ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОГО МЕТОДА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ С ПОМОЩЬЮ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 7
1.1 Педагогический подход 7
1.2 Основы использования игрового метода на уроках иностранного языка 16
1.3 Методическое содержание вопроса 22
Выводы по главе I 29
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОЙ МЕТОДИКИ 33
2.1 Говорение как цель и средство коммуникативного обучения 33
2.2 Этапы работы над речевым материалом при обучении говорению 41
2.3 Методические рекомендации к упражнениям по формированию и
развитию навыков говорения 51
Выводы по главе II 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ С ПОМОЩЬЮ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 7
1.1 Педагогический подход 7
1.2 Основы использования игрового метода на уроках иностранного языка 16
1.3 Методическое содержание вопроса 22
Выводы по главе I 29
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОЙ МЕТОДИКИ 33
2.1 Говорение как цель и средство коммуникативного обучения 33
2.2 Этапы работы над речевым материалом при обучении говорению 41
2.3 Методические рекомендации к упражнениям по формированию и
развитию навыков говорения 51
Выводы по главе II 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ
Нижеследующая выпускная квалификационная работа «Формирование речевых навыков с использованием игрового метода» посвящена актуальной в современной методической науке проблеме - использованию игр в процессе обучения иностранному языку, английскому, в частности, в начальной школе общеобразовательной школы.
XXI век знаменуется тем, что существенно изменился социокультурный контент изучения иностранных языков в нашей стране. Значительно возросла образовательная функция иностранных языков в школе, их профессиональная значимость, а это в свою очередь повлекло усилению мотивации в изучении языков международного общения. Поставлены и ставятся новые задачи, которые предполагают изменения в требованиях к уровню владения языками, определение новых подходов к отбору содержания и организации восприятия материала в процессе обучения.
В настоящее время содержание школьного курса определяется коммуникативными целями и задачами на всех этапах обучения, начиная с рассматриваемого в данной работе начального этапа.
Иностранный язык, таким образом, как инструмент познания в условиях коммуникативно-ориентированного обучения означает формирование у школьников, начиная с самых азов, коммуникативной компетенции - разговорной, практически-направленной, мыслительной и т.д.
Актуальность данного исследования заключается, в первую очередь в том, что теория обучения иноязычной форме вербального общения занимает существенное место в методической литературе.
Во-вторых, она определяется в возможности раскрыть поставленные в ней цели и задачи, а именно: проанализировать и систематизировать формирование и развитие навыков говорения с использованием игровой методики; установить и представить говорение как цель и средство коммуникативно-ориентированного обучения (т.е. как речевых видов деятельности - умение выражать свои мысли как в монологической речи, так и в диалоге).
В-третьих, данное исследование обусловлено отмечаемой многими учеными-методистами настоятельной потребностью более глубокого изучения устной речи, для которой характерно такое свойство, как спонтанность, где ведущую роль играет неподготовленное устное высказывание, которое формируется не сразу, а постепенно, по мере осознания того, что сказано, что следует сказать далее, а что-то повторить, уточнить и т.д.
Основной целью настоящего исследования является обучение говорению англоязычной речи на начальном этапе с помощью игр на основе коммуникативно-ориентированного подхода. Исходя из основной цели, определяются следующие задачи:
- рассмотреть и изучить теоретические основы формирования и развития речевых навыков с помощью игр на занятиях по английскому языку в начальной школе;
- обосновать целесообразность формирования коммуникативной компетентности в начальной школе;
- изучить процесс говорения как цель и средство коммуникативного обучения;
- проанализировать этапы работы над речевым материалом при обучении устной речи;
- рассмотреть процесс обучения монологической и диалогической формам общения;
- обратить особое внимание на особенности урока при обучении устной речи с помощью игрового метода;
- представить наиболее эффективные упражнения и задания как средство обучения иноязычному общению.
Новизна работы состоит в полноте и обширности анализа рассмотренных в данной работе упражнений и заданий на уроке обучения общению на английском языке на начальной ступени обучения в школе.
