ИЗУЧЕНИЕ МИФА О ВЕЛИКОМ ГРЕШНИКЕ В ПОЭМАХ М. И. ЦВЕТАЕВОЙ «ЧАРОДЕЙ», «ЦАРЬ-ДЕВИЦА», «ЕГОРУШКА» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОГО ЗВЕНА
Введение 3
Глава 1. Миф о великом грешнике в русской литературе (этапы эволюции и бытования) 13
1.1. Формирование мифа о великом грешнике в народном сознании и
литературе 13
1.2. Образы «великих грешников» в русской литературе конца XIX века 15
1.3. Виды героев-грешников в литературе Серебряного века 30
Глава 2. Трансформация мифа о великом грешнике в поэмах М. И. Цветаевой 40
2.1. Миф о великом грешнике в поэме «Чародей» 40
2.2. Средства и приёмы создания страстных героев в поэме
М.И. Цветаевой «Царь-девица» 44
2.3. Трансформация мифа о великом грешнике в поэме
М. И. Цветаевой «Егорушка» 62
Глава 3. Теоретические и практические основы формирования и развития исследовательской компетенции обучающихся основного звена на уроках литературы 67
3.1. Сущность и понятие исследовательской компетентности.
Основные компоненты исследовательской компетенции 67
3.2. Педагогические технологии, способствующие формированию
исследовательской компетенции 81
3.3. Развитие исследовательской компетенции у учащихся 9-го класса МБОУ «Бухарайская ООШ» при работе в литературном клубе «Рябина» имени М. И. Цветаевой 87
Заключение 93
Библиография 101
Приложения
Рассматривая произведения русской классической литературы, исследователи нередко обращают внимание на присутствие в литературных творениях от эпохи романтизма до чеховской «Дуэли» и поздних повестей и рассказов Л. Н. Толстого некоего повторяющегося сюжета о покаянии и спасении великого грешника. Значимость этого историко-культурного феномена для русской литературы и национального самосознания сомнений не вызывает, но его природа и происхождение, на наш взгляд, исследованы недостаточно. Если писатели-классики ощутили значение образа кающегося грешника для процесса самоидентификации русского сознания уже в пореформенную эпоху, то ученые обратили внимание на интересующее нас явление относительно поздно. Несмотря на это, подобный сюжет, постоянно возрождаясь независимо от исторических событий и сложностей той или иной эпохи, постепенно переходит в устойчивый архетип, не теряющий свою актуальность и по сей день.
В русской литературе XIX-XX веков выдвинулась целая плеяда великих поэтов и писателей, чьи творения в той или иной мере соответствуют строением своего сюжета богословской триаде «грех- покаяние-спасение». Одним из таких деятелей литературы является Марина Ивановна Цветаева, жизнь которой, как и многие сюжеты ее творческих шедевров, близка вышеуказанной богословской триаде. В связи с этим творческое наследие, оставленное великой русской поэтессой своему читателю, вызывает особый интерес, позволяющий обращаться к ее произведениям на уроках литературы с целью повышения уровня филологической культуры выпускников современной школы.
Одним из наиболее важных требований к сегодняшнему выпускнику является глубокое понимание им тенденций и закономерностей литературного процесса, осознание смысловых и нравственных положений, скрытых в литературном произведении, владение искусством слова.
Необходимость улучшения качества литературного образования была отмечена еще в «Стратегии модернизации российского образования до 2010 года», положившей начало применению компетентностного подхода в образовании. Устоявшаяся схема «знания-умения-навыки» для определения соответствия выпускника школы требованиям общества стала недостаточной, традиционные ЗУНы уступили место компетенциям. Компетенция представляет собой совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для продуктивной деятельности.
В условиях перехода к компетентностно-ориентированному образованию привлечение к исследовательской деятельности творчески мыслящих учащихся стало одной из главных целей воспитательно¬образовательного процесса. Среди ключевых компетенций исследовательская является ведущей. Она предполагает формирование у обучающегося способности ставить и решать исследовательские задачи; осуществлять поиск и необходимую обработку научной информации; создавать значимые продукты исследовательской деятельности; эффективно строить научное общение.
Достижения последних десятилетий в области филологии предоставляют широкие возможности для научных изысканий разного рода, а вопросы теории и практики анализа текста по-прежнему привлекают внимание не только ученых-филологов, но и преподавателей высшей и средней школы. Изначально филология как наука была тесно связана с изучением литературных произведений. Однако в условиях ХХ века внутри филологии произошло разделение литературоведческого и лингвистического аспектов анализа художественного текста: литературоведение, как правило, занималось изучением идейно¬тематического содержания литературных произведений, а лингвистика- исследованием языковых средств, функционирующих в тексте и обеспечивающих его построение.
