ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК 7
1.1. Образ человека как объект исследований антропоцентрической
лингвистики 7
1.2. Федеральный государственный образовательный стандарт как
совокупность требований к будущему педагогу 14
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 20
ГЛАВА II. ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТАХ И ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ 21
2.1. Представление об учителе в федеральном государственном
образовательном стандарте 21
2.2. Особенности восприятия образа учителя в студенческой аудитории 28
2.3. Характеристика опросного листа «Сформированность компетенций у
педагога» 32
2.4. Представления об учителе по данным опроса «Сформированность
компетенций педагога» среди школьников 43
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ
Как известно, в последние десятилетия XX в. в науке о языке произошел сдвиг интересов от лингвистики структурной к лингвистике антропологической. На первый план выдвинулись вопросы о том, как отражается в языке человек, его мысли, чувства, различные виды его деятельности. Познать человека посредством языка помогает изучение его отражения в сознании индивидуума и анализ различного рода текстов, в которых отражается как отдельные характеристики человека, так и целостное представление о нём.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в центр анализа в нём выдвигается понятие образ учителя, которое, отражаясь в сознании людей, позволяет обсуждать одну из центральных проблем лингвистики - проблему реконструкции образа человека с опорой на данные языка. Эта проблема еще далеко не решена в современной науке, поэтому каждое новое исследование способствует накоплению фактического материала и уточнению теоретических основ для описания образа человека в языке.
Объектом исследования является образ учителя как представление о социально значимом субъекте, бытующем в коллективном языковом сознании и отраженном в нормативных документах.
Предмет исследования - языковые средства создания образа учителя.
Цель данной работы - провести сопоставительную реконструкцию представлений об учителе, зафиксированных в ФГОС и существующих в сознании студентов педагогических направлений ЕИ КФУ, а также в сознании школьников средних образовательных школ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать представление об образе как объекте лингвистических исследований;
2) изучить ФГОС по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата);
3) произвести лингвистический анализ содержания компетенций Федерального государственного образовательного стандарта;
4) разработать опросник «Сформированность компетенций педагога» и провести опрос среди школьников;
5) провести ассоциативный эксперимент среди студентов;
6) сравнить реконструированные образы учителя по данным опроса, ассоциативного эксперимента и лингвистического анализа ФГОС.
Материалом исследования послужили Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата), утвержденный 9 февраля 2016 года (далее ФГОС) и данные опроса, позволившие реконструировать образ современного учителя в сознании школьников, а также данные ассоциативного эксперимента среди студентов.
Методы исследования. Работа строится с опорой на индуктивный метод анализа материала: конкретные наблюдения над языковыми фактами систематизируются и обобщаются в теоретические положения и выводы. Главенствующая роль принадлежит семантико-стилистическому методу, который направлен на анализ смыслов, выражаемых анализируемыми лексемами, и «пересекается с компонентным и контекстологическим анализом, поскольку у них общий объект - семантика контекстуального употребления» [Болотнова 2006, с. 602]. Используются также статистический метод, учитываются данные ассоциативного эксперимента.
Новизна работы заключается в том, что, во-первых, в ней впервые образ человека реконструируется на основе документа официально-делового стиля, во-вторых, впервые проводится сопоставительное исследование представлений о человеке, реконструированных по данным ассоциативного эксперимента.
Теоретическая значимость определяется тем, что работа вносит вклад в разработку методов исследования языкового образа человека как фрагмента картины мира.
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нём наблюдения и выводы могут быть использованы в спец-курсах по когнитивной лингвистике, лингвокультурологии. Материалы работы могут быть использованы в руководстве исследовательскими работами соответствующей проблематики.
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды, посвященные описанию образа человека посредством языка, таких ученых, как Н.Д. Арутюнова, В.Г. Шаховский, О.С. Ахманова, Н.А. Илюхина, Ю.Д. Апресян, С.В. Чернова, В.Г. Богуславский, Б.А. Серебренников, Н.С. Болотнова, С.Е. Никитина, Е.Б. Яковенко, Е.В. Урысон, В.Г. Гак, Д. Вайс, Б. Нильссон др.
