Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности индивидуально-авторского стиля Николаса Спаркса (на примере романа «Последняя песня») с апробацией в СОШ

Работа №48687

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2018
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
529
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретическая основа лексико -статистического исследования индивидуального авторского стиля как системы лингвистических характеристик 6
1.1. Теоретическое осмысление понятия «идиостиль». Статистические
аспекты и лексическая парадигматика анализа художественного текста 6
1.2. Общая модель исследования идиостиля автора 11
Выводы по главе 1 16
Глава 2. Исследование концептуального профиля Н. Спаркса на основе
его романа «The Last Song» 18
2.1. Формирование авторского лексического корпуса 18
2.2. Анализ концептуального профиля Н. Спаркса 23
2.3. Методическая разработка урока по английскому языку с целью
развития умения аудирования через видеофрагменты американского фильма «The Last Song» 41
Выводы по главе 2 48
Заключение 50
Список использованной литературы
Приложение 58

В современных антропоцентрических по характеру лингвистических исследованиях проявляется тяготение к большей степени формализации описания языковых явлений, которая обусловлена возможностями автоматизированной обработки текста, корпусной лингвистики и идеографической лексикографии. Очевидным образом испытывает это тяготение и лингвистика художественного текста, направленная на моделирование одной из самых сложных с точки зрения формы и семантики единицы речи. Сама природа художественной литературы изначально противоречива. С одной стороны, смысл текста не может выводиться из суммы значений слов; существуют влияющие на семантику внетекстовые отношения, которые не примышляются, а входят в плоть художественного произведения как структурные элементы определенного уровня. С другой стороны, порождает эти смыслы и отношения вполне реальная комбинация слов.
В выпускной квалификационной работе осуществляется исследование индивидуальных особенностей стиля Н. Спаркса основанный на выборке и идеографическом анализе слов, которые часто встречаются в его романе «The Last Song».
Актуальность исследования. Невзирая на наличие разнообразных очерков, описывающих творчество исследуемого автора, многие «фоновые» смысловые параметры текста все еще не исследованы или не замечены вследствие субъективного характера стандартного филологического анализа.
Использование метода идеографической группировки авторских слов из романа «The Last Song» позволяет сформировать понятийную иерархию, обусловленную концептологической картиной мира Н. Спаркса. Этот аспект придает данному исследованию актуальность и в рамках антропоцентричной лингвистики.
Гипотезой исследования является предположение о том, что набор часто встречаемых в произведении слов авторского произведения может служить основанием для выявления идиостилевых особенностей писателя. Отбор идиостилевых особенностей писателя на основе его произведения базируется на предположении, что пишущий постоянно автор на бессознательном уровне вырабатывает образцы стиля, которые характерны только для него.
Объект исследования - авторские часто употребляемые слова из произведения Н. Спаркса «The Last Song», которые нехарактерны для творчества других писателей.
Предмет исследования - смысловые денотативные группы, выявленные на основании сопоставительного анализа контекстов авторских часто употребляемых слов.
Цель исследования - изучение особенностей идиостиля Н. Спаркса на основании смысловой группировки часто употребляемых слов из его произведения «The Last Song».
Для выполнения цели исследования нам необходимо решить следующие задачи:
1) изучить методологию проведения идеографического анализа идиостиля с использованием программ автоматической обработки данных, а также специфику классических и современных научных направлений, применяющих при исследовании художественного произведения идеографические и статистические методы;
2) выбрать и описать модель сопоставительного исследования идиостиля автора с учетом признаков авторской концептуальной системы;
3) осуществить анализ художественного произведения с использованием программы автоматической обработки данных;
4) сформировать массивы авторских часто употребляемых слов и на их основании сформулировать и описать концептологический профиль Н. Спаркса.
Методы исследования. В настоящей работе используется следующие методы: сравнительно-сопоставительная оценка оригинального текста, анализ теоретической литературы, обработка полученных данных с лингвистической интерпретацией результатов, метод количественного подсчета, идеографический и сравнительно -стилистический методы.
