Введение 3
1. Теоретические основы жанрового своеобразия литературных
произведений 6
1.1. Понятие жанра в литературоведении 6
1.2. Видовые признаки литературного жанра «фэнтези» 11
2. Жанровые особенности романов Б. Аароновича 25
2.1. Особенности творчества Б. Аароновича 25
2.2. Жанровое своеобразие романа Бена Аароновича «Реки Лондона» 29
2.3. Жанровое своеобразие романа Бена Аароновича «Луна над Сохо» 38
3. Методические аспекты изучения творчества Бена Аароновича в курсе
средней школы 46
3.1. Методические рекомендации по использованию материала романов Бена
Аароновича в средней школе 46
3.2. Разработка конспекта урока литературы на материале романа Б.
Аароновича «Реки Лондона» 52
Заключение 60
Список использованной литературы 64
Приложение
Актуальность исследования определяется тем, что вопрос о жанровом своеобразии произведений, их особенностях является важным для изучения разделом литературоведения и остается одним из самых актуальных направлений научной жизни. Само определение жанра произведения становится непростой задачей, особенно если речь идет о произведениях современных авторов (ХХ-XXI вв.), жанровые рамки которых чрезвычайно размыты. В современной литературе зачастую происходит смешение нескольких жанров в одном произведении. Таким образом, жанры литературного творчества содержат в себе значительный потенциал обновления литературы.
Жанровое своеобразие Бена Аароновича заключается в том, что в его произведениях можно увидеть смешение нескольких жанров литературы. Среди всех литературных течений наиболее ярко выявлен жанр фэнтези, который привлекает все больше поклонников. Одним из самых интересных писателей последнего времени, обратившийся к теме Лондона как «сцене» для своих произведений, является Бен Ааронович. Писатель создал несколько романов цикла, в которых повествуется о приключениях юного констебля Питера Гранта в магическом Лондоне, после того, как герой становится учеником старого волшебника, охраняющего город от злых сверхъестественных сил. Бен Ааронович, опытный автор сценариев к «Доктору Кто» доказывает, что тема волшебства в городе увлекает и захватывает. Написанные живо, легко и остроумно, романы писателя изобилуют интересными фактами из британской истории и, одновременно, яркими деталями из повседневной лондонской жизни.
Объект исследования - творчество Б. Аароновича.
Предмет исследования - жанровое своеобразие произведений Б. Аароновича «Реки Лондона» и «Луна над Сохо».
Цель работы - проанализировать жанровые особенности романов Б. Аароновича «Реки Лондона» и «Луна над Сохо».
Для достижения поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи:
1) изучить теоретические основы жанрового своеобразия литературных произведений, понятие и классификацию жанров литературы;
2) охарактеризовать фэнтези как самостоятельный литературный жанр, рассмотреть его поджанры;
3) исследовать жанровое своеобразие романа Б. Аароновича «Реки Лондона»;
4) проанализировать жанровые особенности романа Б. Аароновича «Луна над Сохо»;
5) разработать методические рекомендации по использованию произведений жанра фэнтези в школьном курсе литературы (на материале литературного наследия Б. Аароновича).
Теоретико-методологической базой исследования послужили труды по теории литературы и литературоведению авторов А.И. Николаева , Е.Н. Ковтун , В.Д. Черняка , Н.Д. Тамарченко и др., труды по вопросу жанрового своеобразия произведений Д.С. Лихачева , О.Н. Марченко и др., а также работы, посвященные исследованию жанра фэнтези, авторства А.В. Деминой , Т.И. Хоруженко , Т.Е. Савицкой , М.А. Лосевой и других. В работе были использованы материалы периодической печати, а также монографии, учебные пособия, электронные ресурсы и справочная литература. При подготовке данной работы были также изучены доступные ресурсы сети Интернет.
К методам исследования можно отнести контекстуальный анализ, социологический, сопоставительный методы.
Теоретическая значимость и новизна исследования: изучению «фэнтези» посвящают свои исследования не только литературоведы, но и философы, журналисты, киноведы, культурологи. Творчество самого Бена Аароновича пока еще не стала темой для исследований отечественного литературоведения, поэтому определение жанрового своеобразия в творчестве писателя пока еще малоизученная проблема.