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав с выводами, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Во введении обосновываются актуальность, объект, предмет исследования, формулируются цель, задачи и методы, приводится теоретико-методологическая база, раскрывается теоретическая и практическая значимость.
В первой главе «Человек в системе гуманитарных наук» рассматриваются и обосновываются теоретические аспекты работы, точки зрения авторитетных ученых на исследуемую проблему, определяются ключевые термины, делается акцент на рассмотрение понятия образ и антропоцентрический подход. Рассматривается и анализируется Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата).
Во второй главе «Образ учителя в нормативных документах и языковом сознании учащихся и студентов» произведен лингвистический анализ компетенций ФГОС высшего образования, по данным которого реконструирован образ современного учителя в соответствии с требованиями разработчиков документа. Также разработан и описан опрос «Сформированность компетенций педагога», проанализированы результаты его проведения и описаны результаты ассоциативного эксперимента среди студентов педагогических направлений.
В конце каждой главы приводятся краткие выводы.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования в соответствии с заявленными целью и задачами, намечаются перспективы дальнейшего исследования.
Список использованной литературы представляет собой перечень учебно-методической литературы, справочников, учебников, статей, словарей, которые использовались при написании выпускной квалификационной работы. Общее количество источников составляет 50 наименований.
Приложение включает разработанный опросник «Сформированность компетенций педагога» и Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата).
Апробация исследования. Отдельные положения этой работы были представлены в виде научной статьи: Яхина А.Ф. Особенности восприятия образа учителя в сознании студентов педагогических вузов // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф № 4(4).
URL:https://nauchforum.ru/archive/SNF humanities/4(4).pdf(дата обращения: 29.05.2018).
Антропоцентризм современного гуманитарного знания позволяет произвести многоаспектное исследование феномена человека. Одним из перспективных направлений антропоцентризма является изучение человека по данным языка. Образ человека реконструируется на основе языковых средств, которые были использованы для его характеристики. Как в определенном тексте, так и в коллективном сознании, особый интерес для изучения представляет социально значимые образы, среди которых выделяется образ учителя, который находит свое отражение не только в сознании людей, но и в нормативных документах. Таким нормативным документом является Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата). В рамках исследования нами был произведен лингвистический анализ содержания компетенций Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, характеристика опросного листа «Сформированность компетенций педагога», анализ результатов опроса среди школьников средних образовательных школ и анализ ассоциативного эксперимента среди студентов педагогических направлений. Проведенная работа позволила нам дать представление об образе как объекте лингвистических исследований, реконструировать образ учителя, который требуют разработчики ФГОС, образ учителя в языковом сознании школьников и представление об учителе у самих выпускников педагогических вузов.
Были выявлены качества, которыми должен обладать современный выпускник педагогического вуза: деятельностность, активность, самостоятельность, умение анализировать и планировать, эрудированность, трудолюбие, решительность. Учитель - это человек, который не просто использует готовые знания и методы, а сопособен анализировать информацию, самостоятельно решать задачи, создавать новое, уметь мыслить и творить.
Был реконструирован образ учителя в современных школах в настоящее время. Результаты опроса позволяют говорить о том, что учителя в школах в большинстве своем соответствуют тем компетенциям, которые заложены в ФГОС. Учитель - коммуникабельный, толерантный, организованный, владеет базовыми правовыми знаниями, способен оказать первую помощь, мотивирован, способен проектировать образовательные программы, индивидуальные образовательные маршруты обучающихся и траекторию своего роста. Однако, приблизительно 27% (8 компетенций) не реализовывается. Современный учитель не владеет способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1); способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-2); способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3); способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (ПК-4); способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7); способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы (ПК-14). Также мы можем говорить о том, что со введением ФГОС не произошло никаких изменений в области научно-исследовательской деятельности.
Образ реального учителя, который был реконструирован по данным опроса школьников, не совпадает полностью с тем образом, который отражен в ФГОС.
