ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ЦЕЛЬ ИДЕАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА…………..………………5
ГЛАВА 2. СОСЛОВНОЕ ДЕЛЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ПОСТРОЕНИИ ИДЕАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА……………………………………………...10
ГЛАВА 3. ПУТЬ ПОСТРОЕНИЯ ИДЕАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА……….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...24
АННОТАЦИЯ…………………………………………………………………...26
Тема данного реферата была выбрана в связи с тем, что, несмотря на древние годы написания произведения «Государство», идеи Платона, содержащиеся в нем, до сих пор представляют собой интерес в области философии, политики. Ряд ученых противопоставляет свои идеи модели идеального государства Платона, другие с помощью «Государства» объясняют необходимость установления «удобного» ему политического режима, а некоторые воспринимают идеи «Государства» как руководство к действию.
В настоящее время мировое сообщество переживает кризисный период, характеризующийся не только экономическим упадком, но и серьезными политическими проблемами в различных регионах. Для преодоления кризисной ситуации ученые и специалисты пытаются найти различные пути и решения, как в экономической сфере, так и в правовой. Многие «берут за основу своих методик и доктрин труды корифеев правовой и политической науки, изданные еще в древние времена, включая «Государство» Платона» [7].
На сегодняшний день продолжаются дискуссии о построении демократического государства, гражданского общества. Конституция Республики Беларусь устанавливает факт того, что наше государство является правовым и демократическим. Однако наша демократия находится в процессе своего развития, она довольно молода по сравнению со странами Запада, поэтому все еще может выбрать свой индивидуальный, непохожий на другие страны, наиболее эффективный путь развития. Изучение форм правления, начиная с Древних веков, будет иметь положительный результат для любого современного государства.
Тысячелетиями люди стремились создать идеальное государство или, по крайней мере, максимально приблизиться к нему. В связи с этим мнение выдающегося философа Древней Греции возымело в этом процессе не последнюю роль. Возможность построения идеального государства Платона в контексте современности, роль идей Платона в становлении принципов тоталитаризма или демократии являются предметом альтернативных исследований современных философов. Главная цель, достижение которой мы поставили при написании данной работы, – это сравнительный анализ возможностей и путей построения идеального государства Платона через призму взглядов современных философов.
При подготовке реферата были использованы тексты современных публикаций: Алленовой И.В., Бугай Д.В., Ляшенко П.В., Сафонова В.Н., среди которых имеются авторефераты диссертационных исследований Глухова А.А., Михаленко Ю.П., сочинения самого Платона о государстве, а также работы ведущих «обозревателей» политических идей Платона – Рассела Б., Поппера К. и др.
В прошлом столетии, «когда страны нынешнего Содружества независимых государств только встали на путь социализма, идеи Платона о приоритете общей собственности были более актуальны» [7]. С переходом к рыночной экономике исследователи всё реже стали упоминать творения этого великого мыслителя в своих трудах. Однако спустя десятки лет часть постсоветского общества усомнилась в правильности нового пути, выбранного бывшими союзными государствами. «Произвол властей, повышение уровня преступности, появление узкой прослойки сверхбогатых и огромного числа граждан, оставшихся за чертой бедности – всё это не могло не оставить глубокого отпечатка на правосознании граждан» [7]. На сегодняшний день увеличилось число людей, ностальгирующих по советским временам, временам общей собственности. Именно поэтому сегодня учения Платона приобретают все большую актуальность, а в его идеи об идеальном государстве вкладывается новый смысл.
Платон был первооткрывателем в сфере философского освещения об-ширного комплекса политико-правовых вопросов, и разработка многих из них отмечена печатью его творческого гения. «Многие положения о государстве и праве, высказанные Платоном в его учении, остаются актуальными и современными до наших дней» [2, с.5].
Разрабатывая модель «идеального» государства, Платон, по мнению Михаленко Ю.П., стремился обосновать правомерность правления «интеллектуальной аристократии», осуществляющей неограниченный контроль над всеми сторонами жизни общества. «Интеллигенция на Западе, даже самая демократическая и либеральная, длительное время не придавала серьёзного значения тоталитарной тенденции в философии Платона. Отношение к Платону стало меняться, начиная с 30-х годов 20-го века, в связи с победой фашизма в Италии, Германии, Испании и диктатуры пролетариата в СССР. В это время многие представители западной либеральной интеллигенции были неприятно поражены сходством между «идеальным» государством Платона и режимами, открыто провозгласившими свою враждебность буржуазной демократии. Увидев в философии Платона первоисточник тоталитарной идеологии, теоретики либерализма подвергли эту философию развёрнутой и яростной критике» [9, с.10]. В непримиримой радикальной критике платонизма ведущую роль сыграла книга Поппера К. «Открытое общество и его враги», а затем работы Рассела Б.
