Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОТИВ АДА В СОВРЕМЕННОЙ ЛАГЕРНОЙ ПРОЗЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. КОРОЛЕВА И С. ДОВЛАТОВА)

Работа №48022

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы50
Год сдачи2018
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
460
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Ад «внешний» и «внутренний»: повесть Сергея Довлатова «Зона» 10
Глава 2. Интерпретация мотива ада в романе Анатолия Королева «Быть Босхом» 24
Заключение 42
Список использованной литературы

В литературе всегда присутствуют так называемые вечные сюжеты и мотивы, получившие многократное воплощение в словесности разных стран и эпох. Среди них особое место занимает мотив ада. Он широко представлен в культурах разных народов. Идея потустороннего воздаяния за грехи имеет долгую мифологическую и религиозную историю. Загробный мир, называемый Аменти (Аментес) - место, куда после смерти отправлялись злые души, появляется уже в древних египетских культах. Представление об аде встречается и у других народов: от Месопотамии до Древней Греции и далее, включая славянские страны.
В литературе эта тема тоже зародилась едва ли не с момента ее возникновения. Первые описания ада мы встречаем уже в одном из древнейших литературных произведений - «Эпосе о Гильгамеше», у Гомера в Одиннадцатой Песне «Одиссеи», где представлено, как царь Итаки спускается в Аид, в трагедии Сенеки «Безумный Геркулес», в средневековых рыцарских романах, в «Божественной комедии» Данте, поэме Мильтона «Потерянный рай» и во многих других. В русской литературе мотив ада звучал в творчестве В.А. Жуковского, В. Ф. Одоевского, А. Погорельского, Ф.М. Достоевского. Причем речь идет об аде не только как о месте, куда грешники попадают после смерти, но и о том аде, который творит сам человек на земле, а также о его внутреннем аде. Неслучайно у Достоевского человеческая душа представлена как поле битвы дьявола с Богом. По словам исследователя Т.А. Касаткиной, Достоевский говорит о «мгновенном и мощном преображении земли каждым актом веры и любви человека и об извращении и искажении лика земли каждым напряжением человеческой злой воли или расслаблением безволия и безверия. Не тленное зло и не сиюминутное добро творит человек на земле, но каждым своим деянием проявляет вечную черту одной или другой сущности, непрерывно участвуя в претворении земли в ад или в рай» [Касаткина 2014].
Мотив ада сохранил свою актуальность и в ХХ веке. Он звучал, в частности, в творчестве Александра Блока («Песнь ада», «Возмездие»), Велимира Хлебникова и Алексея Крученых («Игра в аду»), затем - в 1920-1930-е годы (например, «Солнце мертвых» И. Шмелева, «Щепка» В. Зазубрина и т.п.), чему во многом способствовали трагические события нашей истории, прежде всего, Гражданская война и массовые репрессии 1920-1930-х годов.
Этот вечный мотив получил свое развитие и во второй половине ХХ-го века. Особенно показательна в этом плане так называемая «лагерная проза», зародившаяся в 1950-1960-е годы: «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына, «Колымские рассказы» В. Шаламова, «Погружение во тьму» О. Волкова, «Факультет ненужных вещей» Ю. Домбровского, «Одиссея» Е. Федорова и др. Она продолжает свое развитие и на современном этапе, о чем свидетельствуют, в частности, такие произведения, как: «Зона» С. Довлатова, «Быть Босхом» А. Королева, «Авиатор» Е. Водолазкина, «Обитель» З. Прилепина и др.
Устойчивый интерес писателей к теме ада, сохраняющийся и сегодня, свидетельствует об актуальности нашего исследования.
Предметом анализа в данной работе является функционирование мотива ада в современной «лагерной прозе».
Объект анализа — повесть С. Довлатова «Зона: Записки надзирателя» (1982) и роман А. Королева «Быть Босхом» (2004).
Выбор этого литературного материала обусловлен рядом причин. Прежде всего, необычностью трактовки темы лагеря, так как оба писателя находились там не в качестве заключенных, как большинство авторов «лагерной прозы», а в числе тех, кто их охранял и следил там за соблюдением порядка. Причем и С. Довлатов, и А. Королев несли службу в лагере для уголовников, а не для политических преступников. В их произведениях отразился особый угол зрения. Если произведения, условно говоря, классической «лагерной прозы» по преимуществу написаны в русле реалистической традиции, то книги С. Довлатова и А. Королева скорее близки модернистской и постмодернистской литературе, что также объясняет особое место, которое они занимают в «лагерной прозе».
