Оценка роли онлайн торговли на потребительском рынке Москвы и прогноз ее развития в среднесрочной перспективе (Методы исследования в торговом бизнесе, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова)
Проанализировано развитие розничной онлайн-торговли в России в 2011-2018 годы (подробно за 2017 год).
Проведен анализ рынка онлайн-торговли в Москве за 2017 год.
Введение 3
Глава 1. Общие положения об онлайн-торговли 5
1.1 Понятие онлайн-торговли 5
1.2 Проблемы правового регулирования онлайн-торговли в России 10
Глава 2. Состояние онлайн-торговли в России 15
2.1 Характеристика рынка онлайн-торговли в России 15
2.2 Портрет и распределение Интернет-покупателей по регионам 24
2.3 Оценка роли онлайн-торговли на потребительском рынке Москвы 29
Глава 3. Перспективы и проблемы развития онлайн-торговли в России 34
Заключение 39
Список литературы 41
Торговля, как одно и важнейших составляющих общества и человеческой культуры, всегда следовала за развитием технологий, упрощая и оптимизируя воз¬можные каналы сбыта продукции. Совре-менное развитие технологий существенно меняет подход к ведению бизнеса и торговли. Открываются новые возможности как для розничной, так и для оптовой торговли. За последнее десятилетие электронная торговля стала привычной для широкой части населения России
Рынок онлайн-торговли в России растет очень стремительно, оказывая неотъемлемое влияние на экономику страны. В сфере торговли все большее количество предприятий обычного формата выходят на электронный рынок. Он представляет огромный интерес для развития бизнеса, так как открывает перед ним новые возможности. В Интернете существует множество неосвоенных или мало освоенных ниш, он открывает возможности для расширения географии сбыта.
Не смотря на то, что уже сегодня Россия лидирует среди европейских стран по количеству пользователей интернетом, уровень его проникновения продолжает расти.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что онлайн-торговля стала одним из наиболее динамично раз¬вивающихся технологичных рынков в мире, который определяет развитие торговли в целом.
Целью работы является оценка роли онлайн-торговли на потребительском рынке и прогноз ее развития в среднесрочной перспективе.
Задачи данного исследования следующие:
раскрыть общие положения об онлайн-торговле;
провести анализ состояния онлайн-торговли в России;
рассмотреть перспективы и проблемы онлайн-торговли в России.
Объектом данной работы является онлайн-торговля в России.
Предметом исследования являются основные тенденции и особенности развития онлайн-торговля в России.
Методы исследования: общенаучные методы познания, анализ соответствующей литературы, сбор и анализ статистических данных и метод экономического прогнозирования.
Научная новизна работы заключается в том, что она является комплексно-аналитическим исследованием в области статистического анализа и прогноза онлайн-торговли в России по последним данным.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы. Первая глава работы «Общие положения об онлайн-торговли состоит из двух параграфов, в которых рассмотрены понятие онлайн-торговли и проблемы правового регулирования онлайн-торговли в России, как главный фактор, тормозящий развитие данного рынка. Во второй главе «Состояние онлайн-торговли в России», которая состоит из двух параграфов, освещены характеристика рынка онлайн-торговли и его покупатели. В третьей главе под названием «Перспективы и проблемы развития онлайн-торговли в России» рассмотрены основные проблемы онлайн-торговли в России и направления ее развития.
В узком смысле, онлайн-торговля – это торгово-закупочная деятельность в сети Ин¬тернет. В настоящее время во всем мире и в России идет стремительный рост всех её составляющих.
По данным агенства Data Insight крупнейшими рынками электронной торговли в мире является Китай, США и Велико¬британия. Россия занимает 6 место по объему розничной Интернет-торговли.
Объем розничной онлайн-торговли материальных товаров в России в 2018 году составил 1,150 млрд. руб., превысив прошлый год на 19%.