Теоретической базой исследования явились труды, посвященные проблемам, поставленным в работе. Наиболее значительными явились: Л.А. Бонович, В.М. Филатов, С.А. Мухиддинова, С.Г. Бегларян, Г. Спенсер, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, Я.А.Коменский, В.А. Артемов, Г.В. Рогова, A. Н. Леонтьев, М.Ф. Стронин, В.В. Давыдов, В.В.Гориневский, А.А. Деркач, B. С. Мухина, Л.В. Занков, А.А. Вербицкий и др.
Объектом исследования является методическое пространство, в котором изучается коммуникативный подход в обучении устной речи английского языка, предметом - обучение говорению на английском языке с помощью игр в начальной общеобразовательной школе.
Методами исследования послужили описательный, дедуктивный, метод наблюдения, метод изучения и анализа научной и методической литературы по теме исследования.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней проанализирована сущность коммуникативно-ориентированного подхода обучения говорению, выявлены характерные особенности уроков иностранного языка, озвучены теоретические предпосылки формирования коммуникативной компетенции младших школьников.
Практическая ценность заключается в том, что полученные результаты исследования могут успешно быть использованы при подготовке к занятиям при обучении устной (диалогической, монологической) речи на начальном этапе обучения речевой деятельности в школе.
Апробация работы была представлена на обсуждение в секции «Актуальные вопросы межкультурной коммуникации и методики обучения иностранным языкам» Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ-2016 и в секции «Актуальные вопросы межкультурной коммуникации и методики обучения иностранным языкам» Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ-2017.
Структурно работа обусловлена кругом вопросов, композиционно состоящих из введения, 2-х глав, заключения, библиографии и приложения.
Во введении обосновывается актуальность проблематики исследования, формируются основная цель и конкретные задачи работы, определяются объект и предмет изучения, характеризуется ее новизна, методы исследования.
Содержание I главы составляют теоретические предпосылки данного исследования, которые способствуют более глубокому раскрытию темы в целом.
II глава посвящена анализ игрового метода обучения иностранному языку, как эффективному способу развития речевых навыков. Также подробно рассмотрены упражнения и задания, которые используются в качестве средства обучения и этапы, которым необходимо следовать при подборе и составлении обучающей игры.
В заключении приводятся выводы и обобщения, полученные на основе исследования.
Список используемой литературы включает научные труды, использованные в процессе написания работы в количестве 60 единицы.
В приложении приведена классификация игр, использование которой может способствовать повышению коммуникативных навыков учащихся.
XXI век знаменуется тем, что существенно изменился социокультурный контент изучения иностранных языков в нашей стране. Значительно возросла образовательная функция иностранных языков в школе, их профессиональная значимость, а это в свою очередь повлекло усилению мотивации в изучении языков международного общения. Поставлены и ставятся новые задачи, которые предполагают изменения в требованиях к уровню владения языками, определение новых подходов к отбору содержания и организации восприятия материала в процессе обучения.
В настоящее время содержание школьного курса определяется коммуникативными целями и задачами на всех этапах обучения, начиная с рассматриваемого в данной работе начального этапа.
Иностранный язык, таким образом, как инструмент познания в условиях коммуникативно-ориентированного обучения означает формирование у школьников, начиная с самых азов, коммуникативной компетенции - разговорной, практически-направленной, мыслительной и т.д.
Актуальность данного исследования заключается, в первую очередь в том, что теория обучения иноязычной форме вербального общения занимает существенное место в методической литературе.
Во-вторых, она определяется в возможности раскрыть поставленные в ней цели и задачи, а именно: проанализировать и систематизировать формирование и развитие навыков говорения с использованием игровой методики; установить и представить говорение как цель и средство коммуникативно-ориентированного обучения (т.е. как речевых видов деятельности - умение выражать свои мысли как в монологической речи, так и в диалоге).
В-третьих, данное исследование обусловлено отмечаемой многими учеными-методистами настоятельной потребностью более глубокого изучения устной речи, для которой характерно такое свойство, как спонтанность, где ведущую роль играет неподготовленное устное высказывание, которое формируется не сразу, а постепенно, по мере осознания того, что сказано, что следует сказать далее, а что-то повторить, уточнить и т.д.
