ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ 12
1.1. Государственная поддержка малого предпринимательства: понятие и
содержание 12
1.2. Модели государственной поддержки малого предпринимательства в
России и зарубежных странах 22
1.3. Стратегические направления государственной поддержки малого предпринимательства 29
Глава 2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА КАК ФОРМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 45
2.1. Нормативно-правовые акты, регулирующие государственный заказ на
закупку товаров и услуг для государственных нужд 45
2.2. Механизм проведения конкурса в системе закупок товаров и услуг для
государственных закупок 51
2.3. Специфика участия малого предпринимательства в закупках в качестве
поставщика продукции и услуг для государственных нужд 59
2.4. Основные проблемы участия малого предпринимательства в конкурсах
на поставку продукции и услуг для государственных нужд 66
2.5. Основные направления развития и совершенствования системы
муниципальных закупок товаров и услуг для государственных нужд как формы поддержки малого предпринимательства 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 92
ПРИЛОЖЕНИЯ
По данным ФНС России, в едином государственном реестре на 1 июня 2018 г. зарегистрировано 263 339 субъектов малого бизнеса. Между тем, тот же показатель на 1 января 2017 г. - 268 488. Таким образом, приведенные цифры свидетельствуют о снижении числа субъектов малого бизнеса почти на 2 %, что не может не актуализировать еще более глубокое доктринальное исследование проблем и применяемых инструментов поддержки малого бизнеса.
В условиях развития существующей рыночной экономики главная роль отводится институту предпринимательства, перманентно нуждающемуся в учреждении необходимых нормативных и экономических условий функционирования от имени всей системы публично-правовых образований. В этом разрезе особое внимание важно уделить формированию действенной системы государственных закупок, обеспечивающей для малого бизнеса необходимые заказы для производства и продажи продукции или услуг для удовлетворения общественных нужд, ведь именно ее следует считать наиболее гибким инструментом экономический политики государства, и одновременно признанным мощным инструментом регулирования предпринимательства в целом.
Для преломления негативных тенденций в развитии малого и среднего бизнеса и в целях обеспечения устойчивого развития экономики, улучшения ее структуры и роста среднего класса Минэкономразвития России разработало проект Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия 2030), который в дальнейшем был принят. Стратегия базируется на организационных и нормативных правовых основах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, которые сложились к настоящему времени в России. Принятие такого документа обусловило реализацию мероприятий по поддержке бизнеса на основе особого - программного подхода, т.е. различных мероприятий, выстроенных в определенную системную последовательность и приводящих к заранее поставленному желаемому результату.
В сложившихся условиях необходимо, полагаем, всесторонне исследовать аспекты об использовании публичными и корпоративными заказчиками всего потенциала современного предпринимательства, способного оптимизировать их закупочную деятельность на основе применения принципов, функций и инструментов предпринимательской активности. Этот же инструмент будет полезен и в целях повышения эффективности использования средств государственного бюджета, выделяемых на финансовое обеспечение государственных закупок федеральных целевых программ.
Имеющиеся разночтения и сложности в реализации потенциала государственных заказов в системе регулирования предпринимательства определяют актуальность выбранной темы диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы.
На данный момент исследование проблем увеличения эффективности функционирования государственных закупок с позиции совершенствования поддержки развития малого бизнеса предполагает непреходящее обращение к данному аспекту со стороны ученых-теоретиков и практиков. Проблемы теории развития предпринимательства и государственного заказа нашли отражение в трудах таких зарубежных учёных как Д. Норт, В. Ойкен, М. Портер, П. Самуэльсон, Дж. Стиглиц Й. Шумпетер, и другие. Среди российских учёных, которые посвятили свои труды исследованию государственного заказа как инструмента макроэкономического регулирования и поддержки предпринимательской деятельности следует выделить: Л.И. Абалкина, О.В. Анчишкину, А.Н. Асаула, М.В. Афанасьева, Н.В. Афанасьеву, О.М. Воробьеву, В.А. Гневко, O.A. Демидова, А.И. Добрынина, М.Я. Евраева, Л.Г. Каранатову, К.В. Кичика, В.А. Кныша, И.В. Кузнецова JI.J1. Лозенко, Н.В. Нестеровича, В.А. Плотникова, Д.А. Рубвальтера, И.И. Смотрицкую, В.А. Федоровича, A.A. Храмкина, Л.И. Якобсона, A.A. Яковлева.
