Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ

Работа №47984

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2018
Стоимость4395 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
915
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Формирование лексических навыков на старшем этапе обучения иностранному языку 7
1.1 Структура лексического навыка в обучении иностранному языку 7
1.2 Процесс образования лексического навыка 10
1.3 Приемы формирования лексических навыков 15
Глава 2 Основные принципы, понятия мнемотехники и особенности использования ее в старшем школьном возрасте 26
2.1 История развития и принципы мнемоники 26
2.2. Особенности работы памяти в среднем школьном возрасте 33
2.3 Особенности использования средств мнемотехники при формировании
лексического навыка 37
Глава 3 Приемы мнемотехники и результаты опытно-экспериментальной работы по применению их для формирования лексического навыка учащихся десятых классов на уроках английского языка 47
3.1 Мнемонические приемы как способ повышения эффективности при
формировании лексических навыков 47
3.2 Содержание, ход и результаты опытно-экспериментальной работы... 55
3.3 Практическая разработка методики использования мнемотехнических
приемов для формирования лексических навыков на старшем этапе обучения иностранному языку на материале учебника «Spotlight. 10 класс» 63
Заключение 68
Список использованной литературы 71
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3


В современном мире произошли перемены в политической, экономической, общественной жизни, что способствовало преобразованиям в других сферах, в том числе в межкультурной коммуникации. Развитие международных связей определяет перед школой задачу организации школьного образования таким образом, чтобы учащиеся могли быть участниками межкультурной коммуникации на изучаемом языке. Одним из главных международных языков общения в наше время является английский язык.
Курс обучения английскому языку в школе включает формирование у учащихся грамматических, языковых, коммуникативных, социокультурных и лексических навыков. Высокая значимость навыков правильного словоупотребления и словообразования при освоении иноязычной речи обусловлена тем, что слово представляет собой минимальную единицу языка, которая передает смысл и с которой начинается коммуникация. На уровне слова осваивается и произношение, и умение воспринимать слова на слух, умение читать, а потом и умение писать на иностранном языке. В процессе развития лексических навыков происходит автоматизация использования лексических единиц, ускорение выбора необходимой лексики, и в результате - становление лексической компетенции.
Многие исследователи считают, что для наиболее успешного овладения лексическими навыками одним из эффективных способов обучения можно считать применение приемов мнемотехники, помогающих учащимся быстрее запоминать новые слова.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью достижения высокого уровня сформированности лексических навыков на старшей ступени обучения иностранному языку и недостаточным количеством специально разработанного комплекса мнемотехнических заданий для повышения эффективности запоминания и употребления лексических единиц в речи. Данное обстоятельство обусловливает актуальность исследования, определяющуюся необходимостью проверки эффективности мнемотехники и разработки системы мнемотехнических упражнений и рекомендаций для формирования лексических навыков на старшем этапе обучения иностранному языку в качестве дополнения к УМК «Spotlight. 10 класс» (авторы О.В. Афанасева, Д. Дулин, И.В. Михеева, Б. Оби, В. Эванс).
Целью работы является рассмотрение особенностей использования мнемотехнических приемов в процессе формировании лексических навыков на уроках иностранного языка, проверка эффективности мнемотехники, а также разработка комплекса мнемотехнических упражнений, направленных на повышение эффективности формирования лексических навыков у учащихся на старшей ступени.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть структуру и процесс формирования лексического навыка в обучении иностранному (английскому) языку.
2. Проанализировать приемы формирования лексических навыков.
3. Определить основные принципы мнемотехники.
4. Изучить особенности работы памяти у детей в старшем школьном возрасте.
5. Провести опытно-экспериментальную работу в аспекте рассматривания проблемы и обобщить ее результаты.
6. Разработать комплекс упражнений на основе использования мнемотехнических приемов, направленных на формирование лексического навыка при обучении иностранному языку на старшей ступени.
Объект исследования - формирование лексических навыков на старшей ступени обучения иностранному языку в школе.
Предмет исследования составляет использование мнемотехники при формировании лексического навыка на старшей ступени обучения.
Вышеперечисленные задачи работы обуславливают ее содержание и теоретические методы вместе с опытно-экспериментальной работой: теоретический обзор литературы по теме работы, изучение действующих нормативных документов, концептуальный анализ научных работ по теме исследования; наблюдение и обобщение эмпирического материала, тестирование, сравнение и педагогический эксперимент.
