Введение 3
1. Теоретические аспекты учета выручки от продаж продукции (работ,
услуг) организации 8
1.1. Экономическое содержание выручки от продаж продукции (работ, услуг) и ее
роль в функционировании и развитии организации 8
1.2. Нормативно-правовое регулирование выручки от продаж продукции
(работ, услуг) организации 17
1.3. Сравнительная характеристика российских и международных правил
учета выручки от продаж продукции (работ, услуг) 22
2. Организация учета и контроля выручки от продаж продукции (работ, услуг) в
АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга» 29
2.1. Бухгалтерский и налоговый учет выручки от продаж продукции (работ,
услуг) в АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга» 29
2.2. Организация внутреннего контроля выручки от продаж продукции
(работ, услуг) в АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга» 42
2.3. Совершенствование учета и контроля выручки от продаж продукции
(работ, услуг) в АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга» 52
3. Анализ и прогнозирование выручки от продаж продукции (работ, услуг) в АО
«ОЭЗ ППТ «Алабуга» 62
3.1. Анализ динамики, состава и структуры выручки от продаж продукции
(работ, услуг) в АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга» 62
3.2. Факторный анализ выручки от продаж продукции (работ, услуг) в АО «ОЭЗ
ППТ «Алабуга» 72
3.3. Прогнозный анализ выручки от продаж продукции (работ, услуг) в АО «ОЭЗ
ППТ «Алабуга» 84
Заключение 94
Список использованных источников 98
Приложения
Темой данной выпускной квалификационной работы является учет, контроль и анализ выручки от продаж продукции (работ, услуг). Следует отметить актуальность выбранной темы. Она обусловлена той ролью, которую играет выручка от продажи продукции (работ, услуг) в деятельности современных предприятий и организаций. Доходы, получаемые организацией от осуществления основного вида деятельности, называются выручкой. Необходимо отметить, что выручка является результативным показателем финансовой деятельности хозяйствующего субъекта, поэтому отражение выручки в учете организации и финансовой отчетности должно быть правомерным и своевременным. Можно сказать, что размер получаемой выручки зависит от множества факторов: масштаба деятельности хозяйствующего субъекта, объемов производства, спроса на продукцию на рынке соответствующих товаров, платёжеспособности покупателей, уровня доходов населения, что выявляет необходимость проведения анализа результативного показателя выручки с целью его увеличения.
Выручка от продажи является основным источником возмещения затраченных на производство продукции (работ, услуг) средств, формирования фондов денежных средств. Её своевременное поступление обеспечивает непрерывность кругооборота средств, бесперебойность процесса деятельности предприятия. Несвоевременное поступление выручки влечет изменения в деятельности фирмы, снижение прибыли, нарушение договорных обязательств, штрафные санкции. На современном этапе развития экономики особое место занимает вопрос о достоверной и объективной оценке финансовых показателей субъектов различных сфер деятельности. Объем выручки от продажи продукции, выполненных работ и оказанных услуг является важнейшим показателем, характеризующим производственную и финансовую деятельность коммерческой организации и промышленного предприятия. В результате продажи продукции, выполненных работ, оказанных услуг создается возможность из полученной вы-ручки произвести оплату приобретенных имущества, сырья и материалов, рас-считаться с работниками по оплате труда, с бюджетом по налогам и сборам, по платежам во внебюджетные фонды, с банком по кредитам. Продажа продукции, работ и услуг должна обеспечить не только возмещение расходов на производство и сбыт, но и получение прибыли - одного из важнейших источников рас-ширения производства, обновления, модернизации и реконструкции основных средств, увеличения объема выпуска продукции.
В свою очередь, при проведении анализа данного показателя предприятию следует выделять только те факторы, которые непосредственно оказывают сильное влияние на размер получаемых доходов от основной деятельности, а также организации необходимо разрабатывать различные способы, с помощью которых будет происходить увеличение показателя выручки, будет регулироваться и поддерживаться эффективность деятельности организации, а так же произойдет рост деловой активности предприятия.
Объем доходов от обычных видов деятельности, получаемых хозяйствующим субъектом, зависит не только от количества и качества произведенной и реализованной продукции, но и от уровня применяемых цен. Во много уровень цен определяется так же от преобладающего спроса и предложения на соответствующем рынке, в связи с этим существует множество моделей ценообразования, что объясняется возрастанием значения маркетинговых и рекламных служб предприятия. Однако для узкого круга товаров, производимых так называемыми естественными монополиями, используется государственное регулирование цен. Следует отметить, несмотря на то, что такое регулирование предприятиям в процессе осуществления своей деятельности необходимо выбрать самый оптимальный вариант ценообразования, который будет учитывать интересы соответствующего рынка в целом и способствовать получению определенной выгоды организацией, то есть прибыли.
