Гендерные особенности межличностных отношений студентов педагогических и непедагогических специальностей
|
Введение 3
1. Гендерные особенности межличностных отношений личности юношеского возраста 6
1.1 Понятие гендера 6
1.2 Психологические особенности юношеского возраста 10
1.3 Гендерные различия в межличностном понимании 14
2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей межличностных отношений студентов 19
2.1 Описание процедуры и методик исследования 19
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов исследования 20
3. Гендерные особенности межличностных отношений студентов педагогических и непедагогических специальностей 31
3.1 Основные направления 31
3.2 Психологические рекомендации по оптимизации межличностных отношений студентов педагогических и непедагогических специальностей…………………………………….…………………………… 34
Заключение 34
Список использованной литературы
1. Гендерные особенности межличностных отношений личности юношеского возраста 6
1.1 Понятие гендера 6
1.2 Психологические особенности юношеского возраста 10
1.3 Гендерные различия в межличностном понимании 14
2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей межличностных отношений студентов 19
2.1 Описание процедуры и методик исследования 19
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов исследования 20
3. Гендерные особенности межличностных отношений студентов педагогических и непедагогических специальностей 31
3.1 Основные направления 31
3.2 Психологические рекомендации по оптимизации межличностных отношений студентов педагогических и непедагогических специальностей…………………………………….…………………………… 34
Заключение 34
Список использованной литературы
Одна из важнейших потребностей человека - это общение и отношения.
Межличностные отношения девушек и юношей всегда интересовали множество учёных, как они строят свои отношения с друзьями, близкими людьми. Кто более эмпатичен, сдержан, заботлив, агрессивен и т.д. Однако со временем мужчины становились более фемиными, а женщины маскулиными. Поэтому данная тема актуальна и сейчас.
Общение - это информационное и предметное взаимодействие, в процессе которого проявляются и формируются межличностные отношения.
Межличностные отношения давно уже являются предметом изучения
многих общественных и гуманитарных наук, и это позволяет глубже понять их социальные истоки и тенденции развития. Ранняя юность означает рост самостоятельности, эмансипацию от родителей и переориентацию на сверстников. Это период бурного роста самосознания и обусловленной этим потребности в интимности. Все чувства и отношения этого возраста отличаются исключительно яркой эмоциональной окрашенностью.
Мальчики с самого раннего возраста активнее девочек вступают в контакты с другими детьми, затевают совместные игры и т. д. Чувство принадлежности к группе сверстников и общение с ними для мужчин всех возрастов значительно важнее, чем для женщин. Общение девушек выглядит более пассивным, зато более дружественным и избирательным. Судя по данным психологических исследований, юноши сначала вступают в контакты друг с другом и лишь потом, в ходе игрового или делового взаимодействия, у них складывается положительная установка, появляется духовная тяга друг к другу.
Девушки, наоборот, вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно. С ранних возрастов мальчики тяготеют к более широкому, а девочки - к более узкому кругу общения. Мальчики чаще играют большими группами, а девочки - по двое или по трое. Дружеские пары девушек более исключительны, закрыты для посторонних, нежели юношеские компании. Но юношеские компании имеют более строгий и устойчивый порядок, систему лидерства и т. п.
Структура девичьих групп, лидерство в них менее жестки, а их социальные функции менее определенны, чем у юношей. Мужской стиль общения, направленный в первую очередь на поддержание социального статуса, "сохранение лица", обязывает человека скрывать свои слабости и подчеркивать достижения. Женский стиль, напротив, традиционно нацелен на уменьшение социального расстояния и установление психологической близости с другими. Эта нормативная установка заставляет мужчин скрывать такие свои черты и проблемы, которые выглядят "фемининными" (например, застенчивость), что резко снижает степень их возможного самораскрытия.
Значение общения в жизни подростков огромно и продолжает расти, от него все в большей мере зависят успешность и профессиональной деятельности, активность в общественной жизни и, наконец, личное счастье каждого.
В психологии есть отдельная отрасль, изучающая закономерности поведения человека в обществе, определяемые его биологическим полом, социальным полом и их соотношением, которая называется гендерная психология. Само же определение гендер в переводе с латинского означает «род» и определяет сложный социокультурный процесс конструирования обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристик. Гендер определяет социальный статус личности в обществе и связанной с ним зависимости, возможности и ограничения, достижения социально значимых ценностей. Воспроизводство и развитие гендера осуществляется в процессе социализации и ресоциализации . В процессе социализации устанавливаются гендерные нормы, модели поведения, в период ресоциализации нарушаются ранее усвоенные требования и образцы поведения, вырабатываются новые нормы и образцы.
Гендерная психология – это область психологической науки. И, как и у других областей, у неё очень длинная предыстория и очень короткая история. Но было бы неправомерным рассматривать эту историю только с 70-х гг. ХХв.
Актуальность изучения гендерных различий в рамках межличностного понимания и взаимопонимания в юношеском возрасте обусловлена необходимостью поиска путей более эффективной психологической помощи юношам и девушкам, остро переживающим жизненные проблемы, связанные с налаживанием межличностного взаимопонимания с окружающими.
