Введение 3
Страницы жизни 5
Воспитательный коллектив 9
Основные принципы организации 11
Содержание жизни и деятельности воспитательного коллектива 12
Заключение 15
Список литературы: 16
Имя Антона Семеновича Макаренко широко известно нашей российской общественности и передовым людям всего мира. Его основное произведение «Педагогическая поэма», переведенная на многие языки мира, представляет собой «одно из самых значительных явлений в литературе нашей эпохи» (Горький).
Но А.С.Макаренко был педагогом, а не только художником - литератором. Художественное творчество было для него средством утверждения его педагогического учения.
В художественных произведениях, в статьях, лекциях, выступлениях А.С.Макаренко отразил свой многолетний путь борьбы за нового человека, разработал систему и методику коммунистического воспитания подрастающего поколения.
В А.С.Макаренко удачно сочетались мыслитель, мастер – воспитатель и художник. Его научные выводы и положения – это не плод абстрактных размышлений, а результат многолетней творческой практики.
Во всей своей деятельности А.С.Макаренко воплощает новый тип педагога ленинского стиля. Вот почему так неотразимо убедительно звучат его выводы и мысли, так правдивы его слова. Мысли и положения А.С.Макаренко выкованы в живой творческой практике, в борьбе за нового человека, они – законы самой нашей жизни.
«Новая педагогика, писал А.С.Макаренко, - рождалась не в мучительных судорогах кабинетного ума, а в живых движениях людей, в традициях и реакциях реального коллектива, в новых формах дружбы и дисциплины. Она рождалась вместе с рождением новой, советской жизни и на основе ее законов и запросов. «Эта педагогика рождалась на всей территории Союза, но не везде нашлись терпение и настойчивость, чтобы собрать первые плоды». А.С.Макаренко собрал эти первые плоды вдохновенного творчества советской жизни, воплотил их в конкретное дело и итог, вывод из него дал в яркой художественной форме – в своих прекрасных произведениях. Его «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей» - это методика коммунистического воспитания в действии.
Ответственность перед детьми – это ответственность перед историей, говорил А.С.Макаренко. Сегодняшние дети – это завтрашняя история, завтрашнее будущее человечества и нашего великого дела. Из этого положения А.С.Макаренко в своей работе и во имя его делал необыкновенно много.
А.С. Макаренко как мастер-педагог является образцом для учителей. Целеустремленный, смелый и решительный педагог-творец, не останавливающийся перед трудностями, знающий каждого воспитанника, глубоко понимающий детскую жизнь, высоко моральный и культурный человек, твердо верящий в лучшее в человеке, в его творческие силы, таков Антон Семенович – воспитатель-педагог.
«Советское общество – это общество на великом походе, - писал Макаренко в начале 1939-го года. – Мы живём в то замечательное время, когда человечество закончило какой-то тысячелетний период предварительной жизни и впервые в истории подняло знамя человеческой организации. Мы вооружены стратегией марксизма – ленинизма, мы ведём бой за новое счастье, за новый разум, новую жизнь».
Всю жизнь Макаренко следовал этому принципу.
Макаренко творил жизнь. И жизнь, созданная им, продолжается. И в ней, в этой жизни, большое место принадлежит делам, мыслям, мечтам, надеждам, памяти этого удивительного человека.
1. И.Ф.Козлов «Педагогический опыт А.С.Макаренко». – М.: Просвещение, 1987.
2. В.И.Беляев «Педагогика А.С.Макаренко: традиции и новаторство». М.: МНЭПУ, 2000.
3. Т. Г. Кроль. Издательство «Просвещение» Москва – Ленинград 1964 г. «А.С.Макаренко» - биография.
4. А. Б. Ложечко «Воспитатель, учитель, боец». Москва 1963 г.
5. М.Ф. Шабаева «История педагогики» Москва 1961 г.