ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1. Содержание практики………………………….…………………………..7
2. Организация практики..……………………………………………………9
2.1. Характеристика места прохождения практики……………..………….10
2.2. Изучение документации кафедры……………………………………....12
2.3. Изучение методологии исследования…………………………………..13
2.4. Обзор источников диссертационного исследования…………………..19
2.5. Участие в работе куратора. Посещение лекционных и практических занятий и их организация………………………………………………………….20
2.6. Проведение диссертационного исследования………………………......21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….……………………………………………………….27
Терешкова Ромина Игоревна проходила практику по специальности для специальности 1-23 80 03 «Психология» на базе УО «Гомельский государственный университет им. Ф.Скорины» на кафедре социальной и педагогической психологии. Сбор материалов для диссертационного исследования осуществлялся в УО «Гомельский государственный университет им. Ф.Скорины» на кафедре социальной и педагогической психологии.
Практика по специальности 1-23 80 03 «Психология» является обязательным компонентом II ступени высшего образования (магистратура) ОСВО 1-23 80 03-2012 и важнейшей частью образовательного процесса при подготовке высококвалифицированных специалистов в области психологии. Практика представляет собой планомерную и целенаправленную деятельность по освоению избранной специальности, углубленному закреплению теоретических знаний, профессиональных навыков работы психолога.
Практика организуется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь «Об образовании», Образовательным стандартом ОСВО 1-24 80 01, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.08.2012 №108, типовыми и учебными планами.
Целью практики является углубление теоретических знаний и обретение практических навыков в рамках формирования профессиональных компетенций в сфере научно-исследовательской деятельности магистра психологических наук.
Образовательная программа высшего образования второй ступени, формирующая знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы в обеспечивающая получение степени магистра, предусматривает организацию практики по специальности в учреждениях образования или научных организациях.
Практика направлена на закрепление знаний и умений, полученных в процессе теоретического обучения в магистратуре, овладение навыками в области научно-исследовательской, научно-педагогической, учебно-методической, экспертно-аналитической, организационно-управленческой, практической и инновационной деятельности путем самостоятельного проведения учебных занятий, участия в разработке учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса и применения современных образовательных технологий.
Задачи практики магистрантов по специальности:
а) углубить и закрепить теоретические знания и практические умения, полученные при изучении дисциплин учебного плана магистратуры по специальности 1-23 80 03 «Психология»;
б) формировать навыки и умения самостоятельной работы по основным видам профессиональной деятельности психолога в учреждениях образования;
в) формировать положительную мотивацию к будущей профессии и творческую активность;
г) организовать работу по выполнению исследований, необходимых для написания магистерской диссертации.
Требования к социально-личностным компетенциям магистра:
СЛК-1. Опираться в своей работе на профессиональные этические нормы и стандарты поведения.
СЛК-2. Совершенствовать и развивать свой личностный потенциал, повышать интеллектуальный и общекультурный уровень.
СЛК-3. Занимать ответственную социальную позицию при принятии решений в рамках профессиональной компетенции, проявлять профессионализм, инициативу и креативность при действиях в нестандартных и проблемных ситуациях.
СЛК-4. Владеть коммуникативными способностями и навыками эффективного взаимодействия в научной, трудовой и социально-общественной сферах жизнедеятельности.
СЛК-5. Пользоваться одним из государственных языков Республики Беларусь и иным иностранным языком как средствами делового и межкультурного общения.
СЛК-6. Формировать и аргументировать собственные суждения и профессиональную позицию.
СЛК-7. Использовать в практической деятельности основы трудового законодательства и правовых норм.
СЛК-8. Логично, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики.
СЛК-9. Быть способным к сотрудничеству и работе в команде.
СЛК-10. Уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия.
СЛК-11. Оказывать личным примером позитивное воздействие на окружающих и участников профессиональной деятельности с точки зрения соблюдения норм и правил здорового образа жизни, активной творческой жизненной позиции,
СЛК-12. Адаптироваться к новым ситуациям социально-профессиональной деятельности, реализовывать накопленный опыт, свои возможности.