Научная новизна исследования заключается подтверждении, дополнении и корректировке имеющихся данных о творчестве популярного писателя Н. Спаркса.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении и актуализации понятия «идиостиль», а также в пополнении информационного фонда аутентичных учебных материалов для педагогов средней ступени обучения в СОШ посредством выявления актуальных англоязычных фраз.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в преподавании.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В дипломной работе нами были изучены особенности идиостиля Н. Спаркса на основании смысловой группировки часто употребляемых слов из его произведения «The Last Song». В результате нами были выполнены следующие задачи:
- изучена методология проведения идеографического анализа идиостиля с использованием программ автоматической обработки данных, а также специфика классических и современных научных направлений, применяющих при исследовании художественного произведения идеографические и статистические методы. В результате нам удалось понять, что использование возможностей программ автоматической обработки данных позволяет достаточно быстро и точно выявить такие индивидуальные элементы, которые отличают творчество исследуемого писателя от других авторов;
- выбрана и описана модель сопоставительного исследования идиостиля автора с учетом признаков авторской концептуальной системы. Модель исследования идиостиля автора состоит из следующих этапов:
- частотная выборка материала - из рассмотрения следует исключить часто встречаемые в любом художественном тексте слова с целью абстрагирования от сюжета: служебные слова, местоимения, имена собственные;
- частотные общеупотребительные слова необходимо исключить из исследования в силу их универсальности и неинформативности при осуществлении идиостилевого анализа писателя;
- анализ и интерпретация концептологической авторской системы, то есть индивидуального набора смысловых групп, которые представлены в произведении и отражают авторское понимание мира. Единицами КАС выступает группа родственных слов, объединенная по общему смыслу и признаку;
- для формализации текста произведения нами была осуществлена работа следующего характера:
- нормализация электронной версии романа для выявления и исключения грамматических омонимов знаменательных частей речи. С этой целью нами были приняты следующие грамматические решения: предикативы объединены с наречиями; существительные приведены к единственному числу; прилагательные приведены к исходной форме; служебные наречия, вводные слова, некоторые местоимения, вспомогательные глаголы и обороты не включаются в материал, в силу отсутствия омонимичных форм среди знаменательных частей речи; расшифрованы английские сокращения; удалены все артикли;
- сопоставление лексических множеств для выявления и исключения частотной общеупотребительной лексики с целью формирования индивидуально авторской пласта слов. После проведения программного морфологического частотного анализа нами был получен упорядоченный по количеству словоупотреблений список лексем романа «The Last Song». Из данного списка нами было отобрано 750 первых по частоте употребления. После исключения из рассмотрения группы наиболее часто встречаемых общеупотребительных слов (515 шт.) нами был получен готовый список индивидуальных слов Н. Спаркса;
- сформированы массивы авторских часто употребляемых слов. В рамках анализа концептуального профиля Н. Спаркса нами были выполнены следующие действия и получены нижеуказанные данные:
- распределение массива индивидуальной лексики по соответствующим смысловым группам на основе классификаций из «Словаря-тезауруса синонимов русского языка» для выявления концептологического авторского профиля. Наиболее значимыми смысловыми группами оказались «оценка», «провинциальный город», «социальные отношения и трудовая деятельность», «эмоции», «речь», «родственные и семейные отношения + Быт», «интеллект»;
- выполнение итогового анализа смысловых групп для составления концептологического профиля автора. В итоге нами был получен индивидуальный концептологический профиль Н. Спаркса, состоящий из следующих тематических блоков: оценочно - интеллектуальный, эмоционально - экспрессивный, семейно - бытовой, социально - административный;
- на основе полученных данных нами был разработан урок по английскому языку с целью развития умения аудирования через видеофрагменты американского фильма «The Last Song».
Таким образом нами была достигнута цель исследования и доказана выдвинутая вначале исследования гипотеза.
Результаты проведенного исследования романа «The Last Song» могут быть использованы в дальнейшем изучающим творчество писателя Н. Спаркса, а также в рамках разработки уроков по развитию коммуникативных умений и навыков в старших классах СОШ.