Что касается динамики прошлых лет, то особенно бурным рост объема онлайн-торговли был в период с 2011 по 2014 годы (от 31 до 35%). В 2015 году имело место существенное уменьшение роста до 16% (последствия кризиса), затем, в 2016-2018 годы рост составлял от 19 до 23%.
Стоит отметить, что стоимость среднего чека интернет-покупки уже второй год подряд снижается и рост объёма продаж обусловлен ростом численности покупателей и повышением количества заказов на покупателя.
Самыми популярными товарными кате¬гориями интернет-покупок являются электроника и быто¬вая техника (40%), одежда, обувь и аксессуары (24%). Наибо¬лее перспективными, за последние несколько лет, по оценкам издания InSales, стали пять клю¬чевых категорий: «Товары для дома», «Автозап¬части», «Стройматериалы», «Аксессуары» и «Подарки». Наиболее слабый рост был отмечен в категориях «Цветы», «Косметика и парфюмерия», а также «Печатные книги».
Согласно данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), центром Интернет-торговли в России, как обычно, является Москва. Серьезную долю оборота имеют такжеПетербург и Московская область. Суммарно эти три региона занимают половину всего объема рынка.
По федеральным округам самая большая доля приходится на Центральный федеральный округ (46,9%), затем идут Северо-Западный ((15,3%) и Приволжский (13,1%). Меньше всего приходится на Северо-Кавказский федеральный округ (1,5%).
Согласно прогнозу агенства Data Insight, при сохранении существующих трендов к 2023 году, российский розничный рынок вырастет более чем в 2 раза до 2,4 трлн. рублей при среднегодовых темпах роста 16%.
Это обусловлено объективными обстоятельствами:
легкость приобретения клиентом интернет-магазина необходимого товара;
невысокая стоимость рекламы товара в интернет-магазине;
высокое качество контакта покупателя;
личный психологический комфорт клиента интернет-магазина;
легкий доступ к получению интересующей информации.
Среди недостатков онлайн-торговли можно выделить:
возможность мошенничества со стороны интернет-магазина;
невозможность клиентом оценить товар из интернет-магазина;
несовершенства и недочёты системы интернет-продаж.
Эти проблемы подлежат скорейшему решению для дальнейшего развития онлайн-торговли.
Таким образом, при решении представленных в работе проблем онлайн-торговли и большему развитию ее преимуществ, данный сегмент торговли в России будет расти более высокими темпами и станет одним из самых перспективных рынков в России.
1. Федеральный закон РФ «О таможенном регулировании в Российской Фе¬дерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 289-ФЗ от 03.08.2018 (в ред. от 28.11.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2018. – №32 (часть I). – Ст. 5082.
2. Постановление Правительства РФ «Об утвержде¬нии Правил продажи товаров дистанционным способом» от 27.09.2007 № 612 (в ред. от 04.10.2012) // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 41. Ст. 4894
3. Проект «Стратегия развития электронной торговли в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] / Официальный сайт Минпромторга. – 2014-2019. – Электронные данные. – Режим доступа: http://minpromtorg.gov.ru/docs/fflproekLstrategiya_razvitiya_elektronnoy_ torgovlLv_rossiyskoyJederaciLna_period_do_2025_goda (дата обращения: 10.03.2019)
Периодические издания
4. Беляев, Э. И. Анализ деятельности интернет-магазинов на территории РФ / Э.И. Беляев, Е.В. Чайкина // Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии в развитии социально-экономических систем». – Севастополь:Севастопольский государственный университет. – 2018. – С. 28-32
5. Бочкова, Е.В. Обзор рынка Интернет-торговли в России / Е. В. Бочкова, В. Д. Галкин // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – №4.