Теоретической базой исследования послужили монографии и научные статьи зарубежных ученых, таких как Р. Аткинсон, Д. Лапп, Г. Лорейн, С. Мюллер и отечественных, таких как Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Р. К. Миньяр-Белоручев, Е. И. Пассов, С. Ф. Шатилов, М. А. Зиганов, В. А. Козаренко, Л. Ф. Обухова, С. А Гарибян, Л. А. Петроченко, М. А. Зяблицева, Р. Х. Печкова, Р. С. Немов.
Теоретическая значимость результатов исследования является в том, что выявленные положения и предложения могут быть использованы для дополнения и улучшения существующих теоретических аспектов по развитию лексических навыков с использованием мнемотехники в общеобразовательном учреждении на старшей ступени обучения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты эксперимента могут быть использованы при составлении мнемотехнических упражнений и методических рекомендаций при формировании лексического навыка на старшей ступени обучения в школе.
Апробация разработанного методического материала осуществлена весной 2018 года на базе 10 «А», класса муниципального автономного общеобразовательного учреждение «Гимназия №37» Авиастроительного района г. Казани в количестве 22 человек. В экспериментальной работе была использована мнемотехника в качестве более эффективной методики формирования лексических навыков для обучаемых 10-го класса.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении обосновывается важность темы исследования, формулируются ее цель и задачи, методы, практическая и теоретическая значимость.
В первой главе мы рассматривали понятие лексического навыка, его структуру, способы его формирования.
Во второй главе приводятся и анализируются процесс появления мнемотехники, история ее развития. Показываются особенности памяти учеников на старшей ступени обучения и специфика использования мнемотехники при формировании лексического навыка.
В третьей главе описывается учебная экспериментальная работа, проведенная в 10-ых классах. Показаны содержание, условия и результаты работы. Так же представлены составленные нами рекомендации и упражнения для УМК «Spotlight. 10 класс» по использованию мнемотехники при формировании лексических навыков.
В заключении делаются выводы по работе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данное исследование было посвящено анализу теоретических основ формирования лексических навыков и основных принципов использования мнемотехники на старшем этапе обучения иностранному языку. В данной выпускной квалификационной работе мы:
1) Рассмотрели структуру и процесс формирования лексического навыка в обучении английскому языку. Мы придерживаемся мнения, что лексический навык - это речевое действие со сложной структурой по воспроизведению фонетического образа слова, для чего необходимо вызывать его из памяти, сочетать с предыдущей и (или) последующей лексической единицей адекватно замыслу высказывания, ситуативному контексту и нормам языка. Формирование лексического навыка стоит в основе обучения иностранному языку. Если рассматривать процесс формирования лексического навыка, можно выделить целый ряд этапов, в которых начальным стимулом для владения лексикой иностранного языка является семантическая точность, синонимическое богатство, адекватность и уместность использования лексических единиц;
2) Проанализировали приемы формирования лексических навыков. И выяснили, что лексические упражнения направлены на формирование устойчивых лексических навыков у учащихся на старшем этапе обучения, а именно:
- быстро находить слова в ментальном лексиконе;
- реконструировать ментальный (когнитивный) образ слова в естественную языковую форму;
- выражать одну и ту же мысль разными лексическими средствами (лексическая гибкость);
- осознанно имитировать звуковой образ иноязычного слова;
- выделять предмет говорения и организовывать вокруг него лексические единицы;
- догадываться о значении неизвестных слов по их составляющим;
- решать проблему нехватки лексических единиц разными путями;
- добиваться выразительности речи путем подбора специальных лексических единиц;
- осуществлять лексическую самокоррекцию.
