Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Адекватный уровень самооценки как условие благоприятного социометрического статуса младшего подростка 11–12 лет (Педагогика, психология)

Работа №48342

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2020
Стоимость2200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
384
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа.
Было проведено опытно-экспериментальное исследование. В исследовании приняли участие 26 подростков 11–12 лет.
Использовались 2 психодиагностические методики:
1. Методика диагностики самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн (в модификации А. М. Прихожан).
2. Социометрическая методика, адаптированная М. Битяновой к при-менению в школьной практике.
В данной работе не указано название базы исследования, тпким образом, если подставить название нужной базы исследования , то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложения (в том числе результаты исследования в табличном виде).
Также есть доклад и презентация к защите.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ КАК УСЛОВИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА 11-12 ЛЕТ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1. Теоретический анализ подходов к проблеме исследования социометрического статуса младшего подростка 11–12 лет в отечественной и зарубежной психологической литературе 7
1.2. Психологические особенности самооценки младшего подростка 11–12 лет в современной психологической литературе 13
1.3. Психологическая характеристика младшего подростка 11–12 лет в психологической литературе 22
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ КАК УСЛОВИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА 11-12 ЛЕТ 32
2.1. Описание методов и методик 32
2.2. Качественный анализ полученных результатов констатирующего эксперимента 39
2.3. Проект программы по формированию адекватной самооценки как условие благоприятного социометрического статуса 46
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 66

Подростковый возраст является самым сложным из всего периода взросления человека и становления его личности. Но также это и самый от-ветственный период, так как в нём формируются основы морали, социальные установки, отношения и самоотношение, окончательно оформляются заложенные генетически и под вилянием среды черты характера и ключевые формы поведения личности в обществе.
Главным новообразованием личности подростка, начало формирования которого падает на младший подростковый возраст (11–12 лет) является образование элементов «Я-концепции», переход на более высокий уровень самосознания, а, значит, самооценки.
В этих условиях одной из острейших становится потребность в соци-альной активности. Ведущей деятельностью становится общение со сверст-никами, которое оказывает ключевое влияние на самооценку младшего подростка, которая, в свою очередь, определяет социометрический статус ребёнка 11–12 лет в группе.
Актуальность исследования адекватного уровня самооценки как условия благоприятного социометрического статуса младшего подростка 11–12 лет определяется тем, что в этом возрастном периоде ребёнок всё чаще ставит вопросы к самому себе, задумывается о своём положении в микросоциуме, к тому, как его воспринимают окружающие. Младший подросток уже начинает сравнивать себя со сверстниками, оценивать и прогнозировать результаты своих действий.
Для ребёнка 11–12 лет важно занимать значимое место в группе, быть признанным. Однако не каждый в состоянии этого добиться, поскольку индивидуальные личностные черты и установки могут не позволить занять благоприятный социометрический статус в желательной для него группе. Очень часто это бывает связано с неадекватной самооценкой младшего подростка.
Формирование адекватной самооценки младшего подростка актуаль-но тем, что внимание следует акцентировать на особой ситуации развития детей 11–12 лет. Нужно найти точки пересечения внешнего мира с самосознанием подростка для формирования адекватной самооценки и достижения благоприятного социометрического статуса.
Следует принимать во внимание изменения самооценки подростка в возрасте 11–12 лет как наиболее острого переходного момента становления личности, и оказывать положительное воздействие на эти изменения. В такой момент важно сформировать именно адекватную самооценку у младшего подростка, которая затем станет основой для благоприятного статуса в группе.
Рассматривая степень изученности данной темы в научной литературе следует отметить, что различным аспектам исследования самооценки подростков посвящены труды многих авторов, таких как Л. И. Божович, Н. И. Гуткина, А. В. Захарова, И. С. Кон, А. А. Реан, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и др. Все учёные подчёркивают тот факт, что чем выше степень самопринятия, эмпирическим коррелятором которой выступает уровень самооценки, тем увереннее и успешнее человек проявляется себя в деятельности.
Социометрический статус человека подростков исследовался в трудах таких психологов, как Г. В. Акопов, Н. Е. Гронланд, И. Г. Дорошина, С. А. Котик, Н. Н. Обозов, Л. С. Славина, Е. В. Хлыбова, Д. Н. Чернов и др.
Психологические особенности младших подростков получили освещение в публикациях таких авторов, как А. В. Аверин, О. Н. Бережницкая, Ф. С. Брантова, И. А. Иванова, В. Казанская, Т. Н. Князева, С. Н. Степанова, О. А. Спицына, Д. И. Фельдштейн, С. А. Щербаков и др.
