Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ

Работа №48459

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
442
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретико-методические основы использование ИКТ как средства развития познавательного интереса у детей 6
1.1 Понятие «информационно-коммуникативные технологии» 6
1.2 Психолого-педагогические основы процесса формирования
познавательного интереса младших школьников 11
1.3 Информационно-коммуникативные технологии как средство развития
познавательного интереса у детей 18
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательного
интереса у детей с использованием ИКТ 25
2.1 Диагностика уровня развития познавательного интереса у детей 25
2.2 Работа над формированием познавательного интереса у детей на уроках с
использованием ИКТ 32
2.3 Анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной
работы 45
Заключение 51
Список литературы 53
Приложения 57

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) берет за свою основу создание обучающей среды, которая мотивирует младших школьников без помощи других добывать, обрабатывать полученные данные, обмениваться ими. Разрешение данных вопросов вызвало надобность внедрения современных педагогических подходов и технологий в нынешней общеобразовательной школе. Приобретение теоретических познаний длительное время числилось центральной задачей образования, а в текущее время оно изучается как средство для решения задач, которые связаны с развитием личности, её социальной адаптацией, приобщением к ценностям культуры. Основой ФГОС НОО является системно-деятельностный подход к образованию.
Проблема исследования состоит в том, что современная система образования ориентирована на формирование высокообразованной, умственно развитой личности с целостным представлением картины мира. Чтобы реализовать требования к младшим школьникам, нужно найти наиболее действенные средства формирования познавательных интересов для обучающихся начальных классов.
Подобным образом, актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная исследованность и огромная практическая значимость определили тему исследования: «Информационно-коммуникационные
технологии, как средство развития познавательного интереса у детей».
Цель: изучить формирование познавательных интересов младших школьников на уроках русского языка, с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Объект: познавательный интерес учеников младших классов.
Предмет: формирование познавательного интереса у учеников
начальных классов на уроках, с использованием информационнокоммуникационных технологий.
Г ипотеза: формирование познавательного интереса ученика младшего класса с использованием ИКТ будет проходить более успешно, если педагог использует:
- программу презентаций PowerPoint для визуализации знаний;
- специальные программы, предназначенные для контроля знаний, тестирования с оцениванием;
- интерактивный тренажер «Г рамотей» и развивающие программы для самостоятельной работы учеников.
В процессе исследования нового материала вместо обыкновенной доски употреблялся электронный экран и презентационный материал, как система ярких и опорных образов, которые расположены в алгоритмическом порядке. Внедрение этой технологии удобно тем, что сберегает время преподавателя (не надо записывать необходимые данные на доске), позволяет акцентировать внимание на главном (определения, термины), помогает учащимся, у которых развита зрительная память.
На пути к достижению цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать понятие «информационно-коммуникативные технологии»;
- исследовать психолого-педагогические основы процесса формирования познавательного интереса у учеников младших классов;
- изучить информационно-коммуникативные технологии, как средство развития познавательного интереса у детей;
- организовать опытно-экспериментальную работу по развитию познавательного интереса у детей с использованием ИКТ.
Методологической основой исследования стали:
- труды Л.Н. Вахрушевой, Н.Г. Пелевиной, Е.В. Колосовой, Г.И. Щукиной в области развития познавательного интереса младших школьников;
- работы по методологии и практике информационных технологий ( Н.П. Петрова, С.И. Тамбиева, Г.М. Киселева, Н.Г. Капустина, И.Г. Захарова, Е.В. Ефимов, Х. Я. Денилханова, П.Р. Мурадова, С.Г. Григорьев, А.И. Анискина).
Используемые методы исследования:
- на теоретическом уровне: метод анализа, синтеза, обобщения, конкретизации;
- на эмпирическом уровне: эксперимент (констатирующий,
формирующий, контрольный).
Теоретическая значимость работы заключается в определении основ формирования познавательных интересов у учащихся младших классов с использованием информационно-коммуникативных технологий.
Практическая значимость работы заключается в том, что данная выпускная квалификационная работа представляет интерес для учителей начальных классов и студентов, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах», по направлению 44.03.01 Педагогическое образование профиль «Начальное образование».
Основой для изучения стало - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» № 24 города Альметьевск.
