Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Субъективная картина жизненного пути личности как объект психологического изучения

Работа №48405

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы33
Год сдачи2020
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
312
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Было проведено эмпирическое исследование. Выборку составили 30 респондентов в возрасте от 35 до 45 лет, из них 20 мужчин и 10 женщин. У всех респондентов диагностирован сахарный диабет.
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить название нужной базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основания исследования субъективной картины жизненного пути личности 5
1.1 Исследования жизненного пути личности в зарубежной психологии 5
1.2 Научно-психологические подходы к изучению жизненного пути личности в отечественной психологии 10
Глава 2 Эмпирическое исследование субъективной картины жизненного
пути 20
2.1 Программа и методология исследования 20
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 22
Заключение 29
Список использованной литературы 30
Приложения 33

Актуальность исследования. Происходящие радикальные перемены в экономической, политической и социальной жизни общества сопровождаются существенными изменениями в сознании и мироощущении людей. Стремительная фундаментальная трансформация на уровне ценностей, отношения к традиционным идеалам, нравственных устоев находят отражение во всех сферах жизни.
В настоящее время современные люди стремятся получить хорошее образование, строят профессиональную карьеру, планируют свою будущую семейную жизнь. Планирование жизненного пути подразумевает выдвижение этапных целей, разработку путей их достижения, а также рефлексию смысла достижения этих целей. Создание, осмысление и построение личной жизни – это не альтернатива жизни общественной, а, в первую очередь, условие включения в нее. Такое включение может происходить только на основании собственного индивидуального отношения к общественной жизни и ее формам. Иными словами, личная жизнь – не частная, противопоставляемая общественной. Личная жизнь предполагает общественный, познавательный, этический и эстетический аспекты в отношении к миру и людям.
В последние годы широко обсуждается проблема неумения современных людей распоряжаться временем жизни, выстраивать жизненную перспективу, расставлять в будущем цели, значимые для субъекта и окрашенные личностным смыслом. В этом аспекте актуальным становится вопрос изучения проблемы формирования субъективной картины жизненного пути личности.
Цель исследования – изучение субъективной картины жизненного пути личности.
Объект исследования – жизненный путь личности.
Предмет исследования – специфика субъективной картины жизненного пути личности в зарубежной и отечественной психологии.
Гипотеза: самосознание испытуемых с сахарным диабетом перспективно и несет информацию о потенциальности, поэтому событийные ряды испытуемых охватывают весь временной отрезок жизни.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «субъективная картина жизненного пути» в зарубежной и отечественной психологии.
2. Охарактеризовать основные типы и структуру субъективной картины жизненного пути личности.
3. Провести эмпирическое исследование специфики субъективной картины жизненного пути испытуемых с сахарным диабетом.
Методы исследования: анализ научной литературы, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; эмпирические методы: анкетирование; методы количественной и качественной обработки данных.
Методологическая основа исследования. Сущность понятия «субъективная картина жизненного пути личности» раскрыта в научных трудах К.А. Абульхановой-Славской, Р. Бернса, Ш. Бюллер, Е.И. Головаха, Ж.Н. Нюттена, С.Л. Рубинштейна и др. Типы и структура субъективной картины жизненного пути личности определены в работах Р. Бейкера, М.М. Кашапова, В.Е. Клочко, Е.Ю. Мандриковой и др.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование дает возможность заключить, что лучшим способом осмысления проблемы субъективной картины жизненного пути личности, его уникальности, является анализ и оценка конкретных жизненных (биографических) событий. Именно способ переживания событий определяет психологическую судьбу личности.
Проектирование жизненного пути должно основываться на осознанном отношении личности к собственной жизни и проявляться не только в убеждениях, взглядах, поведении и общении, но и практической деятельности, определяя тем самым «стиль жизни». Развитие этой способности можно рассматривать, с одной стороны, как изменение под давлением социальных обстоятельств, с другой – как самодостраивание, при котором внешние детерминанты подвергаются смысловому анализу, принимаются или отвергаются, либо трансформируются во внутренние регуляторы осуществления собственной стратегии жизни, становления своего качества жизни.
В ходе эмпирического исследования было установлено, что для пациентов с сахарным диабетом
- материальные ценности не важны;
- события, связанные с получение образования, карьерным ростом и другими социальными благами значимы;
- важны жизненные события, связанные с определенными процессами познания и саморазвития;
- важен фактор здоровья и физического совершенствования.