Однако, несмотря на наличие внушительного объёма теоретических изысканий в рассматриваемой сфере, можно констатировать лишь небольшой объем научно-теоретических наработок в аспекте содействия процедурам развития малого бизнеса через механизм государственного заказа: методы поддержки предпринимательства, в том числе предоставление преференций субъектам малого предпринимательства, адаптация зарубежного опыта поддержки предпринимательства с помощью государственного заказа, способы осуществления государственного заказа, модель взаимодействия государства и предпринимательства для оптимизации деятельности участников размещения заказа и др. Это обуславливает необходимость проведения дальнейших исследований.
Научная новизна. В ходе написания данной работы нами было выдвинуто три положения, претендующие на научную новизну:
1) Разработано понятие «зон с низкой деловой активностью малого предпринимательства» в законодательстве о поддержке малого бизнеса в целом и в сфере госзакупок, которое, в частности, позволит определить перечень дополнительных преференций для тех территорий, которые наиболее в этом нуждаются. При этом под зоной низкой деловой активности малого предпринимательства следует понимать «часть территории субъекта Российской Федерации, на которой устанавливается особый правовой режим обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения развития малого бизнеса». Критерий выделения перечня таковых должен быть связан с отрицательными показателями индикаторов развития малого предпринимательства согласно проводимой Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г.
2) Предложена и обоснована необходимость дифференцированной поддержки отдельных групп малого бизнеса путем установления обособленных квот в объеме государственных и корпоративных закупок.
3) Отмечается возможность повышения эффективности мер поддержки малого бизнеса, при нормативном закреплении возможности в рамках проведения одной закупки, в случае предложения двух равных низких цен несколькими претендентами на заключение договора, одним из которых является представитель малого бизнеса, определить победителя в пользу второго.
Теоретическая значимость работы. Рассмотрены основные положения о поддержке малого бизнеса через размещение государственных заказов.
Исследован опыт зарубежных стран и России в развитии поддержки малого бизнеса в сфере государственных и муниципальных закупок.
Практическая значимость полученных результатов состоит в возможности использования содержащихся в ней положений, выводов для совершенствования экономической политики поддержки малого бизнеса, для дальнейшей научной разработки проблем в сфере развития малого предпринимательства в Российской Федерации, использования в учебных целях.
Целью исследования является совершенствование государственного заказа как формы поддержки малого предпринимательства.
Задачи:
1) раскрыть теоретические аспекты государственной поддержки малого предпринимательства;
2) изучить стратегические направления государственной поддержки малого предпринимательства;
3) установить роль государственного заказа как формы поддержки малого предпринимательства
4) исследовать механизм проведения конкурса в системе закупок товаров и услуг для государственных закупок
5) выявить основные проблемы участия малого предпринимательства в конкурсах на поставку продукции и услуг для государственных нужд
6) разработать предложения по совершенствованию системы муниципальных закупок товаров и услуг для государственных нужд как формы поддержки малого предпринимательства.
Объектом исследования является государственный заказ как форма поддержки малого предпринимательства.
Предметом исследования является совершенствование государственного заказа как формы поддержки малого предпринимательства.
Информационной базой исследования являются отечественные и зарубежные периодические издания, законодательная база России, международные нормативные акты, данные российских официальных органов - Корпорации поддержки малого бизнеса, международных экономических и финансовых организаций, а также материалы, полученные в сети Интернет.
Апробация результатов представлена в опубликованных трудах, выступлении на II Всероссийской научно-практической конференции «Территории опережающего социально-экономического развития: вопросы теории и практики научно-практической конференции».
По теме диссертации были опубликованы работы в журналах «Вопросы экономики и права», находящийся в перечне ВАК:
1. Жук С.И., Крапивин В.Л. «Категория «зоны низкой деловой активности как инструмент поддержки малого бизнеса» // Вопросы экономики и права. 2018. № 5. С. 7 - 11.
Также были опубликованы труды, находящиеся в перечне РИНЦ:
1. Крапивин В.Л. К вопросу о поддержке малого бизнеса в ТОСЭР (при удовлетворении государственных и муниципальных нужд) // Территории опережающего социально-экономического развития: вопросы теории и практики: материалы II Всероссийской научно-практической конференции, г. Набережные Челны, 14 мая 2018 г. Казань: Изд-во «Познание» Казанского инновационного университета, 2018. С. 99 - 103.