Практическое значение работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе, на семинарах по литературоведению современной и зарубежной литературе.
Структура работы определяется ее задачами и включает: введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение, список использованной литературы.
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Каждое литературное произведение несет в себе своеобразные черты, то есть имеет неповторимую жанровую форму, отражающую идейно-эмоциональную особенность изображения (сатирический, лирический планы). При этом жанровая принадлежность текста не исключает авторской индивидуальности произведения. В нашей работе были исследованы жанровые особенности романов «Луна над Сохо» и «Реки Лондона», которые относятся к жанру фэнтези.
Фэнтези называют жанром на стыке жанров, однако ряд устойчивых признаков отделяют литературу фэнтези от прочих жанров нереалистической литературы. Наиболее развивающимся направлением в настоящее время является городское фэнтези. Этот поджанр фэнтези обычно посвящен тайному, мистическому аспекту жизни города, который носители мистического знания предпочитают скрывать от непосвященных. Характерным для этой прозы является повествование от первого лица, при этом главной привлекательной чертой городского фэнтези можно назвать близость героя среднему читателю.
К сожалению, академическое литературоведение, как правило, не считает фантастику объектом, достойным серьезного осмысления. При этом анализ фантастических произведений дает возможность проследить социально-политический и культурный контекст эпохи. Несмотря на необычность создаваемых фантастами вымышленных миров, данная область- литературы наиболее отчетливо отражает настроения общества и его ценностные приоритеты. Жанр фэнтези очень популярен в наше время, он стремительно развивается не только в литературе, но и в других видах искусства.
Реальность вторичного мира в романах «Реки Лондона» и «Луна над Сохо», его умение жить самостоятельной жизнью, вне зависимости от происходящего в повседневной жизни обычных людей, — это одна из главных фэнтезийных особенностей произведения. Фэнтезийный мир полон совершенно реальных существ, которые живут, радуются и страдают, любят и ненавидят, дружат и ссорятся. История уже давно не зависит от правил внешнего, современного мира, ее свидетелем может стать любой из героев, изменив этим ход своей собственной жизни и, открыв для себя мир сверхъестественного, таким образом стать носителем тайного знания.
Произведения Б. Аароновича можно со всей уверенностью отнести к городскому фэнтези, поскольку исследованные нами романы удовлетворяют всем жанровым особенностям указанного направления, а именно: действие происходит в современном городе; произведения имеют мистический элемент, и сверхъестественное, волшебное привносится в реальную действительность; тщательно прописываются детали и реалии - города. Также характерным для прозы городского фэнтези является повествование от первого лица, что и можно увидеть в исследуемых произведениях.
Романы можно также отнести к детективному жанру, поскольку это приключенческие произведения, в которых действия героя даются через исследование, через узнавание; романы принимают остросюжетную форму и завершаются обнажением скрытых событийных аспектов. Основным материалом романов, как детективных произведений, является тайна череды опасных и мистически запутанных преступлений, и все события сюжета развиваются в направлении её разгадки.
В сюжете романа «Реки Лондона» описываются происходящие одно за другим убийства, и задача главного героя состоит в том, чтобы расследовать преступления и призвать преступников к ответу. Фрагменты романа, посвященные совершенным преступлениям, пронизаны мистикой, но не без линии логики, которой руководствуется главный герой, разматывающий клубок загадок методом анализа событий.
Только собирая и связывая вместе все детали повествования, читатель приходит к конечному единству, заключающему в себе основной авторский замысел, который и является для автора исходным пунктом - построения произведения. Следовательно, роман «Реки Лондона» можно назвать детективным романом поджанра городского фэнтези.
Роман Бена Аароновича «Луна над Сохо» - отличный полицейский детектив, в который добавлены магические элементы. Он очень атмосферный и юморной. В книге есть и образность, и серьезные размышления, под интересными углами рассмотрены многие моменты человеческих взаимоотношений. Жанровое своеобразие романа Бена Аароновича в его синкретичности, поскольку, одновременно, роман можно отнести и к фэнтези-детективу, и юмористической литературе, и к городскому фэнтези.
