НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА
|
Введение 3
Глава 1. Народные традиции, как средство нравственного воспитания школьника 6
1.1 Система нравственного воспитания ребенка через приобщение к
культурному наследию своего народа 6
1.2 Методы и приемы воспитания нравственности ребенка на культурных
традициях своего народа 16
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по изучению влияния народных традиций на нравственное воспитание младшего подростка... .27
2.1 Опытно - экспериментальная работа по изучению влияния народных
традиций на нравственное воспитание младшего подростка в МБОУ «Мари-Возжайская СОШ им. П.И. Бельского» д. Мари-Возжай Граховского района Республики Удмуртия 27
2.2 Анализ и интерпретация результатов практического изучения влияния
народных традиций на нравственное воспитание младшего подростка 30
Выводы по второй главе 43
Заключение 45
Список использованной литературы 49
Приложение «Рекомендации для родителей по приобщению школьников к традициям и обычаям марийского народа»
Глава 1. Народные традиции, как средство нравственного воспитания школьника 6
1.1 Система нравственного воспитания ребенка через приобщение к
культурному наследию своего народа 6
1.2 Методы и приемы воспитания нравственности ребенка на культурных
традициях своего народа 16
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по изучению влияния народных традиций на нравственное воспитание младшего подростка... .27
2.1 Опытно - экспериментальная работа по изучению влияния народных
традиций на нравственное воспитание младшего подростка в МБОУ «Мари-Возжайская СОШ им. П.И. Бельского» д. Мари-Возжай Граховского района Республики Удмуртия 27
2.2 Анализ и интерпретация результатов практического изучения влияния
народных традиций на нравственное воспитание младшего подростка 30
Выводы по второй главе 43
Заключение 45
Список использованной литературы 49
Приложение «Рекомендации для родителей по приобщению школьников к традициям и обычаям марийского народа»
Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже при нормальном, стабильном развитии общества появляются разные вопросы в воспитании подрастающего поколения. В современных условиях становится актуальной проблема сохранения и возрождения национального самосознания, осознания принадлежности к своему народу. Постепенно возвращается национальная память, и общество по-новому начинает относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений[10, с. 126].
Одним из средств воспитания является народная культура, несомненно, имеющая познавательную, развивающую и воспитательные функции, служащей одним из средств приобщения детей к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важный аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей[6, с. 45].
Народные традиции являются общечеловеческим достоянием и богатством. Они есть яркая форма проявления в искусстве, обычаях народа, его таланта, организации общественной жизни, труда и быта. Бережно сохраняя все лучшее в образовании и воспитании школьников, опытные педагоги обогащают их новым содержанием, чем в значительной степени ускоряют процесс культурных преобразований в нашей стране. Эффективное культурно-воспитательное, образовательно-развивающее, а также нравственно-эстетическое воздействие на отношение формирующейся личности к культурным традициям своего народа осуществляется при помощи современных педагогических методов и приемов[36, с. 177].
Концентрация внимания на проблемах культурного наследия народа и сохранения самых ценных культурных достижений в сфере современной духовно-нравственной и материальной жизни представляется актуальной задачей. Учет исторических культурных традиций, творческого наследия прошлого в образовательном процессе способствует развитию нации, народа, укреплению преемственных связей между поколениями и созиданию новых творческих проектов. Абстрактной, вне человечества, культуры не существует, любое достижение науки, культуры и техники - плод творческой мыслительной деятельности личности. Развитие творческой личности - это одна из целей дидактики. Но не только учитель развивает у ребенка способность сравнивать и оценивать наблюдаемые явления с эстетических и нравственных позиций. Родители в большей степени влияют на характер эстетических переживаний ребенка, на его отношение ко всему, что тот видит, воспринимает [25, с. 48].
Чтобы приобщить ребенка к истокам народной культуры и вызвать у него интерес к традициям, следует воспитывать это не только в школе, но и в семейном кругу. Чрезвычайно сложно воспитать гармонично развитую личность, которая не будет знать своих предков и их традиций.