При осуществлении деятельности хозяйствующим субъектом является также важным фактом, что производство и продажа выпускаемых видов продукции, предоставление услуг будет способствовать удовлетворению потребностей населения. Для обеспечения спроса населения высококачественной продукцией (работами, услугами) необходим качественный учет продажи в каждой организации.
Теоретико-методологическую базу исследования составили три группы источников. К первой группе отнесены учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству). Ко второй отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике и к третьей отнесены специализированные веб-сайты организаций. Однако остаётся ряд нерешенных проблем. Пока не созданы методики анализа и планирования выручки, которые позволят быстро, своевременно и адекватно реагировать на трудно прогнозируемые изменения внешней и внутренней среды.
Эмпирическую базу составила практическая информация касательно процессов продажи и выручки от продаж продукции (работ, услуг) в Акционерном обществе «Особая экономическая зона промышленно¬производственного типа «Алабуга».
Предметом исследования является выручка от реализации продукции (ра-бот, услуг). В качестве объекта исследования в работе выступает Акционерное общество «Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга», основным видом деятельности которой является высокоорганизованное и качественное оказание услуг в рамках полномочий, предоставленных Обществу, ориентированное на долгосрочное сотрудничество и сфокусированное на постоянном взаимовыгодном партнерстве. Основной целью деятельности является оказание содействия развитию и обеспечение благоприятного инвестиционного климата Республики Татарстан и Российской Федерации в целом путем создания наиболее благоприятных условий для реализации российскими и международными компаниями инвестиционных проектов в различных областях промышленного производства.
Учет, анализ и контроль выручки от продаж имеет ряд нюансов следовательно, появляется объективная необходимость определения цели и задачи, которые следует рассмотреть в работе.
Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение теоретических аспектов учета, анализа и контроля выручки от продаж и разработка рекомендаций по их совершенствованию исходя из особенностей финансово-хозяйственной деятельности Особой экономической зоны «Алабуга».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать теоретические аспекты понятия выручки от реализации продукции (работ и услуг);
- рассмотреть и сравнить условия признания выручки от продаж (работ, услуг) и нормативное её регулирование в российской и международной практике;
- рассмотреть особенности учета и контроля выручки от продаж продукции (работ, услуг);
- описать порядок и уровень автоматизации учета выручки от продаж на примере АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга»;
- рассмотреть правила документального оформления продаж, ознакомиться с формами первичных документов;
- рассмотреть имеющуюся систему контроля выручки от продаж на при-мере исследуемого Общества;
- провести факторный анализ выручки от продаж на основе данных пред-приятия, выявить резервы роста показателя выручки, сделать выводы и рекомендации на основе полученных результатов;
- разработать рекомендации (мероприятий) как текущего характера, так и на перспективу.
Структурно дипломный проект состоит из введения, трех разделов и заключения. В первой главе проведен подробный анализ теоретических основ выручки от продаж в деятельности Общества. Детально раскрыты экономическое содержание выручки и роль её функционирования, основные аспекты и нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета, а так же проведена сравнительная характеристика российских и международных правил учета вы-ручки, что является существенным для деятельности Общества.
Во второй главе работы выявлены особенности бухгалтерского и налогового учета выручки от продажи продукции (работ, услуг) в АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга». Представлена краткая технико-экономическая характеристика Общества. Разграничено ведение бухгалтерского и налогового учета с приведением примеров, основанных на действующей документации. Рассмотрена организация внутреннего контроля Общества в разделе выручки от продаж и документальное оформление выручки, рекомендован график документооборота для АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга». Проанализирован порядок формирования, учета и контроля выручки от продаж, а так же разработаны способы и рекомендации по совершенствованию учета и контроля выручки от продаж продукции (работ, услуг).
В третьей главе проведен анализ динамики, состава и структуры доходов АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга», анализ структуры выручки от продаж по видам услуг, вычислена рентабельность от продаж, а так же представлен глубокий факторный и прогнозный анализ выручки от продаж продукции (работ, услуг). Исследование содержит анализ, выводы и самостоятельно разработанные рекомендации.
Практическая ценность заключается в том, что результаты анализа и рекомендации можно использовать на практике для совершенствования финансово-хозяйственной деятельности не только рассмотренного Общества, но и в большинстве современных организаций.
Выручка от продажи продукции (работ, услуг) является одной из важнейших экономических категорий, являющейся основным источником финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта. В данной работе была рассмотрена выручка от продаж как экономическая категория.
