ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования лексических навыков на уроках иностранного языка на старшем этапе обучения 7
1.1 Роль и место лексики при обучении иностранным языкам 7
1.2 Трудности, возникающие при работе на лексическом уровне 11
1.3 Общие методические принципы и подходы в формировании
лексических навыков у старшеклассников 18
1.4 Основные этапы работы над лексическим материалом 25
1.5 Психолого-педагогическая характеристика учащихся старших классов 32
1.6 Формирование речевого механизма в процессе усвоения 37
лексики на иностранном языке
Выводы по главе 1 43
Глава 2. Технология развития критического мышления как способ
формирования лексических навыков у учащихся 45
2.1 Теоретические основы развития критического мышления
учащихся 46
2.2 Технология развития критического мышления учащихся 51
2.3 Приемы развития критического мышления учащихся 55
Выводы по главе 2 63
Глава 3. Применение методики развития критического мышления
на уроке 10 класса 65
3.1 Проведение и анализ урока английского языка в 10 классе 66
Выводы по главе 3 78
Заключение 80
Список использованной литературы 82
Приложение 1 87
Приложение 2 88
Приложение 3 89
Приложение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования лексических навыков на уроках иностранного языка на старшем этапе обучения 7
1.1 Роль и место лексики при обучении иностранным языкам 7
1.2 Трудности, возникающие при работе на лексическом уровне 11
1.3 Общие методические принципы и подходы в формировании
лексических навыков у старшеклассников 18
1.4 Основные этапы работы над лексическим материалом 25
1.5 Психолого-педагогическая характеристика учащихся старших классов 32
1.6 Формирование речевого механизма в процессе усвоения 37
лексики на иностранном языке
Выводы по главе 1 43
Глава 2. Технология развития критического мышления как способ
формирования лексических навыков у учащихся 45
2.1 Теоретические основы развития критического мышления
учащихся 46
2.2 Технология развития критического мышления учащихся 51
2.3 Приемы развития критического мышления учащихся 55
Выводы по главе 2 63
Глава 3. Применение методики развития критического мышления
на уроке 10 класса 65
3.1 Проведение и анализ урока английского языка в 10 классе 66
Выводы по главе 3 78
Заключение 80
Список использованной литературы 82
Приложение 1 87
Приложение 2 88
Приложение 3 89
Приложение 4
Данное исследование посвящено актуальной в современном языкознании проблеме формирования лексических навыков у учеников старшей возрастной категории.
Слово - это семиотическая единица речи, некий базис на пути установления коммуникации между людьми. И чем шире и объемнее этот базис, тем проще нам выражать свои мысли, логично выстраивать нашу речь, пони-мать друг друга, а в процессе овладения иностранным языком - улавливать специфику речи, выделять вербальные особенности языка. Вот почему так важно знать и понимать специфику формирования слов, их преобразования в другие части речи и связи с другими словами в словосочетания.
Именно лексика, благодаря осуществлению своей номинативной функции, раскрывает конкретный предмет мысли. «Слова - это имена вещей, явлений, событий, имена всего того, что есть в действительности. Если имя непонятно для слушающего, оно пусто - такого предмета нет. Любая вещь, даже воображаемая, к какой бы области сенсорики она не относилась, может стать заметной, если имеет имя», - говорил Н. И. Жинкин, подчеркивая номинативную функцию лексики [Жинкин, 1982: 24].
Опыт работы старших педагогов доказывает, что если среднестатистический ученик многократно не проговаривает новую лексическую единицу в течение одного урока, если он не прослушивает ее воспроизведение учителями и товарищами, то, скорее всего, она «уйдет» из его памяти сразу же после занятия. Осознание этого требует от учителя английского языка предельного внимания как к выбору упражнений, предназначенных для знакомства с каким-либо лексическим материалом, так и к организации работы с ними.
Очевидно, что к концу обучения в старших классах учащиеся должны овладеть навыками словообразования, лексического оформления экспрессивной речи и научиться понимать лексические единицы при чтении и на слух.
Актуальность работы заключается в том, что для наиболее продуктивной и результативной работы со старшеклассниками требуется своевременно обновлять используемую при обучении лексику, подбирать новые те¬мы, тексты и упражнения, направленные на формирование лексического навыка, так как ранее существовавшие темы и лексические единицы могут устаревать и выходить из круга интересов старших школьников. Это объясняется тем, что старшие школьники идут в ногу со временем, а время приносит с собой все больше новой информации, которая не пройдет мимо внимания современного поколения.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа и обработки научного материала выделить наиболее подходящие для современного старшеклассника методы и способы грамотного формирования лексических навыков при обучении английскому языку, учитывая их возрастное развитие.