Произведения Б. Аароновича - это, как правило, жанровое смешение из мистики и ужасов, где тесно переплетаются реальные факты из прошлого разной степени отдаленности и настоящего.
Книги о Питере Гранте - молодом констебле, может вызвать устойчивый интерес учащихся школы. Автор отлично проработал свой мир фэнтези: потрясающие чудеса, вера в справедливость, готовность героев бороться со злом - все это не может оставить читателя школьного возраста равнодушным. В этой связи, книга может быть полезна на уроках знакомства с жанром фэнтези, городского фэнтези и в целом современной зарубежной литературы.
В рамках данной работы были предложены следующие направления использования романов Б. Аароновича в школьном курсе литературы: написание школьниками сочинений на тему характеристики какого-либо персонажа романов Б. Аароновича с обоснованием своего выбора; можно рекомендовать романы Б. Аароновича в качестве материала для внеклассного чтения, поскольку «многотомность» мира позволяет привить учащимся склонность к чтению; на внеклассных мероприятиях по литературе возможно организовать словесную ролевую игру (жанра AD&D) по романам «Луна над Сохо» или «Реки Лондона»; отдельным факультативным заданием может стать подготовка учащимися иллюстраций к прочитанному роману Б. Аароновича. Кроме того, материал романов Б. Аароновича будет интересен с точки зрения его лингвострановедческого потенциала, поскольку в творчестве Аароновича (городском фэнтези) широко освещается тема города Лондон.
Таким образом, внедрение материала книг Б. Аароновича в школьный курс уроков литературы позволит развить воображение учащихся, будет способствовать развитию морально-нравственных качеств, создаст дополнительную мотивацию к чтению, поможет разнообразить учебный процесс и укрепить межпредметные связи.
1. Ааронович Б.С. Луна над Сохо / Б.С. Ааронович / Перев. Е. Трубецкая. - М.: Фантастика. Книжный Клуб, 2014. - 352 с.
2. Ааронович Б.С. Реки Лондона [Электронный ресурс] / Б.С. Ааронович. - URL: http://fantasy-worlds.org/lib/id21366/read/ (дата обращения 09.06.18).
3. Аксенов И. Гарри «Автоном» Поттер против кровавого режима Темного Лорда. К идеологии одного фэнтези [Электронный ресурс] / И. Аксенов. - URL: https://ru-harrypotter.livejournal.com/1245776.html(дата обращения 09.06.18).
4. Алексеев С. Фэнтези [Электронный ресурс] / С. Алексеев, Д. Володихин. - URL: http://www/krugosvet.ru/print/40597 (дата обращения 10.04.18).
5. Бакшаев В.Н. Использование пословиц и поговорок в обучении английскому языку в средней школе [Электронный ресурс]: методическая разработка по английскому языку / В.Н. Бакшаев. - URL: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2014/01/04/ispolzovanie-poslovits-i-pogovorok-v (дата обращения 09.06.2018).
6. Баринова В.Е. Жанровое своеобразие романа Томаса Манна «Волшебная гора» [Электронный ресурс] / В.Е. Баринова. - URL: http://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/67889605 (дата обращения 09.06.2018).
7. Витковский А. Литературные жанры произведений и их определения [Электронный ресурс] / А. Витковский. - URL: http://www.syl.ru/article/152939/new literaturnyie-janryi-proizvedeniy-i-ih- opredeleniya (дата обращения 09.06.18).
8. Воробьева Л.В. Особенности формирования образа Лондона в творчестве советских писателей I половины ХХ века / Л.В. Воробьева // Прикладная филология и инженерное образование: Сб. научных трудов [Электронный ресурс] - URL: http://www.iie.tpu.ru/lgo/docs/publication 2007 2.pdf#page=280 (дата обращения 21.03.18).
9. Демина А.В. Феномен фэнтези: определения и истоки / А.В. Демина // Каспийский регион - политика, экономика, культура. - 2012. - №1 (30). - С. 326-331.
10. Дорфман М. Можно ли менять классиков на современников в школьной программе по литературе [Электронный ресурс]: интервью / М. Дорфман. - URL:http://www.iarex.ru/interviews/25321 .html(дата обращения 10.04.2018).
