РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.2. Социальная компетентность: понятие, структура 7
1.2. Формы развития социальной компетентности младших школьников 14
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 23
2.1. Организация и проведение исследования 23
2.2. Разработка рекомендаций по развитию социальной компетентности младших школьников 30
Выводы по второй главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.2. Социальная компетентность: понятие, структура 7
1.2. Формы развития социальной компетентности младших школьников 14
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 23
2.1. Организация и проведение исследования 23
2.2. Разработка рекомендаций по развитию социальной компетентности младших школьников 30
Выводы по второй главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
Актуальность темы исследования. В основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения лежит компетентностный подход, характеризующийся личностной направленностью к каждому школьнику. Личность школьника развивается в ходе образовательного процесса, что приводит к становлению такой цели образовательного процесса, как формирование компетентности школьника.
Когда ребенок приходит в школу, перед ним стоит задача освоения школьной программы, а также личностное развитие. Результатом личностного развития является готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности; социальные компетенции; правосознание; способность ставить цели и строить жизненные планы; способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Социальная компетентность складывается из знания норм и правил общения и поведения в обществе, знания продуктивных способов взаимодействия с окружающими людьми, знания собственных личностных особенностей, способствующих достижению успеха, стремления проявлять себя в социально одобряемой деятельности, достижении успехов, ценностного отношения к творчеству, ценностного отношения к себе и другой личности.
Младший школьный возраст является эффективным для развития социальной компетентности, так как в данный период у учащихся происходят изменения в мотивационной, когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах, в способах взаимодействия с окружающими, в развитии нравственного, умственного и физического аспектов. Также, происходит становление произвольности психических процессов, процессов соподчинения мотивов, начинает проявляться эмоциональный отклик на воспитательное воздействие.
Основным видом деятельности младшего школьника становится учение, в процессе которого происходит приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе. Иерархия мотивов и связанных с ними устоявшихся способов поведения в этом возрасте еще не сложена, что позволяет наиболее эффективно оказывать влияние на процесс развития социальной компетентности.
Социальная компетентность рассматривается в работах Калининой Н. В., Коблянской Е. В., Лукьянова И. И. и др. Процесс развития социальной компетентности рассматривают Серякова С. Б., Галакова О. В. и др.
Объект исследования: процесс развития социальной компетентности младших школьников.
Предмет исследования: содержание развития социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать комплекс мероприятий по развитию социальной компетентности младших школьников.
Исходя из объекта, предмета и цели работы, были поставлены следующие задачи:
Изучить социальную компетентность: понятие, структуру;
Рассмотреть формы развития социальной компетентности младших школьников;
Описать организацию и проведение исследования;
Разработать рекомендации по развитию социальной компетентности младших школьников.
Теоретико-методологическая база исследования:
подходы к социализации и воспитанию детей младшего школьного возраста (Гликман И. З. [6], Голованова Н. Ф. [7], Григорьев Д. В., Кулешова И. В., Степанов П. В. [9], Маслова И. А. [17], Муромцева О. В. [19], Нагайченко Н. Н. [20] и др.);
представления социальной компетентности, ее формировании и развитии (Белицкая Г. Э. [2], Галакова О. В. [4, 5], Калинина Н. В. [12], Крузе-Брукс О. А. [15], и др.);
организация диагностики и исследования (Сахарова В. И. [24], Серякова С. Б., Галакова О. В. [27], и др.).
Этапы исследования:
1. Подбор и изучение литературы по теме исследования.
2. Составление плана исследования.
3. Анализ научного материала, обобщение и синтез.
Методы исследования: теоретические (анализ, обобщение и сравнение, систематизация), эмпирические (анализ документов, опрос, тестирование, наблюдение).
Практическая значимость исследования заключается в том, что проанализированный в данном в исследовании материал и данные, полученные в результате исследования социальной компетентности, могут быть использованы в практической работе с младшими школьниками.
