Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ЧИСЕЛ В ОБУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИИ

Работа №47981

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

математика

Объем работы79
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
418
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ЧИСЕЛ В ОБУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИИ 8
1.1. Основные понятия комплексного числа 8
1.2. Различные подходы к изучению комплексных чисел в школьном курсе математики 12
1.3. Логика темы «Использование комплексных чисел в обучении геометрии» 15
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ЧИСЕЛ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИИ 19
2.1. Методы обучения решению геометрических задач с использованием комплексных чисел 19
2.2. Приемы и средства обучения геометрии при применении метода
комплексных чисел 22
2.3. Применение комплексных чисел при решении задач планиметрии и стереометрии 26
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ РЕШЕНИЮ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ МЕТОДОМ КОМПЛЕКСНЫХ ЧИСЕЛ 51
3.1 Описание опытно-экспериментальной работы 51
3.2. Этапы опытно-экспериментальной работы 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 67


Математическое образование является одним из важнейших факторов, формирующих личность человека, его интеллект и творческий потенциал.
Согласно утвержденной 24 декабря 2013 года концепции развития математического образования в РФ, система учебных программ среднего и высшего образования должна обеспечивать условия для подготовки специалистов, способных восполнить нужды математической науки. Для этого должны разрабатываться современные программы, спецкурсы, факультативные занятия, включающие такие математические направления, которые не рассматриваются в средней школе. Одним из таких направлений, на наш взгляд, можно считать применение алгебры комплексных чисел в математике и ее приложениях. Рассмотрение комплексных чисел может значительно обогатить содержание важнейших понятий школьной программы по математике таких, как квадратные уравнения, тригонометрические функции и др. В частности, успешно можно применять методы комплексных чисел в элементарной геометрии для решения задач планиметрии и стереометрии. Применение метода комплексных чисел соединяет в единое целое вполне самостоятельные обособленные части науки математики: алгебру, геометрию, тригонометрию, что ведет к освоению и пониманию школьниками разнообразных научных математических методов.
Вопросы теории комплексных чисел и их приложений в геометрии неоднократно становились предметом научных исследований (А.И. Маркушевич, И.М. Яглом, З.А.Скопец, Я.П. Понарин, М.А. Лаврентьев, В.И. Нечаев, И.И. Привалов, В.И. Соломенцев, L.V. Ahlfors) [11], [12], [25]. В своих исследованиях ученые рассматривают оригинальные подходы к решению нестандартных геометрических задач.
Особенности современного образования определили возникновение научно-педагогического противоречия: между возможностями
содержательно-методической линии школьного курса алгебры и начала анализа и отсутствием использования комплексных чисел в обучении геометрии.
Данное противоречие обуславливает актуальность проблемы, состоящей в отсутствии применения метода комплексных чисел в обучении геометрии в школе.
В связи с этим, была сформулирована тема исследования: «Использование комплексных чисел в обучении геометрии».
Цель исследования - изучение и обоснование приемов и средств, способствующих использованию комплексных чисел в обучении геометрии. Объект исследования - процесс обучения математике.
Предмет исследования - использование комплексных чисел в обучении геометрии.
С учетом цели и предмета определены задачи:
1. Изучить и проанализировать научную, учебно -методическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть способы решения геометрических задач с применением метода комплексных чисел.
3. Обосновать методы, приемы и средства, способствующие
использованию комплексных чисел в обучении геометрии.
4. Провести экспериментальную проверку по эффективному
использованию метода комплексных чисел.
Методологическую основу исследования составили фундаментальные принципы современного науковедения, диалектический метод познания как база научной педагогики. Теория системно-деятельного подхода.
Источниками исследования явились работы отечественных ученых, математиков, труды психологов и педагогов, опыт ведущих учителей математики.
Для реализации поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретических (анализ научной, психолого-педагогической литературы по тематике исследования), эмпирических (педагогические наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент, методы статистической обработки результатов исследования).
Экспериментальная база исследования: эксперимент проводился в «МБОУ СОШ №3» г.Туймазы Республики Башкортостан. Экспериментальной работой было охвачено 22 учащихся 11 класса, два преподавателя.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап (май, 2018 - сентябрь, 2018). На данном этапе изучалась и анализировалась научная литература по проблеме исследования, определялись основные противоречия и проблемы, существующие в изучаемой области, разработан научно-логический аппарат, решены основные теоретические задачи исследования.
Второй этап (сентябрь, 2018 - май, 2019). На этом этапе
осуществлялась подготовка и непосредственно проведение контактирующего педагогического эксперимента, целью которого была диагностика уровня усвоения учащимися 11 класса метода комплексных чисел. Изучены различные подходы к изучению комплексных чисел в школьном курсе математики. Разработаны основные приемы и средства обучения геометрии и спроектированы факультативные уроки.
