесс проведения занятия по физической культуре считается статичным. Однако необходимо признать, что для самостоятельной активности в данном направлении сделано недостаточно. Необходимо на базе имеющихся данных создать условия для максимально комфортного и полноценного включения детей с нарушениями функционирования ОДА в учебный процесс, создать условия для полноценной мотивации к самостоятельным занятиям спортом. В этом заключается определенная научная новизна исследования.
Цель исследования: Разработать методику построения урока для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Задачи обусловлены выбранной целью.
1) Изучить теоретические основы преподавания физической культуры в школе с детьми с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
2) Выявить специфику построения уроков физической культуры с детьми с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
3) Экспериментально обосновать методику построения урока для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Объект: физическое воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Предмет: методика построения уроков физической культуры для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
Гипотеза исследования: Предполагается, что при систематическом применении экспериментального комплекса упражнений, недостатки двигательной сферы у детей с нарушениями ОДА могут быть скорректированы в ходе целенаправленного педагогического воздействия.
База исследования: МБОУ «Заинская СОШ № 7 с углубленным изучением отдельных предметов» ЗМР РТ.
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, на базе традиционных взглядов относительно проблемы исследования, сделаны новые выводы, а также результаты исследования можно использовать с целью дальнейшего совершенствования курса физической культуры в школе и вузе. Более того, с учетом имеющихся данных, появляется возможность полноценно и максимально эффективно выстраивать занятие по физической культуре для детей с нарушениями ОДА.
Структура работы отвечает выбранным целям и состоит из двух глав с подглавами, введения, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Физическая культура - сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.
Система физического воспитания включает создание санитарно-гигиенических условий, закаливание, формирование культурно-гигиенических навыков, организацию рационального питания, проведение утренней гимнастики, физкультурных занятий, прогулок, спортивных игр и развлечений.
Физическое воспитание тесно связано с возрастными особенностями детей. В связи с этим и определяются конкретные задачи, содержание, методы и формы организации физического воспитания дошкольном и школьном возрасте, а также преемственная связь между ними. Работа по физическому развитию пронизывает всю организацию жизни детей в семье и школьном учреждении, организацию предметной и социальной среды, все виды детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников.
Нарушение осанки является одной из основных патологий физического развития школьников. Подавляющее большинство нарушений осанки у детей школьного возраста имеет приобретенный функциональный характер, и связаны они с нерациональной организацией учебного процесса.
Его интенсификация в последнее время привела к появлению у школьников патологий различных органов и систем, а также снижению общей работоспособности и нарастанию психофизической перегрузки. Для формирования правильной осанки необходимо создание рациональной среды не только в образовательных учреждениях, но и в домашних условиях.
Поставленная цель исследования - изучение построения урока для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата выполнена.
В ходе выполнения данного исследования были изучены теоретические основы преподавания физической культуры в школе с детьми с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
В процессе изучения основ преподавания выявлена специфика построения уроков физической культуры с детьми с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Она заключается в увеличении времени на разминочную часть, использование возможностей разделить класс на две группы и дать каждой группе отдельное задание. А также в том, что в ходе урока дети с нарушениями ОДА получают повышенное внимание со стороны преподавателя.
Был разработан комплекс упражнений, который использовался в ходе эксперимента при построении урока для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Коррекция двигательных нарушений предполагает комплексное, систематическое воздействие, включающее медикаментозную терапию, физиотерапию, ортопедическое лечение, массаж, лечебную физкультуру. Именно в комплексе с воздействием занятий по физической культуре можно добиться максимальной эффективности. При этом коррекция нарушений ОДА должна носить постоянный, непрекращающийся характер.
Таким образом, занятия физической культурой, музыкальные занятия, занятия по формированию элементарных математических представлений, лепке, аппликации, рисованию, конструированию, труду, игре, ознакомлению с окружающим, развитию речи, а также все режимные моменты должны иметь коррекционную направленность и проводиться с учетом особенностей двигательного развития детей с нарушениями ОДА.
Предлагаемая программа предусматривает определенную последовательность лечебно-оздоровительных мероприятий, а также ряд этапов в их проведении.
У достаточно большого количества детей есть отклонения ОДА. При таком диагнозе в задачи занятия по физической культуре включаются некоторые специфические, среди которых:
- собственно, укрепление мышечного корсета туловища (конкретно - выравнивание тонуса между передней и задней частью);
- обучение и закрепление навыка правильного положения спины;
- с помощью специально подобранных упражнений - целенаправленная коррекция имеющихся отклонений;
- стабилизация трофических процессов в разрабатываемой мускулатуре.
