Развитие патриотического воспитания у младших школьников на уроке окружающего мира (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
|
База исследования: МБОУ «Барнаульский кадетский корпус» (группа учеников 3-го класса в количестве 20 человек. Возраст испытуемых – 9-10 лет).
Есть приложения .
Если в данной работе подставить название нужной базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
1 Теоретические основы патриотического воспитания младших школьников при изучении предмета Окружающий мир 6
1.1 Сущность понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание» 6
1.2 Педагогические условия патриотического воспитания младших школьников при изучении предмета Окружающий мир 13
2 Организация опытно-экспериментальной работы по развитию патриотического воспитания младших школьников 23
2.1 Диагностика уровня сформированности патриотического воспитания у младших школьников 23
2.2 Диагностика на констатирующем этапе эксперимента 27
Заключение 36
Список использованных источников 39
Приложение 1 1
Приложение 2 2
Есть приложения .
Если в данной работе подставить название нужной базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
1 Теоретические основы патриотического воспитания младших школьников при изучении предмета Окружающий мир 6
1.1 Сущность понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание» 6
1.2 Педагогические условия патриотического воспитания младших школьников при изучении предмета Окружающий мир 13
2 Организация опытно-экспериментальной работы по развитию патриотического воспитания младших школьников 23
2.1 Диагностика уровня сформированности патриотического воспитания у младших школьников 23
2.2 Диагностика на констатирующем этапе эксперимента 27
Заключение 36
Список использованных источников 39
Приложение 1 1
Приложение 2 2
Эффективное социально-экономическое развитие общества, государства невозможно без образования и воспитания молодежи в духе высокой нравственности. Одним из важных качеств личности является сформированное чувство патриотизма
В современной общественной жизни России возник ценностный вакуум, который проявляется в отчуждении человека от культуры, в изменении понимания добра и зла у подрастающего поколения. В конечном итоге обществу грозит моральная деградация: такие качества как доброта, милосердие, духовность постепенно отходят на второй план. Дети - это будущее страны, в каждой семье растет будущий гражданин. Поэтому развитие у подрастающего поколения нравственно-патриотических чувств выходит на первый план и является в настоящий момент одной из основных задач системы образования. Патриотические чувства включают в себя такие понятия как любовь к родным местам, гордость за свою страну и свой народ, желание сохранить и преумножить богатство своей Родины.
В последнее десятилетие государство и общество предприняли определенные шаги по решению проблем патриотического воспитания. На сегодняшний день в нормативных документах Правительства и Министерства образования и науки Российской Федерации актуальны: Закон РФ «Об образовании», Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российского образования на период до 2020 г., Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г., Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.
Основы патриотического воспитания закладываются в образовательных учреждениях, в частности в начальных классах общеобразовательного учреждения. Однако анализ научных источников и практической работы школ не только свидетельствует об активизации внимания к проблеме воспитания патриотизма у школьников, но и позволяет сделать вывод о недостаточной изученности данного аспекта, его отличительных особенностей применительно к начальной школе.
Проблема патриотического воспитания представлена в литературе и периодической печати достаточно широко. В этой связи стоит отметить таких исследователей как А.Н. Вырщиков, А.Г. Гончарук, А.А. Крупник, В.И. Лутовинов, И.Д. Лушников, А.Д. Мудрик, А.Ф. Шаболтай, Р.О. Яковлев и многие другие. Но, несмотря на имеющиеся исследования указанной проблемы, авторами изучаются отдельные стороны патриотического воспитания, и нет единой методической системы по организации такой работы в образовательном учреждении.
На основании вышеизложенных положений нами сформулированы следующие противоречия между:
-государственными целями на социализацию личности с развитыми гражданско-патриотическими качествами и неэффективности реализации этих ценностей в системе образования
-необходимостью осуществления систематической работы по патриотическому воспитанию школьников и недостаточной разработанностью теоретических аспектов данной проблемы в педагогической науке и неполное использование теоретических разработок в практической реализации.
По мнению психологов, нравственные качества ребенка не могут возникнуть самостоятельно. Формирование патриотических качеств идет постепенно и зависит от методов и средств воспитания, которые были использованы. Поэтому возникает необходимость использования эффективных методов и средств воспитания патриотизма у младших школьников. Все вышесказанное еще раз доказывает актуальность темы исследования.
