ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Системный анализ понятия коммуникативная компетенция 6
1.2. Компетентностный подход в образовании 14
1.3. Понятие современных информационных технологий и их использование
в различных сферах образовательной деятельности 21
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 28
II.1. Этапы внедрения информационных технологий в образовательный процесс в России и за рубежом 28
П.2. Применение современных информационных технологий в формировании речевой компетенции на старшей ступени средней общеобразовательной школы 37
II.3. Опытное обучение с использованием Интернет-технологии «Виртуальный тур» 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЯ 52
Приложение 1 58
Приложение 2 59
Приложение 3
Невозможно представить современное образование без использования в учебном процессе информационных технологий. Так, сочетание образования и современных информационных технологий считается главным ключом к человеческому прогрессу. Образование «питает» технологию, которая, в свою очередь, формирует основу нынешнего образования. Поэтому очевидно, что информационные технологии повлияли на изменения в методах, целях и предполагаемом потенциале образования. Основной задачей и целью средней общеобразовательной школы (далее СОШ) является наделение учащихся необходимыми знаниями, навыками и умениями для будущей жизни в социальной среде. Формирование коммуникативной компетенции является в данном вопросе основой, поскольку она ориентирована на социализацию личности учащегося, ее воспитания и образования, а также на приобретение практического результата в овладении иностранными языками. Учащиеся по окончанию школы должны уметь общаться в устной и письменной форме и обладать необходимым количеством лингвистических и страноведческих знаний. Умения грамотно принимать и обрабатывать информацию, а также создавать и оценивать ее, учитывать обратную связь с тем, кто получает информацию, могут быть реализованы, если обучающиеся владеют такими видами речевой деятельности как аудирование, чтение, говорение и письмо.
Актуальность данного исследования заключается в том, что в настоящее время происходит информатизация образования. Внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс способствует появлению инновационных подходов в обучении иностранным языкам, которые сменяют традиционное обучение.
Предметом исследования данной работы является влияние современных информационных технологий на формирование речевой компетенции учащихся на старшей ступени СОШ.
Объектом квалификационной работы выступает учебный процесс в СОШ с применением информационных технологий.
Целью данной работы является выявить эффективность использования информационных технологий на старшей ступени СОШ в процессе формирования речевой компетенции учащихся.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1) Определить понятие коммуникативной компетенции, а именно ее составляющей части - речевой компетенции, ее структуры.
2) Выявить этапы внедрения информационных технологий в образовательный процесс в России и за рубежом.
3) Определить влияние современных информационных технологий на формирование речевой компетенции учащихся старших классов.
При проведении данного исследования были использованы следующие общенаучные методы: анализ и синтез, включающие приемы абстрактно-аналитического осмысления и обобщения.
А также эмпирический метод: опытное обучение.
Теоретической основой исследования послужили труды Бим, И.Л., Беспалько В.П., Бочарниковой, М. А., Гальсковой, Н.Д., Зимней И.А., Федоткиной, Е. В., Шуман, Е.В., Титовой С.В. и других.
Научная новизна исследования заключается в разработке методики использования Интернет-технологии «Виртуальный тур».
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования полученного материала в дальнейших исследованиях, в определении содержания и специфики формирования речевой компетенции посредством современных информационных технологий .
Практическая значимость данной работы выражается в рекомендации методики «Виртуальный тур» в учебном процессе на старшей ступени средней общеобразовательной школы.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, повествующих о проблеме исследования в теоретическом и практическом плане, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обоснована актуальность дипломной работы, выявлены ее предмет и объект, поставлены цели и задачи исследования, определены теоретическая и практическая значимость работы, ее научная новизна и методы исследования.
В первой главе дается определение термину «коммуникативная компетенция», ее составляющих частей. Выявляются цели обучения иностранному языку в СОШ, а также применение компетентностного подхода в учебном процессе. Дается определение термина «современные информационные технологии» и рассматривается их использование в различных сферах образовательной деятельности.
Во второй главе выявляются этапы внедрения информационных технологий в образовательный процесс в России и за рубежом, определяется их роль в формировании речевой компетенции на старшей ступени СОШ. Описывается опытное обучение, в ходе которого была использована Интернет-технология «Виртуальный тур».
В заключении даны ответы на поставленные задачи.
В данной исследовательской работе было рассмотрено понятие коммуникативной компетенции, а именно ее составляющей части - речевой компетенции, а также воздействие современных информационных технологий на ее формирование.
Поставленные во введении цели и задачи были решены.
Был проведен системный анализ понятия коммуникативной компетенции. Мы пришли к выводу, что коммуникативная компетенция включает в себя совокупность субкомпетенций: языковую, речевую, социокультурную. Было также выявлено, что формирование коммуникативной компетенции является концепцией обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе. Одной из основных целей обучения иностранному языку является формирование речевой компетенции, которая состоит из продуктивных (говорение и письмо) и рецептивных (чтение и аудирование) умений. Эффективным средством в достижении этой цели является использование современных информационных технологий на уроках иностранного языка.