Дидактическая модель национального содержания школьного естественно-научного образования была создана В.М. Возницей, где приобщение к народному наследию выделяется как основа организации всех видов учебно-познавательной деятельности учащихся и реализуется через «приобщение учащихся к культурному наследию при непосредственном их взаимодействии с изучаемыми объектами и явлениями на местности или через краеведческий подход к содержанию программных тем, при котором осуществляется органическая связь представлений, полученных при непосредственном восприятии, с научно¬теоретическими знаниями» [13, с. 53.].
Объект исследования: процесс нравственного воспитания ребенка.
Предмет исследования - народные традиции и обычаи марийского народа как средства формирования нравственных качеств детей в семье.
Цель исследования: исследовать возможности народных традиций как средства нравственного воспитания младшего подростка
Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
1) изучить систему духовно-нравственного воспитания ребенка;
2) выявить роль приобщения к наследию своего народа в духовно-нравственном воспитании личности;
3) рассмотреть методы и приемы воспитания нравственных качеств личности;
4) провести практическое исследование влияния народных традиций на нравственное воспитание ребенка в семье на примере марийской культуры.
Практическую значимость данной работы мы видим в создании разработок и методических рекомендаций для родителей по приобщению школьников младшего подросткового возраста к традициям и обычаям марийского народа. Разработанные методические рекомендации могут быть использованы в воспитательной работе образовательных учреждений: при проведении педагогических советов, родительских собраний и внеклассных мероприятий.
Одним из средств воспитания является народная культура, несомненно, имеющая познавательную, развивающую и воспитательные функции, служащей одним из средств приобщения детей к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важный аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей[6, с. 45].
Народные традиции являются общечеловеческим достоянием и богатством. Они есть яркая форма проявления в искусстве, обычаях народа, его таланта, организации общественной жизни, труда и быта. Бережно сохраняя все лучшее в образовании и воспитании школьников, опытные педагоги обогащают их новым содержанием, чем в значительной степени ускоряют процесс культурных преобразований в нашей стране. Эффективное культурно-воспитательное, образовательно-развивающее, а также нравственно-эстетическое воздействие на отношение формирующейся личности к культурным традициям своего народа осуществляется при помощи современных педагогических методов и приемов[36, с. 177].
Концентрация внимания на проблемах культурного наследия народа и сохранения самых ценных культурных достижений в сфере современной духовно-нравственной и материальной жизни представляется актуальной задачей. Учет исторических культурных традиций, творческого наследия прошлого в образовательном процессе способствует развитию нации, народа, укреплению преемственных связей между поколениями и созиданию новых творческих проектов. Абстрактной, вне человечества, культуры не существует, любое достижение науки, культуры и техники - плод творческой мыслительной деятельности личности. Развитие творческой личности - это одна из целей дидактики. Но не только учитель развивает у ребенка способность сравнивать и оценивать наблюдаемые явления с эстетических и нравственных позиций. Родители в большей степени влияют на характер эстетических переживаний ребенка, на его отношение ко всему, что тот видит, воспринимает [25, с. 48].
Чтобы приобщить ребенка к истокам народной культуры и вызвать у него интерес к традициям, следует воспитывать это не только в школе, но и в семейном кругу. Чрезвычайно сложно воспитать гармонично развитую личность, которая не будет знать своих предков и их традиций.
Дидактическая модель национального содержания школьного естественно-научного образования была создана В.М. Возницей, где приобщение к народному наследию выделяется как основа организации всех видов учебно-познавательной деятельности учащихся и реализуется через «приобщение учащихся к культурному наследию при непосредственном их взаимодействии с изучаемыми объектами и явлениями на местности или через краеведческий подход к содержанию программных тем, при котором осуществляется органическая связь представлений, полученных при непосредственном восприятии, с научно¬теоретическими знаниями» [13, с. 53.].
Объект исследования: процесс нравственного воспитания ребенка.
Предмет исследования - народные традиции и обычаи марийского народа как средства формирования нравственных качеств детей в семье.
Цель исследования: исследовать возможности народных традиций как средства нравственного воспитания младшего подростка
Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
1) изучить систему духовно-нравственного воспитания ребенка;
2) выявить роль приобщения к наследию своего народа в духовно-нравственном воспитании личности;
3) рассмотреть методы и приемы воспитания нравственных качеств личности;
4) провести практическое исследование влияния народных традиций на нравственное воспитание ребенка в семье на примере марийской культуры.
