Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБОГАЩЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Работа №48080

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2018
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
427
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ 6
1.1. Изучения лексики в трудах зарубежных и отечественных
методистов 6
1.2. Принципы отбора лексического материала 16
1.3. Способы и приемы обогащения лексики
Выводы по первой главе 31
II. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ СПОСОБОВ
ОБОГАЩЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ 32
2.1 Анализ УМК на предмет представленности упражнений для
введения и закрепления лексического материала 32
2.2 Организация и проведение уроков по обогащению лексики на
средней ступени обучении 35
Вывод по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
Список использованной литературы 47
Приложение 1 52
Приложение 2 53
Приложение 3 54
Приложение 4


Данное исследование посвящено важной проблеме изучения и обогащения лексики на среднем этапе обучения на уроках английского языка в средней школе. На протяжение всего 20 века психология, дидактика, лингвистика и методика решали определенный ряд проблем, связанных между собою. В ряд данных проблем входит овладение и владение языком. Во главу важных проблем для вузовской и школьной методики была установлена проблема усвоение лексики. Особенности усвоения лексики в настоящее время недостаточно выявлены. Существуют лексические единицы, которые усваиваются относительно быстро, для усвоения иных требуются специальные упражнения. Главная задача учителя на уроках английского языка состоит в том, чтобы ученики овладели активным лексическим минимумам, который крайне необходим для свободного владения языком.
В современном мире глобализации крайне необходимо, чтобы люди владели иностранным языком.
Актуальность данного исследования заключается в том, что лексический навык (лексика) является неотъемлемой и важной составляющей всех видов речевой деятельности, формирование, совершенствование и развитие которой и является главной целью обучения иностранному языку.
Проблема данного исследования заключается в противоречии между несоответствием большого объема лексики к небольшому выбором упражнений, которые не позволяет ту или иную тему. Это обуславливается недостаточной теоретической разработкой методики обучения и обогащения активного запаса с учетом тематического и лексического подхода в обучение иностранному языку; отсутствие в учебно-методических пособиях специализированных заданий по расширению активного словаря с учетом семантических полей, системного подхода к проработки упражнений и заданий, игр, сценариев.
Объектом данного исследования является процесс формирования и обогащения лексического запаса на средней ступени обучения на уроках иностранного (английского) языка.
Предметом исследования является методы и способы обогащение лексики на среднем этапе обучения на уроках английского языка,
Основной целью исследования является выявление методов и способов, способствующих обогащению лексического запаса учеников на среднем этапе обучения. Хороший лексический запас является важнейшим компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма. Владея лексикой, ученик сможет свободно воспользоваться всеми четырьмя видами речевой деятельности.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить методическую сторону проблемы изучения и обогащения лексики.
2. Отобрать необходимый материал по данной теме.
3. На основе этого разработать комплекс упражнений по обогащению лексического запаса учеников средней ступени обучения.
4. Проанализировать как представленные упражнения помогли в достижение цели.
5. Сделать определенные выводы для дальнейшей работы в области обогащения словарного запаса у учеников.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы на практических занятиях по лексикологии, а также в качестве рекомендации для учителей иностранного языка.
В работе используются следующие методы исследования: теоретические, которые включают в себя сравнение, реферирование, беседа, анализ и практические, такие как беседа, игра и наблюдение.
В ходе чего, мы опирались на теоретический кладезь научных знаний, полученных видными учеными, изучавших данную область. Теоретической базой выпускной квалификационной работы стали положения, разрабатываемые следующими лингвистами: Николаева Н.В, Ч.Фриза, Скалкина В.Л., Вареткиной Н.В., Пассова Е.И, Щербы, Бимма Л.И., Щепиловой А.В, Роговой Г.В., Соловьевой Е.Н., Апресян Ю.Д. Их работы указали на ряд важных теоретических положений, способствующих, созданию разных методик, для активного и пассивного овладения лексикой языка
Структура исследования. Дипломная работа включает в себя введение, 2 основные главы, в которых решаются поставленные исследовательские задачи, заключение и список литературы и приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В отечественной и зарубежной методической литературе одной из основных проблем в настоящее время является работа над лексическим запасом. Недостаток слов для выражения своих мыслей и понимания материала, вызывает психологический барьер в коммуникативном смысле. Таким образом, одной из основных задач на уроке является развитие и обогащение словарного запаса учащихся.
В данной работе была рассмотрена проблема введения, закрепления и обогащения лексики на уроках английского языка. В рамках данной проблемы были рассмотрены следующие вопросы: трудности при овладении лексическими навыками; принципы отбора содержания обучения лексики; этапы работы на лексическим материалом; способы подачи и разъяснения нового материала, введение и закрепление на уроках.
Проведенное исследование по выше упомянутым работам, позволило сделать следующие выводы:
Приступая к работе над новой лексикой, следует помнить, что любая подача нового лексического материала должна проходить по этапам. На первом этапе лексический материал вводится в словарный запас учеников, объясняется учителем. Представление лексики - это трудоемкий процесс, который обычно состоит из нескольких частей: работой над формой, содержанием, правильностью употребления, значением, создание четких звуковых образов для сохранение данного лексического материала в долговременной памяти учеников.
