Введение 3
1. Гендерные особенности межличностных отношений личности юношеского возраста 6
1.1 Понятие гендера 6
1.2 Психологические особенности юношеского возраста 10
1.3 Гендерные различия в межличностном понимании 14
2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей межличностных отношений студентов 19
2.1 Описание процедуры и методик исследования 19
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов исследования 20
3. Гендерные особенности межличностных отношений студентов педагогических и непедагогических специальностей 31
3.1 Основные направления 31
3.2 Психологические рекомендации по оптимизации межличностных отношений студентов педагогических и непедагогических специальностей…………………………………….…………………………… 34
Заключение 34
Список использованной литературы
Одна из важнейших потребностей человека - это общение и отношения.
Межличностные отношения девушек и юношей всегда интересовали множество учёных, как они строят свои отношения с друзьями, близкими людьми. Кто более эмпатичен, сдержан, заботлив, агрессивен и т.д. Однако со временем мужчины становились более фемиными, а женщины маскулиными. Поэтому данная тема актуальна и сейчас.
Общение - это информационное и предметное взаимодействие, в процессе которого проявляются и формируются межличностные отношения.
Межличностные отношения давно уже являются предметом изучения
многих общественных и гуманитарных наук, и это позволяет глубже понять их социальные истоки и тенденции развития. Ранняя юность означает рост самостоятельности, эмансипацию от родителей и переориентацию на сверстников. Это период бурного роста самосознания и обусловленной этим потребности в интимности. Все чувства и отношения этого возраста отличаются исключительно яркой эмоциональной окрашенностью.
Мальчики с самого раннего возраста активнее девочек вступают в контакты с другими детьми, затевают совместные игры и т. д. Чувство принадлежности к группе сверстников и общение с ними для мужчин всех возрастов значительно важнее, чем для женщин. Общение девушек выглядит более пассивным, зато более дружественным и избирательным. Судя по данным психологических исследований, юноши сначала вступают в контакты друг с другом и лишь потом, в ходе игрового или делового взаимодействия, у них складывается положительная установка, появляется духовная тяга друг к другу.
Девушки, наоборот, вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно. С ранних возрастов мальчики тяготеют к более широкому, а девочки - к более узкому кругу общения. Мальчики чаще играют большими группами, а девочки - по двое или по трое. Дружеские пары девушек более исключительны, закрыты для посторонних, нежели юношеские компании. Но юношеские компании имеют более строгий и устойчивый порядок, систему лидерства и т. п.
Структура девичьих групп, лидерство в них менее жестки, а их социальные функции менее определенны, чем у юношей. Мужской стиль общения, направленный в первую очередь на поддержание социального статуса, "сохранение лица", обязывает человека скрывать свои слабости и подчеркивать достижения. Женский стиль, напротив, традиционно нацелен на уменьшение социального расстояния и установление психологической близости с другими. Эта нормативная установка заставляет мужчин скрывать такие свои черты и проблемы, которые выглядят "фемининными" (например, застенчивость), что резко снижает степень их возможного самораскрытия.
Значение общения в жизни подростков огромно и продолжает расти, от него все в большей мере зависят успешность и профессиональной деятельности, активность в общественной жизни и, наконец, личное счастье каждого.
В психологии есть отдельная отрасль, изучающая закономерности поведения человека в обществе, определяемые его биологическим полом, социальным полом и их соотношением, которая называется гендерная психология. Само же определение гендер в переводе с латинского означает «род» и определяет сложный социокультурный процесс конструирования обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристик. Гендер определяет социальный статус личности в обществе и связанной с ним зависимости, возможности и ограничения, достижения социально значимых ценностей. Воспроизводство и развитие гендера осуществляется в процессе социализации и ресоциализации . В процессе социализации устанавливаются гендерные нормы, модели поведения, в период ресоциализации нарушаются ранее усвоенные требования и образцы поведения, вырабатываются новые нормы и образцы.
Гендерная психология – это область психологической науки. И, как и у других областей, у неё очень длинная предыстория и очень короткая история. Но было бы неправомерным рассматривать эту историю только с 70-х гг. ХХв.
