Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«ГОСУДАРСТВО» ПЛАТОНА: СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД

Работа №48147

Тип работы

Рефераты

Предмет

философия

Объем работы26
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
317
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ЦЕЛЬ ИДЕАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА…………..………………5
ГЛАВА 2. СОСЛОВНОЕ ДЕЛЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ПОСТРОЕНИИ ИДЕАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА……………………………………………...10
ГЛАВА 3. ПУТЬ ПОСТРОЕНИЯ ИДЕАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА……….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...24
АННОТАЦИЯ…………………………………………………………………...26


Тема данного реферата была выбрана в связи с тем, что, несмотря на древние годы написания произведения «Государство», идеи Платона, содержащиеся в нем, до сих пор представляют собой интерес в области философии, политики. Ряд ученых противопоставляет свои идеи модели идеального государства Платона, другие с помощью «Государства» объясняют необходимость установления «удобного» ему политического режима, а некоторые воспринимают идеи «Государства» как руководство к действию.
В настоящее время мировое сообщество переживает кризисный период, характеризующийся не только экономическим упадком, но и серьезными политическими проблемами в различных регионах. Для преодоления кризисной ситуации ученые и специалисты пытаются найти различные пути и решения, как в экономической сфере, так и в правовой. Многие «берут за основу своих методик и доктрин труды корифеев правовой и политической науки, изданные еще в древние времена, включая «Государство» Платона» [7].
На сегодняшний день продолжаются дискуссии о построении демократического государства, гражданского общества. Конституция Республики Беларусь устанавливает факт того, что наше государство является правовым и демократическим. Однако наша демократия находится в процессе своего развития, она довольно молода по сравнению со странами Запада, поэтому все еще может выбрать свой индивидуальный, непохожий на другие страны, наиболее эффективный путь развития. Изучение форм правления, начиная с Древних веков, будет иметь положительный результат для любого современного государства.
Тысячелетиями люди стремились создать идеальное государство или, по крайней мере, максимально приблизиться к нему. В связи с этим мнение выдающегося философа Древней Греции возымело в этом процессе не последнюю роль. Возможность построения идеального государства Платона в контексте современности, роль идей Платона в становлении принципов тоталитаризма или демократии являются предметом альтернативных исследований современных философов. Главная цель, достижение которой мы поставили при написании данной работы, – это сравнительный анализ возможностей и путей построения идеального государства Платона через призму взглядов современных философов.
При подготовке реферата были использованы тексты современных публикаций: Алленовой И.В., Бугай Д.В., Ляшенко П.В., Сафонова В.Н., среди которых имеются авторефераты диссертационных исследований Глухова А.А., Михаленко Ю.П., сочинения самого Платона о государстве, а также работы ведущих «обозревателей» политических идей Платона – Рассела Б., Поппера К. и др.
В прошлом столетии, «когда страны нынешнего Содружества независимых государств только встали на путь социализма, идеи Платона о приоритете общей собственности были более актуальны» [7]. С переходом к рыночной экономике исследователи всё реже стали упоминать творения этого великого мыслителя в своих трудах. Однако спустя десятки лет часть постсоветского общества усомнилась в правильности нового пути, выбранного бывшими союзными государствами. «Произвол властей, повышение уровня преступности, появление узкой прослойки сверхбогатых и огромного числа граждан, оставшихся за чертой бедности – всё это не могло не оставить глубокого отпечатка на правосознании граждан» [7]. На сегодняшний день увеличилось число людей, ностальгирующих по советским временам, временам общей собственности. Именно поэтому сегодня учения Платона приобретают все большую актуальность, а в его идеи об идеальном государстве вкладывается новый смысл.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Платон был первооткрывателем в сфере философского освещения об-ширного комплекса политико-правовых вопросов, и разработка многих из них отмечена печатью его творческого гения. «Многие положения о государстве и праве, высказанные Платоном в его учении, остаются актуальными и современными до наших дней» [2, с.5].
Разрабатывая модель «идеального» государства, Платон, по мнению Михаленко Ю.П., стремился обосновать правомерность правления «интеллектуальной аристократии», осуществляющей неограниченный контроль над всеми сторонами жизни общества. «Интеллигенция на Западе, даже самая демократическая и либеральная, длительное время не придавала серьёзного значения тоталитарной тенденции в философии Платона. Отношение к Платону стало меняться, начиная с 30-х годов 20-го века, в связи с победой фашизма в Италии, Германии, Испании и диктатуры пролетариата в СССР. В это время многие представители западной либеральной интеллигенции были неприятно поражены сходством между «идеальным» государством Платона и режимами, открыто провозгласившими свою враждебность буржуазной демократии. Увидев в философии Платона первоисточник тоталитарной идеологии, теоретики либерализма подвергли эту философию развёрнутой и яростной критике» [9, с.10]. В непримиримой радикальной критике платонизма ведущую роль сыграла книга Поппера К. «Открытое общество и его враги», а затем работы Рассела Б.
Но и прежнее почтительное отношение к Платону не сдавало без боя свои позиции. Оппоненты радикальных критиков, «сами либералы и демократы, в большинстве своём признавали наличие в философии Платона тоталитарной тенденции, но всё же считали неправомерным преувеличивать её значение и некритически сближать социально-политическую модель Платона и позиции современных тоталитаристов, забывая о всём позитивном, что внёс Платон в культуру Запада. Третья группа авторов, участвовавших в этой полемике, откровенно пытались использовать авторитет Платона для оправдания тоталитарных режимов. Эта полемика стала важным идеологическим аспектом общей борьбы между либерализмом и тоталитаризмом в самые драматические десятилетия нашего времени» [9, с.10]. Уроки этой борьбы сегодня представляют для нас несомненный актуальный практический и теоретический интерес.
Государство Платона, в противоположность современным утопиям, было задумано для того, чтобы осуществить его на практике. И это не так фантастично и невозможно, как могло бы нам показаться. «Многие из его предположений, включая те, которые можно считать совершенно неосуществимыми на практике, были фактически реализованы в Спарте» [14, с.93].
На сегодняшний день многие из перечисленных признаков идеального государства по Платону «просматриваются в политических режимах ряда государств, в частности, стран Латинской Америки, Африки, а некоторые положения, например, о неотвратимости наказания - лежат в основе уголовных кодексов практически всех современных государств» [7].
Ответ на вопрос, чего достигнет государство Платона, по мнению Рассела Б., будет следующий: «оно достигнет успеха в войнах против государств с приблизительно равным количеством населения и обеспечит средства к жизни некоторому небольшому числу людей. В силу своей косности оно почти не создаст ни искусства, ни науки. В этом отношении оно будет подобно Спарте. Несмотря на все прекрасные слова, все, чего оно достигнет, – это умение воевать и достаточное количество еды. Платон пережил голод и военное поражение в Афинах; вероятно, он подсознательно считал, что самое лучшее, что может достичь искусство управления государством, – это избежать этих зол. Всякая утопия, если она серьезно задумана, должна воплощать в себе, очевидно, идеалы своего творца» [14, с.91]. А главное, что можно утверждать про идеалы, это то, что они желательны для тех, кто в них верит.