11. Зеличенко А.И. Для чего изучают литературу в школе
[Электронный ресурс] / А.И. Зеличенко. - URL:
https://echo.msk.ru/blog/russkiysvet_dot_narod_dot_ru/1000594-echo/ (дата
обращения 09.06.18).
12. Жаринов Е.В. Жанр «фэнтези» в современной англо-американской беллетристике [Электронный ресурс] / Е.В. Жаринов. - URL: http://www.samopiska.ru/main_dsp.php?top_id=115 (дата обращения 10.04.18).
13. Интересные книги фэнтези, жанры и поджанры [Электронный ресурс]. - URL:http://real-books.ru/stili-i-zhanry-literatury/fentezi/interesnye-knigi-fehntezi.html(дата обращения 09.06.18).
14. Конспект открытого урока по литературе на тему «Волшебный мир
Хогвартса» [Электронный ресурс]. - URL:
https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/konspiekt-otkrytogho-uroka-po-litieraturie-na-tiemu-volshiebnyi-mir-khoghvartsa (дата обращения 09.06.2018).
15. Казикин А.В. Жанр фэнтези как педагогическое условие развития творческих способностей студентов университета / А.В. Казикин, О.В. Лешер // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. - 2017. - Т.2. - C. 269-271.
16. Ковтун Е.Н. Художественный вымысел в литературе ХХ века: учеб. пособие / Е.Н. Ковтун. - М.: Высшая школа, 2008. - 408 с.
17. Крауз Д. Толкин, модернизм и значение традиции / Д. Крауз // «Властелин колец» как философия. - Екатеринбург: У-Фактория, 2005. - С. 187-204.
18. Крымов А. Сумерки большого города. Городская фантастика и
фэнтези [Электронный ресурс] / А. Крымов, А. Михайлов. - URL:
http://old.mirf.ru/Articles/art495.htm(дата обращения 08.04.18).
19. Куркина М.В. Модель урока по комедии Карло Гольдони «Слуга двух господ» в 7-8 классах средней общеобразовательной школы / М.В. Куркина // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2017. - №2 (6). - С. 51¬54.
20. Лем С. Фантастика и культурология. Часть 1 [Электронный ресурс] / С. Лем. - URL: http://www. lib.rus.ec/b/1242457/read (дата обращения 10.04.18).
21. Лихачев Д. С. Зарождение и развитие жанров древнерусской литературы [Электронный ресурс] / Д. С. Лихачев. - URL: http: //www.philology.ru/literature2/likhachov-86.htm(дата обращения 09.06.18).
22. Лосева М.А. Миры фэнтези: игровые сообщества в современном культурном пространстве [Электронный ресурс] / М.А. Лосева, О.Д. Козлова. - URL:http://ec-dejavu.ru/f-2/Fantasy-2.html(дата обращения 10.04.18).
23. Марченко О.Н. О понятии жанр [Электронный ресурс] / О.Н. Марченко - URL:http://www.apkpro.ru/doc/Марченко О понятии жанр.рс1Г(дата обращения 04.04.18).
24. Мещерякова М.И. Русская фантастика XX века в именах и лицах: Справочный материал / М.И. Мещерякова. - М.: МегаТрон, 1998. - 136 с.
25. Митчелл К. Дж. Р.Р. Толкин: Отец современного фэнтези
[Электронный ресурс] / К. Дж. Митчелл. - URL:
http://video.google.com/videoplay?docid=8119893978710705002 (дата
обращения 03.04.2018).
26. Мохначева О. Ценностные приоритеты современного романа фэнтези в контексте национальной идентичности / О. Мохначева // Литературный процесс: методология, имена, тенденции: Сборник научных трудов (филологические науки). - 2016. - №7. - С. 99-102.
27. Николаев А. И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей / А.И. Николаев. - Иваново: ЛИСТОС, 2011. - 255 с.
28. Пегасов Н. Подземелья, драконы и культура фэнтези: что бы мы потеряли, не будь на свете Dungeons &Dragons? [Электронный ресурс] / Н. Пегасов. - URL:http://www.mirf.ru/Articles/art56.html(дата обращения 07.04.2018).
