ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Системный анализ понятия коммуникативная компетенция 6
1.2. Компетентностный подход в образовании 14
1.3. Понятие современных информационных технологий и их использование
в различных сферах образовательной деятельности 21
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 28
II.1. Этапы внедрения информационных технологий в образовательный процесс в России и за рубежом 28
П.2. Применение современных информационных технологий в формировании речевой компетенции на старшей ступени средней общеобразовательной школы 37
II.3. Опытное обучение с использованием Интернет-технологии «Виртуальный тур» 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЯ 52
Приложение 1 58
Приложение 2 59
Приложение 3
ГЛАВА I. РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Системный анализ понятия коммуникативная компетенция 6
1.2. Компетентностный подход в образовании 14
1.3. Понятие современных информационных технологий и их использование
в различных сферах образовательной деятельности 21
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 28
II.1. Этапы внедрения информационных технологий в образовательный процесс в России и за рубежом 28
П.2. Применение современных информационных технологий в формировании речевой компетенции на старшей ступени средней общеобразовательной школы 37
II.3. Опытное обучение с использованием Интернет-технологии «Виртуальный тур» 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЯ 52
Приложение 1 58
Приложение 2 59
Приложение 3
Невозможно представить современное образование без использования в учебном процессе информационных технологий. Так, сочетание образования и современных информационных технологий считается главным ключом к человеческому прогрессу. Образование «питает» технологию, которая, в свою очередь, формирует основу нынешнего образования. Поэтому очевидно, что информационные технологии повлияли на изменения в методах, целях и предполагаемом потенциале образования. Основной задачей и целью средней общеобразовательной школы (далее СОШ) является наделение учащихся необходимыми знаниями, навыками и умениями для будущей жизни в социальной среде. Формирование коммуникативной компетенции является в данном вопросе основой, поскольку она ориентирована на социализацию личности учащегося, ее воспитания и образования, а также на приобретение практического результата в овладении иностранными языками. Учащиеся по окончанию школы должны уметь общаться в устной и письменной форме и обладать необходимым количеством лингвистических и страноведческих знаний. Умения грамотно принимать и обрабатывать информацию, а также создавать и оценивать ее, учитывать обратную связь с тем, кто получает информацию, могут быть реализованы, если обучающиеся владеют такими видами речевой деятельности как аудирование, чтение, говорение и письмо.
Актуальность данного исследования заключается в том, что в настоящее время происходит информатизация образования. Внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс способствует появлению инновационных подходов в обучении иностранным языкам, которые сменяют традиционное обучение.
Предметом исследования данной работы является влияние современных информационных технологий на формирование речевой компетенции учащихся на старшей ступени СОШ.
Объектом квалификационной работы выступает учебный процесс в СОШ с применением информационных технологий.
Целью данной работы является выявить эффективность использования информационных технологий на старшей ступени СОШ в процессе формирования речевой компетенции учащихся.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1) Определить понятие коммуникативной компетенции, а именно ее составляющей части - речевой компетенции, ее структуры.
2) Выявить этапы внедрения информационных технологий в образовательный процесс в России и за рубежом.
3) Определить влияние современных информационных технологий на формирование речевой компетенции учащихся старших классов.
При проведении данного исследования были использованы следующие общенаучные методы: анализ и синтез, включающие приемы абстрактно-аналитического осмысления и обобщения.
А также эмпирический метод: опытное обучение.
Теоретической основой исследования послужили труды Бим, И.Л., Беспалько В.П., Бочарниковой, М. А., Гальсковой, Н.Д., Зимней И.А., Федоткиной, Е. В., Шуман, Е.В., Титовой С.В. и других.
Научная новизна исследования заключается в разработке методики использования Интернет-технологии «Виртуальный тур».
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования полученного материала в дальнейших исследованиях, в определении содержания и специфики формирования речевой компетенции посредством современных информационных технологий .
