Адекватный уровень самооценки как условие благоприятного социометрического статуса младшего подростка 11–12 лет (Педагогика, психология)
|
Выпускная квалификационная работа.
Было проведено опытно-экспериментальное исследование. В исследовании приняли участие 26 подростков 11–12 лет.
Использовались 2 психодиагностические методики:
1. Методика диагностики самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн (в модификации А. М. Прихожан).
2. Социометрическая методика, адаптированная М. Битяновой к при-менению в школьной практике.
В данной работе не указано название базы исследования, тпким образом, если подставить название нужной базы исследования , то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложения (в том числе результаты исследования в табличном виде).
Также есть доклад и презентация к защите.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ КАК УСЛОВИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА 11-12 ЛЕТ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1. Теоретический анализ подходов к проблеме исследования социометрического статуса младшего подростка 11–12 лет в отечественной и зарубежной психологической литературе 7
1.2. Психологические особенности самооценки младшего подростка 11–12 лет в современной психологической литературе 13
1.3. Психологическая характеристика младшего подростка 11–12 лет в психологической литературе 22
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ КАК УСЛОВИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА 11-12 ЛЕТ 32
2.1. Описание методов и методик 32
2.2. Качественный анализ полученных результатов констатирующего эксперимента 39
2.3. Проект программы по формированию адекватной самооценки как условие благоприятного социометрического статуса 46
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Было проведено опытно-экспериментальное исследование. В исследовании приняли участие 26 подростков 11–12 лет.
Использовались 2 психодиагностические методики:
1. Методика диагностики самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн (в модификации А. М. Прихожан).
2. Социометрическая методика, адаптированная М. Битяновой к при-менению в школьной практике.
В данной работе не указано название базы исследования, тпким образом, если подставить название нужной базы исследования , то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложения (в том числе результаты исследования в табличном виде).
Также есть доклад и презентация к защите.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ КАК УСЛОВИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА 11-12 ЛЕТ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1. Теоретический анализ подходов к проблеме исследования социометрического статуса младшего подростка 11–12 лет в отечественной и зарубежной психологической литературе 7
1.2. Психологические особенности самооценки младшего подростка 11–12 лет в современной психологической литературе 13
1.3. Психологическая характеристика младшего подростка 11–12 лет в психологической литературе 22
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ КАК УСЛОВИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА 11-12 ЛЕТ 32
2.1. Описание методов и методик 32
2.2. Качественный анализ полученных результатов констатирующего эксперимента 39
2.3. Проект программы по формированию адекватной самооценки как условие благоприятного социометрического статуса 46
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Подростковый возраст является самым сложным из всего периода взросления человека и становления его личности. Но также это и самый от-ветственный период, так как в нём формируются основы морали, социальные установки, отношения и самоотношение, окончательно оформляются заложенные генетически и под вилянием среды черты характера и ключевые формы поведения личности в обществе.
Главным новообразованием личности подростка, начало формирования которого падает на младший подростковый возраст (11–12 лет) является образование элементов «Я-концепции», переход на более высокий уровень самосознания, а, значит, самооценки.
В этих условиях одной из острейших становится потребность в соци-альной активности. Ведущей деятельностью становится общение со сверст-никами, которое оказывает ключевое влияние на самооценку младшего подростка, которая, в свою очередь, определяет социометрический статус ребёнка 11–12 лет в группе.
Актуальность исследования адекватного уровня самооценки как условия благоприятного социометрического статуса младшего подростка 11–12 лет определяется тем, что в этом возрастном периоде ребёнок всё чаще ставит вопросы к самому себе, задумывается о своём положении в микросоциуме, к тому, как его воспринимают окружающие. Младший подросток уже начинает сравнивать себя со сверстниками, оценивать и прогнозировать результаты своих действий.
Для ребёнка 11–12 лет важно занимать значимое место в группе, быть признанным. Однако не каждый в состоянии этого добиться, поскольку индивидуальные личностные черты и установки могут не позволить занять благоприятный социометрический статус в желательной для него группе. Очень часто это бывает связано с неадекватной самооценкой младшего подростка.
