ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы транспортной логистики в организациях 6
1.1 Понятие транспортировки в логистических системах 6
1.2 Сравнительные логистические характеристики и инфраструктура
различных видов транспорта 13
1.3 Оптимизационные решения в транспортировке 20
2 Анализ транспортных процессов в логистической системе ООО «Оптом
дешевле» 24
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия 24
2.2 Организация транспортных процессов в логистической системе
организации 51
3 Разработка логистических рекомендаций, применимых в рассматриваемой
организации ООО «Оптом дешевле» 66
3.1 Практические рекомендации по совершенствованию транспортных
процессов в логистической системе ООО «Оптом дешевле» 66
3.2 Расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий .... 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 89
ПРИЛОЖЕНИЯ
Современная логистика - уникальная область экономики и человеческой деятельности. Новые эффективные черты логистика обрела в связи с тем, что традиционные сферы ее применения сливаются воедино, образовывая интегрированную логистику. Она охватывает и объединяет в целостный процесс такие виды деятельности, как информационный обмен, транспортировку, управление запасами, складским хозяйством, грузопереработку и упаковку. В прикладном значении логистика предприятия все в большей степени рассматривается как интегрированный процесс, призванный содействовать созданию потребительной стоимости с наименьшими общими издержками [3].
Логистика — управление материальными, информационными и людскими потоками на основе их оптимизации (минимизации затрат).
Логистика как наука — методология разработки рациональных методов управления материальными и информационными потоками, нацеленных на их оптимизацию.
В практическом понимании логистика — инструмент рациональной организации потоковых процессов с минимальными затратами трудовых и материальных ресурсов.
С точки зрения практического применения логистика — выбор наиболее эффективного, по сравнению с существующим, варианта обеспечения нужного товара, нужного качества, нужного количества, в нужное время, в нужном месте с минимальными затратами на основе сквозной организационно-аналитической оптимизации.
С позиции менеджмента организации логистику можно рассматривать как стратегическое управление материальными потоками в процессе снабжения: закупки, перевозки, продажи и хранения материалов, деталей и готового инвентаря (техники и прочего). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками. Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий.
Логистика в промышленном производстве характеризуется как научно-практическое направление, задачей которого является эффективное управление материалопотоками в технологических процессах изготовления промежуточной и конечной готовой продукции. Экономические методы и организационные формы управления товародвижением, средства информационного (информационных систем и технологий) и кадрового обеспечения призваны максимально сократить логистические издержки во всех звеньях микрологистических цепей и в целом снизить совокупные затраты при производстве продукции [2].
Тема выпускной квалификационной (бакалаврской) работы актуальна, её актуальность заключается в том, что эффективное управление транспортом, будь то перевозка сырья, материалов, готовой продукции, любым видом транспорта, возникающее и преобразующееся в логистических и производственных процессах предприятия, влечет за собой снижение издержек, а также удовлетворение спроса на конечную продукцию.
Целью выпускной квалификационной (бакалаврской) работы является теоретический анализ транспортировки в логистических системах организаций в целом, а также изучение данной темы на примере конкретной организации и ее совершенствование.
В соответствии с выбранной целью были поставлены следующие задачи:
• Изучить теорию транспортировки в логистических системах организаций;
• Рассмотреть основные понятия транспортировки в логистических системах организаций;
• Раскрыть транспортировку в логистической системе конкретной организации;
• Разработать мероприятия по совершенствованию транспортных процессов в логистической системе конкретной организации и государства в целом на основе теоретического материала и реально существующей организации.
Структура выпускной квалификационной (бакалаврской) работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, три раздела (первый раздел - «Теоретические основы транспортной логистики в организациях», второй раздел - «Анализ транспортных процессов в логистической системе ООО «Оптом дешевле»», третий раздел - «Разработка логистических рекомендаций, применимых в рассматриваемой организации ООО «Оптом дешевле»»), заключение, список используемых источников.
Методами исследования и сбора информации по теме выпускной квалификационной (бакалаврской) работы будут являться:
• Теоретические материалы (литература, статьи, глобальная сеть интернет);
• Собственный жизненный опыт;
• Конкретно существующая организация.
Объектом исследования в данной выпускной квалификационной (бакалаврской) работе будет являться ООО «Оптом дешевле.
Предметом исследования выпускной квалификационной (бакалаврской) работы будут являться транспортные процессы в логистической системе ООО "Оптом дешевле".
Изучен широкий круг работ следующих отечественных и зарубежных авторов, включая монографии и статьи: Дыбской В.В., Сергеева В.И., Аникина Б.А., Иванова М.Ю., Гаранина С.Н., Афонина А.М. и др. Имеющийся опубликованный материал по этой проблеме рассматривался за последние пять лет.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что содержащийся в ней анализ транспортных процессов организации на различных стадиях может быть использован для дальнейших научных разработок и совершенствования в сфере транспортной логистики.