Теме лагеря посвящено большое количество научных исследований: диссертации, статьи, разделы в учебных пособиях [см. в частности: Ю.В. Малова 2003; Л. Тимофеев 1991; Л.С. Старикова 2015; С.С. Бойко 2015 и др.]. Из широкого круга работ, выделим две - Ю.В. Маловой и Л.С. Стариковой, в которых представлена история формирования «лагерной прозы» и дается ее определение.
Ю.В. Малова в своей диссертации «Становление и развитие «лагерной прозы» в русской литературе XIX-XX вв.» справедливо отмечает, что «возникновение этой прозы - явление уникальное в мировой литературе. (...) Все, что написано о лагерях, тюрьмах, острогах - это своеобразные исторические и человеческие документы, дающие богатую пищу для размышлений о нашем историческом пути, о природе нашего общества и, что немаловажно, о природе самого человека, которая наиболее выразительно проявляется именно в чрезвычайных обстоятельствах, какими и были для писателей - «лагерников» страшные годы тюрем, острогов, каторги, ГУЛАГа» [Малова 2003, с. 125-136].
В приведенном высказывании, прежде всего, акцентируем внимание на том, что «лагерная проза» - это не только произведения о лагере, о реально бывшем и пережитом. Образ лагеря в них представляет модель общества на определенном этапе его развития. Для писателя это и своеобразная «экспериментальная» площадка, позволяющая выявить «природу человека, которая наиболее выразительно проявляется именно в чрезвычайных обстоятельствах» [Малова 2003, с. 136].
Л.С. Старикова в своей статье «’’Лагерная проза” в контексте русской литературы ХХ века: понятие, границы, специфика», основываясь на анализе научно-критических исследований, а также на изучении произведений, посвященных этой теме, дает следующее развернутое определение данного понятия:
«Лагерная проза - тематическое направление, проявившееся в развитии русского литературного процесса конца 50-х - 90-х гг. XX в., создающее художественный образ лагеря в творческой рефлексии писателей (очевидцев, наблюдателей со стороны, тех, кто не видел вообще или изучал по архивам, воспоминаниям)» [Старикова 2015, с. 173].
Исследователь выделяет следующие черты, позволяющие определять то или иное произведение как феномен «лагерной прозы»:
«1. Общая тематика и проблематика: тюрьма, зона/лагерь, система ГУЛАГа в целом, несвобода, экзистенциальные мотивы, восприятие смерти и жизни, материального и духовного.
2. Автобиографический характер повествования, что обусловлено личным опытом писателей.
3. Документальность и связь с историей (лагеря существовали и развивались в определенный исторический период), но документальность в большей степени поэтическая, художественно воплощенный документ о человеке и его ощущениях.
4. Конкретность описаний, бытовое восприятие действительности (как следствие документальности).
5. Художественный образ лагеря, воссоздаваемый в индивидуально - авторских картинах мира.
6. Особое пространство: лагерь как остров, отделенный от материка, Москвы и свободной жизни; образ зоны как ада, «мертвого дома»; образ лагеря как недолжного бытия с перевернутыми ценностными представлениями.
7. Особая психология человека, оказавшегося в пограничье, пытающегося разобраться в «новом» миропорядке и сохранить индивидуальные черты, собственные границы; философское осмысление человека в ситуации несвободы.
8. Особая авторская рефлексия над текстом, основанная на собственном опыте, отражающая психологические и нравственные изменения человеческой души после испытания адом лагерного быта» [Старикова 2015, с. 173].
В дальнейшем мы будем учитывать выделенные Л.С. Стариковой приметы «лагерной прозы», поскольку они проявляются и в произведениях С. Довлатова и А. Королева, которые мы избрали в качестве основного объекта изучения.
Цель нашего исследования - выявить особенности интерпретации мотива ада в повести С. Довлатова «Зона» и в романе А. Королева «Быть Босхом».
Эта цель предполагает решение следующих задач:
1. исследовать особенности изображения лагеря в данных произведениях с учетом авторской повествовательной стратегии и специфики сюжетно-композиционной структуры;
2. прояснить своеобразие образа главного героя-повествователя;
3. определить семантику мотива ада в анализируемых произведениях;
4. выяснить роль и функции мотива ада в художественной структуре произведений.
