Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА

Работа №47973

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы54
Год сдачи2018
Стоимость4385 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
504
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты семейного воспитания 7
1.1. Понятие и содержание семейного воспитания 7
1.2. Роль детско-родительских отношений в развитии личности школьника 12
Выводы по первой главе 22
Глава 2: Опытно-экспериментальная работа в МБОУ «Граховская СОШ им. А.В. Марченко» села Грахово Удмуртской Республики по изучению эффективности взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания школьника 23
2.1 Отбор диагностических методик и проведение исследования в МБОУ «Граховская СОШ им. А.В. Марченко» села Грахово Удмуртской Республики 23
2.2. Анализ результатов исследования эффективности взаимодействия семьи и
школы в процессе воспитания школьника 37
Выводы по второй главе 41
Заключение 42
Список использованной литературы 46

Одной из задач образовательной системы наряду с исследовательской деятельностью состояния школьников и учебно-воспитательной работой с ними является информационно-просветительская и воспитательная работа с их семьей. Ведь семья - это главное место формирования личности.
Воспитанию хороших привычек у подрастающего поколения будут способствовать воспитание культуры ребенка, образцовый пример разумных взрослых, создание условий для развивающего досуга. Воспитание самоконтроля, просвещение, знание правовых основ, правильное отношение к жизненным ценностям, развитие интереса к творческой, познавательной деятельности, создание условий для социального и профессионального самоопределения, меры профилактики - все это помогает формировать психологически здоровую личность [41, с. 284].
Отношения, построенные в семье, накладывают отпечаток на всю деятельность ребенка. То, какой личностью он вырастет, зависит от ценностей, которые выдвигаются старшими членами семьи на первый план. Атмосфера в семье влияет на нравственную среду всего социума. Дети очень чувствительно воспринимают поведение взрослых, они словно губка впитывают в себя образцы поведения, увиденные ими в процессе взросления и семейного воспитания. Педагогическая практика показывает, что перевоспитать ребенка из неблагополучной семьи крайне сложно, почти невозможно. Потому что ребенок, находясь в проблемной семье, усваивает определенные правила, которые становятся грубыми пробелами в его воспитании. Все это ляжет тяжким грузом на плечи общества. Семья должна подготовить ребенка ко взрослой жизни, стать первостепенной основой нравственных идеалов, заложить фундамент гражданского поведения [41, с. 293].
Старшие члены семьи играют основную роль в развитии моральных принципов, мировоззрения и нравственных устоев личности ребенка. Именно в семейном кругу взрослые создают личность или разрушают ее, семья обладает возможностью упрочить или пошатнуть психическое состояние ее членов, а следовательно, и ментальное здоровье всей страны. Семья устанавливает рамки идентификации, способствует появлению у личности образа своего «Я» [18, с. 97].
Родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным: воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества [52].
Здоровое общение с родителями дарит детям стабильное жизненное состояние, чувства уверенности и надежности. Подобные результаты и самим родителям приносят воодушевляющее чувство удовлетворения. В семьях с благоприятной психологической атмосферой родители и дети связаны естественными повседневными контактами, согласованностью жизненных устремлений и действий.
Особенности семейного воспитания изучали социологи, психологи, педагоги. Среди них Ю. Гиппенрейтер, которая выявила важные аспекты семейного воспитания, такие как гуманизм и общение с детьми [11., c. 114].
В.А. Сластенин разработал психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника [41, с. 273.].
И.П. Подласый отмечал, что семья во многом определяет круг интересов и потребностей ребенка, взглядов и ценностных ориентаций. Нравственные и социальные качества личности так же закладываются в семье. В результате воспитания в семье происходит формирование таких личностных черт человека, как:
- определенное отношение к людям, предметам, явлениям;
- ценностная система взглядов и убеждений в форме мировоззрения;
- поведение (как проявление отношения и мировоззрения) [34, с. 51].
П.И. Пидкасистый очень подробно рассматривал семейное воспитание, и подчеркивал, что семья является субъектом педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности [33, с.18.].
В целом, можно сказать, что проблемы семейного воспитания изучаются многими учеными, которые освещают данную проблематику с разных аспектов.
