Введение 3
Глава 1. Жанровое своеобразие в творчестве Эллис Питерс 7
1.1 Специфика жанра исторического романа 7
1.2 Общая характеристика детективного жанра 11
1.3 Синтез жанров исторического романа и детектива в цикле
романов Эллис Питерс 15
Глава 2. Восприятие истории в произведениях Эллис Питерс 20
2.1 Историческая реальность и художественный вымысел в цикле
романов Эллис Питерс 20
2.2 Реальные и вымышленные герои в творчестве Эллис Питерс 23
2.3 Восприятие войны в детективах Эллис Питерс 28
Заключение 38
Список литературы
Книги во все времена служили для читателя не только способом уйти от проблем реальности, но и погрузиться в новый мир, который способствует духовно-нравственному развитию личности. Жанр исторического романа стал складываться на рубеже 18-19 веков, и в настоящее время знакомит нас читателей с минувшими историческими событиями во всей их полноте и достоверности, раскрывает как исторические события отражались на судьбах простых людей.
Для исторического романа характерно обращение к психологии конкретного героя в контексте исторической эпохи. Главный герой чаще всего вымышлен, однако реальные исторические события, в которых проходит его жизнь, оказывают непосредственное влияние на судьбу героя и развитие сюжета.
Так же стоит упомянуть личность, которую по праву называют «создателем жанра исторического романа» Сэра Вальтера Скотта - английского романиста, историка, поэта политического деятеля. Создавая новый тип исторического романа, Скотт открыл особый вариант литературного творчества; особый метод художественного мышления и философско-исторические мысли.
Основным признаком детективного жанра является присутствие в произведении определенного загадочного происшествия, обстоятельства которого неизвестны и должны быть выяснены. В большинстве случаев описываемое происшествие является преступление, хотя существуют детективы, в которых расследуются события, не являющиеся преступными (например, в «Записках о Шерлоке Холмсе», относящихся к жанру детектива, в пяти рассказах из восемнадцати преступлений нет). Немаловажной особенностью детектива выступает то, что реальные обстоятельства происшествия не сообщаются читателю во всей полноте до завершения расследования. Читателя ведет автор через процесс расследования, предоставляя возможность на каждом его этапе строить собственные версии и оценивать известные факты. Как и исторический роман, детектив способствует моральному воспитанию человека, учит его нравственным ценностям и идеалам.
Н.Н Вольский в своей книге «Загадочная логика. Детектив как модель диалектического мышления» высказывает свою точку зрения о том, что же такое детективный роман: Детектив - литературное произведение, в котором на доступном широкому кругу читателей бытовом материале демонстрируется акт диалектического снятие логического противоречия ( решение детективной загадки). Основное достоинство детективного романа заключается в присутствии достаточно новой и довольно сложной загадкой, раскрытие которой и является главной движущей силой развития детективного жанра.
Б.Брехт считает чтение детективных романов интеллектуальной привычкой, объясняя ее близостью детектива к кроссворду, работой логического мышления. То, что в детективных романах почти одинаковый набор элементов, это не делает его менее интересным и увлекательным. Несмотря на некий схематизм, присущий этому жанру, детектив обладает достаточно высоким уровнем. В соблюдении определеных правил заключается порядочность детективного жанра. Детективный роман доставляет интеллектуальное наслаждение задачей-головоломкой, которую он ставит перед сыщиком и читателем.
Известная британская писательница Эллис Питерс является лауреатом премий «Серебряный клинок», «Алмазный клинок», создавшая сборник книг «Хроники брата Кадфаэля», переведенный более чем на 20 языках. Ее книги представляют собой переплетение «добротного классического детектива» и «средневековой романтики», что и стало одной из причин ее ошеломленной популярности. Выбранные автором время и место действий в ее произведениях давали возможность, как для использования исторических документов, так и для просмотра воображения.
Актуальность работы обосновывается необходимостью исследования жанра исторического и детективного романов, проследить историю их возникновения, обозначив основные направления их развития и рассмотреть взаимоотношение жанра исторического и детективного романов в творчестве британской писательницы Эллис Питерс.