Термин «гендер», как известно, отражает социальные, культурные, психологические и иные особенности взаимоотношений между полами, их статусами, особыми интересами, запросами, потребностями, стратегиями. Гендер характеризуется как «сложный социокультруный конструкт», включающий в себя ролевые, поведенческие, ментальные и эмоциональные отличия между мужчинами и женщинами. Гендер, понимаемый как организованная модель социальных отношений между полами в рамках основных институтов общества, является одним из базовых измерителей социальных структур и одновременно - показателем их развитости или неразвитости.
В психологии гендер это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям мужчина и женщина.
Изучение психологии мужчины и женщины, их отличий друг от дру- га имеет непосредственное отношение не только к человеку как к таковому, но так же ко всему обществу в целом.
Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время часто входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Ведь роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения.
Социальная психология гендера является огромным полем для изучения установок, предрассудков, дискриминации, социального восприятия и самовосприятия, самоуважения, возникновения социальных норм и ролей.
Необходимо также отметить, что в отечественной психологии и педагогике проблема межличностного взаимопонимания традиционно решается в рамках деятельностного подхода посредством социально-психологических методов. При всей состоятельности этих методов, они имеют ряд ограничений, связанных с использованием манипулятивных технологий, которые только усугубляют непонимание между людьми.
Гендерные исследователи, как правило, ставят в своих работах вполне конкретные вопросы, и пытаются добиться их адекватного изучения.
Актуальность темы магистерской диссертации: В свете новой социальной ситуации, сложившейся в мире, в связи с ломкой социальных стереотипов необходимо отметить актуальность изучения особенностей межличностных отношений с учетом понимания гендера.Наравне с гендерной идентичностью огромное влияние на развитие личности оказывают межличностные отношения. Они занимают особое место в жизни любого человека и влияют на его поведение. Наша работа даёт возможность рассмотреть особенности межличностных отношений, учитывая гендерные характеристики личности, у студентов педагогических и непедагогических специальностей. Гендерные представления личности могут оказывать корректирующее влияние как на постановку задач, которые решаются в процессе социализации и межличностных отношений, так и на способы и возможности их решения. Во многих работах отмечается известная степень влияния гендера на формирование профессионального самоопределения и направленности личности (Барам Д. П., Вакулова Н. И , Головей Л. А., Ильин Е П., Кон И. С., Крягжде С. П., Ожигова Л. Н., Сингер С., Штефлер Б. и др.). При этом, подавляющее число исследований, отражающих гендерные особенности профессиональной деятельности, носят констатирующий характер и не раскрывают причин формирования социальных различий у мужчин и женщин, причин влияния гендера на межличностные отношения людей, выбирающих педагогические и непедагогические направления своего обучения и будущей деятельности.
Цель работы: выявить гендерные особенности межличностных отношений студентов педагогических и непедагогических специальностей.
Задачи (объект, предмет исследования): объект исследования ─ межличностные отношения студентов; предмет исследования ─ гендерные особенности межличностных отношений студентов педагогических и непедагогических специальностей.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ по проблеме гендерных особенностей межличностных отношений личности юношеского возраста;
2) изучить гендерные особенности межличностных отношений студентов;
3) охарактеризовать гендерные особенности межличностных отношений студентов педагогических и непедагогических специальностей;
4) разработать психологические рекомендации по оптимизации межличностных отношений студентов педагогических и непедагогических специальностей.
Межличностные отношения девушек и юношей всегда интересовали множество учёных, как они строят свои отношения с друзьями, близкими людьми. Кто более эмпатичен, сдержан, заботлив, агрессивен и т.д. Однако со временем мужчины становились более фемиными, а женщины маскулиными. Поэтому данная тема актуальна и сейчас.
Общение - это информационное и предметное взаимодействие, в процессе которого проявляются и формируются межличностные отношения.
Межличностные отношения давно уже являются предметом изучения
многих общественных и гуманитарных наук, и это позволяет глубже понять их социальные истоки и тенденции развития. Ранняя юность означает рост самостоятельности, эмансипацию от родителей и переориентацию на сверстников. Это период бурного роста самосознания и обусловленной этим потребности в интимности. Все чувства и отношения этого возраста отличаются исключительно яркой эмоциональной окрашенностью.
Мальчики с самого раннего возраста активнее девочек вступают в контакты с другими детьми, затевают совместные игры и т. д. Чувство принадлежности к группе сверстников и общение с ними для мужчин всех возрастов значительно важнее, чем для женщин. Общение девушек выглядит более пассивным, зато более дружественным и избирательным. Судя по данным психологических исследований, юноши сначала вступают в контакты друг с другом и лишь потом, в ходе игрового или делового взаимодействия, у них складывается положительная установка, появляется духовная тяга друг к другу.