Требования к профессиональным компетенциям магистра:
ПК-6. Проводить учебные занятия в учреждениях среднего специального и высшего образования.
ПК-7. Руководить научно-исследовательской работой обучающихся.
ПК-8. Планировать и организовывать воспитательную работу с обучающимися.
ПК-9. Осуществлять мониторинг образовательного процесса, диагностику учебных и воспитательных результатов.
Учебно-методическая деятельность
ПК-10. Разрабатывать и использовать современное учебно-методическое обеспечение.
ПК-11. Преподавать психологические дисциплины на современном научно-теоретическом и методическом уровнях.
ПК-12. Управлять самостоятельной работой обучающихся, организовывать их научно-исследовательскую деятельность.
ПК-13. Подготавливать, рецензировать и редактировать научные и учебно-методические публикации.
Экспертно-аналитическая деятельность
ПК-14. Анализировать факты и прогнозировать развитие социальных явлений на основе психологической интерпретации текущих событий в обществе.
ПК-15. Осуществлять моделирование и прогнозирование психологических процессов в различных сферах общественной жизни.
ПК-16. Оценивать современные проблемы и тенденции с позиций современной психологии.
ПК-17. Проводить психологическую экспертизу принимаемых решений в различных сферах управления и общественной практики.
Организационно-управленческая деятельность
ПК-18. Принимать оптимальные управленческие решения.
ПК-19. Осваивать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности.
ПК-20. Принимать решения с учетом экономических, социальных и этических требований,
Практическая деятельность
ПК-21. Формулировать и решать прикладные задачи в определенной области применения психологии.
ПК-22. Планировать, организовывать и вести просветительскую, профилактическую, диагностическую, консультативную и психотерапевтическую работу.
ПК-23. Разрабатывать обоснованные психологические рекомендации практического характера на основе теоретических и прикладных исследований.
ПК-24. Выполнять функции преподавателя психологии в высшей, общеобразовательной и средне-специальной школе, научного сотрудника в научно-исследовательских учреждениях, педагога-психолога при работе во внешкольных, дошкольных и школьных учреждениях, медицинского психолога в лечебных учреждениях, социального психолога в сфере управления, бизнеса, промышленности, массовых коммуникаций, психолога в социально-педагогических, психологических, профориентационных службах.
Инновационная деятельность.
ПК-25. Осваивать и внедрять в учебный процесс инновационные образовательные технологии.
ПК-26. Осваивать и внедрять современные психологические инновации в практическую деятельность.
Место прохождения практики: учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины», кафедра социальной и педагогической психологии.
Календарные сроки прохождения практики: 21.01.2019-02.02.2019.
Тема диссертационного исследования: «Гендерные особенности межличностных отношений студентов педагогических и непедагогических специальностей».
Руководитель практики: Новак Наталья Геннадьевна.
Форма отчетности – дифференцированный зачет.
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь «Об образовании» в высших учебных заведениях осуществляется подготовка специалистов по двум ступеням. Вторая ступень высшего образования (магистратура) обеспечивает формирование знаний, умений и навыков, необходимых как для научно-исследовательской, научно-педагогической, так и для учебно-воспитательной работы в высшей школе. Практика магистрантов по специ-альности способствует становлению профессиональной компетентности ма-гистрантов в области преподавания специальных дисциплин и осуществле-ния воспитательной деятельности в высших учебных заведениях.
Практика согласно учебным планам для магистрантов очной формы 1 года обучения проводится на протяжении двух недель. Так, в период с 21.01.2019 по 02.02.2019 мною была пройдена научно-педагогическая практика на кафедре социальной и педагогической психологии.
Научно-педагогическая практика является составной частью индивидуального плана работы магистранта и одним из важнейших условий по подготовке магистрантов. Прохождение практики позволяет полнее раскрыть свой творческий потенциал, осуществить осознанный выбор деятельности, реально представить личные и деловые качества, необходимые для преподавания в реальных условиях.