29. Олейников А. О чтении, жанре фэнтези и о том, что современных
детей не существует [Электронный ресурс]: интервью / А. Олейников. - URL: https://newtonew.com/school/oleynikov-literature (дата обращения
09.06.2018).
30. Павлухина О. В. Литература фэнтези в контексте современной культуры: предпосылки, особенности жанра, читательская аудитория / О. В. Павлухина // Вестник Волжского ун-та им. В.Н. Татищева. — №4[14]. — Том 2. — 2013. - С. 49-57.
31. Помогалова Н.В. Фэнтези и социализация личности: социально-философский анализ [Электронный ресурс]: автореф. дисс. к. филос. н. / Н.В. Помогалова. - URL: http://www.dissercat.com/content/fentezi-i-sotsializatsiya-lichnosti (дата обращения 09.06.18).
32. Савицкая Т. Е. Фэнтези: становление глобального жанра [Электронный ресурс] / Т. Е. Савицкая // Культура в современном мире. - 2012. - №2. - URL:http: //infoculture.rsl. ru/NIKL ib/althome/news/KVM archive/articles/2012/02/2012-02_r_kvm-s3.pdf (дата обращения 10.04.18).
33. Савицкая Т. Е. Фэнтези: подтекст экспансии жанра [Электронный ресурс] / Т. Е. Савицкая. - URL: http://www.intelros.ru/subject/figures/tatyana- savickaya/23645-fentezi-podtekst-ekspansii-zhanra.html (дата обращения 09.06.18).
34. Степновска Т. Фантастическое, фэнтези и научная фантастика: к разграничению и соотношению понятий / Т. Степновска // Новая советская литература по общественным наукам. Литературоведение. - 1983. - № 6. - С. 18-25.
35. Теория литературных жанров: учеб. пособие / М. Н. Дарвин [и др.]; под ред. Н. Д. Тамарченко. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 256 с.
36. Толкин Дж.Р.Р. О волшебных сказках / Дж.Р.Р. Толкин // Сказки волшебной страны. - М.: АСТ, 2010. - С. 315-412.
37. Тульчинский Г.Л. Маркетинг в сфере культуры: учеб. пособие / Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова. - 2-е изд. - СПб.: Лань, 2017. - 495 с.
38. Филология - искусствознание - культурология: новые
водоразделы и перспективы взаимодействия. Материалы Международной научной конференции. / Отв. ред.: Н.А. Кочеляева, К.Э. Разлогов. - СПб.: Нестор-История, 2009. - 248 с.
39. Хасанов Л.Х. Детективный жанр в теоретическом аспекте / Л.Х. Хасанов // Социосфера. - 2013. - №39. - С. 101-107.
40. Хоруженко Т.И. Православное фэнтези как явление современной
литературы / Т.И. Хоруженко // Русская литература: национальное развитие и региональные особенности: материалы X Всерос. науч. конф. —
Екатеринбург, 2012. — Т. 2. - C. 380-389.
41. Хренов Н.А. Культура в эпоху социального хаоса / Н.А. Хренов. - 2-е изд. - М.: Эдиториал УРСС, 2011. - 448 с.
42. Чернова Л.Н. Социальное пространство Лондона конца XVI века в восприятии современника / Л.Н. Чернова // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции / Отв. ред. А.В. Коричко. - Нижневартовск, 2013. - Ч.1. - C. 147-149.
43. Черняк В.Д. Базовые понятия массовой литературы: учеб. словарь-справочник / В.Д. Черняк, М.А. Черняк. - 4-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2018. - 192 с.
44. Aaronovitch B. S. Temporarily significant. In which Ben Aaronovitch occasionally writes down things that occur to him despite the fact that he won't get paid for doing it [Электронный ресурс] / В. S. Aaronovitch. - URL: http://temporarilysignificant.blogspot.ru (дата обращения 09.06.18).
45. Anders C. J. 10 Key Terms That Will Help You Appreciate FantasyLiterature [Электронный ресурс] / C. J. Anders. - URL: http://io9.gizmodo.com/10-key-terms-that-will-help-you-appreciate-fantasy-lite-1463800561?utm campaign=socialflow io9 facebook&utm source=io9 facebook &utm_medium=socialflow (дата обращения 09.06.18).