Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Работа №48030

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы91
Год сдачи2018
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
913
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования лексических навыков на уроках иностранного языка на старшем этапе обучения 7
1.1 Роль и место лексики при обучении иностранным языкам 7
1.2 Трудности, возникающие при работе на лексическом уровне 11
1.3 Общие методические принципы и подходы в формировании
лексических навыков у старшеклассников 18
1.4 Основные этапы работы над лексическим материалом 25
1.5 Психолого-педагогическая характеристика учащихся старших классов 32
1.6 Формирование речевого механизма в процессе усвоения 37
лексики на иностранном языке
Выводы по главе 1 43
Глава 2. Технология развития критического мышления как способ
формирования лексических навыков у учащихся 45
2.1 Теоретические основы развития критического мышления
учащихся 46
2.2 Технология развития критического мышления учащихся 51
2.3 Приемы развития критического мышления учащихся 55
Выводы по главе 2 63
Глава 3. Применение методики развития критического мышления
на уроке 10 класса 65
3.1 Проведение и анализ урока английского языка в 10 классе 66
Выводы по главе 3 78
Заключение 80
Список использованной литературы 82
Приложение 1 87
Приложение 2 88
Приложение 3 89
Приложение 4

Данное исследование посвящено актуальной в современном языкознании проблеме формирования лексических навыков у учеников старшей возрастной категории.
Слово - это семиотическая единица речи, некий базис на пути установления коммуникации между людьми. И чем шире и объемнее этот базис, тем проще нам выражать свои мысли, логично выстраивать нашу речь, пони-мать друг друга, а в процессе овладения иностранным языком - улавливать специфику речи, выделять вербальные особенности языка. Вот почему так важно знать и понимать специфику формирования слов, их преобразования в другие части речи и связи с другими словами в словосочетания.
Именно лексика, благодаря осуществлению своей номинативной функции, раскрывает конкретный предмет мысли. «Слова - это имена вещей, явлений, событий, имена всего того, что есть в действительности. Если имя непонятно для слушающего, оно пусто - такого предмета нет. Любая вещь, даже воображаемая, к какой бы области сенсорики она не относилась, может стать заметной, если имеет имя», - говорил Н. И. Жинкин, подчеркивая номинативную функцию лексики [Жинкин, 1982: 24].
Опыт работы старших педагогов доказывает, что если среднестатистический ученик многократно не проговаривает новую лексическую единицу в течение одного урока, если он не прослушивает ее воспроизведение учителями и товарищами, то, скорее всего, она «уйдет» из его памяти сразу же после занятия. Осознание этого требует от учителя английского языка предельного внимания как к выбору упражнений, предназначенных для знакомства с каким-либо лексическим материалом, так и к организации работы с ними.
Очевидно, что к концу обучения в старших классах учащиеся должны овладеть навыками словообразования, лексического оформления экспрессивной речи и научиться понимать лексические единицы при чтении и на слух.
Актуальность работы заключается в том, что для наиболее продуктивной и результативной работы со старшеклассниками требуется своевременно обновлять используемую при обучении лексику, подбирать новые те¬мы, тексты и упражнения, направленные на формирование лексического навыка, так как ранее существовавшие темы и лексические единицы могут устаревать и выходить из круга интересов старших школьников. Это объясняется тем, что старшие школьники идут в ногу со временем, а время приносит с собой все больше новой информации, которая не пройдет мимо внимания современного поколения.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа и обработки научного материала выделить наиболее подходящие для современного старшеклассника методы и способы грамотного формирования лексических навыков при обучении английскому языку, учитывая их возрастное развитие.
Из поставленной нами цели вытекает ряд задач:
1. Сформулировать теоретические основы обучения лексике
2 . Выявить основные этапы работы над лексическим материалом
3 . Изучить различные формы и приемы обучения лексики
4. Рассмотреть психологические особенности учеников старшего звена
5. Применить полученные знания практически, используя изученный теоретический материал при составлении и проведении урока в 10 классе
Объектом исследования являются лексические навыки учеников.
Предметом исследования являются особенности методики организации урока английского языка, направленной на формирование лексических навыков у учеников старшей возрастной категории.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанный нами урок и представленный теоретический материал могут быть использованы в практике работы учителей английского языка общеобразовательной школы при составлении и проведении урока в старших классах.
