Административная ответственность за предоставление недействительных документов при совершении таможенных операций (Омский государственный университет путей) сообщения
Текст работу имеет одинарный межстрочный интервал (при обычном оформление интервал равен 1,5). Таким образом, при обычном оформлении объем текста составит около 35 страниц.
Введение 3
1 Правовая характеристика административной ответственности за предоставление недействительных документов при совершении таможенных операций 5
1.1 Понятие административной ответственности за предоставление недействительных документов 5
1.2 Субъект и субъективная сторона правонарушений за предоставление недействительных документов при совершении таможенных операций 8
1.3 Предоставление недействительных документов для выпуска товаров до и после подачи таможенной декларации 12
2 Ответственность за предоставление недействительных документов при совершении таможенных операций 14
2.1 Недействительность представленных документов 14
2.2 Объект и объективная сторона правонарушений за предоставление недействительных документов при совершении таможенных операций 17
2.3 Последствия, повлекшие предоставление недействительных документов 20
Заключение 22
Библиографический список 23
Актуальность исследования административной ответственности за предоставление недействительных документов при совершении таможенных операций обусловлена следующим. Россия является активным участником международных отношений, в том числе связанных с перемещением товаров через Государственную границу нашего государства. Необходимость осуществления контроля и надзора за перемещением товаров связана с обеспечением безопасности государства и общества.
Кроме того, существующий порядок перемещения товаров предполагает наличия обязанности по уплате таможенных сборов и налогов. Ставки таможенных сборов и налогов достаточно высоки. Как следствие у недобросовестных участников порой возникает стремление уклониться от уплаты таможенных сборов и налогов либо уменьшить их размер. Непоступление средств в бюджет всегда негативно сказывается на развитии экономики. Как следствие, государство разрабатывает инструменты для противодействия противоправному поведению. Как способ противодействия можно рассматривать привлечение к административной ответственности за предоставление недостоверных документов при совершении таможенных операций.
Несмотря на то, что ответственность за предоставление недействительных документов при совершении таможенных операций была введена давно, до настоящего времени в судебной правоприменительной практике существуют проблемы толкования положений статьи 16.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, что свидетельствует о необходимости исследования вопросов административной ответственности в данной сфере.
Изложенное позволяет сделать вывод об актуальности темы исследования.
Степень теоретической разработки административной ответственности за предоставление недействительных документов при совершении таможенных операций невысока. Специальных монографических исследований, посвященных данному вопросу, нет. Среди теоретиков, уделявших внимание исследованию административной ответственности за предоставление недействительных документов при совершении таможенных операций, можно выделить С.И. Истомина, который рассматривал вопрос в рамках исследования таможенного оформления и таможенных режимов, Н.Г. Салищеву, автора комментария к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, Б.В. Россинского, который также является автором комментария к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объектом исследования в данной работе являются общественные правоотношения, возникающие в связи с привлечением лица к административной ответственности за предоставление недействительных документов при совершении таможенных операций.
Предмет исследования – законодательное регулирование вопросов привлечения к административной ответственности за предоставление недействительных документов при совершении таможенных операций, правовые позиции высших судов – Верховного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации, судебная правоприменительная практика, а также публикации в периодических изданиях.
Целью работы является исследование административной ответственности за предоставление недействительных документов при совершении таможенных операций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие административной ответственности за предоставление недействительных документов;
охарактеризовать субъекта и субъективную сторону предоставления недействительных документов при совершении таможенных операций;
проанализировать предоставление недействительных документов для выпуска товаров до и после подачи таможенной декларации;
охарактеризовать недействительность представленных для совершения таможенных операций документов;
рассмотреть объект и объективную сторону предоставления недействительных документов при совершении таможенных операций;
исследовать последствия, повлекшие предоставление недействительных документов
В процессе написания данной работы использовались формально-логический, сравнительно-правовой методы и метод системного анализа для изучения норм права России, а также иные методы научного познания.
Работа состоит из настоящего введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографического списка.
Подводя итоги проведенному исследованию, можно полученные результаты обобщить следующим образом.
Уплата налогов и сборов, которые предусмотрены действующим законодательством России – это обязанность каждого. Установление обязанности по исчислению и уплате таможенных сборов при перемещении товара через Государственную границу обусловлено необходимостью контролировать товаропоток. Кроме того, поступления от таможенных платежей и налогов, исчисленных и уплаченных в связи с осуществлением импорта и экспорта товаров, позволяют пополнять бюджет Российской Федерации.
Уклонение от исполнения обязанности по уплату таможенных платежей и налогов определено в статье 16.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как правонарушение. Его состав присутствует в том случае, когда декларант либо иное лицо предоставляет в таможенные органы недействительные документы и при этом он получает освобождение от уплаты таможенных пошлин либо налогов, или возможность уплатить их в меньшем размере. Соответственно, субъектом указанного административного правонарушения выступает декларант или иное лицо, предоставляющее недействительные документ.
Анализ правоприменительной судебной практики позволил сделать вывод, что в настоящее время фактически любое несоответствие данных о товаре рассматривается как неправомерно и влекущее за собой административную ответственность.
С объективной стороны правонарушение, предусмотренное статьей 16.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, всегда совершается путем действия, потому что речь идет о предоставлении пакета документов, предназначенных для таможенных органов и использования в рамках совершения таможенных операций. Недействительность документов при этом может быть различной. Начиная от умышленного искажения сведений о цене товара, о его номенклатурном обозначении, и завершая фактически неосторожными действиями, когда лицо ненадлежащим образом проверяет перемещаемый товар.