Формирование адекватной самооценки младшего подростка актуаль-но тем, что внимание следует акцентировать на особой ситуации развития детей 11–12 лет. Нужно найти точки пересечения внешнего мира с самосознанием подростка для формирования адекватной самооценки и достижения благоприятного социометрического статуса.
Следует принимать во внимание изменения самооценки подростка в возрасте 11–12 лет как наиболее острого переходного момента становления личности, и оказывать положительное воздействие на эти изменения. В такой момент важно сформировать именно адекватную самооценку у младшего подростка, которая затем станет основой для благоприятного статуса в группе.
Рассматривая степень изученности данной темы в научной литературе следует отметить, что различным аспектам исследования самооценки подростков посвящены труды многих авторов, таких как Л. И. Божович, Н. И. Гуткина, А. В. Захарова, И. С. Кон, А. А. Реан, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и др. Все учёные подчёркивают тот факт, что чем выше степень самопринятия, эмпирическим коррелятором которой выступает уровень самооценки, тем увереннее и успешнее человек проявляется себя в деятельности.
Социометрический статус человека подростков исследовался в трудах таких психологов, как Г. В. Акопов, Н. Е. Гронланд, И. Г. Дорошина, С. А. Котик, Н. Н. Обозов, Л. С. Славина, Е. В. Хлыбова, Д. Н. Чернов и др.
Психологические особенности младших подростков получили освещение в публикациях таких авторов, как А. В. Аверин, О. Н. Бережницкая, Ф. С. Брантова, И. А. Иванова, В. Казанская, Т. Н. Князева, С. Н. Степанова, О. А. Спицына, Д. И. Фельдштейн, С. А. Щербаков и др.
В психологической практике были предприняты попытки исследования взаимосвязи самооценки подростка и его социометрического статуса (Е. В. Бардина, Т. Ю. Большакова, Н. Г. Гайфуллина, Я. В. Косова, А. Н. Кузьмина, Е. И. Лебедева, Н. В. Пирожкова, М. А. Семякина, В. И. Татаурова). Эти работы внесли значительный вклад в написание данного исследования.
Цель: изучение и описание самооценки как условие благоприятного социометрического статуса младшего подростка 11–12 лет.
Задачи:
1. Осуществить анализ подходов к понятию социометрического статуса младшего подростка в современной психологической литературе.
2. Изучить психологические особенности самооценки младшего подростка.
3. Рассмотреть психологические характеристики младшего подросткового возраста.
4. Выполнить качественный анализ полученных результатов.
6. Разработать проект программы, направленный на формирование адекватной самооценки как условие благоприятного социометрического статуса.
Объект исследования: младшйй подросток 11–12 лет.
Предмет исследования: адекватный уровень самооценки как условие благоприятного социометрического статуса младшего подростка 11–12 лет.
Гипотеза исследования: у младшего подростка будет адекватный уровень самооценки при условии благоприятного социометрического статуса.
Методологической основой исследования стали положения психологии личности, развиваемые в рамках культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, а также в трудах Д. Б. Эльконина, Д. И. Фельдштейна, Л. И. Божович Л.И. по проблемам развития и становления личности в подростковом возрасте.
При написании исследования использовались следующие методы:
– теоретические (анализ научной литературы, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, систематизация, классификация, сравнение, сопоставление и т.д.);
– эмпирические (эксперимент, психологическое тестирование (методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан; методика социометрии Дж. Морено).
Теоретической основой исследования стали психологические труды по особенностям личности подростка, работы в области самооценки, социометрических статусов личности, личностного развития ребёнка младшего подросткового возраста.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в практической психологической деятельности, а также при преподавании курсов и семинаров соответствующей тематики.
Структура работы отвечает логике исследования и включает введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы и приложения.
Главным новообразованием личности подростка, начало формирования которого падает на младший подростковый возраст (11–12 лет) является образование элементов «Я-концепции», переход на более высокий уровень самосознания, а, значит, самооценки.
В этих условиях одной из острейших становится потребность в соци-альной активности. Ведущей деятельностью становится общение со сверст-никами, которое оказывает ключевое влияние на самооценку младшего подростка, которая, в свою очередь, определяет социометрический статус ребёнка 11–12 лет в группе.