Сборники докладов научно-практических конференций:
1. Камалтдинов И.И., Крапивин В.Л. Организационное обеспечение программно-целевого подхода поддержки малого и среднего предпринимательства в РФ // Сборник статей Международной научно-исследовательской конференции «Проблемы и перспективы реализации системы государственно - частного партнерства» (Пермь, 25 мая 2018 г.). Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2018. С. 25-28.
2. Камалтдинов И.И., Крапивин В.Л., Мусабирова Д.А. Критерии эффективности реализации региональных и муниципальных программ поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации // Сборник статей Международной научно-исследовательской конференции «Проблемы и перспективы реализации системы государственно - частного партнерства» (Пермь, 25 мая 2018 г.). Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2018. С. 28-31.
Методическая основа исследования. Методологическую основу данного исследования составляют универсальные общенаучные методы, такие как, аналитический, синтетический, индуктивный, дедуктивный, аксеологический, исторический, метод системного анализа.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (8 параграфов), заключения, списка использованной литературы.
Введение содержит краткий обзор текущей работы.
В первой главе раскрываются теоретические основы государственной поддержки малого предпринимательства, а именно ее понятие и содержание, модели государственной поддержки малого предпринимательства в России и зарубежных странах и стратегические направления государственной поддержки малого предпринимательства. Вторая глава посвящена рассмотрению роли государственного заказа как формы поддержки малого предпринимательства, а именно изучению нормативно-правовых актов, регулирующих государственный заказ на закупку товаров и услуг для проблемы участия малого предпринимательства в конкурсах на поставку продукции и услуг для государственных нужд и основные направления развития и совершенствования системы муниципальных закупок в этой сфере.
Заключение содержит основные результаты выполненной работы, список использованной литературы содержит 85 наименований по выбранной тематике.
Бесспорно, что малый бизнес является важным индикатором развития рыночных отношений. Справедливо, что именно потенциал, реализуемый собственниками бизнеса не крупного порядка, производить и реализовывать товары и услуги является итогом грамотной политики государства и его структурных частей, особенно в части нивелирования административных барьеров. Конечно, по показателю доли вклада микро- и малого бизнеса в валовую добавленную стоимость и оборотам, крупный бизнес естественно будет лидировать. Однако роль малого бизнеса заключается не в стремлении увеличивать объемы производства, а в возможности занимать те ниши рынка, в которых крупный бизнес работать, не способен в силу своей мощности или не желает в силу специфики и стандартности многих промышленных производств.
Основные мероприятия и меры, предпринимаемые нашим государством для достижения минимального общемирового уровня развития малого бизнеса (40 - 70% от числа предпринимателей), отражены в Стратегии 2030 г.
Прогноз предполагает рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства к 2030 году в 1,3 раза до 7,7 млн. субъектов, в том числе 5,4 млн. индивидуальных предпринимателей. Такой прирост должен быть обеспечен системной поддержкой малого и среднего предпринимательства со стороны государства, развитием инфраструктуры, включая особые внедренческие и инновационные зоны.
В целом уже сейчас в России рассматриваемая ниша бизнеса обладает значительным потенциалом, хотя пока и не заняла значительного, достойного места в сфере экономике.
В тексте данного документа прослеживается проводимая нашим законодателем линия расширения мероприятий по поддержке малого предпринимательства через квотирование контрактов, заключаемых для государственных и муниципальных нужд, а также потребностей отдельных видов юридических лиц, предусмотренных ФЗ № 223-ФЗ (их принято именовать «корпоративными нуждами»).
Разграничение сфер малого, среднего и крупного предпринимательства в правовом отношении стоит производить, исходя из специфики правового положения субъектов, действующих в этой области, их структурно-организационного построения в рамках осуществления предпринимательской деятельности, а также юридических особенностей государственного воздействия (стимулирования-ограничения) на указанных субъектов. Соответственно, базовым правовым признаком, разграничивающим сферы малого, среднего и крупного предпринимательства, является субъектный признак. Критерии этих субъектов достаточно четко предусмотрены в законе, но тем не менее не лишены ряда недостатков.