Данное исследование показало, что благодаря использованию на уроках современных аппаратных средств, таких как компьютер, проектор, аудиомагнитофон, видеомагнитофон, интерактивная доска, развивается творческий потенциал учащихся. Так, например, с помощью средств мультимедиа ученики выполняют мультимедийные презентации, тем самым совершенствуя как продуктивные, так и рецептивные виды речевой деятельности.
В ходе данного исследования было также установлено, что использование программных средств и современных Интернет-технологий помогает развивать познавательную самостоятельность, формировать умения искать и использовать найденную информацию на практике в учебной деятельности, обмениваться ею с другими учащимися, развивать творческий потенциал.
Проведенное опытное обучение в 10 классе Джалильской гимназии Сармановского района было направлено совершенствование умений речевой компетенции учащихся посредством современной Интернет-технологии «Виртуальный тур». Итоги обучения показали положительные результаты, а это значит, что была решена последняя поставленная задача - определение влияния современных информационных технологий на формирование речевой компетенции учащихся старших классов. Было установлено, что современные информационные технологии влияют на повышение качества формирования речевых умений, а также значительно повышают концентрацию учащихся, делают их более активными и заинтересованными.
1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Александров, К.В. Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам: от новой формы к новому содержанию / К.В. Александров // Иностранные языки в школе. Научно¬методический журнал. - М.: ред. журн. «ИЯВШ», 2011. - №5 - С.15-20.
3. Бастрикова, Е.М.Коммуникативная компетенция как лингводидактиче скийфеномен. Русская и сопоставительная филология: Лингвокультуро логическийаспект / Казан. гос. ун-т. Филол. фак-т. Казань, 2004 - 348 с.
4. Беляева, Л.А. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам / Л.А. Беляева, Н.В. Иванова // Иностранные языки в школе. Научно-методический журнал. - М.: "Версия", 2008. - №4. - С. 36-41.
5. Бим, И.Л. Минимум содержания основных образовательных программ / И.Л. Бим. - М., 1999. - 196 с.
6. Богдашкина, Г. П. Электронные образовательные ресурсы в обучении иностранным языкам / Г.П. Богдашкина. - Томск: 2010. - 90 с.
7. Борисов, А.Б. Большой экономический словарь/ А.Б. Борисов. - издание 3-е переработанное и дополненное - М.: Книжный мир, 2010.¬860 с.
8. Бочарникова, М.А. Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление в научной среде / М.А. Бочарникова // Молодой ученый. — 2009. — №8. — С. 131.
9. Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации и информации, 1999-2000 гг. - М. - 2000. - 168 с.
10. Гальскова, Н.Д. Образование в области иностранных языков: новые вызовы и приоритеты. / Н. Д. Гальскова // Иностранные языки в школе - 2008. - .№ 5 - С. 2-7.
11. Делор, Ж. и др. Международная комиссия по образованию для XXI века. Образование — сокрытое сокровище. Париж: ЮНЕСКО. 1996. - 102 с.
12. Джуманова, Л.С. Инновационные технологии и обучение иностранным языкам / Л.С. Джуманова, Б.М. Тоимбаева, М.К. Тулегенова // Молодой ученый. - Чита: 2014. - №19. - С. 523-525
13.Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.
14. Константинова, Л.А. Лингводидактическая модель обучения студентов-не филологов письменным формам научной коммуникации: монография / Л.А. Константинова. - Тула: Известия Тул. гос. ун-та, 2003. - 155 с.
15. Кречетников, К. Г. Понятие интерактивного электронного учебника / К. Г. Кречетников // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. - №22. - С. 62-67
16. Кубрушко, П.Ф. Содержание профессионально-педагогического
образования: моногр. 2-е изд., дораб. М.: Гардарики, 2006.- 273 с.
17. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании/ О.Е. Лебедев// Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3
18. Леднев, В.С. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования. Теория, практика: монография / под ред. В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.В. Рыжакова. - М.: МПСИ, 2002. - С. 382
19. Невирко, Л. И. Формирование коммуникативной компетенции в рамках новой модели подготовки учителей английского языка / Л. И. Невирко // Педагогика развития: становление компетентности и результаты
образования в различных подходах: материалы научно-практической конференции. - Красноярск, 2003. - С. 51
20.Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Приказ Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 // Вестник образования. 2012. №13.
21. Полат, Е.С. "Обучение в сотрудничестве"/ Е.С. Полат // "Иностранные языки в школе" - М.: 2001. - № 6. - С. 5-12.
22. Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 №413 ( в ред. от 31.12.2015) “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”
23. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация/ Пер. с англ. - М.:Когито-Центр, 2002. - 396с.