Основной целью настоящего исследования является обучение говорению англоязычной речи на начальном этапе с помощью игр на основе коммуникативно-ориентированного подхода. Исходя из основной цели, определяются следующие задачи:
- рассмотреть и изучить теоретические основы формирования и развития речевых навыков с помощью игр на занятиях по английскому языку в начальной школе;
- обосновать целесообразность формирования коммуникативной компетентности в начальной школе;
- изучить процесс говорения как цель и средство коммуникативного обучения;
- проанализировать этапы работы над речевым материалом при обучении устной речи;
- рассмотреть процесс обучения монологической и диалогической формам общения;
- обратить особое внимание на особенности урока при обучении устной речи с помощью игрового метода;
- представить наиболее эффективные упражнения и задания как средство обучения иноязычному общению.
Новизна работы состоит в полноте и обширности анализа рассмотренных в данной работе упражнений и заданий на уроке обучения общению на английском языке на начальной ступени обучения в школе.
Теоретической базой исследования явились труды, посвященные проблемам, поставленным в работе. Наиболее значительными явились: Л.А. Бонович, В.М. Филатов, С.А. Мухиддинова, С.Г. Бегларян, Г. Спенсер, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, Я.А.Коменский, В.А. Артемов, Г.В. Рогова, A. Н. Леонтьев, М.Ф. Стронин, В.В. Давыдов, В.В.Гориневский, А.А. Деркач, B. С. Мухина, Л.В. Занков, А.А. Вербицкий и др.
Объектом исследования является методическое пространство, в котором изучается коммуникативный подход в обучении устной речи английского языка, предметом - обучение говорению на английском языке с помощью игр в начальной общеобразовательной школе.
Методами исследования послужили описательный, дедуктивный, метод наблюдения, метод изучения и анализа научной и методической литературы по теме исследования.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней проанализирована сущность коммуникативно-ориентированного подхода обучения говорению, выявлены характерные особенности уроков иностранного языка, озвучены теоретические предпосылки формирования коммуникативной компетенции младших школьников.
Практическая ценность заключается в том, что полученные результаты исследования могут успешно быть использованы при подготовке к занятиям при обучении устной (диалогической, монологической) речи на начальном этапе обучения речевой деятельности в школе.
Апробация работы была представлена на обсуждение в секции «Актуальные вопросы межкультурной коммуникации и методики обучения иностранным языкам» Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ-2016 и в секции «Актуальные вопросы межкультурной коммуникации и методики обучения иностранным языкам» Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ-2017.
Структурно работа обусловлена кругом вопросов, композиционно состоящих из введения, 2-х глав, заключения, библиографии и приложения.
Во введении обосновывается актуальность проблематики исследования, формируются основная цель и конкретные задачи работы, определяются объект и предмет изучения, характеризуется ее новизна, методы исследования.
Содержание I главы составляют теоретические предпосылки данного исследования, которые способствуют более глубокому раскрытию темы в целом.
II глава посвящена анализ игрового метода обучения иностранному языку, как эффективному способу развития речевых навыков. Также подробно рассмотрены упражнения и задания, которые используются в качестве средства обучения и этапы, которым необходимо следовать при подборе и составлении обучающей игры.
В заключении приводятся выводы и обобщения, полученные на основе исследования.
Список используемой литературы включает научные труды, использованные в процессе написания работы в количестве 60 единицы.
В приложении приведена классификация игр, использование которой может способствовать повышению коммуникативных навыков учащихся.
В вышепредставленной выпускной квалификационной работе был рассмотрен важный на наш взгляд вопрос, касающийся формирования навыков говорения на английском языке при помощи игрового метода обучения. Нами были рассмотрены теоретические основы формирования и развития речевых навыков с помощью игр на занятиях по английскому языку в начальной школе; обоснована целесообразность формирования коммуникативной компетентности в начальной школе; выявлены особенности урока при обучении устной речи с помощью игрового метода; был проведен анализ этапов работы над речевым материалом при обучении устной речи; мы выявили наиболее эффектные упражнения и задания, которые могут быть использованы как средство обучения иноязычному общению.
