Введение 3
1. Понятие и общая характеристика определения страны происхождения товаров 5
2. Назначение и правила определения страны происхождения товаров 8
Заключение 14
Список использованных источников и литературы 16
Определение страны происхождения товара является весьма сложным и многогранным вопросом, так как верное определение страны происхождения товара влияет на величину таможенных пошлин и соответственно на поступления платежей в бюджет государства.
Все сложнее в современном мире становится деятельность таможенных органов, так как идет постоянное обновление нормативной правовой базы, старые товары приобретают новые правила обложения таможенными налогами.
В современном мире вырос оборот товаров, это порождает целый ряд проблемных вопросов. В частности, одним из них является проблема определения страны происхождения товаров в рамках создания Таможенного союза, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза Евразийского экономического союза.
Правильное определение страны происхождения импортируемых товаров необходимо для применения основных мер внешнеторговой политики таких как: компенсационные пошлины, количественные ограничения, тарифное регулирование и так далее.
Так же в своей практической деятельности таможенные органы часто сталкиваются с недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности, которые неверно классифицируют страну происхождения товара для избежания уплаты платежей.
В настоящее время на практике возникает очень много споров по классификации страны происхождения товаров, это все означает, что необходим профессиональный подход, знание международной практики, новых мировых тенденций в области определения страны происхождения товара.
Актуальность темы работы и ее практическая значимость определили цель исследования.
Цель работы заключается в рассмотрении вопроса определение страны происхождения товаров.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать понятие и раскрыть общую характеристику определения страны происхождения товара в таможенном регулировании;
2) проанализировать назначение и правила определения страны происхождения товаров.
Объектом данного исследования является общественные отношения, складывающиеся в процессе определения страны происхождения товаров.
Предметом исследования являются нормы права, регулирующие определение страны происхождения товаров.
Методологическую основу исследования составляют: анализ, синтез, системный подход, статистический и сравнительно-правовой.
Нормативную базу исследования составили: Соглашение «О правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств», Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 12.12.2008 года «О правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран», Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 года «О единых правилах определения страны происхождения товаров», Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Теоретическую базу исследования составили труды ученых таких как: Т.О. Алексеева, Р.Э. Алишов, В.А. Байнов, Д.И. Глебова, Е.В. Дробот, А.А. Зыков, Ю.Г. Кириллов, С.О. Моторина, И.А. Рыков, И.Р. Шуабов.
В результате написания исследования по теме «Определение страны происхождения товаров (назначение, правила)» можно сделать следующие выводы:
1) Страна происхождения товара - правило, которое устанавливает критерии для определения страны происхождения товаров. Определение страны происхождения товара необходимо для целей применения мер таможенного и государственного регулирования торговли и налоговой политики, а именно для расчета и уплаты таможенных пошлин, акцизов и НДС.
2) Документами, подтверждающими страну происхождения товара, являются:
- из стран дальнего зарубежья: сертификат формы «А». Сертификат данной формы является основанием для снижения ставок ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от базовой ставки в отношении товаров, происходящих из развивающихся государств, и освобождения от оплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из наименее развитых государств;
- из стран ближнего зарубежья Содружества Независимых Государств сертификат формы «СТ-1». Данный сертификат необходим на таможне при ввозе товара на территорию государства - участника Соглашения для подтверждения государства происхождения товара;
- для государств, которые образуют с РФ зону свободной торговли, требуется сертификат формы «СТ-2». В настоящее время при ввозе товаров этот сертификат предоставляет Сербия вместо сертификата формы «А».
3) Для эффективного применения системы тарифных льгот и преференций необходимо произвести корректировку перечня стран -пользователей тарифных преференций, в целях защиты национальных товаропроизводителей. Предоставление тарифных преференций целесообразно только тем странам, экономическое развитие которых находится на более низком уровне относительно национального развития. Помимо этого, необходимо проведение ежегодного мониторинга уровня развития стран -бенефициаров тарифных преференций, а также потребностей национальной экономики.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. –
25 дек.; Официальный интернет-портал правовой информации. – Электрон. текст. дан. – [Москва], 2005–2015. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 30.03.2020).
2. Соглашение «О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств» (Ялта, 20 ноября 2009 г.) [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 02.04.2020).
3. Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 12.12.2008 года «О правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 02.04.2020).
4. Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 года «О единых правилах определения страны происхождения товаров» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 02.04.2020).
5. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г.) //[Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 02.04.2020).
6. Гражданский кодекс Российской Федерации: федер.закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. 27.12.2019 ) [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 02.04.2020).
7. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер.закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2019 г.) [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 02.04.2020).
8. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федер.закон от 05.14.2013 № 44-ФЗ (в ред. от 27 февраля 2020 г.) [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 02.04.2020).
9. О таможенном регулировании в Российской Федерации: федер.закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (в ред. от 28 ноября 2018 г.) [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 02.04.2020).
10. Алексеева, Т.О. Система тарифных преференций в условиях Евразийского экономического союза: особенности применения и проблемы функционирования / Т.О. Алексеева // Финансы и кредит. – 2017. - № 9. – С. 84.
11. Алишов, Р.Э. Страна происхождения товаров как элемент таможенно-тарифного регулирования в истории России / Р.Э. Алишов // Синергия наук. -2017. - № 9. - 415-423.
12. Байнов, В.А. Зарубежный опыт проведения политики импорто-замещения / В.А. Байнов // Мир новой экономики. - 2018. - № 2. - С. 122-128.
13. Байнов, В.А. О критериях определения страны происхождения товаров / В.А. Байнов // Международная торговля и торговая политика. – 2019. - № 1. – С. 87-93.
14. Глебова, Д.И., Шуабов, И.Р. Присоединение России к Соглашению ВТО по госзакупкам / Д.И. Глебова, И.Р. Шуабов // Экономика и социум. - 2017. - № 2. - С. 348-359.
15. Дробот, Е.В. Единая система тарифных преференций Евразийского экономического союза: особенности функционирования и направления развития / Е.В. Дробот // Российское предпринимательство. – 2017. - № 5. – С. 62-68.
16. Зыков А.А., Рыков И.А. Страна происхождения товара во внешнеторговой деятельности России / А.А. Зыков, И.А. Рыков // Бизнес и экономика.- 2016. - № 1. – С. 63-72.
17. Кириллов, Ю.Г. О непреференциальных правилах происхождения товаров при их ввозе на таможенную территорию ЕАЭС / Ю.Г. Кириллов // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. - № 1. – С. 133-137.
18. Моторина, С.О. Анализ правонарушений в сфере определения, заявления и подтверждения страны происхождения товаров в рамках ЕАЭС / С.О. Моторина // Молодежь в науке: новые аргументы. - 2017. - № 3. - С. 202-205.