База исследования: МАОУ «Средняя школа №8» г. Когалыма с учащимися 3-го класса в количестве 20 человек.
Выборка: 20 учащихся 3-го класса, из них 10 мальчиков и 10 девочек.
Если поменять название базы исследования, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛИРОЭПИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ 6
1.1 Анализ УМК по литературному чтению по проблеме формирования у младших школьников на уроках литературного чтения представлений о лироэпических произведениях 6
1.2 Приемы формирования у младших школьников представлений о лироэпических произведениях 12
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ О ЛИРОЭПИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ 22
2.1 Процедура и содержание исследования 22
2.2 Анализ уровней сформированности у младших школьников представлений о лироэпическом произведении 24
2.3 Проект технологии формирования у младших школьников представлений о лироэпическом произведении 26
Выводы по второй главе 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Актуальность исследования. В современной начальной школе литературное чтение наряду с русским языком формирует грамотность младших школьников, а также способствует духовно-нравственному воспитанию. Одним из актуальных направлений уроков литературного чтения в начальной школе является изучение лироэпических произведений. Связано это с тем, что одна из целей изучения литературного чтения, согласно содержанию ФГОС НОО, направлена на обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, а также формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Проблема изучения лироэпических произведений в начальной школе остается актуальной. Осмысление жанра лироэпических произведений остается сложной задачей для младших школьников. Во-первых, дети не осознают ритмико-композиционных особенностей данного вида произведений и поэтому плохо читают их выразительно; во-вторых, часто не различают былинного, мифологического и сказочного героев; в-третьих, не видят жанровое особенности лироэпических произведений.
Проблема формирования представлений младших школьников о лироэпических произведениях проанализирована в научных трудах М.П. Воюшиной, Е.С. Салахутдиновой, Н.Н. Светловской и др. Методические приемы обучения младших школьников выделению жанровых особенностей произведений раскрыты в работах Е.Н. Ахтырской, В.И. Водовозовой, О.Н. Крыловой и др. Критерии и показатели определения уровня сформированности представлений младших школьников о лироэпических произведениях определены в диссертационном исследовании Н.В. Душкиной. Однако, несмотря на достаточное количество научных работ, посвященных проблеме формирования у младших школьников представлений о жанрах произведения, вопрос формирования представлений у младших школьников о лироэпических произведений остается малоизученным.
В настоящее время существуют противоречия:
- между потребностью в изучении младших школьников лироэпических произведений на уроках литературного чтения и недостаточной разработке данной проблемы в методической литературе;
- между потребностью педагогов в технологии формирования у младших школьников представлений о лироэпическом произведении и ее отсутствии.
Проблема исследования: какова технология формирования у младших школьников представлений о лироэпическом произведении.
Цель исследования – изучить проблему формирования у младших школьников представлений о лироэпическом произведении.
Объект исследования – процесс формирования у младших школьников представлений о лироэпическом произведении.
Предмет исследования – педагогическая технология формирования у младших школьников представлений о лироэпическом произведении.
Гипотеза исследования: процесс формирования у младших школьников представлений о лироэпическом произведении будет успешным, если:
- будут определены критерии и показатели уровней сформированности у младших школьников представлений о лироэпическом произведении;
- будет разработан проект педагогической технологии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы формирования у младших школьников представлений о лироэпическом произведении в научной литературе.
2. Определить критерии и показатели, уровня сформированности у младших школьников представлений о лироэпическом произведении.
3. Разработать проект педагогической технологии формирования у младших школьников представлений о лироэпическом произведении.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; эмпирические – педагогический эксперимент (констатирующий этап).
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный проект педагогической технологии формирования у младших школьников представлений о лироэпическом произведении может быть использован на уроках литературного чтения учителями начальных классов.
Этапы исследования:
На первом этапе – поисково-теоретическом (сентябрь – октябрь 2018 г.), на котором изучались и анализировались психолого-педагогические исследования. Были определены методология и методика исследования, проблема, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.
