ВВЕДЕНИЕ
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Пенсионное обеспечение, его виды
1.2. Пенсионный фонд РФ, его задачи и функции по государственному управлению финансами пенсионного обеспечения в
Российской Федерации
1.3. Доходы и расходы бюджета Пенсионного фонда РФ, их современная оценка
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ ПО РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН ПО УПРАВЛЕНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННЫМ ПЕНСИОННЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ В
РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
2.1. Организация пенсионного обеспечения граждан в Республике Татарстан
2.2. Анализ расходов бюджета Пенсионного фонда РФ на территории Республики Татарстан
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ
СИСТЕМЫ
3.1. Совершенствование системы пенсионного обеспечения граждан: оценка влияния на деятельность Пенсионного фонда РФ
3.2. Перспективы реорганизации Пенсионного фонда РФ в публично-правовую компанию
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы заключается в том, что пенсионное обеспечение граждан одна из самых важных социальных гарантий развития общества и, как правило, затрагивает интересы нетрудоспособного населения (свыше 25 -30% населения) любой страны, а косвенно практически все население. Гарантия прав российских граждан на пенсионное обеспечение по достижении соответствующего пенсионного возраста обеспечена Конституцией Российской Федерации, где сказано: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты», а также: «Каждому гарантируется социальное
обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность».
Современная пенсионная система Российской Федерации находится в стадии реформирования. Планируется, что итогом проводимых реформ станет формирование такой системы, которая в полном объеме обеспечит заботу обо всех гражданах нашей страны. Несмотря на принимаемые Правительством Российской Федерации меры по реформированию пенсионного обеспечения, в обществе сложилось устойчивое мнение о том, что современная пенсионная система России не удовлетворяет никого. Граждане недовольны низким размером пенсий и пособий, а также повышением пенсионного возраста, работодатели - высокими страховыми взносами, а власть - недовольством значительной части населения низким прожиточным уровнем пенсионеров.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение организационно-правовой основы пенсионного обеспечения граждан в Российской Федерации, а также Пенсионного фонда Российской Федерации и перспектив его развития в условиях реформирования пенсионной системы.
Для достижения данной цели выпускной квалификационной работы, необходимо решение следующих задач, которые заключаются в исследовании (анализе):
- пенсионного обеспечения, его видов;
- Пенсионного фонда РФ, его задач и функций;
- доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда РФ;
- организации пенсионного обеспечения граждан в Республике Татарстан;
- формирования доходов бюджета Пенсионного фонда РФ на территории Республики Татарстан;
- расходов бюджета Пенсионного фонда РФ на территории РТ.
Объектом исследования является Пенсионный фонд России, а предметом
исследования - деятельность Пенсионного фонда РФ по пенсионному обеспечению граждан.
Выпускной квалификационной работа написана по материалам ГУ- Отделения Пенсионного фонда России по Республике Татарстан.
В ходе работы были использованы следующие методы исследования:
а) методы эмпирического уровня, а именно сравнение, которое заключалось в сравнении различных показателей бюджета ПФР;
б) методы экспериментально-теоретического уровня, а именно анализ;
в) исторический метод экспериментально - теоретического уровня, который заключался в изучении истории становления Пенсионного фонда Российской Федерации;
г) методы теоретического уровня, а именно изучение, которое основывалось на поиске, анализе и освоении материала, произведении логического исследования собранных фактов, выработке понятия и суждения, создании умозаключения и теоретического обобщения.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Пенсионное обеспечение - основной вид социального обеспечения, к которому относятся: пенсии, пособия, социально-обеспечительные
компенсации, льготы, социальные и медицинские услуги, предметы первой необходимости. Социальным обеспечением называется организованная государством форма помощи для утвержденного круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.
Пенсии являются одним из первых видов денежного обеспечения граждан в истории. Нечто похожее на пенсионное обеспечение прослеживается ещё в Древней Руси. Так называемое пенсионное обеспечение затрагивало воинов, которые не имели возможности служить дальше из-за полученных травм или старости. В XVII веке царь Алексей Михайлович Романов впервые ввёл денежные выплаты для отставных воинов, которые назывались «лечебными» выплатами. Позже так называемое пенсионное обеспечение было предоставлено морякам в виде бесплатного проживания и пропитания в госпитале до конца жизни. Вдовам и сиротам погибших моряков тоже выплачивалась пенсия, то есть существующая в настоящее время пенсия «по потери кормильца».