Актуальность изучения гендерных различий в рамках межличностного понимания и взаимопонимания в юношеском возрасте обусловлена необходимостью поиска путей более эффективной психологической помощи юношам и девушкам, остро переживающим жизненные проблемы, связанные с налаживанием межличностного взаимопонимания с окружающими.
Термин «гендер», как известно, отражает социальные, культурные, психологические и иные особенности взаимоотношений между полами, их статусами, особыми интересами, запросами, потребностями, стратегиями. Гендер характеризуется как «сложный социокультруный конструкт», включающий в себя ролевые, поведенческие, ментальные и эмоциональные отличия между мужчинами и женщинами. Гендер, понимаемый как организованная модель социальных отношений между полами в рамках основных институтов общества, является одним из базовых измерителей социальных структур и одновременно - показателем их развитости или неразвитости.
В психологии гендер это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям мужчина и женщина.
Изучение психологии мужчины и женщины, их отличий друг от дру- га имеет непосредственное отношение не только к человеку как к таковому, но так же ко всему обществу в целом.
Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время часто входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Ведь роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения.
Социальная психология гендера является огромным полем для изучения установок, предрассудков, дискриминации, социального восприятия и самовосприятия, самоуважения, возникновения социальных норм и ролей.
Необходимо также отметить, что в отечественной психологии и педагогике проблема межличностного взаимопонимания традиционно решается в рамках деятельностного подхода посредством социально-психологических методов. При всей состоятельности этих методов, они имеют ряд ограничений, связанных с использованием манипулятивных технологий, которые только усугубляют непонимание между людьми.
Гендерные исследователи, как правило, ставят в своих работах вполне конкретные вопросы, и пытаются добиться их адекватного изучения.
Актуальность темы магистерской диссертации: В свете новой социальной ситуации, сложившейся в мире, в связи с ломкой социальных стереотипов необходимо отметить актуальность изучения особенностей межличностных отношений с учетом понимания гендера.Наравне с гендерной идентичностью огромное влияние на развитие личности оказывают межличностные отношения. Они занимают особое место в жизни любого человека и влияют на его поведение. Наша работа даёт возможность рассмотреть особенности межличностных отношений, учитывая гендерные характеристики личности, у студентов педагогических и непедагогических специальностей. Гендерные представления личности могут оказывать корректирующее влияние как на постановку задач, которые решаются в процессе социализации и межличностных отношений, так и на способы и возможности их решения. Во многих работах отмечается известная степень влияния гендера на формирование профессионального самоопределения и направленности личности (Барам Д. П., Вакулова Н. И , Головей Л. А., Ильин Е П., Кон И. С., Крягжде С. П., Ожигова Л. Н., Сингер С., Штефлер Б. и др.). При этом, подавляющее число исследований, отражающих гендерные особенности профессиональной деятельности, носят констатирующий характер и не раскрывают причин формирования социальных различий у мужчин и женщин, причин влияния гендера на межличностные отношения людей, выбирающих педагогические и непедагогические направления своего обучения и будущей деятельности.
Цель работы: выявить гендерные особенности межличностных отношений студентов педагогических и непедагогических специальностей.
Задачи (объект, предмет исследования): объект исследования ─ межличностные отношения студентов; предмет исследования ─ гендерные особенности межличностных отношений студентов педагогических и непедагогических специальностей.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ по проблеме гендерных особенностей межличностных отношений личности юношеского возраста;
2) изучить гендерные особенности межличностных отношений студентов;
3) охарактеризовать гендерные особенности межличностных отношений студентов педагогических и непедагогических специальностей;
4) разработать психологические рекомендации по оптимизации межличностных отношений студентов педагогических и непедагогических специальностей.
В соответствии с проанализированной литературой, были изучены основные особенности построения межличностных отношений в юношеском возрасте. В основной части курсовой работы были проанализированы теоретические исследования юношеского возраста, получены общие сведения о юношеском возрасте, структуре межличностных отношений и социально-психологическом климате в юношеском коллективе.
Теоретический анализ литературы по проблеме построения межличностных отношений в юношеском возрасте позволяет сделать следующие выводы:
Юность - это возраст от 16-17 лет (ранняя) до 22-23 лет (поздняя);
Потребность в смысле жизни, в том, чтобы осознавать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл, - одна из важнейших потребностей личности в юношеском возрасте;
Дружба - важнейший вид эмоциональной привязанности и межличностных отношений юношеского возраста.