Неуплата либо неполная уплата таможенных платежей и налогов опасна для экономики государства, поскольку речь идет не только о недополучении средств в бюджет, но и возможности неправомерного воздействия на конкурентоспособность импортных товаров, что негативно отражается на деятельности отечественных производителей и поставщиков.
1. Конституция Российской Федерации : принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 41 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 09.01.2018.
3. О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии: решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 года № 289 (в ред. от 21 мая 2019 г.) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/, 11.12.2013.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 01 апреля 2020 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
5. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 03 августа 2018 г. № 289-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2019 г.) // Собрание законодательства РФ. 2018. № 32 (ч. I). Ст. 5082.
II. Литература
6. Алексанян Л.Р. Проблемы правового регулирования и порядка перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу ЕАЭС / Л.Р. Алексанян, С.Ю. Асташина, Т.Г. Марцева // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие». Материалы конференций ГНИИ «НАЦРАЗВИТИЕ». Выпускающий редактор Ю.Ф. Эльзессер, Ответственный за выпуск С.В. Викторенкова. 2019. С. 356-361.
7. Баранов В.А. Презумпция невиновности при совершении таможенных операций // Избранные труды научно-педагогических работников Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Москва, 2019. С. 117-124.
8. Буваева Н.Э., Шашкина А.Н. Меры, стимулирующие добросовестное поведение участников таможенных правоотношений // Административное и муниципальное право. 2018. № 2. С. 1-9.
9. Дидигова Л.Р. О некоторых вопросах применения административных наказаний за нарушение таможенного законодательства // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Юридические науки. 2019. Т. 5. № 3. С. 257-263.
10. Кожевников О.А. К вопросу о понятии и признаках административной ответственности // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2018. № 1. С. 16-18.
11. Мокров Г.Г. Правовой статус таможенных сборов: признаки налоговых и неналоговых платежей в бюджет // Таможенное дело. 2019. № 3. С. 12-15.
12. Нелинова Н.А. Понятие административной ответственности по мнению ученых-правоведов // Наука и образование сегодня. 2018. № 12(35). С. 89-90.
13. Соловьев В.В., Удалова З.В. Порядок выявления недействительных сертификатов, представленных при таможенном декларировании // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2018. № 2 (31). С. 29-35.
14. Тарарышкин Ю.В. таможенные пошлины – регулятор внешнеэкономической деятельности и элемент финансового механизма Евразийского экономического союза // Вестник Белорусского государственного экономического университета. 2019. № 5 (136). С. 20-31.
15. Харитонова В.С., Маркарьян Ю.А. Роль таможенных пошлин при импорте товаров // Современные научные исследования и разработки. 2018. № 3 (20). С. 583-587.
16. Хмелев И.Б. Влияние таможенных пошлин на экономику и развитие внешней торговли / И.Б. Хмелев, А.Д. Стручалина, П.А. Кривова // Актуальные вопросы права, экономики и управления. Сборник статей XVI Международной научно-практической конференции. В 2 частях. Ответственный редактор Г.Ю. Гуляев. 2018. С. 218-221.
17. Чу Н.В. Выявление правонарушений по таможенной стоимости при совершении таможенных операций // Таможенное регулирование процессов развития свободных, особых и специальных экономических зон в ЕАЭС: вызовы и риски современных процессов глобализации Сборник докладов научно-практической конференции. Составители Е.И. Шабалина, Н.Ф. Огнева. 2019. С. 38-41.
III. Материалы практики
18. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Березовского Анатолия Алексеевича на нарушение его конституционных прав примечаниями к статье 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: определение Конституционного Суда РФ от 14 июля 2011 г. № 1031-О-О. Документ опубликован не был // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
19. По делу о проверке конституционности положений статьи 1 Федерального закона «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней», пунктов 1 и 2 статьи 32 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», частей первой и четвертой статьи 11, пункта 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 13, пункта 4 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 15, пункта 4 части 1 статьи 350 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 2 части четвертой статьи 413 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы: постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 г. № 21-П // Собрание законодательства РФ. 2015. № 30. ст. 4658.
20. О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. № 8 (в ред. от 03 марта 2015 г.) // Российская газета. № 247, 28.12.1995.
21. Определение Верховного Суда РФ от 17 сентября 2018 г. № 305-АД18-13292 по делу № А40-238731/2017. Документ опубликован не был // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
22. Определение Верховного Суда РФ от 17 сентября 2018 г. № 305-АД18-13462 по делу № А40-235443/2017. Документ опубликован не был // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
23. Определение Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 г. № 310-ЭС19-5337 по делу № А36-10572/2018. Документ опубликован не был // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
24. Определение Верховного Суда РФ от 06 июня 2019 г. № 305-ЭС19-7395 по делу № А41-74573/2018. Документ опубликован не был // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
25. Определение Верховного Суда РФ от 17 июня 2019 г. № 303-ЭС19-2586 по делу № А51-8146/2018. Документ опубликован не был // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
26. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 01 июля 2019 г. № Ф05-9149/2019 по делу № А40-248456/2018. Документ опубликован не был // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
27. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 ноября 2019 г. № Ф03-4449/2019 по делу № А37-2190/2018. Документ опубликован не был // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.