Объект исследования – процесс патриотического воспитания младших школьников на уроках по предмету Окружающий мир.
Предмет исследования – условия развития патриотического воспитания младших школьников на уроках по предмету Окружающий мир.
Цель работы: изучение особенностей развития патриотического воспитания младших школьников.
Достижению цели способствовало решение ряда задач:
1. Определить сущность понятий «патриотизм» и «патриотическое
воспитание»;
2. Выделить педагогические условия патриотического воспитания
младших школьников при изучении предмета Окружающий мир;
3. Изучить специфику диагностики уровня сформированности
патриотического воспитания у младших школьников;
4. Провести диагностику на констатирующем этапе эксперимента.
Работа написана на основании изучения источников, литературы и публикаций в периодических изданиях. В качестве источников были использованы нормативно-правовые акты в области патриотического воспитания и образования. В работе были использованы основополагающие труды в области педагогики и психологии. Патриотическому воспитанию младших школьников посвящены работы таких авторов, как В.С. Бутова, Л.В. Сокорутова, Н.Н. Солошенко. Организация воспитательного процесса на уроках Окружающего мира изучалась по исследованиям А.В. Миронова, Е.Г. Новолодской, Н.А. Семеновой.
В качестве методов исследования были использованы как теоретические, так и эмпирические. В процессе изучения теоретических аспектов проблемы исследования были использованы методы анализа, синтеза, обобщения. Проведение эксперимента обусловило применение эмпирических методов: изучение источников, анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент, опрос.
Работа состоит из двух глав основной части, введения, заключения, списка литературы и приложений.
В современной общественной жизни России возник ценностный вакуум, который проявляется в отчуждении человека от культуры, в изменении понимания добра и зла у подрастающего поколения. В конечном итоге обществу грозит моральная деградация: такие качества как доброта, милосердие, духовность постепенно отходят на второй план. Дети - это будущее страны, в каждой семье растет будущий гражданин. Поэтому развитие у подрастающего поколения нравственно-патриотических чувств выходит на первый план и является в настоящий момент одной из основных задач системы образования. Патриотические чувства включают в себя такие понятия как любовь к родным местам, гордость за свою страну и свой народ, желание сохранить и преумножить богатство своей Родины.
В последнее десятилетие государство и общество предприняли определенные шаги по решению проблем патриотического воспитания. На сегодняшний день в нормативных документах Правительства и Министерства образования и науки Российской Федерации актуальны: Закон РФ «Об образовании», Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российского образования на период до 2020 г., Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г., Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.
Основы патриотического воспитания закладываются в образовательных учреждениях, в частности в начальных классах общеобразовательного учреждения. Однако анализ научных источников и практической работы школ не только свидетельствует об активизации внимания к проблеме воспитания патриотизма у школьников, но и позволяет сделать вывод о недостаточной изученности данного аспекта, его отличительных особенностей применительно к начальной школе.
Проблема патриотического воспитания представлена в литературе и периодической печати достаточно широко. В этой связи стоит отметить таких исследователей как А.Н. Вырщиков, А.Г. Гончарук, А.А. Крупник, В.И. Лутовинов, И.Д. Лушников, А.Д. Мудрик, А.Ф. Шаболтай, Р.О. Яковлев и многие другие. Но, несмотря на имеющиеся исследования указанной проблемы, авторами изучаются отдельные стороны патриотического воспитания, и нет единой методической системы по организации такой работы в образовательном учреждении.
На основании вышеизложенных положений нами сформулированы следующие противоречия между:
-государственными целями на социализацию личности с развитыми гражданско-патриотическими качествами и неэффективности реализации этих ценностей в системе образования
-необходимостью осуществления систематической работы по патриотическому воспитанию школьников и недостаточной разработанностью теоретических аспектов данной проблемы в педагогической науке и неполное использование теоретических разработок в практической реализации.
По мнению психологов, нравственные качества ребенка не могут возникнуть самостоятельно. Формирование патриотических качеств идет постепенно и зависит от методов и средств воспитания, которые были использованы. Поэтому возникает необходимость использования эффективных методов и средств воспитания патриотизма у младших школьников. Все вышесказанное еще раз доказывает актуальность темы исследования.
