Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности развития фонетического строя речи у детей с ОНР (Омский Государственный Педагогический Университет)

Работа №47928

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

логопедия

Объем работы33
Год сдачи2018
Стоимость350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
355
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа носит теоретический характер.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития фонетического строя речи у детей 5
1.1 Понятие «фонетика» в научной литературе 5
1.2.Особенности формирования фонетического строя речи в онтогенезе 8
1.3. Причины нарушений фонетического строя речи у детей 13
Выводы по 1 главе 16
Глава 2. Особенности развития фонетического строя речи у детей с общим недоразвитием речи 17
2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи 17
2.2. Характеристика фонетических нарушений у детей с общим недоразвитием речи 20
2.3. Особенности коррекционно-педагогической работы по развитию фонетического строя речи у детей с общим недоразвитием речи 22
Выводы по 2 главе 28
Заключение 29
Список использованных источников 30

Актуальность исследования обусловлена тем, что речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Речь имеет полифункциональный характер. Она выполняет коммуникативную функцию (средство общения), интеллектуальную функцию (средство обобщения), индикативную функцию (средство указания на предмет). Дети с общим недоразвитием речи, являются основным контингентом логопедических групп дошкольных образовательных учреждений, составляют сложную, разнородную группу по тяжести проявления дефекта и по природе его возникновения.
Актуальность проблемы развития фонетического строя речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) определяется тем значением, какую играет правильная речь в психическом развитии ребенка и готовности его к обучению в школе. Развитие фонетического строя речи является основным компонентом формирования нормированного произношения. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при достаточном количестве времени уделенного на развитие фонетического строя речи. Несомненна и связь фонетического строя речи и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонетического строя речи дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и.т.п.
Исследование формирования фонетического строя речи у детей с ОНР представлено в работах Р.Е. Левиной, Г.Р. Шашкиной, Т.Б. Филичевой и др. У отдельных авторов нарушения развития речи, рассматриваются, как дополнительный компонент, сопутствующий другим нарушениям в развитие, такой подход отмечен в трудах Е.М. Мастюковой, М.В. Ипполитовой, Г.В. Гуровица. Общие основы развития и формирования речи у дошкольников отражены в трудах С.Н. Цейтлин, Н. Х. Швачкина.
Цель исследования: изучить особенности развития фонетического строя речи у детей с ОНР.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности формирования фонетического строя речи в онтогенезе.
2.Охарактеризовать фонетические нарушения у детей с общим недоразвитием речи
3. Проанализировать особенности коррекционно-педагогической работы по развитию фонетического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: развитие фонетического строя речи у детей с ОНР.
Предмет исследования: особенности развития фонетического строя речи у детей с ОНР.
Теоретико-методологическая основа: при этом степень выраженности отклонений у разных компонентов фонетической стороны речи отличается. В литературных источниках (в работах Р.А. Беловой-Давид, Н.Н. Трауготт, А.Н. Корнева, В.К. Орфинской, Е.Ф. Соботович, В.А. Ковшикова, О.В. Правдиной, А.К. Марковой, С.Н. Шаховской, В.К. Воробьевой, Б.М. Гриншпун, С.И. Кайданова, Р.Е. Левина, Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкиной, Е.П. Черновой) имеются данные о сформированности компонентов произносительной стороны речи на разных уровнях речевого недоразвития.
Методы исследования: теоретические (анализ научной литературы по теме исследования, синтез и обобщение результатов отечественных и зарубежных исследований).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, в результате теоретического анализа литературы было выявлено фонетика - учение о звуках и других аспектах звуковой стороны языка (слог, ударение, интонация). В фонетике выделяют сегментные единицы (фраза, фонетическая синтагма, фонетическое слово, слог и звук) и суперсегментные единицы (слог, ударение и интонация), которые взаимосвязаны между собой. Наша речь - это поток звуков, звуковая цепь. Эта цепь членится на речевые единицы. Такими единицами является фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог и звук. Это основные единицы фонетики.
Как в норме, так и в патологии развитие детской речи представляет собой сложный и многообразный процесс. Дети не сразу и не вдруг овладевают звукопроизношением, слоговой структурой слов, словоизменением и т.п. Одно усваивается раньше, другое позже. На различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще не усвоенными или усвоенными не в полной мере.
Недостаточная сформированность речевого или фонетического слуха, т.е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы), вызывает недостатки звукопроизношения. Также важную роль в образовании звуков играют органы полости рта: язык, твердое и мягкое небо, альвеолы, нижняя челюсть, губы, зубы. Причины, вызывающие нарушения фонетической стороны речи, очень сложны и переплетены. Часто встречаются сочетания неблагоприятного окружения, наследственной предрасположенности, врожденных аномалий, повреждения мозга или нарушения созревания мозга под влиянием неблагоприятных факторов.
Анализ литературы показал, что речь детей общим недоразвитием речи характеризует неполноценное общее звучание речи, причиной которого является неправильное произношение отдельных звуков и значительные затруднения при воспроизведении слов различной слоговой структуры. Эти затруднения могут выражаться в искажении или замещении отдельных звуков, а также в перестановке, опускании или добавлении звуков и слогов. Рядом исследователей (Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, Л.Б. Есечко, А.К. Марковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной) отмечается, что произнесение слов у детей с вызывает ряд звуковых искажений, не наблюдающихся при изолированном произнесении этих же звуков.
Важно вовремя начать работу по преодолению фонетических нарушений, так как нарушения фонетической стороны речи с трудом поддаются коррекции, отрицательно влияют на формирование фонетического компонента речевой функциональной системы, вызывая вторичные отклонения в их развитии. Также у ребенка фонетические нарушения могут влиять на развитии таких психических процессов как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, затрудняющий общение. Для развития фонетической стороны речи у детей с ОНР необходимо проводить комплексное развитие различных сторон психической деятельности, в том числе используя музыкальные средства.