В последние десятилетия вполне оправданным становится формирование нового интегрального научного подхода к анализу текста, который принято определять как «филологический анализ». Использование филологического анализа текста в качестве средства формирования исследовательской компетенции школьников на уроках литературы позволяет добиваться гораздо более успешных результатов в сравнении с традиционными методами репродуктивного изучения данного предмета, ставшего неэффективным в условиях современного образования.
В ходе педагогической практики и подробного рассмотрения методической литературы, характеризующей работу учителей-практиков по формированию исследовательской компетенции обучающихся мы обнаружили следующие сложности при изучении художественных произведений:
- чаще всего задания, предлагаемые учащимся на уроках литературы, носят репродуктивный характер;
- проводя анализ литературных произведений, педагоги не уделяют достаточного внимания анализу уровня сформированности исследовательских умений учащихся;
- как правило, в процессе формирования исследовательской компетенции учащихся в различные виды работ включаются чаще всего одаренные ученики, остальным обучающимся не уделяется должного внимания.
Актуальность изучения творческого наследия М. И. Цветаевой, а также выявленные недостатки в работе по формированию исследовательской компетенции на уроках литературы определили тему выпускной квалификационной работы: «Изучение мифа о великом грешнике в поэмах М. И. Цветаевой “Чародей”, “Царь-Девица”, “Егорушка”, как средство формирования исследовательской компетенции у обучающихся основного звена».
Степень изученности рассматриваемой проблемы. В связи с переходом к компетентностно-ориентированному подходу проблема формирования компетенций привлекла к себе пристальное внимание широкого круга ученых. На сегодняшний день единого объективного понятия компетентностного подхода еще не сформировано, до сих пор однозначно не определено само понятие «компетенция», что обуславливает существование множества точек зрения на его трактовку: некоторые ученые приравнивают его к таким понятиям, как «компетентность», «образованность», «осведомленность». Активно ведется анализ понятий «компетенция» (А. Г. Бермус, В. В. Краевский, А. В. Хуторской, С. Г. Воровщиков, К. Ш. Ахияров и др.) и «компетентность» (Н. Хомский, А. В. Хуторской, С. Г. Воровщиков, К. Ш. Ахияров и др.), с разных аспектов раскрывается суть компетентностно-ориентированного подхода. Теоретические, дидактические, методические основы развития исследовательской деятельности учащихся представлены в работах А. В. Леонтовича, М. Н. Арцева и др. Теоретическая сторона проблемы исследовательской компетенции, а также определения понятия «исследовательская компетенция» рассмотрена в трудах таких ученых, как А. В. Хуторской, И. И. Холодцова, Н. И. Плотникова, К. Ш. Ахияров, Е. В. Бережнова и др. Компонентные составляющие исследовательской компетенции представлены в работах С. И. Осиповой, А. Э. Ишковой и др.
В числе ученых, сделавших феномен мифа о великом грешнике объектом специального исследования, необходимо назвать имена Ю. М. Лотмана, Р. Г. Назирова и М. М. Бахтина. Непосредственному изучению мифа о великом грешнике посвящена статья М. Н. Климовой «К вопросу о происхождении мифа о великом грешнике в русской литературе».
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были исследованы роль и место, средства и способы реализации мифа о великом грешнике в поэмах Марины Ивановны «Чародей», «Царь-Девица» и «Егорушка»; изучены сущность и структура исследовательской компетентности в психолого-педагогической и методической литературе, касающейся этого вопроса. Выявлены технологии, методы и приемы обучения, которые необходимо использовать при формировании исследовательской компетенции. Новизна данной работы заключается в предпринятой попытке активизировать исследовательскую деятельность обучающихся на занятиях по литературе посредством изучения мифа о великом грешнике в вышеуказанных поэмах Марины Цветаевой в рамках работы литературного клуба «Рябина», функционирующем на базе МБОУ «Бухарайская ООШ», и сформировать у них основы исследовательской компетенции.
Объектом нашего исследования является процесс формирования исследовательской компетенции обучающихся, предметом - формирование исследовательской компетенции обучающихся основного звена посредством изучения поэм Марины Ивановны Цветаевой «Чародей», «Царь-Девица» и «Егорушка» на факультативных занятиях по литературе.
Гипотеза исследования: процесс формирования исследовательской компетенции учащихся основной школы на уроках литературы будет проходить более успешно, при соблюдении следующих условий:
- осуществление целенаправленного формирования компонентов исследовательской компетентности на основе дифференцированного подхода к учащимся;
- использование методов и приемов обучения, позволяющих
организовывать исследовательскую деятельность учащихся;
- систематическое проведение на уроках литературы филологического анализа, объединяющего литературоведческий и лингвистический анализы художественных текстов;
- использование поэм М. И. Цветаевой для совершенствования навыков исследовательской деятельности.