Актуальность исследования адекватного уровня самооценки как условия благоприятного социометрического статуса младшего подростка 11–12 лет определяется тем, что в этом возрастном периоде ребёнок всё чаще ставит вопросы к самому себе, задумывается о своём положении в микросоциуме, к тому, как его воспринимают окружающие. Младший подросток уже начинает сравнивать себя со сверстниками, оценивать и прогнозировать результаты своих действий.
Для ребёнка 11–12 лет важно занимать значимое место в группе, быть признанным. Однако не каждый в состоянии этого добиться, поскольку индивидуальные личностные черты и установки могут не позволить занять благоприятный социометрический статус в желательной для него группе. Очень часто это бывает связано с неадекватной самооценкой младшего подростка.
Формирование адекватной самооценки младшего подростка актуаль-но тем, что внимание следует акцентировать на особой ситуации развития детей 11–12 лет. Нужно найти точки пересечения внешнего мира с самосознанием подростка для формирования адекватной самооценки и достижения благоприятного социометрического статуса.
Следует принимать во внимание изменения самооценки подростка в возрасте 11–12 лет как наиболее острого переходного момента становления личности, и оказывать положительное воздействие на эти изменения. В такой момент важно сформировать именно адекватную самооценку у младшего подростка, которая затем станет основой для благоприятного статуса в группе.
Рассматривая степень изученности данной темы в научной литературе следует отметить, что различным аспектам исследования самооценки подростков посвящены труды многих авторов, таких как Л. И. Божович, Н. И. Гуткина, А. В. Захарова, И. С. Кон, А. А. Реан, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и др. Все учёные подчёркивают тот факт, что чем выше степень самопринятия, эмпирическим коррелятором которой выступает уровень самооценки, тем увереннее и успешнее человек проявляется себя в деятельности.
Социометрический статус человека подростков исследовался в трудах таких психологов, как Г. В. Акопов, Н. Е. Гронланд, И. Г. Дорошина, С. А. Котик, Н. Н. Обозов, Л. С. Славина, Е. В. Хлыбова, Д. Н. Чернов и др.
Психологические особенности младших подростков получили освещение в публикациях таких авторов, как А. В. Аверин, О. Н. Бережницкая, Ф. С. Брантова, И. А. Иванова, В. Казанская, Т. Н. Князева, С. Н. Степанова, О. А. Спицына, Д. И. Фельдштейн, С. А. Щербаков и др.
В психологической практике были предприняты попытки исследования взаимосвязи самооценки подростка и его социометрического статуса (Е. В. Бардина, Т. Ю. Большакова, Н. Г. Гайфуллина, Я. В. Косова, А. Н. Кузьмина, Е. И. Лебедева, Н. В. Пирожкова, М. А. Семякина, В. И. Татаурова). Эти работы внесли значительный вклад в написание данного исследования.
Цель: изучение и описание самооценки как условие благоприятного социометрического статуса младшего подростка 11–12 лет.
Задачи:
1. Осуществить анализ подходов к понятию социометрического статуса младшего подростка в современной психологической литературе.
2. Изучить психологические особенности самооценки младшего подростка.
3. Рассмотреть психологические характеристики младшего подросткового возраста.
4. Выполнить качественный анализ полученных результатов.
6. Разработать проект программы, направленный на формирование адекватной самооценки как условие благоприятного социометрического статуса.
Объект исследования: младшйй подросток 11–12 лет.
Предмет исследования: адекватный уровень самооценки как условие благоприятного социометрического статуса младшего подростка 11–12 лет.
Гипотеза исследования: у младшего подростка будет адекватный уровень самооценки при условии благоприятного социометрического статуса.
Методологической основой исследования стали положения психологии личности, развиваемые в рамках культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, а также в трудах Д. Б. Эльконина, Д. И. Фельдштейна, Л. И. Божович Л.И. по проблемам развития и становления личности в подростковом возрасте.
При написании исследования использовались следующие методы:
– теоретические (анализ научной литературы, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, систематизация, классификация, сравнение, сопоставление и т.д.);
– эмпирические (эксперимент, психологическое тестирование (методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан; методика социометрии Дж. Морено).