Исследование показало, что совершенствование грузовых перевозок является одной из актуальных проблем коммерческой деятельности, так как от качества транспортного обслуживания во многом зависит оперативность доставки товаров, их сохранность, а самое главное затраты по перевозке, являющихся составной часть издержек обращения.
Необходимость приобретения транспортных средств для каждого предприятия - это дорогостоящая акция. Положение осложняется крайне низким уровнем использования машин в организациях, отсутствием у них ремонтной базы и как следствием этого - высоким уровнем затрат по перевозке товаров.
Руководители и собственники организаций, приобретая автомобили, не задумываются о том, насколько они соответствуют потребностям производственно-торгового предприятия, и как они будут использоваться. Их более всего интересует цена покупки.
Однако, используя автомобиль с недогрузом, предприниматели терпят большие убытки, которые перекрывают экономию в целом. К тому же и количество необходимых транспортных средств не просчитывается, а эксплуатация излишних транспортных средств также пагубна для предпринимателя.
Не случайно, потому эффективность коммерческой деятельности ООО "Оптом дешевле" из года в год снижается, хотя товарооборот за последние три года вырос на 73%.
К сожалению затраты возросли в ещё большей степени, коммерческие расходы, например, увеличились на 58%.
Вследствие этого чистая прибыль сократилась более чем на 105%, а уровень рентабельности с 55% в 2015 году, снизился до -18% в 2017 году.
Наряду с другими причинами, не последнюю роль в этом сыграла плохая организация перевозки товаров.
В структуре издержек обращения, затраты по транспортировке товаров занимают почти 60%, уступая только оплате труда по предприятию.
Руководство ООО "Оптом дешевле" неоправданно содержит две машины, в то время как по расчётам ему достаточно одной и с небольшой грузоподъёмностью (Лада гранта - фургон).
Завоз товаров осуществляется преимущественно на основе складской формы, а транзитный метод применяется в меньшей степени, хотя он ускоряет обращение товаров, снижает их потери и сокращает издержки обращения.
Ещё хуже положение с маршрутом движения транспортных средств. Они практически выполняются стихийно и спонтанно. Ни о каком выборе и обосновании маршрутов движения речи не ведётся.
Оставляет желать лучшего загрузка машин товарами при их перевозке. Как правило, автомобиль ГАЗ 3102 загружается только на 40%. Это резко повышает себестоимость транспортируемых товаров.
Примечательно то, что при наличии двух автомобилей, которые загружены не в полной мере, ООО "Оптом дешевле" использует привлечённый транспорт для перевозок в другие регионы. А расчёты показали, что он, как правило, дороже собственного.
На основе выше изложенного, в целях совершенствования организации перевозок товаров в ООО "Оптом дешевле" необходимо осуществлять следующие мероприятия:
- Привести в соответствие объём перевозки товаров и количество используемых для этого транспортных средств, приобретя вместо двух ГАЗ - 3202, один ВАЗ 23490-50-011.
- Перевозки товаров целесообразно осуществлять по транзитной форме, напрямую с производства, минуя склад и осуществлять продажу товаров под заказ по системе вытягивания.
- Применительно к условиям доставки товара необходимо организовать доставку по маятниковым маршрутам с гружёным обратным пробегом.
- Автоматизация процессов перевозок путем внедрения «1С:Предпр.8. Управление автотранспортом Стандарт»;
Практическая организация всех этих мероприятий позволит улучшить качество транспортного обслуживания и сократить расходы на него.
Только оптимизация состава транспортных средств ООО "Оптом дешевле" составит экономию в 1093041,99 рублей.
А также внедрение новых информационных решений в организацию приведут к увеличению чистого дохода на 632,4 рублей.
1. Дыбская В.В. и др. Логистика. Полный курс МВА: Учебное пособие
- М.: Отдельное издание ЭКСМО, 2014. - 944 с.
2. Корпоративная логистика в вопросах и ответах / В.И. Сергеев и др.; Под ред. В.И. Сергеева. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 634 с. [Электронный ресурс; Режим доступаhttp://www.znanium.com].
3. Логистика: Учебник / Под ред. Б.А. Аникина. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 320 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) [Электронный ресурс; Режим доступаhttp://www.znanium.com].
4. Иванов М.Ю. Логистика: Учеб. пособие / М.Ю. Иванов, М.Б. Иванова. - 3-e изд. - М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2010. - 90 с. [Электронный ресурс; Режим доступаhttp://www.znanium.com].
5. Гаранин, С.Н. Международная транспортная логистика [Электронный ресурс] / С.Н Гагарин - М.: МГАВТ, 2015. - 76 с. [Электронный ресурс; Режим доступаhttp://www.znanium.com].
6. Афонин А.М. Транспортная логистика: организация перевозки грузов : учеб. пособие / A.M. Афонин, В.Е. Афонина, A.M. Петрова, Ю.Н. Царегородцев. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. — 367 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com].