В настоящее время в Российской Федерации действуют три вида пенсионного обеспечения:
а) пенсионное обеспечение, гарантируемое государством;
б) пенсии из профессиональных или корпоративных пенсионных систем;
в) дополнительное пенсионное обеспечение за счет собственных средств граждан.
Пенсии, выплата которых гарантируется государством, могут выплачиваться напрямую из федерального бюджета, либо на основе механизма пенсионного страхования.
Обязательное пенсионное страхование это система мер, созданная государством, чтобы обеспечить работающим гражданам частичную компенсацию утраченного заработка после выхода на пенсию. Пенсия в системе обязательного пенсионного страхования является своего рода отложенной частью заработка, которая выплачивается при наступлении страхового случая, например, при достижении пенсионного возраста или установления инвалидности. Страховая пенсия является основным видом пенсии в России, по состоянию на 2018 год её получают 39,5 млн. человек, когда общее число пенсионеров составляет 46,07 млн. человек.
Страховая пенсия назначается гражданам, которые выполняют следующие условия, а именно: достижение пенсионного возраста или достижений условий для назначения досрочной пенсии, наличие минимального страхового стажа, наличие минимальной суммы индивидуальных пенсионных баллов. Помимо страховой пенсии гражданам гарантированно выплачивается, установленная законом в твердом размере, фиксированная выплата.
Пенсии по государственному пенсионному обеспечению выплачиваются за счет средств федерального бюджета, они могут быть различных видов в зависимости от категории граждан, которым они назначаются.
Наряду с государственной системой обязательного пенсионного страхования в России существует негосударственное пенсионное страхование, в рамках которого у россиян есть возможность формировать дополнительную пенсию. Негосударственное пенсионное обеспечение - дополнительные пенсии, выплачиваемые в рамках договоров с негосударственными пенсионными фондами, финансируемые за счёт взносов работодателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования. Если отчисления на добровольную пенсию делает работодатель, то такая пенсия называется корпоративной.
Ежегодно количество негосударственных пенсионных фондов снижается, с 2014 года по 2018 год их количество снизилось со 120 до 58, то есть на 62 единицы. Несмотря на данный факт, количество застрахованных лиц стремительно увеличивается. Количество застрахованных лиц в системе негосударственного пенсионного обеспечения в 2014 году составляло 22,1 млн. чел., а в 2017 году уже 37,1. Таким образом, количество застрахованных лиц увеличилось на 15 млн. чел. Это является показателем эффективности негосударственной пенсионной системы, а также свидетельствует о высокой степени доверия граждан и их желании обеспечить себе достойное будущее. При этом, увеличение застрахованных лиц также может указывать на пробелы в системе государственного пенсионного обеспечения в части низких государственных пенсий, которые не способны поддержать достойный уровень жизни пенсионеров. Главным положительным моментом негосударственного пенсионного обеспечения является возможность формирования дополнительной пенсии, находясь при этом в трудоспособном возрасте. А при выходе на пенсию, данные средства могут стать существенным источником дохода, гарантирующим достойное проживание.
Пенсионный фонд Российской Федерации - один из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России, являющаяся гарантом реализации конституционного права граждан России на государственную пенсию. Целью Пенсионного фонда Российской Федерации является достойное пенсионное обеспечение граждан.
В ходе целого комплекса радикальных реформ пенсионного и социального обеспечения, осуществленных в России с начала 1990-х годов по настоящее время, функции Пенсионного фонда значительно расширились. Помимо выплаты трудовых (страховых) и социальных пенсий, Пенсионный фонд России осуществляет ряд социально значимых функций.
По состоянию на 2019 год, численность пенсионеров составляет 46,5 млн. чел., что выше на 2,7 млн. чел., по сравнению с 2015 годом, из них пенсии по старости получают 36,7 млн. чел., что также выше на 2,3 млн. чел. по сравнению с 2015 годом.
Ещё одним социально значимым показателем является количество выданных сертификатов на материнский (семейный) капитал, в 2017 году было выдано 8,3 млн. сертификатов, из которых 4,9 млн. семей полностью распорядились средствами материнского (семейного) капитала.
Пенсионный фонд включает в себя как централизованный фонд, так и его региональные и местные отделения.