Научная новизна нашего исследования продиктована, во-первых тем, что «Зона» С. Довлатова и «Быть Босхом» А. Королева в сопоставительном плане пока еще не рассматривались, во-вторых, трансформация мотива ада в этих произведениях не являлась самостоятельным предметом изучения .
В своей работе мы будем опираться на определение «мотива», данное в И. В. Силантьевым в труде «Поэтика мотива»:
«Мотив - это повествовательная семантическая и эстетическая единица, способная варьироваться в фабуле, потенциально содержащая в себе возможность развития сюжета, тесно связанная с темой, повторяющаяся как в рамках одного текста, так и ряде произведений одного автора. (...) Мотив в художественном произведении может быть представлен словом или словосочетанием, репрезентирующим признак, черту, психологическое состояние героя либо действие, связанное с конкретным персонажем и обстоятельствами» [Силантьев 2004, с. 96].
Методы анализа: материал изучения и поставленные задачи предполагают обращение к биографическому, структурно-семантическому и мотивному методам анализа.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материал нашей выпускной квалификационной работы может быть использован в учебно-педагогической практике, в лекционных курсах и спецкурсах по современной русской литературе.
Теоретической и методологической основой нашей работы послужили труды Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, А.Н. Веселовского, Б.М. Гаспарова, И.В. Силантьева, посвященные анализу художественной структуры, в том числе и мотивной структуры произведений; работы Ю. Кристевой, И.П. Ильина, И.С. Скоропановой, М.Н. Липовецкого и Н.Л. Лейдермана, О.В. Богдановой, посвященные различным аспектам постмодернизма и особенностям современного литературного процесса.
Апробация. Основные идеи второй главы нашей работы были апробированы в статье «Мотив ада в романе Анатолия Королева «Быть Босхом»», написанной в соавторстве с моим научным руководителем - Т.Г. Прохоровой. Статья была опубликована в сборнике, подготовленном по материалам II международной научной конференции, проведенной в Праге, в мае 2017-го года «Text. Literarywork. Reader».
Структура нашего выпускного квалификационного исследования отражает последовательность решения поставленных в нем задач, а также хронологическую последовательность, в которой написаны изучаемые произведения. Работа состоит из введения, двух глав и заключения, в котором подводятся итоги исследования , и осуществляется сопоставительный анализ анализируемых произведений, и списка литературы, включающего 54 позиции.
Первая глава посвящена рассмотрению особенностей трактовки мотива ада в повести С. Довлатова «Зона» (1982), вторая - выявлению мотива ада в романе А. Королева «Быть Босхом» (2004).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании осуществленного нами анализа функционирования мотива «ада» в лагерной прозе С. Довлатова и А. Королева мы пришли к следующим выводам.
1. Произведения С. Довлатова и А. Королева представляют так называемую «новую лагерную прозу», в которой мир лагеря изображается с иной точки зрения, чем это было в произведениях писателей 1950-1980-х годов (А.И. Солженицына, В.Т. Шаламова, Б.Н. Ширяева, О.В. Волкова, Ю.О. Домбровского и др.), где повествование велось с точки зрения жертв тоталитарного режима. «Новизна» подхода современных писателей к его разработке выражена в том, что в повести С. Довлатова «Зона» и в романе А.Королева «Быть Босхом» мы видим «ад» лагеря не с точки зрения «жертвы» или «палача», а с позиции человека культуры, который соотносит увиденное в лагере со своими размышлениями о творчестве, о месте человека в этом мире. Отсюда - характер философского подтекста в этих произведениях.
2. В «Зоне» С. Довлатова и «Быть Босхом» А. Королева проявляются черты постмодернистского мировосприятия, которому присуще: деконструкция, представление о мире как о тексте, множественность точек зрения. В анализируемых произведениях проявляются черты «нового автобиографизма». И у Довлатова, и у Королева герои-повествователи рассказывают о реально случившемся, но одновременно этот автобиографизм является отражением постмодернистского сознания, поэтому автобиографические герои-повествователи сами становятся частью мира как текста.