Методологической базой послужили идеи, изложенные в работах Н. Д. Гальсковой, Е. И. Пассова, Е. С. Кузнецовой, Дж. Хармера, Д. Халперн и других ученых, которые исследуют и разрабатывают методики преподавания английского языка, улучшающие развитие лексических навыков учащихся.
Апробация. Материалы и информация, полученная в ходе нашего ис-следования, были применены и апробированы при составлении и проведении урока в 10 «А» классе МБОУ «СОШ №20» города Ижевска.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и списка используемой литературы.
Во введении подчеркивается и обосновывается актуальность работы, определяются объект и предмет исследования, формируются основные цели исследования и задачи, вытекающие из них.
В первой главе приводится обобщенный теоретический материал, где определяется роль и место лексики при обучении иностранным языкам, даются характеристики основных этапов работы над лексическим материалом, особенности формирования лексических навыков у учеников старшего звена, способы их формирования и трудности, которые могут возникнуть при работе на лексическом уровне.
Во второй главе представляется теоретический материал, а также анализ технологии развития критического мышления, приемы и способы применения данной технологии на уроке в школе, рассматривается возможность адаптации данной технологии на урок английского языка в школе, направленный на развитие лексических навыков учащихся.
Третья глава нашей исследовательской работы посвящена практическому применению технологии развития критического мышления на уроке английского языка в 10 классе в условиях педагогической практики в школе, а также составляется описание, характеристика и анализ разработанного и реализованного урока.
В заключении мы подводим итоги проделанной нами работы, основываясь на первоначальных задачах и целях, представленных во введении к нашей исследовательской работе, а также на основе всех этапов данного исследования.
Методы исследования: применение метода анализа, классификации, метода обобщения и эксперимента.
Материал исследования нашей работы основывается на исследовании методических пособий для учителей - Jeremy Harmer «How to teach Eng¬lish», труды Майкла Суона, Е. И. Пассова и др.; пособий для студентов ВУЗов Н. И. Шаховой, А. А. Алексеева; учебного издания для школьников - «Spotlight 10», а также нами были отобраны и применены в ходе работы статьи таких ученых и педагогов, как Л. О. Свирина, Г. С. Сухобская, Е. В. Комарова и других.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие лексических навыков англоязычной речи у учащихся старших классов требует внимательного и грамотного подхода учителя английского языка к разработке и проведению урока данного типа. При его составлении важно учитывать стандарты урока, предлагаемые ФГОС, психологические особенности старшеклассников, иметь в виду особенности формирования лексических навыков при обучении иностранному языку в целом.
В процессе данного исследования было выявлено, что к личности учителя выносятся такие требования, как знание этапов формирования лексических навыков у учащихся, владение навыками отбора лексики, умение использовать те приемы и упражнения, которые были бы максимально эффективны в процессе обучения лексическим навыкам и в то же время могли бы способствовать формированию гармонично развитой личности учащихся.
Также удалось установить, что соблюдению всех этих критериев и требований способствует применение к урокам данного типа технологии развития критического мышления. Критический стиль мышления - это составная часть практически всех видов деятельности учащихся, которые могут быть реализованы как на уроке, так и за его пределами - написание эссе, выполнение домашнего задания, поиск различной информации, необходимость выступления перед публикой и т.д. Центральной задачей для учащихся в данном случае становится поиск решений для эффективного нахождения знаний и их критического осмысления. Знания, умения и навыки, полученные в результате такого обучения, являются эффективными помощниками не только в процессе обучения в школе, но и в процессе адаптации учащихся к переменчивым условиям современной жизни.
Таким образом, в целях поиска оптимальных методов и приемов, направленных на эффективное формирование лексических навыков учащихся на уроках иностранного языка, мы изучили различные предлагаемые методики и технологии и остановили свой выбор на технологии развития критического мышления.
Также в ходе исследовательской работы была реализована попытка практического применения данной технологии на уроке 10 класса. Апробация урока английского языка, направленного на развитие лексических навыков учащихся и основанного на применении технологии критического мышления, дала положительные результаты - все цели урока были выполнены, новый лексический материал был понят и усвоен учащимися, а атмосфера урока благоприятствовала доброжелательной коллективной работе.
Таким образом, в целях формирования лексических навыков учащихся на уроках иностранного языка в старшей школе, рекомендуется применение к урокам технологии развития критического мышления.