Теоретической основой исследования стали психологические труды по особенностям личности подростка, работы в области самооценки, социометрических статусов личности, личностного развития ребёнка младшего подросткового возраста.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в практической психологической деятельности, а также при преподавании курсов и семинаров соответствующей тематики.
Структура работы отвечает логике исследования и включает введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы и приложения.
Исследование подходов к социометрическому статусу младшего под-ростка 11–12 лет показало, что особенностью социометрической структуры групп в младшем подростковом возрасте является значительный процент низкостатусных членов и небольшое количество социометрических «звезд».
Наблюдается выраженная поляризация статусов, особенно вследствие перехода низкостатусных учеников в разряд «непринятых», что приводит к ухудшению социально-психологического климата в учебной группе.
На социометрический статус младшего подростка в группе оказывает сильное влияние его успеваемость по школьным предметам, т. е. уровень получаемых им отметок в некоторой степени определяет его социометрический статус в учебной группе. А от успеваемости младшего подростка напрямую зависит его самооценка, которая, таким образом, также оказывает самое непосредственное влияние на социометрический статус подростка 11–12 лет в группе.
В младшем подростковом возрасте в 11–12 лет в ходе развития самосознания и самопознания осуществляется становление самооценки. Основу самооценки в младшем подростковом возрасте составляют представления о собственных возможностях и интересах, которые выступают основным предметом их гордости и основой для развития чувства собственного достоинства.
Большую роль в формировании самооценки младшего подростка играет постоянное сравнение образа реального и идеального «Я», интериоризация социальных реакций на него.
Для развития самооценки подростка 11–12 лет важны такие факторы, как характер общения и взаимодействия со сверстниками, родителями и педагогами; поддержка и мера участия и руководства со стороны взрослых; удовлетворённость совместной деятельностью; кризисы в семье; социально-экономический статус семьи и положение в ней младшего подростка; физические недостатки подростка, стрессовые ситуации в его жизни.
Важнейший критерий самооценки – её адекватность. Адекватная самооценка представляет собой реалистичную оценку себя, своих способностей, нравственных поступков и качеств. Адекватная самооценка помогает субъекту критически оценивать себя и свои силы, соотнося все это с жизненными задачами и с требованиями социума.
Выделяют 3 главных условия формирования у младшего подростка адекватной самооценки: принятие его родителями; установление родителями ясных и однозначных правил, регламентирующих поведение подростка 11–12 лет; предоставление младшему подростку свободы действий в границах, определённых родителями.
Самооценка как важнейший психологический фактор формирования успешной деятельности младшего подростка 11–12 лет играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик, что, в конечном итоге, определяет его социометрический статус в группе.
Психологическая характеристика младшего подростка показывает, что возраст 11–12 лет насыщен эмоциональными переживаниями и кризисами, преобладают такие личностные черты, как упрямство, обидчивость, нигилизм и негативизм, которые часто приводят к повышенной агрессивности.
Содержанием психического развития в младшем подростковом возрасте выступает развитие самосознания и формирование стабильной самооценки и «Я–концепции», формирование ценностных ориентаций.
Главным видом деятельности в этом возрасте является учебная дея-тельность, дополняемая иными видами.
Все психологические особенности возраста младшего подростка (11–12 лет) становятся определяющими для формирования его самооценки и социометрического статуса в учебной группе.
Нами было проведено опытно-экспериментальное исследование на выявление взаимосвязи уровня самооценки и социометрического статуса младшего подростка. Гипотеза заключалась в предположении, что у младшего подростка будет адекватный уровень самооценки при условии благоприятного социометрического статуса.
В исследовании приняли участие 26 подростков 11–12 лет. Использовались 2 психодиагностические методики: 1) методика диагностики самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн (в модификации А. М. Прихожан); 2) социометрическая методика, адаптированная М. Битяновой к применению в школьной практике.
Диагностика по методике Дембо–Рубинштейн показало, что среди младших подростков преобладает низкий уровень самооценки (34,61%). Однако положительным моментом следует признать то, что почти половина подростков имеют адекватную самооценку – 42,3%. Завышенную самооценки продемонстрировали 23,07% учащихся.