Но и прежнее почтительное отношение к Платону не сдавало без боя свои позиции. Оппоненты радикальных критиков, «сами либералы и демократы, в большинстве своём признавали наличие в философии Платона тоталитарной тенденции, но всё же считали неправомерным преувеличивать её значение и некритически сближать социально-политическую модель Платона и позиции современных тоталитаристов, забывая о всём позитивном, что внёс Платон в культуру Запада. Третья группа авторов, участвовавших в этой полемике, откровенно пытались использовать авторитет Платона для оправдания тоталитарных режимов. Эта полемика стала важным идеологическим аспектом общей борьбы между либерализмом и тоталитаризмом в самые драматические десятилетия нашего времени» [9, с.10]. Уроки этой борьбы сегодня представляют для нас несомненный актуальный практический и теоретический интерес.
Государство Платона, в противоположность современным утопиям, было задумано для того, чтобы осуществить его на практике. И это не так фантастично и невозможно, как могло бы нам показаться. «Многие из его предположений, включая те, которые можно считать совершенно неосуществимыми на практике, были фактически реализованы в Спарте» [14, с.93].
На сегодняшний день многие из перечисленных признаков идеального государства по Платону «просматриваются в политических режимах ряда государств, в частности, стран Латинской Америки, Африки, а некоторые положения, например, о неотвратимости наказания - лежат в основе уголовных кодексов практически всех современных государств» [7].
Ответ на вопрос, чего достигнет государство Платона, по мнению Рассела Б., будет следующий: «оно достигнет успеха в войнах против государств с приблизительно равным количеством населения и обеспечит средства к жизни некоторому небольшому числу людей. В силу своей косности оно почти не создаст ни искусства, ни науки. В этом отношении оно будет подобно Спарте. Несмотря на все прекрасные слова, все, чего оно достигнет, – это умение воевать и достаточное количество еды. Платон пережил голод и военное поражение в Афинах; вероятно, он подсознательно считал, что самое лучшее, что может достичь искусство управления государством, – это избежать этих зол. Всякая утопия, если она серьезно задумана, должна воплощать в себе, очевидно, идеалы своего творца» [14, с.91]. А главное, что можно утверждать про идеалы, это то, что они желательны для тех, кто в них верит.
1.Алленова, И.В. Образ идеального правителя у Платона / И.В.Алленова. Жебелевские чтения. – Тезисы докладов научной конференции 29–31 октября 2001 года. – СПб., 2001. – c. 31–34.
2.Асмус, В.Ф. Платон. / В.Ф.Асмус — М.: Мысль, 1975. — 220 с.
3.Бугай, Д.В. Единство платоновского «Государства»/Д.В.Бугай. Философск. фак-т МГУ им. М.В. Ломоносова. — М.: Издатель Воробьев А.В., 2016. — 452 с.
4.Васильева, П.В. Путь к Платону. Любовь к мудрости или мудрость любви / П.В.Васильева. – М.: «Логос»; «Прогресс – традиция», 1999. – 208 с.
5.Глухов, А.А. Политическая логика Платона. Интерпретация «Государства» / А.А. Глухов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Институт философии РАН. – Москва, 2012. – 26 с.
6.История политических и правовых учений: учебник для вузов / под. ред. О.Э.Лейста. – М.: Издательство «Зерцало», 2006. – 568 с.
7. Латифова, Ф.Т. Учение Платона об идеальном государстве и его актуальность в настоящее время / Ф.Т. Латифова. - СКФ РПА МЮ РФ. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/2_ANR_2010/Pravo/1_54162.doc.htm. Дата доступа: 26.01.2019.
8.Ляшенко, П.В. Политические взгляды Платона в контексте современного эстетического прочтения / П.В.Ляшенко. // Вестник Оренбургск. гос. ун-та. – 2014. – №7 (168). – с. 196–199.
9.Михаленко, Ю.П. Платон и современная антитеза либерализма и тоталитаризма / Ю.П. Михаленко. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. – М.: Типография МПГУ, 2000. – 36 с.
10.Мухаев, Р. Т. История политических и правовых учений: учебник для вузов / Р.Т.Мухаев. – М.: Приор-издат: Концепт, 2004. – 604 с.
11.Нерсесянц, В.С. Платон / В.С. Нерсесянц. – М.: Юридическая литература, 1984. – 98 с.
12.Платон. Государство / Платон // соч. в 3 Т. – М.: 1971. – Т. 3 – 417 с.
13.Поппер, К. Открытое общество и его враги / К. Поппер. – М., Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — Режим доступа: https://gtmarket.ru/laboratory/basis/3912/3924. – Дата доступа: 20.12.2018.
14.Рассел, Б. История западной философии / Б.Рассел. – АСТ, 2016. – 1024 с.
15.Сафонов, В.Н. Политические идеи Платона и Аристотеля в контексте современности / В.Н.Сафонов. – Ульяновск: УлГТУ, 2012. – 230 с.
16.Сочинения Платона / Под ред. Карпова. — С-Пб., 1863, издание 2-е. — 485 с.