Введение 5
Глава 1. Антибиотикотерапия в педиатрической практике 7
1.1 Определение и классификация антибактериальных препаратов 7
1.2 Специфика применения и назначения антибактериальных препаратов пациентам детского возраста 13
Глава 2. Практическое исследование применения и назначения антибактериальных препаратов пациентам детского возраста 21
2.1 Материалы и методы исследования 21
2.2 Результаты исследования 22
2.3 Меры профилактики нерационального лечения антибиотиками родителей детского возраста 31
Заключение 34
Список литературы 37
Приложение 39
Рациональное использование антибактериальных препаратов у детей подразумевает адекватный выбор необходимого лекарственного средства, режима его дозирования и продолжительности лечения с целью достижения максимальной эффективности и минимизации токсических эффектов.
Критическое значение для оптимизации режима дозирования имеет знание фармакокинетического и фармакодинамического профиля антибактериального препарата. Стратегия индивидуального выбора режима дозирования с учетом принципов фармакокинетики и фармакодинамики может быть особенно эффективна у родителей с ожидаемо измененными параметрами фармакокинетики и при инфекциях, вызванных штаммами бактерий с низкой чувствительностью к антибиотикам
Антибиотики являются одним из наиболее часто назначаемых в педиатрии классов лекарственных средств. В частности, в амбулаторной практике антибиотики выписываются при каждом пятом обращении.
При стационарном лечении антибиотики получают около 40% госпитализированных детей.
Рациональное использование антибактериальных препаратов у детей включает адекватный выбор необходимого лекарственного средства, режима его дозирования и продолжительности лечения с целью достижения максимальной эффективности и минимизации токсических эффектов.
Цель данного исследования заключается в анализе материала по данной тематике, с целью изучения антибиотикотерапии в педиатрической практике.
Для достижения поставленной цели было необходимо решить ряд задач.
1. Изучить современную классификацию антибиотиков;
2. Дать характеристику основным группам антибиотиков;
3. Провести практическое исследование.
Объект исследования: деятельность медицинской сестры.
Предмет исследования: антибиотики в педиатрической практике.
Методы исследования. При написании работы были использованы следующие методы исследования: исторический, анализ литературы, анализ нормативно-правовой документации, анализ статистических данных, сравнение, индукция и дедукция, абстрагирование.
Структура работы. Работа состоит из ведения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка литературы и приложения.
Сегодня половина всех антибиотиков используется не по назначению, что приводит к увеличению количества резистентных штаммов и увеличению расходов на их приобретение. Поголовное назначение антибактериальных препаратов детям в стационарах говорит о неблагополучии в педиатрической практике.
Выдвинутая цель достигнута, задачи поставленные решены, в заключении можно сделать следующие выводы:
1. выбор препаратов в идеале определяется предполагаемым этиологическим фактором, тяжестью заболевания и возрастом пациента, знанием общей и региональной устойчивости микроорганизмов, осведомленностью современными международными рекомендациями (гайдлайнами). На деле же все сводится к уровню информированности врача о препаратах в местной аптечной сети, личными предпочтениями (которые могут быть весьма устойчивыми на протяжении длительного времени) и, в лучшем случае, удобством применения различных форм лекарственных средств.
2. Важно помнить, что антибиотики эффективны только при бактериальных инфекциях, их назначение при ОРВИ и ОКИ (острых кишечных инфекциях) повышает риск возникновения побочных явлений и способствует росту устойчивости флоры.
3. В настоящее время накоплено достаточно доказательств того, что использование антибиотиков в раннем детском возрасте может нарушать нормальный микробный баланс в кишечнике и других органах, влияя на возникновение у ребенка практически пожизненных проблем со здоровьем, включая воспалительные заболевания кишечника, ожирение, экзему и бронхиальную астму.
