ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.2. Социальная компетентность: понятие, структура 7
1.2. Формы развития социальной компетентности младших школьников 14
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 23
2.1. Организация и проведение исследования 23
2.2. Разработка рекомендаций по развитию социальной компетентности младших школьников 30
Выводы по второй главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
Актуальность темы исследования. В основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения лежит компетентностный подход, характеризующийся личностной направленностью к каждому школьнику. Личность школьника развивается в ходе образовательного процесса, что приводит к становлению такой цели образовательного процесса, как формирование компетентности школьника.
Когда ребенок приходит в школу, перед ним стоит задача освоения школьной программы, а также личностное развитие. Результатом личностного развития является готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности; социальные компетенции; правосознание; способность ставить цели и строить жизненные планы; способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Социальная компетентность складывается из знания норм и правил общения и поведения в обществе, знания продуктивных способов взаимодействия с окружающими людьми, знания собственных личностных особенностей, способствующих достижению успеха, стремления проявлять себя в социально одобряемой деятельности, достижении успехов, ценностного отношения к творчеству, ценностного отношения к себе и другой личности.
Младший школьный возраст является эффективным для развития социальной компетентности, так как в данный период у учащихся происходят изменения в мотивационной, когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах, в способах взаимодействия с окружающими, в развитии нравственного, умственного и физического аспектов. Также, происходит становление произвольности психических процессов, процессов соподчинения мотивов, начинает проявляться эмоциональный отклик на воспитательное воздействие.
Основным видом деятельности младшего школьника становится учение, в процессе которого происходит приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе. Иерархия мотивов и связанных с ними устоявшихся способов поведения в этом возрасте еще не сложена, что позволяет наиболее эффективно оказывать влияние на процесс развития социальной компетентности.
Социальная компетентность рассматривается в работах Калининой Н. В., Коблянской Е. В., Лукьянова И. И. и др. Процесс развития социальной компетентности рассматривают Серякова С. Б., Галакова О. В. и др.
Объект исследования: процесс развития социальной компетентности младших школьников.
Предмет исследования: содержание развития социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать комплекс мероприятий по развитию социальной компетентности младших школьников.
Исходя из объекта, предмета и цели работы, были поставлены следующие задачи:
Изучить социальную компетентность: понятие, структуру;
Рассмотреть формы развития социальной компетентности младших школьников;
Описать организацию и проведение исследования;
Разработать рекомендации по развитию социальной компетентности младших школьников.
Теоретико-методологическая база исследования:
подходы к социализации и воспитанию детей младшего школьного возраста (Гликман И. З. [6], Голованова Н. Ф. [7], Григорьев Д. В., Кулешова И. В., Степанов П. В. [9], Маслова И. А. [17], Муромцева О. В. [19], Нагайченко Н. Н. [20] и др.);
представления социальной компетентности, ее формировании и развитии (Белицкая Г. Э. [2], Галакова О. В. [4, 5], Калинина Н. В. [12], Крузе-Брукс О. А. [15], и др.);
организация диагностики и исследования (Сахарова В. И. [24], Серякова С. Б., Галакова О. В. [27], и др.).
Этапы исследования:
1. Подбор и изучение литературы по теме исследования.
2. Составление плана исследования.
3. Анализ научного материала, обобщение и синтез.
Методы исследования: теоретические (анализ, обобщение и сравнение, систематизация), эмпирические (анализ документов, опрос, тестирование, наблюдение).
Практическая значимость исследования заключается в том, что проанализированный в данном в исследовании материал и данные, полученные в результате исследования социальной компетентности, могут быть использованы в практической работе с младшими школьниками.
Проведенное теоретическое и эмпирическое изучение развития социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности позволило сделать некоторые выводы.
Изучение понятия и структуры социальной компетентности позволило понять, что социальная компетентность ̵ знание правил взаимодействия в обществе, умение действовать согласно этим правилам и желание вступать в коммуникацию с другими людьми. Под социальной компетентностью младшего школьника мы понимаем знания, умения и навыки школьника, позволяющие успешно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Структуру социальной компетентности составляют ее компоненты: знаниевый (знание норм и правил общения и поведения в обществе; знание продуктивных способов взаимодействия в деятельности; знание собственных личностных особенностей, способствующих достижению успеха), мотивационный (стремление к проявлению себя в социально одобряемой деятельности; преобладание мотивов достижения успеха; ценность творчества; ценностное отношение к себе и другой личности) и деятельностный (сформированность навыков и способов социально значимой деятельности; умения общения и взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности; навыки эмоциональной саморегуляции; владение средствами организации своего поведения; навыки проблемно-разрешающего поведения).
Изучение форм развития социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности привело к выводу, что внеурочная деятельность – часть учебно-воспитательного процесса, которая решает задачи организации свободного времени учащихся, их воспитания и социализации. Для развития социальной компетентности во внеурочной деятельности могут использоваться такие формы, как: классные собрания, беседы, мастер-классы, кружки, студии, клубы, игры, викторины, концерты, конкурсы, экскурсии, проектная деятельность и др.
