ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА 6
1.1. Понятие и виды образовательного туризма 6
1.2. Роль и значение образовательного туризма в международном сотрудничестве 10
1.3. Современное состояние и перспективы развития образовательного туризма 14
ГЛАВА 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 22
2.1. Сущностная характеристика проектной деятельности с
обучающимися 22
2.2. Виды и формы проектной деятельности с обучающимися 26
2.3. Проектная деятельность в образовательном туризме 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
Успех в современном мире во многом зависит от способности человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнейшую и ближайшую перспективу, наметить цель, найти необходимые ресурсы, составить план действий и, выполнив план, оценить, получилось ли достичь поставленных целей. В процессе изучения географии особую актуальность приобретает обращение к проблеме международного образовательного туризма.
Данный вид туризма рассматривается педагогами как технология обучения и одновременно как форма организации учебного и воспитательного процесса.
Под образовательным видом туризма понимают образовательные туры, совершаемые с целью выполнения задач, определенных учебными программами образовательных учреждений. В настоящее время развитие образовательного туризма в России как одного из направлений культурно-познавательного вида туризма приобретает особую актуальность, становясь одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере туризма. Это подтверждается поручениями Президента Российской Федерации от 11.10.2012 №ПР-2705, данными по итогам заседания Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, состоявшегося 25.09.2012 года .
Формами деятельности в школьном образовательном туризме выступают: экскурсионно-образовательные маршруты; маршрутные игры, образовательно-туристические поездки; познавательно учебные экскурсии; краеведческие выставки и конференции; встречи с интересными людьми города и района; мастер-классы и др. Организация образовательного туризма в учебном процессе по географии предполагает использование метода проектов. Многие исследования, проведенные по всему миру, показали, что большинство лидеров в спорте, бизнесе, политике, искусстве, науке – люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть возможности для развития проектного мышления, с помощью особого вида деятельности школьников – проектной деятельности. Метод проектов активно используется в школе, он организован на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении. Использование данного метода позволяет направить деятельность школьников на решение учебной или воспитательной проблемы. Результатом деятельности является продукт, который разработали участники проекта для ее разрешения. Основная педагогическая цель проекта – формирование различных компетенций учащихся, в том числе, умений, связанных с опытом их применения в практической деятельности.
Степень изученности проблемы. Понятие и виды образовательного туризма раскрыты в научных трудах М.Б. Биржакова, Н.А. Левочкиной, В.С. Новикова и др. Роль и значение образовательного туризма в международном сотрудничестве определены в работах А.Е. Останиной, Т.В. Пономаревой, А.А. Шакировой и др. Проблеме формирования проектных умений у учащихся посвящено значительное количество исследований. Так, феномен «исследовательские умения», «проектные умения» описаны А.И. Савенковым, Г.И. Щукиной и др. Группы факторов, оказывающих влияние на возникновение интереса и мотивации к проектной работе в различных видах деятельности охарактеризованы в работах Л.В. Рыжовой, В.Г. Степанова и др. В научных трудах М.Б. Романовской, Р.П. Шульга и др. также перечислены критерии, на основе которых можно сделать вывод о сформированности проектных умений у учащихся. Однако проблеме использования образовательного туризма как механизму международного сотрудничества стран в контексте проектной деятельности обучающихся по географии в научной литературе уделено недостаточное внимание, что и определяет актуальность темы исследования.
Цель исследования – изучить образовательный туризм как механизм международного сотрудничества стран в контексте проектной деятельности обучающихся по географии.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и виды образовательного туризма.
2. Охарактеризовать современное состояние и перспективы развития образовательного туризма.
3. Определить условия использования образовательного туризма как механизма международного сотрудничества стран в контексте проектной деятельности обучающихся по географии.
Гипотеза: если с учащимися использовать метод проектов в изучении механизма международного сотрудничества, то это будет соответствовать основным условиям организации образовательного туризма в рамках уроков географии.
Объект исследования: процесс организации образовательного туризма в контексте проектной деятельности обучающихся по географии.
Предмет исследования: условия образовательного туризма как механизма международного сотрудничества стран в контексте проектной деятельности обучающихся по географии.