В психологической практике были предприняты попытки исследования взаимосвязи самооценки подростка и его социометрического статуса (Е. В. Бардина, Т. Ю. Большакова, Н. Г. Гайфуллина, Я. В. Косова, А. Н. Кузьмина, Е. И. Лебедева, Н. В. Пирожкова, М. А. Семякина, В. И. Татаурова). Эти работы внесли значительный вклад в написание данного исследования.
Цель: изучение и описание самооценки как условие благоприятного социометрического статуса младшего подростка 11–12 лет.
Задачи:
1. Осуществить анализ подходов к понятию социометрического статуса младшего подростка в современной психологической литературе.
2. Изучить психологические особенности самооценки младшего подростка.
3. Рассмотреть психологические характеристики младшего подросткового возраста.
4. Выполнить качественный анализ полученных результатов.
6. Разработать проект программы, направленный на формирование адекватной самооценки как условие благоприятного социометрического статуса.
Объект исследования: младшйй подросток 11–12 лет.
Предмет исследования: адекватный уровень самооценки как условие благоприятного социометрического статуса младшего подростка 11–12 лет.
Гипотеза исследования: у младшего подростка будет адекватный уровень самооценки при условии благоприятного социометрического статуса.
Методологической основой исследования стали положения психологии личности, развиваемые в рамках культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, а также в трудах Д. Б. Эльконина, Д. И. Фельдштейна, Л. И. Божович Л.И. по проблемам развития и становления личности в подростковом возрасте.
При написании исследования использовались следующие методы:
– теоретические (анализ научной литературы, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, систематизация, классификация, сравнение, сопоставление и т.д.);
– эмпирические (эксперимент, психологическое тестирование (методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан; методика социометрии Дж. Морено).
Теоретической основой исследования стали психологические труды по особенностям личности подростка, работы в области самооценки, социометрических статусов личности, личностного развития ребёнка младшего подросткового возраста.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в практической психологической деятельности, а также при преподавании курсов и семинаров соответствующей тематики.
Структура работы отвечает логике исследования и включает введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследование подходов к социометрическому статусу младшего под-ростка 11–12 лет показало, что особенностью социометрической структуры групп в младшем подростковом возрасте является значительный процент низкостатусных членов и небольшое количество социометрических «звезд».
Наблюдается выраженная поляризация статусов, особенно вследствие перехода низкостатусных учеников в разряд «непринятых», что приводит к ухудшению социально-психологического климата в учебной группе.
На социометрический статус младшего подростка в группе оказывает сильное влияние его успеваемость по школьным предметам, т. е. уровень получаемых им отметок в некоторой степени определяет его социометрический статус в учебной группе. А от успеваемости младшего подростка напрямую зависит его самооценка, которая, таким образом, также оказывает самое непосредственное влияние на социометрический статус подростка 11–12 лет в группе.
В младшем подростковом возрасте в 11–12 лет в ходе развития самосознания и самопознания осуществляется становление самооценки. Основу самооценки в младшем подростковом возрасте составляют представления о собственных возможностях и интересах, которые выступают основным предметом их гордости и основой для развития чувства собственного достоинства.
Большую роль в формировании самооценки младшего подростка играет постоянное сравнение образа реального и идеального «Я», интериоризация социальных реакций на него.
Для развития самооценки подростка 11–12 лет важны такие факторы, как характер общения и взаимодействия со сверстниками, родителями и педагогами; поддержка и мера участия и руководства со стороны взрослых; удовлетворённость совместной деятельностью; кризисы в семье; социально-экономический статус семьи и положение в ней младшего подростка; физические недостатки подростка, стрессовые ситуации в его жизни.
Важнейший критерий самооценки – её адекватность. Адекватная самооценка представляет собой реалистичную оценку себя, своих способностей, нравственных поступков и качеств. Адекватная самооценка помогает субъекту критически оценивать себя и свои силы, соотнося все это с жизненными задачами и с требованиями социума.
Выделяют 3 главных условия формирования у младшего подростка адекватной самооценки: принятие его родителями; установление родителями ясных и однозначных правил, регламентирующих поведение подростка 11–12 лет; предоставление младшему подростку свободы действий в границах, определённых родителями.
Самооценка как важнейший психологический фактор формирования успешной деятельности младшего подростка 11–12 лет играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик, что, в конечном итоге, определяет его социометрический статус в группе.