Девушки, наоборот, вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно. С ранних возрастов мальчики тяготеют к более широкому, а девочки - к более узкому кругу общения. Мальчики чаще играют большими группами, а девочки - по двое или по трое. Дружеские пары девушек более исключительны, закрыты для посторонних, нежели юношеские компании. Но юношеские компании имеют более строгий и устойчивый порядок, систему лидерства и т. п.
Структура девичьих групп, лидерство в них менее жестки, а их социальные функции менее определенны, чем у юношей. Мужской стиль общения, направленный в первую очередь на поддержание социального статуса, "сохранение лица", обязывает человека скрывать свои слабости и подчеркивать достижения. Женский стиль, напротив, традиционно нацелен на уменьшение социального расстояния и установление психологической близости с другими. Эта нормативная установка заставляет мужчин скрывать такие свои черты и проблемы, которые выглядят "фемининными" (например, застенчивость), что резко снижает степень их возможного самораскрытия.
Значение общения в жизни подростков огромно и продолжает расти, от него все в большей мере зависят успешность и профессиональной деятельности, активность в общественной жизни и, наконец, личное счастье каждого.
В психологии есть отдельная отрасль, изучающая закономерности поведения человека в обществе, определяемые его биологическим полом, социальным полом и их соотношением, которая называется гендерная психология. Само же определение гендер в переводе с латинского означает «род» и определяет сложный социокультурный процесс конструирования обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристик. Гендер определяет социальный статус личности в обществе и связанной с ним зависимости, возможности и ограничения, достижения социально значимых ценностей. Воспроизводство и развитие гендера осуществляется в процессе социализации и ресоциализации . В процессе социализации устанавливаются гендерные нормы, модели поведения, в период ресоциализации нарушаются ранее усвоенные требования и образцы поведения, вырабатываются новые нормы и образцы.
Гендерная психология – это область психологической науки. И, как и у других областей, у неё очень длинная предыстория и очень короткая история. Но было бы неправомерным рассматривать эту историю только с 70-х гг. ХХв.
Актуальность изучения гендерных различий в рамках межличностного понимания и взаимопонимания в юношеском возрасте обусловлена необходимостью поиска путей более эффективной психологической помощи юношам и девушкам, остро переживающим жизненные проблемы, связанные с налаживанием межличностного взаимопонимания с окружающими.
Термин «гендер», как известно, отражает социальные, культурные, психологические и иные особенности взаимоотношений между полами, их статусами, особыми интересами, запросами, потребностями, стратегиями. Гендер характеризуется как «сложный социокультруный конструкт», включающий в себя ролевые, поведенческие, ментальные и эмоциональные отличия между мужчинами и женщинами. Гендер, понимаемый как организованная модель социальных отношений между полами в рамках основных институтов общества, является одним из базовых измерителей социальных структур и одновременно - показателем их развитости или неразвитости.
В психологии гендер это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям мужчина и женщина.
Изучение психологии мужчины и женщины, их отличий друг от дру- га имеет непосредственное отношение не только к человеку как к таковому, но так же ко всему обществу в целом.
Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время часто входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Ведь роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения.
Социальная психология гендера является огромным полем для изучения установок, предрассудков, дискриминации, социального восприятия и самовосприятия, самоуважения, возникновения социальных норм и ролей.
Необходимо также отметить, что в отечественной психологии и педагогике проблема межличностного взаимопонимания традиционно решается в рамках деятельностного подхода посредством социально-психологических методов. При всей состоятельности этих методов, они имеют ряд ограничений, связанных с использованием манипулятивных технологий, которые только усугубляют непонимание между людьми.
Гендерные исследователи, как правило, ставят в своих работах вполне конкретные вопросы, и пытаются добиться их адекватного изучения.
Актуальность темы магистерской диссертации: В свете новой социальной ситуации, сложившейся в мире, в связи с ломкой социальных стереотипов необходимо отметить актуальность изучения особенностей межличностных отношений с учетом понимания гендера.Наравне с гендерной идентичностью огромное влияние на развитие личности оказывают межличностные отношения. Они занимают особое место в жизни любого человека и влияют на его поведение. Наша работа даёт возможность рассмотреть особенности межличностных отношений, учитывая гендерные характеристики личности, у студентов педагогических и непедагогических специальностей. Гендерные представления личности могут оказывать корректирующее влияние как на постановку задач, которые решаются в процессе социализации и межличностных отношений, так и на способы и возможности их решения. Во многих работах отмечается известная степень влияния гендера на формирование профессионального самоопределения и направленности личности (Барам Д. П., Вакулова Н. И , Головей Л. А., Ильин Е П., Кон И. С., Крягжде С. П., Ожигова Л. Н., Сингер С., Штефлер Б. и др.). При этом, подавляющее число исследований, отражающих гендерные особенности профессиональной деятельности, носят констатирующий характер и не раскрывают причин формирования социальных различий у мужчин и женщин, причин влияния гендера на межличностные отношения людей, выбирающих педагогические и непедагогические направления своего обучения и будущей деятельности.
Цель работы: выявить гендерные особенности межличностных отношений студентов педагогических и непедагогических специальностей.