Несмотря на существование многочисленных исследований детектива, его изучение до сих пор остается актуальным, так как происходят трансформации жанра, появляются новые разновидности криминальных романов в российской коммерческой литературе. Это и так называемый «женский» детектив, который развивается, как противоположность «мужскому» детективу в плане репрезентации социальных и культурных стереотипов в образе нового героя.
Научная новизна исследования состоит в изучении автора прошлого века, который до сих пор был недостаточно изучен в российском литературоведении.
В настоящее время литература насчитывает множество произведений детективного жанра, но, к сожалению, не все из них являются качественными. Поэтому в современной литературе существует серьезная проблема написания захватывающего, увлекательного и обладающего новизной детектива.
Цель исследования: Выявить традиции и новаторство в историческом детективе Эллис Питерс
Для достижения данной цели представляется необходимым выдвинуть и решить в ходе исследования ряд конкретных задач:
1. Изучить особенности исторического романа;
2. Рассмотреть основные этапы развития и становления
исторического романа;
3. Исследовать своеобразие жанра, жанровые особенности
исторического романа в произведениях Эллис Питерс;
4. Проанализировать традиции детектива;
5. Изучить истории детективного жанра;
6. Исследовать восприятие истории в цикле романов Эллис Питерс.
Объектом исследования явились детективные романы британской писательницы Эллис Питерс.
Предметом исследования является взаимодействие жанров детективного и исторического романа в творчестве Эллис Питерс.
Структура дипломной работы обусловлена целями и задачами исследования, логикой изложения материала, состоит из введения, двух основных глав, заключения и списка использованной литературы.
В заключение проведенного исследования можно сделать общие выводы. Была исследована сущностная характеристика жанров. Для исторического романа характерно обращение к психологии конкретного героя в контексте исторической эпохи. Главный герой чаще всего вымышлен, однако реальные исторические события, в которых проходит его жизнь, оказывают непосредственное влияние на судьбу героя и развитие сюжета. Очевидно, что в романе может присутствовать доля фантазии, однако она не должна преобладать, в частности, в описании исторических событий. Для детектива характерна завязка, в которой происходит загадочное происшествие, расследование данного дела и торжество справедливости в конце произведения.
Для исторического романа как литературного жанра характерен большой объем событий, которые происходят на протяжении долгого времени, обращение к психологическим особенностям героя в контексте эпохи, историческая достоверность, преобладание трагического пафоса. В свою очередь, детектив как жанр определяет наличие преступления, его расследование и раскрытие преступника только в конце произведения, раскрытие полноты фактов, на основе которых читатель может сам вычислить преступника, умный, эрудированный главный герой, который всегда раскрывает преступление.
Э. Питерс в своем жанре создает последователя знаменитых сыщиков - монаха Кадфаэля, который, как и положено всем героям детективного романа, интеллектуальный, наблюдательный, справедливый, умеющий сопоставлять факты и анализировать детали. Например произведение «Один лишний труп» сочетает в себе все признаки детективного жанра - преступление, расследование дела, неожиданная развязка. При этом читатель до самого конца не знает, откуда же у стен замка появилось лишнее тело, и как Кадфаэль выяснит правду о зверском преступлении.
Кроме этого, в исследовательской работе было выявлено восприятии истории в цикле романов Эллис Питерс, историческая реальность и художественный вымысел. Если в сюжет вводилось вымышленное событие, это соотносилось с логикой развития характеров и исторических лиц. Автор хорошо воссоздает атмосферу Англии XII века, смешивает реальных и вымышленных персонажей и вплетает в исторические события некие свои фантазии, невозможные отличить от реальных действий.
Эллис Питрес достаточно тактично относилась к истории и ни в чем не погрешила против исторической достоверности. Реальные биографии королей, вождей, принцев и всех тех, кто оставил в истории более заметный след автором были не искажены. Но наряду с ними, в « Хрониках» были населены множеством других персонажей, таких как купцы, монахи и тому подобное. Она старалась, чтобы герои выглядели правдоподобно и это у нее получилось. Они жили, как реальные люди той далекой эпохи.
Главным героем являлся брат Кадфаэль - монах аббатства Шрусбери, бывший крестоносец, уставший от бурной жизни, пришел в монастырь за спокойной жизнью. Но его деятельная натура не позволяет тихо сидеть на месте. Все характеры, даже у второстепенных персонажей, индивидуальные.