Психологическая характеристика младшего подростка показывает, что возраст 11–12 лет насыщен эмоциональными переживаниями и кризисами, преобладают такие личностные черты, как упрямство, обидчивость, нигилизм и негативизм, которые часто приводят к повышенной агрессивности.
Содержанием психического развития в младшем подростковом возрасте выступает развитие самосознания и формирование стабильной самооценки и «Я–концепции», формирование ценностных ориентаций.
Главным видом деятельности в этом возрасте является учебная дея-тельность, дополняемая иными видами.
Все психологические особенности возраста младшего подростка (11–12 лет) становятся определяющими для формирования его самооценки и социометрического статуса в учебной группе.
Нами было проведено опытно-экспериментальное исследование на выявление взаимосвязи уровня самооценки и социометрического статуса младшего подростка. Гипотеза заключалась в предположении, что у младшего подростка будет адекватный уровень самооценки при условии благоприятного социометрического статуса.
В исследовании приняли участие 26 подростков 11–12 лет. Использовались 2 психодиагностические методики: 1) методика диагностики самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн (в модификации А. М. Прихожан); 2) социометрическая методика, адаптированная М. Битяновой к применению в школьной практике.
Диагностика по методике Дембо–Рубинштейн показало, что среди младших подростков преобладает низкий уровень самооценки (34,61%). Однако положительным моментом следует признать то, что почти половина подростков имеют адекватную самооценку – 42,3%. Завышенную самооценки продемонстрировали 23,07% учащихся.
Тестирование младших подростков по методике социометрии показало что большинство младших подростков имеют в учебной группе социометрический статус «предпочитаемого» (46,15%). Меньше всего в классе «пренебрегаемых» учеников и «аутсайдеров» – по 3,84%. Также исследование выявило в данной учебной группе 2 лидера, имеющих социометрический статус «звезды» (7,69%). Треть класса по социометрическому типу относятся к «выбираемым» (26,92%). И небольшое количество младших школьников получили статус «изолированных» (отвергаемых) – 11,53%.
Анализ взаимосвязи между социометрическим статусом и уровнем самооценки младших подростков показа, что социометрическим «звёздам» и предпочитаемым соответствует адекватная самооценка. Подростам, имеющим социометрический статус «пренебрегаемых» («игнорируемых»), соответствует неадекватно завышенная самооценка. «Изолированные» младшие подростки с «отвергаемым» социометрическим статусом имеют неадекватно заниженную самооценку.
В процессе опытно-экспериментального исследования выявлено, что у младших подростков существует взаимосвязь между социометрическим статусом и уровнем самооценки, но она имеет вариативный характер. В целом же можно констатировать, что гипотеза исследования подтвердилась, т. е. у младшего подростка при условии благоприятного социометрического статуса формируется адекватный уровень самооценки.
Проведённое опытно-экспериментальное исследование выявило, что лишь меньше половины младших подростков имеют адекватную самооценку. Это свидетельствует о необходимости проведения с ними коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы.
В этих целям нами была разработана коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Формирование адекватной самооценки» для младших подростков в возрасте 11–12 лет.
Программа реализуется в форме психолого-педагогического тренинга и включает 5 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия – 1–1,5 часа.
Основной целью программы является формирование адекватной самооценки обучающихся. В связи с этим поставлены задачи: осознание собственных положительных и отрицательных сторон; формирование навыков уверенного поведения; способствование формированию навыка быстрого принятия решений в стрессовой ситуации; формирование положительного самоотношения.
Эффективность Программы должна выразиться в следующем: 1) понимание младшим подростком своей ценности и своих положительных черт характера; 2) умение создавать младшим подростком план своих действий и стремление добиваться своих целей; 3) толерантность по отношению младшего подростка к своему окружению.



1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата об-ращения: 05.04.2020).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утвержден Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/#dst0 (дата обращения: 05.04.2020).
3. Аверин, В. А. Психология детей и подростков / А. В. Аверин. – М.: Академия, 2019. – 449 с.
4. Бардина, Е. В. Особенности самооценки у младших школьников с разным социометрическим статусом / Е. В. Бардина // Экология человеческих отношений как проблема практической психологии в современном обществе: сб. науч. тр. / под ред. Е. Н. Ткач. – Хабаровск, 2018. – С. 64–68.