Тестирование младших подростков по методике социометрии показало что большинство младших подростков имеют в учебной группе социометрический статус «предпочитаемого» (46,15%). Меньше всего в классе «пренебрегаемых» учеников и «аутсайдеров» – по 3,84%. Также исследование выявило в данной учебной группе 2 лидера, имеющих социометрический статус «звезды» (7,69%). Треть класса по социометрическому типу относятся к «выбираемым» (26,92%). И небольшое количество младших школьников получили статус «изолированных» (отвергаемых) – 11,53%.
Анализ взаимосвязи между социометрическим статусом и уровнем самооценки младших подростков показа, что социометрическим «звёздам» и предпочитаемым соответствует адекватная самооценка. Подростам, имеющим социометрический статус «пренебрегаемых» («игнорируемых»), соответствует неадекватно завышенная самооценка. «Изолированные» младшие подростки с «отвергаемым» социометрическим статусом имеют неадекватно заниженную самооценку.
В процессе опытно-экспериментального исследования выявлено, что у младших подростков существует взаимосвязь между социометрическим статусом и уровнем самооценки, но она имеет вариативный характер. В целом же можно констатировать, что гипотеза исследования подтвердилась, т. е. у младшего подростка при условии благоприятного социометрического статуса формируется адекватный уровень самооценки.
Проведённое опытно-экспериментальное исследование выявило, что лишь меньше половины младших подростков имеют адекватную самооценку. Это свидетельствует о необходимости проведения с ними коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы.
В этих целям нами была разработана коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Формирование адекватной самооценки» для младших подростков в возрасте 11–12 лет.
Программа реализуется в форме психолого-педагогического тренинга и включает 5 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия – 1–1,5 часа.
Основной целью программы является формирование адекватной самооценки обучающихся. В связи с этим поставлены задачи: осознание собственных положительных и отрицательных сторон; формирование навыков уверенного поведения; способствование формированию навыка быстрого принятия решений в стрессовой ситуации; формирование положительного самоотношения.
Эффективность Программы должна выразиться в следующем: 1) понимание младшим подростком своей ценности и своих положительных черт характера; 2) умение создавать младшим подростком план своих действий и стремление добиваться своих целей; 3) толерантность по отношению младшего подростка к своему окружению.
Наблюдается выраженная поляризация статусов, особенно вследствие перехода низкостатусных учеников в разряд «непринятых», что приводит к ухудшению социально-психологического климата в учебной группе.
На социометрический статус младшего подростка в группе оказывает сильное влияние его успеваемость по школьным предметам, т. е. уровень получаемых им отметок в некоторой степени определяет его социометрический статус в учебной группе. А от успеваемости младшего подростка напрямую зависит его самооценка, которая, таким образом, также оказывает самое непосредственное влияние на социометрический статус подростка 11–12 лет в группе.
В младшем подростковом возрасте в 11–12 лет в ходе развития самосознания и самопознания осуществляется становление самооценки. Основу самооценки в младшем подростковом возрасте составляют представления о собственных возможностях и интересах, которые выступают основным предметом их гордости и основой для развития чувства собственного достоинства.
Большую роль в формировании самооценки младшего подростка играет постоянное сравнение образа реального и идеального «Я», интериоризация социальных реакций на него.
Для развития самооценки подростка 11–12 лет важны такие факторы, как характер общения и взаимодействия со сверстниками, родителями и педагогами; поддержка и мера участия и руководства со стороны взрослых; удовлетворённость совместной деятельностью; кризисы в семье; социально-экономический статус семьи и положение в ней младшего подростка; физические недостатки подростка, стрессовые ситуации в его жизни.
Важнейший критерий самооценки – её адекватность. Адекватная самооценка представляет собой реалистичную оценку себя, своих способностей, нравственных поступков и качеств. Адекватная самооценка помогает субъекту критически оценивать себя и свои силы, соотнося все это с жизненными задачами и с требованиями социума.
Выделяют 3 главных условия формирования у младшего подростка адекватной самооценки: принятие его родителями; установление родителями ясных и однозначных правил, регламентирующих поведение подростка 11–12 лет; предоставление младшему подростку свободы действий в границах, определённых родителями.