Актуальность работы заключается в ее направленности на решение проблемы взаимодействия школы и семьи по воспитанию учащихся в современном российском обществе. Успешный родитель, будь то мать или отец должны иметь понятие о воспитательном процессе, знать основные принципы педагогической науки. Как известно, семья является открытой самоорганизующейся системой, находящейся в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Этот взаимообмен основывается на том, что семья как социальный институт призвана возвращать обществу, школе обновленную социальную энергию. Носителем этой энергии является ребенок. В связи с этим учителя и психологи школы должны знать, на каком уровне находится воспитательная система семьи и как эта система отображается на школьной жизни ребенка. Взаимодействие школы и семьи поможет родителям подготовить полноценную здоровую личность, которая сможет стать достойным членом общества. Для того, чтобы школа знала, в каком направлении вести работу, нужно подробно изучить состояние детско- родительских отношений. С этой целью необходимо осуществить комплексный анализ форм взаимодействия семьи и школы.
Цель выпускной квалификационной работы: изучение эффективных форм и методов взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания школьника.
Задачи:
- изучить теоретические основы данной проблемы;
- раскрыть основы семейного воспитания, методы, формы и содержание воспитания;
- рассмотреть педагогическую поддержку в воспитании детей.
- изучить роль учителя в воспитании школьника;
- в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность форм и методов взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания школьника.
Объект исследования - процесс взаимодействия семьи и школы в воспитание школьника.
Предмет исследования - методы и средства взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания школьника.
Гипотеза исследования: в результате взаимодействия семьи и школы тип родительского отношения изменится с неэффективного на эффективный и большая часть школьников станет чувствовать эмоциональное благополучие в семье, что позволит отметить значительную гармонизацию детско- родительских отношений.
В данной работе использовались такие методы, как анализ литературы, сравнительно-сопоставительный метод, изучение и обобщение педагогического опыта.
Степень изученности темы. Разработкой проблемы взаимодействия семьи и школы занимаются такие исследователи как Невская С.С., Зборовская Т.Ю. и другие. Кроме этого, в процессе подготовки работы нами были проанализированы и изучены различные литературные источники, посвященные указанной выше проблематике.
Практическая значимость исследования определяется его педагогической направленностью. Материалы исследования, обобщения, выводы могут быть использованы в работе МБОУ «Граховская СОШ им. А.В. Марченко» села Грахово Удмуртской Республики по вопросам повышения эффективности процесса взаимодействия семьи и школы.
Работа состоит из введения, первой и второй глав, выводов по каждой главе заключения и списка использованной литературы, включающего в себя 55 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сегодня происходит процесс реформирования многих общественных институтов, одним из которых является семья. Меняется окружающий мир и вместе с ним меняются дети. Устаревшие стили семейного воспитания, предполагающие угрозы, приказы, крики и физическое наказание часто достигают своих целей, но они не помогут установить контроль над ребенком. Ребенок начинает реагировать на такие меры непослушанием, отказом в сотрудничестве или помощи, явным бунтом. Современный ребенок не терпит наказаний. Он набирается опыта при помощи подражания, а не под страхом наказания. Если школьник находится в атмосфере взаимоуважения, он сам научится уважать. Если в его жизни много насилия и страха, он будет испытывать ненависть к себе и окружающему миру.
Современной школой накоплен весомый опыт организации взаимодействия с родителями в целях повышения эффективности нравственного, умственного, физического, творческого воспитания и развития школьников. Для профилактики и преодоления проблем семейного воспитания следует вести работу как с детьми, так и с их родителями: обеспечивать преемственность в воспитании и обучении детей в условиях семьи и школы. От совместной работы учителей и родителей зависит дальнейшее развитие личности ребенка.
Семья и школа - два важнейших института социализации ребенка. Их воспитательные функции различаются, но для гармоничного развития ребенка необходимо их взаимодействие. В школе ребенок получает образование, приобретает навыки взаимодействия с другими людьми, организации собственной деятельности. Но эффективность овладения этими навыками зависит от отношения семьи к школе и к самому ребенку. Гармоничное развитие ребенка без участия его родителей вряд ли возможно. Главным в работе любой школы являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья школьников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление подобной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители - это главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.
Особенности семейного воспитания всегда привлекали педагогов, психологов и социологов. В рамках теоретического исследования взаимодействия семьи и школы нами были изучены работы Ю. Гиппенрейтер, В.А. Сластенина, И.П. Подласого, А.Я. Варга, Р.В. Овчаровой, В.В. Столина, Г.Т. Хоментаускас. Мы рассмотрели специфику, типы, положительные и отрицательные факторы семейного воспитания, а также роль детско- родительских отношений в развитии личности школьника.
Также нами были изучены труды Роберта и Мери Гоулдингов, которые подробно изучали родительские установки и выявляли природу их происхождения и роль в последующем воспитании ребенка. Американские психологи считали, что родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки.
Установки возникают повседневно. Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и чем раньше они усваиваются, тем сильнее их действие. Преобладание положительных родительских установок в семье создает эмоциональное благополучие ребенка.