В первой главе выпускной квалификационной работы была раскрыта экономическая сущность выручки от продаж продукции (работ, услуг) как объекта бухгалтерского учета, рассмотрен процесс формирования выручки, её теоретические основы, критерии признания, а также нормативно-правовое регулирование учета выручки в российской и международной практике.
Во второй главе работы были выявлены особенности учета выручки от продаж продукции (работ, услуг) на примере исследуемого Акционерного общества «ОЭЗ ППТ «Алабуга», основной деятельностью которого является высокоорганизованное и качественное оказание услуг в рамках полномочий, предоставленных Обществу.
В соответствии с поставленными задачами была изучена учетная политика исследуемого Общества. При изучении организации бухгалтерского учета выручки от выполненных работ, услуг в АО «ОЭЗ ПИТ «Алабуга» было замечено, что в Приказе об учетной политике Общества не утвержден график документооборота. Отсутствие официально утвержденного графика может стать причиной определённых затруднений в контроле полноты и своевременности оформления первичной документации по учету выручки от продаж, которые служат основанием для своевременного учета. Следует отметить, что в АО «ОЭЗ ПИТ «Алабуга» заключаемые договоры с покупателями на поставку продукции могут предусматривать различные условия, например, предоставление коммерческого кредита с отсрочкой платежа. В таких случаях Общество определяет выручку в особом порядке.
После рассмотрения основных моментов организации бухгалтерского и налогового учета, было подробно рассмотрено, каким образом отражается признание выручки в учете при различных условиях заключаемых договоров с покупателями: при изменении обязательств по договору, при предоставлении покупателю коммерческого кредита. В разрезе контроля выручки в данной организации, был разработан рекомендуемый тест системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля выручки от продаж и план ревизии данного участка, предложен акт сверки взаиморасчетов с контрагентами в процессе инвентаризации с покупателями и заказчиками, а так же произведена оценка надежности системы внутреннего контроля на предприятии. Следует отметить, что в организации нет службы внутреннего аудита, однако такая служба необходима при проведении внутреннего контроля выручки от продажи, так как особое внимание необходимо уделить формированию счета 90 «Продажи». Подробно был рассмотрен внутренний контроль, при изучении каждого поставленного во¬проса были даны рекомендации по усовершенствованию организации бухгалтерского учета и контроля выручки от продаж продукции, а так же рекомендация по улучшению автоматизации с помощью внедрения автоматизированной системы «1С: ERP Управление предприятием 2».
В третьей главе выпускной квалификационной работы был проведен анализ выручки от продаж АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга»: определены задачи и источники информации анализа доходов от основной деятельности, проведен анализ динамики и структуры данного показателя.
Следует отметить, что выручка в исследуемом предприятии за отчетный год увеличилась на 212 138 тыс. руб. по сравнению с предыдущим периодом и составила 742 618 тыс. руб. Далее был проведен факторный анализ выручки от продаж. Определяющими факторами при этом были выделены: количество реализованных услуг, её структура и уровень цен, а внутренними производственными факторами - оборотные средства, основные производственные фонды, собственный капитал.
Анализ выручки был проведен по следующим направлениям: анализ влияния изменения количества реализованной продукции, структурных сдвигов и уровня цен; анализ влияния изменения основных фондов на размер выручки; анализ влияния оборотных активов; анализ влияния величины собственного ка-питала. В результате всех анализов были даны выводы и выявлены резервы увеличения выручки. Далее был проведен прогнозный анализ выручки от продаж продукции (работ, услуг) на основе данных исследуемой организации. Особое внимание при анализе выручки уделено выявлению критерия сезонности на показатель выручки от продаж в АО «ОЭЗ Ш1Т «Алабуга». Деятельность организации подвержено влиянию сезонных колебаний в связи особенностями отрасли и предоставлению услуг.
В результате данного метода спрогнозирована выручка на 6 месяцев следующего за отчетным периодом года. Также рассмотрен метод регрессионного анализа и представлен график с построенной линией тренда, который позволяет визуально проследить в каких периодах влияние сезонности наибольшее. По представленным данным было выяснено, что оказываемый объем услуг замедляется в начале года, данная ситуация может быть связана, к примеру с тем, что тарифы на услуги механизмами в АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга» разработаны с учетом разного расхода топлива и смазочных материалов в зимнее и летнее время. С ноября по март действуют зимние тарифы, а с апреля АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга» начало оказывать этот вид услуг по летним ценам. Ранее было отмечено, что при прогнозировании финансовых результатов Обществу необходимо уделять должное внимание изучению и влиянию существующих рисков компании на показатель выручки от продаж продукции (работ, услуг). На прогнозный показатель выручки влияет не только сезонность, но и отраслевые и финансовые риски.