4. Антибиотики должны использоваться только в том случае, если клинические или лабораторные данные свидетельствуют о бактериальной инфекции. В большинстве случаев не рекомендуется их назначение при вирусном заболевании или лихорадке неопределенной этиологии, антибиотики предрасполагают к развитию осложнений у пациентов без какого-либо положительного воздействия и способствуют формированию бактериальной резистентности. Определенные бактериальные инфекции (например, абсцессы, инфекции, обусловленные инородными телами) требуют хирургического вмешательства и не могут быть излечены одними только антибиотиками.
5. Осложнения после лечения антибиотиком включают суперинфекцию устойчивыми бактериями или грибами, а также отрицательные воздействия на кожу, почки, ЖКТ и нежелательные явления гематологического характера.
6. Отрицательные воздействия часто требуют прекращения приема препарата, являющегося причиной этих явлений и замены другим антибиотиком, к которому бактерии восприимчивы; иногда нет никаких альтернатив. Принимая антибиотик без назначения врача, человек не может учесть все противопоказания и показания. Он может неправильно назначить себе и те препараты, которые используются параллельно с антибиотиком в качестве прикрытия, ослабляя его патогенное воздействие на организм. Слишком длительное лечение антибиотиками приводит к развитию осложнений -таких, как дисбактериоз или аллергия. Особенно риск возрастает при лечении синтетическими антибактериальными препаратами – бисептолом, сульфаниламидами, сульфаленом и др. Кроме того, синтетические антибактериальные препараты часто токсичны для печени и почек.
7. Длительность лечения также имеет очень важное значение. При самолечении люди часто, почувствовав себя лучше, перестают принимать антибиотик после 2-3 дней приема. Они считают, что дальше их организм сам справится с болезнью. Однако это не так. Не вылеченная до конца инфекция приобретает форму вялотекущей, при этом она незаметно распространяется по всему организму и может стать причиной заболеваний сердца, почек и др.
1. Федеральное руководство по использованию лекарственных средств (формулярная система). ХVIII, М.: ЭХО, 2017.
2. Аллен, Л. В. Фармацевтическая технология: изготовление лекарственных препаратов [Текст]: учебник / Л. В. Аллен, А. С. Гаврилов. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2017.
3. Антибактериальные препараты в клинической практике: Руководство / Подред. С.Н. Козлова, Р.С. Козлова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013.
4. Государственная фармакопея Российской Федерации / МЗ РФ. – XIII изд. – Т.2. – Москва, 2015.
5. Клиническая фармакология: учебник для вузов / Под ред. В.Г. Кукеса.- 4-е издание., перераб. и доп., - 2016.
6. Клиническая фармакология (фармакотерапия): учебное пособие / А. В. Матвеенко, Т. А. Замощина, О. Е. Ваизова, М. И. Смагина, М. В. Мелешко, Т. В. Якимова. – Томск: СибГМУ, 2016.
7. Сычев Д.А., Долженкова Л.С., Прозорова В.К. Клиническая фармакология. Общие вопросы клинической фармакологии. Практикум: Учеб, пособие / Под ред. В.Г. Кукес. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017.
8. Стратегия и тактика рационального применения антимикробных средств в амбулаторной практике: Российские практические рекомендации / под ред. С. В. Яковлева, С. В. Сидоренко, В. В. Рафальского, Т. В. Спичак. М.: Издательство Престо, 2017.
9. Типичные ошибки антибиотикотерапии у детей // И.Л. Чащина, врач отделения диагностики и восстановительного лечения ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН, к. м. н., 2015.
10. Фармакология: учебник / под ред. Р. Н. Аляутдина. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016.
11. Фармакология. Курс лекций: учеб. пособие / А.И. Венгеровский. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018.
12. Фармакогнозия: учебник / И. А. Самылина, Г. П. Яковлев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016.
13. https://www.msdmanuals.com/ru-ru/профессиональный/инфекционные-болезни/бактерии-и-антибактериальные-препараты/обзор-антибактериальных-препаратов - Обзор антибактериальных препаратов
14. https://medi.ru/docplus/j01140319.pdf - Типичные ошибки антибиотикотерапии