Исходя из анализа природы малого и среднего предпринимательства, можно утверждать, что его сущностные особенности неизбежно приводят к необходимости проведения в отношении его представителей протекционистской государственной политики. Понимание этого обстоятельства возникло у представителей юридической науки довольно давно.
Ныне действующий - основополагающий - акт в этой сфере: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации« под субъектами малого и среднего предпринимательства понимает внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физических лиц, внесенных в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства.
На некорректность использования терминов «хозяйствующий субъект« и «предприятие» обращалось внимание в научной литературе. Вместе с тем возможен и иной вариант решения проблемы - «легальное возрождение термина «предприятие» с закреплением его содержания в действующем российском законодательстве, а также в Предпринимательском кодексе в случае его принятия». Представляется более правильным изменить наименование «малые и средние предприятия» на субъекты малого и среднего предпринимательства.
Исходя из анализа природы малого предпринимательства, можно утверждать, что его сущностные особенности неизбежно приводят к необходимости проведения в отношении его представителей протекционистской государственной политики. Понимание этого обстоятельства возникло у представителей юридической науки довольно давно.
Нормативное закрепление и использование «финансовых» показателей имеет ряд недостатков. Во-первых, они очень зависимы от различных колебаний в экономике: высокой инфляции, резкого изменения курса рубля, снижения ВВП (рецессия) и даже высоких темпов экономического роста, внешнеэкономической конъюнктуры и других макроэкономических параметров. При нынешней инфляции за пять лет цены вырастут не менее чем в 1,5 раза, что может привести большинство микро-, малых и средних предприятий к потере возможности получить государственную поддержку. Отсюда пятилетний срок определения таких показателей Правительством РФ, установленный в Законе, вряд ли можно считать реальным. Поэтому необходимо внести поправку в ст. 4 ФЗ № 209-ФЗ, предоставив право на установление сроков и изменение данных показателей Правительству РФ, предусмотрев при этом минимальный срок - не менее 2 лет.
Государственная политика по поддержке предпринимательства прошла путь от отдельных предприятий по его инвестиционной поддержке к целостному комплексу мер, направленному на становление и развитие отечественного малого бизнеса. Однако существующая государственная поддержка кредитования малого и среднего предпринимательства может быть охарактеризована как недостаточно эффективная, что требует принятия мер по корректировке механизма кредитно-финансовой поддержки малого бизнеса.
Существующая система государственной поддержки малого бизнеса приводит к тому, что центр тяжести государственной поддержки малых предприятий все больше смещается в сторону регионов и муниципальных образований, а финансовые средства по-прежнему концентрируются в центре. При этом подавляющее большинство субъектов малого предпринимательства осуществляют свою хозяйственную деятельность на локальных (местных и региональных) рынках, что усиливает значение управления ими со стороны территориальных органов власти и повышает требования к результативности программных мероприятий, базирующихся на системе их оперативной оценки. В качестве ключевых критериев, позволяющих быстро и адекватно оценить ход программных мероприятий, предлагаются: уровень (качество) функционирования организационной составляющей; уровень (качество) функционирования (бюджетной) финансовой составляющей; уровень (качество) функционирования мониторинга хода программных мероприятий.
Программно-целевой метод при государственной поддержке малого и среднего бизнеса является одним из направлений и инструментов государственной управленческой политики, юридически опосредуемой утверждением государственных программ ограниченного срока реализации, закрепляющих систему правовых средств удовлетворения бизнеса в протекционистских целях при помощи государства.
Однако такая ситуация приводит к явному недооцениваю потенциала госзакупок как инструмента поддержки и развития малого бизнеса. При этом, отметим, что развитие субъектов малого бизнеса в системе проведения госзакупок обладает двояким значением. Повышение роста количества закупок у лиц, входящих в круг малого предпринимательства приведет, с одной стороны, к экономии бюджетных средств, а с другой — к увеличению числа субъектов изучаемой категории и их денежному вкладу в ВВП.
Органам власти следует сосредоточить свой интерес на более серьезном соблюдении требований легального массива, устанавливающих директиву закупать у лиц МП не менее 15 % от годового объема продаж, а также ввести персональную ответственность за несоблюдение таких требований. По-прежнему в системе государственных закупок остается целый комплекс нерешенных проблем, а сам механизм проведения торгов для малого бизнеса требует внедрения определенных изменений.