Романы Эллис Питерс позволяют лучше осознать смысл исторических событий, роль героев, привлечь внимание читателя к нравственным ценностям, чем и обьясняется любовь к циклу романов «Хроники брата Кадфаэля».
Таким образом, исходя из выше сказанного, мы считаем, что цель исследования была достигнута.
1. Питерс Э. Выкуп за мертвеца. - СПб.: Азбука-Терра, 1996. - 381 с.
2. Питерс Э. Датское лето. - СПб: Азбука-Терра, 1996. - 444 с.
3. Питерс Э. Исповедь монаха. - СПб.: Азбука-Терра, 1996. - 397 с.
4. Питерс Э. Один лишний труп. - СПб.: Азбука-Терра, 1996. - 475 с.
5. Питерс Э. Погребенная во льдах. - СПб.: Азбука-Терра, 1996. - 444 с.
6. Питерс Э. Покаяние брата Кадфаэля. - СПб.: Азбука-Терра, 1997. - 492 с.
7. Питерс Э. Роза в уплату. - СПб.: Азбука-Терра, 1996. - 413 с.
8. Питерс Э. Роковой обет. - СПб.: Азбука-Терра, 1996. - 429 с.
9. Питерс Э. Смерть на земле горшечника. - СПб.: Азбука - Терра, 1996. - 460 с.
10. Питерс Э. Сокровенное таинство. - СПб.: Азбука-Терра, 1996. - 461 с.
11. Питерс Э. Тень ворона. - СПб.: Азбука-Терра, 1996. - 429 с.
Научно-критическая и теоретическая литература
12. Банникова И.А. Парадокс в стилистическом контексте детектива. - Саратов: СГУ, 1995. - С. 17-23.
13. Блок М. Апология истории. Памятники исторической мысли./ Пер. Е.М. Лысенко. - М.: Наука, 1973. - 232 с.
14. Благой Д. Исторический роман. - М.: АН СССР, 1957. - С. 7-12.
15. Брехт Б. О популярности детективного романа // Б. Брехт О литературе. - 2-е изд, доп. - М.: Художественная литература, 1988. - С. 279-287.
16. Борисенко А. Золотой век британского детектива. - М.: Эксмо, 2012. 372 с.
17. Волковский В. Послесловие к сериалу Эллис Питерс «Хроники брата Кадфаэля», Питерс Э. // Необычный монах. - СПб.,1997. - С. 253-263.
18. Вольский Н. Н. Загадочная логика // Детектив как модель диалектического мышления. - Новсибирск.: Изд. НГПУ, 2006. - С. 3.
19. Вольский Н.Н. Загадочная логика. Детектив как модель диалектического мышления. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 1996. - С. 216-113.
20. Вольский Н.Н. Легкое чтение // Работы по теории и истории детективного жанра. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006. - С. 173-175 с.
21. Вольский Н.Н. Работы по теории и истории детективного жанра // ГОУ ВПО Новосибирский гос. Педагогический университет. - Новосибирск: Изд. НГПУ,2006. - С. 277.
22. Дубина И.А. Дискурсивное пространство детективного текста // Художественная литература 19-20 вв. - Краснодар: Художественная литература, ОАО ПИК Идел-Пресс, 2008. - С. 24.
23. Ильина Н. Что такое детектив?. - М.: Эксмо,1989. - С. 320-330.
24. Ильина И.И. Интертекстуальность//Современное литертуроведение. - М.: Интрада,1999 - С. 66-73.
25. Кестхейи Т. Антология детектива // Следствие по делу о детективе. - Будапешт: (монография, перевод Е. Тумаркиной), 1989. - С. 165-261.
26. Кирюхина Е.М. Историческая реальность и художественный вымысел в «Хрониках брата Кадфаэля» Эллис Питерс // Актуальные проблемы исторической науки и творческое наследие С.И. Архангельского. - Н. Новгород: АСТ, 2005. - С. 214-218.
27. Крюкова Л.С. Сюжетная перспектива в рассказах детективного жанра.- М.: Грамота, 2012. - 26 с.
28. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - СПб.: У- Фактория, АСТ-Москва, 1992. - 376 с.
29. Маркулан Я. Д. Зарубежный детектив // Опыт изучения одного
из жанров буржуазной массовой культуры. - Л.: ИСКУССТВО
(Ленинградское отделение), 1975. - С. 10-12.
30. Маркулан Я. Д. Зарубежный детектив //Опыт изучения одного из жанров буржуазной массовой культуры. - Л.: ИСКУССТВО (Ленинградское отделение), 1975. - С. 38-40.
31. Маркулан Я. Детектив. Что это такое?// Морфология жанра. - М.: Искусство, 1981. С. 13-68.
32. Маркулан Я. Зарубежный кинодетектив. - М.: Искусство, 1975. - С. 6-50.
33. Маркулан Я.Д. Детектив // Морфология жанра. - М.: Искусство,
1975. -С. 52 - 54.
34. Мельник В.В. Познавательный потенциал художественной литературы детективного жанра // Психологический журнал. - М.: Мельников И.В изд-во, 1992. - С. 94-101.
35. Михайлова А.А. О художественной условности. - М.: РГПУ им. А.И.Герцена, 1970. - 298 с.
36. Нокс Р. Десять заповедей детективного романа // Как сделать детектив. - М.: Наука, 1990. - С. 77-79.
37. Примайкова Н.А. Жанрово-стилевое богатство романа об историческом прошлом. - Майкоп: ТИП РФ Российская газета, 2003. - 115 с.
38. Сагандыкова Н. Ж. Литературы в жанровом аспекте. - Алматы: Кульжанова Н.Х, 2005. - С. 174-177.
39. Скребцова Т.Г. Структурный анализ детективного повествования / Под ред. А.С. Герда. - СПб.: Феникс, 2012. - С. 80-94.
40. Скребцова Т.Г. Инварианты детективного повествования. - СПб.: Феникс, 2011. - С. 63-69.
41. Чапек К. О детективных романах. - М.: Художественная
литература, 1969. - С. 200-201.
42. Van Dine S.S. Twenty rules for writing detective stories. - NJ.: The American Magazine, 1920. - 2 с.
43. Winks R.I. Detective Fiction. A Collection of Critical Essays. - NJ.: Prentice-Hall , 1980. - 5c.
Справочная учебная литература
44. Бавин С.П. Зарубежный детектив ХХ века // Популярная
библиографическая энциклопедия. - М.: Российская гос. б-ка, НИО
библиогр, 1991. - 206 с.
45. Благой Д. Литературная энциклопедия: словарь литературных терминов. - Френкель: Художественная литература Вече, 1938. - 12 с.
46. Наркевич А.Ю. Детективная литература. - М.: Советская
энциклопедия, 1964. - С. 19-21.
47. Наркевич А.Ю. Детективная литература // Краткая литературная энциклопедия. - М.: Литература и жизнь, 1964. - 606 с.
Интернет источники
48. Банникова И.А. О стилистическом контексте детектива и методах его исследования и приложения. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL:
http://hclub.cluster.sgu.ru/lingvistic/11.html, свободный , свободный (дата обращения: 13.01.18)
49. Ньюбургский В. История Англии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL:
http: //www.vostlit. info/T exts/rus 12/William_Newburgh/text 1. phtml?id=269, дата обращения (10.05.18)
50. Хроники брата Кадфаэля // Детективный метод. - [Электронный
ресурс]. - Режим доступа URL: http://detectivemethod.ru/english/ellis-
peters, свободный (дата обращения: 17.03.18)
51. « Хроники брата Кадфаэля», как опыт осмысления английского
средневековья. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: http
://www.unn.ru/pages/issues/vestnik/99999999_West_2012.pdf, свободный (дата обращения: 21.04.18)
52. Graber Rebecca. The Cadfael Books by Ellis Peters. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: http://www.bookslut.com /fiction/2006.05.008757.php, свободный (дата обращения: 10.03.18)
53. Cranch Robbie. Mystery in the Garden: Interview with Ellis Peters. The Herb Companion. Ogden Publications. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL:
http://www.herbcompanion.com/UnCategorized, свободный (дата обращения: 14.05.18)