Объект исследования – процесс патриотического воспитания младших школьников на уроках по предмету Окружающий мир.
Предмет исследования – условия развития патриотического воспитания младших школьников на уроках по предмету Окружающий мир.
Цель работы: изучение особенностей развития патриотического воспитания младших школьников.
Достижению цели способствовало решение ряда задач:
1. Определить сущность понятий «патриотизм» и «патриотическое
воспитание»;
2. Выделить педагогические условия патриотического воспитания
младших школьников при изучении предмета Окружающий мир;
3. Изучить специфику диагностики уровня сформированности
патриотического воспитания у младших школьников;
4. Провести диагностику на констатирующем этапе эксперимента.
Работа написана на основании изучения источников, литературы и публикаций в периодических изданиях. В качестве источников были использованы нормативно-правовые акты в области патриотического воспитания и образования. В работе были использованы основополагающие труды в области педагогики и психологии. Патриотическому воспитанию младших школьников посвящены работы таких авторов, как В.С. Бутова, Л.В. Сокорутова, Н.Н. Солошенко. Организация воспитательного процесса на уроках Окружающего мира изучалась по исследованиям А.В. Миронова, Е.Г. Новолодской, Н.А. Семеновой.
В качестве методов исследования были использованы как теоретические, так и эмпирические. В процессе изучения теоретических аспектов проблемы исследования были использованы методы анализа, синтеза, обобщения. Проведение эксперимента обусловило применение эмпирических методов: изучение источников, анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент, опрос.
Работа состоит из двух глав основной части, введения, заключения, списка литературы и приложений.
Воспитание патриотизма – одна из самых актуальных проблем современного российского общества. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения мы не сможем уве-ренно двигаться вперед ни в экономике, ни в культуре, ни в политике, т. к. наше будущее должно иметь свой нравственный стержень – любовь к Родине, служение Отечеству.
Ступень российской гражданской идентичности достигается в процессе развития личности, ее духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и российских народов, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.
Изучение различных источников позволило сделать вывод о многовариативности и неоднозначности понятия «патриотизм». Основным критерием патриотизма является любовь к своему Отечеству. Патриотизм необходимо воспитывать с детства. Патриотическое воспитание издавна являлось центральной идеей в отечественной педагогике. В разные периоды развития нашей страны акцент данного процесса менялся: производительный труд, познание своей страны, военно-патриотическое воспитание, эмоциональная сфера. Содержание данного вида воспитания постоянно разрабатывалось и менялось, предлагались разные средства и методы оптимизации данного процесса. Школы и другие образовательные учреждения и сегодня играют особую роль в воспитании патриотизма у подрастающего поколения.
Огромное значение имеет воспитательная работа по формированию патриотических чувств у учащихся начальной школы, это связано в первую очередь с тем, что современному российскому обществу необходим человек любящий и знающий свою Родину, ее уникальность и особенности. Патриотическая воспитанность включает в себя три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.
Первостепенное значение патриотическое воспитание имеет в предметной области Окружающий мир. На занятиях по данному предмету необходимо создать педагогические условия организации воспитательного процесса, к которым относятся: организационно-педагогические, психолого-педагогические, дидактические. Эффективности патриотического воспитания во многом способствует выбор методов и приемов воспитания. Предпочтение отдается нетрадиционным методам обучения, среди которых были выделены: интерактивная экскурсия, мозговой штурм, презентация, дискуссия, игра, кейс-метод, аквариум, мини-исследование.
Скорректировать процесс воспитания патриотических качеств позволяют диагностические мероприятия. Критериями для определения уровня сформированности патриотического воспитания являются: когнитивный, эмотивно-мотивационный, поведенческий. В младшем школьном возрасте главным является когнитивный критерий, на основе которого в дальнейшем развиваются эмотивная и поведенческая составляющая.
Диагностические мероприятия были проведены на базе кадетского корпуса г. Барнаул. Выборка составила 20 человек – учеников третьего класса. Проверка уровня сформированности патриотической воспитанности осуществлялась с помощью диагностического инструментария. Были использованы три методики авторов Е.В. Федотова, И.В. Скворцова, В.С. Горбунова, в соответствии с тремя составляющими: когнитивный, эмотивно-мотивационный, поведенческий.