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 09.03.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 26.12.2017) // Собр. законодательства Рос.Федерации. 1998. № 3. Ст. 3823.
3. Гражданский кодекс РФ. Часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 22.05.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 5. Ст. 410.
4. Гражданский кодекс РФ. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 23.05.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.
5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 23 июня 2016 г. № 222-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2016. - № 26 (Часть
I) . - Ст. 3891.
6. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федер.
закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Собр.
законодательства Рос. Федерации. 2014. № 26 (часть I). Ст. 3378.
7. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федер. закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // Собрание законодательства РФ.
2013. № 14. Ст. 1652.
8. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: федер. закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ (ред. от 07.06.2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4571.
9. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности: федер. закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ (ред. от 29.12.2012) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 31. Ст. 3923.
10. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 31. Ст. 4006.
11. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: федер. закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 30 (ч. 1). Ст. 3105.
12. О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства: указ Президента РФ от 5 июня 2015 г. № 287 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 23. Ст. 3306.
13. О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: постановление Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. № 265 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 15. Ст. 2097.
14. Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. N 1352 (ред. от 15.11.2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. №
51. Ст. 7438.
15. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 г.: закон РТ от 17 июня 2015 г. № 40-ЗРТ // Республика Татарстан. 2015. № 83.
16. Об утверждении Порядка предоставления субсидии организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан: постановление КМ РТ от 5 декабря 2014 г. № 944 // СБОРНИК постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 2014. № 93. Ст. 2883.
17. О создании государственного автономного учреждения «Бизнес- инкубатор г. Набережные Челны: постановление КМ РТ от 27 марта 2009 г. № 181 // СБОРНИК постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. - 2009. - № 17. - Ст. 634.
18. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» (вместе с «Планом мероприятий («дорожной картой») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года»: распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р (ред. от 08.12.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 24. Ст. 3549.
19. Программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства муниципального образования город Набережные Челны на 2017-2019 годы» [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
20. О предприятиях и предпринимательской деятельности: закон РСФСР от 25 декабря 1990 № 445-1 (в ред. от 30.11.1994) (утратил силу) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 30. Ст. 418.
21. Определения Конституционного суда РФ от 8 февраля 2017 г. № 130-О-О [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
22. Постановление ФАС Поволжского округа от 31 января 2017 г. [Электронный ресурс]: по делу № А55-7382/2016. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
23. Постановление ФАС Московского округа от 26 февраля 2017 г.
[Электронный ресурс]: по делу № А40-73320/16-148-693. Документ
опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
24. Официальный сайт ФНС России [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/5953349 (дата обращения: 22.05.2018).
25. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс
26. Рекомендация Еврокомиссии об определении микро-, малых и средних предприятий 2003/361/ЕС [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
27. Управление экономического развития и поддержки предпринимательства Исполнительного комитета города Набережные Челны [Электронный ресурс]. URL: http://mert.tatarstan.ru/rus/programmi-podderzhki- predprinimatelstva-v-2015.htm(дата обращения: 22.05.2018).
28. Акьюлов Р.И. Современные методы управления развитием малого предпринимательства в российских регионах // Вопросы управления. 2016. № 2 (20). С. 178-183.
29. Албегов Р.З. Гражданско-правовые проблемы осуществления деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства: автореф. дисс. ... к.ю.н. М., 2013. 24 с.
30. Андреева Л.В. Государственный контракт как эффективный способ обеспечения государственных нужд // Гражданское право. 2016. № 5. С. 3 - 8.
31. Андреева Л.В. Закупки товаров для федеральных государственных
нужд: правовое регулирование [Электронный ресурс]. Документ
опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
32. Анчишкина О.В. Контрактная система Российской Федерации: особенности функционирования сферы государственных и муниципальных закупок, закупок отдельных видов юридических лиц // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2017. № 4. С. 53-88.
33. Багова А.Ю. Зарубежный опыт поддержки малого и среднего предпринимательства (на примере Японии и США) // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». 2013. № 2. С. 42 - 50.
34. Бадриева Г.Р. Институционально-экономический анализ малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан // Приоритетные задачи и стратегии развития экономики и менеджмента сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2017. С. 75-77.
