Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка системы менеджмента качества образования в институте экранных искусств

Работа №48456

Тип работы

Прочее

Предмет

менеджмент

Объем работы53
Год сдачи2011
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
371
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Раздел 1 Тенденции развития образования и его закономерности 9
Раздел 2 Система факторов, влияющих на формирование
качества образования в современных условиях 12

Раздел 3 Менеджмент качества образования
3.1 Концепция системы управления качеством образования 12
3.2 Системы менеджмента качества образования 18
3.3 Разработка системы менеджмента качества образования в ИЭИ 34
Раздел 4 Мониторинг, измерение и улучшение качества образования
4.1 Мониторинг качества образования 40
4.2 Мониторинг и измерение качества образования в ИЭИ 23

Заключение 52
Выводы 52
Список использованных источников 53



Споры о судьбах российской высшей школы становятся все острее. Введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ), а также государственных именных финансовых обязательств (ГИФО) продолжают ужесточать активные дискуссии. При этом в ожесточенных спорах часто доминируют мифы. Например, миф о том, что российское образование лучшее в мире. Такое мнение обосновывается положениями о том, что Россия снабжает высокоинтеллектуальными кадрами весь мир, а масштабы утечки умов достигли угрожающих размеров, считается что вывоз «человеческого капитала» за рубеж достигает многих миллиардов долларов и приносит стране колоссальные убытки. В качестве другого примера используется миф о том, что российское образование бесплатно, но в результате реформ его пытаются сделать платным и в силу этого погубить, образование на основе полного возмещения затрат сделает невозможным поступление в вузы талантливых детей из малообеспеченных семей. Однако, отчасти считаясь с подобными мнениями, в противовес им следует привести ряд отличительных признаков, указывающих на системный кризис образования в России, например таких:
1. Большой процент выпускников вузов не работает по специальности.
Исследование, проведенное независимым рейтинговым агентством в сфере образования «РейтОР» [3] в наиболее прикладных отраслях и направлениях вузовской подготовки обнаружило, что 72,5 процента молодых людей приступают к поиску работы, получив диплом. Опрос более 1600 респондентов из числа выпускников вузов в различных регионах России показало, что только 23 процента опрошенных точно будут работать по специальности.
2. Творчески мыслящие выпускники с наиболее высоким уровнем подготовки по специальности не продолжают обучения, не развивают отечественную науку и не работают в наукоемких отраслях. Несмотря на значительный рост численности аспирантуры (за последние десять лет количество аспирантов в государственных вузах и организациях увеличилось в 2,5 раза), эффективность института аспирантуры как источника кадрового пополнения научно-педагогических школ и наукоемких отраслей экономики существенно снизилась [4].
3. Российские дипломы об образовании, как правило, не признаются в развитых странах. Даже беглый взгляд на приведенные проблемы позволяет сделать вывод о том, что образование занимает дуальную позицию в обществе: с одной стороны – отражает уровень социально-экономического развития общества, с другой стороны, формирует основу социального, научного и, как следствие, экономического развития общества, его подъемов и кризисов [5].
Возможность успешного преодоления кризиса в образовании во многом определяется уровнем образованности и культуры общества, поскольку все более важным конкурентным преимуществом становятся знания [6]. Они же, как показывает исторический опыт, представляют собой важнейший антикризисный инструмент. Следует отметить, что простым увеличением бюджетного финансирования высшего образования положения в системе не поправить, нужны внятные и быстрые реформы, которые позволили бы российской высшей школе определить свою роль и реализовать задачу обеспечения устойчивого эффективного роста всей страны. Бюджетные средства необходимы, но их не достаточно для преодоления давнего и глубокого кризиса.
В России после непродолжительного спада начала 1990-х наблюдается ярко выраженный рост востребованности высшего образования. За 5 лет с 1998 по 2002 год контингенты вузов почти удвоились, а прием абитуриентов за этот период вырос в 1,5 раза [7]. Рост числа вузов и числа студентов в государственных вузах происходил в основном за счет расширения платного обучения, тогда как число бесплатных, бюджетных мест почти не менялось.
По исследованиям А.Левинсона (Левада-центр) 8,89% респондентов в возрасте 15-35 лет считают, что высшее образование иметь необходимо. Его получение рассматривается обществом как социальная норма. Более того, идет активное становление новой социальной нормы, согласно которой для успешной карьеры надо получить два высших образования. Так считает 20% респондентов, причем в крупных городах их уже 25%, а в семьях специалистов – 28%.
Изменение социально-экономических внешних условий системы высшего образования ведет к его трансформации, в настоящее время в российском высшем образовании можно выделить три подсистемы. Это массовое, профессиональное и престижное высшее образование.