Цель исследования: оценить степень влияния изучения мифа о великом грешнике в поэмах М. И. Цветаевой «Чародей», «Царь-Девица», «Егорушка» на формирование исследовательской компетенции обучающихся основного звена на факультативных занятиях по литературе.
Достижение цели определяет необходимость решения следующих теоретических и практических задач:
- дать общую характеристику мифу о великом грешнике, теоретически охарактеризовать этапы его бытования в русской литературе;
- проанализировать произведения конца XIX - начала XX вв. для выявления места и роли в них мифа о великом грешнике;
- рассмотреть поэмы М. И. Цветаевой на предмет наличия в них мифа о великом грешнике;
- проанализировать средства и способы создания страстных героев-грешников в поэмах «Чародей», «Царь-Девица», «Егорушка»;
- изучить сущность и структуру исследовательской компетенции в психолого-педагогической литературе;
- выявить наиболее эффективные технологии, методы и приемы обучения, подходящие для использования на уроках литературы при формировании исследовательской компетенции учащихся основной основного звена;
- апробировать условия формирования исследовательской компетенции учащихся основной школы в рамках работы в формате литературного клуба.
Характер работы определил методы исследования. Для реализации цели исследования, решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы нами были использованы следующие методы:
- теоретические: метод сплошной выборки и описательный метод, применяемые при анализе и отборе лексического материала; метод сопоставительного анализа текстов рассматриваемых произведений; анализ педагогической, психологической литературы, изучение нормативных и программно-методических документов по проблеме исследования, проектирование процессов;
- эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, изучение продуктов деятельности обучающихся, моделирование, обобщение педагогического опыта.
Практическая значимость. Полученные в процессе исследования данные могут быть использованы при дальнейшем освещении вопроса о соответствии тех или иных произведений богословской триаде «грех - покаяние - спасение»; вопроса о формировании исследовательской компетенции на уроках литературы и при разработке конспектов уроков как по творчеству М. И. Цветаевой, так и других деятелей литературы; при создании спецкурсов по русской литературе.
Структура работы. Данное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
В первой главе мы рассматриваем этапы появления и бытования в русской литературе мифа о великом грешнике, исследуем произведения школьной программы конца XIX века (Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание»; Л. Н. Толстой, «Воскресение»; А. П. Чехов «Ионыч») на предмет их соответствия богословской триаде «грех - покаяние - спасение», а также анализируем роль и место мифа о великом грешнике в произведениях поэтов Серебряного века.
Во второй главе представлен анализ поэм М. И. Цветаевой «Чародей», «Царь-Девица» и «Егорушка» в аспекте наличия в них мифа о великом грешнике.
В третьей главе мы рассматриваем различные точки зрения на сущность и структуру понятий «компетенция», «исследовательская компетенция» и «исследовательская деятельность», а также на основе изучения психолого-педагогической литературы выделяем основные компоненты исследовательской компетенции. Также в ней представлены обзор педагогических технологий, способствующих формированию исследовательской компетенции на уроках литературы и результаты работы по формированию основ исследовательской компетенции у учащихся 9-го класса МБОУ «Бухарайская ООШ» при проведении занятий в рамках литературного клуба «Рябина» имени М. И. Цветаевой.
Апробация работы. Основные положения и выводы выпускной квалификационной работы нашли отражение в опубликованных ранее статьях, входящих в сборники РИНЦ и ВАК:
1. Рамазанова Л. М., Божкова Г.Н. «Миф о великом грешнике в поэме М.И. Цветаевой «Чародей» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. - 2016. - № 4 (58): в 3-х ч. Ч. 1. - C. 33-35. (ВАК)
2. Божкова Г. Н., Рамазанова Л. М. Трансформация мифа о великом грешнике в поэмах М. И. Цветаевой «Чародей» и «Егорушка» // Development of the creative potential of a person and society: materials of the IV international scientific conference on January 17-18, 2017. - Prague: Vedeckovydavatelske centrum «Sociosfera-CZ». - 2017. - С. 82-88 (РИНЦ)
3. Рамазанова Л. М., Анималистические образы в поэме М. И. Цветаевой «Царь-Девица» (в контексте мифа о великом грешнике) // Научные исследования и разработки. XIX Международная научно¬практическая конференция. - М.: Издательство «Олимп». - 2017. - С. 56-59. (РИНЦ)
4. Рамазанова Л. М. Трансформация мифа о великом грешнике в поэмах М.И. Цветаевой «Чародей», «Царь-Девица», «Егорушка» // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки - №8. - 2017 (РИНЦ)