Структура и объём работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Одним из ключевых характеристик развития личности считается познавательная заинтересованность, от уровня знаний которого и зависит эффективность процесса преподавания. Имеются разнообразные способы развития данного интереса на уроках у детей в начальной школе. Например игра, иллюстрация, демонстрирование. Сильный познавательный интерес порождает формирование ситуаций включения учащихся в творческую деятельность.
Далее было рассмотрено само значение информационно-коммуникационные технологии. Как уже было сказано выше, при помощи данных современных информационных технологий мы можем намного облегчить и привнести новшества в учебную деятельность. Ведь мы можем использовать блага информационно-коммуникационных технологий в любом удобном месте и в любое удобное для нас время. Ценность эффективного применения информационных технологий состоит в повышении уровня познавательного интереса учащихся.
Во второй главе представлена организация экспериментального изучения формирования познавательного интереса младших школьников.
Целью экспериментального исследования является изучение степени формирования познавательного интереса у учеников начальной школы на уроках русского языка.
Базой для проведения экспериментального изучения уровня сформированности познавательного интереса стал 4 «Б» класс
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» № 24 города Альметьевск. В исследовании принимали участие 26 человек. Диагностические методики подобраны в соответствии с ФГОС, включали в себя 3 задания.
Была проведена диагностики сформированности познавательного интереса у младших школьников, в ходе которой было выявлено, что на этапе установления у 10 учащихся (38,46%) высокий степень формирования познавательного интереса. Средний и низкий степень познавательного интереса на уроках русского языка, обнаружены у 9 учеников (по 30,77%).
Согласно данным результатам, полученным в ходе проведенной работы, нами был спроектирован формирующий этап эксперимента по развитию познавательного интереса учеников начальных классов с применением информационно-коммуникационных технологий.
Работа по проектированию проводилась нами с учетом календарнотематического плана по русскому языку для 4 класса (ноябрь - декабрь 2018 года, образовательная программа «Система развивающего обучения Л.В. Занкова», автор учебника - Н.В. Нечаева).
В ходе формирующего этапа были использованы электронные ресурсы учебного назначения: презентации к урокам, логические игры, тестовые задания, интерактивный тренажер «Грамотей», демонстрационно - энциклопедические программы, ресурсы Интернет. Информационные технологии использовались на всех этапах урока.
Была проведена контрольная диагностика. По результатам диагностики уровней сформированности познавательного интереса высокий уровень увеличился до 53,85%, средний уровень остался на том же уровне - 30,77%, а низкий уровень уменьшился с 30,77% до 15,38%.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, была доказана.


1. Аксенова, Л. Н. Педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов вузов / Л. Н. Аксенова. - М.: «Профессиональное обучение», 2016.
- 175 с.
2. Анискина А. И. Применение ИКТ на уроках в школе // Новые технологии в образовании. - 2017. - №2. - С. 111-114.
3. Артюхова, И. С. Первоначальное обучение и воспитание / И. С. Артюхова. - М.: ЭКСМО, 2018. - 672 с.
4. Афанасенко, Л. Д. Проблема познавательного интереса у младших школьников // Начальная школа, 2016. -N3. - С. 15-18.
5. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе: учебное пособие / Ю. К. Бабанский. - М.: Просвещение, 2017. - 401 с.
6. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения: учебник / В. П. Беспалько. - М.: Юнити-Дана, 2016. - 256 с.
7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович.-М., 2017. - 464 с.
8. Бреслав, Г. М. Основы психологического исследования: учебное пособие / Г.М. Бреслав. - М.: Смысл Академия, 2018. - 496 с.
9. Вахрушева Л. Н. Проблема интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности в начальной школе //Начальная школа. - 2016.
- №. 4. - С. 63-68.
10. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: АСТ, 2017. - 640 с
11. Гальперин П. Я. Опыт изучения формирования умственных действий //Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2017. - №. 4. - С.47-51.
12. Гальскова Н. Д., Бартош Д. К., Харламова М. В. Электронные технологии в системе обучения иностранным языкам: теория и практика -
М.: Московский государственный педагогический университет, 2017. - 220 с.
13. Гилева, Д. К. Вопросы развития познавательных интересов учащихся в процессе обучения / Под ред. Д.К. Гилева. - Свердловск: Свердловский гос. пед. ин-т, 2018. - 142 с.