Практическую значимость данной работы мы видим в создании разработок и методических рекомендаций для родителей по приобщению школьников младшего подросткового возраста к традициям и обычаям марийского народа. Разработанные методические рекомендации могут быть использованы в воспитательной работе образовательных учреждений: при проведении педагогических советов, родительских собраний и внеклассных мероприятий.
В национальной доктрине образования в Российской Федерации стратегические цели образования тесно связаны с проблемой преодоления духовного кризиса в обществе, с сохранением, распространением и развитием национальной культуры, с развитием у детей культуры общения.
Придание воспитательному процессу этнопедагогической направленности позволяет с одной стороны сохранять и развивать этнокультурную самобытность, формировать этническое самосознание, с другой, - воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, укреплять российское общество
Одной из серьезных проблем современного российского общества является проблема отторжения подрастающим поколением, в особенности подростками, от народной культуры, от исторического опыта старших поколений и сохранения народных традиций.
В настоящее время как никогда актуальной является задача воспитания у подростков таких нравственных качеств, как доброта, отзывчивость, самостоятельность, ответственность, организованность, дисциплинированность, верность.
Формирование нравственного развития является непременной частью всестороннего развития личности ребенка. От того, как и в каких условиях будет воспитан школьник в духовно-нравственном отношении, зависит его успешное обучение в школе, самоопределение в жизни.
Значительным периодом в становлении личности является младший подростковый возраст - ведь это время перехода от детства ко взрослости. Учебная деятельность сохраняет свою актуальность, но отступает на задний план. Главной потребностью ребенка младшего подросткового возраста становится поиск своего места в обществе, приобретение собственной значимости. И эта потребность реализуется в обществе сверстников, как правило, в школе. Поэтому ведущей деятельностью этого возраста становится личностное общение со сверстниками, посредством которого формируется самосознание.
Границы и содержание подростничества тесно связаны с уровнем социально-экономического развития общества, ведь всеми своими поступками и действиями в этом возрасте ребенок ориентируется на социум.
Социальное развитие подростка зависит от многих факторов: семья, школа, друзья, круг общения. Но не стоит забывать, что все эти институты основаны на прочном фундаменте - благополучии страны, нации, общества в целом.
Жизненный опыт приобретается на протяжении всей истории существования народа, находит свое отражение в народных традициях. Культурные традиции как историческая память - это обязательное условие не только существования, но и успешного развития культуры. Культурное наследие народа содержит педагогически ценные идеи и столетиями проверенный опыт воспитания, обогащающие мировую педагогическую мысль.
Именно поэтому нами было решено провести исследование, целью которого явилось рассмотрение возможности народных традиций как средства нравственного воспитания младшего подростка
Для достижения поставленной цели нами была изучена система духовно-нравственного воспитания ребенка, а также выявлена роль приобщения к наследию своего народа в духовно-нравственном воспитании личности. В теоретической части исследовательской работы были выделены методы и приемы воспитания нравственных качеств личности. В практической части было описано проведение опытно¬экспериментальной работы в МБОУ «Мари-Возжайская СОШ им. П.И. Бельского» д. Мари-Возжай Граховского района Республики Удмуртия среди учащихся 11 - 12 лет и их родителей. Нами было изучено влияние народных традиций на нравственное воспитание ребенка в семье на примере марийской культуры.
Для гармоничного включения процесса передачи этнокультурного наследия в систему освоения личностью общечеловеческих нравственных, этических и культурных ценностей, мы определили необходимость создания уголка краеведения в школе. По мере освоения детьми материала, уголок должен пополняться, и обновляться новым материалом.