В итоге, после осуществления этих приемов формирования лексического навыка происходит усвоение всех его компонентов: речевой задачи, звуковой формы лексической единицы, операций по выбору лексической единицы и операций по сочетанию лексических единиц. Упражнения развивают творческие возможности учащихся и способствуют использованию новой лексики во всех формах речевого общения, что соответствует задачам старшего этапа обучения;
3) Обозначили основные принципы мнемотехники и мнемотехнические приемы, которые в обучении иностранному языку играют важную роль и создают для обучения положительный эффект. Эффект мнемотехники при запоминании лексических единиц основан на том, что новое слово на иностранном языке при запоминании выступает стимулом, поступающим в мозг, а зрительный образ - это реакция мозга, обеспечивающая понимание лексической единицы. Так создается устойчивая связь, и рефлекс срабатывает автоматически и мгновенно. Эффект в мнемотехнике носит естественный характер, поскольку человек мыслит, в первую очередь, образами. При использовании мнемотехнических приемов задействованы практически все виды памяти: обзорная, эмоциональная, словесно - логическая, поэтому мнемотехнические приемы позволяют быстрее запомнить необходимый материал на иностранном языке. В результате анализа видов и принципов действия рассмотренных мнемотехнических приемов можно сделать вывод, что применение мнемотехнических приемов делает изучение английского языка качественным и полностью контролируемым;
4) Изучили формирование и развитие памяти у детей и пришли к выводу, что на протяжении школьного периода она очень сильно меняется. Если в начальных классах у учеников преобладает механическая память, то в старших классах эффективнее работает осознанное запоминание. А механическое освоение нового материала в старшем звене становится малоэффективным. Все это потому что к 10 классу у детей в большей степени присутствует логические механизмы запоминания. Восприятие информации так же меняется с возрастом. Если ученики 11-12 лет лучше усваивают новый материал зрительно, то в старших классах более эффективно слуховое восприятие.
5) Провели опытно-экспериментальную работу и выяснили, что мнемотехнические приемы являются эффективными при изучении английского языка. Упражнения по запоминанию новых лексических единиц на английском языке с элементами мнемотехники способствуют более продуктивному запоминанию иностранных слов и выражений на уроках английского языка.
Мнемотехнические приемы были апробированы на базе 10 «А» класса муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №37» в количестве 22 человек. Результаты апробации показали увеличение количества запоминания новых слов при помощи мнемотехники. В группе, изучавшей новые слова по мнемотехнике освоивших весь материал на 64% (7 человек) больше, чем в группе с классической подачей материала;
6) Разработали комплекс упражнений с использованием мнемотехнических приемов для формирования лексического навыка при обучении английскому языку на старшей ступени обучения.



1. Английский язык. 10 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / [О. В. Афанасьева, Дж. Дули, И. В. Михеева. Б. Оби, В. Эванс] - М. : Express Publishing : Просвещение, 2012. - 248 с. : ил. - (Английский в фокусе).
2. Бексултанова, Л. А. Формирование лексических навыков на занятиях по английскому языку /Л. А. Бексултанова / Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2013. - № 3 (14). - С. 39-41.
3. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Воображение и творчество в детском возрасте. Сознание и психика / Л. С. Выгодский. - М. : Астрель, 2008. - 654 с.
4. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам / - М. : АРКТИ, 2010. - 192 с.
5. Дарвиш, О .Б. Возрастная психология: учебное пособие / О.Б. Дарвиш ; Под ред. В. Е. Клочко. — М.: Владос-Пресс, 2004. — 264 с.
6. Захарова, К. И. Мнемотехнические приемы для расширения словарного запаса у школьников 8 класса / К. И. Захаров // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2013.
- № 34. - С. 27-31
7. Зиганов, М.А. Мнемотехника / М. А. Зиганов, В. А. Козаренко. — М. : Образование, 2000. — 300 с.
8. Зиганов, М. А. Техника запоминания иностранных слов (запоминание на основе визуального эффекта) /М. А. Зиганов, В. А. Козаренко, А. М. Семин. - М. : изд-во «Образование». - 2002. - 144 с.
9. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. - 3-е издание, пересмотренное / И. А. Зимняя. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2010. - 448 с.
10.Зяблицева, М. А. Мнемотехника. Секреты суперпамяти / М. А. Зяблицева. - М. : Эксмо, 2009. - 144 с.
11. Иголкина, Н. И. Комбинации познавательных стратегий при усвоении иностранных языков / Н. И. Иголкина. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2014. - 88 с.
12. Калинина, Е. А. Использование приемов мнемотехники в обучении английскому языку / Е. А. Калинина. - Саратов, Изд-во: СГУ, 2013 г. - 25 с.
13. Козаренко, В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания
«Джордано» / В. А. Козаренко. - М. : Самиздат, 2012. - 85 с.