3. «Зона» С. Довлатова и «Быть Босхом» А. Королева являют собой пример метапрозы, что определяет и специфику их художественной структуры. Произведения написаны как текст в тексте, как роман в романе. В каждом из анализируемых произведений герой-повествователь представлен не только как надзиратель (в повести «Зона») или как дознаватель в дисциплинарном батальоне (в романе «Быть Босхом»), но и как писатель, который не просто переживает увиденное и не просто проживает в лагерном «аду», но переосмысляет этот «ад» в контексте своих представлений о человеке и мире, о творчестве.
4. В повести «Зона» наличие двух автобиографических повествователей (писателя и надзирателя) позволяет представить разные аспекты и разные стадии восприятия лагерного ада: а) вначале лагерь представлен как место, где происходит конфликт ужасного с чудовищным, где герой сознает свою чуждость этому «аду»; б) затем он понимает, что между надзирателями и заключенными границы размыты. И те, и другие - пленники «ада», причем этот плен продолжается и после того, как они покидают лагерь; в) в результате автобиографический герой приходит к осознанию того, что мир абсурден по определению, в нем утрачено представление о норме. Человек является частью этого абсурдного мира, поэтому «ад внутри нас», «это мы сами». Трансформация мотива ада позволяет увидеть и постепенное сближение жизненных позиций двух рассказчиков - Сергея Довлатова и Бориса Алиханова.
5. В романе «Быть Босхом» мотив ада связывает «реальный сюжет» о лагере с «книжным» сюжетом романа о Босхе, который пишет герой- повествователь, с аллюзивными мотивами, отсылающими к «Божественной комедии» Данте. Мотив ада у А. Королева воплощается в целом ряде символических образов, связанных с нечистой силой, дьяволом, грехом (дракон, сова, свинья, собака, луна, ночь и ослепительный свет, а также одорические образы (удушающий запах извести, заменяющий «адский» запах серы). Но в итоге, несмотря на различия манеры письма у Королева, как и у Довлатова, тоже представлены три основные стадии развития мотива ада: а) реальность преломляется через «босховские» и «дантовские» образы и сюжеты; б) впечатления от лагеря определяют взгляд главного героя на Босха и его картины; в) как и у Довлатова, происходит отражение внешнего ада в душе главного героя.
Мы полагаем, что наша работа имеет свои перспективы. Изучение особенностей интерпретации мотива ада интересно продолжить на материале других произведений «новой лагерной прозы», прежде всего, - романов З. Прилепина «Обитель» и Е. Водолазкина «Авиатор», которые позволят выявить новые повороты в развитии интересующей нас темы.



1. Довлатов С. «Зона»: (Записки надзирателя) / Сергей Довлатов. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. - 224 с.
2. Довлатов С.Д. Собрание прозы в 3-х т. Т.1. / Сергей Довлатов. - СПб.: «Лимбус Пресс», 1995. - 415 с.
3. Королев А. «Быть Босхом»: Роман. - М.: Гелеос, 2004. - 310 с.
Дополнительные источники
4. Данте Алигьери Божественная комедия / Данте Алигьери; пер. с ит. О. Чюминой. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. - 512 с. - (Азбука-классика).
5. Блок А. Стихотворения. Поэмы. Театр. - М.: «Художественная литература», 1968. - С. 347-350.
6. Бродский И. О Сереже Довлатове // Звезда, 1992. - №2. - С. 6.
7. Достоевский Ф.М. Записки из Мертвого дома // Достоевский Ф.М. Собр. соч. В 15-ти т. Т. 3. - M-J1: Худож. лит., Ленингр. отд-ние, 1972. - С. 205-481.
8. Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ // Солженицын А.И. Малое собрание сочинений. Т. 5. - М.: ИНКОМ НВ, 1991. - 432с.; Т. 6. - М.: ИНКОМ НВ, 1991. - 432 е.; Т. 7. - М.: ИНКОМ НВ, 1991. - 384 с.
9. Солженицын А.И. В круге первом. Роман / С 3 допол. автора, ст. и примеч.
М. Петровой. - М.: Наука, 2006. - (Российская академия наук. Литературные памятники).
10. Солженицын А.И. Один день Ивана Денисовича // Солженицын А.И. Малое собрание сочинений. Т. 3. - М.: ИНКОМ НВ, 1991, - С. 5-111.
11. Шаламов В.Т. Колымские рассказы. - М.: Современник, 1991. - 526 с.
II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
12. Бердяев Н.А. Духовное состояние современного мира / Н. А. Бердяев // Путь, 1932. - № 35. - С. 56-68.
13. Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики / Н.А. Бердяев. - Париж: Современные записки, 1931. - 320 с.
14. Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов // Веселовский А.Н. Историческая поэтика. - М., 1940. - 307 с.
15. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе XX в. / Б.М. Гаспаров. - М.: Наука, 1994. - 304 с.
16. Ильин И.А. Основы христианской культуры / И.А. Ильин. - М.: Эксмо, 2011. - 704 с.
17. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения / Д.С. Лихачев // Вопросы литературы, 1968. - №8. - С. 74-87.
18. Лотман Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман. - М.: Искусство, 1970. - 383 с.
19. Силантьев И.В. Поэтика мотива / И.В. Силантьев. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 296 с.
II. НАУЧНО-КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
20. Богданова О.В. Постмодернизм и современный литературный процесс: автореф. дисс... канд. филол. наук: 10.01.01 / О.В. Богданова. - СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2003. - 481 с.
21. Бойко С.С. «Лагерная проза» как этап формирования литературы нового типа / С.С. Бойко // Новый филологический вестник. - М., 2015. - №3(34). - С. 65¬81.
22. Брагинская Н.В. Экфрасис как тип текста (к проблеме структурной классификации) / Н.В. Брагинская. - М.: Наука, 1977. - С. 259-283.
23. Власова Ю.Е. Жанровое своеобразие рассказов С.Довлатова: автореф. дисс... канд. филол. наук: 10.01.01 / Ю.Е. Власова. - М.: Росс.ун-т дружбы народов, 2001. - 204 с.
24. Газарова Д. Ад аду рознь или семантико-прагматические особенности «лагерной прозы» Солженицына, Шаламова и Довлатова: статья канд. филол. наук. / Д. Газарова. - Ереван: Вестник Ереванскогоунив-та. Русская филология, 2016. - №1(4). - 82 с.
25. Генис А.А. Довлатов и окрестности / А.А. Генис. - М.: Вигриус, 1999. - 301 с.
26. Доброзракова Г.А. Поэтика С.Д. Довлатова в контексте традиций русской литературы XIX-XX веков: автореф. дисс.канд. филол. наук: 10.01.01 / Г.А. Доброзракова. - М.: Росс.ун-т дружбы народов, 2012. - 425 с.
27. Касаткина Т.А. Священное в повседневном: Двусоставный образ в произведениях Ф.М. Достоевского / Т.А. Касаткина. — М.: ИМЛИ РАН, 2015. — 528 с.
28. Климутина А.С. Этика и онтология в романе А. Королева «Человек-язык» / А.С. Климутина. - Томск: Русская литература в XX веке: имена, проблемы, культурный диалог: Сборник статей, 2006. - №8. - 180 с.
29. Климутина А.С. Поэтика прозы А. Королева: текст и реальность: Дис... канд. филол. наук: 10.01.01 / А.С. Климутина. - Томск: Том. гос. ун-т, 2009. - 225 с.
30. Личманова Т.О. Феномен «нового автобиографизма» в прозе А.Варламова, О. Павлова, М. Шишкина / Т.О. Личманова // Историческая и социально-образовательная мысль, 2014. - С. 259-262.
31. Малова Ю.В. Становление и развитие «лагерной прозы» в русской литературе XIX-XX вв: автореф. дисс...канд. филол. наук: 10.01.01 / Ю.В. Малова.
- Саранск: Мордов-й гос.ун-т им. Н.П. Огарева, 2003. - 236 с.
32. Малыгина Н.М. «Тюремная повесть» Сергея Довлатова / Н.М. Малыгина // Рус.словесность, 1996. - №5. - С.57-63.
33. Маркова Т.Н. Интермедиальный код в новейшей русской прозе / Т.Н. Маркова. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2014. - С. 496-515.
34. Пахомова С.С. Повествовательные стратегии в современной прозе (П. Крусанов, В. Шаров, А. Королев): Дис... канд. филол. наук: 10.01.01 / С.С. Пахомова. - СПб.: Рос.гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, 2012. - 223 с.
35. Прохорова Т.Г., Шокурова Е.С. Мотив ада в романе Анатолия Королева «Быть Босхом» // Text. Literary work.Reader.: Materials of the II international scientific conference on May 20-21, 2017. Prague: Vedeckovydavatelske' centrum “Sociosfera-CZ” , 2017 - p. 66-70.