В исследовании применялись следующие методы: анализ литературы, анализ опыта работы учителей географии по организации уроков географии с использованием образовательных методов проектов, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении на основе анализа научных источников понятий «образовательный туризм», «виды образовательного туризма», «метод проектов» и т.д.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями географии как для урочной, так и для внеурочной работы с учащимися 10-11 классов.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список литературы.
Сегодня туризм представляет собой огромную сферу человеческой деятельности, связанную в том числе и с процессами познания. Появление образовательного туризма представляется вполне закономерным, так как интерес и потребность в образовании существовали всегда. Однако, несмотря на широкий спектр существующих исследований в области образовательного туризма, на данный момент не существует единого представления о данном концепте. Образовательный туризм можно рассматривать как с точки зрения деятельности потребителей, так и в качестве экономической категории, подразумевающей этапы формирования, распределения и потребления туристского продукта. Тем не менее, существует множество подходов к интерпретации концепта образовательного туризма, отражающих разные его составляющие. Ключевыми по-прежнему остаются образование и туризм, дополняющие друг друга и в разной степени присутствующие в конкретных случаях образовательного туризма.
Данная область особенно важна для студентов направления «Туризм», так как даёт возможность применить полученные знания на практике и овладеть новыми, необходимыми для успешного становления в своей профессиональной области. Растущая популярность зарубежных стажировок среди студентов Российского государственного университета туризма и сервиса может послужить фактором развития образовательного туризма, если основной целью студентов является обучение. Оставляя в стороне вопрос о первичности или вторичности получения заработка, многими современными авторами подчёркивается необходимость практико-ориентированного обучения студентов посредством академического обмена, краткосрочных стажировок, экскурсий и других видов образовательного туризма.
В целях развития образовательного туризма необходимо разработать новые туры и маршруты, которые могут предлагаться студентам как в качестве факультативных мероприятий, так и в рамках обязательных дисциплин. Более того, предлагается вводить данные туры и маршруты на конкурсной основе, оплачивая определённую часть расходов в случае успешного прохождения конкурса. Это повысит интерес и мотивацию обучающихся, а также поспособствует более качественной подготовке студентов. Также целесообразным может стать расширение международного сотрудничества туристских вузов для создания возможностей студенческого академического обмена.
Образовательный туризм является специально организованным путешествием для получения новых знаний, впечатлений и полноценного отдыха. Образовательный туризм относится к важным педагогическим технологиям, особенно на современном этапе общественного развития. Это обусловлено тем, что он дает возможности расширения кругозора учащихся, ознакомления с культурой других стран и народов воочию, формирует представление об обычаях, традициях, культурных ценностях своей страны, родного края и иных стран и народов, способствует интеграции в мировую культуру, повышает качество знаний, навыков, умений, развивает способности учащихся.
Роль и значимость туризма особенно велика в детском возрасте. Он помогает ребятам погрузиться в атмосферу приключений, развивает фантазию и воображение и тем самым делает образовательный процесс более интересным и увлекательным. Образовательный туризм охватывает разнообразные области учебной и просветительской деятельности. Он характеризуется наличием социально-педагогического эффекта, заключающегося в духовных, нравственных, социальных, гуманистических, коммуникативных, идеологических сторонах личностного становления и развития. Туризм выступает, как продуктивное средство для активизации познавательной заинтересованности учащихся, развивает их желания, стремления и способности к творческой деятельности, развивает самостоятельность и инициативность, формирует навыки самообразования.
1. Асташкина, ¬¬¬М. В. География туризма: учебное пособие / М. В. Асташкина, О. Н. Козырева, А .С. Кусков, А. А. Санинская. – Москва : Альфа-М.: ИНФРА-М, 2017. – 431 с.
2. Балычев, О. В. Территория как рекреационный ресурс / О. В. Балычев // В сборнике: Применение современных ресурсосберегающих инновационных технологий в АПК. – 2016. – С. 43-45.
3. Биржаков, М. Б. Введение в туризм. – 8-е изд., перераб. и доп. / М. Б. Биржаков. – Санкт-Петербург: Невский фонд, 2016. – 306 с.
4. Ватолкина, Н. Ш. Академическая мобильность студентов в условиях интернационализации образования / Н. Ш. Витолкина // Университетское управление: практика и анализ. – №2. – 2016. – С. 17-26.
5. Информационный портал «University World News» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.universityworldnews.com/post.php (дата обращения: 25.03.2020).