Г.Т. Хоментаускас выделяет обобщенные установки (внутренние позиции) ребенка по отношению к родителям и к себе, к которым он приходит на основе своего жизненного опыта: «Я нужен и любим, и я люблю вас тоже». «Я нужен и любим, а вы существуете ради меня». «Я не любим, но я от всей души желаю приблизиться к вам». «Я не нужен и не любим. Оставьте меня в покое».
В последнее время очень часто встречаются нарушения детско- родительских отношений, что сказывается на школьном учебно¬воспитательном процессе. Именно поэтому возникла необходимость диагностики детско-родительских отношений с последующим развитием и гармонизацией детско-родительских отношений в семье.
В результате теоретических поисков были подобраны две методики: PARI (parental attitude research instrument), разработанная американскими исследователями Е.С. Шефер и Р.К. Белл для изучения родительских установок, а также использовался «Кинетический рисунок семьи» (Бернс Р., Кауфман С.) для определения эмоционального благополучия или эмоционального неблагополучия ребенка в семье
В процессе констатирующего этапа эксперимента по итогам проведения методик мы получили следующие результаты:
- у 40% семей преобладали отрицательные родительские установки (излишняя эмоциональная дистанция с ребенком либо излишняя концентрация на ребенке);
- эмоциональное благополучие в семьях ощущали 45% опрошенных детей, а эмоциональное неблагополучие ощущают 55% детей.
По результатам первого этапа исследования нами была сформирована экспериментальная группа детей младшего школьного возраста, которую составили дети с эмоциональным неблагополучием в семье, а также с преобладанием отрицательных родительских установок к ребенку. Группу составили 11 семей: дети и их родители.
На втором этапе эксперимента мы руководствовались принципами коррекционной работы. В рамках внедренной нами программы занятий, направленных на развитие и гармонизацию детско-родительских отношений в семье школьника, мы провели десять занятий.
На третьем этапе эксперимента, посредством сравнительного анализа при помощи тех же методик, что использовались на первом этапе, мы отметили, что произошли значительные изменения как у детей, так и у их родителей: по эмоциональному благополучию ребенка в семье количество детей, которые чувствуют эмоциональное благополучие увеличился на 37% от числа первоначального состава группы из двадцати семей и составил 82% детей.
Изменились и родительские установки, так в результате повторной диагностики, 100% родителей отметили у себя преобладание положительных установок. Следовательно, анализ результатов контрольного исследования убедил нас в том, что произошли существенные изменения в улучшении родительско-детских отношений. Мы доказали, что взаимодействие семьи и школы оказывает положительное влияние на воспитание школьника.



1. Бардиер Г.Л., Никольская И.М. Что касается меня...: Сомнения и переживания младших школьников. - СПб.: Речь, 2005. - 203 с.
2. Башмакова Е.А. Работа педагога с семьями учащихся. Учебное пособие. - М.: ГОУ Педагогическая академия, 2011. - 264 с.
3. Белинский В.Г. Избранные философские сочинения / Белинский, Виссарион Григорьевич. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 591с.
4. Бесчастная А.А. Особенности жизни детей в условиях современных российских городов: диссертация ... доктора социологических наук: 22.00.04 / Бесчастная Альбина Альбертовна. Саранск, 2016. - 391 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
6. Буланова-Топоркова М.В. и др. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ Под общ. ред. В.С. Кукушкина. - Ростов н/Д: Март, 2002. - 320 с.
7. Бурменская Г.В. Хрестоматия по детской психологии. От младенца до подростков. - М.: МПСИ, 2008. - 656 с.
8. Варга А.Я. Современный ребёнок. Энциклопедия взаимопонимания. - М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2006. - 640 с.
9. Волков Б.С., Волкова Н.В. Практические вопросы детской психологии. - СПб.: Питер, 2009. - 208 с.
10. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 272 с.
11. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2002. - 336 с.
12. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: Сфера, 2001. - 240 с.
13. Горлова Е.Л. Центральное психологическое новообразование младшего школьного возраста как основа развивающего обучения: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М.: 2002. - 28 с.
14. Истратова О.Н., Широкова Г.А. Большая книга детского психолога. - М.: Феникс, 2011. - 576 с.
15. Касьянов С. Психологические тесты. - М. : Эксмо, 2006. - 608 с.
16. Колеченко А.К. Психология и технология воспитания. Монография.
- СПб.: КАРО, 2006. - 124 с.
17. Коменский Я.А. Учитель учителей («Материнская школа», «Великая дидактика» и др. произв. с сокращ.). М.: Карапуз, 2009. - 288 с.