Многие ученые рассматривают данный метод как эффективный способ повысить качество говорения на иностранном языке и отводят ему особое место в педагогической системе. Они определяют разную роль игры в учебном процессе, так, например, Р.И. Жуковская расценивает игру как средство обучения, как прием обучения. Профессор В.М. Чистяков считает игру методическим приемом в обучении неродному языку учащихся в национальной школе.
Во-первых, актуальность данного исследования состоит в том, что была доказана необходимость применения игр в ходе урока, поскольку в процессе такого вида обучения английскому языку формируется коммуникативная компетенция, которая позволяет учащимся овладеть навыками общения и использовать правильно оформленные речевые обороты. Игра является средством создания ситуации общения. Использование учебно-речевых игровых ситуаций полностью отвечает возрастным особенностям детей и создает условия для их естественного общения. Данная условия побуждают учащихся говорить и действовать по правилам игры в учебно-методических целях. Именно игра повышает и поддерживает интерес к общению.
Во-вторых, в игровой деятельности формируются речевые навыки учащихся, т.е. умение школьников выражать свои мысли посредством говорения в монологической и диалогической форме. Было выявлено, что говорение является самым сложным видом речевой деятельности, овладение которым требует от себя определенных усилий. Поэтому важно правильно организовать и проводить игру, необходимо придерживаться ряду критериев: реализация игры при наличии вымышленной ситуации; информирование школьников об основных целях проведения игры; проведение игры должно проходить в различных учебно-речевых ситуациях. Организация и проведение игры должно проходить в несколько этапов, т.е. не стихийно, а постепенно, чтобы данный процесс проходил эффективнее. Игровая деятельность включает в себя задания, которые формируют умения выделять основные признаки предметов и сравнивать их. Одни группы игр направлены на обобщение предметов по определенным признакам, а другие на развитие умения владения собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс. Игра способствует запоминанию, которое является преобладающим аспектом на начальном этапе обучения иностранному языку.
Нами было доказано, что игровой метод обучения целесообразно применять уже на раннем этапе обучения иностранному языку, это связано с особенностью развития детей: у них наблюдаются сентизивные признаки, которые проявляются в эмоциональной и психологической готовности к изучению иностранного языка.
Мы считаем, что новизна нашей работы состоит в том, что нам удалось рассмотреть широкий спектр игровых упражнений и задания, которые направлены на развитие речи и также нами был проведен анализ игр, который позволяет узнать продуктивность использования игр. Так, в приложении нами приведена классификация игр, которая может помочь учителю выбрать игру, соответствующую целям и задачам предстоящего урока. Очевидно, что не только речевые игры способствуют развитию говорению англоязычной речи на начальном этапе, но и грамматические, лексические, фонетические, орфографические и ролевые игры способны организовать условия, в которых будет возможна реализация коммуникативно- ориентированного обучения. Применение всех перечисленных раннее игр в совокупности способствует разностороннему развитию говорения и навыков которые важно развить в процессе обучения.
Таким образом, из всего перечисленного нами выше, мы приводим следующие выводы, которые касаются обучения говорению англоязычной речи на начальном этапе с помощью игр на основе коммуникативно-ориентированного подхода:
- игра должна быть на каждом уроке иностранного языка, но в ограниченном количестве. Учителю важно уметь комбинировать дидактические методы при обучении иностранному языку;
- использование игры на занятиях помогает создать речевую ситуацию общения, в которой возможно развитие коммуникативных навыков. В игре развивается мотивация, которая побуждает учащихся активнее выражать свои мысли в игре;
- учитель должен уделить особое внимание при подготовке обучающей игры, выбор игры зависит от возраста, индивидуальных и интеллектуальных возможностей школьников, а также этапа, который актуален в данный момент;
- разработка и внедрение игр в процессе обучения способствует более успешному решению основных задач обучения устной речи на разных этапа с обучения иностранному языку.
Многие ученые рассматривают данный метод как эффективный способ повысить качество говорения на иностранном языке и отводят ему особое место в педагогической системе. Они определяют разную роль игры в учебном процессе, так, например, Р.И. Жуковская расценивает игру как средство обучения, как прием обучения. Профессор В.М. Чистяков считает игру методическим приемом в обучении неродному языку учащихся в национальной школе.