6. Информационный портал «The power of International Education» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.iie.org/en/Research-and-Insights/ (дата обращения: 25.03.2020).
7. Информационное агентство «Vuzopedia» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vuzopedia.ru/ (дата обращения: 25.03.2020).
8. Информационный портал «The power of International Education» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.iie.org/en/Why-IIE/Announcements/2018/11/2018-11-13-Number-of-International-Students-Reaches-New-High (дата обращения: 25.03.2020).
9. Информационный портал «Вести. Экономика» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.vestifinance.ru/articles/113442 (дата обращения: 25.03.2020).
10. Информационный портал «Top Universities» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.topuniversities.com/ (дата обращения: 25.03.2020).
11. Левочкина, Н. А. Туристические бренды территории: структура и особенности / Н. А. Левочкина // Российское предпринимательство. – 2017. – № 20. – С. 152-158.
12. Новиков, В. С. Инновации в туризме: [учеб. пособие для вузов по спец. «Социально-культ. Сервис и туризм»] / В. С. Новиков. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Академия, 2015. – 207 с.
13. Новостной портал «The Pie. News and business analysis for Professionals in International Education» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://thepienews.com/news/india-and-france-sign-an-mou-to-boost-student-mobility/ (дата обращения: 25.03.2020).
14. Останина, Е. А. Академическая мобильность как важнейшая составляющая часть высшего образования / Е. А. Останина // Мир образования – образование и интеграция в мире. – №2. – 2018. – С. 142-150.
15. Официальный сайт Министерства торговли США [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.commerce.gov/ (дата обращения: 25.03.2020).
16. Официальный сайт UNESCO: статистические данные. Institute for Statistics: «Inbound internationally mobile students by continent of origin» – Режим доступа: http://data.uis.unesco.org/index.aspx?queryid=169 (дата обращения: 25.03.2020).
17. Поздняк, С. Н. Исследовательская деятельность школьников и метод проектов / С. Н. Поздняк // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2016. – № 3. – С. 52-56.
18. Пономарева Т. В. Образовательный туризм: сущность, цели и основные сегменты потребителей / Т. В. Пономарева // Проблемы современной экономики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2015. – С. 139-143. – URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/132/7188/ (дата обращения: 25.03.2020).
19. Прохорова, Л. Н. Организация экспериментальной деятельности школьников / Л. Н. Прохорова. – Москва : Сфера, 2015. – 119 с.
20. Розанов, Л. Л. Метод проектов как педагогическая технология / Л. Л. Розанов // Педагогика. – 2014. – №4. – С. 74-77.
21. Романовская, М. Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы: научно-методическое пособие для повышения квалификации работников образования / М. Б. Романовская. – Москва: АПК и ПРО, 2012. – 32 с.
22. Рыжова, Л. В. Методика детского проектирования: книга для педагогов и родителей / Л. В. Рыжова. – Анжеро-Судженский городской округ, МБОУ ДОД «ДЭБЦ им. Г.Н. Сагиль», 2017. – 221 с.
23. Савенков, А. И. Учебное исследование в практике современного школьного образования / А. И. Савенков // Педагогика. – 2015. – № 2. – С. 4–15.
24. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения / А. И. Савенков. – Санкт-Петербург : Дом Фёдорова, 2016. – 136 с.
25. Степанов, В. Г. Основы исследовательской деятельности школьника / В. Г. Степанов. – Псков: ПОИПКРО, 2014. – 96 с.
26. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
27. Шакирова, А. А. Обеспечение академической мобильности студентов в Германии в контексте интернационализации образования. – Education and Self Development. Volume, № 3, 2017 г. – Режим доступа: https://eandsdjournal.org/wp-stuff/uploads/sites/2/2018/03/ESD52-6.pdf (дата обращения: 25.03.2020).
28. Шеленкова, Н. Ю. Организация исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе / Н. Ю. Шеленкова // Завуч. – 2015. – №5. – С. 82-87.
29. Шульга, Р. П. Средство повышения интереса к познавательной деятельности / Р. П. Шульга // Педагогика. – №12. – 2016. – С. 9-10.
30. Щукина, И. Н. Пути формирования исследовательских умений у детей / И. Н. Щукина // Вектор науки Тольяттинского Государственного Университета. – 2017.– № 4. – С. 445-447.