Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения типов музеев и нормативно-правового обеспечения их деятельности 6
1.1 Музеи. Типы музеев 6
1.2 Нормативно-правовое обеспечение музейной деятельности 11
Выводы по первой главе 16
Глава 2 Практические аспекты использования музейного пространства при проведении уроков по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» 17
2.1 Социальные функции школьного музея 17
2.2 Разработка урока по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-го класса с использованием виртуального музейного пространства 22
Выводы по второй главе 29
Заключение 30
Список использованных источников 31
Актуальность исследования. Сегодня проблема привлечения учащихся к миру искусства является крайне важным направлением педагогики и имеет еще много неисследованных аспектов. Ощущение замкнутости, оторванности от социокультурных процессов переживают тысячи, десятки тысяч учебных заведений.
Сформировать в детях такую систему духовных ценностей вне зависимости от того, находится он в реальной музейной экспозиции или виртуальной, может музей.
Использование основных музейных технологий позволяет эффективно, для многих педагогов по-новому организовать учебный процесс. Нестандартные формы и методы изучения школьной дисциплины, творческие контрольные задания, безусловно, будут способствовать активизации умственной деятельности ученика, развитию его творческих способностей, эстетического восприятия и художественного вкуса. Но самое главное, совокупность названных инноваций помогает педагогам школы и музея решить одну из первоочередных задач педагогики – воспитание чувства патриотизма.
Нельзя упускать из вида внеклассные формы работы. Краеведческие кружки и секции, организация и ведение школьного музея, активное участие в краеведческих конкурсах и олимпиадах – один из важных путей проведения содержательной и интересной работы с учащимися, основной способ передачи знаний и умений, не предусмотренных школьной программой. Строгие рамки урока не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей, не всегда дают возможность помочь учащемуся усвоить дополнительные приёмы и навыки, необходимые для успеха учебного процесса школьника. В этом случае на помощь приходят внеклассные занятия, на которых школьники приобретают необходимые знания.
Степень изученности проблемы. Сущность понятия «музей» и классификация музеев в историческом аспекты рассмотрены в работах Л.М. Беляковой, Е.В. Гетмановской, И. Захаровой и др. Е.И. Бойченко, И.М. Вавиловой и др. Определены возможности использования музейного пространства в образовательном процессе школы. В.Е. Ипатова, О.Л. Князева и др. Охарактеризовали методы и приемы применения средств музейной педагогики в военно-патриотическом воспитании школьников.
Цель исследования – разработать методические материалы для музея военно-патриотического направления.
Объект исследования: музей как ресурс учебно-воспитательного процесса.
Предмет исследования: использование музея в учебно-воспитательном процессе по основам безопасности жизнедеятельности.
Гипотеза исследования: использование музейной педагогики в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» будет успешным, если применять на уроках и во неурочной деятельности активные методы обучения такие, как ситуационные задачи и метод проектов.
Для достижения поставленной цели были определены задачи:
1. Проанализировать теоретические источники по теме исследования.
2. Разработать методический материал по теме исследования.
Методы исследования: теоретические – анализ научной и методической литературы, методы анализа, аналогии и сравнения, обобщение; проектирование и моделирование.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций прикладного характера по обучению учащихся основам безопасности жизнедеятельности посредством использования музейного пространства.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников.
Музей – это учреждение, в котором хранятся памятники истории и культуры. Музейное дело имеет длинную, интересную историю, которая начинается еще в Античности. Школьный музей – это специально организованное пространство образовательного учреждения, которое способствует расширению кругозора детей, с целью повышения их воспитанности, образованности и приобщению к вечным ценностям.
Учёт музейных фондов является гарантом юридической защиты музейных предметов. Кроме того, от хорошо организованной работы по учёту зависит дальнейшая деятельность музея, ибо выявленная в процессе первичной и научной атрибуции историко-культурная информация о предмете, позже будет использована при составлении экспозиций, издании каталогов, проведении экскурсий. Но не менее важной задачей музея является обеспечение физической сохранности предмета.
Музей является могучим образовательным орудием, которое не только ориентировано на формирование информационных структур компетентности, а способно интегрировать теоретические знания и способы их практической реализации. Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея. Участвуя в поисково-собирательной работе, исторической реконструкции учащиеся постоянно соприкасаются с историей города, края, страны.