1. Артемова, Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: Автореф. дисс. канд. пед. наук. / Е.Э. Артемова. - М., 2015. - 149 с.
2. Александрова, Л.Ю. Гармонизация просодических возможностей детей как педагогическая проблема / Л.Ю. Александрова, Н.П. Спирина. - В. Новгород, 2016. - 187 с.
3. Беккер, К.П. Логопедия / К.П. Беккер. - М., 2013. - 178 с.
4. Белякова, Л.И. Логопедия. Дизартрия / Л.И. Белякова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 170 с.
5. Волкова, Л.С. Логопедия / Л.С. Волкова. - М.: Просвещение, 2012. - 178 с.
6. Виноградова, М.А. Состояние фонетической системы языка у детей с эспрессивной алалией / М.А. Виноградова // Логопед в детском сад. - 2017. 1 № 6(21). - С. 5-13.
7. Гвоздев, А. Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений / А. Н. Гвоздев. - М., 2015. - 120 с.
8. Картушина, М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие / М.Ю. Картушина. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 192 с.
9. Люблинская, А.А. Воспитателю о развитии ребенка / А.А. Люблинская изд.2-е, испр.и доп. – М.: Просвещение, 2012. -130 с.
10. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. - М., 2013. - 176 с.
11. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа по преодолению звукопроизношения у дошкольников со стертой формой дизартрии : автореф. дис. … канд. пед. наук / Л. В. Лопатина. - Спб, 2011. - 118 с.
12. Лурия, А.Д. Основы нейропсихологии / А.Д. Лурия. - М., 2013. - 185 с.
13. Лямина Г.М. К вопросу о механизме овладения произношением слов у детей второго-третьего годов жизни / Г.М. Лямина // Вопросы психологии - 2016. - №6. - С. 119-131
14. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. - М., 2012. - 140 с.
15. Оганесян, Е.В. Логопедическая ритмика / Е.В. Оганесян. - М., 2011. - 168 с.
16. Парамонова, Л.Г. Логопедия для всех / Л.Г. Парамонова. - СПб.: Питер, 2014. - 156 с.
17. Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. - Ростов н/Д : Феникс, 2013. - 176 с.
18. Правдина, О.В. Логопедия / О.В. Правдина. - М.: Просвещение, 2014. - 176 с.
19. Поддубная, Е.А., Музыкальные пальчиковые игры / Е.А.Поддубная. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. -140 с.
20. Потапчук, А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников / А.А.Потапчук, Т.С.Овчинникова. - СПб: Творческий центр Сфера, 2015. -130 с.
21. Тверская, О.Н. Логопедическая ритмика. Конспекты занятий с музыкальным сопровождением для детей 5-6 лет: практ. Пособие / О.Н. Тверская, Е.В. Каменских, В.Н. Беляева; Перм. Гос. Пед. Ун-т. - Пермь, 2011. - 191 с.
22. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б.Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Педагогика, 2013. - 176 с.
23. Флерова, Ж.М. Логопедия / Ж.М. Флерова. - изд. 4-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2013. - 190 с.
24. Хватцев, М.Е. Логопедия / М.Е. Хватцев. - М., 2014. - 170 с.
25. Швачкин, H. X. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте / H. X.Швачкин. - М.: Просвещение, 2014. - 176 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