Самооценка как важнейший психологический фактор формирования успешной деятельности младшего подростка 11–12 лет играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик, что, в конечном итоге, определяет его социометрический статус в группе.
Психологическая характеристика младшего подростка показывает, что возраст 11–12 лет насыщен эмоциональными переживаниями и кризисами, преобладают такие личностные черты, как упрямство, обидчивость, нигилизм и негативизм, которые часто приводят к повышенной агрессивности.
Содержанием психического развития в младшем подростковом возрасте выступает развитие самосознания и формирование стабильной самооценки и «Я–концепции», формирование ценностных ориентаций.
Главным видом деятельности в этом возрасте является учебная дея-тельность, дополняемая иными видами.
Все психологические особенности возраста младшего подростка (11–12 лет) становятся определяющими для формирования его самооценки и социометрического статуса в учебной группе.
Нами было проведено опытно-экспериментальное исследование на выявление взаимосвязи уровня самооценки и социометрического статуса младшего подростка. Гипотеза заключалась в предположении, что у младшего подростка будет адекватный уровень самооценки при условии благоприятного социометрического статуса.
В исследовании приняли участие 26 подростков 11–12 лет. Использовались 2 психодиагностические методики: 1) методика диагностики самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн (в модификации А. М. Прихожан); 2) социометрическая методика, адаптированная М. Битяновой к применению в школьной практике.
Диагностика по методике Дембо–Рубинштейн показало, что среди младших подростков преобладает низкий уровень самооценки (34,61%). Однако положительным моментом следует признать то, что почти половина подростков имеют адекватную самооценку – 42,3%. Завышенную самооценки продемонстрировали 23,07% учащихся.
Тестирование младших подростков по методике социометрии показало что большинство младших подростков имеют в учебной группе социометрический статус «предпочитаемого» (46,15%). Меньше всего в классе «пренебрегаемых» учеников и «аутсайдеров» – по 3,84%. Также исследование выявило в данной учебной группе 2 лидера, имеющих социометрический статус «звезды» (7,69%). Треть класса по социометрическому типу относятся к «выбираемым» (26,92%). И небольшое количество младших школьников получили статус «изолированных» (отвергаемых) – 11,53%.
Анализ взаимосвязи между социометрическим статусом и уровнем самооценки младших подростков показа, что социометрическим «звёздам» и предпочитаемым соответствует адекватная самооценка. Подростам, имеющим социометрический статус «пренебрегаемых» («игнорируемых»), соответствует неадекватно завышенная самооценка. «Изолированные» младшие подростки с «отвергаемым» социометрическим статусом имеют неадекватно заниженную самооценку.
В процессе опытно-экспериментального исследования выявлено, что у младших подростков существует взаимосвязь между социометрическим статусом и уровнем самооценки, но она имеет вариативный характер. В целом же можно констатировать, что гипотеза исследования подтвердилась, т. е. у младшего подростка при условии благоприятного социометрического статуса формируется адекватный уровень самооценки.
Проведённое опытно-экспериментальное исследование выявило, что лишь меньше половины младших подростков имеют адекватную самооценку. Это свидетельствует о необходимости проведения с ними коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы.
В этих целям нами была разработана коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Формирование адекватной самооценки» для младших подростков в возрасте 11–12 лет.
Программа реализуется в форме психолого-педагогического тренинга и включает 5 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия – 1–1,5 часа.
Основной целью программы является формирование адекватной самооценки обучающихся. В связи с этим поставлены задачи: осознание собственных положительных и отрицательных сторон; формирование навыков уверенного поведения; способствование формированию навыка быстрого принятия решений в стрессовой ситуации; формирование положительного самоотношения.
Эффективность Программы должна выразиться в следующем: 1) понимание младшим подростком своей ценности и своих положительных черт характера; 2) умение создавать младшим подростком план своих действий и стремление добиваться своих целей; 3) толерантность по отношению младшего подростка к своему окружению.
Подобные работы
- ИЗУЧЕНИЕ СООТНОШЕНИЯ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ МИГРАНТОВ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2016