По результатам проведенного факторного анализа видно, что в общем у Общества нет проблем с получением выручки от реализации услуг и она имеет положительную динамику, но данная ситуация может измениться, если не по-заботиться о возможных резервах увеличения показателей выручки, для этого стоит контролировать объем реализации продукции (работ, услуг) и её структуру.Экономическая эффективность Общества определяется интенсивными факторами производства, которые позволяю увеличить выручку без привлечения дополнительных ресурсов. Расчеты показывают, что в этом случае повышается рентабельность и в конечном итоге конкурентоспособность Общества. Отсюда следует сделать вывод, что АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга» использует свои внутренние ресурсы полноценно и эффективно, загрузка в полной мере, соответственно для того, чтоб Общество дальше продолжало наращивать объемы производства следует в таком же масштабе привлекать новых заказчиков и покупателей.
При горизонтальном анализе выручки от реализации услуг было выявлено, что показатель выручки увеличился по сравнению с прошлыми периодами. Одной из возможной причины данной тенденции является увеличение спроса на предоставляемые услуги, заключение выгодных договоров об оказании услуг. По данным деятельности исследуемого предприятия был проведен факторный анализ выручки от продаж продукции (работ, услуг), где рассматривалось влияние на объект анализа изменения объема продаж в количественном выражении, структурных сдвигов и цен на продукцию, так как данные факторы непосредственно оказывают прямое влияние на выручку. По результатам анализа было выявлено, что выручка увеличилась под влиянием двух факторов: объема реализации услуг и её структуры. Проведенный факторный анализ вы¬ручки от продаж под влиянием производственных факторов показал, что возможными резервами увеличения результативного показателя являются также: фондоотдача, оборачиваемость оборотных активов и капиталоотдача. При анализе структуры доходов было выявлено, что в структуре доходов АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга» преобладает выручка от продаж, что говорит о высоком потенциале данного Общества.
Таким образом, подводя итоги проведенного исследования, можно отметить, что предложенные в работе рекомендации позволят усовершенствовать учетно-аналитические процессы в АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга» и стоит отметить тот факт, что по темпам развития Общество находится на достаточно высоком уровне и является подготовленной площадкой на территории Российской Федерации для реализации крупнейших промышленно-инвестиционных проектов.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Гарант». Редакция от 1 сентября 2018 г.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // Справочно - правовая система «Гарант». Редакция от 19 февраля 2018 г.
3. О бухгалтерском учете [Электронный ресурс]: Федеральный Закон от 06 декабря 2011 N 402-ФЗ // Справочно-правовая система «Гарант». Редакция от 31 декабря 2017 г.
4. Об обществах с ограниченной ответственностью [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ. // Справочно-правовая си-стема «Гарант». Редакция от 1 февраля 2018 г.
5. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 18.07.2017) "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Стандарты
6. Об утверждении Плата счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению: Приказ Министерства России от 31.10.2000г., № 94н [ред. от 08.11.2010г.]. // Справочно-правовая система «Гарант». Редакция от 24 декабря 2016 г.
7. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99»: Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н [ред. от 06.04.2015]. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
8. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 18 «Выручка» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 25.11.2011 N 160н) [ред. от 26.08.2015] // Справочно¬правовая система «Гарант».
9. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями» [введен в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 21.01.2015 N 9н] // Справочно-правовая система «Гарант». Редакция от 24 декабря 2016 г.
10. Информация Министерства Финансов РФ N ПЗ-11/2013 "Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности" [введен в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 25.12.2013 г.] // Справочно-правовая система «Гарант».
Книги, монографии
11. Агарков А. П. Экономика и управление на предприятии [Электронный ресурс]: Учебник для бакалавров / А. П. Агарков, Р. С. Голов, В. Ю. Теплышев и др.; под ред. д.э.н., проф. А. П. Агаркова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. - 400 с.
12. Акуленко Н. Б. Экономический анализ: Учебное пособие / Под ред. Н.Б. Акуленко и В.Ю. Гарновой. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 157 с.
13. Богаченко В., Кириллова Н. Бухгалтерский учет. - М.: «Феникс», 2014. - 512 с.
14. Воронина Л. И. Осипова И. В. Бухгалтерский учет: Учебник / Л.И. Воронина. - 5-e изд., перераб. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 480 с.