Массовое высшее образование компенсирует многие недостатки современной общеобразовательной школы. Этот вид образования становится в той или иной форме (очное, заочное, вечернее) доступным каждому, кто окончил среднюю школу, и в этом смысле всеобщим. Поскольку Россия перешла к всеобщему общему высшему образованию вынужденно, то многие склонны рассматривать это как резкое падение качества профессионального образования, а не как переход к иному типу высшего образования. Но в современной экономике с быстрой сменой типов деятельности для профессионального образования нужен фундамент – общекультурный, коммуникативный. Он должен создать мотив для получения высшего профессионального образования, научить искать информацию, научить учиться, сделать студента адаптивным, гибким, способным быстро меняться, когда изменяются потребности рынка труда. И здесь возникает потребность именно в общем высшем образовании. Это совсем другой подход к образованию: не научить один раз на всю жизнь, но научить учиться всю жизнь. К восприятию этой новой образовательной задачи еще не совсем готово общество и сама высшая школа. Таким образом, большая часть высшего образования в России все отчетливее приобретает черты общего высшего образования. Оно становится необходимым этапом социализации молодежи. И эти процессы требуют соответствующего оформления, чтобы не возникало представлений о переизбытке высшего образования, о его низком качестве.
В то же время примерно 20-25% от общего числа студентов получают и профессиональное образование достаточно высокого качества. Оно востребовано и поддерживает в обществе в принципе устаревшие представления об эффективности ранее действовавшей модели высшего образования и одновременно о непродуктивности более 60% нынешней системы. В России то образование, которое можно условно выделить как «профессиональное», все больше дополняется программами повышения квалификации, которые повышают его востребованность и конкурентоспособность (например, специалисты по ИТ проходят специализированные курсы компании Microsoft, еще учась в вузе или по его окончании, и т.п.). Важным моментом здесь является тот факт, что востребованность рынком труда лиц, получивших данное образование, осуществляется по полученной в вузе специальности и позволяет достаточно быстро занимать хорошие позиции в отечественных предприятиях и организациях или получать работу за рубежом.
И, наконец, 5-10 процентам студентов дается престижное образование, получение которого даже при не очень высоком качестве позволяет занять высокооплачиваемые рабочие места, а затем претендовать на дорогое профессиональное образование (МВА, Ph.D.). Таким образом, престижное образование в настоящее время – это своеобразный пропуск к престижным рабочим местам, позволяющим затем за собственный счет или за счет работодателя получить высокую профессиональную квалификацию.
Сегодняшнее высшее образование становится другим и его нельзя мерить прежними мерками – это образование выполняет совершенно иную социальную роль. А на базе всеобщего общего высшего образования идет становление нового профессионального непрерывного образования. Такое разделение отвечает и потребностям нового рынка труда, когда большая часть занятых в экономике будут заняты в сфере услуг. В этой сфере к труду предъявляются совершенно другие требования по сравнению с трудом в индустриальной системе. Здесь на первый план выходят навыки общения, общая культура и культура труда, управленческие и организационные компетенции. Соответственно для этого рынка труда надо учить по-другому и другому.
Рассматривая проблемы высшего образования в России, следует заметить, что постоянно возрастает число студентов, обучающихся в высших учебных заведениях почти во всем мире. Например, в настоящее время в вузах Китая обучаются свыше 20 млн человек. По этому показателю Китай занимает первое место в мире. При этом остро выступают противоречия, связанные с недостатком преподавательских кадров и материальных ресурсов в области высшего образования, что отрицательно сказывается на качестве обучения. Министерство просвещения Китая стало уделять больше внимания повышению качества обучения в вузах при дальнейшем увеличении приема обучающихся.
При переходе высшего образования к массовому снижение его качества становится закономерностью наблюдаемой не только в России, но и в других странах.
Сегодня все большее число работников сферы образования выступает за идею качества образования как господствующую, обеспечивающую высокую конкурентоспособность, оптимальную организацию и управление учебным заведением, выход на мировой рынок образовательной деятельности за счет подготовки высококвалифицированных специалистов, удовлетворяющих требованиям международных стандартов.
Россия, присоединившись к Болонской декларации в 2003 г., принял на себя обязательства по переработке содержательных установок и формальных принципов подготовки специалистов с высшим образованием.
Проблемы менеджмента качества в области предоставления образовательных и научно-исследовательских услуг высшей школы в последние годы приобрели общепризнанную актуальность. Когда говорят о качестве, то обычно выделяют качество результатов деятельности (процесса), качество самих процессов и качество системы или организации деятельности.
Для объективной оценки качества результатов продукции или услуги, к которым относятся образовательные и научно-исследовательские услуги высшей школы, кроме оценки степени соответствия результатов процесса предъявляемым требованиям необходимо иметь также и заключение о том, каково качество самого процесса предоставления этих услуг, т.е. насколько он совершенен, упорядочен, организован, устойчив, нацелен на предотвращение появления отклонений, несоответствий и т. д.
Мерой качества таких процессов обычно является степень гарантии того, что оказанная образовательная или научно-исследовательская услуга будет в точности соответствовать требованиям потребителя. Обеспечение же таких гарантий во всем мире связывают с наличием в организации некоторой системы менеджмента качества. При этом определены восемь принципов Всеобщего Менеджмента Качества (TQM), которыми следует руководствоваться при управлении вузом с целью улучшения его деятельности:
• менеджмент процессов;
• ответственность перед обществом;
• ориентация на потребителя;
• ориентация на результат и достижение целей;
• вовлечение, участие и мотивация сотрудников;
• развитие корпоративного сотрудничества;
• постоянное обучение сотрудников, инновации;
• уверенное руководство.

