Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА ЛИЧНОСТЬ ШКОЛЬНИКА

Работа №48264

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы42
Год сдачи2018
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
350
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6
1.1 Особенности формирования личности в подростковом возрасте 6
1.2. Дискуссия о проблеме чтения в подростковом возрасте и пути ее
решения в образовательном процессе 11
1.3. Влияние литературных произведений на личность
обучающегося 17
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 21
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 22
2.1. Организация и методы исследования 22
2.2. Обсуждения результатов исследования 27
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
БИБЛИОГРАФИЯ 37


Нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими духовной пищей. Литература в этом духовном развитии играет большую роль в становление личности школьника. Поскольку в подростковом периоде ребенок стремиться найти себя в какой либо деятельности, учителю необходимо правильно направить ребенка в ту область где ему будет интереснее, учитывая его потребности. Одно из потребностей являетя чтение книги, которая обусловлена познавательной активность ученика среднего звена обучения. В этом возрасте он стремиться познать много нового о себе и других. В ходе этого процесса приобретаются личностные качества ребенка, влияющие на будущую жизнь человека.
Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что именно книга играет огромную роль в развитии и становлении личности школьников. Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей. Именно детская литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности.
Предметом исследования является психологическое влияние литературы на личность в возрасте 13-15 лет.
Объектом исследования послужил результаты 14- факторного личностного опросника Р. Кеттелла и анкетирования учеников 8-9 классов.
Основная цель исследования - проанализировать результаты личностного опросника Р, и сопоставить с результатами анкетирования, где будут прослеживаться книжные предпочтения учеников и их влияние на ребенка.
Цель обусловила постановку следующих задач:
— изучить и обобщить имеющийся научный материал по данной теме;
— провести опросник и анкетирование среди учеников 8 - 9 классов;
— обработать и интерпретировать результаты анкетирования.
Для достижения поставленной цели и решения задач в работе были определены следующие методы исследования, применяемые в данном исследовании:
— метод сплошной выборки - при сборе научного материала из научно - критических журналов и сборников
— аналитический метод - при анализе научной литературы по теме исследования;
— метод анкетирования - при анализе результатов ответов респондентов.
Теоритической основой послужили работы И.В.Шаповаленко «Возрастная психология»(2005), И.Ю.Кулагиной, «Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека», Е.П. Ильина «Эмоции и чувства»(2001). Научно-критические статьи Е.С. Поповой «Мотивация школьников к самообразованию и чтению» (2012), М.И. Кузнецовой «Как читают российские школьники?»(2014), Е.С. Романичевой «Чтение в школьном литературном образовании: негативные изменения и возможные пути их преодоления» (2015), Е.С.Симаковой «Художественный текст глазами старшего школьника»(2015), М.Я.Мишлимович «Мотивация к чтению - важное звено в процессе формирования читательской компетенции»(2012) и др.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, состоящего из ??? наименования.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, практическая значимость проведённого исследования, формулируется цель работы и её задачи, указываются объект и предмет исследования, обозначаются методы исследования.
Первая глава «Теоретические аспекты изучения проблемы психологического влияния литературных произведений на становление личности обучающихся» посвящена рассмотрению наиболее важных теоретических вопросов, необходимых при раскрытии избранной темы.
Вторая глава «Эмпирическое исследование психологического влияния литературных произведений на становление личности школьников» посвящена организации и обсуждения исследования
В заключении подводятся итоги проведённого исследования в соответствии с поставленной целью и задачами.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения данных разработок в качестве основы для дальнейшего исследования влияния литературы на личность подростка


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, мы можем сказать, что художественная литература тесно связана с психологией. На личность школьника влияет много факторов, таких как:
— семья;
— общество, которое его окружает;
— образовательное учреждение, где он получает знания, и самореализуется;
— книги, которые обогащают духовно и интеллектуально обучающихся
На основе результатов анкетирования, респондентами которых являлись ученики 8-9 класса СОШ №10 г. Елабуги, мы пришли к выводам, что ученики неоднократно прибегают к чтению литературы, но исключительно в образовательных целях. Среднее звено чаще интересуется фантастикой, поскольку для них этот жанр более интересен, чем программная литература в школе. По мере взросления и перехода в выпускные классы, обучающиеся, все больше прибегают к чтению программной литературы. Причина такой смены ориентиров является ЕГЭ по русскому и литературе, где требуются знания литературных произведений для аргументации в сочинениях части С.
В ходе исследования были выделены следующие причины снижения заинтересованности чтения книг среди подростков - это:
• отсутствия свободного времени у школьников старшего звена;
• зависимость социальными сетями, интерес к разнообразным гаджетам;
• отсутствие мотивации;
• клиповое мышление;
• фрагментарность, присущий младшему школьному возрасту.
Для того, чтобы сформировать читательскую компетентность среди молодежи существуют разные пути ее реализации:
1. Ознакомление ребят с книгами современных авторов, которых будут подниматься проблемы и темы близкие к жизни подростка.
2. Креативно подходить к осуществлению уроков по литературе
( научить ребят создавать буктрейлеры по произведениям школьной программы, создавать сказки на новый лад, связывать литературу с другими дисциплинами и исследовать их связь ).
3. Тесное сотрудничество с библиотеками и разными литературными сайтами даст возможность заинтересовать детей новыми и полезными книгами.
4. Проводить внеклассные чтения по тем книгам, которые будут интересны школьникам в настоящее время.
5. Выстроить курс литературного чтения на теоретико-литературной основе.
14-ти факторный опросник Кеттелла выявил личностные качества подростка, которые связаны с влиянием литературных произведений: общение, интеллект, эмоции, доминирование, смелость, сентиментальность, беспокойство и низкая дисциплина говорит о том, что подросток имеет качества которые ему присущи по возрасту.