Задачи (объект, предмет исследования): объект исследования ─ межличностные отношения студентов; предмет исследования ─ гендерные особенности межличностных отношений студентов педагогических и непедагогических специальностей.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ по проблеме гендерных особенностей межличностных отношений личности юношеского возраста;
2) изучить гендерные особенности межличностных отношений студентов;
3) охарактеризовать гендерные особенности межличностных отношений студентов педагогических и непедагогических специальностей;
4) разработать психологические рекомендации по оптимизации межличностных отношений студентов педагогических и непедагогических специальностей.
В соответствии с проанализированной литературой, были изучены основные особенности построения межличностных отношений в юношеском возрасте. В основной части курсовой работы были проанализированы теоретические исследования юношеского возраста, получены общие сведения о юношеском возрасте, структуре межличностных отношений и социально-психологическом климате в юношеском коллективе.
Теоретический анализ литературы по проблеме построения межличностных отношений в юношеском возрасте позволяет сделать следующие выводы:
Юность - это возраст от 16-17 лет (ранняя) до 22-23 лет (поздняя);
Потребность в смысле жизни, в том, чтобы осознавать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл, - одна из важнейших потребностей личности в юношеском возрасте;
Дружба - важнейший вид эмоциональной привязанности и межличностных отношений юношеского возраста.
Юность - решающий этап становления Я-концепции, идентичности, самосознания, мировоззрения и самоопределения. Именно в юности происходит становление человека как личности;
Одним из значимых проявлений межличностных отношений в коллективе является его социально-психологический климат.
В эмпирической части данной работы мы провели изучение структуры межличностных отношений в группе студентов, с целью выявления зависимости социально-психологического климата в коллективе от уровня межличностных отношений между молодыми людьми.
В результате проведенного экспериментального исследования и анализа полученных данных, мы обнаружили, что построение межличностных отношений, их уровень, является важным фактором психологического климата в студенческом (молодежном) коллективе, что подтверждает нашу гипотезу. Так, согласно многоуровневой структуре межличностных отношений Петровского, для благоприятного социально-психологического климата важны две последние ее ступени - вторая страта, где локализируются характеристики межличностных отношений, опосредствованных содержанием совместной деятельности и поверхностный слой межличностных отношений, который предлагает наличие связей (главным образом эмоциональных), по отношению к которым ни коллективные цели деятельности, ни общезначимые для коллектива ценностные ориентации не выступают в качестве основного фактора, опосредствующего личные контакты членов группы.
Если хоть одна ступень неблагоприятна, то система межличностных отношений в коллективе меняется в отрицательную сторону, соответственно психологический климат становится неблагоприятным. Чтобы подобного не произошло, необходимо улучшать межличностные отношения между молодыми людьми разными способами: совместной деятельностью, совместным отдыхом, какими-либо общими мероприятиями и проектами, которые были бы интересны всем без исключения. Благодаря такой деятельности улучшатся межличностные отношения в группе и соответственно весь социально-психологический климат. Важную роль в улучении климата может сыграть преподаватель или классный руководитель, а так же лидер группы. Они могут выступать, как сплотители группы, проводя какую-либо деятельность в группе.
Проведенное нами исследование является актуальным и значимым в свете происходящих преобразований во всех сферах социальной и духовной жизни российского общества. Ключевой идеей модернизации образования в России является идея развития личности. Однако, в силу ряда причин, в отечественной психологии одной из малоизученных долгое время оставалась совокупность вопросов, связанных с развитием субъектности и индивидуальности личности. В контексте новой социальной ситуации, в связи с ломкой социальных стереотипов, необходимо отметить особую важность изучения особенностей профессионального становления и развития личности с учетом социально-культурного понимания тендера. В связи с этим, мы отмечаем наличие в системе профессионального образования ряда противоречий, одним из которых выступает противоречие между необходимостью и значимостью исследования тендерных детерминант становления профессионального самосознания личности и отсутствием достаточного объема научных эмпирических данных об этом феномене, другое противоречие касается необходимости учета тендерных особенностей, детерминирующих определенный уровень сформированности профессионального самосознания и приобретающих особую значимость в рамках личностно-ориентированного подхода, при доминировании в практике подготовки специалистов деятельностного подхода.
Значимость изучения гендерных особенностей формирования профессионального самосознания студентов вуза в процессе овладения профессией, недостаточная изученность возможностей интеграции профессионального самосознания с базовыми характеристиками личности, необходимость специальной работы по развитию, формированию профессионального самосознания ориентировали нас на решение проблемы, касающейся влияния тендерных особенностей личности на формирование профессионального самосознания студентов в процессе профессиональной подготовки.
Данное диссертационное исследование, используя современные научные подходы, направлено на утверждение необходимости разработки данной проблемы как в теории, так и практике высшего профессионального образования.
Проведенное нами теоретическое и экспериментальное исследование позволило достичь поставленной цели, выраженной посредством ряда задач, направленных на решение сформулированной в работе проблемы, и подтвердить выдвинутые гипотезы.
