Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Монологическая речь в формировании дискурсивной компетенции школьника при обучении английскому языку в средней школе

Работа №48559

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2018
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
491
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования дискурсивной компетенции на уроках иностранного языка 7
1.1 Дискурсивная компетенция как компонент коммуникативной
компетенции 7
1.2 Монологическая речь как основная составляющая в формировании
дискурсивной компетенции на уроках английского языка 18
1.3 Развитие дискурсивной компетенции на занятиях английского языка 27
1.4 Формирование дискурсивной компетенции школьника при
подготовке к устной части ЕГЭ 30
Вывод по главе 1 36
Глава 2. Методика обучения монологической речи на уроках английского языка в целях формирования дискурсивной компетенции школьника 37
2.1 Методика формирования дискурсивной компетенции на уроках
английского языка 37
2.2 Методы обучения монологической речи в целях формирования
дискурсивной компетенции на уроках английского языка 40
2.3 Комплекс упражнений на развитие навыков монологической речи 42
2.4 Комплекс упражнений для развития монологической речи по
подготовке к устной части ЕГЭ 51
Вывод по главе 2 63
Заключение 64
Список использованной литературы


Опираясь на современную концепцию образования, необходимо отметить, что процесс воспитания и обучения должен быть направлен на форсирование человека, способного мыслить и решать проблемы, а также быть готовым взаимодействовать с окружающими людьми. Немаловажно обладание в достаточной мере знаниями, наличие толерантности и социальной ответственности у человека [Амонашвили, 2009: 288]. На данную концепцию опирается, безусловно, и процесс обучения иностранному языку. Во время обучения иностранному языку очень важно развивать личность школьника, его способность и желание участвовать в межкультурной коммуникации, стремление к самостоятельному совершенствованию в осваиваемой деятельности.
В настоящее время российская реформа образования направлена на то, чтобы преодолеть консервативность систем образования, преодолеть разрыв между уровнем подготовки школьника и потребностями современного общества. Например, данная цель обусловила необходимость уточнения целей и задач процесса обучения иностранными языками, обозначения первостепенных формирующихся компетенций в соответствии с современными тенденциями в обществе и образовании, пересмотру содержания обучения. При этом остается нерешенным вопрос об эффективности применения тех или иных технологий в рамках существующих подходов к обучению.
Для современной педагогики и методики преподавания характерно использование таких форм обучения, которые формируют дискурсивную компетенцию, именно этому вопросу уделяется особое внимание .
Так как в современные дни школа, общество и государство в центр внимания ставят интересы личности, а именно - умение адаптироваться в изменяющихся условиях жизни, умение вступать в коммуникацию - возникает необходимость в развитии новых педагогических технологий, которые будут направлены на обучение воспринимать и запоминать информацию, а также на развитие способности творчески ее перерабатывать, видеть проблемы и решать их. Формирование у учащихся межкультурной коммуникативной компетенции - одна из актуальных задач обучения английскому языку.
Актуальность данного исследования, с одной стороны, в ее значимости как одного из компонентов межкультурной коммуникации и, с другой стороны, в недостаточной разработанности методики ее формирования, как в теоретическом, так и в практическом плане.
Целью данной работы выступает исследование роли монологической речи в формировании дискурсивной компетенции школьника при обучении английскому языку в средней школе.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1) изучить дискурсивную компетенцию как компонент
коммуникативной компетенции;
2) рассмотреть монологическую речь как основную составляющую в формировании дискурсивной компетенции на уроках английского языка;
3) исследовать пути развития дискурсивной компетенции на занятиях английского языка;
4) проанализировать формирование дискурсивной компетенции школьника при подготовке к устной части ЕГЭ;
5) изучить методику формирования дискурсивной компетенции на уроках английского языка;
6) рассмотреть методы обучения монологической речи в целях формирования дискурсивной компетенции на уроках английского языка;
7) составить комплекс упражнений на развитие навыков монологической речи;
8) составить комплекс упражнений для развития монологической речи по подготовке к устной части ЕГЭ.
Объектом изучения в данной работе является исследование дискурсивной компетенции в обучении английскому языку в средней школе.
Предметом исследования является процесс формирования дискурсивной компетенции школьника в средней школе при обучении английскому языку посредством использования монологической речи.
Научная гипотеза: монологическая речь занимает одно из важнейших мест в формировании дискурсивной компетенции школьника при обучении английскому языку в средней школе.