На втором этапе – опытно-экспериментальном (ноябрь 2018 г. – декабрь 2018 г.). На этом этапе осуществлялся констатирующий эксперимент, систематизировался полученный материал, осуществлялся анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных данных.
На третьем этапе – итогово-аналитическом (январ-марть 2019 г.). Данный этап был посвящен систематизации и обобщению результатов экспериментальной работы, оформлялись результаты исследования.
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе МАОУ «Средняя школа №8» г. Когалыма с учащимися 3-го класса в количестве 20 человек.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы.
Лироэпические произведения – произведения, совмещающие в себе признаки эпоса и лирики как литературных родов. Как и в эпосе, в них есть сюжет, предметный мир и более или менее развитая система персонажей. Лирическое начало проявляется в наличии лирического героя, который может совпадать с одним из персонажей или с повествователем. Лироэпические произведения сочетают эпическое изображение внешнего мира с его субъективным восприятием.
Изучая лироэпические произведения, учитель знакомит младших школьников с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; учит воспринимать лироэпические произведения как особый вида искусства, который рассказывает об историческом прошлом родины; учащиеся учатся высказывать свою точку зрения об историческом событии и героях, а также учатся слушать мнение собеседника. Таким образом, достигаются личностные результаты, предусмотренные ФГОС.
Анализируя лироэпические произведения, а также деля текст на смыслообразующие части (завязка, развитие событий, кульминация, развязка), составляя план для написания сочинений по прочитанным произведениям и находя средства художественной выразительности, младшие школьники овладевают метапредметными результатами обучения в начальной школе. Результатом обучения анализу лироэпических произведений в начальной школе является написание сочинений повествования и сочинений описания о прочитанных героях и событиях, что развивает речевую деятельность и текстовые умения младших школьников, что является предметным результатом обучения в начальной школе.
Проанализировав современные УМК, мы можем сделать вывод, что лироэпические произведения встречаются во всех УМК, но в разном количестве, на разных ступенях начального обучения младших школьников, а также, посвященные разным историческим событиям и героям. При анализе УМК было выявлено, что в начальной школе на уроках литературного чтения изучаются такие лироэпические произведения как былины, богатырские сказки, летописи, исторические песни, а также авторские произведения об истории страны и народа.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы было организовано и проведено экспериментальное исследование. Анализ результатов диагностики свидетельствует о том, что у третьеклассников в основном на среднем (60%) и низком (15%) уровнях сформированы представления о лироэпическом произведении. Следовательно, необходима специальная работа, направленная на формирование у младших школьников представлений о лироэпическом произведении.
В процессе работы по теме исследования была изучена работа по формированию литературоведческих знаний у младших школьников при изучении лироэпических произведений, в том числе и былин. Был разработан проект педагогической технологии, в котором определены основные методы и приемы формирования у третьеклассников представлений о лироэпическом произведении.
Итак, в ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Ахтырская, Е. Н. Взаимодействие искусств в курсе начального литературного образования [Текст] / Е. Н. Ахтырская // Практические аспекты дошкольной и школьной педагогики // Сб. ст. по материалам I междунар. Заочной науч.-практ. конф. – Новосибирск : Изд. АНС «СибАК», 2015. – С. 73– 78.
2. Ахтырская, Е. Н. Формирование духовно-нравственного мировоззрения младших школьников в урочной и внеурочной деятельности по литературному чтению [Текст] / Е. Н. Ахтырская // Непрерывная предметная подготовка в контексте педагогических инноваций : Сборник научных трудов Двенадцатой Международной заочной научно-методической конференции : в 2-х частях. Часть 1. – Саратов : Изд-во СРОО «Центр «Просвещение», 2016. – С.33 – 35.