Из поставленной нами цели вытекает ряд задач:
1. Сформулировать теоретические основы обучения лексике
2 . Выявить основные этапы работы над лексическим материалом
3 . Изучить различные формы и приемы обучения лексики
4. Рассмотреть психологические особенности учеников старшего звена
5. Применить полученные знания практически, используя изученный теоретический материал при составлении и проведении урока в 10 классе
Объектом исследования являются лексические навыки учеников.
Предметом исследования являются особенности методики организации урока английского языка, направленной на формирование лексических навыков у учеников старшей возрастной категории.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанный нами урок и представленный теоретический материал могут быть использованы в практике работы учителей английского языка общеобразовательной школы при составлении и проведении урока в старших классах.
Методологической базой послужили идеи, изложенные в работах Н. Д. Гальсковой, Е. И. Пассова, Е. С. Кузнецовой, Дж. Хармера, Д. Халперн и других ученых, которые исследуют и разрабатывают методики преподавания английского языка, улучшающие развитие лексических навыков учащихся.
Апробация. Материалы и информация, полученная в ходе нашего ис-следования, были применены и апробированы при составлении и проведении урока в 10 «А» классе МБОУ «СОШ №20» города Ижевска.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и списка используемой литературы.
Во введении подчеркивается и обосновывается актуальность работы, определяются объект и предмет исследования, формируются основные цели исследования и задачи, вытекающие из них.
В первой главе приводится обобщенный теоретический материал, где определяется роль и место лексики при обучении иностранным языкам, даются характеристики основных этапов работы над лексическим материалом, особенности формирования лексических навыков у учеников старшего звена, способы их формирования и трудности, которые могут возникнуть при работе на лексическом уровне.
Во второй главе представляется теоретический материал, а также анализ технологии развития критического мышления, приемы и способы применения данной технологии на уроке в школе, рассматривается возможность адаптации данной технологии на урок английского языка в школе, направленный на развитие лексических навыков учащихся.
Третья глава нашей исследовательской работы посвящена практическому применению технологии развития критического мышления на уроке английского языка в 10 классе в условиях педагогической практики в школе, а также составляется описание, характеристика и анализ разработанного и реализованного урока.
В заключении мы подводим итоги проделанной нами работы, основываясь на первоначальных задачах и целях, представленных во введении к нашей исследовательской работе, а также на основе всех этапов данного исследования.
Методы исследования: применение метода анализа, классификации, метода обобщения и эксперимента.
Материал исследования нашей работы основывается на исследовании методических пособий для учителей - Jeremy Harmer «How to teach Eng¬lish», труды Майкла Суона, Е. И. Пассова и др.; пособий для студентов ВУЗов Н. И. Шаховой, А. А. Алексеева; учебного издания для школьников - «Spotlight 10», а также нами были отобраны и применены в ходе работы статьи таких ученых и педагогов, как Л. О. Свирина, Г. С. Сухобская, Е. В. Комарова и других.
Слово - это семиотическая единица речи, некий базис на пути установления коммуникации между людьми. И чем шире и объемнее этот базис, тем проще нам выражать свои мысли, логично выстраивать нашу речь, пони-мать друг друга, а в процессе овладения иностранным языком - улавливать специфику речи, выделять вербальные особенности языка. Вот почему так важно знать и понимать специфику формирования слов, их преобразования в другие части речи и связи с другими словами в словосочетания.
Именно лексика, благодаря осуществлению своей номинативной функции, раскрывает конкретный предмет мысли. «Слова - это имена вещей, явлений, событий, имена всего того, что есть в действительности. Если имя непонятно для слушающего, оно пусто - такого предмета нет. Любая вещь, даже воображаемая, к какой бы области сенсорики она не относилась, может стать заметной, если имеет имя», - говорил Н. И. Жинкин, подчеркивая номинативную функцию лексики [Жинкин, 1982: 24].
Опыт работы старших педагогов доказывает, что если среднестатистический ученик многократно не проговаривает новую лексическую единицу в течение одного урока, если он не прослушивает ее воспроизведение учителями и товарищами, то, скорее всего, она «уйдет» из его памяти сразу же после занятия. Осознание этого требует от учителя английского языка предельного внимания как к выбору упражнений, предназначенных для знакомства с каким-либо лексическим материалом, так и к организации работы с ними.