Юность - решающий этап становления Я-концепции, идентичности, самосознания, мировоззрения и самоопределения. Именно в юности происходит становление человека как личности;
Одним из значимых проявлений межличностных отношений в коллективе является его социально-психологический климат.
В эмпирической части данной работы мы провели изучение структуры межличностных отношений в группе студентов, с целью выявления зависимости социально-психологического климата в коллективе от уровня межличностных отношений между молодыми людьми.
В результате проведенного экспериментального исследования и анализа полученных данных, мы обнаружили, что построение межличностных отношений, их уровень, является важным фактором психологического климата в студенческом (молодежном) коллективе, что подтверждает нашу гипотезу. Так, согласно многоуровневой структуре межличностных отношений Петровского, для благоприятного социально-психологического климата важны две последние ее ступени - вторая страта, где локализируются характеристики межличностных отношений, опосредствованных содержанием совместной деятельности и поверхностный слой межличностных отношений, который предлагает наличие связей (главным образом эмоциональных), по отношению к которым ни коллективные цели деятельности, ни общезначимые для коллектива ценностные ориентации не выступают в качестве основного фактора, опосредствующего личные контакты членов группы.
Если хоть одна ступень неблагоприятна, то система межличностных отношений в коллективе меняется в отрицательную сторону, соответственно психологический климат становится неблагоприятным. Чтобы подобного не произошло, необходимо улучшать межличностные отношения между молодыми людьми разными способами: совместной деятельностью, совместным отдыхом, какими-либо общими мероприятиями и проектами, которые были бы интересны всем без исключения. Благодаря такой деятельности улучшатся межличностные отношения в группе и соответственно весь социально-психологический климат. Важную роль в улучении климата может сыграть преподаватель или классный руководитель, а так же лидер группы. Они могут выступать, как сплотители группы, проводя какую-либо деятельность в группе.
Проведенное нами исследование является актуальным и значимым в свете происходящих преобразований во всех сферах социальной и духовной жизни российского общества. Ключевой идеей модернизации образования в России является идея развития личности. Однако, в силу ряда причин, в отечественной психологии одной из малоизученных долгое время оставалась совокупность вопросов, связанных с развитием субъектности и индивидуальности личности. В контексте новой социальной ситуации, в связи с ломкой социальных стереотипов, необходимо отметить особую важность изучения особенностей профессионального становления и развития личности с учетом социально-культурного понимания тендера. В связи с этим, мы отмечаем наличие в системе профессионального образования ряда противоречий, одним из которых выступает противоречие между необходимостью и значимостью исследования тендерных детерминант становления профессионального самосознания личности и отсутствием достаточного объема научных эмпирических данных об этом феномене, другое противоречие касается необходимости учета тендерных особенностей, детерминирующих определенный уровень сформированности профессионального самосознания и приобретающих особую значимость в рамках личностно-ориентированного подхода, при доминировании в практике подготовки специалистов деятельностного подхода.
Значимость изучения гендерных особенностей формирования профессионального самосознания студентов вуза в процессе овладения профессией, недостаточная изученность возможностей интеграции профессионального самосознания с базовыми характеристиками личности, необходимость специальной работы по развитию, формированию профессионального самосознания ориентировали нас на решение проблемы, касающейся влияния тендерных особенностей личности на формирование профессионального самосознания студентов в процессе профессиональной подготовки.
Данное диссертационное исследование, используя современные научные подходы, направлено на утверждение необходимости разработки данной проблемы как в теории, так и практике высшего профессионального образования.
Проведенное нами теоретическое и экспериментальное исследование позволило достичь поставленной цели, выраженной посредством ряда задач, направленных на решение сформулированной в работе проблемы, и подтвердить выдвинутые гипотезы.
Научно-исследовательская работа позволяет заключить следующее:
1. Период студенчества связан с достижением индивидом нового социального и профессионального статуса, активным формированием базового феномена личности - интегративного самосознания, выраженного через достижение тендерной и профессиональной идентичности.