1) Апресян, Ю. Д. Исследования по семантике и лексикографии / Ю. Д. Апресян. - М.: Яз. славян. культур, 2009. - 568 с.
2) Бабенко, Л. Г. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке / Л. Г. Бабенко. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989. - 184 с.
3) Бабенко, Л. Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа: учеб. Пособие / Л. Г. Бабенко. - М.: Акад. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. - 464 с.
4) Баевский, В. С. Лингвистические, математические, семиотические и компьютерные модели в истории и теории литературы / В. С. Баевский. - М.: Яз. славян, культуры, 2001. - 336 с.
5) Баранов, А. Н. Введение в прикладную лингвистику: учеб. пособие / А. Н. Баранов. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 360 с.
6) Болотнова, Н. С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня / Н. С. Болотнова. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1992. - 312 с.
7) Гофман, И. Анализ фреймов: эссе по организации повседневного опыта / И. Гофман. - М.: Институт социологии РАН; Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. - 752 с.
8) Григорьев, В. П. Поэтика слова: на материале русской советской поэзии / В. П. Григорьев. - М.: Наука, 1979. - 343 с.
9) Казарин, Ю. В. Поэтическое состояние языка (попытка осмысления) / Ю. В. Казарин. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2002. - 448 с.
10) Кобозева И. М. Лингвистическая семантика: учеб. Пособие / И. М. Кобозева. - М.: Эдиториал УРСС, 2000. - 352 с.
11) Кокарева, В. Ю. Психологические критерии оценивания учебной деятельности студентов в вузе: дис. ... канд. психол. Наук / В. Ю. Кокарева. - М., 2007. - 233 с.
12) Колемаев, В. А. Теория вероятностей и математическая статистика / В. А. Колемаев, О. В. Староверов, В. Б. Турундаевский. - М.: Высш. шк., 1991. - 400 с.
13) Кронгауз, М. А. Семантика: учебник для студентов вузов / М. А. Кронгауз. - М.: Академия, 2005. - 356 с.
14) Кузнецова, Э. В. Лексикология русского языка / Э. В.Кузнецова. - М.: Высш. шк., 1982. - 152 с.
15) Марчук, Ю. Н. Основы компьютерной лингвистики / Ю. Н. Марчук. - М.: Изд-во МПУ «Народный учитель», 2000. - 226 с.
16) Мухин, К. Ю. Кто написал «Роман с кокаином»? / К. Ю. Мухин. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2001. - 70 с.
17) Новиков, А. И. Семантика текста и ее формализация / Новиков, А. И. - М.: Наука, 1983. - 216 с.
18) Пищальникова, В. А. Проблема идиостиля. Психолингвистический аспект: учеб. пособие / В. А. Пищальникова. - Барнаул: Изд-во Алтайск. ун¬та, 1992. - 73 с.
19) Рубцова, М. Полный курс английского языка. Учебник- самоучитель: учеб. пособие / М. Рубцова. - М.: АСТ, Астрель, 2008. - 544 с.
20) Сулименко, К. Е. Текст и аспекты его лексического анализа: учеб. пособие / К. Е. Сулименко. - М.: Флинта, 2009. - 396 с.
21) Хьетсо, Г. Кто написал «Тихий Дон»? / Г. Хьетсо, С. Густавссон, Б. Бекман. - М.: Книга, 1989. - 192 с.
22) Чернухина, И. Я. Основы контрастной поэтики / И. Я. Чернухина. - Воронеж: Изд-во Ворон. ун-та, 1990. - 200 с.
23) Черняк, В. Д. Синонимия в русском языке: учеб. пособие / В. Д. Черняк. - М.: Академия, 2010. - 125 с.