5. Рамазанова Л. М. Флоронимы в характеристике женских образов поэмы М.И. Цветаевой «Царь-Девица» // Актуальные мировые тренды развития социально-гуманитарного знания: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 июня 2017 г.: в 3 ч. / Под общ. ред. Ж. А. Шаповал. - Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ). - 2017. - Часть I. - С. 18-21 (РИНЦ)
6. Рамазанова Л. М. Герои-грешники в литературе Серебряного века (в контексте мифа о великом грешнике) // Актуальные направления гуманитарных и социально-экономических исследований: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 марта 2018 г.: в 3 ч. / Под общ. ред. Е. П. Ткачевой. - Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ). - 2018. - Часть II. - С. 44-50 (РИНЦ)
7. Рамазанова Л. М. Изучение мифа о великом грешнике в поэме М.И. Цветаевой «Чародей», как средство формирования исследовательской компетенции обучающихся // «Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования»: Электронный сборник статей по материалам XLIV студенческой международной научно¬практической конференции. - Новосибирск: Изд. АНС «СибАК». - 2018. - № 9 (44) - С. 330-336 (РИНЦ)
8. Рамазанова Л. М., Зинкин Д. В. Астральные мифы в поэме М. И. Цветаевой «Царь-Девица» (в контексте мифа о великом грешнике) // Альманах педагога: Электронный сборник Всероссийской конференции «Духовно-нравственное воспитание и развитие школьников». [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://almanahpedagoga.ru(дата обращения: 12.06.2018)
Также основные положения данной работы были защищены в рамках таких конкурсов как:
1. Конкурс на лучшую научно-исследовательскую работу в номинации «Социально-гуманитарные науки» - победитель (Елабужский институт КФУ, 2017 год)
2. Конкурс на соискание стипендии Академии наук Республики Татарстан - победитель (2017 год)
3. Открытый конкурс научных работ среди обучающихся на соискание премии имени Н.И. Лобачевского - победитель в номинации «Филология и иностранные языки» (2017 год)
4. Конкурс на соискание стипендии имени М.И. Цветаевой среди студентов ЕИ КФУ - победитель (2017 год)
5. Конкурс «Студент года КФУ - 2017», номинация «Интеллект года в области гуманитарных и социально-экономических наук» - лауреат (2017 года)
6. Конкурс на соискание стипендии Академии наук Республики Татарстан - победитель (2018 год)
В процессе исторического развития на базе разнородных произведений литературы и фольклора, объединяемых общностью идеи, композиции и типологии героев в народном сознании происходило постепенное формирование мифа о великом грешнике.
Произведения, содержащие в себе подобный миф, как правило, имеют несколько основных признаков: во-первых, их композиции соответствует традиционной богословской триаде «грех - покаяние - спасение»; во- вторых, в качестве героя повествования - «великого грешника» - выступает личность чрезвычайно широкого душевного диапазона, способная выдержать переход от тяжелейших нравственных падений к праведничеству и даже святости.
Значимость того или иного компонента богословской триады в процессе исторического развития варьировалось в зависимости от общественной и политической ситуации. Антон Павлович Чехов пророчествует наступление ХХ века, его грешники, в отличие от грешных героев Федора Михайловича Достоевского, Льва Николаевича Толстого совершенно лишены величия, они словно обмельчали, деградировав до мелких греховодников.
Особый интерес в рамках этой темы вызывают произведения рубежа XIX-XX веков, так как писатели этого периода предвещают появление нового литературного героя-грешника, который утрачивает третий, самый важный компонент богословской триады - «спасение». Не находят спасения герои произведений, принадлежащих перу поэтов Серебряного века. Несмотря на то, что неотъемлемыми чертами литературы данного периода неизменно оставались высокий гуманизм, народность и демократизм, в произведениях этого времени тем не менее отсутствуют герои, стремящиеся к спасению. Более того, они осознанно отдают себя в пучину греха, презрев необходимость покаяния и спасения (С. Соловьев «Московская поэма»; Н. С. Гумилев «Сказка о королях»), и часто непосредственно сам автор вступает в текст и либо прямо отказывает герою в возможности спасения (Ф. Сологуб «Ксения»), либо косвенно - через судьбу других персонажей, связанных с грешником (оставшийся в одиночестве горбун в поэме Н. С. Гумилева «Сказка о королях»).
В начале ХХ века многие писатели ещё продолжают видеть в грехах величие, убеждаясь в том, что только настоящая, сильная личность способна не только на совершение греха, но и на его искупление. К подобному случаю смело можно отнести творчество Марины Ивановны Цветаевой.
В поэмах великой русской поэтессы перед читателем предстают полярно разные герои. Понять данный факт позволяет неоднократно использованный прием антитезы. Греховны героини поэмы «Чародей»: сестры в лиро-эпическом произведении боготворят своего возлюбленного и утрачивают такие компоненты богословской триады, как «покаяние» и «спасение», отказавшись каяться в своей греховности, прелюбодействуя и сквернословя, хотя Чародей пришёл к покаянию.