2. Формирование профессионального самосознания становится центральным образованием личности студентов и наряду с социальными, психологическими, педагогическими условиями обусловлено влиянием тендерных особенностей личности.
3. Система критериев и показателей, позволяющих дифференцировать уровни сформированности профессионального самосознания студентов на этапе профессионального образования как низкий, средний, высокий, включает: профессиональное мировоззрение, выраженное через осознание содержания и структуры будущей профессиональной деятельности как эталонов для осознания своих качеств; отношение к учебной деятельности как к средству достижения определенного уровня профессионального развития, которое определяется через установку на приобретение знаний, овладение профессией или получение диплома; актуализация себя как профессионала, выраженная посредством определения места профессии в общем жизненном контексте личности; согласованность «Я-концепции» личности, которая определяется степенью согласованности образа «Я-профессионал» с различными аспектами «Я» (физическим, социальным, тендерным и т.д.).
4. Гендерные особенности - это особенности личности, отражающие специфику того или иного полоролевого типа: маскулинного, фемининного или андрогинного. Тендерные особенности студенчества проявляются как результат интеграции тендерных особенностей личности и представлений о себе как субъекте будущей профессиональной деятельности и выражены через соотношение маскулинного, фемининного, андрогинного полоролевых типов личности среди студентов различных специальностей при доминировании андрогинного не зависимо от содержания будущей профессиональной деятельности.
5. Гендерные особенности студентов коррелируют с уровнем сформированное™ их профессионального самосознания по критериям: «профессиональное мировоззрение», «актуализация себя как профессионала», и «согласованность «Я-концепции» личности».
6. У студентов андрогинного полоролевого типа, вследствие гибкости и вариативности проявления собственных качеств, обеспечивается возможность для формирования высокого и среднего уровня профессионального самосознания гораздо чаще, чем в группе студентов, относящихся к маскулинному или фемининному полоролевым типам.
7. Учет гендерных особенностей студентов в контексте реализации таких психолого-педагогических условий формирования их профессионального самосознания, как: ориентация на развитие субъектности и индивидуальности личности студентов; моделирование ситуаций, отражающих множественность функциональных взаимодействий студентов и студенток как субъектов профессионального образования с действительностью, а также, рефлексия тендерных особенностей при использовании способов, приемов и форм профессионального образования, соответствующих поставленной цели, составляют совокупность детерминант, позволяющих осуществлять целенаправленное организованное воздействие для формирования среднего и высокого уровня профессионального самосознания.
Проведенное исследование не претендует па исчерпывающее решение проблем, связанных с изучением влияния тендерных особенностей личности на формирование профессионального самосознания студентов в процессе профессиональной подготовки. Среди направлений дальнейшей работы мы видим: изучение механизмов влияния тендера на формирование профессионального самосознания;
- реализация исследований, направленных на систематизацию и дифференциацию основных категорий гендерного подхода;
- изучение сформулированной в диссертационном исследовании проблемы в рамках других возрастных и социальных групп.
Проблема качества межличностных отношений оказывает большое влияние на любую общественную структуру. Взаимоотношения могут, как создать что-то новое, так и разрушить имеющееся.
Студенты в современных вузах социального профиля очень сенситивны к внешним воздействиям, которые определяют взаимоотношения между людьми. Современные молодые люди, строят свои отношения с другими, чаще всего ориентируясь на внешние стереотипы: материальное благополучие, возможности удачного трудоустройства, социальный престиж и т.п. В результате молодое поколение дезориентируется в приоритетах человеческих ценностей, что приводит к внутренним противоречиям, вызывая агрессивные, доминантные, подозрительные, эгоистичные формы взаимодействия с другими людьми. Такой отрицательный опыт не позволяет развивающейся личности строить позитивные отношения и удовлетворять свои потребности, связанные с другими людьми и создает препятствие не только для саморазвития, но и развития взаимоотношений во всех жизненных сферах. Возникающие конфликтные отношения не позволяют молодым людям строить свою жизнь в соответствии с ожиданиями и намерениями, и это приводит к общему разочарованию. Построение позитивных межличностных отношений обусловливает не только конструктивную адаптацию в современном обществе, но и позволяет строить свою жизнь в соответствии с потребностью самоактуализации.