Когда ребенок приходит в школу, перед ним стоит задача освоения школьной программы, а также личностное развитие. Результатом личностного развития является готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности; социальные компетенции; правосознание; способность ставить цели и строить жизненные планы; способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Социальная компетентность складывается из знания норм и правил общения и поведения в обществе, знания продуктивных способов взаимодействия с окружающими людьми, знания собственных личностных особенностей, способствующих достижению успеха, стремления проявлять себя в социально одобряемой деятельности, достижении успехов, ценностного отношения к творчеству, ценностного отношения к себе и другой личности.
Младший школьный возраст является эффективным для развития социальной компетентности, так как в данный период у учащихся происходят изменения в мотивационной, когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах, в способах взаимодействия с окружающими, в развитии нравственного, умственного и физического аспектов. Также, происходит становление произвольности психических процессов, процессов соподчинения мотивов, начинает проявляться эмоциональный отклик на воспитательное воздействие.
Основным видом деятельности младшего школьника становится учение, в процессе которого происходит приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе. Иерархия мотивов и связанных с ними устоявшихся способов поведения в этом возрасте еще не сложена, что позволяет наиболее эффективно оказывать влияние на процесс развития социальной компетентности.
Социальная компетентность рассматривается в работах Калининой Н. В., Коблянской Е. В., Лукьянова И. И. и др. Процесс развития социальной компетентности рассматривают Серякова С. Б., Галакова О. В. и др.
Объект исследования: процесс развития социальной компетентности младших школьников.
Предмет исследования: содержание развития социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать комплекс мероприятий по развитию социальной компетентности младших школьников.
Исходя из объекта, предмета и цели работы, были поставлены следующие задачи:
Изучить социальную компетентность: понятие, структуру;
Рассмотреть формы развития социальной компетентности младших школьников;
Описать организацию и проведение исследования;
Разработать рекомендации по развитию социальной компетентности младших школьников.
Теоретико-методологическая база исследования:
подходы к социализации и воспитанию детей младшего школьного возраста (Гликман И. З. [6], Голованова Н. Ф. [7], Григорьев Д. В., Кулешова И. В., Степанов П. В. [9], Маслова И. А. [17], Муромцева О. В. [19], Нагайченко Н. Н. [20] и др.);
представления социальной компетентности, ее формировании и развитии (Белицкая Г. Э. [2], Галакова О. В. [4, 5], Калинина Н. В. [12], Крузе-Брукс О. А. [15], и др.);
организация диагностики и исследования (Сахарова В. И. [24], Серякова С. Б., Галакова О. В. [27], и др.).
Этапы исследования:
1. Подбор и изучение литературы по теме исследования.
2. Составление плана исследования.
3. Анализ научного материала, обобщение и синтез.
Методы исследования: теоретические (анализ, обобщение и сравнение, систематизация), эмпирические (анализ документов, опрос, тестирование, наблюдение).
Практическая значимость исследования заключается в том, что проанализированный в данном в исследовании материал и данные, полученные в результате исследования социальной компетентности, могут быть использованы в практической работе с младшими школьниками.
Проведенное теоретическое и эмпирическое изучение развития социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности позволило сделать некоторые выводы.
Изучение понятия и структуры социальной компетентности позволило понять, что социальная компетентность ̵ знание правил взаимодействия в обществе, умение действовать согласно этим правилам и желание вступать в коммуникацию с другими людьми. Под социальной компетентностью младшего школьника мы понимаем знания, умения и навыки школьника, позволяющие успешно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Структуру социальной компетентности составляют ее компоненты: знаниевый (знание норм и правил общения и поведения в обществе; знание продуктивных способов взаимодействия в деятельности; знание собственных личностных особенностей, способствующих достижению успеха), мотивационный (стремление к проявлению себя в социально одобряемой деятельности; преобладание мотивов достижения успеха; ценность творчества; ценностное отношение к себе и другой личности) и деятельностный (сформированность навыков и способов социально значимой деятельности; умения общения и взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности; навыки эмоциональной саморегуляции; владение средствами организации своего поведения; навыки проблемно-разрешающего поведения).
Изучение форм развития социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности привело к выводу, что внеурочная деятельность – часть учебно-воспитательного процесса, которая решает задачи организации свободного времени учащихся, их воспитания и социализации. Для развития социальной компетентности во внеурочной деятельности могут использоваться такие формы, как: классные собрания, беседы, мастер-классы, кружки, студии, клубы, игры, викторины, концерты, конкурсы, экскурсии, проектная деятельность и др.