В поэме «Царь-Девица» греховность маскулинных женщин очевидна так же, как ощутима ирония автора над пьяницей-Царем, так и над покаянным, ангельски чистым Царевичем, поскольку мужская стихия - хищность, греховность, страстность.
Мачеха из поэмы «Царь-Девица» стремится к инцестуальной связи с пасынком и совершает три вида греха - против самой себя, против ближнего и против Бога. Соблазнительное поведение, похоть зависть, магия, желание смерти ближнему - вот то, чем наполнена героиня, но и у неё есть шанс на покаяние, поскольку она - жертва, так как живёт рядом с пьющим и безвольно-беспамятным царём, который даже не может вспомнить не только о своём отцовстве к царевичу, но и о молодой жене. Именно в подобных условиях появляется почва для существования таких мифов, как миф о великом грешнике. Цветаева даёт мачехе шанс на покаяние, но, к сожалению, героиня слишком ослеплена страстью и не желает другой жизни.
Иное восприятие жизни у воительницы Царь-Девицы: героиня сильна, эгоистична и мужественна в начале поэмы-сказки, она также совершает грехи против ближнего и самого себя, хотя к концу поэмы её трудно узнать, любовь делает Девицу женственной, внимательной, появляется образ нерастраченного материнства. Читатель понимает, что Царь-Девица приходит к осмыслению собственной жизни и к покаянию. Мы можем лишь предположить, что раскаявшаяся грешница будет принята Г осподом Богом и обретёт спасение.
Особенно ярко проявляется прием антитезы в противопоставлении образов этих двух героинь. Во-первых, противопоставлены анималистические образы, с которыми отождествляются женщины: птицы (Царь-Девица) и змеи (Царица). На Мировом древе - символе трехчленности мирового пространства, распределенного по вертикали, птицы находятся на его вершине, являясь принадлежностью верхнего, небесного мира, и в таком качестве они противопоставлены существам нижнего, подземного, мира, прежде всего змее. Особое внимание стоит обратить на эпизод, описывающий борьбу поцелуя, запечатленного на лбу Царевича Царь-Девицей, и слюнки, оставленной Царевичу мачехой при поцелуе во время пьяного разгула Царя, а также на борьбу слезинок, пролитых над спящим Царевичем двумя женщинами. Несмотря на то, что героини являются соперницами, обе они несчастны в своей любви к Царевичу, именно поэтому их слезинки сливаются в одну.
В некоторых произведениях Цветаевой очевидна принципиальная незавершённость богословской триады, поскольку не все герои стремятся к спасению. Во время создания поэм Цветаева и сама далека от спасения, погружаясь в пучину безудержных страстей, поэтому ей понятно поведение лирических героинь, более того, она его поощряет, и сама, в свою очередь, так же боготворит гувернера-чародея и не осуждает страстной влюбленности Царь-Девицы. Только в более поздней незавершённой поэме «Егорушка» герой проходит все этапы богословской триады, и данный факт становится некоторым знаком веры автора как в личное, так и во всеобщее возрождение на кануне великих исторических свершений.
На разных этапах повествования автор использует богатую палитру художественных средств для создания своих героев. Изобразить грех позволяют приёмы косвенного и прямого психологизма (физиологический портрет (мачеха), динамичный портрет (Царь-Девица), статичный портрет (царь)); нагнетание глаголов; анималистические сравнения (мачеха и гувернер уподобляются змее, Царь-Девица - льву, орлице; Царь - сому, комару; Царевич - лебедю, орленку; дядька-колдун - пауку и филину); флористические образы (Царевич - стебель шаткий, былинка; Царь-Девица - дуб; Царь - тыква), символы (месяц, вода - царевич; корабль, солнце, гром - Царь-Девица; темнота, кровь - Царица); ирония (по отношению к царю); гротеск (перевоплощения Царь-Девицы и Дядьки-Колдуна, магия).
Для Марины Ивановны Цветаевой фольклор является точкой отсчёта в реализации творческой самостоятельности. Цветаева использует сказочные сюжеты, которые были зафиксированы Афанасьевым, но она преобразовывает их, включая в собственный мир на правах своего. Это позволяет ей менять сюжет и вводить новые элементы, существенно меняющие идейное и эмоциональное содержание. Поэмы и народную сказку сближают фольклорные традиции, но дополнительно Цветаева вводит в свои произведения и новую линию - миф о великом грешнике - и наглядно изображает, к чему приводит погрязание в грехах. Ритмика и строфика поэм М. И. Цветаевой трудны для восприятия. Постижение их своеобразия и функционального значения требует определённых читательских усилий, но в результате работы над текстами поэм читатель понимает, что на этих крупных, значимых произведениях великой русской поэтессы лежит печать традиций русского народа. Наличие в ее произведениях данного мифа позволяет использовать их для формирования основ исследовательской компетенции обучающихся посредством филологического анализа на уроках литературы и внеурочных занятиях.