Научно-исследовательская работа позволяет заключить следующее:
1. Период студенчества связан с достижением индивидом нового социального и профессионального статуса, активным формированием базового феномена личности - интегративного самосознания, выраженного через достижение тендерной и профессиональной идентичности.
2. Формирование профессионального самосознания становится центральным образованием личности студентов и наряду с социальными, психологическими, педагогическими условиями обусловлено влиянием тендерных особенностей личности.
3. Система критериев и показателей, позволяющих дифференцировать уровни сформированности профессионального самосознания студентов на этапе профессионального образования как низкий, средний, высокий, включает: профессиональное мировоззрение, выраженное через осознание содержания и структуры будущей профессиональной деятельности как эталонов для осознания своих качеств; отношение к учебной деятельности как к средству достижения определенного уровня профессионального развития, которое определяется через установку на приобретение знаний, овладение профессией или получение диплома; актуализация себя как профессионала, выраженная посредством определения места профессии в общем жизненном контексте личности; согласованность «Я-концепции» личности, которая определяется степенью согласованности образа «Я-профессионал» с различными аспектами «Я» (физическим, социальным, тендерным и т.д.).
4. Гендерные особенности - это особенности личности, отражающие специфику того или иного полоролевого типа: маскулинного, фемининного или андрогинного. Тендерные особенности студенчества проявляются как результат интеграции тендерных особенностей личности и представлений о себе как субъекте будущей профессиональной деятельности и выражены через соотношение маскулинного, фемининного, андрогинного полоролевых типов личности среди студентов различных специальностей при доминировании андрогинного не зависимо от содержания будущей профессиональной деятельности.
5. Гендерные особенности студентов коррелируют с уровнем сформированное™ их профессионального самосознания по критериям: «профессиональное мировоззрение», «актуализация себя как профессионала», и «согласованность «Я-концепции» личности».
6. У студентов андрогинного полоролевого типа, вследствие гибкости и вариативности проявления собственных качеств, обеспечивается возможность для формирования высокого и среднего уровня профессионального самосознания гораздо чаще, чем в группе студентов, относящихся к маскулинному или фемининному полоролевым типам.
7. Учет гендерных особенностей студентов в контексте реализации таких психолого-педагогических условий формирования их профессионального самосознания, как: ориентация на развитие субъектности и индивидуальности личности студентов; моделирование ситуаций, отражающих множественность функциональных взаимодействий студентов и студенток как субъектов профессионального образования с действительностью, а также, рефлексия тендерных особенностей при использовании способов, приемов и форм профессионального образования, соответствующих поставленной цели, составляют совокупность детерминант, позволяющих осуществлять целенаправленное организованное воздействие для формирования среднего и высокого уровня профессионального самосознания.
Проведенное исследование не претендует па исчерпывающее решение проблем, связанных с изучением влияния тендерных особенностей личности на формирование профессионального самосознания студентов в процессе профессиональной подготовки. Среди направлений дальнейшей работы мы видим: изучение механизмов влияния тендера на формирование профессионального самосознания;
- реализация исследований, направленных на систематизацию и дифференциацию основных категорий гендерного подхода;
- изучение сформулированной в диссертационном исследовании проблемы в рамках других возрастных и социальных групп.
Проблема качества межличностных отношений оказывает большое влияние на любую общественную структуру. Взаимоотношения могут, как создать что-то новое, так и разрушить имеющееся.
Студенты в современных вузах социального профиля очень сенситивны к внешним воздействиям, которые определяют взаимоотношения между людьми. Современные молодые люди, строят свои отношения с другими, чаще всего ориентируясь на внешние стереотипы: материальное благополучие, возможности удачного трудоустройства, социальный престиж и т.п. В результате молодое поколение дезориентируется в приоритетах человеческих ценностей, что приводит к внутренним противоречиям, вызывая агрессивные, доминантные, подозрительные, эгоистичные формы взаимодействия с другими людьми. Такой отрицательный опыт не позволяет развивающейся личности строить позитивные отношения и удовлетворять свои потребности, связанные с другими людьми и создает препятствие не только для саморазвития, но и развития взаимоотношений во всех жизненных сферах. Возникающие конфликтные отношения не позволяют молодым людям строить свою жизнь в соответствии с ожиданиями и намерениями, и это приводит к общему разочарованию. Построение позитивных межличностных отношений обусловливает не только конструктивную адаптацию в современном обществе, но и позволяет строить свою жизнь в соответствии с потребностью самоактуализации.
Таким образом, процессу оптимизации межличностных отношений необходимо отводить в жизни каждого человека большую роль. Данный процесс требует от отдельной личности и окружающих определенную психологическую работу, которая затрагивает выбор типа поведения в конфликтных ситуациях, варианты межличностного взаимодействия, снижение конфликтных проявлений, развитие личностных качеств - терпимости, принятия других людей, децентрации, дружелюбия.