По данным ассоциативного эксперимента для самих студентов учитель - это опытный педагог, наставник, способный помочь в трудных ситуациях, хранящий и передающий знания о мире и осуществляющий свою деятельность в стенах среднего образовательного учреждения, следящий за собой и за своим внешним видом. Но учитель также ассоциируется у студентов с постоянной усталостью, низкой зарплатой, документацией и бедностью, что говорит нам о нелегких условиях труда современного учителя.
Образ учителя, бытующий в сознании будущих педагогов, не полностью совпадает с образом учителя, реконструированным по данным нормативного документа, поскольку кроме профессиональных навыков в сознании носителя языка закреплены те бытовые реалии, которые сопровождают деятельность учителя.
Перспективы данного исследования видятся нам, во-первых, в изучении того, какие требования учащиеся предъявляют к идеальному учителю, каким видят его образ. Во-вторых, перспективным представляется изучение динамики представлений об учителе в Федеральных государственных образовательных стандартах разных поколений.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт.
[Электронный ресурс]. - URL: ййрз://минобрнауки.рф/документы/336 (дата обращения 24.12.2017).
II. Справочные материалы
2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - Москва: Советская энциклопедия, 1966. - 608с.
3. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - Москва: Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь Ожегова. - Москва: Мир и Образование, 2011. - 736 с.
III. Научная литература
5. Wierzbicka A. Semantics, culture, and cognition. Universal human concepts in culture-specific configurations. N.Y.: Oxford, 1992. - 496 с.
6. Алефиренко Н.Ф. Теория языка. Вводный курс. - Москва: Академия,
2007. - 34 с.
7. Алефиренко Н.Ф. Язык, познание и культура: Монография. - Волгоград: Перемена, 2006. - 228 с.
8. Апресян Ю.Д. О языке толкований и семантических примитивах. - Иран: СЛЯ, 1994. - 316с.
9. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Вопросы языкознания. - Москва: Наука, 1995. - 37-67 с.
10. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. - Москва: Наука, 1988. - 341 с.
11. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. - Москва: Языки русской культуры, 1999. - 896 с.
12. Богуславский В.М. Человек в зеркале русской культуры, литературы и языка. - Москва: Космополис, 1994. - 230 с.
13. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. - Томск: Издательство ТГПУ, 2006. - 631 с.
14. Будагов Р.А. Человек и его язык. - Москва: Рус. словари: Астрель: ACT, 2000. - 623 с.
15. Булыгина, Т.В. Дух, душа и тело в свете данных русского языка. - Москва: Школа «Языки русской культуры», 1997. - 537с.
16. Вайс Д. Человек, лицо, личность и особа: четыре неравных соперника // Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке. - Москва: Индрик, 1999. - 424 с.
17. Гак В.Г. Человек в языке // Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке. - Москва: Индрик, 1999. - 73-81 с.
18. Дожбинская Т.С. Слово в тексте и в словаре: сборник статей, посвященный семидесятилетию Академика Ю.Д. Апресяна. - Москва, 2000. - 530-536 с.
19. Ерёмин А.Н. К вопросу о природе метафоры. - Киров: ВятГГУ, 2002. - 92-99 с.
20. Илюхина Н.А. Образ в лексико-семантическом аспекте. - Самара: Наука, 1998. - 204 с.
21. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - Волгоград: Перемена, 2002. - 477с.
22. Коротун О.В. Образ-концепт «внешний человек» в русской языковой картине мира: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. - Омск, 2002. - 193 с.
23. Лапшина О.Г. Социальная составляющая языкового образа человека: (на материале предметных фразеологизмов): дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. - Тюмень, 2008. - 24 с.
24. Левонтина И.Б. Ключевые идеи русской языковой картины мира. - Москва: Языки славянской культуры, 2005. - 540 с.
25. Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке / Отв. ред. Н. Д. Арутюнова, И. Б. Левонтина. - Москва: Индрик, 1999. - 424 с.
26. Маслова В.А. Лингвокультурология. - Москва: Академик, 2001. - 208 с.