Во-первых, актуальность данного исследования состоит в том, что была доказана необходимость применения игр в ходе урока, поскольку в процессе такого вида обучения английскому языку формируется коммуникативная компетенция, которая позволяет учащимся овладеть навыками общения и использовать правильно оформленные речевые обороты. Игра является средством создания ситуации общения. Использование учебно-речевых игровых ситуаций полностью отвечает возрастным особенностям детей и создает условия для их естественного общения. Данная условия побуждают учащихся говорить и действовать по правилам игры в учебно-методических целях. Именно игра повышает и поддерживает интерес к общению.
Во-вторых, в игровой деятельности формируются речевые навыки учащихся, т.е. умение школьников выражать свои мысли посредством говорения в монологической и диалогической форме. Было выявлено, что говорение является самым сложным видом речевой деятельности, овладение которым требует от себя определенных усилий. Поэтому важно правильно организовать и проводить игру, необходимо придерживаться ряду критериев: реализация игры при наличии вымышленной ситуации; информирование школьников об основных целях проведения игры; проведение игры должно проходить в различных учебно-речевых ситуациях. Организация и проведение игры должно проходить в несколько этапов, т.е. не стихийно, а постепенно, чтобы данный процесс проходил эффективнее. Игровая деятельность включает в себя задания, которые формируют умения выделять основные признаки предметов и сравнивать их. Одни группы игр направлены на обобщение предметов по определенным признакам, а другие на развитие умения владения собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс. Игра способствует запоминанию, которое является преобладающим аспектом на начальном этапе обучения иностранному языку.
Нами было доказано, что игровой метод обучения целесообразно применять уже на раннем этапе обучения иностранному языку, это связано с особенностью развития детей: у них наблюдаются сентизивные признаки, которые проявляются в эмоциональной и психологической готовности к изучению иностранного языка.
Мы считаем, что новизна нашей работы состоит в том, что нам удалось рассмотреть широкий спектр игровых упражнений и задания, которые направлены на развитие речи и также нами был проведен анализ игр, который позволяет узнать продуктивность использования игр. Так, в приложении нами приведена классификация игр, которая может помочь учителю выбрать игру, соответствующую целям и задачам предстоящего урока. Очевидно, что не только речевые игры способствуют развитию говорению англоязычной речи на начальном этапе, но и грамматические, лексические, фонетические, орфографические и ролевые игры способны организовать условия, в которых будет возможна реализация коммуникативно- ориентированного обучения. Применение всех перечисленных раннее игр в совокупности способствует разностороннему развитию говорения и навыков которые важно развить в процессе обучения.
Таким образом, из всего перечисленного нами выше, мы приводим следующие выводы, которые касаются обучения говорению англоязычной речи на начальном этапе с помощью игр на основе коммуникативно-ориентированного подхода:
- игра должна быть на каждом уроке иностранного языка, но в ограниченном количестве. Учителю важно уметь комбинировать дидактические методы при обучении иностранному языку;
- использование игры на занятиях помогает создать речевую ситуацию общения, в которой возможно развитие коммуникативных навыков. В игре развивается мотивация, которая побуждает учащихся активнее выражать свои мысли в игре;
- учитель должен уделить особое внимание при подготовке обучающей игры, выбор игры зависит от возраста, индивидуальных и интеллектуальных возможностей школьников, а также этапа, который актуален в данный момент;
- разработка и внедрение игр в процессе обучения способствует более успешному решению основных задач обучения устной речи на разных этапа с обучения иностранному языку.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2023 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2016 - Использование игровых методов в обучении английскому языку учащихся начальной школы
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - КРЕАТИВНОЕ ПИСЬМО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ НА УРОКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, немецкий язык. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Игровые методы развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Коммуникативный метод как эффективный метод формирования иноязычных речевых навыков в СОШ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование лексических навыков на основе обучающих игр на уроках иностранного языка на младшей ступени обучения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Формирование иноязычных грамматических навыков у младших школьников с использованием игровых технологий
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - Использование игровых технологий в обучении аудированию на уроках английского языка (средний этап)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016