Результаты данного социально-психологического исследования доказывают, что межличностные отношения студентов в современных вузах социального профиля обусловлены определенными типами взаимодействия и личностными качествами. К данным проявлениям можно отнести такие, которые способствуют позитивным взаимоотношениям: содружество, дружелюбие, дипломатичность, самоконтроль, нормативность поведения, эмоциональная устойчивость. К негативным проявлениям относятся: авторитарность, эгоистичность, агрессивность, доминантность, подозрительность, низкий самоконтроль, импульсивность поведения.
Апробация социально-психологической архитектоники совершенствования межличностных отношений студентов в современных вузах социального профиля доказала эффективность и действенность, что служит основанием для применения в системе высшего профессионального образования.
Выбор технической или гуманитарной специальности будущего студента среднего специального учебного заведения -специфический процесс, имеющий свои особенности. Выбор студентом профессионального профиля можно назвать системным процессом, который обусловлен характеристиками внешних (требования социума, влияние близких, 11информация о профессии) и внутренних (индивидуально-психологические особенности, ценностная направленность личности, мысленно созданный образ профессии) факторов. Причины, определяющие выбор технической или гуманитарной специальности, могут не осознаваться индивидом и влиять на него наряду с осознаваемыми. Лучше всего, если человек занимается любимым делом. Поэтому, при выборе будущей профессии студентам следует учитывать то, что им интересно, свои ценности и внутренние мотивы. Хорошо, если родители будут с детства развивать способности своего ребенка, выявлять его склонности, которые могут указывать на его дальнейшее профессиональное самоопределение. Изучив личностные особенности студентов в ходе практических исследований, было выявлено, что студенты технических и гуманитарных специальностей имеют некоторые различия в представлении своего «Я», в межличностных отношениях с окружающими, личностной направленности, выраженности акцентов характера и темперамента. Таким образом, индивидуальные психологические особенности личности определяют выбор профессио По результатам своей теоретической и практической работы сформулированы следующие рекомендации:-при выборе своей профессиональной специальности будущим студентам ССУЗ следует объективно учитывать свои психологические особенности, личностные ценности и интересы. В первую очередь обращать внимание на свои внутренние мотивы и склонности к той или иной профессии. Студенты, психологические особенности которых оптимально соответствуют той или иной специальности, в дальнейшем будут лучше учиться и осваивать профессию быстрее;-родителям следует развивать способности ребенка, выявлять его склонностик определенной деятельности, указывающие на дальнейшее профессиональное самоопределение;
12-оптимальным вариантом для средних специальных учебных заведений будет являться создание психологической службы на основе научно разработанных программ психологической поддержки студента и эффективной помощи первокурсникам. Психологическая служба способна обеспечивать психологическое сопровождение учебного процесса с момента отбора абитуриентов и формирования учебных групп до оценки сформированности социально-психологических особенностей личности выпускника. Одними из главных направлений работыданной службыбудет работа по профориентации и профессиональному консультированию будущих студентов. нальной специализации.
Теоретический анализ литературы по проблеме построения межличностных отношений в юношеском возрасте позволяет сделать следующие выводы:
Юность - это возраст от 16-17 лет (ранняя) до 22-23 лет (поздняя);
Потребность в смысле жизни, в том, чтобы осознавать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл, - одна из важнейших потребностей личности в юношеском возрасте;
Дружба - важнейший вид эмоциональной привязанности и межличностных отношений юношеского возраста.
Юность - решающий этап становления Я-концепции, идентичности, самосознания, мировоззрения и самоопределения. Именно в юности происходит становление человека как личности;
Одним из значимых проявлений межличностных отношений в коллективе является его социально-психологический климат.
В эмпирической части данной работы мы провели изучение структуры межличностных отношений в группе студентов, с целью выявления зависимости социально-психологического климата в коллективе от уровня межличностных отношений между молодыми людьми.
В результате проведенного экспериментального исследования и анализа полученных данных, мы обнаружили, что построение межличностных отношений, их уровень, является важным фактором психологического климата в студенческом (молодежном) коллективе, что подтверждает нашу гипотезу. Так, согласно многоуровневой структуре межличностных отношений Петровского, для благоприятного социально-психологического климата важны две последние ее ступени - вторая страта, где локализируются характеристики межличностных отношений, опосредствованных содержанием совместной деятельности и поверхностный слой межличностных отношений, который предлагает наличие связей (главным образом эмоциональных), по отношению к которым ни коллективные цели деятельности, ни общезначимые для коллектива ценностные ориентации не выступают в качестве основного фактора, опосредствующего личные контакты членов группы.
Если хоть одна ступень неблагоприятна, то система межличностных отношений в коллективе меняется в отрицательную сторону, соответственно психологический климат становится неблагоприятным. Чтобы подобного не произошло, необходимо улучшать межличностные отношения между молодыми людьми разными способами: совместной деятельностью, совместным отдыхом, какими-либо общими мероприятиями и проектами, которые были бы интересны всем без исключения. Благодаря такой деятельности улучшатся межличностные отношения в группе и соответственно весь социально-психологический климат. Важную роль в улучении климата может сыграть преподаватель или классный руководитель, а так же лидер группы. Они могут выступать, как сплотители группы, проводя какую-либо деятельность в группе.
