Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Театрализованная деятельность в коррекционной работе по речевым умениям с детьми средней группы в детском саду (Алтайский государственный педагогический университет)

Работа №47929

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольное образование

Объем работы39
Год сдачи2018
Стоимость300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
342
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Констатирующий эксперимент проходил на базе муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Рябинка» с. Жилина, Первомайского района, Алтайского края. В эксперименте приняли участие дети средней группы данного дошкольного учреждения в возрасте 4-5 лет в количестве 20 человек, из них 10 девочек и 10 мальчиков.
Есть много приложений.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения театрализованной деятельности для развития речи детей дошкольного возраста 6
1.1 Характеристика театрализованной деятельности дошкольников 6
1.2 Роль театрализованных игр в активизации речевой деятельности дошкольников 9
1.3 Методы и приемы работы по развитию речи средствами театрализованной игры 12
Выводы по 1 главе 15
Глава 2 Изучение и развитие речевых умений у детей дошкольного возраста 17
2.1 Организация, проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента 17
2.2 Содержание работы по коррекции речевых умений 20
2.3 Анализ результатов контрольного эксперимента 21
Выводы по 2 главе 24
Заключение 26
Список использованных источников 28
Приложение А 31
Приложение Б 34


Речь является чудесным даром природы, который не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить, а взрослые должны приложить немалые усилия, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важным условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития. Речь, во всем ее многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
Именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Театрализованные игры позволяют успешно решать многие воспитательно-образовательные задачи дошкольной образовательной организации: развивать художественный вкус, творческие способности, фантазию, воображение, память. Ребенок усваивает идейное содержание произведения, логику и последовательность событий. При этом он знакомится с ярким выразительным народным языком, обогащает свой словарь, развивает речь, формирует внимание. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах таких исследователей, как Т.Н. Доронова, А.И. Буренина, Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович, М.Д. Маханева и др.
Театрализованная деятельность в дошкольном учреждении таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач в процессе организованной образовательной деятельности. Однако, данная деятельность не получает широкого применения в педагогической практике, поскольку недооценивается ее роль в развитии дошкольника. Наблюдается бессистемность и поверхность ознакомления с театром в детском саду, театрализованные игры детей характеризуются примитивностью импровизации, бедностью средств выразительности, используемых для создания образа, отсутствует готовность педагогов к руководству процессом восприятия театрального искусства и развития детской театрализованной деятельности.
Итак, имеется противоречие между необходимостью организации работы театрализованной деятельности и недостаточной разработанностью педагогических условий, содержания и методов работы с детьми дошкольного возраста.
Цель исследования: изучение театрализованной деятельности в коррекционной работе речевых умений с детьми среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- проанализировать научную литературу по теме исследования;
- провести психологическую диагностику детей среднего дошкольного возраста на предмет развития речевых умений;
- разработать мероприятия по развитию речевых умений детей средствами театрализованной деятельности;
- проанализировать полученные результаты и сделать соответствующие выводы.
Объект исследования: театрализованная деятельность дошкольников.
Предмет исследования: развитие речи детей средствами театрализованной деятельности.
Гипотеза исследования: предполагается, что элементы театрализованной деятельности в коррекционной работе окажут положительное влияние на формирование речевых умений детей среднего дошкольного возраста.
Методологической и теоретической основой исследования являются труды отечественных исследователей, таких как Е.А. Антипина, Л.Б. Дерягина, Е.И. Быкова, Е.В. Мигунова и др.
Методы исследования:
- теоретический анализ научной литературы по проблеме формирования самооценки при нарушении зрения;
- констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент с применением методики И.Ф. Павалаки;
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: МКДОУ «Детский сад «Рябинка» с. Жилино, Первомайского района Алтайского края. В эксперименте приняли участие дети средней группы данного дошкольного учреждения в возрасте 4-5 лет в количестве 20 человек.
Эксперимент состоял из трех этапов:
1. Констатирующий (1.09. - 15.09.2017 г.) - первичная психолого-педагогическая диагностика речевых умений детей, разработка мероприятий по развитию речевых умений посредством театрализованной деятельности.
2. Формирующий (18.09. - 29.12.2017 г.) - реализация мероприятий по развитию речевых умений детей.
3. Контрольный (9.01. - 19.01.2018 г.) - итоговая психолого-педагогическая диагностика детей для оценки качества и устойчивости результатов коррекционно-речевой работы, сравнительный анализ результатов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы психологами и педагогами дошкольных учреждений для развития речи детей.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованных источников и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно - в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе театрализованных игр. Они пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра – дело серьезное, но и веселое то же.
Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. Игры-драматизации позволяют решать одновременно несколько задач: развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, социально-эмоциональному развитию детей.
Театрализованные игры могут быть организованы в утренние и вечерние часы, органично включены в различные занятия, запланированы специально в недельном расписании по родному языку. Работа с детьми над образами персонажей включает в себя и развитие выразительности речи, и развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного развития. Главная особенность этих игр заключается в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать.
В ходе работы по изучению и формированию речевых умений были подобраны специальные игры, задания, упражнения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. На всем протяжении коррекционного процесса деятельность по формированию и развитию речевых умений была направлена на развитие звукопроизношения, фонематического слуха, речевое дыхание, выработку умения согласовывать движения и речь, снятие психоэмоционального напряжения, формирование умения повышать и понижать голос, обучение выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера, побуждение к диалогу и обучение анализу художественных произведений.
Исходя из описанного проведенного экспериментального исследования можно сделать вывод, что при использовании данной разработанной программы достигаются высокие результаты в коррекции выразительности речи. Это может говорить о том, что применение театрализованной деятельности в ходе регулярных занятий с детьми оказывают положительное влияние на формирование речевых умений. Большинство детей овладело способностями к свободному чтению стихотворений в заданном темпо-ритме, правильному и самостоятельному воспроизведению ритмического рисунка, правильной и самостоятельной оценке собственного темпа речи, понижению и повышению собственного голоса при произнесении различного речевого материала, правильной постановке логического ударения в речевом материале.
Результаты эксперимента подтверждают гипотезу, выдвинутую в настоящем исследовании о том, что элементы театрализованной деятельности в коррекционной работе окажут положительное влияние на формирование речевых умений детей среднего дошкольного возраста.
Проблема формирования речевых умений не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время. Данный практический материал может быть использован педагогами для развития выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста.