Воздействие физических упражнений направлено на овладение основными составляющими произвольного двигательного акта: произвольности направления, амплитуды, силы, скорости. С этой целью предлагаются упражнения, направленные на улучшение координации движений, равновесия, развитие подвижности, выработку точных движений с использованием в процессе занятий элементов расслабления.
Значительное место следует уделять дыхательным упражнениям, выполнение которых способствует повышению окислительно-восстановительных реакций организма занимающихся, что в согласовании с ритмом выполняемых физических упражнений позволяет снизить тонус дыхательной и скелетной мускулатуры, избежать ее перенапряжения.
Выполнение упражнений на равновесие и координацию предлагается из различных исходных положений. Целесообразно также широкое использование элементов подвижных игр - таких, как ловля и переброска друг другу мячей разных размеров и цвета, метание мяча в цель, забрасывание мяча в корзину или коробку.
Подбор дидактических игр и игровых занятий для детей с нарушениями ОДА должен основываться на знании специфических структурных нарушений познавательной и двигательной деятельности и быть направлен на коррекцию этих нарушений.
Таким образом, как мы видим, при работе с детьми с нарушениями ОДА со стороны педагога требуется определенное мастерство при составлении плана урока. В первую очередь это обусловлено необходимостью давать различные задания для детей, находящихся в одном спортивном зале, как правило, подобная задача решается через разделение на две группы по состоянию здоровья, и пока одна из групп выполняет упражнения, характерные для классического урока, вторая группа работает с индивидуальным заданием.
В рамках основной части занятия детьми выполняются специальные корригирующие упражнения;
- дыхательные. Они необходимы всем детям, присутствующим на занятии, без исключения. С их помощью удается нормализовать дыхание, вернуться в состояние спокойствия.
- индивидуальные корригирующие упражнения. Их подбор напрямую зависит от специфики нарушений ОДА
- упражнения в равновесии. С их помощью упражнения на общую и силовую выносливость мышц брюшного пресса, спины, грудной клетки, способствующие образованию рационального мышечного корсета; упражнения для коррекции деформации ног; упражнения у гимнастической стенки, на гимнастической стенке; подвижные игры. В основу занятия корригирующей гимнастикой положен принцип максимальной статической разгрузки позвоночника. Наиболее эффективные исходные положения — лежа, стоя в упоре на коленях, коленно-кистевое положение. Такого рода упражнения отлично подходят и для детей «в норме», так как способствуют профилактике нарушений ОДА.
Таким образом, существуют и применяются на практике значительные количества специальных упражнений в области коррекции проблем с опорно-двигательным аппаратом. Учителя по физической культуре имеют возможность делиться опытом с коллегами и применять в различных конфигурациях те или иные имеющиеся находки. Более того, становясь частью корректирующего процесса, занятия по физической культуре способны создать условия для самостоятельной активности школьников в данном направлении.
Следует заметить, что занятия по физической культуре являются лишь частью комплексного воздействия на детей с нарушениями ОДА. Основными средствами ФК для коррекции осанки являются физические упражнения, массаж, гидрокинезотерапия; дополнительным - лечение положением. В идеальном варианте, ребенок с ОДА имеет возможность посещать занятия по лечебной физкультуре параллельно с занятиями вместе со своим классом.
Перспективным направлением решения этой проблемы является внедрение дополнительных форм физического воспитания в практику учебного процесса. Это могут быть и часы здоровья, и активные пятиминутки на переменах. В настоящее время разрабатываются, апробируются, внедряются в практику и дают положительный результат дифференцированные программы дополнительного физического воспитания. В то же время, важен аккуратный, вдумчивый подход к решению данной проблемы.



1. Астрахан Д.Х. Трудности развития детей: виды,
характеристика. Коррекционные подходы: Учебное пособие./ Д.Х. Астрахан. - Иркутск: ИГПУ, 2001 - 311с
2. Астрахан Д.Х., Полякова С.Г. Клинико-психологический анализ готовности к школьному обучению детей, страдающих церебральными параличами/ Д.Х. Астрахан //Вопросы диагностики и коррекции развития детей с ограниченными возможностями: сборник научных трудов. - Иркутск: ИГПУ, 1997. - 314с.
3. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 4, с. 2 - 8.
