Формирование социальной активности подростков образовательных учреждений (Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса)
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить название нужной база исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы социальной активности подростков образовательных учреждений …………………………………………………..6
1.1 Понятие социальной активности в психолого-педагогической
литературе 5
1.2 Особенности подросткового возраста социальной активности 8
1.3 Методы формирования социальной активности подростков образовательных учреждений 12
Выводы по первой главе 18
Глава 2 Опытно-эксперементальная работа по формированию социальной активности подростков образовательных учреждений……………………….20
2.1. Выявление уровня сформированности социальной активности подростков образовательных учреждений 19
2.2. Реализация комплекса методов, направленная на формирование социальной активности подростков образовательных учреждений 23
2.3 Анализ результатов опытно-эксперементальной работы 28
Выводы по 2 главе. 31
Заключение 32
Список использованных источников 35
Приложение 1 39
Приложение 2 40
Приложение 3 41
В современных условиях изменились требования к выпускникам образовательных учреждений.
Цель конкретизируется в задачах:
1. Дать определение понятию «социальная активность».
2. Выделить особенности социальной активности в подростковый период.
3. Дать характеристику методам развития социальной активности подростков в образовательных учреждениях.
4. Выявить уровень сформированности социальной активности подростков в образовательном учреждении.
5. Реализовать комплекс методов развития социальной активности подростков.
6. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Объект исследования – социальная активность подростков.
Предмет – формирование социальной активности подростков образовательных учреждений.
Для реализации поставленных задач был использован комплекс научных методов, объединенных в рамках констатирующего и формирующего этапов эксперимента. Применялись такие общенаучные методы, как теоретико-методологический и логический анализ, построения аналогий, сравнительный анализ. Кроме того необходимым было использование эмпирических методов: изучение педагогического опыта, наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической обработки полученных результатов.
Работа была написана на основании современных источников по теме исследования. Особенности развития социальной активности подростков достаточно подробно освещены в работах таких исследователей, как
О.В. Баркунова, Л.А. Головей, С.А. Демидова, А.В. Иванова, Т.О. Лечкина,
С.В. Молчанова. Изучение основополагающих трудов в области педагогики и психологии позволило провести терминологический анализ понятия «социальная активность». В этой связи необходимо отметить В.А. Ситарова, И.Р. Алтунина, Л.К. Иванову, А.А. Князеву, Н.А. Корягину. К сожалению материалов по методике формирования социальной активности в образовательном учреждении, очень мало. Данный факт еще раз доказывает актуальность темы исследования. Современные методы социальной педагогики рассматриваются в работах Е.Е. Бочаровой, А.В. Иванова, Л.А. Ладной,
Н.А. Соколовой.
Логика исследования предопределила структуру работы, которая состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка литературы, приложений. В приложениях представлен иллюстрирующий материал к теоретическим положениям работы.
Современная молодежь нередко отличается инертностью, слабой заинтересованностью в самостоятельной деятельности, способностью усваивать сложившийся социальный опыт, не прилагая усилий для совершенствования окружающей действительности. Все это свидетельствует о проблеме развития социальной активности молодого поколения. Выпускник образовательного учреждения должен получить знания, которые нужны ему для успешной интеграции в социум и адаптации в нем. Поэтому целью школьного образования на сегодняшний день является максимальная социализация выпускников.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить определение понятия «социальная активность». Существует несколько определений данного явления, однако была выделена трактовка социальной педагогики: «совокупность методов, процедур, направленных на изменение социальных условий в соответствии с потребностями, интересами, целями и идеалами, на выдвижение и реализацию социальных инноваций, формирование в себе необходимых социальных качеств».
Процесс формирования социальной активности наиболее энергично идет в подростковом возрасте (от 11-12 до 14-16 лет.). Данное явление в этом возрасте состоит из следующих компонентов: мотивационный, ориентировочный, регулировочный, поведенческий. Подростки испытывают трудности к адаптации в обществе, что обусловлено психологическими, физиологическими и другими особенностями данного возраста.
