Театрализованная деятельность в коррекционной работе по речевым умениям с детьми средней группы в детском саду (Алтайский государственный педагогический университет)
Констатирующий эксперимент проходил на базе муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Рябинка» с. Жилина, Первомайского района, Алтайского края. В эксперименте приняли участие дети средней группы данного дошкольного учреждения в возрасте 4-5 лет в количестве 20 человек, из них 10 девочек и 10 мальчиков.
Есть много приложений.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения театрализованной деятельности для развития речи детей дошкольного возраста 6
1.1 Характеристика театрализованной деятельности дошкольников 6
1.2 Роль театрализованных игр в активизации речевой деятельности дошкольников 9
1.3 Методы и приемы работы по развитию речи средствами театрализованной игры 12
Выводы по 1 главе 15
Глава 2 Изучение и развитие речевых умений у детей дошкольного возраста 17
2.1 Организация, проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента 17
2.2 Содержание работы по коррекции речевых умений 20
2.3 Анализ результатов контрольного эксперимента 21
Выводы по 2 главе 24
Заключение 26
Список использованных источников 28
Приложение А 31
Приложение Б 34
Речь является чудесным даром природы, который не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить, а взрослые должны приложить немалые усилия, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важным условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития. Речь, во всем ее многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
Именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Театрализованные игры позволяют успешно решать многие воспитательно-образовательные задачи дошкольной образовательной организации: развивать художественный вкус, творческие способности, фантазию, воображение, память. Ребенок усваивает идейное содержание произведения, логику и последовательность событий. При этом он знакомится с ярким выразительным народным языком, обогащает свой словарь, развивает речь, формирует внимание. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах таких исследователей, как Т.Н. Доронова, А.И. Буренина, Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович, М.Д. Маханева и др.
Театрализованная деятельность в дошкольном учреждении таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач в процессе организованной образовательной деятельности. Однако, данная деятельность не получает широкого применения в педагогической практике, поскольку недооценивается ее роль в развитии дошкольника. Наблюдается бессистемность и поверхность ознакомления с театром в детском саду, театрализованные игры детей характеризуются примитивностью импровизации, бедностью средств выразительности, используемых для создания образа, отсутствует готовность педагогов к руководству процессом восприятия театрального искусства и развития детской театрализованной деятельности.
Итак, имеется противоречие между необходимостью организации работы театрализованной деятельности и недостаточной разработанностью педагогических условий, содержания и методов работы с детьми дошкольного возраста.
Цель исследования: изучение театрализованной деятельности в коррекционной работе речевых умений с детьми среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- проанализировать научную литературу по теме исследования;
- провести психологическую диагностику детей среднего дошкольного возраста на предмет развития речевых умений;
- разработать мероприятия по развитию речевых умений детей средствами театрализованной деятельности;
- проанализировать полученные результаты и сделать соответствующие выводы.
Объект исследования: театрализованная деятельность дошкольников.
Предмет исследования: развитие речи детей средствами театрализованной деятельности.
Гипотеза исследования: предполагается, что элементы театрализованной деятельности в коррекционной работе окажут положительное влияние на формирование речевых умений детей среднего дошкольного возраста.
Методологической и теоретической основой исследования являются труды отечественных исследователей, таких как Е.А. Антипина, Л.Б. Дерягина, Е.И. Быкова, Е.В. Мигунова и др.
Методы исследования:
- теоретический анализ научной литературы по проблеме формирования самооценки при нарушении зрения;
- констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент с применением методики И.Ф. Павалаки;
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: МКДОУ «Детский сад «Рябинка» с. Жилино, Первомайского района Алтайского края. В эксперименте приняли участие дети средней группы данного дошкольного учреждения в возрасте 4-5 лет в количестве 20 человек.
Эксперимент состоял из трех этапов:
1. Констатирующий (1.09. - 15.09.2017 г.) - первичная психолого-педагогическая диагностика речевых умений детей, разработка мероприятий по развитию речевых умений посредством театрализованной деятельности.
2. Формирующий (18.09. - 29.12.2017 г.) - реализация мероприятий по развитию речевых умений детей.
3. Контрольный (9.01. - 19.01.2018 г.) - итоговая психолого-педагогическая диагностика детей для оценки качества и устойчивости результатов коррекционно-речевой работы, сравнительный анализ результатов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы психологами и педагогами дошкольных учреждений для развития речи детей.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованных источников и приложения.
Развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно - в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе театрализованных игр. Они пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра – дело серьезное, но и веселое то же.
Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. Игры-драматизации позволяют решать одновременно несколько задач: развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, социально-эмоциональному развитию детей.
Театрализованные игры могут быть организованы в утренние и вечерние часы, органично включены в различные занятия, запланированы специально в недельном расписании по родному языку. Работа с детьми над образами персонажей включает в себя и развитие выразительности речи, и развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного развития. Главная особенность этих игр заключается в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать.
В ходе работы по изучению и формированию речевых умений были подобраны специальные игры, задания, упражнения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. На всем протяжении коррекционного процесса деятельность по формированию и развитию речевых умений была направлена на развитие звукопроизношения, фонематического слуха, речевое дыхание, выработку умения согласовывать движения и речь, снятие психоэмоционального напряжения, формирование умения повышать и понижать голос, обучение выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера, побуждение к диалогу и обучение анализу художественных произведений.