4. Безверхняя Г.В. Возрастная динамика мотивационных приоритетов школьников к занятиям физической культурой и спортом. - М.: Логос, 2014. - 305с.
5. Белько И.В. Теория вероятностей и математическая статистика. Примеры и задачи: Учебное пособие. - Мн.: Новое знание, 2008
6. Белякова Р.Н., Тимошенков В.В. Тимошенкова А.Н. Дифференцированная программа оздоровления студентов специальных медицинских групп средствами физической культуры.- Киев: Здоровье.,
2011. - 220с.
7. Бондарчук А.П. Периодизация спортивной тренировки. - М.: Академия, 2012. - 568с.
8. Виленский М.Я.,Сафин Р.С. Профессиональная
направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей. - М.: Высшая школа, 2013. - 235c.
9. Вовк С. Т. Повышение мотивации учащихся на уроках физической культуры путем применения здоровье сберегающих технологий. - Электронный ресурс. Точка доступа:
https://multiurok.ru/files/povyshieniie-motivatsii-uchashchikhsia-na-urokakh-.htmlДата обращения 20.10.2017
10. Возрастная и педагогическая психология// Под ред. А.В. Петровского. М.: Наука, 2012. - 415с.
11. Выдрин В.М. Методические проблемы теории физической культуры //Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 6. - с. 10¬12.
12. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 2011. - 175 с.
13. Гончарова М.Н., Гринина А.В., Мирзоева И.И. Реабилитация детей с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата./М.Н. Гончарова, А.В. Гринина, И.И. Мирзоева. - М.: Медицина, 2004. - 207с.
14. Гуровец Г.В. Реабилитация психомоторных нарушений на занятиях ЛФК. - М.: ГЦОЛИФК, 2010. - 97с.
15. Дремова Г.В. Социальная интеграция и реабилитация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе иппотерапии. Теория и практика физической культуры, 1996. - №7
16. Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры / Б.В. Евстафьев//Материалы к лекциям. - Л.: ВИФК. - 133 с.
17. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная
технология XXI века. / Авторы составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. - М.: АРКТИ, 2011.
18. Иванов К.С., Осин А.К. Формирование мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом. - Электронный ресурс. Точка доступа.http://www.scienceforum.ru/2013/82/5489Дата обращения 20.10.2017
19. Ильин Е. П. Психофизиология физического воспитания. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 64с.
20. Коннова Е. Исследование мотивации учащихся к урокам физической культуры - Электронный ресурс. Точка доступа: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/09/07/issledovanie-motivatsii-uchashchikhsya-k-urokam-fizicheskoy-kulturyДата обращения 20.10.2017
21. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: теория и методы. М.: Прогресс, 2012. - 298с.
22. Кривицкая Е. В. Формирование мотивации к занятиям
физической культурой у младших школьников. - Электронный ресурс. Точка доступа.http://uchitelya.com/fizkultura/6303-konspekt-uroka-na-temu-formirovanie-motivacii-k-zanyatiyam-fizicheskoy-kulturoy-u-mladshih-shkolnikov.htmlДата обращения 20.10.2017
23. Кульневич С.В., Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - М.-Ростов-на-Дону,
2012. - 226с.
24. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата./ И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. - М.: Просвещение, 2001. - 271 с.
25. Лях В.И. Двигательные способности школьников: Основы теории и методы развития. - М.: Терра-Спорт, 2012 - 192 с.
26. Макович З.Х. Природа двигательных нарушений при детских церебральных параличах и некоторые особенности восстановительной терапии. - Материалы 10-й сессии Института полиомиелита и энцифалита./З.Х. Макович. - М.: Издательство МГУ, 2004. - с. 278-280.
27. Манукян С.П. О взаимоотношении понятий «стимул» и «мотив». - М.: ОМЕГА-Л, 2015. - 226с.
28. Матвеев Л.П. Введение в теорию физической культуры: Учебн. пос. для ин-тов физ. культ./Л.П. Матвеев. - М.: ФиС, 1983. - 128 с.
29. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры.- Ростов н/Д: Феникс, 2012. - с. 95-106.