15. Иванов Ю. Факторный анализ выручки предприятия. // Управляем предприятием. - 2012. - №12 (23).
16. Киреева Н. В. Экономический и финансовый анализ: Учебное пособие / Н.В. Киреева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 293 с.
17. Козлова Е.П. Бухгалтерский учет в организациях: Учебное пособие / Е.П. Козлова, Т. Н. Бабченко, Е.Н. Галанина. - М.: Финансы и статистика,2012. - 720 с.
18. Колчина Н. В. Финансы организаций (предприятий): учебник / ред.: Н. В. Колчина. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 408 с.
19. Комаева Л.Э., Дзагоева М.Р. Адаптивные организационные структ уры управления предприятиями в нестабильной среде хозяйствования: Мо-нография - М.: НИЦ ИНФРА - М, 2015. - 200 с.
20. Косолапова М.В. Теория бухгалтерского учета. Нормативное обеспечение дисциплины: Учебно-практическое пособие для самостоятельной работы. / Изд-во: «Дашков и К» 2016 год, 270 с.
21. Лебедева Е. М. Бухгалтерский учет. / - М.: Академия, 2015- 304 с.
22. Маренков Н.Л. Международные стандарты финансовой отчетности: Учебное пособие. - М.: Издательство «Экзамен», 2013. - 204 с.
23. Миславская Н.А. «Международные стандарты учета и финансовой
отчетности: Учебник / Н.А. Миславская, С.Н. Поленова. - М.:
Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. - 337 с.
24. Мельник М.В., Пантелеев А.С., Звездин А.Л. Ревизия и контроль: Учебное пособие / Под ред. проф. М.В. Мельник. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2014. - 500 с.
25. Орлова Т. М. Практикум по комплексному экономическому анализу хоз. деятельности. Учебное пособие / Т. М. Орлова / Издательство: КноРус, 2014, - 256 с.;
26. Павлюк В.В. Контроль и ревизия: [учебное пособие] / В. В. Павлюк, В. Сердюк, Ш. М. Акаев. - Киев: Центр учебной литературы, 2015. - С.14.
27. Палий В.Ф. Международные стандарты учета и финансовой отчетности: Учебник / В.Ф. Палий. - 6-e изд., испр. и доп. - М.: НИЦ Инфра - М,2013.- 506 с.
28. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 378 с.
29. Савицкая Г.В. Экономический анализ: учебник / Г.В.Савицкая. - М.: Новое знание, 2015. - 549с.
30. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: учебник / В.Б. Ивашкевич. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:Магистр, 2008.
31. Чернов В.А., под ред. М.И. Баканова «Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учебное пособие, Юнити-Дана, 2012 год, 127 с.
32. Усманова К.Р. Прогнозирование выручки ОАО «Ростелеком» // Академический вестник 2014. - №3(29). С.109-115.
33. Яковенко М.Е., Прокофьева В.Ю. «Теория бухгалтерского учета: учебное пособие: Финансы и статистика», ИНФРА-М, 2016 год, 607 с.
Печатная периодика
34. Гончаров В. // Журнал «Проблемы теории и практики управления». Региональное развитие. -2010 г. -№8- 65с.
35. Широкова Г., И. Березинец, А. Шаталов// Журнал «Проблемы теории и практики управления». Особые экономические зоны в России: результаты и перспективы. -2015 г. -№3- 8-14 с.
Электронные ресурсы
36. ExcelTable работа с таблицами [Электронный ресурс]: Корреляционно-регрессионный анализ в Excel: инструкция выполнения, 2016. Режим до-ступа: http://exceltable.com/otchety/korrelyacionno-regressionnyy-analiz.
37. Бухгалтерский учет и налоги / Портал информационной поддержки ведения бухучета [Электронный ресурс]// URL: http://www.bisinessuchet.ru.
38. Исследование KPMG «МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями»: первый опыт применения» 2014 год [Электронный ресурс] // URL: https://home.kpmg.com/ru
39. Особая экономическая зона «Елабуга». 2018 г. - Инфраструктура мирового уровня. [Электронный ресурс] // URL: http://www.alabuga.ru/
40. Публикация PWC «Сравнение Международных стандартов финансовой отчетности с Российскими правилами бухгалтерского учета» 2016 год [Электронный ресурс] // URL: http://www.pwc.ru
41. Журнал «Главбух» / сайт журнала [Электронный ресурс] // URL:http: //www.glavbukh.ru.
42. Научная электронная библиотека elibraty [Электронный ресурс] // URL: http://elibrary.ru.
43. Электронно-библиотечная система znanium.com[Электронный ре¬сурс] // URL: http://znanium.com