4. Проведение диагностики социальной компетентности младших школьников, учащихся 4 класса привело к выводу, что преобладающим уровнем социальной компетентности у учащихся является средний, но также выявлены учащиеся с высоким и низким уровнем социальной компетентности.
Чтобы повысить у младших школьников уровень социальной компетентности был разработаны рекомендации по проведению с учениками 4 класса комплекса мероприятий, направленных на развитие социальной компетентности.
Комплекс мероприятий по развитию социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности направлен на: повышение уровня знаний норм и правил общения и поведения в обществе; развитие стремления к проявлению себя в социально одобряемой деятельности; развитие умения общения и взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности.
В рамках исследования проведено два мероприятия: игра «Кто я?» и классное собрание «Секреты общения». После проведения мероприятий был проведен опрос, который показал, что в ходе мероприятий узнали новую информацию об обществе (познакомились с понятием «этикет», узнали новые способы приветствия и новые вежливые слова).
Таким образом, мероприятия комплекса будут повышать уровень знаний младших школьников о нормах и правилах общения и поведения в обществе и развивать умения общаться и взаимодействовать с окружающими, что будет способствовать развитию социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.
Изучение понятия и структуры социальной компетентности позволило понять, что социальная компетентность ̵ знание правил взаимодействия в обществе, умение действовать согласно этим правилам и желание вступать в коммуникацию с другими людьми. Под социальной компетентностью младшего школьника мы понимаем знания, умения и навыки школьника, позволяющие успешно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Структуру социальной компетентности составляют ее компоненты: знаниевый (знание норм и правил общения и поведения в обществе; знание продуктивных способов взаимодействия в деятельности; знание собственных личностных особенностей, способствующих достижению успеха), мотивационный (стремление к проявлению себя в социально одобряемой деятельности; преобладание мотивов достижения успеха; ценность творчества; ценностное отношение к себе и другой личности) и деятельностный (сформированность навыков и способов социально значимой деятельности; умения общения и взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности; навыки эмоциональной саморегуляции; владение средствами организации своего поведения; навыки проблемно-разрешающего поведения).
Изучение форм развития социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности привело к выводу, что внеурочная деятельность – часть учебно-воспитательного процесса, которая решает задачи организации свободного времени учащихся, их воспитания и социализации. Для развития социальной компетентности во внеурочной деятельности могут использоваться такие формы, как: классные собрания, беседы, мастер-классы, кружки, студии, клубы, игры, викторины, концерты, конкурсы, экскурсии, проектная деятельность и др.
4. Проведение диагностики социальной компетентности младших школьников, учащихся 4 класса привело к выводу, что преобладающим уровнем социальной компетентности у учащихся является средний, но также выявлены учащиеся с высоким и низким уровнем социальной компетентности.
Чтобы повысить у младших школьников уровень социальной компетентности был разработаны рекомендации по проведению с учениками 4 класса комплекса мероприятий, направленных на развитие социальной компетентности.
Комплекс мероприятий по развитию социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности направлен на: повышение уровня знаний норм и правил общения и поведения в обществе; развитие стремления к проявлению себя в социально одобряемой деятельности; развитие умения общения и взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности.
В рамках исследования проведено два мероприятия: игра «Кто я?» и классное собрание «Секреты общения». После проведения мероприятий был проведен опрос, который показал, что в ходе мероприятий узнали новую информацию об обществе (познакомились с понятием «этикет», узнали новые способы приветствия и новые вежливые слова).
Таким образом, мероприятия комплекса будут повышать уровень знаний младших школьников о нормах и правилах общения и поведения в обществе и развивать умения общаться и взаимодействовать с окружающими, что будет способствовать развитию социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.
Подобные работы
- Развитие социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Социальная компетентность младших школьников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Театральным кружок «Маска» как средство развития коммуникативном компетентности младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5820 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - Развитие социальной компетентности у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, в условиях центра семьи и детей
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017