30. Миц Н.П. Профилактика заболеваний опорно-двигательного
аппарата на уроках физической культуры. // Электронный ресурс. Режим доступа https://infourok.ru/profilaktika-zabolevaniy-opornodvigatelnogo-
apparata-na-urokah-fizicheskoy-kulturi-1643449.html
31. Мотивация школьников на уроках физкультуры. -
Электронный ресурс. Точка доступа:
http: //mirznanii .com/a/174731/motivatsiya- shkolnikov-na-urokakh-fizkulturyДата обращения 20.10.2017
32. Мошков В.Н. Общие основы физической культуры. - М.: Медицина, 2015. - 324с.
33. Нечаев А.П. Психология физической культуры. - М.: ИНФРА- М, 2016. - 64с.
34. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 480с.
35. Осипов А. Н. Повышение мотивации к урокам физической культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 11 (ноябрь). - С. 76-80.
36. Полиевский С.А. Стимуляция двигательной активности. М.: Физическая культура. - 2006. - 255с.
37. Пономарчук В.А., Аяшев О.А. Физическая культура и становление личности - М.: Прогресс, 2015. - 123с.
38. Правдина-Винарская Е.Н. Эйдинова М.Б., Детские церебральные параличи и пути их преодоления. 3-е изд. / Е.Н. Правдина- Винарская, М.Б. Эйдинова. - М.: Медицина, 2006. - 216с.
39. Профессиональный спорт/ под ред. С.И. Гуськова, В.Н. Платонова. Киев: Олимпийская литература, 2014. - 391с.
40. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата детей в образовательном процессе по физической культуре// Электронный ресурс. Режим доступаhttps: //doc4web .ru/fizkultura/profilaktika-narusheniy-opornodvigatelnogo-apparata-detey-v-obra.html
41. Психология физического воспитания и спорта./Под ред. Т.Т. Джамгарова, А.Ц. Пуни. М.: ИНФРА-М, 2004. - 137с.
42. Роженцов В.В., Полевщиков М.М. Утомление при занятиях физической культурой и спортом: проблемы, методы исследования. М.: Советский спорт. - 2006. - 278с.
43. Руководство по физиотерапии и физиопрофилактике детских заболеваний / Под ред. А.Н. Обросова, Т.В. Карачевцевой. - М.: Прогресс, 2012. - 187с.
44. инвалидов/Ред. и сост. В.С. Дмитриев, А.В. Сахно. Т I и II. - М.: МОГИФК, ВНИИФК, 1993. Т I. - 272 с. Т. II. - 292 с.
45. Сидоренко Д.В. Конспект урока физической культуры для специальной мед. группы// Электронный ресурс. Режим доступа https://kopilkaurokov.ru/fizkultura/uroki/konspiekt-uroka-fizichieskoi-kul-tury-dlia-spietsial-noi-mied-ghruppy
46. Скородумова А. П. Снова о «спортивной форме»/ Теория и практика физической культуры. 2009. - №9. - С.52-54.
47. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития. - М.: Академия, 2015. - 321с.
48. Сюзанна фон Дитце Равновесие в движении. - М.: МККИ, 2011. - 117с.
49. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин-тов физ.культ.: В 2 т. / Под общей ред. Л.П.Матвеева, А.Д.Новикова.- М. Олимпийская литература, 2003. - 423с.
50. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для студ. фак. физ. культуры пед. ин-тов / Под ред. Б.А. Ашмарина.- М.: Просвещение, 2012. - 197с.
51. Технология подготовки спортсменов / С. Е. Павлов, Т. Н. Павлова - МО, Щелково: Издатель Мархотин П. Ю., 2011. - 344 с.
52. Физическая культура студента. Учебник для студентов вузов. /Под общ.ред.В.И.Ильинича - М.: Гардарики, 2006. - 340с.
53. Холодов Ж.К. и др. Теория и методика физического воспитания. - М.: Медицина 2000. - 280с.
54. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений. - М.: Академия, 2001. - 153с.
55. Чермит К.Д. Теория и методика физической культуры: опорные схемы: учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2005
56. Шамарин Т.Г., Белова Г.И. Возможности восстановительного лечения ДЦП. - М.: Джонгар, 2015. - 295с.
57. Шуткин С.Н. Педагогические условия воспитания основ самоорганизации личности на уроке физкультуры. - Липецк: ЛГУ, 2013. - 186с.
58. Электронные учебники и учебно-методические разработки в открытом образовании. / Тезисы докладов семинара. - М.: МЭСИ, 2012. - 140с.
59. Языкова Н.В. Формирование профессионально-методической деятельности студентов педагогических факультетов. - Улан-Удэ: Юность, 2006. - 219с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