На первом этапе проводилось анкетирование данных семей учащихся, было проведено анкетирование, содержащее общие вопросы по марийским народным праздникам, приметам и играм. На втором этапе с детьми и родителями была проведена система занятий по ознакомлению с народными традициями народов мари. В ходе формирующей работы в течение полугода нами был проведен ряд мероприятий, включающий в себя беседы, литературные часы, творческие занятия, игры, родительские собрания. Третий этап включил в себя повторное анкетирование и семинар с практической отработкой подвижных игр, которые позволили выявить эффективность проведенных нами занятий. Мы отметили, что в течение эксперимента дети стали проявлять больше интереса к играм, они стали активнее принимать в них участие, часто проявляли инициативу в организации игровой деятельности. Мы отметили, что у некоторых подростков раскрылся творческий потенциал: кто-то показал умение хорошо рисовать, кто-то решил освоить навыки владения музыкальными инструментами, некоторые дети проявили себя в народных танцах.
По результатам проведенной работы, мы можем сказать, что во многих семьях была отмечена положительная динамика в изучении и соблюдении народных традиций, праздников, учащиеся и их семьи стали проявлять интерес к народной литературе. Подростки, участвовавшие в эксперименте, стали спокойнее, доброжелательнее, у них повысилась самооценка и улучшилось общее психологическое состояние. Родители сами отметили, что психологический климат в семье изменился к лучшему. Дома стали чаще устраивать семейные праздники с играми, посиделки с чтением книг, совместные чаепития с национальными блюдами. Отдельно хотелось бы отметить то, насколько сплотились семьи детей, участвовавших в эксперименте. Между отдельными семьями установились особенно дружеские отношения, что положительно сказалось и на общении подростков между собой.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что нравственное воспитание посредством формирования интереса к народной культуре поможет родителям воспитать детей добрыми счастливыми людьми, приносящими благо обществу.
Родителям и учителям рекомендуется продолжать начатую нами работу. Уделять больше внимания нравственному воспитанию детей посредством приобщения к народной культуре, мотивировать их на выполнение творческих и практических задач, на самостоятельный поиск материала по данному направлению. Огромное значение для изучения, освоения, применения культуры воспитания имеет анализ культурной деятельности от быта народа до произведений литературы, живописи, музыки.
Для участия в обогащении нравственного потенциала подрастающего поколения крайне важны самообучение, самовоспитание, активное участие во взаимном воспитании. Не стоит забывать и о педагогической направленности общения, искусства, народного творчества, традициях гостеприимства, уважения старших - все это народная память, связывающая прошлое и настоящее с будущим.
Придание воспитательному процессу этнопедагогической направленности позволяет с одной стороны сохранять и развивать этнокультурную самобытность, формировать этническое самосознание, с другой, - воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, укреплять российское общество
Одной из серьезных проблем современного российского общества является проблема отторжения подрастающим поколением, в особенности подростками, от народной культуры, от исторического опыта старших поколений и сохранения народных традиций.
В настоящее время как никогда актуальной является задача воспитания у подростков таких нравственных качеств, как доброта, отзывчивость, самостоятельность, ответственность, организованность, дисциплинированность, верность.
Формирование нравственного развития является непременной частью всестороннего развития личности ребенка. От того, как и в каких условиях будет воспитан школьник в духовно-нравственном отношении, зависит его успешное обучение в школе, самоопределение в жизни.
Значительным периодом в становлении личности является младший подростковый возраст - ведь это время перехода от детства ко взрослости. Учебная деятельность сохраняет свою актуальность, но отступает на задний план. Главной потребностью ребенка младшего подросткового возраста становится поиск своего места в обществе, приобретение собственной значимости. И эта потребность реализуется в обществе сверстников, как правило, в школе. Поэтому ведущей деятельностью этого возраста становится личностное общение со сверстниками, посредством которого формируется самосознание.
Границы и содержание подростничества тесно связаны с уровнем социально-экономического развития общества, ведь всеми своими поступками и действиями в этом возрасте ребенок ориентируется на социум.
Социальное развитие подростка зависит от многих факторов: семья, школа, друзья, круг общения. Но не стоит забывать, что все эти институты основаны на прочном фундаменте - благополучии страны, нации, общества в целом.
Жизненный опыт приобретается на протяжении всей истории существования народа, находит свое отражение в народных традициях. Культурные традиции как историческая память - это обязательное условие не только существования, но и успешного развития культуры. Культурное наследие народа содержит педагогически ценные идеи и столетиями проверенный опыт воспитания, обогащающие мировую педагогическую мысль.