Очевидно, что к концу обучения в старших классах учащиеся должны овладеть навыками словообразования, лексического оформления экспрессивной речи и научиться понимать лексические единицы при чтении и на слух.
Актуальность работы заключается в том, что для наиболее продуктивной и результативной работы со старшеклассниками требуется своевременно обновлять используемую при обучении лексику, подбирать новые те¬мы, тексты и упражнения, направленные на формирование лексического навыка, так как ранее существовавшие темы и лексические единицы могут устаревать и выходить из круга интересов старших школьников. Это объясняется тем, что старшие школьники идут в ногу со временем, а время приносит с собой все больше новой информации, которая не пройдет мимо внимания современного поколения.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа и обработки научного материала выделить наиболее подходящие для современного старшеклассника методы и способы грамотного формирования лексических навыков при обучении английскому языку, учитывая их возрастное развитие.
Из поставленной нами цели вытекает ряд задач:
1. Сформулировать теоретические основы обучения лексике
2 . Выявить основные этапы работы над лексическим материалом
3 . Изучить различные формы и приемы обучения лексики
4. Рассмотреть психологические особенности учеников старшего звена
5. Применить полученные знания практически, используя изученный теоретический материал при составлении и проведении урока в 10 классе
Объектом исследования являются лексические навыки учеников.
Предметом исследования являются особенности методики организации урока английского языка, направленной на формирование лексических навыков у учеников старшей возрастной категории.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанный нами урок и представленный теоретический материал могут быть использованы в практике работы учителей английского языка общеобразовательной школы при составлении и проведении урока в старших классах.
Методологической базой послужили идеи, изложенные в работах Н. Д. Гальсковой, Е. И. Пассова, Е. С. Кузнецовой, Дж. Хармера, Д. Халперн и других ученых, которые исследуют и разрабатывают методики преподавания английского языка, улучшающие развитие лексических навыков учащихся.
Апробация. Материалы и информация, полученная в ходе нашего ис-следования, были применены и апробированы при составлении и проведении урока в 10 «А» классе МБОУ «СОШ №20» города Ижевска.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и списка используемой литературы.
Во введении подчеркивается и обосновывается актуальность работы, определяются объект и предмет исследования, формируются основные цели исследования и задачи, вытекающие из них.
В первой главе приводится обобщенный теоретический материал, где определяется роль и место лексики при обучении иностранным языкам, даются характеристики основных этапов работы над лексическим материалом, особенности формирования лексических навыков у учеников старшего звена, способы их формирования и трудности, которые могут возникнуть при работе на лексическом уровне.
Во второй главе представляется теоретический материал, а также анализ технологии развития критического мышления, приемы и способы применения данной технологии на уроке в школе, рассматривается возможность адаптации данной технологии на урок английского языка в школе, направленный на развитие лексических навыков учащихся.
Третья глава нашей исследовательской работы посвящена практическому применению технологии развития критического мышления на уроке английского языка в 10 классе в условиях педагогической практики в школе, а также составляется описание, характеристика и анализ разработанного и реализованного урока.
В заключении мы подводим итоги проделанной нами работы, основываясь на первоначальных задачах и целях, представленных во введении к нашей исследовательской работе, а также на основе всех этапов данного исследования.
Методы исследования: применение метода анализа, классификации, метода обобщения и эксперимента.
Материал исследования нашей работы основывается на исследовании методических пособий для учителей - Jeremy Harmer «How to teach Eng¬lish», труды Майкла Суона, Е. И. Пассова и др.; пособий для студентов ВУЗов Н. И. Шаховой, А. А. Алексеева; учебного издания для школьников - «Spotlight 10», а также нами были отобраны и применены в ходе работы статьи таких ученых и педагогов, как Л. О. Свирина, Г. С. Сухобская, Е. В. Комарова и других.
Развитие лексических навыков англоязычной речи у учащихся старших классов требует внимательного и грамотного подхода учителя английского языка к разработке и проведению урока данного типа. При его составлении важно учитывать стандарты урока, предлагаемые ФГОС, психологические особенности старшеклассников, иметь в виду особенности формирования лексических навыков при обучении иностранному языку в целом.
В процессе данного исследования было выявлено, что к личности учителя выносятся такие требования, как знание этапов формирования лексических навыков у учащихся, владение навыками отбора лексики, умение использовать те приемы и упражнения, которые были бы максимально эффективны в процессе обучения лексическим навыкам и в то же время могли бы способствовать формированию гармонично развитой личности учащихся.