4. Проведение диагностики социальной компетентности младших школьников, учащихся 4 класса привело к выводу, что преобладающим уровнем социальной компетентности у учащихся является средний, но также выявлены учащиеся с высоким и низким уровнем социальной компетентности.
Чтобы повысить у младших школьников уровень социальной компетентности был разработаны рекомендации по проведению с учениками 4 класса комплекса мероприятий, направленных на развитие социальной компетентности.
Комплекс мероприятий по развитию социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности направлен на: повышение уровня знаний норм и правил общения и поведения в обществе; развитие стремления к проявлению себя в социально одобряемой деятельности; развитие умения общения и взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности.
В рамках исследования проведено два мероприятия: игра «Кто я?» и классное собрание «Секреты общения». После проведения мероприятий был проведен опрос, который показал, что в ходе мероприятий узнали новую информацию об обществе (познакомились с понятием «этикет», узнали новые способы приветствия и новые вежливые слова).
Таким образом, мероприятия комплекса будут повышать уровень знаний младших школьников о нормах и правилах общения и поведения в обществе и развивать умения общаться и взаимодействовать с окружающими, что будет способствовать развитию социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.
1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования : Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2015. – N 12. – С. 5 – 12.
2. Белицкая Г. Э. Социальная компетенция личности // Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995. С. 42-57.
3. Богачева Г. Г. Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф., апрель 2014, Чита. – Чита : Изд-во Молодой ученый, 2014. – С. 92 – 106.
4. Галакова О. В. Модель развития социальной компетентности младших школьников // Вестник ВГТУ. – 2018. – № 10-2. – С. 131 – 137.
5. Галакова О. В. Модель развития социальной компетентности младших школьников // Вестник Воронежского государственного технического университета. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/model-razvitiya-sotsialnoy-kompetentnosti-mladshih-shkolnikov (Дата обращения 10.01.2019)
6. Гликман И. З. Теория и методика воспитания. – М. : Владос-Пресс, 2019. – 157 с.
7. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка : учеб. пособие. – СПб. : Речь, 2014. – 272 с.
8. Григорьев Д. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение : учеб. пособие. – М. : Просвещение, 2011. – 96 с.
9. Григорьев Д. В., Кулешова И. В., Степанов П. В. Воспитание в современной школе : учебник. – М. : Просвещение, 2016. – 208 с.
10. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М. : Просвещение, 2014. – 223 с.
11. Зимняя И. А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Иностранные языки в школе. – 2012. – № 6. – С. 2 – 10.
12. Калинина Н. В. Развитие социальной компетентности у младших школьников // Психология и школа: науч.-практ. журн. – 2015. – № 4. – С. 62 – 72.
13. Калинина Н. В. Социальная компетентность школьников как индикатор результативности деятельности образовательного учреждения // Психология инновационного управления социальными группами и организациями. – М. : Кострома, 2011. – С. 146 – 148.
14. Калинина Н. В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 4. – С. 16 – 19.
15. Крузе-Брукс О. А. Педагогическая модель формирования социальной компетентности учащихся младших классов // Вестник НовГУ. – 2007. – № 42. – С. 34 – 36.
16. Масленникова В. Ш. Личностная композиция социального отношения // Современные концепции воспитания. – Ярославль : ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2000. – С. 84 – 89.
17. Маслова И. А. Социализация подростка в воспитательном пространстве учреждения дополнительного образования детей: автореф. дисс…к.п.н. – Магнитогорск : РГБ ОД, 2007. – 23 с.
18. Михайлова Е. В. Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности. – М. : Экон- Информ, 2009. – 164 с.
19. Муромцева О. В. Пути повышения уровня организации воспитательных мероприятий во внеурочной деятельности // Молодой ученый. – 2014. – № 8. – С. 834 – 836.
20. Нагайченко Н. Н. Подходы отечественных педагогов к определению социальной компетентности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XVII междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2012. – С 14 – 19.
21. Психология общения. Энциклопедический словарь / под ред. А. А. Бодалева. – М. : КогитоЦентр, 2011. – 2280 с.
22. Рогов Е. И. Психология общения. – М. : Академия, 2019. – 231 с.
23. Самохвалова И. Г. Социокультурная компетентность личности // Педагогическое образование в России. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnaya-kompetentnost-lichnosti (Дата обращения 10.01.2019)
24. Сахарова В. И. Исследовательская деятельность ̵ важнейший ресурс профессиональной компетентности педагога // Мир образования. – 2008. – № 4. – С. 13.
25. Селевко Г. К. Компетентности и их классификация // Народное образование. – 2014. – № 4. – С. 137 – 143.
26. Серякова С. Б. Компетентность педагога: психолого-педагогические аспекты. – М. : Прометей, 20128. – 232 с.
27. Серякова С. Б., Галакова О. В. Диагностика социальной компетентности младшего школьника // Перспективы науки. – 2012. – № 32. – С. 330 – 333.
28. Хуторский А. В. Ключевые компетенции: Технология конструирования // Народное образование. – 2015. – № 5. – С. 55 – 61.