Школа является основным общественным институтом, воспитывающим социально активную личность. Для этой цели используется целый комплекс методов и приемов. В воспитательной работе применяются педагогические методы, влияющие на сознание, поведение, чувства, развивающие личность. Был определен комплекс методов следующих групп: методы саморазвития; методы педагогических инноваций; традиционные методы; методы развития духовно-нравственных и гражданских чувств; методы развития социально активных способностей; методы развития коммуникативных способностей.
Изучение специфики формирования социальной активности школьников проводилось на базе……………………………………………………………
Для педагогического эксперимента выбраны ученики 9 класса в количестве 20 человек. Определение уровня социальной активности данной группы респондентов проходило на констатирующем этапе эксперимента. В качестве диагностического инструментария использовались следующие методики: Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей «КОС» (В.В. Синявского, Б.А. Федоришина); «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) - опросник А.А.Реана.
Данные, полученные в результате диагностики, свидетельствовали о том, что большинство учеников обладают низким уровнем социальной активности. На основании данного вывода были разработаны шаги по изменению сложившейся ситуации.
С целью исправления ситуации на этапе формирующего эксперимента
были разработаны и проведены мероприятия в рамках проекта «Социальная активность», имеющего своей целью: создание активно действующей системы воспитания, способствующей формированию социальной активности школьников. Мероприятия внеучебной деятельности проводились в рамках нескольких направлений: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств, убеждения и этического сознания; формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; формирование ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях; приобщение к общественной деятельности, участие в ученическом самоуправлении; воспитание трудолюбия, творческого отношения к образованию, труду, жизни, подготовка к сознательному выбору профессии.
Изучение теоретических источников позволило выбрать наиболее эффективные педагогические методы, к которым относятся методы саморазвития, методы традиций сообществ, методы развития духовно-нравственных и гражданских чувств, методы развития коммуникативных способностей.
Система проведенных мероприятий, с использованием обозначенных методов, способствовала развитию социальной активности школьников. Повторная диагностика на контрольном этапе эксперимента, продемонстрировала положительную динамику: повысился уровень социальной активности школьников. Увеличилось количество учеников с высоким уровнем сформированности коммуникативных и организаторских склонностей (на 15%), также увеличилось количество респондентов, показавших мотивацию на успех (на 35%).
На основании вышеизложенного, можно заключить, что поставленные задачи исследования были выполнены и цель достигнута.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (действующая редакция, 2016). – URL: http://www.consultant.ru/law/ (дата обращения 28.03.2020)
2. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2019 г. №1897 //Федеральный портал Российское образование.- URL: http://www.edu.ru/ (дата обращения 28.03.2020)
3. Алтунина И.Р. Социальная психология: учебник для акад. бакалавриата/ И.Р. Алтунина, Р.С. Немов.- 2-е изд.- Москва: Издательство Юрайт, 2019.- 409 с.- (Бакалавр. Академический курс)
4. Баркунова О.В., К вопросу о развитии социальной активности
школьников во внеурочной деятельности/ О.В. Баркунова, Н.В. Сорокин, М.Е. Фролова// Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6.- С. 67-70
5. Бочарова Е. Е. Современные тренды содержательных методов анализа процесса социализации личности/ Е.Е. Бочарова // Современные исследования социальных проблем.- 2013.- № 9. - С. 58. URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2013/9/bocharova.pdf DOI: http://doi.org/10.12731/2218-7405-2013-9-59 (дата обращения: 27.03.2020).
6. Головей, Л. А.Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Под общ. ред. Л. А. Головей. - 2-е изд., испр. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 413 с. - ( Бакалавр. Прикладной курс).
7. Демидова С. А., Развитие социальной активности подростков в школе/ С.А. Демидова, И.Р. Сорокина // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 194-196
8. Иванов А.В. Методика формирования социальной активности учащегося: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.В.Иванова. - М.: , 2013. - 329 с.