5. Белякова, Е. Г. Психолого-педагогический мониторинг: учебное пособие / Е. Г. Белякова, Т. А. Строкова. – Тюмень: Изд-во ТГУ, 2018. – 240 с.
6. Бережницкая, О. Н. Психолого-педагогические особенности младшего подростка в свете современных исследований / О. Н. Бережницкая // Известия Южного федерального ун-та. Педагогические науки. 2018. – № 8. – С. 136–141.
7. Бернс, Р. Развитие «Я–концепции» и воспитание / Р. Бернс. – М.: Прогресс, 1986. – 422 с.
8. Бороздина, Л. В. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых / Л. В. Бороздина, О. Н. Молчанова. – М.: Проект–Ф, 2019. – 204 с.
9. Брантова, Ф. С. Особенности развития эмоционально-волевой сферы младших подростков / Ф. С. Брантова [и др.] // Safety of a person and society as a problem of social sciences and humanities: мaterials of the IV international scientific conference. – 2017. – С. 68–70.
10. Бурамбаева, Д. А. Формирование адекватной самооценки млад-ших подростков как фактор психологической безопасности личности / Д. А. Бурамбаева // Концепт. – 2015. – № S1. – С. 136–140.
11. Выготский, Л. С. Проблема возраста / Л. С. Выготский // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / ред.-сост. Г. В. Берменская. – М., 2015. – С. 88–97.
12. Галкина, Т. В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход / Т. В. Галкина. – М.: Ин-т психологии РАН, 2017. – 398 с.
13. Дорошина, И. Г. Изучение социометрического статуса подростков в учебной группе (авторская модификация социометрии) / И. Г. Дорошина // Социосфера. – 2010. – № 2. – С. 37–41.
14. Дубровина, И. В. Возрастная и педагогическая психология / И. В. Дубровина, А. М. Прихожан. – М.: Академия, 2013. – 368 с.
15. Еникеева, К. М. Сравнительная характеристика самооценки младших и старших подростков / К. М. Еникеева, А. Н. Яшкова // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2015. – № 1. – С. 87–90.
16. Захарова, А. В. Психология формирования самооценки / А. В. Захарова. – М.: Рипол–Классик, 2014. – 103 с.
17. Иванова, И. А. Особенности развития мыслительной деятельно-сти у младших подростков / И. А. Иванова [и др.] // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 57–10. – С. 342–349.
18. Казакина, М. Г. Самооценка личности школьника и педагогиче-ские условия её формирования / М. Г. Казакина. – СПб.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 2017. – 65 с.
19. Казанская, В. Подросток. Трудности взросления / В. Казанская. –СПб.: Питер, 2018. – 248 с.
20. Князева, Т. Н. Особенности проявления личностных черт у младших и старших подростков / Т. Н. Князева, А. В. Матюкова // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 57–9. – С. 326–333.
21. Колесов, Д. П. Современный подросток. Взросление и пол / Д. П. Колесов. – М.: МПСИ Флинта, 2013. – 411 с.
22. Коломинский, Я. Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений / Я. Л. Коломинский. – Минск, 2014. – 240 с.
23. Комленок, К. С. Развитие самооценки младших подростков / К. С. Комленок, Е. Ю. Дубовик // Современные социально-гуманитарные исследования: теоретико-методологические и прикладные аспекты: сб. науч. тр. / под общ. ред. Е. П. Ткачёвой. – Белгород, 2019. – С. 70–72.
24. Кон, И. С. Социологическая психология / И. С. Кон; под ред. Д. И. Фельдштейна. – Воронеж: МОДЭК, 2019. – 368 с.
25. Косова, Я. В. Исследование влияния самооценки личности подростка на социометрический статус в группе / Я. В. Косова // Психологическая студия: сб. ст. / под ред. С. Л. Богомаза [и др.]. – Витебск, 2019. – С. 89–91.
26. Крушельницкая, О. Б. Подросток в системе референтных отно-шений: учеб. пособие / О. Б. Крушельницкая. – М., 2017. – 208 с.
27. Кузьмина, А. Н. Взаимосвязь самооценки с социометрическим статусом в группе / А. Н. Кузьмина, Н. Г. Гайфуллина // Форум молодых учёных. – 2018. – № 6–2 (22). – С. 383–386.
28. Лебедева, Е. И. Эмоциональные и личностные особенности младших подростков с различным социометрическим статусом / Е. И. Лебедева // Вестник Ленинградского гос. ун-та. – 2018. – № 4. – С. 89–101.