Большое место, при работе с лексикой, имеют принципы и способы отбора материала. Отбор лексического материала крайне важен. От того как правильно учитель выберет материал, зависит общая сформированность словарных знаний, у учеников по отдельным темам.
Кроме того, важным компонентов, при обучение лексики, становится правильное раскрытие понятие - семантизация. Для этого педагог должен учесть несколько фактов: к пассивному или активному словарю относится слово, тема урока и уровень знания учеников.
Способы семантизации бывают переводные и беспереводные. На данный момент активно используются беспереводные способы. Это вызвано повышением заинтересованности и развития активновссти, среди учеников на уроках иностранного языка. Мы выяснили, что на среднем уровне обучения лучше всего использовать наглядные способы для раскрытия смысла лексического материала, к таковым относятся: изображения, жесты, мимика. Далее следует переходить на вербальный способ передачи информации: использование определений, примеры, антонимы и синонимы. Такие способы позволяют объяснение более абстрактных понятий и развитие языковых способностей у учеников.
Хочется отметить, что такая форма работы как игровая, при процессе закрепления лексического материала, является весьма эффективной, так как ученики, во время игры проявляют большой интерес, так лексика запоминается легче.
При овладении лексикой важно, чтобы у учащихся сформировались соответствующие понятия, для чего необходимо в каждом случае использовать не один объект, а несколько, которые бы отражали различные проявления формируемого понятия.
В методической части работы мы использовали такие методы работы на уроке как фронтальный опрос, индивидуальный и комбинированный.
При выборе средства, при помощи которого будет вводится материал, следует учитывать характер лексической единицы , ее содержание, этап на, котором находятся ученики, уровень владения английским языком.
Такой способ подачи материала как наглядность применяется в младших и средних классах до 8, так как на продвинутом этапе обучения теряет свою актуальность. Но с другой стороны, может применяется при оьяснение абстрактных понятий, сложных слов. Догадка по ситуации, в которой вводится новая лексическая единица, и догадка по контексту, в котором она употребляется, представляют собой различные варианты одного и того же способа семантизации.
В процессе работы, мы пришли к выводам, что благоприятнее всего на процесс обогащения лексики, влияет неоднократное повторение и закрепление. Лексика вводится поэтапно, к примеру, в нашей работе новый лексический материал вводился на протяжении трех занятий, что помогло закрепить его в памяти учеников, на продолжительное время.
В ходе работы, нами были рассмотрены лексические правила, переводной и беспереводной метод изучения лексики.
Возможность частой смены деятельности, синтеза методов делает урок иностранного языка необычным и увлекательным, и в целом значительно облегчает процесс обучения. Упражнения и задания, приведенные нами в исследовании, предназначены для формирования навыков по всем четырем компетенциям (чтение, аудирование, говорение, письмо) и составлены в соответствии современным образовательным стандартам.
Необходимо заметить, что формирование навыков на уроке обогащения лексики возможно по всем четырем компетенциям. Так навыки аудирования приобретаются во время просмотра или прослушивания какого-либо задания, диалога, монолога, экранизации произведения с английскими субтитрами, чтения отдельных лексических единиц. Навыки говорения формируются у школьников во время их устных ответов на вопросы учителя, а также во время обсуждения прочитанного. Для развития навыков письма предлагается создание отчета (report) или эссе (essay). Поиск ответов на вопросы в конце текста и поиск элементов семантической группы.
Перспективы данной работы заключаются в том, что проведенное исследование можно вести и в дальнейшем, выявляя новые способы обогащения лексического запаса.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования ее результатов на уроках иностранного языка в школе.



1. Андреева Е. С. Опыт логико-лингвистического синтеза [Текст] / Е. С. Андреева. — М.: МАКС-Пресс, 2000. - 95 с.
2. Апресян Ю.Д. Исследования по семантике и лексикографии. Т. I: Парадигматика. - М.: Языки славянских культур, 2009.- 38 с.
3. Барышников Н.В. Теоретические основы обучения чтению аутентичных текстов при несовершенном владении иностранным языком. Пятигорск, 1999 - 530 с.
4. Белова Л.В., Рахманкулова Л.К. Некоторые приемы работы с картинками на уроках английского языка/ Белова Л.В., Рахманкулова Л.К . — М.: Просвещение, 2006. - 67 с.
5. Бимм И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. - М.: Русский язык, 1977. — C 30-58
6. Виноградов В.В. Избранные труды: лексикология и
лексикография./ В.В. Виноградов, - М.: Наука, 1977. — 312 с.
7. Вишнякова О. Д. Язык и концептуальное пространство. М., 2002. - 377с.
8. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. — М.: АРКТИ, 2003- 192 с.
9. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. Пособие для студентов лингв. Ун-тов и фак. Ин. Яз. высш.пед. учеб. заведений. —М.: Издательский центр "Академия", 2005.- 45 с.
10. Гриднева Т.Г. Язык и культура // Лингвострановедение в преподавании языков. - Томск. 1999. - 62 - 64 с.