1.Алленова, И.В. Образ идеального правителя у Платона / И.В.Алленова. Жебелевские чтения. – Тезисы докладов научной конференции 29–31 октября 2001 года. – СПб., 2001. – c. 31–34.
2.Асмус, В.Ф. Платон. / В.Ф.Асмус — М.: Мысль, 1975. — 220 с.
3.Бугай, Д.В. Единство платоновского «Государства»/Д.В.Бугай. Философск. фак-т МГУ им. М.В. Ломоносова. — М.: Издатель Воробьев А.В., 2016. — 452 с.
4.Васильева, П.В. Путь к Платону. Любовь к мудрости или мудрость любви / П.В.Васильева. – М.: «Логос»; «Прогресс – традиция», 1999. – 208 с.
5.Глухов, А.А. Политическая логика Платона. Интерпретация «Государства» / А.А. Глухов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Институт философии РАН. – Москва, 2012. – 26 с.
6.История политических и правовых учений: учебник для вузов / под. ред. О.Э.Лейста. – М.: Издательство «Зерцало», 2006. – 568 с.
7. Латифова, Ф.Т. Учение Платона об идеальном государстве и его актуальность в настоящее время / Ф.Т. Латифова. - СКФ РПА МЮ РФ. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/2_ANR_2010/Pravo/1_54162.doc.htm. Дата доступа: 26.01.2019.
8.Ляшенко, П.В. Политические взгляды Платона в контексте современного эстетического прочтения / П.В.Ляшенко. // Вестник Оренбургск. гос. ун-та. – 2014. – №7 (168). – с. 196–199.
9.Михаленко, Ю.П. Платон и современная антитеза либерализма и тоталитаризма / Ю.П. Михаленко. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. – М.: Типография МПГУ, 2000. – 36 с.
10.Мухаев, Р. Т. История политических и правовых учений: учебник для вузов / Р.Т.Мухаев. – М.: Приор-издат: Концепт, 2004. – 604 с.
11.Нерсесянц, В.С. Платон / В.С. Нерсесянц. – М.: Юридическая литература, 1984. – 98 с.
12.Платон. Государство / Платон // соч. в 3 Т. – М.: 1971. – Т. 3 – 417 с.
13.Поппер, К. Открытое общество и его враги / К. Поппер. – М., Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — Режим доступа: https://gtmarket.ru/laboratory/basis/3912/3924. – Дата доступа: 20.12.2018.
14.Рассел, Б. История западной философии / Б.Рассел. – АСТ, 2016. – 1024 с.
15.Сафонов, В.Н. Политические идеи Платона и Аристотеля в контексте современности / В.Н.Сафонов. – Ульяновск: УлГТУ, 2012. – 230 с.
16.Сочинения Платона / Под ред. Карпова. — С-Пб., 1863, издание 2-е. — 485 с.





Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