18. Котова Е.В. Детско-родительские отношения в различных типах семей. - Красноярск: РИО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2004. - 156 с.
19. Кошкарова Т. А. Психологический анализ проблем детско- родительских отношений // Школа здоровья. - М.: Роспечать, 2004. - № 2.
20. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. — М.: Генезис, 2002. - 208 с.
21. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М.: Сфера, 2008. - 463 с.
22. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребёнка и обучения.
- М.: Смысл, 2009. - 426 с.
23. Майорова-Щеглова С.Н. Детство и отношения между поколениями в
современной России: три фактора трансформации. V Рязанские социологические чтения: Материалы Всероссийской (с
международным участием) научно-практической конференции, Ряз. Гос. Ун-т им С.А.Есенина, 25-26 ноября 2014 г. / Отв. ред. Горнов В.А., Анисина Е.А. - Рязань: РИД, 2015. - 304 с.
24. Макаренко А.С., Невская С. С. «Воспитание гражданина в педагогике А. С. Макаренко. В 2 частях». - М.: Академический Проект, 2006. - 773 с.
25. Мальтиникова, Н.П. Методологические приоритеты рассмотрения
детско-родительских отношений в системе взаимодействия
образовательного учреждения с семьей // Методология педагогики: актуальные проблемы и перспективы. - Челябинск, 2009. - 732 с.
26. Немов Р.С. Психология. Психология образования. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 496 с.
27. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.
28. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. -М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 319 с.
29. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее «я» человека // Вопросы психологии. - М.: НИИТ МГАФК, 1995. - №2.
30. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.
31. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов. - М.: ГНОМ и Д, 2008. - 160 с.
32. Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье: дошкольный и школьный возраст: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006. - 327 с.
33. Пидкасистый П.И. Педагогика. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
34. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
35. Разумова А. В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей // Вестник Московского университета, 2000. - №1.
36. Романова Е. С. Графические методы в практической психологии. - СПб.: Речь, 2001. - 416 с.
37. Руденко А.М. Методика воспитательной работы/ А.М. Руденко [и др.]; под ред. А.М. Руденко. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 283 с.
38. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. - СПб.: Речь, 2005. - 384 с.
39. Семья - основа нации. Татарские просветители о семье и воспитании. Т. 4. Закир Кадыри. Мир девочек / Науч. ред. Ф.А. Ильдарханова, подготовка текста и перевод Р.Р. Абызовой. - Казань: Изд-во Академии наук РТ, 2015. - 228 с.
40. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско- родительских отношений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 96 с.
41. Сластенин В.А. и др. Педагогика/ Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
42. Старостина Ю.А. Феномен форсированного развития дошкольников в современной российской семье.: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.13 / Старостина Ю. А. -М., 2017. - 199 с.
43. Фомина Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений. -М.: Молодой ученый, 2014. - №2.
44. Фуряева Т.В. Детско-родительское сообщество: теория и практика социально-педагогического сопровождения. - Красноярск: РИО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2003. - 132 с.
45. Хеллингер Б. Порядки помощи. - М.: Институт консультирования и семейных решений, 2009. - 283 с.
46. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 432 с.
47. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. - 768 с.
48. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи: учеб. пособие / Э.Г. Эйдемиллер - СПб.: Питер, 2009. - 656 с.
49. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. [Электронный
ресурс]. URL:
ййр://па5ЙаисйеЬа.ги/у46726/буянов_м.и._ребенок_из_неблагополучной_семьи?раде=3 (дата обращения: 03.11.2017).
50. Глоба Л. Г. Исследование детско-родительских отношений как фактора развития агрессивности детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2014. — №11. — С. 363-377. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/70/11148/(дата обращения: 01.08.2017).
51. Гулдинг Мэри М., Гулдинг Роберт Л. Психотерапия нового решения. [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.me/br/?b=11286&p=1(дата обращения: 03.08.2017).
52. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/3/0386/3-0386-46.shtml (дата обращения: 02.10.2017).
53. Кучина Н.С. Родительские установки и их влияние на развитие
ребенка. [Электронный ресурс]. URL:
https://multiurok.ru/files/roditelskie-ustanovki-i-ikh-vliianie-na-razvitie-r.html (дата обращения: 22.10.2017).
54. Основные категории педагогики. [Электронный ресурс]. URL: https://studopedia.ru/10_194772_osnovnie-kategorii-pedagogiki.html (дата обращения: 24.08.2017).
55. Роль Эксперимента в психолингвистике. [Электронный ресурс]. URL: https://studopedia.su/13_3851_rol-eksperimenta-v-psiholingvistike.html(дата обращения: 23.10.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