В ходе формирующего эксперимента проведена проверка приемов и средств, способствующих использованию комплексных чисел в обучении геометрии.
Третий этап (май, 2019 - июнь, 2019) на этом этапе осуществлялись анализ, систематизация, обобщение и обсуждение результатов проведенного эксперимента, сформулированы научные выводы исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что сформулирован обобщенный прием решения геометрических задач методом комплексных чисел, обоснованы приемы и средства, способствующие эффективному использованию комплексных чисел в обучении геометрии.
Практическая значимость: результаты исследования могут
использоваться учителями в учебном процессе в школе, учащимися старших классов, студентами математических специальностей.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивают широкое использование научной методологии и методики исследования, реализации совокупности эмпирических и теоретических методов, соответствующих предмету, целям и задачам исследования, результаты экспериментальной работы.
Апробация и внедрение результатов исследования. Ход
исследования и его основные положения докладывались и обсуждались на научно-практических студенческих конференциях КФУ.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении обосновывается актуальность исследования, определены цель, объект, предмет, задачи и методы исследования, его методологические основа исследования, указаны научная новизна, практическая значимость, сведения по апробации и внедрению результатов.
В первой главе - «Теоретические основы применения комплексных чисел в обучении геометрии» - рассмотрены сведения из теории комплексных чисел, различные подходы к изучению комплексных чисел в школьном курсе математики, выявлены требования к уровню подготовки учащихся при применении метода комплексных чисел.
Во второй главе - «Методические основы использования комплексных чисел при обучении геометрии» - рассмотрены различные способы решения геометрических задач (с использованием комплексных чисел и без их использования), определены методы, приемы и средства обучения геометрии с использованием комплексных чисел.
В третьей главе - «Опытно-экспериментальная работа по обучению решению геометрических задач методом комплексных чисел» - приведены результаты экспериментальной проверки разработанного курса факультатива для учащихся старших классов с применением выявленных приемов и средств.
В заключении изложены основные выводы исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ учебно-методической литературы показал, что при изучении темы «Комплексные числа» в курсе алгебры основное внимание уделяется алгебраическим операциям над комплексными числами, а их геометрический смысл во многих учебниках отходит на второй план или освещается лишь поверхностно. Однако, используя комплексные числа, можно успешно решать многие геометрические задачи, а доказательства классических терем элементарной геометрии с помощью комплексных чисел чаще оказываются более предпочтительнее традиционных.
В первой главе рассмотрены теоретические основы применения комплексных чисел в обучении геометрии. Целесообразность изучения геометрических приложений комплексных чисел обуславливается рядом положений:
- изучение темы «Использование комплексных чисел в обучении геометрии» не только позволит повысить учащимся математическую культуру и кругозор, но и установит связь алгебры с геометрией;
- комплексные числа могут использоваться как один из эффективнейших инструментов решения геометрических задач.
Во второй главе отмечается, что, отбирая учебный материал, нужно руководствоваться стремлением максимально полно раскрыть геометрическую сторону комплексных чисел; подвести учащихся к тому, чтобы они по-новому взглянули на решение некоторых планиметрических задач или доказательства теорем элементарной геометрии; чтобы у них сформировались умения переводить математические факты с геометрического языка на язык комплексных чисел и обратно. Анализ приемов решений различных типов геометрических задач позволил сформулировать обобщенный прием решения геометрических задач методом комплексных чисел. Этот обобщенный прием продемонстрирован при решении нескольких задач и доказательстве теорем. Для сравнения приведен и традиционный способ решения.
В третьей главе описана опытно-экспериментальная работа по обучению решению геометрических задач методом комплексных чисел. Проанализировав психолого-педагогические особенности восприятия исследуемой темы старшеклассниками, особенности построения факультативов для учащихся старших классов, критерии отбора содержания, методов и форм проведения факультативного курса, значение комплексных чисел в математическом образовании школьников, содержание учебной литературы, содержащей тему «комплексные числа», был разработан факультативный курс «Применение комплексных чисел в геометрии». Данный курс развивает, углубляет и обогащает заложенные в курсе алгебры представления о комплексных числах; дает возможность старшеклассникам увидеть в едином целом обособленные части науки математики: алгебры, геометрии, тригонометрии. Учащиеся были протестированы в начале курса и в конце. По итогам трех этапов опытно-экспериментальной работы можно отметить положительную динамику развития и углублении заложенных в курсе алгебры представления о комплексных числах. Итоги экспериментального обучения подтвердили эффективность разработанного факультатива.



1. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс : учеб, для учащихся общеобразоват. учреждений (профильный уровень) / Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров, М. В. Ткачева, Н. Е. Федорова, М. И. Шабунин. — 8-е изд., стер. — М. : Мнемозина, 2010. — 264 с.
2. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс:
учеб.дляобщеобразоват.учреждений: базовый и профил.уровни /
С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин. - 8-е изд. - М.:Просвещение, 2009. - 464 с.
3. Боженкова Л.И., Капитонов Д.В. Введение понятия комплексных чисел при обучении учащихся классов естественно-математического профиля курсу алгебры и началам математического анализа / Л.И.Боженкова, Д.В. Капитонов // Проблемы и перспективы физикоматематического и технического образования: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 2014. - С.84-95.
4. Вдовина К.В., Садыкова Л.К. Комплексные числа как один из
эффективнейших способов решения планиметрических задач / К.В.Вдовина, Л.К.Садыкова // Актуальные проблемы естественнонаучного и математического образования: материалы
Международной научно-практической конференции. 2016. - С.181-187
5. Иванова Т.А. Вспоминая учителя [Электронный ресурс] / Т.А. Иванова // Математика в высшем образовании, №12, 2014 - С.81 - 92.
6. Кадомцев, С.Б. Планиметрия. Пособие для углубленного изучения математики / С.Б. Кадомцев. - М.: Физматлит, 2019. - 488 с.
7. Киселев, А.П. Геометрия: Планиметрия. Стереометрия / А.П. Киселев. - М.: Ленанд, 2018. - 360 с.
8. Косолап Ж.И., Раенко Е.А., Сафонова А.А. Применение метода комплексных чисел в задачах планиметрии / Ж.И.Косолап, Е.А. Раенко,
63
А.А. Сафонова // Информация и образование: границы коммуникаций, №8(16), 2016. - с. 215 - 217.
9. Котова Ю.В. Методические особенности изучения геометрических приложений комплексныхчисел в классах с углубленным изучением математики : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Моск. гос. открытый пед. ун-т. - Москва, 1996. - 16 с.
10. Математика: алгебра и начала математического анализа,
геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций (углубленный уровень) / Н.Я.Виленкин, О.С. Ивашев -Мусатов, С.И.Шварцбурд. - 18-е изд., стер. - М.:Мнемозина, 2014. - 312 с.
11. Понарин Я.П. Алгебра комплексных чисел в геометрических задачах: Книга для учащихся математических классов школ, учителей и студентов педагогических вузов.—М.: МЦНМО, 2004.—160 с.
12. Понарин Я.П. Элементарная геометрия. В 3-х томах. Том 1. Планиметрия, преобразования плоскости / Я.П. Понарин. - М.: МЦНМО, 2018. - 312 с.
13. Пржевальский, Е.М. Собрание геометрических теорем и задач: Планиметрия. Стереометрия / Е.М. Пржевальский. - М.: Ленанд, 2015. - 376 с.
14. Румянцева Л.Ю. Организация проектно-исследовательской деятельности в условиях ФГОС ООО [Электронный ресурс]. Режим доступа:
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
15. Седова Е.А., Пчелинцев С.В., Удовенко Л.Н. Комплексные числа в школьном математическом образовании: алгебра комплексных чисел (базовый уровень) // Математика в школе. - №8, 2018. - С.43-56
16. Сергиенко Л.Ю. Методика изучения комплексных чисел и их приложений в курсе математики средних специальных учебных заведений: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02. - Москва, 1981. - 160 с.
17. Скопец З.А. Геометрические миниатюры [Электронный ресурс].
Режим доступа:
http://www.mathedu.ru/lib/books/skopecz geometricheskie miniatyury 199 0/#152
18. Смирнов, В.А. Г отовимся к ЕГЭ. Г еометрия. Планиметрия / В.А. Смирнов. - М.: МЦНМО, 2017. - 256 c.
19. Смирнова, Е.С. Планиметрия: виды задач и методы их решений: Элективный курс для учащихся 9-11классов / Е.С. Смирнова. - М.: МЦНМО, 2016. - 416 c.
20. Тарасов, Л.В. Планиметрия: Наглядно-практический курс геометрии для школьников... и не только / Л.В. Тарасов. - М.: Ленанд, 2017. - 200 c.
21. Тимошенкова С.А., Юденкова М.А. Повышение эффективности преподавания теории комплексных чисел в средней школе с использованием геометрического подхода / С.А.Тимошенкова, М.А. Юденкова // Современные научные исследования: актуальные теории и концепции. XIV Международная научно-практическая конференция. [Электронный ресурс]. - М.: Издательство «Олимп», 2016. - с. 280 - 281.
22. Фонтанова А.Э. Использование темы комплексные числа в
проектной деятельности учащихся / А.Э.Фонтанова // Математическое образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы IV
Всероссийской III Международной заочной научно-практической конференции, 2015. - С.169 - 173.
23. Формирование понятия комплексного числа в курсе математики средней школы[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mirznanii.com/a/313516/fonmrovanie-ponyatiya-kompleksnogo- chisla-v-kurse-matematiki-sredney-shkoly
24. Шклярский, Д.О. Избранные задачи и теоремы элем. математики. Геом. (планиметрия) / Д.О. Шклярский, Н.Н. Ченцов, И.М. Яглом. - М.: Физматлит, 2015. - 312 c.
25. Яглом И. М. Комплексные числа и их применение в геометрии - М.: Физматгиз, 1963. - 192 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