Таким образом, процессу оптимизации межличностных отношений необходимо отводить в жизни каждого человека большую роль. Данный процесс требует от отдельной личности и окружающих определенную психологическую работу, которая затрагивает выбор типа поведения в конфликтных ситуациях, варианты межличностного взаимодействия, снижение конфликтных проявлений, развитие личностных качеств - терпимости, принятия других людей, децентрации, дружелюбия.
Результаты данного социально-психологического исследования доказывают, что межличностные отношения студентов в современных вузах социального профиля обусловлены определенными типами взаимодействия и личностными качествами. К данным проявлениям можно отнести такие, которые способствуют позитивным взаимоотношениям: содружество, дружелюбие, дипломатичность, самоконтроль, нормативность поведения, эмоциональная устойчивость. К негативным проявлениям относятся: авторитарность, эгоистичность, агрессивность, доминантность, подозрительность, низкий самоконтроль, импульсивность поведения.
Апробация социально-психологической архитектоники совершенствования межличностных отношений студентов в современных вузах социального профиля доказала эффективность и действенность, что служит основанием для применения в системе высшего профессионального образования.
Выбор технической или гуманитарной специальности будущего студента среднего специального учебного заведения -специфический процесс, имеющий свои особенности. Выбор студентом профессионального профиля можно назвать системным процессом, который обусловлен характеристиками внешних (требования социума, влияние близких, 11информация о профессии) и внутренних (индивидуально-психологические особенности, ценностная направленность личности, мысленно созданный образ профессии) факторов. Причины, определяющие выбор технической или гуманитарной специальности, могут не осознаваться индивидом и влиять на него наряду с осознаваемыми. Лучше всего, если человек занимается любимым делом. Поэтому, при выборе будущей профессии студентам следует учитывать то, что им интересно, свои ценности и внутренние мотивы. Хорошо, если родители будут с детства развивать способности своего ребенка, выявлять его склонности, которые могут указывать на его дальнейшее профессиональное самоопределение. Изучив личностные особенности студентов в ходе практических исследований, было выявлено, что студенты технических и гуманитарных специальностей имеют некоторые различия в представлении своего «Я», в межличностных отношениях с окружающими, личностной направленности, выраженности акцентов характера и темперамента. Таким образом, индивидуальные психологические особенности личности определяют выбор профессио По результатам своей теоретической и практической работы сформулированы следующие рекомендации:-при выборе своей профессиональной специальности будущим студентам ССУЗ следует объективно учитывать свои психологические особенности, личностные ценности и интересы. В первую очередь обращать внимание на свои внутренние мотивы и склонности к той или иной профессии. Студенты, психологические особенности которых оптимально соответствуют той или иной специальности, в дальнейшем будут лучше учиться и осваивать профессию быстрее;-родителям следует развивать способности ребенка, выявлять его склонностик определенной деятельности, указывающие на дальнейшее профессиональное самоопределение;
12-оптимальным вариантом для средних специальных учебных заведений будет являться создание психологической службы на основе научно разработанных программ психологической поддержки студента и эффективной помощи первокурсникам. Психологическая служба способна обеспечивать психологическое сопровождение учебного процесса с момента отбора абитуриентов и формирования учебных групп до оценки сформированности социально-психологических особенностей личности выпускника. Одними из главных направлений работыданной службыбудет работа по профориентации и профессиональному консультированию будущих студентов. нальной специализации.
. Клецина, И.С. Практикум по гендерной психологии / И.С. Клецина // – Спб.: Питер, 2003. — 80 с.
2. Клецина, И.С. Психология гендерных отношений: Теория и Практика / И.С. Клецина // – Спб.: Алетейя, 2004. – С. 87-121.
3. Кон, И.С. Введение в сексологию / И.С. Кон // – М.: Медицина, 1988. — 110 с.
4. Кон, И.С. Психология половых различий / И.С. Кон // Вопросы пси-хологии. 1981. №2. – С. 47-57.
5. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Голо-вин // – Минск: Харвест, 1997. - 28 с.
6. Малкина-Пых, И.Г. Гендерная терапия (Справочник практического психолога) / И.Г. Малкина-Пых // - М.: Эксмо, 2006. - 928 с.
7. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев / под ред. А.А. Бодалева. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 356 с.
8. Кулаева, Е.В. Самоопределение женщин с различными типами ген-дерной идентичности / Диссертация на соискание ученой степени [Электрон-ный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/samoopredelenie-zhenshchin-s-razlichnymi-tipami-gendernoi-identichnosti-0. - дата обращения: 10.10.2015
9. Павлова, О.В. Возрастная изменчивость значимых межличностных отношений в подростковом и юношеском возрасте и в период ранней взрос-лости / Диссертация на соискание ученой степени [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/vozrastnaya-izmenchivost-znachimykh-mezhlichnostnykh-otnoshenii-v-podrostkovom-i-yunosheskom. - да-та обращения: 08.10.2015
10. Порядина, В.А. Гендерные различия в структуре социального ин-теллекта студенческой молодежи / Диссертация на соискание ученой степени [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/gendernye-razlichiya-v-strukture-sotsialnogo-intellekta-studencheskoi-molodezhi. - дата обращения: 08.10.2015
11Дарвиш О.Б. Возрастная психология. - М.: Владос, 2003.
12Еникеев М.И. Общая и социальная психология. − М.:-2000.
13Кон И. С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). — М.: Просвещение, 2008.
14Лакосина Н. Д., Г. К. Ушаков Медицинская психология, М.: Академический Проект, 2000. - 210 с.
15Миллер С. Психология развития: методы исследования. - СПб.: 2002.
16Образ жизни детей и подростков Российской Федерации: сборник статей научно-практической конференции – М.: изд-во МГУ, 2001
17Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М.: Academia, 2006.
18Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. – Е.: Деловая книга, 2000.
19Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.; Воронеж: МОДЭК, 2000
20Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста – СПб.: , 2000
21Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб, 2002.
22Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии - 2003.- № 6.
23Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. - М., 2000
29Волков Б.С. Психология подростка. М., Академический проект, 2005.
30Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., Владос, 2001.
31Рымарев Н.Ю. Гендерные различия в проявлении субъектности у подростков. Личность и её бытие: субъектный подход. Психология субъекта и гендерные аспекты бытия личности: Матер. III Всерос. науч.-практ. конф. / Под ред. З.И. Рябикиной, В.В. Знакова. Краснодар, 2005
32Мухина В.С. Основы воспитания и развития личности подростка в условиях временных объединений. Развитие личности. 2001. № 3
33Мегрелидзе К. Социология мышления. Тбилиси, 2000 г.
34Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. - М.: Просвещение, 1967. - 360 с.
35Воробьева Л.И., Петровский В.А., Фельдштейн Д.И. Психологическая роль и место подросткового возраста в онтогенезе // Психология современного подростка. - М., 1987. - С.6-36.
36С.Бем : гендерные различия
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология : учеб. для студ. вузов. М. : Академический проект, 2005. - 701 с.
2. Абульханова К. А. О субъекте психической деятельности: Методологические проблемы психологии. -М. : Наука, 1973. 288 с.
3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М. : Наука, 1980.-336 с.
4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М. : Мысль, 1991. -299 с.
5. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов н/Д. : Феникс, 1998.-448 с.
6. Агеев В. С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. 1987. - № 2. - С. 135-140.
7. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды / сост. Н. В. Кузьмина ; под ред. А. А. Бодалева и др.. М., 1980. - т. 2. - 287 с.
8. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1969. - 339 с.
9. Андреева Г. М. Социальная психология : учебник для высших учебных заведений. М. : Аспект Пресс, 1998. - 376 с.
10. Ю.Андреева Т. В. Самореализация личности представителей творческих профессий: половые различия // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2. СПб. : СПбГУ, 1998. - С. 203-216.
11. П.Антипов Г. А. Философская рефлексия и проблема идеального // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования / ред. коллегия : Н. Г. Алексеев, Г. А. Антипов, О. А. Донских. Новосибирск : Наука, 1987.-С. 24-25.
12. Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М. : Наука, 1982. - С. 3-18.
13. Анцыферова JT. И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психол. журнал. 1992. - Т. 13, № 5. - С. 12-25.
14. М.Анастази А. Психологическое тестирование. М. : Педагогика, 1982. -Кн. 1-2.-656 с.