Также удалось установить, что соблюдению всех этих критериев и требований способствует применение к урокам данного типа технологии развития критического мышления. Критический стиль мышления - это составная часть практически всех видов деятельности учащихся, которые могут быть реализованы как на уроке, так и за его пределами - написание эссе, выполнение домашнего задания, поиск различной информации, необходимость выступления перед публикой и т.д. Центральной задачей для учащихся в данном случае становится поиск решений для эффективного нахождения знаний и их критического осмысления. Знания, умения и навыки, полученные в результате такого обучения, являются эффективными помощниками не только в процессе обучения в школе, но и в процессе адаптации учащихся к переменчивым условиям современной жизни.
Таким образом, в целях поиска оптимальных методов и приемов, направленных на эффективное формирование лексических навыков учащихся на уроках иностранного языка, мы изучили различные предлагаемые методики и технологии и остановили свой выбор на технологии развития критического мышления.
Также в ходе исследовательской работы была реализована попытка практического применения данной технологии на уроке 10 класса. Апробация урока английского языка, направленного на развитие лексических навыков учащихся и основанного на применении технологии критического мышления, дала положительные результаты - все цели урока были выполнены, новый лексический материал был понят и усвоен учащимися, а атмосфера урока благоприятствовала доброжелательной коллективной работе.
Таким образом, в целях формирования лексических навыков учащихся на уроках иностранного языка в старшей школе, рекомендуется применение к урокам технологии развития критического мышления.
Материал исследования и разработка апробированного урока могут быть использованы учителями общеобразовательных школ при подготовке и проведении урока английского языка, направленного на формирование лексических навыков учащихся старших классов.
В процессе данного исследования было выявлено, что к личности учителя выносятся такие требования, как знание этапов формирования лексических навыков у учащихся, владение навыками отбора лексики, умение использовать те приемы и упражнения, которые были бы максимально эффективны в процессе обучения лексическим навыкам и в то же время могли бы способствовать формированию гармонично развитой личности учащихся.
Также удалось установить, что соблюдению всех этих критериев и требований способствует применение к урокам данного типа технологии развития критического мышления. Критический стиль мышления - это составная часть практически всех видов деятельности учащихся, которые могут быть реализованы как на уроке, так и за его пределами - написание эссе, выполнение домашнего задания, поиск различной информации, необходимость выступления перед публикой и т.д. Центральной задачей для учащихся в данном случае становится поиск решений для эффективного нахождения знаний и их критического осмысления. Знания, умения и навыки, полученные в результате такого обучения, являются эффективными помощниками не только в процессе обучения в школе, но и в процессе адаптации учащихся к переменчивым условиям современной жизни.
Таким образом, в целях поиска оптимальных методов и приемов, направленных на эффективное формирование лексических навыков учащихся на уроках иностранного языка, мы изучили различные предлагаемые методики и технологии и остановили свой выбор на технологии развития критического мышления.
Также в ходе исследовательской работы была реализована попытка практического применения данной технологии на уроке 10 класса. Апробация урока английского языка, направленного на развитие лексических навыков учащихся и основанного на применении технологии критического мышления, дала положительные результаты - все цели урока были выполнены, новый лексический материал был понят и усвоен учащимися, а атмосфера урока благоприятствовала доброжелательной коллективной работе.
Таким образом, в целях формирования лексических навыков учащихся на уроках иностранного языка в старшей школе, рекомендуется применение к урокам технологии развития критического мышления.
Материал исследования и разработка апробированного урока могут быть использованы учителями общеобразовательных школ при подготовке и проведении урока английского языка, направленного на формирование лексических навыков учащихся старших классов.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ (НА
ПРИМЕРЕ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК)
Дипломные работы, ВКР, лексикология. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Использование интеллект-карт на уроках английского языка на старшем этапе обучения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирования лексических навыков на уроках английского языка yчaщиxcя старшей школы
Дипломные работы, ВКР, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Роль видеоматериалов при обучении аудированию на уроках иностранного языка на среднем этапе обучения
Бакалаврская работа, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - Использование песен для формирования лексических навыков на уроках
английского языка на среднем и старшем этапах обучения
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ
ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКЕ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование лексических навыков на уроках английского языка через создание единого образовательного пространства урочной и внеурочной
деятельности
Дипломные работы, ВКР, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - Особенности обучения письму личного характера на уроках английского языка на среднем этапе обучения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018