14. Кочевых, Н. В. Развитие лексических навыков школьников в обучении английскому языку / Н. В. Кочевых // Lingua mobilis. - 2012. - № 3 (36).
- С. 180-183.
15. Кувшинова, Н. Н. Эффективные приемы запоминания иноязычного лексического материала, ориентированные на индивидуальные особенности обучающихся/ Н. Н. Кувшинова // Dixit. - 2014. - № 2 (14). - С. 126-132.
16. Кустова, А. Е. Фразеология современного английского языка / А. Е. Кустова // Сборник публикаций научного журнала «Globus» по материалам V международной научно-практической конференции: «Достижения и проблемы современной науки» г. Санкт-Петербурга: сборник со статьями (уровень стандарта, академический уровень). - С.-Пб. : Научный журнал «Globus», 2016. - 132 с.
17. Лапп, Д. Искусство помнить и забывать: пер. с англ. / Д. Лапп. — СПб. : Питер, 2003. — 224 с.
18. Лорейн, Г. Суперпамять: пер. с англ. / Г. Лорейн. — М. : Эксмо, 2005.
— 383 с.
19. Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. Избранные педагогические труды / А. А.
Леонтьев. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2016. - 448 с.
20. Лурия, А. Р. Маленькая книжка о большой памяти / А. Р. Лурия. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1968. - 88с.
21. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. - М. : Феникс, 1998. - 416 с.
22. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник / под ред.: Н. И Гез , М. В Ляховицкий, А. А. Миролюбов и др. - М. : Высшая школа, 2009. -373 с.
23. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / под ред.: А. А. Миролюбова. - Обнинск: Титул, 2010. - 464 с.
24. Миньяр-Белоручев, Р. К. Теория и методы перевода / Р. К. Миньяр- Белоручев. - М. : Московский лицей,1996. - 208 с.
25. Мюллер, С. Вспомни всё: секреты суперпамяти: книга-тренажер / С. Мюллер. — СПб. : Питер, 2010. — 224 с.
26. Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. — М. : Юрайт: ИД Юрайт, 2010. — 640 с.
27. Никандров, В. В. Психология: учебник / В. В. Никандров. — М. : Проспект, 2008. — 912 с.
28. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. — М. : Высшее образование: Изд-во МГППУ, 2009. — 461 с.
29. Пакшиванова, Е. О. Формирование лексического навыка на среднем этапе обучения на уроках английского языка / Е. О. Пакшиванова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2016. - № 48. - С. 251-255.
30. Пассов, Е. В. Урок иностранного языка в старшей школе / Е. В. Пассов. - М.: Глосса-Пресс, 2010. - 223 с.
31. Пассов, Е. И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования / Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева. - М.: Русский язык. Курсы, 2010. - 588 с.
32. Петрова, М. В. «Ассоциативные закладки» как инструмент
систематизации и усвоения информации при изучении иностранного языка / М. В. Петрова // Образование и наука. - 2016. - № 6 (135). - С. 125-138.
33. Петроченко, Л. А. О формировании словарного запаса учащихся (на материале английского языка) / Л. А. Петроченко // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). - 2013. - № 2 (2). - С. 70-75.
34. Пучкова, А. И. Из опыта формирования лексического навыка у школьников / А. И. Пучкова // Иностранные языки в школе: науч. метод. журнал . - М. : Моск. гор. пед. ун-т, 2014. - Вып. 2. - С. 38-44.
35. Серова, Т. С. Система упражнений для развития лексической компетенции / Т. С. Серова // Педагогическое образование в России. Педагогическое образование в России. - 2013. - № 6. - С. 91-97.
36. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам / Л. Ф. Соловова. — Изд-во АСТ; Астрель, 2008. - 237 с.
37. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: учебное пособие для вузов/ Л. Д. Столяренко. — 21-е изд. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. — 671 с.
38. Терехова, И. И. Приемы и упражнения для формирования лексических навыков / И. И. Терехова // Наука и современность. - 2012. - № 18. - С. 105-109.
39. Фетисова, А. А. Психологические механизмы усвоения иноязычной лексики / А. А. Фетисова // Вестник Московского университета. - Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2011. - № 2. - С. 158-162.
40. Филатова, Е. В. Минимальная единица речи, ее признаки и функции / Е. В. Филатова // Русская речь. - 2013. - № 6. - С. 39-45.