Для реализации исследовательских задач были использованы следующие методы исследования, адекватные объекту и предмету дипломной работы: 1) критический анализ литературных источников, поднимающих проблему обучения монологической речи в процессе обучения английскому языку; 2)изучение и анализ педагогического опыта работы по обучению говорению (монологической речи) в средней школе; 3) методический эксперимент для изучения особенностей обучения монологической речи; 4) педагогическое наблюдение для определения значения монологической речи в обучении иностранному языку; 5) метод статистической обработки полученных данных.
Научная новизна исследования заключается в изучении формирования дискурсивной компетенции школьника средней школы по средствам монологической речи.
Теоретическая значимость исследования состоит в:
а) изучении личностно-ориентированного подхода при обучении монологической речи и рассмотрении монологической речи как вида речевой деятельности;
б) исследовании путей развития дискурсивной компетенции на занятиях.
Практическая значимость исследования заключается в:
1) выявлении принципов обучения устной речи;
2) апробировании упражнений на развитие навыков монологической речи и подготовки к устной части ЕГЭ;
3) разработка конспектов уроков по обучению говорению.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Работая над заданной в исследовании темой, была достигнута поставленная цель. Комплексному исследованию была подвергнута роль монологической речи в процессе формирования дискурсивной компетенции школьников при изучении английского языка в средней школе.
Были решены все задачи исследования, а именно - изучена дискурсивная компетенция, рассмотрена монологическая речь, исследованы пути развития дискурсивной компетенции на занятиях английского языка, проанализировано формирование дискурсивной компетенции школьника при подготовке к устной части ЕГЭ; изучена методика формирования дискурсивной компетенции на уроках английского языка; рассмотрены методы обучения монологической речи на уроках английского языка; составлен комплекс упражнений, развивающих навыки монологической речи, комплекс упражнений, развивающих монологическую речь в процессе подготовки к устной части ЕГЭ.
Проведенное в рамках настоящей выпускной квалификационной работы исследование позволяет сделать ряд выводов.
Коммуникативная компетенция - одна из основных составляющих компетентностного подхода. Развитие коммуникативной компетенции является главной задачей большинства образовательных методик, применяемых на уроках английского языка. Общение на английском языке как иностранном изобилует неуместными высказываниями, неестественными формулировками и искусственными репликами. Это происходит потому, что многие преподаватели иностранного языка ассоциируют коммуникативную компетенцию только с грамматической и социолингвистической компетенциями, зачастую забывая об умении говорящего строить правильную речь, которое зависит от степени развития дискурсивной компетенции. Важно, чтобы преподаватель английского языка не только понимал важность развития дискурсивной компетенции на уроке, но и развивал ее, так как необходимость этой компетенции бесспорна. Изучающему английский язык как иностранный достаточно трудно овладеть дискурсивной компетенцией, так как общение - это не просто механическая передача информации от говорящего к слушателю. Подобные факторы, как речь учителя, личность учеников и их дискурсивная компетенция в родном языке затрудняют ее развитие в иностранном.
Дискурсивная компетенция является составляющей коммуникативной компетенции. Существует несколько моделей коммуникативной компетенции, но наиболее релевантной является модель, в которой выделяются четыре составляющие:
1) грамматическая/лингвистическая компетенция, включающая знание лексики, синтаксиса и семантики;
2) социолингвистическая компетенция, которая отвечает за соответствие высказывания контексту, участникам общения и правилам взаимодействия между ними;
3) стратегическая компетенция - это набор стратегий, используемый
для эффективного общения (например, грамматическая и социолингвистическая стратегии);
4) дискурсивная компетенция, отвечающая за целостность и связность высказываний/предложений.
Дискурсивная компетенция определяется, как способность говорящего ставить предложения в таком порядке, чтобы получилось связное высказывание. Дискурсивная компетенция - это умение контролировать порядок предложений в высказывании в соответствии со следующими критериями:
-тема/идея;
-известное/новое;
-«естественная» последовательность;
-причина/следствие ;
-умение структурировать и управлять дискурсом в соответствии со следующими критериями:
-тематическая организация;
-целостность и связность;
-логический порядок предложений;
-стиль и регистр;
-риторическая эффективность;
-принцип совместимости;
-композиция текста, знание приемов построения текста:
-реализация различных макрофункций (описание, повествование, изложение и т.д.);
-повествование историй, анекдотов, шуток и т.д.;
-структура различных прецедентов (судебное дело, дебаты и т.д.);
-последовательность смысловых частей письменных текстов (эссе, официальные письмо и т.д.).
Таким образом, дискурсивная компетенция - это умение понимать, создавать и строить отрезки речи, превышающие одно предложение, (история, беседа, письмо) для передачи нескольких идей в соответствии с правилами целостности, связности и риторической организации текста.