Статьи из сборников
24) Овчинников, В. А. Проблемы выявления авторского текста / В. А. Овчинников // Корни дуба. - М.: Астрель, 2011. - С. 395-414
25) Бабенко, Л. Г. Базовые концепты процессуально -событийного мира (постановка проблемы) / Л. Г. Бабенко // Русская глагольная лексика: денотативное пространство. - Екатеринбург, 1999. - С. 22-49
26) Бабенко, Л. Г. Концепция идеографических словарей, разрабатываемая Уральской семантической школой / Л. Г. Бабенко // Образ человека и человеческий фактор в языке: грамматика, текст. - Екатеринбург, 2004. - С. 11-20
27) Бабенко, Л. Г. Русские синонимы в когнитивном освещении: новый идеографический словарь синонимов / Л. Г. Бабенко // Новая Россия: новые явления в языке и науке о языке. - Екатеринбург, 2005. - С. 12-17
28) Гребенников, А. О. Частотный словарь и образ мира писателя / А. О. Гребенников // Словоупотребление и стиль писателя. - СПб., 2006. - С. 156-163
29) Зубов, А. В. Системы автоматизации научных исследований в филологии / А. В. Зубов // Квантитативная лингвистика и автоматический анализ текстов / Отв. ред. Г.Г. Карин. - Тарту, 1990. - С. 37-54
30) Минц, З. Г. Статистический подход к исследованию плана содержания художественного текста / З. Г. Минц // Блок и русский символизм: избр. тр. - СПб., 1999. - С. 679-698
Статьи из газет и журналов
31) Гофман, И. Порядок взаимодействия / И. Гофман // Социология власти. - 2014. - № 1. - С. 163-199
32) Левин, Ю. И. Об особенностях повествовательной структуры и образного строя романа В. Набокова «Дар» / Ю. И. Левин // Russian Literature. - 1981. - № 9. - С. 191-229
33) Фомин, А. А. Имя как прием: реминисцентный оним в художественном тексте / А. А. Фомин // Известия Уральского госуд. ун -та. - 2003. - № 28. - С. 167-181
34) Бычкова, Т. А. К вопросу об отражении концептуальной картины мира в идиостиле писателя (на материале творчества М. М. Зощенко) / Т. А. Бычкова // II Междунар. Бодуэновские чтения: Казанская лингвистическая школа: традиции и современность. Казань: Изд -во Каз. ун-та. - 2003. - С. 37¬39
Словари и энциклопедии
35) Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В. Н. Ярцевой. - М.: Сов. энцикл., 1990. - 682 с.
36) Краткий словарь когнитивных терминов / под общ. рук. Е. С. Кубряковой. - М.: Филол. фак. МГУ, 1997. - 245 с.
37) Словарь-тезаурус синонимов русского языка / под общ. рук. Л. Г. Бабенко. - М.: Аст-Пресс Книга, 2017. - 448 с.
38) Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. - М.: Флинта, 2006. - 696 с.
Электронные ресурсы
39) Неоднозначность бытия как основа идиостиля Рэя Брэдбери
[Электронный ресурс] // Elibrary.ru: научная электронная библиотека. - ООО НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА, 2000-2018. - Режим
доступа : http://www.elibrary.ru- Загл. с экрана. (15.12.2017).
40) В мир Платонова через его язык. Предположения, факты,
истолкования, догадки [Электронный ресурс] // Elibrary.ru: научная
электронная библиотека. - ООО НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА, 2000-2018. - Режим доступа : http://www.elibrary.ru- Загл. с экрана. (13.11.2017).
41) Лингвистические спектры: средство для отличения плагиатов от
истинных произведений того или иного известного автора [Электронный ресурс] // Elibrary.ru: научная электронная библиотека. - ООО НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА, 2000-2009. - Режим доступа :
http://www.elibrary.ru- Загл. с экрана. (05.01.2018).
Источники на иностранных языках
42) Baayen, R. H. Word Frequency Distributions / R. H. Baayen. - The Netherlands: Kluwer Academic Publishers, 2001. - 561 p.
43) Burrows, J. F. Computers and the Study of Literature / J. F. Burrows // Computers and Written Texts. Oxford. - 1992. - P. 167-204
44) Holmes, D. I. The Evolution of Stylometry in Humanities Scholarship / D. I. Holmes // Literary and Linguistic Computing. - 1998. - P. 111-117
45) Sparks, N. Student Guide: The Last Song / N. Sparks. - NY: Grand
Central Publishing, 2009. - 640 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