14. Гончаров, Д. К. Информационные технологии в образовании [Текст]/Д.К Гончаров. - М.: Педагогика, 2017. - 203 с.
15. Григорьев С. Г. Информатизация образования. Фундаментальные основы - М.: [Б. и.], 2016. - 231 с.
16. Денилханова Х. Я., Мурадова П. Р. Цели внедрения средств ИКТ в образование // Новая наука: от идеи к результату. - 2016. - №2. - С. 104-107.
17. Ефимов Е. В. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников / Е. В. Ефимов // Начальная школа,2018. -N2. - С. 38-40
18. Запорожец А. В. Избранные психологические труды / А. В. Запорожец. - М.: Просвещение, 2017. -350 с.
19. Захарова И. Г. Информационно-образовательная среда и психологопедагогические исследования //Информатизация образования: теория и практика. - 2017. - С. 35-39.
20. Ильин, Е. П. Педагогика. Курс лекций / Е. П. Ильин. - М.: Просвещение, 2018. - 560 с.
21. Капустина Н. Г. Познавательные интересы младших школьников / Н. Г. Капустина // Начальная школа плюс До и После, 2015. -N2. -С. 3-7.
22. Киселёв Г. М. Информационные технологии в педагогическом образовании - М.: Дашков и К’, 2016. - 304 с.
23. Колосова Е. В. Активизация познавательной деятельности младших школьников при изучении орфографии //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2017. - №. 7-2. - С. 160-163.
24. Кроль, В. М. Педагогика: Учебное пособие / Кроль В. М., - 2-е изд., испр. и доп. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 303 с.
25. Кудряшева, Л. А. Педагогика и психология/ Кудряшева Л. А. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 160 с.
26. Ларина, А. Б. Педагогика. Учебник для вузов / А.Б. Ларина. - СПб.: Издательство «Питер»,2016. - 304 с.
27. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 2017. - 186 с.
28. Липкина, А. И., Захарова, А. В. Избранные психологические труды: В 2-х томах [Текст] / А. И. Липкина, А. В, Захарова. - М. : Педагогика, 2017. - 468 с.
29. Лихачев, Б. Т. Педагогика: Курс лекций/ Учеб. пособие для студентов педагог. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-М, 2017. - 607 с.
30. Маловичко, Д. А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2017. - №5. - С.43-47.
31. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе // М.: Знание, 2017. - 504 с.
32. Немов, Р. С. Педагогика: учебник для вузов / Р.С. Немов. - СПб.: Издательство «Питер», 2018. - 304 с.
33. Пелевина Н. Г. Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях модернизации образования // Вестник научных конференций. -2017. - N12-4 (16) - С.40-43
34. Петрова Н. П., Тамбиева С. И. Интеграция ИКТ в учебный процесс вуза - Ростов н/Д.: ЮЖНИЦ, 2016. - 168 с.
35. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] / Ж. Пиаже. - М. : Римис, 2016. - 416 с.
36. Подходова, Н. С. Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий [Текст] / Н.С. Подходова, Е.Ф. Фефилова // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. - 2017. - №4. - С.52-56.
37. Попова, В. И. Педагогика : учебник / В.Г. Рындак, А.М. Аллагулов, Т.В. Челпаченко; под общ. ред. В.Г. Рындак. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 427 с.
38. Раицкая Л. К. Дидактические и психологические основы применения технологий Веб 2.0. в высшем профессиональном образовании - М.: МГОУ, 2018. - 173 с
39. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2018. - 713 с.
40. Серебрякова, Е. Л. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Е. Л. Серебрякова. - М.: Просвещение, 2017. - 192 с.
41. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А ... - М.: Академия, 2017. - 576 с.
42. Трофимова, Н. М. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания: учебное пособие / Н. М. Трофимова .- М.: Академия, 2016. - 401 с.
43. Ушинский К. Д. Педагогика. Избранные работы //М.: Юрайт, 2016. - 160 с.
44. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 2016. - 396 с.
45. Эльконин, Д. Б. Мышление младшего школьника / Д. Б. Эльконин // Очерки психологии детей / Л. И. Божович, Н. А. Леонтьев, Н. Г. Морозова, Д. Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 2018. - 241 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