11. Денисова Л.Г. Лексика в курсе интенсивного обучения иностранному языку в средней школе. - М.: Просвещение, 2009.-105с.
12. Залевская А.А. Введение в психолингвистику - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1999. — 32 с.
13. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступени обучения // Иностранные языки в школе,1996 - 27 с.
14. Каратова Н. Приемы семантизации английской лексики //
Учитель. - 2005.- №5.- С. 63-66.
15. Кащук С.М. Лингвострановедческий подход при обучении французскому языку в младших классах // ИЯШ. - 1997. - № 2. - 51 с.
16. Колкова М.К Современная методика соизучения иностранных языков и культур. - М.: Просвещение, 2011.- 45 с.
17. Кувшинов В.И. О работе с лексикой на уроках иностранного языка. - М.: Просвещение, 2008. - 49 с.
18. Леонтьев А.А. "Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии". - Москва - Воронеж, 2008 - 309 с.
19. Любченко А.С. Нестандартные уроки английского языка в школе.
- Ростов Н/Д.: Феникс, 2007. - 301с.
20. Ляховицкий, М. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Ш. Ляховицкий, А. Миролюбов. - М.: Высшая школа, 1982.
- 165 с.
21. Миньяр-Белоручев Р.К. Лингвострановедение или иностранная культура. // ИЯШ,1993. - № 6. - 54с.
22. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения иностранным языкам или лингводидактика. // ИЯШ. - 1996. №1. - 36с.
23. Никитенко З. М.; Осиянова О. М. К проблеме выделения культурного компонента в содержании обучения английскому языку в школе. //ИЯШ, 1993. - №3. - 30 - 35 с.
24. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - 2- e изд., дораб. - М.: Просвещение, 1988, - 79 с.
25. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка. // ИЯШ. 2007, . С. 14 - 19.
26. Пригоцкая И.Г. Стихи и рифмовки на уроках английского языка в V- VII классах. // ИЯШ, 1998, №2,- 37-40 с.
27. Пузанкова Е.Н. Языковое развитие учащихся / Е.Н. Пузанкова // Русский язык в школе. - 1992. - 67c.
28. Рогова Г.В., Рабинович И.С. Методика преподавания иностранному языку», 1998.- 40 с.
29. Рогова, Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г. В. Рогов.- М.: Просвещение, 1991. - 56 с.
30. Ростовцева В.М. Использование ситуаций при презентации лексики // ИЯШ 4/90, С. 35-39.
31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2003. — 435 с.
32. Скалкин В.Л., Варежкина Н.В. К вопросу функциональной единицы лексико-фразеологического минимума // ИЯШ. - 1991. - № 5.- С. 10
33. Сластенин, В.А. и др. Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
34. Соловова Е.Н. Пособие для студентов пед. вузов и учителей// Е.Н. Соловова. - М., Просвещение, 2002. - 239 с.
35. Соловьева Е.Н Методика обучения иностранным языкам. - М.: Просвещение, 2008.- 78 с.
36. Страхов И.В. Воспитание внимания у школьников. - М.: Валдос, 2009.- 57 с.
37. Тарасов Е.Ф. К построению теории речевого общения // Теоретические проблемы речевого общения. - М., 1977. - 225 с.
38. Фриз Ч. Методика обучения иностранным языкам за рубежом. — М.: Прогресс, 1967. — 33-51с.
39. Халеева И.И. О гендерных подходах к теории обучения языкам и культурам // Известия Российской академии образования. - 2000. №1. - 50 с.
40. Шамов А.Н. Методика преподавания иностранных языков: общий курс [учеб. пособие] / отв. ред. А.Н. Шамов. — М.: АСТ: АСТ- Москва: Восток — Запад, 2008.- 48с.
41. Шахмаев Н.М. Технические средства обучения. - М.:
Просвещение,2009.- 80 с.
42. Щепилова А. В. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 245 с. — (Учебное пособие для вузов).
43. Щерба Л.В. Преподавание иностранного языка в школе. - М.:2007.- 44 с.
44. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика / Н.И.Щукин. - М.: Филоматис, 2006. - 480 с.
45. Эльянова Н.М., Лейн М.Д. Лексический справочник. - Л.:Учпедгиз,2011.-75 с.
46. Юдит Т. Лексикографические возможности передачи безэквивалентной лексики // Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. Сб. науч. тр. Воронеж, 1994. - 123 с.
Лексикографические источники:
47. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3 томах. Том 1. А-Л. - Спб.: Астрель, 2006 - 256 с.
48. Ожегов, С.И.; Шведова, Н.Ю.Толковый словарь русского языка. - М.: ИТИ Технологии, 2006.- 456 с.
49. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка.- М.: Альта-Принт, 2005.- 678 с.
Учебно-методический источник:
50. Harris Michael, Mower David, Sikorzynska Anna, Larionova
Irina, Solokova Irina, Melchina Oksana. New Opportunities. Russian Edition. Elementary. Student's Book: Pearson Education Longman. - P. 2006. - 75- 104.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