7. Петрова А.М. Транспортная логистика: организация перевозки грузов: Учебное пособие / А.М.Петрова, Ю.Н.Царегородцев, А.М.Афонин и др.
- М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 368 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com].
8. Сайт «Википедия - свободная энциклопедия» [Электронный ресурс] /- Режим доступа:https://ru.wikipedia.org.
9. Сергеев В.И. Корпоративная логистика: 300 ответов на вопросы профессионалов / Государственный университет - Высшая школа экономики (ГУ ВШЭ); Общ. и науч. ред. В.И. Сергеева. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 976 с. - (Высшее образование) [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com].
10. Аникин Б.А. Логистика: Учебник / Государственный Университет Управления; Под ред. Б.А. Аникина. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 368 с. [Электронный ресурс; Режим доступаhttp://www.znanium.com].
11. Гаджинский, А. М. Логистика [Электронный ресурс] : Учебник для бакалавров / А. М. Гаджинский. - 21-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 420 с. [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com].
12. Иванов М. Ю. Логистика: Учеб. пособие / М.Ю. Иванов, М.Б. Иванова. - 3-e изд. - М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2010. - 90 с. [Электронный ресурс; Режим доступаhttp://www.znanium.com].
13. Канке А.А. Логистика: Учебник / А.А. Канке, И.П. Кошевая. - 2-e изд., испр. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 384 с. [Электронный ресурс; Режим доступаhttp://www.znanium.com].
14. Садриев, Д. С. Логистика и управление цепями поставок: Учебное
пособие по дипломному проектированию для студентов всех форм обучения с квалификацией "логист" по специальности 080506.65 "Логистика и управление цепями поставок". - Набережные Челны: Издательство Камской государственной инженерно-экономической академии, 2011. - 75 с.
[Электронный ресурс; Режим доступаhttp://www.znanium.com].
15. Степанов В. И. Логистика производства: Учебное пособие / В.И. Степанов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 200 с. [Электронный ресурс; Режим доступаhttp://www.znanium.com].
16. Дыбская В. В. Логистика складирования: Учебник / В.В. Дыбская. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 559 с. [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com].
17. Уотерс Д. Логистика. Управление цепью поставок: Учебник / Уотерс Д. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 503 с. [Электронный ресурс; Режим доступаhttp://www.znanium.com].
18. Карпова С. В. Логистика: практикум для бакалавров : учеб. пособие / под общ. ред. С.В. Карповой. — М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2018. — 139 с. [Электронный ресурс; Режим доступаhttp://www.znanium.com].
19. Николайчук В.Е. Логистический менеджмент: Учебник / Николайчук В.Е., - 2-е изд. - М.:Дашков и К, 2017. - 980 с. [Электронный ресурс; Режим доступаhttp://www.znanium.com].
20. Мищенко А. В. Методы и модели управления инвестициями в логистике : учеб. пособие / А.В. Мищенко. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 370 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступаhttp://www.znanium.com].
21. Герасимов Б. И. Основы логистики: Учебное пособие / Б.И.
Герасимов, В.В. Жариков, В.Д. Жариков. - 2-e изд. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА- М, 2015. - 304 с. [Электронный ресурс; Режим доступа
http://www.znanium.com].
22. Иванов Г. Г. Складская логистика: Учебник / Иванов Г.Г., Киреева Н.С. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 192 с.
23. Щербабин Ю. А. Транспортно-логистическое обеспечение и международные перевозки углеводородного сырья: Учебное пособие / Ю.А. Щербанин. - 2 изд., доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 288 с.
24. Стерлигова А. Н. Управление запасами в цепях поставок: Учебник / А.Н. Стерлигова. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 430 с.
25. Нагапетьянц Н.А. Коммерческая логистика: Учебное пособие / Под общ. ред. Н.А. Нагапетьянца. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 253 с. [Электронный ресурс; Режим доступаhttp://www.znanium.com].
26. Попов Ю.И., Яковенко О.В. Управление проектами. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 207 с. - (Учебники для программы МВА) [Электронный ресурс; Режим доступаhttp://www.znanium.com].
27. Поташева Г.А. Управление проектами (проектный менеджмент): Учебное пособие. / Г.А. Поташева. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 224 с. + Доп. Материалы - (Высшее образование - бакалавриат) [Электронный ресурс; Режим доступаhttp://www.znanium.com].
28. Романова М.В. Управление проектами: Учебное пособие / М.В. Романова. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2014. - 256 с.: ил. - (Высшее образование) [Электронный ресурс; Режим доступаhttp://www.znanium.com].
29. Управление проектами в машиностроении: Учебное пособие / Ю.С. Перевощиков и др. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 233 с. - (Высшее образование) [Электронный ресурс; Режим доступаhttp://www.znanium.com].
30. Патсула П.Д. Бизнес-план за 30 дней. Пошаговое руководство по бизнес-планированию и началу собственного дела: Пособие - М.: ЭКСМО, 2008. - 420 с.