Материал исследования и разработка апробированного урока могут быть использованы учителями общеобразовательных школ при подготовке и проведении урока английского языка, направленного на формирование лексических навыков учащихся старших классов.



1. Алексеев, А. А., Архипова, И. А., Бабий, В. Н. Практикум по возраст¬ной и педагогической психологии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ А. И. Щербакова. - М. : Просвещение, 1987. - 255 с.
2. Английский язык. 10 класс: учеб. Для общеобразоват. учрежд. / О. В. Афанасьева, Дж. Дули, И. В. Михеева, Б. Оби, В. Эванс. - 5-е изд. - М. : Express Publishing : Просвещение, 2012. - 248 с. : ил. - (Английский в фокусе).
3. Апальков, В. Г. Английский в фокусе. 10-11 классы. Программы образовательных учрежд. / Е. Ю. Туйцына. - М. : Просвещение, 2011. - 142 с.
4. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества. / М. М. Бахтин. - М. : Искусство, 1979. - 424 с.
5. Бим, И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Пробл. и перспективы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2103 «Иностр. яз.» / И. Л. Бим. - М. : Просвещение, 1988. - 256 с.
6. Божович, Е. Д. Психологические особенности развития личности под-ростка. / Е. Д. Божович. - М. : Знание, 1979. - 39 с.
7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л. И. Божович. - СПБ. : Питер, 2008. - 400 с.
8. Будагов, P. A. Развитие французской политической терминологии в XVIII в. / Р. А. Будагов. - Л. : ЛГУ, 1940. - 122 с.
9. Бурмакина, Л. В. Ролевые игры на уроках английского языка / Л. В. Бурмакина. - М. : КАРО, 2014. - 144 с.
10. Выготский, Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч.: В 6 т. / А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 1984. - Т 4. - 432 с.
11. Гальскова, Н. Д., Гез, Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез.- М. : Акаде-мия, 2013. - 336 с.
12. Ёсипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Ёсипов Б. П. - М. : Учпедгиз, 1961. - 213 с.
13. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. - М. : Наука, 1982. - 160 с.
14. Загашев, И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития / И. О. Загашев. - СПБ. : Альянс Дельта, 2003. - 389 с.
15. Камянова, Т. Г. Успешный английский. Системный подход к изучению английского языка / Т. Г. Камянова. - М. : Дом славянской письменности, 2008. - 370 с.
16. Корндорф, Б. Ф. Методика преподавания английского языка / Б. Ф. Корндорф. - М. : Просвещение, 1958. - 325 с.
17. Коростелев, В.С. Основы функционального обучения иноязычной лек-сике / В. С. Коростелев. - Воронеж : ВГУ, 1990. - 157с.
18. Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А. А. Леонтьев. - М. : МПСИ, 2003. - 536 с.
19. Маркс, К., Энгельс, Ф. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. - 2-е изд.- М. : Госполитиздат, 1955. - Т 3. - 629 с.
20. Маслыко, Е. А., Бабинская, П. К., Будько, А. Ф., Петрова С. И. Настольная книга преподавателя иностранного языка / А. А. Леонтьев.
- 3-е изд., стереотип. - Мн. : - Вышэйшая школа, 1997. - 522 с.
21. Откупщиков, Ю. В. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии / Ю. В. Откупщиков. - 4-е изд., перераб. - СПБ. : Авалон. Азбука- классика, 2005. - 352 с.
22. Пассов, Е. И. Формирование лексических навыков: учеб. пособие / Е. И. Пассов, Е. С. Кузнецова. - Воронеж : НОУ «Интерлингва», 2002. - 40 с.
23. Рогова, Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе / Г. В. Рогова, И. Н. Верещагин. - М. : Просвещение, 1988. - 239 с.
24. Рогова, Г. В., Рабинович, Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе/ Г. В. Рогова. - М. : Просвещение, 1991. - 287 с.
25. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Практикум к базовому курсу / Е. Н. Соловова. - М. : АСТ, Астрель, 2008. - 192 с.
26. Ушинский К. Д. Три элемента школы // Собр. соч.: В 11 т. / А. М. Еголин. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1948. - Т. 2. - С. 63.
27. Халперн, Д. Психология критического мышления / Н. О. Мальгина, С. Е. Рысев, Л. Л. Царук. - СПБ. : Питер, - 2000. - 512 с.