9. Иванова Л.К. Социальная активность подростков: сущность и содержание/ Л.К. Иванова // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. -2015.- № 1 (25). -С.54-62
10. Иванова Г.П. Диагностика уровней сформированности социальной активности учащихся/ Г.П. Иванова, Э.Ф. Шакирова// Акмеология.- 2013.- №1.- С. 65
11. Кленова М.А. Проблемы и перспективы исследования социальной активности молодежи/ М.А. Кленова// Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. - 2018. - Т. 7, вып. 4(28).- С. 48-50
12. Князева А.А Сущность и содержание понятия «социальная активность»/ А.А. Князев// VIII Международная студенческая научная конференция. Студенческий научный форум – 2016.- URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016026200.- (дата обращения 27.03.2020)
13. Корягина Н.А. Социальная психология: учебник для бакалавров/ Н.А. Корягина, Е.В. Михайлова.- М.: Издательство Юрайт, 2019. - 492 с. – (Бакалавр. Академический курс)
14. Красиков В.И. Социокультурная динамика: концептуальные и фундаментальные смыслы/ В.И. Красиков// Философия и общество.- 2017.- №4.- С. 44-57
15. Лечкина Т.О. Психолого-педагогические условия развития социальной активности старшеклассников/ Т.О. Лечкина// Карельский научный журнал.- 2014.- №4.- С. 67-68
16. Ладная Л. А., Современные образовательные технологии и формирование социальной активности молодежи/ Л.А. Ладная. Е.В. Фролова // Новое поколение.- 2018.- № 1.- С. 66–74.
17. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: краткий словарь понятий и терминов/ Л.В. Мардахаев.- М.: РГСУ, 2016.- 342 с.
18. Молчанов, С. В. Психология подросткового и юношеского возраста : учебник для вузов / С. В. Молчанов. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 351 с. - (Высшее образование)
19. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов//Словарики 2.0.Знания – сила. – URL: http://slovariki.org/tolkovyj-clovar-ozegova/26996 (дата обращения 09.03.2020)
20. Окулова Е.Е. Формирование активной жизненной позиции подростков в процессе социально значимой деятельности / Е.Е. Окулова // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(49).- URL: https://sibac.info/archive/guman/1(49).pdf (дата обращения: 22.03.2020)
21. Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение детей: учебник для академического бакалавриата / отв. ред. Л. В. Байбородова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 363 с. - (Университеты России)
22. Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение детей : учебник для вузов / Л. В. Байбородова [и др.] ; ответственный редактор Л. В. Байбородова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 363 с. - (Высшее образование)
23. Педагогика. В 2 т. Том 2. Теория и методика воспитания : учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. М. И. Рожкова. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 252 с. - (Серия : Бакалавр. Академический курс)
24. Подласый, И. П. Педагогика. В 2 т. Том 2. Практическая педагогика. В 2 кн. Книга 2: учебник для СПО / И. П. Подласый. - 2-е изд., пер. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 318 с. - (Серия : Профессио нальное образование)
25. Психология. В 2 ч. Часть 2. Социальная, возрастная, педагогическая психология: учебник для академического бакалавриата / Под ред. Б. А. Соснов ского. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 347 с. – (Серия: Бакалавр. Академический курс)
26. Ромм, Т. А.Педагогика социального воспитания : учеб. пособие для академического бакалавриата / Т. А. Ромм. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. :
Издательство Юрайт, 2018. - 158 с. - (Бакалавр. Академический курс. Модуль)
27. Ситаров В. А., Социальная активность личности (уровни, критерии, типы и пути ее развития)/ В.А. Ситаров, В.Г. Маралов // Знание. Понимание. Умение. - 2015. - № 4. - С. 164–176.
28. Соколова Н.А. Формирование социальной активности подростков в полисубъектной среде дополнительного образования: монография / Н.А. Соколова, Ю.Н. Губин. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. – 179 с.
29. Социальная педагогика : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. С. Торохтий [и др.] ; под общей редакцией В. С. Торохтия. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 451 с. - (Профессиональное образование)
30. Страдзе А. Э. Социальная активность в российском обществе: специфика проявления и критерии идентификации/ А.Э Страдзе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2013.- № 4.- С. 87–91.
31. Щуркова, Н. Е.Педагогика. Игровые методики в классномруководстве: практ. пособие /Н. Е. Щуркова. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. -165 с. - (Серия : Образовательный процесс).
32. Философский словарь/ Под ред. И. Т. Фролова. – М.: Республика, 2001.- 720 с.