41. Филатова, Н. И. Синтагматический аспект порождения и восприятия речи применительно к видам речевой деятельности и ее субъектам / Н.
И. Филатов // Филология и литературоведение. - 2014. - № 9. - С. 36¬43.
42. Филатов, В. М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе / В. М. филатов. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 416 с.
43. Хорошевский, Н. И. Как запомнить, чтобы помнить: приемы развития суперпамяти / Н. И. Хорошевский. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
— 250 с.
44.Чепурной, Г.А. Образовательная мнемотехника: технология
эффективного усвоения информации: учебно-методическое пособие / Г. А. Чепурный, Л. В. Бура. - Ялта:, 2015. - 115 с.
45. Шамов, А. Н. Приемы эффективного запоминания лексики на уроках немецкого языка / А. Н. Шамов // Иностранные языки в школе. - 2015.
- № 2. - С. 15-23.
46. Шатилов, С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: учеб. пособие. - 2-е изд., дораб / С. Ф. Шатилов. - М. : Просвещение, 1986. - 223 с.
47. Щербатых, Л. Н. Мнемотехнические приемы при изучении
лексических единиц в работе с лингвистически одаренными школьниками / Л. Н. Щербатых // Английский язык. - 2012. - № 6. - С. 8-11.
48. Якобовиц, Л.А. Изучение иностранного языка: Опыт
психолингвистического анализа / Л. А. Якобовиц // Методика преподавания иностранных языков за рубежом. М., 1976. - Вып. 2. - С. 109-123.
49. Atkinson, R.C. of the mnemonic keyword method to the acquisition of Russian vocabulary / R.C. Atkinson, M.R. Raugh // Journal of Experimental Psychology: Human Learning and Memory, 1975. - 104. - P. 126-133.
50. How to learn new words: strategies for building vocabulary / сост. E. Bouma // English (Прилож. к газ. «Первое сентября»). - 2007. - № 1. - С. 13-14.
51. Larsen-Freeman, D. Techniques and principles in language teaching: [student's book] / D. Larsen-Freeman, M. Anderson. - 3nd ed. - Oxford: University Press, 2011. - 251 p.
ЛЕКСИГРАФИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
52. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов. - М. : Икар, 2009. - 448 с.
53. Большая Российская Энциклопедия (БРЭ): в 30-ти томах / под ред.: Ю.С. Осипов. - М. : Большая Российская Энциклопедия, 2004. - Том 2: Анкилос-Банка, 2005. - 766 с.
54. Гарибян, С. А. Чудо-словарь ключей запоминания 3500 английских слов /С. А. Гарибян. - М. : АС-Траст, 2008. - 416 с.
55. Головин, С. Ю. Словарь психолога-практика / сост. С.Ю.Головин. - 2¬е изд-е перераб. и доп. - Мн. : Харвест, 2005. - 976с.
56. Колесникова, И. Л., Долгина, О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков / И. Л. Колесникова, О. А. Долгина. - С.-Пб. : БЛИЦ, 2008. - 224 с.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
57.Зиганов, М. А., Козаренко В. А. Техника запоминания иностранных слов // Brain Tools. - 2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.braintools.ru/article/1924(дата обращения: 20.04.2018).
58. Комарова, Е. В. Формирование лексических навыков в процессе обучения иностранному языку / Е. В. Комарова // Электронный научно -практический журнал «Гуманитарные научные исследования». - 2015. - № 2. - [Электронный ресурс] - URL: http://human.snauka.ru/(дата обращения: 17.05.2018).
59. Мнемотехника в изучении иностранных языков // сайт Хабрахабр: компания «Телематические Медиа». - 2006 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://habrahabr.ru/post/133021/(дата обращения: 26.04.2018).
60. Реверсо контекст: электронный словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://context.reverso.net(дата обращения: 14.05.2018).
61. Печкова, Р. Х. Применение мнемоники при обучении английскому
языку. - 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2014 /04/07/primenenie-mnemoniki-pri-obuchenii (дата обращения:
20.05.2018).
62. Тихомирова, И. И. Ассоциация как элемент образного мышления. -
2004 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://rusla. ru/rsba/pdf/Tixomirova-AS-SOCIACIYa.pdf (дата обращения:
24.05.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