1. Алмазова Н.И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. - СПб., 2013. - 446 с.
2. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - М.: Педагогика, 2009. - 560 с.
3. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 1983. - 558 с.
4. Баранов С.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 2006. - 346 с.
5. Бим И.Л. Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе. М., 2008.
6. Борботько В.Г. Принципы формирования дискурса: От
психолингвистики к лингвосинергетике. 4-е изд-е. - М.: Либроком, 2011. - 288 с.
7. Джарбар Б.М. Текст как основа для формирования устной связной речи, выпуск №1. - М., 2012. - 144 с.
8. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М.: Наука, 1982. - 155 с.
9. Жинкин Н.И. Язык речь творчество. - М.: Лабиринт, 2008. - 368 с.
10. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. -307 с.
11. Ильина Т.А. Педагогика. - М.: Просвещение, 2004. - 56 с.
12. Ковалев Н.Е., Матюхина М.В., Патрина К.Т. Введение в педагогику. - М.: Просвещение, 2005. - 45 с.
13. Колесникова И.А., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. - М.: Дрофа, 2008. - 410 с.
14. Колкер Я.М., Устинова Е.С., Еналиева Т.М. Практическая методика обучения иностранному языку, 2-ое издание. - М.: Академия, 2014. - 264 с.
15. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности учащихся. - М.: Сентябрь, 2012. - 14 с.
16. Крутецкий В.А. Психология подростка - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2005. - 314 с.
17. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущности,
перспективы. - М.: Знание, 2001. - 80 с.
18. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.:
Просвещение, 2009. - 214 с.
19. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 2007. - 287 с.
20. Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука. - М.: Наука, 2012. - 203 с.
21. Махмутов М. И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории.
- М.: Просвещение, 2005. - 368 с.
22. Мурзин Л.Н., Штерн А. С. Текст и его восприятие. - Свердловск: УГУ, 2011. - 172 с.
23. Новиков А.И. Текст, смысл и проблемная ситуация // Вопросы филологии. - М.: Просвещение, 2009. - 48 с.
24. Новиков А.И. Семантика текста и её формализация. - М.: Наука, 2013. -215 с.
25. Обухова Л.Ф. Пиаже Ж. Теория, эксперименты, дискуссия. - М.: Гардарики, 2011. - 624 с.
26. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. - М.: Русский язык, 2010. - 216 с.
27. Половникова Н.А. Воспитание познавательной самостоятельности.
- Казань: 2008. - 139 с.
28. Пояганова Е.И. Конструктивизм и сознательно-коммуникативный метод обучения иностранным языкам. - М., 2007. - 235 с.
28. Сазонова Е.А. Журнал ВАК: Известия Российского
государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Выпуск № 31 / том 10. - СПб., 2008. - 73 с.
29. Седов К.Ф. Дискурс и личность: Эволюция коммуникативной компетенции. - М.: Лабиринт, 2004. - 320 с.
30. Седова Н.А. Основы практической педагогики. - М.: Сфера, 2008. - 192 с.
31. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 2011. - 15 с.
32. Серио П. Язык, коммуникация и социальная среда. - М., 2012. - 33 с.
33. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. - М., 1972. - 225 с.
34. Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе. Ростов-на-Дону АНИОН, 2013.-287 с.
35. Чошанов М.А. Процесс непрерывного конструирования и реорганизации // ж. Директор школы, 2010. - 84 с.
36. Шадурский В. Г., Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам. - Минск, 2009. - 325 с.
37. Хомский Н. Язык и мышление. Язык и проблемы знания. - Благовещенск: БГК Им. И. А. Бодуэна Де Куртенэ, 2009. - 254 с.
38. Dubois J., Giacomo M. et al. Dictionnaires de linguistique. - Paris: Larousse, 2013. - 516 p.
39. Harris Z. Discource analysis // Language, 2012. - 164 p.
40. Savignon S. J. Communicative competence. Theory and classroom practice. McGraw-Hill, 2009. - 272 p.
41. Вайсбурд М. Л. Типология учебно-речевых ситуаций//Психолого- педагогические проблемы интенсивного обучения иностранным языкам.— М., 2011.- 221


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