3. Борисенко, И. В Парадоксально-игровая поэзия в начальной школе [Текст] / И. В. Борисенко // Начальная школа. – 2014. – № 7. – С. 71-74
4. Бушина, Е. И. Из опыта внеклассной работы по литературному чтению : Пособие для учителя [Текст] / Е. И. Бушнина. – Ульяновск : Учитель, 2018. – 59 с.
5. Водовозова, В. И. Уроки чтения в начальной школе [Текст] / В. И. Водовозова. – Москва : Просвещение, 2012. – 324 с.
6. Воюшина, М. П. Чтение как речевая и эстетическая деятельность. Монография [Текст] / М. П. Воюшина. – Санкт-Петербург : Сударыня,2007. – 320 с.
7. Душкина, Н. В. Методика обучения младших школьников чтению былин. Дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук / Н. В. Душкина. – М, 1996. – 224 с.
8. Крылова, О. Н. Чтение. Работа с текстом. 4 класс [Текст] / О. Н. Крылова. – Москва : Издательство «Экзамен», 2012. – 109 с.
9. Лахмотова, Е. А., Методические основы работы над эпическим родом литературы в начальных классах [Текст] / Е. А. Лахмотова, Е. Н. Ахтырская // «Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования» : Электронный сборник статей по материалам Х студенческой международной научно-практической конференции. – Новосибирск : Изд. АНС «СибАК». – 2016. – № 7 (10). – С. 141-147.
10. Литературное чтение. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1 [Текст] / Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, В. Г. Горецкий 6-е изд. – Москва : Просвещение: 2016. – Ч.1 – 160 с.
11. Литературное чтение. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1 [Текст] / Л. Ф. Климанова, М. В. Голованова, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение: 2016. – Ч.1 – 154 с.
12. Лукашина, О. Л. Уроки литературного чтения в свете требований ФГОС [Текст] / О. Л. Лукашина // Педагогика. – 2016. – №3. – С. 33-38.
13. Осмоловская, И. М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов [Текст] / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. – 2012. – № 10. – С. 13-17.
14. Поздеева, С. И. Методика литературного чтения и работы с детской книгой [Текст] / С. И. Поздеева, Н. С. Хохом. – Томск, издательство Томского ЦНТИ, 2009. – 120 с.
15. Посашкова, Е. В. Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя : Учебно-методическое пособие [Текст] / Е. В. Посашкова. – Екатеринбург, 2002. – 225 с.
16. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 5-е изд., перераб. [Текст]. – Москва : Просвещение, 2011. – 341 с.
17. Рейс, Г. А. Формирование читательских умений и развитие художественного вкуса младших школьников [Текст] / Г. А. Рейс, Т. А. Лихачева // Начальная школа плюс до и после. – 2008. – № 11. – С. 32-38.
18. Салахутдинова, Е. С. Педагогическая поддержка младших школьников в процессе обучения чтению : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 [Текст] / Е. С. Салахутдинова. – Ростов-на-Дону, 2011. – 299 с.
19. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. [Текст] : пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – Москва : Просвещение, 2011. – 528 с.
20. Светловская, Н. Н. Обучение детей чтению : Практическая методика: Учеб. особие для студ. пед. вузов [Текст] / Н. Н. Светловская. – Москва : Издательский центр «Академия», 2001. – 288 с.
21. Светловская, Н. Н. Обучение чтению и законы формирования читателя [Текст] / Н. Н. Светловская // Начальная школа. – 2013. – № 1. – С. 11-18.
22. Суслова, Н. М. Воспитать читателя [Текст] / Н. М. Суслова // Народное образование. – 2012. – № 1. – С. 69-70.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки РФ. – 2-е изд. – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
24. Шарапова, Н. В. Трудности изучения былин в начальной школе [Текст] / Н. В. Шарапова // Начальная школа. – 2011. – №2. – С. 34-37.
25. Яркова, И. И. Знакомство младших школьников с богатырскими сказками [Текст] / И. И. Яркова // Воспитание школьников. – 2013. – №4. – С. 62-66.