27. Мерзлова Е.А. Об одном виде метонимического переноса у слов со значением «помещение». - Киров: ВятГГУ, 2002. - 110-112 с.
28. Мирсаетова Л.А. Образ человека во фразеологической картине мира в татарском языке (сопоставительно с русским языком): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.20. - Уфа, 2004.
29. Никитина С.Е. Устная народная культура и языковое сознание. - Москва: Наука, 1993. - 189 с.
30. Нильсон Б. Человек и мужчина о классах, индивидах и инстанциях. К постановке проблемы (на материале русского и шведского языков) // Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке. - Москва: Индрик, 1999. - 209 с.
31. Оксенчук А.Е. Образ человека в русской языковой картине мира (на материале соматической фразеологии): автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.02.02. - Мн., 1998.
32. Павлович Н.В. Язык образов: Парадигмы образов в русском поэтическом языке. - Москва: РАН, Ин-т рус. яз., 1995. - 491с.
33. Покровская О.В. Языковой образ человека в синонимических репрезентациях: опыт разработки частной теории: на материале русского и английских языков: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. - Кемерово, 2008. - 262 с.
34. Сандакова М.В. Метонимия прилагательного в русском языке. - Киров: Старая Вятка, 2004. - 280 с.
35. Сандакова М.В. О природе метонимии прилагательного. - Киров: ВятГТУ, 2001. - 38-42 с.
36. Седова Н.А. Соотношение образов частичного (частей) и целостного человека в языковой картине мира: на материале семантико¬функционального макрополя «часть человека» в современном русском языке: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. - Барнаул, 2000. - 167 с.
37. Серебренников Б.А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. - Москва: Наука, 1988. - 216 с.
38. Телия В.Н., Графова Т.А., Шахнарович А.М. Человеческий фактор в языке. Языковые механизмы экспрессивности. - Москва: Наука, 1991. - 214 с.
39. Урысон Е.В. Проблемы исследования языковой картины мира. Аналогия в семантике. - Москва: Языки славянской культуры, 2003. - 223 с.
40. Уфимцева А.А. Лексическое значение (принцип семиологического описания лексики). - Москва: Наука, 1986. - 240 с.
41. Уфимцева А.А. Семантика слова // Аспекты семантических исследований. - Москва: Наука, 1980. - 5-80 с.
42. Чернова С.В. Семантика слова образ в русском языке. - Ставрополь: РАЛК, 2014. - 97 с.
43. Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000). - Екатеринбург: УрГПУ, 2001. - 238 с.
44. Шаховский В.И. Лингвистическая теория эмоций. - Москва: Гнозис,
2008. - 416 с.
45. Яковенко Е.Б. Homo biblicus. Языковой образ человека в английских и немецких переводах Библии (опыт концептуального моделирования). - Москва: Эйдос, 2007. - 288 с.
IV. Электронные ресурсы
46. Стрелкова Я.А. Что такое ФГОС? Требования образовательного стандарта. [Электронный ресурс]. - URL:http://fb.ru/article/226194/fgos—chto-takoe-trebovaniya-obrazovatelnogo-standarta(дата обращения 20.02.2018).
47. Универсальный русско-английский словарь. [Электронный ресурс]. - URL:https://universal ru en.academic.ru/574876/антропоцентрический подход(дата обращения 10.03.2018).
48. Федеральный государственный образовательный стандарт (Россия).
[Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/OegepanbHHH государственныйобразовательныйстандарт (Россия)(дата обращения 12.01.2018).
49. Хохлова Т.Н. Компетентностный подход в образовании как основа
ФГОС. [Электронный ресурс]. - URL:
https ://nsportal. ru/shkola/tekhnologiya/library/2017/04/26/kompetentnostnyy-podhod-v-obrazovanii-kak-osnova-fgos(дата обращения 19.03.2018).
50. Шерина Е.А. Специфика описания языкового образа человека по данным собственно образных слов // Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.2. — С. 50-52. — URL:https://moluch.ru/archive/33/3754/(дата обращения: 11.04.2018).