Проведенное нами исследование является актуальным и значимым в свете происходящих преобразований во всех сферах социальной и духовной жизни российского общества. Ключевой идеей модернизации образования в России является идея развития личности. Однако, в силу ряда причин, в отечественной психологии одной из малоизученных долгое время оставалась совокупность вопросов, связанных с развитием субъектности и индивидуальности личности. В контексте новой социальной ситуации, в связи с ломкой социальных стереотипов, необходимо отметить особую важность изучения особенностей профессионального становления и развития личности с учетом социально-культурного понимания тендера. В связи с этим, мы отмечаем наличие в системе профессионального образования ряда противоречий, одним из которых выступает противоречие между необходимостью и значимостью исследования тендерных детерминант становления профессионального самосознания личности и отсутствием достаточного объема научных эмпирических данных об этом феномене, другое противоречие касается необходимости учета тендерных особенностей, детерминирующих определенный уровень сформированности профессионального самосознания и приобретающих особую значимость в рамках личностно-ориентированного подхода, при доминировании в практике подготовки специалистов деятельностного подхода.
Значимость изучения гендерных особенностей формирования профессионального самосознания студентов вуза в процессе овладения профессией, недостаточная изученность возможностей интеграции профессионального самосознания с базовыми характеристиками личности, необходимость специальной работы по развитию, формированию профессионального самосознания ориентировали нас на решение проблемы, касающейся влияния тендерных особенностей личности на формирование профессионального самосознания студентов в процессе профессиональной подготовки.
Данное диссертационное исследование, используя современные научные подходы, направлено на утверждение необходимости разработки данной проблемы как в теории, так и практике высшего профессионального образования.
Проведенное нами теоретическое и экспериментальное исследование позволило достичь поставленной цели, выраженной посредством ряда задач, направленных на решение сформулированной в работе проблемы, и подтвердить выдвинутые гипотезы.
Научно-исследовательская работа позволяет заключить следующее:
1. Период студенчества связан с достижением индивидом нового социального и профессионального статуса, активным формированием базового феномена личности - интегративного самосознания, выраженного через достижение тендерной и профессиональной идентичности.
2. Формирование профессионального самосознания становится центральным образованием личности студентов и наряду с социальными, психологическими, педагогическими условиями обусловлено влиянием тендерных особенностей личности.
3. Система критериев и показателей, позволяющих дифференцировать уровни сформированности профессионального самосознания студентов на этапе профессионального образования как низкий, средний, высокий, включает: профессиональное мировоззрение, выраженное через осознание содержания и структуры будущей профессиональной деятельности как эталонов для осознания своих качеств; отношение к учебной деятельности как к средству достижения определенного уровня профессионального развития, которое определяется через установку на приобретение знаний, овладение профессией или получение диплома; актуализация себя как профессионала, выраженная посредством определения места профессии в общем жизненном контексте личности; согласованность «Я-концепции» личности, которая определяется степенью согласованности образа «Я-профессионал» с различными аспектами «Я» (физическим, социальным, тендерным и т.д.).
4. Гендерные особенности - это особенности личности, отражающие специфику того или иного полоролевого типа: маскулинного, фемининного или андрогинного. Тендерные особенности студенчества проявляются как результат интеграции тендерных особенностей личности и представлений о себе как субъекте будущей профессиональной деятельности и выражены через соотношение маскулинного, фемининного, андрогинного полоролевых типов личности среди студентов различных специальностей при доминировании андрогинного не зависимо от содержания будущей профессиональной деятельности.
5. Гендерные особенности студентов коррелируют с уровнем сформированное™ их профессионального самосознания по критериям: «профессиональное мировоззрение», «актуализация себя как профессионала», и «согласованность «Я-концепции» личности».
6. У студентов андрогинного полоролевого типа, вследствие гибкости и вариативности проявления собственных качеств, обеспечивается возможность для формирования высокого и среднего уровня профессионального самосознания гораздо чаще, чем в группе студентов, относящихся к маскулинному или фемининному полоролевым типам.
7. Учет гендерных особенностей студентов в контексте реализации таких психолого-педагогических условий формирования их профессионального самосознания, как: ориентация на развитие субъектности и индивидуальности личности студентов; моделирование ситуаций, отражающих множественность функциональных взаимодействий студентов и студенток как субъектов профессионального образования с действительностью, а также, рефлексия тендерных особенностей при использовании способов, приемов и форм профессионального образования, соответствующих поставленной цели, составляют совокупность детерминант, позволяющих осуществлять целенаправленное организованное воздействие для формирования среднего и высокого уровня профессионального самосознания.
Проведенное исследование не претендует па исчерпывающее решение проблем, связанных с изучением влияния тендерных особенностей личности на формирование профессионального самосознания студентов в процессе профессиональной подготовки. Среди направлений дальнейшей работы мы видим: изучение механизмов влияния тендера на формирование профессионального самосознания;
- реализация исследований, направленных на систематизацию и дифференциацию основных категорий гендерного подхода;
- изучение сформулированной в диссертационном исследовании проблемы в рамках других возрастных и социальных групп.