35. Беликова К.М., Ахмадова М.А. Государственно-частная поддержка деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Индии: некоторые аспекты // Гражданское право. 2013. № 3. С. 34 - 42.
36. Белых В.С., Звездина Т.М. Субъекты малого и среднего
предпринимательства: понятие, признаки, критерии // Журнал
предпринимательского и корпоративного права. 2016. № 2. С. 14 - 22.
37. Беляева О.А. Правовые проблемы аукционов и конкурсов [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
38. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство: теория и практика. М., 2016. 200 с.
39. Борисов А.Н., Трефилова Т.Н. Комментарий к Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (постатейный) [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».
40. Вайпан В.А. Основы правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства // Право и экономика.
2015. № 12. С. 3 - 8.
41. Вайпан В.А., Егорова М.А. Основные принципы и направления правового регулирования в сфере малого и среднего предпринимательства по Стратегии-2030 // Юрист. 2016. № 18. С. 2 - 6.
42. Валеев Д.Х. Особенности заключения гражданско-правового договора на публичных торгах / // Современное право. 2002. № 4. С. 76 - 90.
43. Галкин В.Ю. Совершенствование механизма проведения торгов в системе государственных закупок для малых предприятий // Известия Санкт- Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 2 (92). С. 83-87.
44. Гатина Л.И. Программно-целевой метод управления на производстве и в сфере государственного управления в Республике Татарстан // Управление устойчивым развитием. 2016. № 6 (07). С. 50 - 65.
45. Гафарова Г.Р. Вопросы государственного регулирования ценообразования в бюджетном праве // Юридический мир. 2012. № 9. С. 25 -
29.
46. Горбунова О.Н., Вершило Т.А. Планирование в бюджетных отношениях как функция государственного управления: правовые проблемы и пути решения // Финансовое право. 2018. N 2. С. 16 - 19.
47. Гордеева О.В. Малое и среднее предпринимательство: особенности функционирования и налогового регулирования // Налоги. 2012. № 22. С. 7 - 14.
48. Грибанов Д.В. Стратегии и программы как специфические правовые документы в сфере инновационного развития // Российская юстиция. 2011. № 11. С. 2 - 9.
49. Елисева Т.Ф., Сенашов С.И., Куимов В.В. Поддержка малого бизнеса в странах Европейского союза [Электронный ресурс] // URL: http://e- negotiant.ru/organization-torgovli/50-organization-torgovli/240-support-small- business.html.http://www.rfbr.ru/rffi/ru/bulletm/o_1967517#39(дата обращения: 22.05.2018).
50. Ершова И.В. Дефиниция субъекта малого и среднего
предпринимательства: законодательные, статистические, доктринальные
подходы // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 9. С. 1120 - 1134.
51. Ершова И.В. Особенности правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства: пробелы и противоречия законодательства // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2012. № 5. С. 39 - 42.
52. Жукова А. Большой прячется за малым // Российская газета. 2015. 17 марта.
53. Загоруйко И.Ю., Фролович Э.М. Исследование развития и оптимизации малого предпринимательства в России в условиях мирового кризиса // Вестник Пермского университета. 2012. № 3. С. 105 - 114.
54. Иванова Ж.Б., Касперских Е.Ф. Проблемы правового регулирования государственной имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства // Российская юстиция. 2013. № 8. С. 40 - 48.
55. Исютин-Федотков Д.В. Тенденции деградации современных корпоративных закупок // Гражданское право. 2017. N 4. С. 17 - 19.
56. Калинина Л.Е. Программно-целевой метод как метод государственного управления // Российская юстиция 2012. № 12. С. 32 - 40.
57. Косарев К.В. Некоторые проблемы Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Право и экономика. 2013. № 7. С. 18 - 32.
58. Крамской В.В. Запросы котировок и предложений: отдельные проблемы применения положений законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и пути их решения // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 9. С. 24 - 40.
59. Красненкова Е.В., Чечурина А.В. К вопросу о правовом регулировании малого предпринимательства в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2016. № 8. С. 670 - 685.
60. Кротов И.И. Вовлечение малого предпринимательства в систему государственных и муниципальных закупок как элемент развития территориальных (пространственно-временных) общественных систем // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Биологические науки. 2015. № 1 (60). С. 86-97.