1. Леонова Е.А. Как чтение влияет на процесс социализации // Народное образование. - 2013. - №2. - С.252-257.
2. Васев Д.В. Чтение - одна из форм получения и усвоения социального опыта культурных традиций // Начальная школа. - 2014. - №2.- С.87-90.
3. Белов В.А., Громова В.В. Современные читательские предпочтения подростков и юношества // Библиосфера. - 2014. - №1.- С. 31-37.
4. Брякова И.Е. Роль креативной компетентности педагога в развитии читательской культуры учащегося // Человек и образование.- 2015. - №2. - С.53 - 56.
5. Бубнов Ю. А. Nomo legens: между сциллой и харибдой // Книга в современном мире: проблемы чтения и чтение как проблема : материалы международной научной конференции, 25-27 февраля 2014 года. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2014. - 319 с.
6. Гращенкова Е. Открытая книга. Проект развития детского чтения // Классное руководство и воспитание школьников (СД). - 2012. - №9. -С.30-34.
7. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2001. - С.752.
8. Кабата Б.Т. Восприятие художественного текста младшими школьниками // Педагогические науки. - 2013. - №7. - С.24-26.
9. Ковалевская Н.И, Петрова Л.И. Детское чтение: процесс трансформации // Труды БГТУ. - 2016. - №9.- С.93- 98.
10 .Колюцкий В.Н, Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека
11. Крутецкий В.А. Психология: Учеб. Для учащихся пед. уч-щ. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Просвещение, 1986.- С. 336.
12. Кутейникова Н.Е., Чудинова В.П. Спортивные вопросы детского досугового чтения. Массовая литература и книжные интерне-проекты в круге детского чтения // Литература в школе. - 2014. - №3. - С.24-35.
13. Мишлимович М.Я. Мотивация к чтению - важное звено в процессе формирования читательской компетенции // Литература в школе. - 2012. - №7. - С.36-38.
14. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. пед. учебн. заведений: Психология образования. - 3-е изд. - М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.- С.608.
15.Олефир С.В. Личное информационно-образовательное пространство школьника и роль библиотек в его развитие // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - №6.- С.162-164.
16.Олефир С.В. Библиотеки для детей и подростков и личное информационно - образовательное пространство ребенка // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусства.- 2012-№ 3.- С.22-26.
17. Пичугина О.Ю. Учебные проекты как способ повышения интереса к чтению художественной литературы // Литература в школе. - 2016. - №7. - С.34-36.
18. Попова Е.С. Мотивация школьников к самообразованию и чтению // Народное образование. - 2012. - №2. - С.80-85.
19. Разинькова Л.С. Диалог и монолог: социальная сеть и книга в наши дни // Книга в современном мире: проблемы чтения и чтение как проблема : материалы международной научной конференции, 25-27 февраля 2014 года. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2014. - 319 с.
20. Симакова Е.С. Художественный текст глазами старшего школьника // Педагогика. - 2015. - №2. - С.80-85.
21. Романичева Е.С. Чтение в школьном литературном образовании: негативные и возможные пути их преодоления // Литература в школе. - 2015 - №4. - С.27-30.
22. Романичева Е.С. Не потерять школьника как читателя. О профессиональном сопровождении детского и юношеского чтения // Литература в школе. - 2012. - №4. - С.28-30.
23.Чернышева Л.Н. Взаимосвязь читательской потребности мотивации и интереса в процессе формирования поиска читателя // Диагностика социума.- 2012.- С.129-136.
24. Щербакова Э.М. Чтение - лучшее учение // Воспитание школьников. - 2012. - №8. - С. 10-15.
25. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — С.349.
26..Шиповаленко И.В., Молоденова С.В. Особенности динамики образа «Я» учащихся подросткового возраста // GLOBAL SCIENTIFIC POTENYIAL.-2015.- С.16-19.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