Содержание научно-педагогической практики включает следующие направления и виды деятельности:
1.ознакомление с административно-управленческой и методической деятельностью университета, факультета и кафедры;
2. выполнение учебно-практических и научно-исследовательских заданий;
3. присутствие на лекционных и практических занятиях преподавате-лей кафедры.
Цель практики – закрепление знаний и умений, полученных в процессе теоретического обучения в магистратуре, овладение навыками исследования актуальных научных проблем.
Научно-педагогическая практика направлена на закрепление теоретических знаний по методике преподавания психологических дисциплин в высшей школе, позволяет приобрести навыки преподавания в УВО. Практика проходила в виде подготовки лекционных и семинарских материалов, методических разработок, чтения лекций и проведения семинарских занятий.
Достижение этой цели позволило выполнить несколько взаимосвязанных задач:
1.изучить основы педагогической и учебно-методической работы в университете;
2.овладеть основными методами и приемами обучения и передачи научной информации по преподаваемому предмету, в том числе с использованием современных интерактивных образовательных технологий;
3.сформировать профессиональные умения и навыки, необходимые для качественного выполнения учебной и методической работы;
4.усовершенствовать знания по современным проблемам психологических дисциплин.
За время прохождения научно-педагогической практики я:
1.ознакомилась с образовательным стандартом, базовым и рабочим учебными планами по основной образовательной программе высшего образования;
2.освоила организационные формы и методы обучения в высшем учебном заведении на примере деятельности кафедры;
3. ознакомилась с современными образовательными технологиями;
4. посетила занятия доцента кафедры Новак Натальи Геннадьевны с целью изучения методики преподавания психолигических дисциплин;
5.изучила рекомендованную руководителем научную, учебную и методическую литературу;
6.приняла непосредственное участие в учебном процессе, выполнив педагогическую нагрузку, предусмотренную индивидуальным заданием;
7.получила практические навыки учебно-методической работы в университете, подготовки научного и учебного материала по теме диссертационного исследования к лекции, практическому занятию;
В ходе прохождения научно-педагогической практики выполнила три вида работ:
1. методическую; 2. научную; 3. учебную.
В рамках методической работы:
- ознакомилась с содержанием методических документов;
- внесла предложения по совершенствованию учебно-методического комплекса: корректировке семинарских занятий, разработке образцов тестовых заданий, оптимизации самостоятельной работы студентов и др.;
- оказала помощь руководителю в подготовке к занятиям и их проведению (подбор материалов, информационных источников, нормативно-правовых актов и др.).
Научная работа была проведена путем обзора, анализа, обобщения и оценки имеющейся литературы по тематике магистерской диссертации.
По итогам практики мною были усовершенствованы следующие знания и умения:
- знание нормативно-правовых актов, регулирующих организацию педагогического процесса в высшей школе;
- особенности организации педагогического процесса в УВО;
- специфика деятельности преподавателя в УВО;
- современные методы, приемы, средства организации учебно-воспитательного процесса в УВО;
- современные образовательные и воспитательные технологии;
- инновационные процессы в современном педагогическом образовании (использование мультимедиа, иных компьютерных технологий);
- умение определять конкретные учебно-воспитательные цели и задачи на основе учета специфики студенческого коллектива;
- осуществление текущего и перспективного планирования педагоги-ческой деятельности (учебной работы по дисциплине и т.д.);
- определение и решение обучающих, развивающих и воспитательных задач, аудиторных и внеаудиторных учебных занятий по дисциплине;
- отбор учебного материала;
- обоснованный выбор и использование разнообразных типов проведения занятий, форм, методов и приемов обучения, технических средств обучения;
- наблюдение и анализ учебно-воспитательной работы, осмысление собственной преподавательской деятельности; корректировка ее практиче-ской реализации.
Защита практики проходила на кафедре социальной и педагогической психологии в феврале 2019 года.