61. Кукин А.В., Еременко Ю.В., Плешанова О.П. Малый бизнес: проблема аффилированности и искусственного дробления // Закон. 2017. N
12. С. 92 - 107.
62. Куличев Р.Б. Контрактная система - новации законодательства // Право и экономика 2013. № 6. С. 18 - 25.
63. Макаров А.Н. О квазирезультатах в развитии малого бизнеса и об эвристическом потенциале институционализма // Теоретическая экономика. 2017. № 5 (41). С. 28-37.
64. Маковлева Е.Е. Анализ практики государственных и муниципальных закупок у субъектов малого предпринимательства // Интернет-журнал Науковедение. 2016. № 2 (33). С. 52 - 59.
65. Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение / Л.В. Андреева, Т.А. Андронова, Н.Г. Апресова и др.; отв. ред. И.В. Ершова. М.: Юриспруденция, 2017. 356 с.
66. Малый бизнес в Японии. [Электронный ресурс] // URL: http://concept-science.com/ blog/biz/28.html (дата обращения: 22.05.2018).
67. Мещерякова А.А. Эволюция законодательства о критериях малого и среднего предпринимательства в России и Китае // Международное публичное и частное право. 2014. № 5. С. 25 - 32.
68. Нестеренко Ю.Н. О новых условиях участия малого инновационного бизнеса в реализации государственного заказа // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2014. № 21 (144). С. 30-37.
69. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 2015. - 1056 с.
70. Прохорская А.Ю. Правовое регулирование деятельности субъектов среднего предпринимательства // Право и экономика. 2016. № 9. С. 12 - 18.
71. Публичные закупки: проблемы правоприменения. Материалы IV
Международной конференции (10 июня 2016 г., МГУ имени М.В.
Ломоносова). М.: Юстицинформ, 2016. 760 с.
72. Татаринцева К.В. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства на начальном этапе развития // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». 2013. № 2. С. 40 - 45.
73. Тимаков А. Закупочная деятельность. Нормативное регулирование и тенденции развития // ЭЖ-Юрист. 2016. N 17-18. С. 12.
74. Трефилова Т.Н. Федеральные законы № 44-ФЗ и № 94-ФЗ:
сравнительный аналитический обзор [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
75. Фукина С.П., Гуфурова Г.Т., Нотфуллина Г.Н. Государственные закупки как инструмент развития малого и среднего предпринимательства в России // Экономика региона. 2016. № 4. С. 1233-1243.
76. Чимбеев А.Н. Особенности поддержки малого и среднего предпринимательства за рубежом // Международное публичное и частное право. 2014. № 5. С. 42 - 59.
77. Чукреев А.А. К проблеме легального определения предпринимательской деятельности // Российский юридический журнал. 2015. № 2. С. 108 - 115.
78. Госзакупки закроются для малого бизнеса [Электронный ресурс].
URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/04/27/768041-
goszakupki-malogo-biznesa (дата обращения: 22.05.2018).
79. Объем закупок субъектов малого предпринимательства РТ возрос на 1,2 млрд рублей в 2017 году [Электронный ресурс]. URL: https://kam.business-
gazeta. ru/news/370275?utm_source=chelny&utm_campaign=must-have (дата
обращения: 22.05.2018).
80. ФАС: госзакупки у малого бизнеса ежегодно должны составлять
не менее 2 трлн руб. [Электронный ресурс]. URL: URL:
http://tass.ru/ekonomika/3950266(дата обращения: 22.05.2018).
81. Felsted K. Symposium aims to help businesses win government contracts // The Enterprise. Oct 14. 2013. Vol.43(9). p. 1.
82. Justice Department Pays Legal Fees To American Small Business League // Business Wire, Feb 9, 2010.
83. Peters R.; Naicker V. Small medium micro enterprise business goals and government support: A South African case study // South African Journal of Business Management. Dec 2013. Vol.44(4). pp.13-24.
84. Herrington Rachel N. Five years in: a review of the women-owned small business federal contract program // Public Contract Law Journal, Wntr.
2016. Vol.45(2). p.359(23).
85. Koprince S., Schoonover M. Women-Owned Small Business Program Growing Pains // Contract Management. Sep 2015. Vol.55(9). pp.48-51,53-55,57.