6. Коршикова, М. С. Современное состояние и перспективы развития электронной коммерции в России / М. С. Коршикова // Сборник статей по материалам XIV международной научно-практической конференции «Научный форум: экономика и менеджмент». – М.: Общество с ограниченной ответственностью «Международный центр науки и образования». – 2018. – С. 56-60
7. Маркова, С. В. Интернет-торговля и её развитие в современном мире / С. В. Маркова, А. Я. Габдуллина, И. Ф. Мухаметзянова, Л. И. Файзрахманова // Сборник статей II Международного научно-исследовательского конкурса. – Пенза: «Наука и Просвещение», 2019. – С. 145-147
8. Сафронова, А. А. Свобода договора в онлайн-торговле / А. А. Сафронова //Сборник статей VI Межвузовской научно-практической конференции им. К.И. Малышева «Актуальные проблемы гражданского права и гражданского судопроизводства». – Челябинск: Челябинский государственный университет. – 2018. – С.171-175
9. Тимаков, А. Интернет-торговля: ограничения и запреты / А. Тимаков // ЭЖ-Юрист. – 2016. – № 17-18
10. Хохлова, Е. А. Электронная торговля: проблемы и пути их решения в современных условиях / Е. А. Хохлова // Сборник статей II Международного научно-исследовательского конкурса. – Пенза: «Наука и Просвещение», 2019. – С. 62-66
11. Ющенко, И.В.Анализ рынка электронной коммерции в Российской Федерации / И. В. Ющенко, Д. Е. Демьянова // Материалы Международной научно-практической конференции «Региональные детерминанты и закономерности развития экономики». – Ставрополь: Филиал ФГБОУ ВО "Московский технологический университет" в г. Ставрополе. – 2018. – С. 56-65
Электронные ресурсы
12. Будущее электронной коммерции: прогноз до 2026 года [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.ecwid.ru/blog/future-of-ecommerce-2026.html (дата обращения: 13.03.2019)
13. Данные по eCommerce в Москве: исследование московского правительства [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://e-pepper.ru/news/dannye-po-ecommerce-v-moskve-issledovanie-moskovskogo-pravitelstva.html (дата обращения: 15.03.2019)
14. Дополненная реальность в браузере: первые примеры в России от Ozon [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://vc.ru/marketing/52371-dopolnennaya-realnost-v-brauzere-pervye-primery-v-rossii-ot-ozon (дата обращения: 13.03.2019)
15. Количество интернет-магазинов в Москве выросло за год на 7% [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://d-russia.ru/kolichestvo-internet-magazinov-v-moskve-vyroslo-za-god-na-7.html (дата обращения: 15.03.2019)
16. Мелешков, С. E-commerce в России. Портрет покупателя /С. Мешков // [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.mskit.ru/news/n161373 (дата обращения: 13.03.2019)
17. Онлайн-торговля в Москве растет вдвое быстрее рынка офлайн-розницы [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.mos.ru/news/item/43814073/ (дата обращения: 15.03.2019)
18. Развитие розничной онлайн-торговли в России [Электронный ресурс] / По данным Яндекс.Маркета и компании GfK // Режим доступа: https://yandex.ru/company/researches/2018/market_gfk (дата обращения: 13.03.2019)
19. Рынок интернет-торговли в 2017 году, данные АКИТ [Электронный ресурс]/ / Режим доступа: https://e-pepper.ru/news/rynok-internet-torgovli-v-2017-godu-dannye-akit.html (дата обращения: 13.03.2019)
20. Топ-10 самых популярных интернет-магазинов в России в 2018г. [Электронный ресурс] / Познавательный ресурс TheBiggest.ru. – 2017-2019 // Режим доступа: https://thebiggest.ru/drugoe/samye-populyarnye-internet-magaziny-rossii.html (дата обращения: 11.03.2019)
21. Data Insight: интернет-торговля в России 2018 [Электронный ресурс] / Официальный сайт ООО «Дата Инсайт». – Электронные данные. – Режим доступа: https://www.shopolog.ru/metodichka/analytics/data-insight-internet- (дата обращения: 13.03.2019)