1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 400 с.
2. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: методические рекомендации – 3-е изд. / Е.А. Антипина. - М.: Сфера, 2012. - 128 с.
3. Ахромова, О.А. Роль театрализованных игр как интерактивного инструментария в дошкольной образовательной среде / О.А. Ахромова // Символ науки. - 2015. - №10. - С. 150-152.
4. Бизикова, О.А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. - 93 с.
5. Быкова, Е.И. Речевое развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности / Е.И. Быкова, И.В. Каргина, Н.А. Новикова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2012. – №1. - С.111-113.
6. Власенко, О.П. Театр кукол и игрушек в детском саду / О.П. Власенко. - М.: Учитель, 2016. - 292 с.
7. Григорьева, Т.С. Программа «Маленький актер»: для детей 5-7 лет. Методическое пособие / Т.С. Григорьева. - М.: Творческий Центр «Сфера», 2012 – 125 с.
8. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 128 с.
9. Дерягина, Л.Б. Театрализованная деятельность в ДОУ / Л.Б. Дерягина. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 128 с.
10. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.А. Дубровская и др.; под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 185 с.
11. Ежкова, Н.С. Дошкольная педагогика: учебное пособие для академического бакалавриата / Н.С. Ежкова. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 182 с.
12. Зацепина, М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности – 3-е изд. / М.Б. Зацепина. - М.: Сфера, 2015. - 128 с.
13. Иванова, Е.Л. Влияние театрализованных игр на культурно-речевое развитие детей / Е.Л. Иванова // Педагогическое образование в России. - 2014. - №5. - С. 128-130.
14. Комарова, Т.С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей: учебное пособие для СПО / Т.С. Комарова, А.И. Савенков. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 108 с.
15. Машковцева, Л.М. К вопросу развития выразительности речи дошкольников посредством театрализованных этюдов / Л.М. Машковцева // Концепт. - 2014. - №3. - С. 21-25.
16. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для СПО / Н.В. Микляева и др.; под ред. Н.В. Микляевой. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 434 с.
17. Мигунова, Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие – 2-е изд. / Е.В. Мигунова. - Великий Новгород: НовГУ, 2012. - 126 с.
18. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров / Н.В. Микляева. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 510 с.
19. Микляева, Н.В. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников / Н.В. Микляева. - М.: Сфера, 2013. - 192 с.
20. Петрова, Т.И. Театрализованные игры в детском саду – 3-е изд. / Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова.- М.: Школьная Пресса, 2012. - 128 с.
21. Современное образование: сб. учебно-методических работ / под ред. В.Л. Казанской. - М.: Директ-Медиа, 2016. - 255 с.
22. Сопова, М.Н. Детская игра и театрализация жизни / М.Н. Сопова // Вестник ВятГУ. - 2014. - №7. - С. 15-19.
23. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. - 5-е изд., стер. - М.: «Академия», 2012. - 256 с.
24. Театрализованные игры с детьми от 2 лет / Под ред. Т.А. Рокитянской, Е.В. Бояковой. - М.: Национальное образование, 2016. - 96 с.
25. Театр в чемоданчике. Творческая деятельность и речевое развитие в детском саду / Под ред. М.И. Кузнецовой. - М.: Национальное образование, 2017. - 84 с.
26. Тихомирова, О.В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для академического бакалавриата / О.В. Тихомирова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 155 с.
27. Турченко, В.И. Дошкольная педагогика. Учебное пособие / В.И. Турченко. - М.: Флинта, 2016. - 256 с.
28. Чусовская, А.Н. Сценарии театрализованных представлений и развлечений в ДОУ / А.Н. Чусовская. - М.: АРКТИ, 2014. - 74 с.
29. Шалахова, Е.С. Театрализованные игры для дошкольников / Е.С. Шалахова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2012. - №1. - С. 122-124.
30. Шатрова, С.А. Влияние литературных произведений на развитие художественной речи дошкольника / С.А. Шатрова // Концепт. - 2013. - №8. - С.46-50.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