Важность включения учащихся в исследовательскую деятельность для достижения стратегической цели реформирования образования в России, предполагающей развитие творческих личностей, их самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению, отмечена на государственном уровне. Необходимость повышения качества филологического образования изложена в «Стратегии модернизации российского образования», главной целью которой является переход к компетентностно-ориентированной дидактике, то есть перенесению акцентов с принципа адаптивности на принцип компетентности выпускников общеобразовательных учреждений. Компетентностный подход предполагает сосредоточивание образования главным образом на формировании у учащихся способности успешно ориентироваться в нетипичных ситуациях, возникающих в профессиональной, общественной, личной жизни, достигая при этом поставленных целей, то есть владении ключевыми компетенциями. В общем смысле компетенция представляет собой совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), необходимых для качественной и продуктивной деятельности по отношению к определенному кругу предметов и процессов. Для повышения уровня продуктивности деятельности учащихся на уроке необходимо формировать исследовательскую компетенцию учащихся основной школы.
Под исследовательской компетенцией следует понимать знания как результат познавательной деятельности человека в определённой области науки, методы, методики исследования, которыми он должен овладеть, чтобы осуществлять исследовательскую деятельность, а также мотивацию и позицию исследователя, его ценностные ориентации. Для наиболее успешной реализации исследовательской деятельности на уроках и формирования у учащихся исследовательской компетенции следует применять методы исследовательского обучения, представляющего собой подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному познанию окружающего мира.
Существует целый ряд актуальных и эффективных методов, способствующих качественному формированию исследовательских умений и навыков. Как правило, такие методы направлены на развитие у обучающихся способностей и желания поиска дополнительного учебного материала, что является необходимым условием исследовательской деятельности.
По результатам анкетирования, проведенного среди 20 учителей- предметников городских и сельских школ, были выявлены технологии, методы и приемы, наиболее часто используемые в процессе профессиональной деятельности для формирования исследовательской компетенции. Наибольшим количеством учителей были выделены следующие варианты ответов: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод исследовательского обучения, метод проектов, технологии сотрудничества, прием «Составление кластера», прием «Корзина идей», что позволяет нам сделать выводы о недостаточном уровне работы по формированию мотивации к исследованию и специальных навыков, необходимых для успешной самореализации в этой области. Следствием этого, как правило, является низкий уровень сформированности исследовательской компетенции у обучающихся.
На уроках литературы эффективному формированию исследовательской компетенции учащихся способствует метод исследовательских проектов, отработка навыков выразительного чтения и филологического анализа художественного текста. Однако наиболее эффективное преподавание литературы, на наш взгляд, требует органичного сочетания всех форм и видов классных и внеклассных занятий, широкого развития самостоятельности учащихся. Одной из современных и органичных форм внеклассной работы по литературе является литературный клуб, представляющий собой объединение школьников, стремящихся к более глубокому познанию в области литературы, искусства, к развитию творческих способностей, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности.
В рамках работы литературного клуба «Рябина», функционирующего на базе МБОУ «Бухарайская ООШ», нами было проведено семь занятий с учащимися 9-го класса, цель которых заключалась в формировании основ исследовательской компетенции учащихся посредством филологического анализа поэмы М. И. Цветаевой «Чародей» и исследования ее на предмет наличия мифа о великом грешнике, изучении средств и способов создания страстных героев-грешников.
Для оценки эффективности применяемых в процессе работы методов, нами было проведено три анкетирования среди учащихся: первое и второе проводились до начала запланированной работы и имели цель определить первичный уровень знаний учащихся о творчестве М. И. Цветаевой и об элементах богословской триады, а также получить информацию о степени их вовлеченности в исследовательскую деятельность; третье проводилось после запланированной работы с целью отслеживания изменения уровня знаний по заявленной тематике. При анализе полученных данных была выявлена положительная динамика, позволяющая сделать выводы об успешности осуществленной нами работы: у учащихся появился интерес к творчеству М. И. Цветаевой; четверо учащихся изъявили желание продолжить работу с ее поэмами в формате написания конкурсной работы и создания исследовательского проекта (в связи с этим с учащимися были сформулированы темы, подходящие для научных исследований); учащиеся научились проводить аналогии с произведениями других авторов и привели примеры ярких образов героев-грешников русской литературы; один из учащихся под руководством Рамазановой Лилии Мударисовны участвовал в создании научной статьи на тему «Астральные мифы в поэме М. И. Цветаевой “Царь-Девица”», результаты которой опубликованы на сайте «Альманах педагога» в электронном сборнике Всероссийской конференции «Духовно-нравственное воспитание и развитие школьников».
1. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. Полное издание в одном томе. - М.: «Издательство АЛЬФА-КНИГА», 2008. - 1087 с.
2. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15-ти томах. - Л.: «Наука». - Т. 5. - 1988-1991. - 351 с.
3. Достоевский Ф.М., Полное собрание сочинений. Издание и собственность Ф. Стелловского. - СПб.: Тип. Ф. Стелловского. - Т. II. - 1865. - с. 257
4. Сологуб Ф. Собрание стихотворений: в 20-ти т. - Т. 8. - Ч. 1. - СПб.: Навьи Чары, 2003. - 384 с.
5. Толстой Л.Н. Воскресение. - М.: АСТ, Транзиткнига, 2006. - 255 с.
6. Цветаева М. Избранные произведения / [Авт. Предисл.
С. Букчин]. - Мн.: Наука и техника, 1984. - 671 с.
7. Цветаева М.И. Сочинения: в 2-х т., т.1. / сост., подгот. текста, вступ. статья и коммент. А. Саакянц. - М.: Художественная литература, 1988. - 719 с.
8. Чехов А.П. Ионыч - М.: АСТ, АСТ Москва, 2007. - 12 с.
• Научно-критическая литература
9. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для учащихся и педагогов // Завуч. - 2005. - № 6 - С. 29.
10. Ахияров К.Ш. Народная педагогика и современная школа / Ахияров К.Ш. - Уфа: БашГПУ, 2004. - 326 с.
11. Бережнова Е.В. Профессиональная компетентность как критерий качества подготовки будущих учителей // Компетенции в образовании. Опыт проектирования. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 73 с.
12. Берсенев П. Ветхозаветные апокрифы: Книга Еноха, Книга Юбилеев, или Малое Бытие; Заветы двенадцати патриархов; Псалмы Соломона. - СПБ: ООО «Торгово-издательский дом «Амфора», 2016. - 411 с.
13. Бирюков П.И. Биография Льва Николаевича Толстого. - М.: Посредник, 1922. - Т. 3. - С. 317.
14. Гальская Н.Д. Современные методики обучения иностранным языкам. - М.: Аркти-Глосса, 2004. - 165 с.
15. Гроссман Л.П. Достоевский / Жизнь замечательных людей. - М.: Молодая гвардия, 1965. - 605 с.
16. Ишкова А.Э. Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся: методическое пособие- Братск: ОГОУ НПО ПЛ,
2006. - 54 с.
17. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения / Сост. Тахо-Годи А.А. - М.: Мысль, 1998. - 750 с.
18. Марина Цветаева в воспоминаниях современников. Мгновений след: [сборник] / предисл. Толкачёва Е.В.; подгот. изд. Мнухин Л.А. - М.: Вагриус, 2006. - 495 с.
19. Павлова М.М. Писатель-инспектор. Федор Сологуб и Ф.К. Тетерников - М.: Новое лит. обозрение, 2007. - 510 с.
20. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - М.: Лабиринт, 2009. - 336 с.
21. Саакянц А.А. Марина Цветаева: жизнь и творчество. - М.: Эллис Лак, 1999. - 816 с.
22. Савельева М.С. Федор Сологуб. - М.: Молодая гвардия, 2014. - 346 с.
23. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса / Пер. с англ. под ред. и с предисловием Звегинцева В.А. - М., Изд-во Моск. ун-та, 1972. - 129 с.
24. Цвейг С. Статьи. Эссе. Вчерашний мир. Воспоминания европейца - М.: Радуга, 1987. - 479 с.
25. Штирнер М. Единственный и его собственность. - СПб.: Издание В.И. Яковенко, 1907. - С. 3-4.
• Статьи из журналов и сборников
26. Воровщиков С.Г. Учебно-познавательная компетентность школьников: опыт системного конструирования // Управление современной школой. Завуч. - 2007. - № 6. - C. 160.
27. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - C. 3.
28. Леонтович А.В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - C. 89.
29. Плотникова Н.И. Общеучебные компетенции в структуре дистанционного курса на английском языке // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с.
30. Рамазанова Л.М., Божкова Г.Н. Миф о великом грешнике в поэме М.И. Цветаевой «Чародей» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2016. - № 4 (58): в 3-х ч. - Ч. 1. - C. 33-35.
31. Рындина Ю.В. Исследовательская компетентность как психолого-педагогическая категория // Молодой ученый. - 2011. - №1. - С. 228-232.
32. Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход в обучении // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2004. - № 3. - С. 29-39.