Именно поэтому нами было решено провести исследование, целью которого явилось рассмотрение возможности народных традиций как средства нравственного воспитания младшего подростка
Для достижения поставленной цели нами была изучена система духовно-нравственного воспитания ребенка, а также выявлена роль приобщения к наследию своего народа в духовно-нравственном воспитании личности. В теоретической части исследовательской работы были выделены методы и приемы воспитания нравственных качеств личности. В практической части было описано проведение опытно¬экспериментальной работы в МБОУ «Мари-Возжайская СОШ им. П.И. Бельского» д. Мари-Возжай Граховского района Республики Удмуртия среди учащихся 11 - 12 лет и их родителей. Нами было изучено влияние народных традиций на нравственное воспитание ребенка в семье на примере марийской культуры.
Для гармоничного включения процесса передачи этнокультурного наследия в систему освоения личностью общечеловеческих нравственных, этических и культурных ценностей, мы определили необходимость создания уголка краеведения в школе. По мере освоения детьми материала, уголок должен пополняться, и обновляться новым материалом.
На первом этапе проводилось анкетирование данных семей учащихся, было проведено анкетирование, содержащее общие вопросы по марийским народным праздникам, приметам и играм. На втором этапе с детьми и родителями была проведена система занятий по ознакомлению с народными традициями народов мари. В ходе формирующей работы в течение полугода нами был проведен ряд мероприятий, включающий в себя беседы, литературные часы, творческие занятия, игры, родительские собрания. Третий этап включил в себя повторное анкетирование и семинар с практической отработкой подвижных игр, которые позволили выявить эффективность проведенных нами занятий. Мы отметили, что в течение эксперимента дети стали проявлять больше интереса к играм, они стали активнее принимать в них участие, часто проявляли инициативу в организации игровой деятельности. Мы отметили, что у некоторых подростков раскрылся творческий потенциал: кто-то показал умение хорошо рисовать, кто-то решил освоить навыки владения музыкальными инструментами, некоторые дети проявили себя в народных танцах.
По результатам проведенной работы, мы можем сказать, что во многих семьях была отмечена положительная динамика в изучении и соблюдении народных традиций, праздников, учащиеся и их семьи стали проявлять интерес к народной литературе. Подростки, участвовавшие в эксперименте, стали спокойнее, доброжелательнее, у них повысилась самооценка и улучшилось общее психологическое состояние. Родители сами отметили, что психологический климат в семье изменился к лучшему. Дома стали чаще устраивать семейные праздники с играми, посиделки с чтением книг, совместные чаепития с национальными блюдами. Отдельно хотелось бы отметить то, насколько сплотились семьи детей, участвовавших в эксперименте. Между отдельными семьями установились особенно дружеские отношения, что положительно сказалось и на общении подростков между собой.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что нравственное воспитание посредством формирования интереса к народной культуре поможет родителям воспитать детей добрыми счастливыми людьми, приносящими благо обществу.
Родителям и учителям рекомендуется продолжать начатую нами работу. Уделять больше внимания нравственному воспитанию детей посредством приобщения к народной культуре, мотивировать их на выполнение творческих и практических задач, на самостоятельный поиск материала по данному направлению. Огромное значение для изучения, освоения, применения культуры воспитания имеет анализ культурной деятельности от быта народа до произведений литературы, живописи, музыки.
Для участия в обогащении нравственного потенциала подрастающего поколения крайне важны самообучение, самовоспитание, активное участие во взаимном воспитании. Не стоит забывать и о педагогической направленности общения, искусства, народного творчества, традициях гостеприимства, уважения старших - все это народная память, связывающая прошлое и настоящее с будущим.
Подобные работы
- ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ УРАЛЬСКИХ ТАТАР КАК
СРЕДСТВО ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ
(на примере фольклорного ансамбля песни и танца «Сардария»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Нравственное воспитание младших школьников в художественно-творческой деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2020 - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИНАЦИОНАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2016 - Нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности в условиях взаимодействия с детской общественной организацией
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Национальные культурные традиции как ресурс семейного воспитания детей-мигрантов
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2022 - Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством фольклора
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - УДМУРТСКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2016 - Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста на материале сказочного жанра живописи
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021