28. Хуторской, А. В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения / А. В. Хуторской. - М. : МГУ, - 2003. - 416 с.
29. Шахова, Н. И.,Рейнгольд, В. Г.,Салистра В. И.Learn to Read Science. Курс английского языка для аспирантов: Учебное пособие /БреховскихЕ. Э.- 5-е изд., испр. - М. : Флинта. Наука, 2017. - 360 с.
30. Harmer, J. How to teach English. - London : Longman, 1998. - 198 p.
31. Lewis, M. Implementing the lexical approach: Putting theory into practice. - Hove, England : Language Teaching Publications, 1997. - 223 p.
32. Palmer, F. R. Semantics: A New Outline. - M. : Progress, 1992. - 109 p.
33. Spratt, M., Pulverness, A., Williams, M. The Teaching Knowledge Test Course. - 2nd ed. - Cambridge University Press, 2011. - 256 p.
34. Swan, M. How English Works. A Grammar Practice Book with Answers / M. Swan, C. Walter. - Oxford University Press, 2000. - 363 p.
35. Thornbury, S. How to Teach Grammar. - Edinburgh: Pearson, 1999. - 189 p.
36. Ur, P. A Course in Language Teaching. Practice and theory / P. Ur. - Cam-bridge University Press, 2009. - 375 p.
ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
37. Каргина, Е. М. Заимствования - как внешний путь обогащения словарного состава немецкого языка / Е. М. Каргина // Гуманитарные научные исследования, 2014. - № 9 (37). - С. 64-66.
38. Кричевская, К. С. К вопросу о содержании лексических правил в обучении И.Я. / К. С. Кричевская // Иностранные языки в школе. - М. : Просвещение, 1998. - №4. - С. 11-18.
39. Крупская Н. К. Обучение и воспитание в школе // Пед. соч.: В 11т. / Н. К. Гончарова, И. А. Каирова, Н. А. Константинова. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1950. - Т. 3. - С. 265.
40. Кувшинов, В. И. О работе с лексикой на уроках английского языка / В. И. Кувшинов // Иностранные языки в школе. - М. : Просвещение, 1995. - №5. - С. 59-61.
41. Махмутов, М. И. Интеллектуальный потенциал россиян: причины ослабления // Педагогика, 2001. - №10. - С. 91-100.
42. Свирина, Л. О. Об обучении английским лексическим блокам / Л. О. Свирина // Филология и культура, 2012. - №3(29). - С. 283.
43. Сухобская, Г. С. Психологические аспекты проблемного обучения и развитие познавательной активности взрослых учащихся / А. М. Матюшкин, А. В. Брушлинский // Вопросы психологии, 1984. - №5. - С. 47.
44. Фрумкина, Р. М. К вопросу о так называемом «Законе Ципфа» / Р. М. Фрумкина // Вопросы языкознания. - М. : Изд-во Академии наук СССР, 1961.- №2. - С. 122.
45. Ancker, W. P. The Joy of Watching Others Learn: An Interview with Diane Larsen-Freeman / W. P. Ancker // English Teaching Forum. - 1999. - № 4. - p. 2-9.
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
46. Комарова, Е. В. Самоконтроль и самоопределение как основные средства изучения иностранного языка [Электронный ресурс] / Е. В. Комарова // Современные научные исследования и инновации. - 2015а. - № 1. - Режим доступа http://web.snauka.ru/issues/2015/01/45294(дата обращения: 07.06.2018)
47. Комарова, Е. В. Социокультурная компетенция как часть языкового
поликультурного образования средствами иностранного языка [Электронный ресурс] / Е. В. Комарова // Гуманитарные научные исследования. - 20156. -№1.- Режим доступа:
http://human.snauka.ru/2015/01/9423(дата обращения: 07.06.2018)
48. Комарова, Е. В. Формирование лексических навыков в процессе обучения иностранному языку [Электронный ресурс] / Е. В. Комарова // Гуманитарные научные исследования. - 2015в. - № 2. - Режим доступа: http://human.snauka.ru/2015/02/9664(дата обращения: 07.06.2018)
49. Никитин Д. Майкл Свон о преподавании английского языка [Электронный ресурс] / Д. Никитин. - 2015. - Режим доступа:
http: //nikitindima.name/michael_svon_about_teaching_english/ (дата об-ращения: 06.06.2018)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