24. Роберт, И.В. Основные направления развития информатизации
образования / И. В. Роберт // Педагогика. - 2015. - № 10. - С. 30-38
25. Русаков, А.Ю. Информационно-коммуникативные технологии в
социокультурных контекстах различных исторических эпох // Вопросы культурологии/ А.Ю. Русаков — СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2008. — № 4
26. Рыжаков, М. В. Уроки разработки общеобразовательных стандартов в России / М.В. Рыжаков, Т.В. Иванова. - М.: Издание Совета Федерации, 2006. - с.40-51.
27. Сафонова, В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций / В. В. Сафонова. - Воронеж: Истоки, 1996. - 237 с.
28. Сериков, В.В. Личностно развивающее обучение: мифы и реальность / Сериков //Педагогика. - 2007. - № 10. - С. 3-12.
29. Степанова, О.Л. Обучение чтению в процессе формирования сетевой проектной культуры школьников с использованием социальных сервисов Web.2 / О.Л. Степанова // Иностранные языки в школе. - М.: 2016. - № 1. - С. 5-12.
30. Стратегия модернизации содержания общего Образования: Материалы
для разработки документов по обновлению общего образования. -
М.: 2001 - С. 34
31. Титова С.В.Цифровые технологии языковом обучении: Теория и практ ика/ С.В. Титова - М.: Эдитус, 2017. — 240 с.
32. Тихонов, В.П. Открытое образование - объективная парадигма XXI века / под ред. В.П. Тихонова. - М.: МЭСИ, 2000. - 288 с
33. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова - М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов,1935-1940. - 257 с.
34. Федоткина, Е.В. Новые подходы в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе// Обеспечение качества транспортного образования / Е.В. Федоткина//Сб. тезисов докладов межвузовской научно-методической конференции. - М.: МИИТ, 2011. - С 85.
35. Хамицева, С. Ф. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам / С. Ф. Хамицева // Молодой ученый. - Чита: 2015. - №8. - С. 1057- 1059.
36. Хован, И. В. Информационно-коммуникационные технологии как метод усовершенствования педагогических технологий / И. В. Хован // Вестник Московского городского педагогического университета. - Серия: Педагогика и психология. — 2013. — № 4 (26). — С. 127-134.
37. Angus, L., Snyder, I. &Sutherland-Smith, W. (2004) “ICT and educational
(dis)advantage: families, computers and contemporary social and
educational inequalities” British Journal of Sociology of Education Vol. 25(1), p.3-18.
38. Belz, J.A. Computer-mediated Intercultural Foreign Language Education /
J.A. Belz, S.L. Thorne. - Boston, MA: Heinle&Heinle, 2006.
39. Canale M., Swain M., Theoretical Bases of Communicative Approaches to Second Language Teaching and Testing. Applied Linguistics. 1980. Vol. 1. P. 1-47.
40. Hymes, D. On Communicative Competence / D. Hymes; in J. B. Pride and J. Holmes (eds.). - New York: Harmondsworth: Penguin, 1972 - p.15
41. Larsen-Freeman, D. Techniques and Principles in Language Teaching. Cambell, Russel. N& William E. Rutherford (Eds.). (2nd ed). Oxford University Press.2007 - p.141
42. Болотов, В.А., Сериков, В.В. Компетентностная модель от идеи к
образовательной программе // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http :// portal us.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1193142249 &archive=1195596785&start_from=&ucat=&/ (дата обращения:
15.05.2018)
43. Европейская система уровней владения иностранным языком
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://lang.mipt.ru/articles/european_levels.html/(дата обращения: 15.05.2018)
44.Зубрилина, И.В « Использование интерактивной доски на уроках английского языка» /И.В. Зубрилина [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://pedgazeta.ru/viewdoc.php?id=3374/(дата обращения: 18.03.2018)
45. Интерактивная доска на уроках иностранного языка [Электронный ресур] - Режим доступа:http://pedsovet.su/publ/164-1-0-126549/(дата обращения: 6.03.2018)
46. Информационные системы управления [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://pandia.ru/text/77/201/63134.php/ (дата обращения: 13.05. 2018)
47. Информационные и коммуникационные технологии в образовании : монография / Под.редакцией: Бадарча Дендева - М. : ИИТО ЮНЕСКО, 2013.[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://iite.unesco.org /pics/publications/ru/files/3214728 / (дата обращения: 11.03.2018)
48. Кафедра «Информационные системы» МФПА [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://inftis.narod.ru/it/n13.htm/ (дата обращения: 10.04.2018)
49. Пантилеева, Е.С. Социальные сети Интернет, как средства обучения
иностранного языка / Е.С. Пантилеева [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedagogika.snauka.ru/2015/10/5022/(дата обращения:
11.05.2018)
50. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты //Интернет-журнал "Эйдос" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm/(дата обращения:10.03.2018)
51. Шуман, Е.В. Возможности и перспективы межкультурнойкоммуникаци
и на немецком языке в школе / WEB журнал» Выпуск№5, 2006
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: Inter-cultur@l-net/ (дата обращения: 14.04.2018)