Введение
Раздел 1. Аналитический обзор
1.1 Тормозные системы автомобиля
1.2 Принцип работы и устройство антиблокировочной системы
1.3 Описание цикла управления пневматической тормозной системы АБС ...
1.4 Постановка задач
Раздел 2. Конструкторская часть
2.1 Электронный блок управления
2.2 Разработка алгоритма работы и функциональной схемы..
2.3 Выбор элементной базы
2.4 Расчет элементов электрической принципиальной схемы
Раздел 3. Технологическая часть
3.1 Особенности эксплуатации АБС
3.2 Разработка методики диагностики и устранения неисправностей
3.3 Технология изготовления печатных плат
Заключение
Список литературы
Непрерывный рост численности автомобильного парка, повышение динамичности выпускаемых автомобилей предъявляет все более высокие требования к их тормозным свойствам, в значительной степени определяющим безопасность движения.
Эффективность автомобильных тормозных систем в настоящее время возросла настолько, что блокирование заторможенных колес со всеми вытекающими последствиями, наблюдается не только на скользких дорогах, но и на дорогах с высоким коэффициентом сцепления. Это явление часто приводит к возникновению дорожно-транспортных происшествий (ДТП).
В России количество ДТП на скользких дорогах в среднем составляет около 18%, а на отдельных дорогах в неблагоприятные периоды года достигает 30-50%.
Европейский опыт свидетельствует: гибель одного человека в ДТП причиняет, кроме страданий, один миллион евро убытков, поэтому все мероприятия, которые будут предотвращать смертельность в ДТП и стоить до миллиона евро - рациональны.
Все изложенное настоятельно требует применения на автомобилях устройств, способных не допускать блокирования колес при торможении в любых нагрузочных, скоростных и сцепных условиях.
Задача создания таких автоматических антиблокировочных систем (АБС), обеспечивающих высокоэффективное безблокировочное торможение колес, является одним из основных направлений совершенствования тормозных систем автомобилей.
АБС в настоящее время активно внедряются ведущими зарубежными фирмами (Bosch, WABCO, Knorr-Brfirnse и др.). Они производят и снабжают антиблокировочной системой тормозов крупнейшие заводы «тяжелого» автопрома - КамАЗ, НефАЗ, ПАЗ, ЛиАЗ, «Урал».
Созданные за рубежом АБС достигнули требуемого технического уровня, позволяющего им получить широкое распространение, но, не имея на рынке сбыта конкурентов, производители АБС могут диктовать свои условия в ценовой политике. Это приводит к высоким ценам на системы, что ограничивает использование таких систем на российских автомобильных заводах.
Таким образом, возникает необходимость в создании простого, надежного и не дорогого устройства управления антиблокировочной тормозной системы. В чем, собственно, и заключается актуальность и цель данной выпускной квалификационной работы.
В результате дипломного проектирования разработано микропроцессорное устройство антиблокировочной системы тормозов. Данная система по сравнению с другими видами системы АБС позволяет на порядок повысить безопасность вождения автомобилем и повысить качество её управления. Под контролем АБС находятся все 4 колеса автомобиля, а, следовательно, лучше управляемость автомобилем и меньше аварийных ситуаций на дорогах.
В процессе проектирования устройства были разработаны структурная и принципиальная схемы АБС, произведен расчет основных элементов электрической схемы.
Все задачи, поставленные перед выполнением выпускной квалификационной работы, решены в полном объеме.
1. Гуревич Л.В. Существующие схемы применения автомобильных антиблокировочных систем. // Автотранспортное электрооборудование: Сб. Вып. 4 - М.: НИИавтопром, 2010. С. 5-9.
2. Мельников А.А. Управление техническими объектами автомобилей и тракторов. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 376 с.
3. Данов Б.А., Титов Е.И. Электронное оборудование иностранных автомобилей: Системы управления трансмиссией, подвеской и тормозной системой. - М.: Транспорт, 2010. - 78 с: ил.
4. Перельман Б.Л., Шевелев В.И. Отечественные микросхемы и
зарубежные аналоги. Справочник. - "НТЦ Микротех", 2010. - 376 с.
5. А.Б. Гитцевич, А.А. Зайцев. Полупроводниковые приборы.
Справочник. 2-е изд. - М., КУбК-а, 2012.
6. Соснин Д.А. Автотроника. Электрооборудование и системы бортовой автоматики современных легковых автомобилей: Учебное пособие, М.: СОЛОН-Р,2013. - 272с.
7. Набоких В.А., Системы электроники и автоматики автомобилей. - М., Горячая линия - Телеком, 2015.
8. Фесенко М.Н., Теория, конструкция и расчет автотракторного электрооборудования. - М., Машиностроение, 2012, 344с.
9. Набоких В.А., Испытания электрооборудования автомобилей
тракторов. Учеб. для ВУЗов. - М., Академия, 2013, 256с.
10. Горячева Г.А., Добромыслов Е.Р. Конденсаторы: Справочник. - М.: Радио и связь, 2016. - 88 с., ил.
11. Ютт В.Е. Электрооборудование автомобилей.- М.: Транспорт, 2011. 287 , ил.
12. Галимов Н.С., Ильин В.И., Саримов Л.Р. Элементы информационно- измерительных систем электрооборудования транспортно -технологических машин: Учебное пособие. - Набережные Челны: Издательско-полиграфический центр НЧИ К(П)ФУ, 2017. - 295 с: ил.
13. Смирнов Ю.А., Муханов А.В. Электронные и микропроцессорные системы управления автомобилей. - М.: Лань, 2012. - 620 с: ил.
14. http://www.madipro.ru/docs/ABS%.html - Методы диагностики АБС.
15. http://www.maxikamavto.ru/kamaz-abs/html - Антиблокировочная система тормозов автомобилей КамАЗ.
16. https://kamaz.ru - Официальный сайт ПАО «КАМАЗ».
17. https://www.remkam.ru/kamze81-16/ - Ремонт автомобилей КамАЗ.
18. http:// sinref.ru/avtomobili/PAZ/002_paz_320402_i_320412_rukovodstvo_po_ekspluatac_2011/093.htm - Проведение диагностики.
19. http://www.1gai.ru/baza-znaniy/vajno-znat/517938.html - Описание пневматических тормозных систем.
20. http://automanyak.com/remont-i-zapchasti/tormoznaya-sistema-kamaz-obzor-neispravnosti.html - Тормозная система автомобилей КамАЗ.