29. Липкина, А. И. Самооценка подростка / А. И. Липкина. – М.: Знание, 2010. – 96 с.
30. Лисина, М. И. Общение, личность и психология ребенка / М. И. Лисина. – Воронеж: Модэк, 2007. – 383 с.
31. Личность и её формирование в подростковом возрасте / под ред. Р. Ю. Ивановского. – М.: Академия, 2014. – 227 с.
32. Марковская, И. М. Социометрические методы в психологии: учеб. пособие / И. М. Марковская. – Челябинск, 2019. – 46 с.
33. Морено, Я. Л. Социометрия / Я. Л. Морено. – М., 2007. – 212 с.
34. Мухамадиярова, Г. Ф. Сравнительный анализ самооценки у младших и старших подростков / Г. Ф. Мухамадиярова // Проблемы и пер-спективы развития гуманитарных наук и образования в ХХI веке. – Стерлитамак, 2015. – С. 276–279.
35. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2018. – 420 с.
36. Никитский, М. В. Исследование особенностей общения младших подростков / М. В. Никитский, А. М. Серёгина // Актуальные проблемы развития личности в современном социокультурном пространстве. – М., 2019. – С. 55–58.
37. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова. – М., 2017. – 462 с.
38. Пирожкова, Н. В. Взаимосвязь самооценки младших школьников с их социометрическим статусом / Н. В. Пирожкова // Концепт. – 2015. – № S1. – С. 221–225.
39. Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти / А. А. Реан. – СПб.: Прайм–Еврознак, 2014. – 656 с.
40. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 2013. – 550 с.
41. Семякина, М. А. Взаимосвязь социометрического статуса и самооценки у детей младшего школьного возраста / М. А. Семякина, Т. Ю. Большакова // Актуальные направления социально-психологических исследований личности в онтогенезе: сб. материалов / под общ. ред. Л. А. Григорович. – М., 2019. – С. 121–124.
42. Степанова, С. Н. Особенности «Образа – я» у младших подростков / С. Н. Степанова, О. А. Спицына // Личностный потенциал субъектов образовательных отношений: материалы конф. / сост. и ред. О. В. Коновалова. – Пермь, 2019. – С. 109–114.
43. Татаурова, В. И. Взаимосвязь самооценки личностных качеств с социометрическим статусом подростков / В. И. Татаурова, А. Р. Иванова // Психология XXI века. Теория и практика современной психологии: материалы конф. –СПб., 2016. – С. 99–103.
44. Тахтарова, С. С. Особенности учебной мотивации младших подростков / С. С. Тахтарова, Р. Р. Газизова // Результаты научных исследований: сб. ст. / отв. ред. А. А. Сукиасян. – М., 2016. – С. 180–183.
45. Туранцева, М. В. Особенности эмоциональной сферы у совре-менных младших подростков / М. В. Туранцева, И. Ю. Кулагина // Куль-турно-исторический подход в современной психологии развития: достижения, проблемы, перспективы: сб. тезисов. – М., 2018. – С. 464–467.
46. Фельдштейн, Д. И. Психология воспитания подростка / Д. И. Фельдштейн. – М.: Знание, 2000. – 360 с.
47. Хлыбова, Е. В. Особенности социометрического статуса младших и старших подростков / Е. В. Хлыбова // Вестник Костромского гос. ун-та. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2019. – Т. 15. № 1. – С. 166–169.
48. Царёв, М. С. К вопросу о самооценке младших подростков / М. С. Царёв // Теория и практика психолого-социальной работы в современном обществе: материалы конф. – Н. Новгород, 2016. – С. 81–85.
49. Чернов, Д. Н. Изменение социометрического статуса младших подростков в процессе обучения / Д. Н. Чернов // Известия Саратовского ун-та. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2019. – Т. 8. № 1 (29). – С. 63–69.
50. Шаяхметова, В. К. Исследование формирования самооценки младших подростков / В. К. Шаяхметова // Концепт. – 2015. – № 3. – С. 66–70.
51. Щербаков, С. А. Возрастные особенности младших подростков / С. А. Щербаков // Индивидуальный формат педагогического роста: сб. материалов. – Екатеринбург, 2019. – С. 376–383.
52. Щукина, З. И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника: кн. для учителя / З. И. Щукина. – М.: Просвещение, 2002. – 288 с.
53. Ярошевский, М. Г. Психология / М. Г. Ярошевский, А. В. Петровский. – М.: Академия, 2019. – 480 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