В ходе исследования была представлена образовательная модель применительно к урокам ОБЖ «Образование в музее», также была разработана технологическая карта урока ОБЖ для учащихся 10-го класса с использованием элементов музейного пространства.
Итог, в ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.
1. Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26.05.1996 N 54-ФЗ (последняя редакция) // СПС «Консультант плюс». [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 21.03.2020 г.).
2. Белякова, Л. М. Музейная педагогика : новый взгляд на образование [Текст] / Л. М. Белякова // Дополнительное образование и воспитание. – 2006. – №5. – С. 17-21.
3. Бойченко, Е. И. Музейная педагогика в учебно-воспитательном процессе начальной школы / Е. И. Бойченко, К. А. Жила // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ : сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9. URL: https://sibac.info//archive/humanities/9.pdf (дата обращения: 19.03.2020).
4. Воспитательный потенциал художественного музея : учебное пособие для студентов гуманитарных вузов и музейных педагогов [Текст] / Под. ред. И.М. Вавилова. – Москва : Педагогика , 2010. – 67 с.
5. Гетманская, Е. В. Воспитательный потенциал музейной педагогики [Текст] / Е. В. Гетмановская // Внешкольник. – 2007. – №1. – С. 45-46.
6. Захарова, И. «Музей – школе». Экспериментальная программа по эстетическому воспитанию в Прогимназии N 1768 г. Москвы / И. Захарова // Искусство в школе. – 2011. – №3. – С. 30-33.
7. Ипатова, В. Е. Конструирование нравственной и эстетической среды образовательного учреждения [Текст] / В. Е. Ипаитова // Воспитание школьников. – 2010. – №1. – С. 47-48.
8. Князева, О. Л. Особенности поисковой деятельности школьников при решении наглядно-действенных задач [Текст] / О. Л. Князева // Вопросы психологии. – 2017. – №5. – С. 86–93.
9. Кругликов, В. Н. Методы активизации познавательной деятельности [Текст] / В. Н. Кругиликов, Е. В. Платонов, Ю. А. Шаранов. – Санкт-Петербург : Знание, 2016. – 369 с.
10. Кузнецов, В. С. Методические основы формирования у учащихся практических умений и навыков [Текст] / В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. (Учеба преподавателя) // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2008. – № 12. – С. 34-38.
11. Куликовская, И. Э. Учебные проекты на уроках на уроках ОБЖ [Текст] / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – Москва : АСТ, 2015. – 80 с.
12. Матюшкин, A. M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности [Текст] / А. М. Матюшкин // Вопросы психологии. 2017. – №4. – С. 5–17.
13. Михнюк, Т. Ф. Безопасность жизнедеятельности [Текст] / Т. Ф. Михнюк. – Минск : ИВЦ Минфина, 2015. – 341 с.
14. Основы безопасности жизнедеятельности : Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы [Текст] / В. Н. Латчук, С. К. Миронов, С. Н. Вангородский. – Москва : Дрофа, 2014. – 112 с.
15. Радвил, Н. И. Художественный музей и воспитание личности (современное состояние проблемы) [Текст] / Н. И. Радвил // Образование и общество. – 2018. – №1. – С. 106-109.
16. Русак, О. Н. Безопасность жизнедеятельности : Учебник [Текст / О. Н. Русак, К. Р. Малаян, Н. Г. Занько. – Санкт-Петербург : Лань, 2012. – 672 c.
17. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения [Текст] / А. И. Савенков. – Санкт-Петербург : Дом Фёдорова, 2016. – 136 с.
18. Смирнов, А. Т. Роль курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в формировании современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у учащихся общеобразовательных учреждений [Текст] / А. Т. Смирнов // Технологии гражданской безопасности. – 2018. – Т. 5. – № 4. – С. 31–33.
19. Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы : Поурочные разработки [Текст] / Российская академия наук, Российская академия образования, под ред. А. Т. Смирнова. – Москва : Просвещение, 2008. – 272 с.
20. Соломин, В. П. Безопасность жизнедеятельности : учебник для вузов [Текст] / Л. А. Михайлов, В. П. Соломин, Т. А. Беспамятных; под ред. Л. А. Михайлова. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 461 с.
21. Тарханова, Т. А. Музеи – неисчерпаемый национальный ресурс [Текст] / Т. И. Тарханова // Профессиональное образование. – 2018. – №2. – С. 18-20.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) [Текст]. – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО) [Текст]. – Москва : Просвещение, 2016. – 56 с.