Бюджет ПФР представляет собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов, аккумулируемых в единый фонд и расходуемых из него на цели, определенные при учреждении фонда. В связи с чем, структура бюджета Пенсионного фонда РФ, как фонда финансовых средств, включает в себя доходную и расходную части. При анализе доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, важно отметить то, что бюджет ПФР является дефицитным. По состоянию на 2017 год расходы бюджета ПФР превысили доходы на 59,4 млрд. руб. Наиболее остро дефицит проявился в 2015 году, составляя 543,7 млрд. руб.
Наибольший объем в общей структуре доходов Пенсионного фонда РФ занимают страховые взносы. В 2017 году общий объем доходов бюджета ПФР был равен 8260,1 млрд. руб., а общий объем страховых взносов - 4481,9 млрд. руб., что составляет 54,3% от общего объема доходов. Одной из причин увеличения объема страховых взносов, является рост числа работающих граждан или снижение уровня безработицы. Помимо собственных доходов были получены средства из федерального бюджета, в 2017 году бюджету ПФР было предоставлено 3677,1 млрд. руб., что составляет 44,5% от общего объема доходов бюджета ПФР.
Расходы на выплату страховых пенсий занимают первое место в общей структуре расходов бюджета ПФР. Таким образом, расходы на выплату страховых пенсий составляют 76,7% от общих расходов бюджета ПФР в 2017 году. Таким образом, общий объем расходов бюджета ПФР составил 8319,5 млрд. руб., а на выплату страховых пенсий пришлось 6378 млрд. руб.
Пенсионное обеспечение и социальные выплаты в Республике Татарстан осуществляется Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по РТ.
Численность пенсионеров в Республике Татарстан, состоящих на учете в органах ПФР, с 2015 года по 2019 год увеличилась с 1091,5 тыс. чел. до 1152,3 тыс. чел., то есть численность пенсионеров увеличилась на 60,8 тыс. чел.
Параллельно численности населения, возрастает и численность пенсионеров в Республике Татарстан в целом. По состоянию на 2019 год, численность получателей пенсий составляет 29,5% от общей численности населения РТ.
В РТ, как и в других регионах Российской Федерации, многие граждане после выхода на пенсию продолжают работать. Численность работающих пенсионеров ежегодно сокращается, это может быть связано с повышением пенсионного возраста, что способствует увеличению количества нетрудоспособных пенсионеров. Одной из причин «работающих пенсионеров» является их желание сохранить привычный образ жизни, другой причиной - необходимость дополнительного заработка из-за нехватки пенсионных средств.
Средний размер пенсии в 2019 году, превышает прожиточный минимум пенсионера в 1,9 раз, но, учитывая тот факт, что средний показатель, как правило, является субъективным, можно сделать вывод о том, что основной причиной 248,3 тыс. работающих пенсионеров в 2019 году, является нехватка денежных средств.
В правовом поле РФ граждане разделены на две большие группы: на трудоспособных и тех, кто не в состоянии себя обеспечивать, пенсия в РТ предоставляется в рамках федерального законодательства, а региональным властям дано право введения дополнительных мер поддержки социально незащищенных граждан и нетрудоспособных. В РТ существуют свои особенности поддержки пенсионеров. Так, определенной группе населения предусмотрены разнообразные преференции, которые предоставляются только постоянным жителям Татарстана и при переезде отменяются.
В 2018 году расходы бюджета ПФР на территории Республики Татарстан в целом составили 205,78 млрд. руб. Наибольшую долю в структуре расходов составляют выплаты пенсий и пособий, так, в 2018 году данные расходы составили 193,7 млрд. руб., составляя 94,1% от общей доли расходов бюджета ПФР на территории РТ. Плановый показатель расходов бюджета ПФР на территории РТ на 2019 год, составляет 204,1 млрд. руб., что выше расходов бюджета в 2017 году на 2,6 млрд. руб.
Начиная с 2016 года, Пенсионный Фонд РФ начал сталкиваться с проблемами, связанными с увеличением доли пенсионеров в общей численности работающих граждан (более быстрого, чем рост автоматизации и производительности труда), из-за чего возник дефицит Пенсионного фонда России. Так, в 2015 году доля пенсионеров составляла 29,9% от общей численности работающего населения, а в 2018 году, доля пенсионеров уже составляла 31,6% от общей численности работающих граждан.