15. Арутюнян М. Ю. Кто Я? Проблема самоопределения юношей и девушек-подростков // Женщины и социальная политика (гендерный аспект). М., 1992.-С. 131-140.
16. Асмолов А. Г. Психология личности : учебник. М. : МГУ, 1990. - 367 с.
17. Бакланов К. В. Формирование основ самосознания социального педагога в процессе профессиональной подготовки : дис. .канд. пед. наук. М., 1998.
18. Барам Д. П. Учебные и профессиональные интересы восьмиклассников с различными особенностями познавательных процессов // Вопросы психологии. 1984. - № 2. - С. 60-66.
19. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности : Трактат по социол. знания / пер. с англ. Е. Д. Руткевич / Моск. филос. фонд. М. : Медиум, 1995.-323 с.
20. Берн Ш. Тендерная психология. СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. -320 с. - (Серия «Секреты психологии»)
21. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М. : Прогресс, 1986. -424 с.
22. Боброва Е. М. Психологические особенности профессионального самосознания студентов педвуза : автореф. дис. . канд. психол. наук. — М., 1989.
23. Бовуар С. де. Второй пол. М. : Прогресс, 1997. - 832 с.
24. Бодалев А. А. Акмеология как новая научная дисциплина // Известия АПСН № 2. М., 1997.
25. Бобров В. А. Психологическое исследование проблемы профессионализации личности // Психологические проблемыформирования личности профессионала / под ред. В. А. Боброва и др.. -М., 1991.-205 с.
26. Борисова Е. М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности / под ред. Л. И. Анцыферовой.-М. : Наука, 1981.-С. 159-197.
27. Боришевский М. И. Теоретические основы самопознания личности // Психологические особенности самосознания подростка. Киев : Вища школа, 1980. С. 24-65.
28. Божович Л. И. Избранные психологические труды : Проблемы формирования личности / под ред. Фельдштейна Д. И. М. : Междунар. пед. академия, 1995. - 212с.
29. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. 464 с.
30. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 4. - С. 23-34.
31. Брагина В. Д. Влияние представлений о выбранной профессии на профессиональное самоопределение учащейся молодежи : дис. .канд. психол. наук.-М., 1976.
32. Брагина В. Д. Представления о профессии и самооценка профессионально-важных качеств учащейся молодежи // Вопросы психологии, 1996. № 2. - С. 146-156.
33. Бунак В. В., Нестурх М. Ф., Рогинский Я. Я. Антропология : краткий курс. М., 1941.-376 с.
34. Быстрицкий Е. К. Феномен личности : мировоззрение, культура, бытие. -Киев: Наукова Думка, 1991. -200 с.
35. Вакулова И. Н. Возрастная динамика профессиональных интересов учащихся старших классов // Вопросы становления профессиональных планов учащихся. Л., 1979. — С. 17-24.
36. Васьковская С. В. Психологические условия формирования профессионального самосознания будущего учителя : автореф. дис. .канд. психол. наук.-Киев, 1987.
37. Вачков И. В. Психологические условия развития профессионального самосознания учителя : автореф. дис. . канд. психол. наук. М., 1995.
38. Вейнингер О. Пол и характер. М. : Латард, 1997. -357 с.
39. Выготский JI. С. Развитие высших психических функций. М., 1960. -370 с.
40. Выготский JI. С. Вопросы теории и истории психологии : собр. соч. в 6 т. Т. 1.-М., 1982,- 487 с.
41. Гарнцев М. А. Проблема самосознания в западноевропейской философии (от Аристотеля до Декарта). М. : МГУ, 1987. - 216 с.
42. Головей JI. А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости : автореф. дис. .д-ра психол. наук. СПб., 1996.
43. Головей JI. А. Дифференциально-психологические факторы профессионального самоопределения // Психологические проблемы самореализации личности. СПб. : СПбГУ, 1999. - Вып. 3. - С. 76-83.
44. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М. : Педагогика, 1986.-240 с.
45. Деркач А. А., Орбан J1. Э. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. М. : РАГС, 1998.-208 с.
46. Джеймс У. Психология. -М. : Педагогика, 1991. -280 с.