33. Улановская Б.Ю. О прототипах романа Ф. Сологуба «Мелкий бес» // Русская литература. - 1969. - № 3. - С. 181-184.
34. Холодцова И.И. Современные требования к компетенциям абитуриентов// Тема. - 2007. - № 5 (25) - С. 27-30.
35. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. - 2007. - № 2. - С. 58-64.
36. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. - 2003. - №5. - С. 55-58.
37. Bozhkova G., Shabalina N., Frolova G. The Forms and Functions of Masks in Poetic Heritage of M. I. Tsvetayeva // Journal of Language and Literature, ISSN: 2078-0303, Vol. 6. № 3. iss. 1, August, 2015, -p.133 -136.
• Диссертации, авторефераты диссертаций
38. Губайдуллина А.Н. Поэзия Федора Сологуба: принципы воплощения авторского сознания: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Томск: Томский гос. ун-т, 2003. - 23 с.
39. Дмитриевич Н.П. Проблемы мифологизма в поэзии Федора Сологуба: дис. ... канд. филол. наук. - Волгоград, 1998. - 163 с.
40. Казарина Л.А. Формирование исследовательской компетентности учащихся профильных гуманитарных классов общеобразовательной школы: дис. . канд. пед. наук. - Томск, 2016. - 139 с.
• Нормативно-правовые документы
41. Российское образование - 2020: Модель образования для экономики, основанной на знаниях: к IX Международной научной конференции. «Модернизация экономики и глобализация». - Москва, 1-3 апреля 2008 г. / Под. ред. Кузьминова Я., Фрумина И.; Гос.ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Изд. дом ГУВШЭ, 2008. - 39 с.
• Интернет-ресурсы
42. Библия. Ветхий Завет. Новый Завет. - 1059 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://lib.pravmir.ru/data/files/Bible.pdf(дата обращения 12.11.2017)
43. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации
компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm (дата обращения: 08.12.2017)
44. Гумилев Н.С. Собрание сочинений в 3-х томах. - М.: Художественная литература. - Т. 1. Стихотворения. - 1991. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://ruslit.traumlibrary.net/book/gumilev-ss03-01/gumilev-ss03-01.html#work001003002(дата обращения 18.01.2018)
45. Достоевский Ф.М. - Каткову М.Н., 10 (22) - 15 (27) сентября 1865. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://dostoevskiy- lit.ru/dostoevskiy/pisma-dostoevskogo/dostoevskij-katkovu-10-22-15-27- sentyabrya- 1865.htm(дата обращения 08.01.2017)
46. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15-ти томах. - Л.: «Наука». - Т. 4. - 1989. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://ilibrary.ru/text/66/index.html(дата обращения 04.01.2017)
47. Лосева М. Федор Сологуб. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://sologub.lit-info.ru/sologub/articles/loseva-sologub.htm(дата обращения 02.02.2018)
48. Лотман Ю.М. Сюжетное пространство русского романа XIX столетия. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. - М.: Просвещение, 1988. - С. 325-348. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http: //philologos. narod.ru/lotman/russpace. htm(дата обращения 14.12.2015)
49. Осипова С.И. Развитие исследовательской компетентности одарённых детей. - ГОУ ВПО «Государственный университет цветных металлов и золота» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fkgru.ru/conf/17.doc(дата обращения: 02.01.2018)
50. Письма Ф. Сологуба к О.К. Тетерниковой // Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома на 1998-1999 год. - Спб.: «Дмитрий Буланин», 2003. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.azlib.rU/s/sologub f/text 0600.shtml(дата обращения 22.01.2018)
51. Соловьев С. Московская поэма. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://silveragepoetry.blogspot.ru/2017/05/blog-post 787.html(дата обращения 12.01.2018)
52. Соловьев С. Собрание стихотворений. - М.: Водолей Publishers, 2007. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.libfox.ru/576395-sergey-solovev-sobranie-stihotvoreniy.html(дата обращения 05.01.2018)
53. Сологуб Ф. Стихотворения [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.wysotsky.com/0009/314.htm(дата обращения
28.01.2018)
54. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //irooo. ru/obrazovatelnye- standarty(дата обращения: 02.01.2018)
55. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (ФГОС СПОО) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.edu.ru/db/mo/Data/d 12/m413.pdf(дата обращения: 02.01.2018).
56. Эренбург И.Г. Портреты современных поэтов / Марина
Цветаева [Электронный ресурс]. - Режим
доступа:http://modernlib.ru/books/erenburg ilya grigorevich/portreti sovremennih poetov/read/(дата обращения: 21.07.2016)
• Словари и справочники
57. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов: [Более 4500 слов и выражений]. - М.: ЭКСМО, 2006. - 669 с.
58. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. - М.: Аделант, 2013. - 800 с.