Проблема качества межличностных отношений оказывает большое влияние на любую общественную структуру. Взаимоотношения могут, как создать что-то новое, так и разрушить имеющееся.
Студенты в современных вузах социального профиля очень сенситивны к внешним воздействиям, которые определяют взаимоотношения между людьми. Современные молодые люди, строят свои отношения с другими, чаще всего ориентируясь на внешние стереотипы: материальное благополучие, возможности удачного трудоустройства, социальный престиж и т.п. В результате молодое поколение дезориентируется в приоритетах человеческих ценностей, что приводит к внутренним противоречиям, вызывая агрессивные, доминантные, подозрительные, эгоистичные формы взаимодействия с другими людьми. Такой отрицательный опыт не позволяет развивающейся личности строить позитивные отношения и удовлетворять свои потребности, связанные с другими людьми и создает препятствие не только для саморазвития, но и развития взаимоотношений во всех жизненных сферах. Возникающие конфликтные отношения не позволяют молодым людям строить свою жизнь в соответствии с ожиданиями и намерениями, и это приводит к общему разочарованию. Построение позитивных межличностных отношений обусловливает не только конструктивную адаптацию в современном обществе, но и позволяет строить свою жизнь в соответствии с потребностью самоактуализации.
Таким образом, процессу оптимизации межличностных отношений необходимо отводить в жизни каждого человека большую роль. Данный процесс требует от отдельной личности и окружающих определенную психологическую работу, которая затрагивает выбор типа поведения в конфликтных ситуациях, варианты межличностного взаимодействия, снижение конфликтных проявлений, развитие личностных качеств - терпимости, принятия других людей, децентрации, дружелюбия.
Результаты данного социально-психологического исследования доказывают, что межличностные отношения студентов в современных вузах социального профиля обусловлены определенными типами взаимодействия и личностными качествами. К данным проявлениям можно отнести такие, которые способствуют позитивным взаимоотношениям: содружество, дружелюбие, дипломатичность, самоконтроль, нормативность поведения, эмоциональная устойчивость. К негативным проявлениям относятся: авторитарность, эгоистичность, агрессивность, доминантность, подозрительность, низкий самоконтроль, импульсивность поведения.
Апробация социально-психологической архитектоники совершенствования межличностных отношений студентов в современных вузах социального профиля доказала эффективность и действенность, что служит основанием для применения в системе высшего профессионального образования.
Выбор технической или гуманитарной специальности будущего студента среднего специального учебного заведения -специфический процесс, имеющий свои особенности. Выбор студентом профессионального профиля можно назвать системным процессом, который обусловлен характеристиками внешних (требования социума, влияние близких, 11информация о профессии) и внутренних (индивидуально-психологические особенности, ценностная направленность личности, мысленно созданный образ профессии) факторов. Причины, определяющие выбор технической или гуманитарной специальности, могут не осознаваться индивидом и влиять на него наряду с осознаваемыми. Лучше всего, если человек занимается любимым делом. Поэтому, при выборе будущей профессии студентам следует учитывать то, что им интересно, свои ценности и внутренние мотивы. Хорошо, если родители будут с детства развивать способности своего ребенка, выявлять его склонности, которые могут указывать на его дальнейшее профессиональное самоопределение. Изучив личностные особенности студентов в ходе практических исследований, было выявлено, что студенты технических и гуманитарных специальностей имеют некоторые различия в представлении своего «Я», в межличностных отношениях с окружающими, личностной направленности, выраженности акцентов характера и темперамента. Таким образом, индивидуальные психологические особенности личности определяют выбор профессио По результатам своей теоретической и практической работы сформулированы следующие рекомендации:-при выборе своей профессиональной специальности будущим студентам ССУЗ следует объективно учитывать свои психологические особенности, личностные ценности и интересы. В первую очередь обращать внимание на свои внутренние мотивы и склонности к той или иной профессии. Студенты, психологические особенности которых оптимально соответствуют той или иной специальности, в дальнейшем будут лучше учиться и осваивать профессию быстрее;-родителям следует развивать способности ребенка, выявлять его склонностик определенной деятельности, указывающие на дальнейшее профессиональное самоопределение;
12-оптимальным вариантом для средних специальных учебных заведений будет являться создание психологической службы на основе научно разработанных программ психологической поддержки студента и эффективной помощи первокурсникам. Психологическая служба способна обеспечивать психологическое сопровождение учебного процесса с момента отбора абитуриентов и формирования учебных групп до оценки сформированности социально-психологических особенностей личности выпускника. Одними из главных направлений работыданной службыбудет работа по профориентации и профессиональному консультированию будущих студентов. нальной специализации.
Подобные работы
- Гендерные особенности межличностных отношений студентов педагогических и не педагогических специальностей
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5820 р. Год сдачи: 2019 - ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 1-23 80 03 «ПСИХОЛОГИЯ»
ВТОРОЙ СТУПЕНИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (МАГИСТРАТУРА)
Отчеты по практике, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1900 р. Год сдачи: 2019