Реформирование пенсионной системы было связано с тем, что дальнейшее дотирование Пенсионного фонда Российской Федерации из средств федерального бюджета привело бы к ситуации, когда «запаса» хватило бы на 7-10 лет. Чтобы не подходить к последней черте и превентивно принять меры, необходимо было снизить нагрузку на ПФР, чему и служит проводимая «пенсионная реформа». Повышение пенсионного возраста позволит перенаправить высвобождающиеся средства ПФР на увеличение пенсий, за счёт которых намечено осуществление более высокой, нежели до реформы, индексации пенсий не работающим лицам, уже вышедшим на пенсию.
Для усиления государственных гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение и создания предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы намечены пути ее реформирования. Реформирование пенсионной системы запланировано на 2019-2028 годы, на данном этапе намечен постепенный подъём пенсионного возраста от 55 до 60 лет для женщин и от 60 до 65 для мужчин.
Необходимость совершенствования пенсионной системы продиктована негативной демографической ситуацией, повлекшей неэквивалентность пенсионных прав граждан. В этой связи был принят ряд федеральных законов, которыми, в частности, увеличивается пенсионный возраст для женщин - 60 лет, для мужчин - 65 лет, меняется порядок назначения пенсий и индексации ее размеров, вводятся дополнительные гарантии социальной поддержки для граждан предпенсионного возраста, вводится уголовная ответственность за отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста.
Для решения существующих проблем и усовершенствования пенсионной системы РФ, было выдвинуто предложение о реорганизации Пенсионного фонда Российской Федерации в публично-правовую компанию. Новый правовой статус позволил бы ПФР стать менее зависимым от бюджетной системы Российской Федерации, так как публично-правовые компании могут выполнять более широкий спектр задач, чем государственные корпорации или государственные компании, которым, как правило, присуще ненадлежащее правовое регулирование деятельности. К данным задачам относятся: приобретение активов, открытие банковских счетов и заключение договоров банковского счета или вклада, создание коммерческих и некоммерческих организаций, формирование своего резервного фонда. Таким образом, Пенсионный фонд России получил бы возможность наращивать резервы, размещая их в активы компаний для получения дополнительной прибыли, так как преимуществом публично-правовой компании является право инвестировать свободные деньги на принципах возвратности и ликвидности.
Очевидно, данная реорганизация не может нести только положительные результаты. К негативному результату такого преобразования относится то, что Пенсионный фонд Российской Федерации будет частично выведен из-под контроля Правительства Российской Федерации. Еще одним достаточно спорным моментом является процесс смены руководства, так как в рамках реорганизации ПФР изменению будет подлежать и управляющий орган фонда.
После преобразований в управляющий орган фонда также должны будут входить не только представители государства, но и представители профсоюзов и работодателей, что, возможно, приведет к негативным последствиям, так как данное положение будет непосредственно влиять на принятие важных решений в развитии и функционировании фонда.
В настоящее время вопрос реорганизация Пенсионного фонда РФ в публично-правовую компанию стал второстепенным в связи с проводимой реформой пенсионной системы. Конечно, данная реорганизация требует более детального анализа со стороны государства, так как необходимо тщательно взвесить все минусы и плюсы.
Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О страховых пенсиях».
2. Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ (ред. От 23.05.2016) «О накопительной пенсии».
3. Федеральный закон от 24.07.2002 N 111 -ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 30.04.2008 N 56-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
5. Федеральный закон от 30.11.2011 N 360-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений».
6. Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О негосударственных пенсионных фондах».
7. Указ Президента Российской Федерации от 26.02.2013 №175 (ред. от 31.12.2014).
Книги, монографии
8. Орлов С.Н., Шеметов А.П. Пенсионное обеспечение в Российской
Федерации. - Курган: Издательство Курганского государственного
университета, 2013. - 184 с.
9. Буянова М.О., Карпенко О.И., Чирков С.А. Пенсионное обеспечение. М.: Юрайт, 2018. - 321 с.
10. Лещукова И.В. Доходы Пенсионного фонда России / А.П. Архипов. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 287 с.
11. Барщевский, М.Ю. Все о пенсиях и льготах / М.Ю. Барщевский. - М.: АСТ, Астрель, АСТ Москва, ВКТ, 2016. - 192 с.
12. Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. - М.: Феникс, 2016. - 352 с.
Печатная периодика
13. Юрина Е.А. О некоторых мерах социальной поддержки населения // Социально экономические явления и процессы.- 2015.- Т.10, № 1. - С. 8.
14. Роик В.Д. От «бесплатной» - к страховой пенсионной системе // Эко.-
2013. - № 5.- С. 166.