36. Семьян Т.Ф., Григорьева М.А. Визуализация в прозе А. Королева / Т.Ф. Семьян, М.А. Григорьева // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та, 2012. - №.2. - 43 с.
37. Старикова Л.С. Жанровое своеобразие повести С. Довлатова «Зона» / Л.С. Старикова. - Екб.: Урал. гос. пед.ун-т, ин-т филологии, культурологии и межкультур. коммуникации, каф. современ. рус. лит, 2014. - С.96-105.
38. Старикова Л.С. «Лагерная проза» в контексте русской литературы ХХ века: понятие, границы, специфика / Л.С. Старикова // Вестник КемГУ, 2015. - №4(2).
- С. 169-174.
39. Сухих И.Н. Сергей Довлатов: время, место, судьба. - СПб.: Азбука, Азбука- Аттикус, 2010. - 288 с.
40. Тимофеев Л. Поэтика лагерной прозы: первое чтение «Колымских рассказов» В. Шаламова / Л. Тимофеев. - М.: «Октябрь», 1991. - №3. - С. 182-195.
41. Федотова Ю.В. Проза С.Довлатова: экзистенциальное сознание, поэтика абсурда: автореф. дисс... канд. филол. наук / Ю.В. Федотова. - Череповец: Череповец.гос. ун-т, 2006. - 22 с.
42. Чащинов Е.Н. Роман А. Королева «Эрон»: поэтика, проблематика, контекст: Дис. канд. филол. наук: 10.01.01 / Е.Н. Чащинов. - Пермь: Пермский гос. нац. исслед. ун-т, 2015. - 211 с.
43. Шейко-Маленьких С.И. Поэтика русского постмодернизма в прозе 1990-х
годов (мир как текст): Дис. канд. филол. наук: 10.01.01 / С.И. Шейко-
Маленьких. - СПб.: Рос.гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, 2004. - 162 с.
IV. УЧЕБНАЯ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
44. Андреева В., Куклев В., Ровнер А. Энциклопедия. Символы, знаки, эмблемы / В.Андреева, В.Куклев, А.Ровнер. - М.: Астрель: АС, 2006 - 624 с.
45. Жюльен Надя. Словарь символов: иллюстрированный справочник: пер. с фр.: С. Каюмов, И. Устьянцева / Н. Жюльен. - Челябинск: Урал LTD, 1999. - 498 с.
46. Лейдерман Н.Л. Современная русская литература: 1950 - 1990-е годы в 2 т. / учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. Т.2. 1968 - 1990 / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 688 с.
47. Русские писатели 20 века: Биографический словарь / Гл. ред и сост. П.А. Николаев. - М.: Большая Российская энциклопедия; Рандеву. - А.М., 2000. - 808 с.
48. Тельцын В.Л., Багдасарян В.Э., Орлов И.Б. Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия / В.Л. Тельцын, В.Э. Багдасарян, И.Б. Орлов. - М.: Локид-Пресс, Рипол Классик, 2005. - 490 с.
V. ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
49. Вознесенский А. «Россия как государство - выставка» (Интервью с А.
Королевым) [Электронный ресурс] / А. Вознесенский // Независимая газета. - 2004. Режим доступа: http://www.ng.ru/fakty/2004-03-11/1_korolev.html,
свободный. - Проверено 10.06.2018.
50. Королев А.В. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://litinstitut.ru/content/korolev-anatoliy-vasilevich, свободный. - Проверено 10.06.2018.
51. Краткая энциклопедия символов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.symbolarium.ru/index.php/Сера, свободный. - Проверено 10.06.2018.
52. Кукулин И.В. Про мое прошлое и настоящее [Электронный ресурс] / И.В.
Кукулин // Знамя, 2002. - №10. Режим доступа:
http://magazines.russ.ru/znamia/2002/10/kuk.html,свободный. - Проверено 10.06.2018.
53. Липовецкий М.Н. ПМС (постмодернизм сегодня) [Электронный ресурс] /
М.Н. Липовецкий // Знамя, 2002. - №5. Режим доступа:
http://magazines.russ.ru/znamia/2002/5/lipov.html,свободный. - Проверено 10.06.2018.
54. Литературный словарь терминов [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://litdic.ru/bashnya-iz-slonovoj-kosti/, свободный. - Проверено 10.06.2018.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