Практическая значимость данной работы выражается в рекомендации методики «Виртуальный тур» в учебном процессе на старшей ступени средней общеобразовательной школы.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, повествующих о проблеме исследования в теоретическом и практическом плане, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обоснована актуальность дипломной работы, выявлены ее предмет и объект, поставлены цели и задачи исследования, определены теоретическая и практическая значимость работы, ее научная новизна и методы исследования.
В первой главе дается определение термину «коммуникативная компетенция», ее составляющих частей. Выявляются цели обучения иностранному языку в СОШ, а также применение компетентностного подхода в учебном процессе. Дается определение термина «современные информационные технологии» и рассматривается их использование в различных сферах образовательной деятельности.
Во второй главе выявляются этапы внедрения информационных технологий в образовательный процесс в России и за рубежом, определяется их роль в формировании речевой компетенции на старшей ступени СОШ. Описывается опытное обучение, в ходе которого была использована Интернет-технология «Виртуальный тур».
В заключении даны ответы на поставленные задачи.
Актуальность данного исследования заключается в том, что в настоящее время происходит информатизация образования. Внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс способствует появлению инновационных подходов в обучении иностранным языкам, которые сменяют традиционное обучение.
Предметом исследования данной работы является влияние современных информационных технологий на формирование речевой компетенции учащихся на старшей ступени СОШ.
Объектом квалификационной работы выступает учебный процесс в СОШ с применением информационных технологий.
Целью данной работы является выявить эффективность использования информационных технологий на старшей ступени СОШ в процессе формирования речевой компетенции учащихся.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1) Определить понятие коммуникативной компетенции, а именно ее составляющей части - речевой компетенции, ее структуры.
2) Выявить этапы внедрения информационных технологий в образовательный процесс в России и за рубежом.
3) Определить влияние современных информационных технологий на формирование речевой компетенции учащихся старших классов.
При проведении данного исследования были использованы следующие общенаучные методы: анализ и синтез, включающие приемы абстрактно-аналитического осмысления и обобщения.
А также эмпирический метод: опытное обучение.
Теоретической основой исследования послужили труды Бим, И.Л., Беспалько В.П., Бочарниковой, М. А., Гальсковой, Н.Д., Зимней И.А., Федоткиной, Е. В., Шуман, Е.В., Титовой С.В. и других.
Научная новизна исследования заключается в разработке методики использования Интернет-технологии «Виртуальный тур».
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования полученного материала в дальнейших исследованиях, в определении содержания и специфики формирования речевой компетенции посредством современных информационных технологий .
Практическая значимость данной работы выражается в рекомендации методики «Виртуальный тур» в учебном процессе на старшей ступени средней общеобразовательной школы.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, повествующих о проблеме исследования в теоретическом и практическом плане, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обоснована актуальность дипломной работы, выявлены ее предмет и объект, поставлены цели и задачи исследования, определены теоретическая и практическая значимость работы, ее научная новизна и методы исследования.
В первой главе дается определение термину «коммуникативная компетенция», ее составляющих частей. Выявляются цели обучения иностранному языку в СОШ, а также применение компетентностного подхода в учебном процессе. Дается определение термина «современные информационные технологии» и рассматривается их использование в различных сферах образовательной деятельности.
Во второй главе выявляются этапы внедрения информационных технологий в образовательный процесс в России и за рубежом, определяется их роль в формировании речевой компетенции на старшей ступени СОШ. Описывается опытное обучение, в ходе которого была использована Интернет-технология «Виртуальный тур».
В заключении даны ответы на поставленные задачи.
В данной исследовательской работе было рассмотрено понятие коммуникативной компетенции, а именно ее составляющей части - речевой компетенции, а также воздействие современных информационных технологий на ее формирование.
Поставленные во введении цели и задачи были решены.
Был проведен системный анализ понятия коммуникативной компетенции. Мы пришли к выводу, что коммуникативная компетенция включает в себя совокупность субкомпетенций: языковую, речевую, социокультурную. Было также выявлено, что формирование коммуникативной компетенции является концепцией обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе. Одной из основных целей обучения иностранному языку является формирование речевой компетенции, которая состоит из продуктивных (говорение и письмо) и рецептивных (чтение и аудирование) умений. Эффективным средством в достижении этой цели является использование современных информационных технологий на уроках иностранного языка.