15. Седова М.Л. Совершенствование управления негосударственными пенсионными фондами в условиях акционирования // Финансовая аналитика: проблемы и решения.- 2014. - № 44. - С.43.
16. Соловьев А.К. Пенсионный возраст как инструмент пенсионного обеспечения // Финансы. - 2016. - № 8. - С. 57.
17. Соловьев А.К. Реформа пенсионной системы Российской Федерации: проблемы решенные и нерешенные // Налоги и финансы. - 2014. - № 2. - С. 20.
Электронные ресурсы
18. История пенсионного обеспечения в России [Электронный ресурс] / Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации. - Режим доступа: https://school.pfrf.ru/history.html.
19. Все для будущей пенсии для учебы и жизни [Электронный ресурс] / Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации. - Режим достvпа:http://www■pfrf■щ/files/id/press center/pr/uchebnik/SchoolBook 2018 1.p df.
20. Старшее поколение [Электронный ресурс] / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/population/gen eration/.
21. Пенсионное обеспечение [Электронный ресурс] / Файловый архив
студентов StudFiles. - Режим доступа:
https://studfiles.net/preview/2848467/page:3/.
22. Пенсионная система России [Электронный ресурс] / Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации. - Режим доступа: http://school.pfrf.ru/pensionnaya-sistema.html.
23. Что нужно знать о пенсионных накоплениях [Электронный ресурс] / Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.pfrf.ru/grazdanam/pensions/pens nak/chto nuzh pens nak/.
24. Совокупная доходность крупнейших НПФ в 2018 году [Электронный ресурс] / смарт-версия газеты Ведомости. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/finance/news/2019/04/01 /797881 -dohodnost-npf.
25. История ПФР [Электронный ресурс] / Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации. - Режим доступа:
http://www.pfrf.ru/about/isp dir/history/.
26. Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) [Электронный ресурс] / сайт КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 203/3bd70d6326258e2057e18b 02a4a8d1da945453fc/.
27. Открытые данные [Электронный ресурс] / Официальный сайт
Пенсионного фонда Российской Федерации. - Режим доступа:
http://www.pfrf.ru/opendata/.
28. О Пенсионном фонде Российской Федерации [Электронный ресурс] / Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации. - Режим доступа: http://school.pfrf.ru/o-pensionnom-fonde.html.
29. Об исполнительной дирекции [Электронный ресурс] / Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.pfrf.ru/about/isp dir/.
30. Бюджет ПФР: расходы и доходы [Электронный ресурс] /
Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации. - Режим доступа: http ://www.pfrf.ru/opendata~7706016118-budget.
31. Трудовые ресурсы [Электронный ресурс] / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/wages/labour f orce/.
32. История Пенсионного фонда [Электронный ресурс] / Официальный сайт ГУ-Отделения Пенсионного фонда по Республике Татарстан. - Режим доступа: http://pfr.tatarstan.ru/rus/istoriya-pensionnogo-fonda.htm.
33. Отделение ПФР по Республике Татарстан [Электронный ресурс] / Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.pfrf.ru/branches/tatarstan/about.
34. Услуги ГУ-Отделения Пенсионного фонда по Республике Татарстан [Электронный ресурс] / Официальный Портал государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан. - Режим доступа: https://uslugi.tatar.ru/service/rubric/2049?is parent=Y&applicantCategory=0.
35. Оперативная информация Отделения ПФР по РТ [Электронный ресурс] / Официальный сайт ГУ-Отделения Пенсионного фонда по Республике Татарстан. - Режим доступа: http://pfr.tatarstan.ru/rus/about.htm.
36. Социальная защита жителей Казани и Республики Татарстан [Электронный ресурс] / Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.pfrf.ru/grazdanam/pensionres/.
37. Заключение на отчет об исполнении бюджета РТ за 2017-2018 гг. [Электронный ресурс] / Официальный сайт финансов РТ. - Режим доступа: http://minfin.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub 1406090.pdf.
38. Статистика пенсионного обеспечения РТ [Электронный ресурс] / Официальный сайт ГУ-Отделения Пенсионного фонда по Республике
Татарстан. - Режим доступа: http://pension.sprrt.ru/ spetsialistam/statistika-
pensionnogo-obespecheniya-rt/.
39. Что нужно знать об изменениях в пенсионной системе [Электронный ресурс] / Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.pfrf.ru/zakon.
40. Новости ПФР [Электронный ресурс] / Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.pfrf.ru/press center/~2019/04/18/180303.