Полученные результаты позволили определить исходный уровень патриотической воспитанности. Данные проведенных диагностик свидетельствуют о недостаточном уровне. Большинство испытуемых показали средний результат. По итогам констатирующего эксперимента, были выявлены общие проблемные вопросы, над которыми необходимо работать: недостаточная сформированность патриотического сознания, патриотических чувств, проявление гражданской активности.
Изложенные факты доказывают необходимость проведения формирующего этапа эксперимента для повышения обозначенного уровня.
В результате выполнения работы была достигнута сформулированная в начале исследования цель. Процесс развития патриотического воспитания у младших школьников, а также определение его эффективности изучен в полной мере. Все поставленные задачи были выполнены.
Ступень российской гражданской идентичности достигается в процессе развития личности, ее духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и российских народов, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.
Изучение различных источников позволило сделать вывод о многовариативности и неоднозначности понятия «патриотизм». Основным критерием патриотизма является любовь к своему Отечеству. Патриотизм необходимо воспитывать с детства. Патриотическое воспитание издавна являлось центральной идеей в отечественной педагогике. В разные периоды развития нашей страны акцент данного процесса менялся: производительный труд, познание своей страны, военно-патриотическое воспитание, эмоциональная сфера. Содержание данного вида воспитания постоянно разрабатывалось и менялось, предлагались разные средства и методы оптимизации данного процесса. Школы и другие образовательные учреждения и сегодня играют особую роль в воспитании патриотизма у подрастающего поколения.
Огромное значение имеет воспитательная работа по формированию патриотических чувств у учащихся начальной школы, это связано в первую очередь с тем, что современному российскому обществу необходим человек любящий и знающий свою Родину, ее уникальность и особенности. Патриотическая воспитанность включает в себя три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.
Первостепенное значение патриотическое воспитание имеет в предметной области Окружающий мир. На занятиях по данному предмету необходимо создать педагогические условия организации воспитательного процесса, к которым относятся: организационно-педагогические, психолого-педагогические, дидактические. Эффективности патриотического воспитания во многом способствует выбор методов и приемов воспитания. Предпочтение отдается нетрадиционным методам обучения, среди которых были выделены: интерактивная экскурсия, мозговой штурм, презентация, дискуссия, игра, кейс-метод, аквариум, мини-исследование.
Скорректировать процесс воспитания патриотических качеств позволяют диагностические мероприятия. Критериями для определения уровня сформированности патриотического воспитания являются: когнитивный, эмотивно-мотивационный, поведенческий. В младшем школьном возрасте главным является когнитивный критерий, на основе которого в дальнейшем развиваются эмотивная и поведенческая составляющая.
Диагностические мероприятия были проведены на базе кадетского корпуса г. Барнаул. Выборка составила 20 человек – учеников третьего класса. Проверка уровня сформированности патриотической воспитанности осуществлялась с помощью диагностического инструментария. Были использованы три методики авторов Е.В. Федотова, И.В. Скворцова, В.С. Горбунова, в соответствии с тремя составляющими: когнитивный, эмотивно-мотивационный, поведенческий.
Полученные результаты позволили определить исходный уровень патриотической воспитанности. Данные проведенных диагностик свидетельствуют о недостаточном уровне. Большинство испытуемых показали средний результат. По итогам констатирующего эксперимента, были выявлены общие проблемные вопросы, над которыми необходимо работать: недостаточная сформированность патриотического сознания, патриотических чувств, проявление гражданской активности.
Изложенные факты доказывают необходимость проведения формирующего этапа эксперимента для повышения обозначенного уровня.
В результате выполнения работы была достигнута сформулированная в начале исследования цель. Процесс развития патриотического воспитания у младших школьников, а также определение его эффективности изучен в полной мере. Все поставленные задачи были выполнены.
Подобные работы
- Развитие патриотического воспитания у младших школьников на уроке окружающего мира (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2020 - Педагогические условия формирования базовых национальных ценностей у младших школьников на уроках окружающего мира
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2019 - Патриотическое воспитание младших школьников на уроках окружающего мира (Бийский педагогический колледж)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2025 - Формирование гражданственности младших школьников на уроках литературного чтения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия реализации регионального компонента при изучении предмета «Окружающий мир» в начальной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018