Для испытуемых особую ценность представляют такие сферы жизни как «Любовь» и «Счастливая семейная жизнь». Это может свидетельствовать о том, что их представления о счастливой семейной жизни и любви у данной группы испытуемых не совпадают с реальностью.
Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Абульханова-Славская, К. А. Жизненные перспективы личности [Текст] / К. А. Абульханова-Славская // Психология личности и образ жизни. Москва : Академия, 2017. – С. 137–145.
2. Абульханова-Славская, К. А. Время личности и время жизни [Текст] / К. А. Абульханова-Славская, Т. Н. Березина. – Москва : Академия, 2017. – 741 с.
3. Ананьев, Б. Г. Антропология [Текст] / Б. Г. Ананьев. – Москва : Академия, 2016. – 741 с.
4. Барсукова, М. И. Эмоциональные нарушения в период возрастных кризисов [Текст] / М. И. Барсукова // Молодой ученый. – 2015. – №4. – С. 74-77.
5. Бейкер, К. Теория семейных систем М. Боуэна [Текст] / К. Бейкер // Вопросы психологии. – 2012. – № 6. – С. 68-79.
6. Бернс, Р. Самосознание и саморазвитие личности [Текст] / Р. Бернс. – Москва : Эксмо, 2018. – 368 с.
7. Бюллер, Ш. Смысл жизни и личностная реализация [Текст] / Ш. Бюллер. – Москва : АСТ, 2015. – 258 с.
8. Василюк, Ф. Е. Психология переживания (анализ переживания критических ситуаций) [Текст] / Ф. Е. Василюк. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 456 с.
9. Головаха, Е. И. Жизненные перспективы и ценностные ориентации личности [Текст] / Е. И. Головаха // Вопросы психологии. – 2002. – №3. – С. 74-77.
10. Дарилова, Ю. Б. Психотерапия [Текст] / Ю. Б. Дарилова. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 412 с.
11. Дергачева, Я. А. Введение в клиническую психологию. Курс лекций [Текст] / Я. А. Дергачева. – Томск : ТГУ, 2015. – 123 с.
12. Джеймс, У. Психология индивидуальности [Текст] / У. Джеймс. – Москва : Академия. 2016. – 745 с.
13. Кашапов, М. М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций [Текст] / М. М. Кашапов. – Ярославль: Ремдер, 2013. – 183 с
14. Клочко, В. Е. Самоорганизация личности : системный взгляд [Текст] / В. Е. Клочко, Э. В. Галажинский // Вопросы психологии. – 2010. – №2. – С. 45-52.
15. Ковалев, С. В. Психология современной семьи [Текст] / С. В. Ковалев. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 269 с.
16. Красило, А. И. Психологическое консультирование посттравматических состояний [Текст] / А. И. Красило. – Нижний Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2015. – 471 с.
17. Мандрикова, Е. Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности [Текст] / Е. Ю. Мандрикова // Психологический журнал. – 2018. – Т. 29. – №4. – С. 54-65.
18. Нюттен, Ж. Н Мотивация, действие и перспектива будущего [Текст] / Под ред. Д. А. Леонтьева. – Москва : Смысл, 2018. – 608 с.
19. Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений [Текст] / Н. Н. Обозов. – Москва : Академия. 2018. – 745 с.
20. Платонов, К. К. Структура и развитие личности [Текст] / К. К. Платонов. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2017. – 589 с.
21. Потанина, Л. Т. Развитие ценностно-смысловой сферы личности [Текст] / Л. Т. Потанина // Мир психологии. – 2016. – №4. – С. 32-38.
22. Роджерс, К. Психология индивидуальности [Текст] / К. Роджерс. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 856 с.
23. Румянцева, Т. В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре [Текст] / Т. В. Румянцева. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 306 с.
24. Сивцова, А. В. Ценностные ориентации личности: от внутренних конфликтов к саморазвитию. Монография [Текст] / А. В. Сивцова. – М-во сел. хоз-ва Рос. Федерации, гос. образоват. учреждение выс. проф. образования «Алт. агр. гос. университет». – Барнаул : Издательство «АГАУ», 2018. – 218 с.
25. Слободчиков, В. И. Психологические образования личности [Текст] / Е. И. Слободчиков, В. Е. Исаев / Психология личности. Хрестоматия. Т. 2. – Москва : Бахрах-М, 2016. – 544 с.
26. Старовойтенко, Е. Б. Психология личности в парадигме жизненных отношений : учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Е. Б. Старовойтенко. – Москва : Академический Проект : Трикста, 2017. – 250 с.
27. Ульянова, И. В. Исторические аспекты становления педагогического феномена «смысложизненные ориентации личности» [Текст] / И. В. Ульянова // Знание. Понимание. Умение – 2018. – № 1 – С. 183-185.
28. Шибутани, Т. Я-концепция как персонификация [Текст] / Т. Шебутани // Социальная психология. Пер. с анг. В.Б. Ольшанского. – Ростов на Дону : Феникс, 2015. – 471 с.
29. Фрейд, З. Психоанализ [Текст] / З. Фрейд. – Санкт-Петербург : Питер, 2018. – 698 с.
30. Фромм, Э. Иметь или быть [Текст] / Э. Фромм. – Киев : Ника-Центр, 2018. – 487 с.
31. Хорни, К. Невроз и рост личности. Борьба за самореализацию [Текст] / К. Хорни / Пер. с англ. Е.И. Замфир. – Москва : Академический Проект, 2018. – 347 с.
32. Эриксон, Э. Идентичность : юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон. – Москва : Инфра-М, 2011. – 412 с.
33. Юнг, К. Г. Психология личности [Текст] / К. Г. Юнг. – Москва : Ювента, 2016. – 845 с.
34. Явон, С. В. Ценностные аспекты жизнедеятельности современной молодежи [Текст] / С В. Явон // Социально-гуманитарные знания. – 2017. – № 3. – С. 154-156.
35. Lewin K. Time Perspective and Morale. Civilian Morale. – N.Y., 1942.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