Данное исследование показало, что благодаря использованию на уроках современных аппаратных средств, таких как компьютер, проектор, аудиомагнитофон, видеомагнитофон, интерактивная доска, развивается творческий потенциал учащихся. Так, например, с помощью средств мультимедиа ученики выполняют мультимедийные презентации, тем самым совершенствуя как продуктивные, так и рецептивные виды речевой деятельности.
В ходе данного исследования было также установлено, что использование программных средств и современных Интернет-технологий помогает развивать познавательную самостоятельность, формировать умения искать и использовать найденную информацию на практике в учебной деятельности, обмениваться ею с другими учащимися, развивать творческий потенциал.
Проведенное опытное обучение в 10 классе Джалильской гимназии Сармановского района было направлено совершенствование умений речевой компетенции учащихся посредством современной Интернет-технологии «Виртуальный тур». Итоги обучения показали положительные результаты, а это значит, что была решена последняя поставленная задача - определение влияния современных информационных технологий на формирование речевой компетенции учащихся старших классов. Было установлено, что современные информационные технологии влияют на повышение качества формирования речевых умений, а также значительно повышают концентрацию учащихся, делают их более активными и заинтересованными.
Поставленные во введении цели и задачи были решены.
Был проведен системный анализ понятия коммуникативной компетенции. Мы пришли к выводу, что коммуникативная компетенция включает в себя совокупность субкомпетенций: языковую, речевую, социокультурную. Было также выявлено, что формирование коммуникативной компетенции является концепцией обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе. Одной из основных целей обучения иностранному языку является формирование речевой компетенции, которая состоит из продуктивных (говорение и письмо) и рецептивных (чтение и аудирование) умений. Эффективным средством в достижении этой цели является использование современных информационных технологий на уроках иностранного языка.
Данное исследование показало, что благодаря использованию на уроках современных аппаратных средств, таких как компьютер, проектор, аудиомагнитофон, видеомагнитофон, интерактивная доска, развивается творческий потенциал учащихся. Так, например, с помощью средств мультимедиа ученики выполняют мультимедийные презентации, тем самым совершенствуя как продуктивные, так и рецептивные виды речевой деятельности.
В ходе данного исследования было также установлено, что использование программных средств и современных Интернет-технологий помогает развивать познавательную самостоятельность, формировать умения искать и использовать найденную информацию на практике в учебной деятельности, обмениваться ею с другими учащимися, развивать творческий потенциал.
Проведенное опытное обучение в 10 классе Джалильской гимназии Сармановского района было направлено совершенствование умений речевой компетенции учащихся посредством современной Интернет-технологии «Виртуальный тур». Итоги обучения показали положительные результаты, а это значит, что была решена последняя поставленная задача - определение влияния современных информационных технологий на формирование речевой компетенции учащихся старших классов. Было установлено, что современные информационные технологии влияют на повышение качества формирования речевых умений, а также значительно повышают концентрацию учащихся, делают их более активными и заинтересованными.
Подобные работы
- Использование интерактивных приемов на уроках английского языка с учащимися старших классов средней общеобразовательной школы как средства активизации устной речи
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2021 - ОБУЧЕНИЕ УСТНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ АУТЕНТИЧНОГО МАТЕРИАЛА В СТАРШИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - БРИТАНСКИЙ ЮМОР НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ
ВЫПУСКНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2016 - Технология формирования речевой компетенции по французскому языку
учащихся старших классов средней общеобразовательной школы (на
материале обучения говорению)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4570 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
КОМПОНЕНТА ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
УЧЕНИКОВ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО -КОММУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРНЕТ ПЛАТФОРМ DUOLINGO,
LINGUALEO, STEPIC)
Магистерская диссертация, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2017 - ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