С учетом вышеизложенного целью исследования в данной работе является создание системы менеджмента качества образования в институте экранных искусств и интегрирование ее в систему менеджмента качества образования Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Нормативные документы в области качества образования ГОСТ Р 9001-2001 и «Руководящие указания по применению ГОСТ Р 9001-2001 в сфере образования» дают общую схему, шаблон для построения системы менеджмента качества образования, на основании которого каждый вуз должен разработать свою систему менеджмента качества образования и систему мониторинга качества образования.
2. В результате этой научной работы разработан план поэтапного внедрения адаптированной к условиям учебного процесса в ИЭИ системы менеджмента качества образования на 2012-2013 год на уровне института, кафедр, отдельного преподавателя.
3. Для осуществления мониторинга состояния учебного процесса в ИЭИ в рамках данной научной работе были разработаны оригинальные анкеты для социологического опроса студентов ИЭИ с 1 по 5 курс и проведен опрос студентов по всем специальностям ИЭИ.
4. Результаты обработки анкет позволили выявить, что: 1) большая часть опрошенных студентов ИЭИ имеет направленность на процесс приобретения знаний (60%); 2) уровень преподавания некоторых дисциплин оценивается студентами низко; 3) большинство студентов не удовлетворены организацией учебного процесса; материальным обеспечением лабораторий и студий.
5. Разработанная в результате этой научной работы система менеджмента качества образования в ИЭИ является эволюционирующей, требует постоянного мониторинга качества образования, работы по корректирующим и предупреждающим действиям, поэтому работу следует продолжить в 2012 году.



ГОСТ Р 52614.2-2006 Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в сфере образования. //М.: Стандартинформ, 2007.
2.Итоги реализации приоритетного национального проекта «Образование» и задачи на перспективу [Текст]: доклад министра А. Фурсенко на заседании Совета при Президенте Российской Федерации 28 февраля 2008 г. // Открытое образование. – 2008. – № 2 (67). – С. 9–10.
3. http://www.reitor.ru/ru/
4. Совершенствование системы подготовки и аттестации кадров высшей квалификации. Предложения Минобрнауки России и РАН по совершенствованию системы подготовки и аттестации кадров высшей научной квалификации (поручение Президента Российской Федерации от 6 января 2005г. № Пр-27, пункт 3).
http://www.mon.gov.ru/science-politic/conception/
5. Курдюмов С.П. и др. Модели синергетики и развитие человечества. Синергетика и образование. М. 1997.
6. Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М.: Логос, 2001. 175 с.
7. Коротков Э.М. Управление качеством образования: учебное пособие для вузов М.: Академический Проект, 2007.-320с.
8. Соловьев В.П., Кочетов А.И., Богданова О.В., Бабочкин П.И. Мониторинг удовлетворенности студентов образовательным процессом: Аналитический отчет по опросу студентов МИСиС, проведенному в мае 2003г. – М.: МИСиС, 2003.
9. Г. Капелюк, С. Донецкая, Л. Струминская Потребительский мониторинг удовлетворенности качеством образовательных услуг в вузе // Стандарты и качество, №1, 2006.
10. Болонский процесс: середина пути // Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И.Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2005. 379 с.
11. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: перспективы развития // Под ред. Я.И. Кузьминова, Д.В. Пузанкова, И.Б. Федорова, В.Д. Шадрикова. М., 2004.
12. К концепции построения внутривузовской системы обеспечения качества об-разовательного процесса в ОмГУ // В. В. Дубицкий, И. А. Огородникова, И. Ф. Перепеча и др. // Университетское управление: практика и анализ, 2003. № 2(25). С. 96-100.
13. Нуждин В.Н., Кадамцева Г.Г. Стратегия развития высшего образования и обеспечение качества. Ст. 2 // Высшее образование сегодня, 2003. № 5.
14. Соболев В.С., Степанов С.А. Концепция, модель и критерии эффективности внутривузовской системы управления качеством высшего профессионального образования // Университетское управление: практика и анализ, 2004. № 2(30). С. 102-110.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