Исходя из описанного проведенного экспериментального исследования можно сделать вывод, что при использовании данной разработанной программы достигаются высокие результаты в коррекции выразительности речи. Это может говорить о том, что применение театрализованной деятельности в ходе регулярных занятий с детьми оказывают положительное влияние на формирование речевых умений. Большинство детей овладело способностями к свободному чтению стихотворений в заданном темпо-ритме, правильному и самостоятельному воспроизведению ритмического рисунка, правильной и самостоятельной оценке собственного темпа речи, понижению и повышению собственного голоса при произнесении различного речевого материала, правильной постановке логического ударения в речевом материале.
Результаты эксперимента подтверждают гипотезу, выдвинутую в настоящем исследовании о том, что элементы театрализованной деятельности в коррекционной работе окажут положительное влияние на формирование речевых умений детей среднего дошкольного возраста.
Проблема формирования речевых умений не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время. Данный практический материал может быть использован педагогами для развития выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 400 с.
2. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: методические рекомендации – 3-е изд. / Е.А. Антипина. - М.: Сфера, 2012. - 128 с.
3. Ахромова, О.А. Роль театрализованных игр как интерактивного инструментария в дошкольной образовательной среде / О.А. Ахромова // Символ науки. - 2015. - №10. - С. 150-152.
4. Бизикова, О.А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. - 93 с.
5. Быкова, Е.И. Речевое развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности / Е.И. Быкова, И.В. Каргина, Н.А. Новикова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2012. – №1. - С.111-113.
6. Власенко, О.П. Театр кукол и игрушек в детском саду / О.П. Власенко. - М.: Учитель, 2016. - 292 с.
7. Григорьева, Т.С. Программа «Маленький актер»: для детей 5-7 лет. Методическое пособие / Т.С. Григорьева. - М.: Творческий Центр «Сфера», 2012 – 125 с.
8. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 128 с.
9. Дерягина, Л.Б. Театрализованная деятельность в ДОУ / Л.Б. Дерягина. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 128 с.
10. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.А. Дубровская и др.; под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 185 с.
11. Ежкова, Н.С. Дошкольная педагогика: учебное пособие для академического бакалавриата / Н.С. Ежкова. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 182 с.
12. Зацепина, М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности – 3-е изд. / М.Б. Зацепина. - М.: Сфера, 2015. - 128 с.
13. Иванова, Е.Л. Влияние театрализованных игр на культурно-речевое развитие детей / Е.Л. Иванова // Педагогическое образование в России. - 2014. - №5. - С. 128-130.
14. Комарова, Т.С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей: учебное пособие для СПО / Т.С. Комарова, А.И. Савенков. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 108 с.
15. Машковцева, Л.М. К вопросу развития выразительности речи дошкольников посредством театрализованных этюдов / Л.М. Машковцева // Концепт. - 2014. - №3. - С. 21-25.
16. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для СПО / Н.В. Микляева и др.; под ред. Н.В. Микляевой. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 434 с.
17. Мигунова, Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие – 2-е изд. / Е.В. Мигунова. - Великий Новгород: НовГУ, 2012. - 126 с.
18. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров / Н.В. Микляева. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 510 с.
19. Микляева, Н.В. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников / Н.В. Микляева. - М.: Сфера, 2013. - 192 с.
20. Петрова, Т.И. Театрализованные игры в детском саду – 3-е изд. / Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова.- М.: Школьная Пресса, 2012. - 128 с.
21. Современное образование: сб. учебно-методических работ / под ред. В.Л. Казанской. - М.: Директ-Медиа, 2016. - 255 с.
22. Сопова, М.Н. Детская игра и театрализация жизни / М.Н. Сопова // Вестник ВятГУ. - 2014. - №7. - С. 15-19.
23. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. - 5-е изд., стер. - М.: «Академия», 2012. - 256 с.
24. Театрализованные игры с детьми от 2 лет / Под ред. Т.А. Рокитянской, Е.В. Бояковой. - М.: Национальное образование, 2016. - 96 с.
25. Театр в чемоданчике. Творческая деятельность и речевое развитие в детском саду / Под ред. М.И. Кузнецовой. - М.: Национальное образование, 2017. - 84 с.
26. Тихомирова, О.В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для академического бакалавриата / О.В. Тихомирова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 155 с.
27. Турченко, В.И. Дошкольная педагогика. Учебное пособие / В.И. Турченко. - М.: Флинта, 2016. - 256 с.
28. Чусовская, А.Н. Сценарии театрализованных представлений и развлечений в ДОУ / А.Н. Чусовская. - М.: АРКТИ, 2014. - 74 с.
29. Шалахова, Е.С. Театрализованные игры для дошкольников / Е.С. Шалахова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2012. - №1. - С. 122-124.
30. Шатрова, С.А. Влияние литературных произведений на развитие художественной речи дошкольника / С.А. Шатрова // Концепт. - 2013. - №8. - С.46-50.